1.2 Методы оценки бизнеса, стр. 1 — из дипломной работы Определение рыночной стоимости бизнеса ООО Фотоклуб

Для определения рыночной или другого вида стоимости применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов оценки. Каждый метод оценки предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость бизнеса на конкретную дату и все методы являются рыночными, т.к. учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски, сопряженные с оцениваемым бизнесом, и предполагаемую «реакцию» рынка при сделках купли-продажи с оцениваемым объектом.

В зависимости от факторов стоимости, являющихся основными переменными в алгоритмах, методы оценки подразделяются на методы доходного, сравнительного и затратного подхода. Каждый под ход позволяет «уловить» определенные факторы стоимости. Так, при оценке с позиции доходного подхода, во главу угла ставится доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше вели чина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Доходный подход — это определение текущей стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, принесут использование и возможная дальнейшая продажа собственности. В данном случае применяется оценочный принцип ожидания[1].

Хотя, как правило, доходный подход является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный или сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной другими подходами.

Методы, используемые в рамках доходного подхода, можно разделить на две группы: методы, основанные на пересчете будущих ежегодных доходов компании в текущую стоимость (методы дисконтирования доходов); методы, базирующиеся на накоплении средней величины дохода (методы капитализации доходов).

Методы дисконтирования доходов предполагают составление четкого прогноза динамики развития предприятия, как правило, на ближайшие 3 — 7 лет, т.е. вплоть до момента, когда колебаниями в темпах роста можно пренебречь. Все спрогнозированные доходы затем дисконтируются, их будущая величина приводится к стоимости на дату оценки. Таким образом, основные задачи при использовании методов дисконтирования состоят в правильном прогнозе будущих доходов компании и учете факторов риска в ставке дисконта (коэффициенте пересчета).

В настоящее время методы оценки бизнеса, основанные на дисконтировании дохода, дают более корректный результат по сравнению с методами, основанными на капитализации дохода.

В отличие от метода дисконтирования метод капитализации предполагает, что в будущем все ежегодные доходы компании примерно одинаковы, либо имеют постоянную величину среднегодовых темпов роста. Подобный подход в определенном смысле проще, чем дисконтирование доходов, поскольку не требует составления средне-и долгосрочных прогнозов доходов. Однако время метода, основанного на капитализации дохода, придет несколько позже, и сегодня применение капитализации в оценке бизнеса ограничено кругом крупнейших российских предприятий с относительно стабильными доходами.

В основе всех расчетов лежит экономическая категория дохода. В качестве дохода в оценке бизнеса могут выступать прибыль предприятия, выручка, выплачиваемые или потенциальные дивиденды, денежный поток. В зависимости от того, что выбрано экспертом — оценщиком в качестве дохода, различают соответствующие методы дисконтирования и капитализации:

  • метод дисконтирования прибыли, метод дисконтированных дивидендных выплат, метод дисконтированного денежного потока;
  • метод капитализации нормализованной прибыли, метод капитализации выручки, метод капитализации дивидендных выплат, метод капитализации нормализованного денежного потока.

[1] Оценка стоимости предприятия (бизнеса)/А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, М.А. Эскиндаров, Т.В. Тазихина, Е.Н. Иванова, О.Н. Щербакова. — М.: ИНТЕРРЕКЛАМА, 2003.