Донской государственный технический университет
Негодаев И.А.
Информатизация культуры
Ростов-на-Дону
2002
В книге представлена информатизации общества как технико-социокультурный процесс, дана характеристика культуры эпохи информатизации, как важнейшей составляющей этого процесса. Автор рассматривает те изменения, которые происходят в современной культуре, формирование информационной культуры в целом и ее важнейших составляющих – экранной, компьютерной и интернет культуры.
По поводу книги И.А.Негодаева «Информатизация культуры».
Среди факторов, влияющих на жизнь общества, немаловажное значение имеет техника. Вполне естественно, что сущность, развитие, функционирование техники и те социальные последствия, которые она оказывает на различные сферы жизнедеятельности людей, всегда привлекли внимание как обыденной, так и научной мысли.
Многие технические науки – теория механизмов и машин, сопротивление материалов, детали машин и другие изучают технику: её структуру, работу, материал и т.д. Естественные науки – физические, химические, а в последнее время и биологические, исследуют те законы и процессы, используя которые люди создают технические артефакты. Экономические науки интересуются эффективностью функционирования технических устройств, эргономика – оптимальными методами взаимодействия человека с машиной, а экология - воздействием техноса на окружающую человека и общество природную среду. Если к этому добавить историю техники, исследующую основные этапы технического прогресса от каменных ударников до компьютеров, то невольно возникает вопрос – остается ли что-нибудь для философской мысли, есть ли исследовательское поле для философского анализа техники?
Философы на этот вопрос дают положительный ответ. Более того, такого же мнения придерживаются и многие представители инженерии. Напомним, что в философском осмыслении техники большую роль сыграли инженеры Э.Гартинг, И.Бекман, Ф.Рело и др., а также «Союз немецких инженеров». Необходимость философского видения техники актуализируется по мере роста её значимости в общественном развитии.
Основанием для такого утверждения является тезис: то, что есть у техники, не является сущностью техники. Компьютер, к примеру, состоит из процессора, винчестера, видеокарты, оперативной памяти, дисководов и других компонентов. Но они определяют только технологические свойства компьютера, т.е. его свойства, как технического артефакта. Однако, как писал М. Хайдеггер, «техника не тоже, что сущность техники» (119,251). Компьютер функционирует в определенной социальной среде, сущность этого информационного устройства определяются теми целями, которыми руководствуется пользователь, заставляющий компьютер действовать по заданной программе. В одних случаях - для расчета конструкции авиадвигателя, в других – для ограбления банков. Таким образом, компьютер – предмет, вещь, имеющая свойства информационного устройства в зависимости от выполняемых им функций. Именно эту сторону техники, эти проявляющиеся свойства компьютера и интересуют, прежде всего, философа. «Вот мы видим компьютеры, великолепную технику…Это предметы. Вещи, - говорил М. Мамардашвили на одной из своих лекций. – Но беда в том, что мы не видим мира, который за ним стоит. То, что есть у компьютера, не является свойством компьютера» (47, 298).
Увидеть то, что стоит за компьютером, за любым техническим артефактом, дано только человеку, как социальному существу. Животные воспринимают артефакт как вещь и не могут знать его смысла. Когда взорвали Храм Христа Спасителя в Москве, то от него осталась только груда камней, а на прежней высоте креста в воздухе вилось много птиц, бывших жителей храма, как будто они надеялись, что вернутся на насиженное место под крестом Храма. Но сам крест для них был всего лишь предмет, для птиц был чужд смысл самого креста, то есть того, что стоит за ним. Люди воспринимали крест Храма не как вещь, а как символ Веры. Человек понимает то, что стоит за техническим артефактом. Именно стремление познать тот мир, который стоит за техникой, и является предметом философского мышления. Философ в этом случае открывает мир осмысленных феноменов, показывая, выражаясь опять же словами М Марамдашвили, что «за всем этим стоит очень разветвленный и глубокий мир сил и развитых индивидов» (Там же).
Философское осмысление технического нацелено, прежде всего, на понимание техники, как реализации человеческих знаний. Техника проявляет себя как орудие человеческой деятельности и как сама эта деятельность. Её интегративные свойства проявляются при философском осмыслении техники как социального феномена. По существу, философия техники ведет разговор не о технике, а по поводу техники.
Именно в таком ключе написаны некоторые работы И.А.Негодаева. В представляемой работе техника рассматривается сквозь призму информатизации общества как технико-социокультурного феномена. Основное внимание в книге уделено еще малоисследованной проблеме воздействия техники на культурный потенциал общества. Читатель сможет ознакомиться не только с теми изменениями, которые претерпевают традиционные области культуры – элитарная и народная, но и с формированием новой, информационной культуры. Сквозь призму информатизации общества автор рассматривает формирование и функционирование таких новых областей культуры, как экранная, компьютерная и интернет культуры.
Можно надеяться, что читатель найдет полезный и интересный материал по многим вопросам информатизации общества и его культуры.
Заслуженный деятель науки и техники
Российской Федерации,
доктор технических наук, профессор
А.А.Рыжкин.
«В настоящий момент человечество
вступило в такой процесс мутации,
метаморфозы, что завтрашний мир
будет в корне отличен от вчерашнего»
Ж. Фурастье
Донской государственный технический университет
Негодаев И.А.
Информатизация культуры
Ростов-на-Дону
2002
В книге представлена информатизации общества как технико-социокультурный процесс, дана характеристика культуры эпохи информатизации, как важнейшей составляющей этого процесса. Автор рассматривает те изменения, которые происходят в современной культуре, формирование информационной культуры в целом и ее важнейших составляющих – экранной, компьютерной и интернет культуры.
По поводу книги И.А.Негодаева «Информатизация культуры».
Среди факторов, влияющих на жизнь общества, немаловажное значение имеет техника. Вполне естественно, что сущность, развитие, функционирование техники и те социальные последствия, которые она оказывает на различные сферы жизнедеятельности людей, всегда привлекли внимание как обыденной, так и научной мысли.
Многие технические науки – теория механизмов и машин, сопротивление материалов, детали машин и другие изучают технику: её структуру, работу, материал и т.д. Естественные науки – физические, химические, а в последнее время и биологические, исследуют те законы и процессы, используя которые люди создают технические артефакты. Экономические науки интересуются эффективностью функционирования технических устройств, эргономика – оптимальными методами взаимодействия человека с машиной, а экология - воздействием техноса на окружающую человека и общество природную среду. Если к этому добавить историю техники, исследующую основные этапы технического прогресса от каменных ударников до компьютеров, то невольно возникает вопрос – остается ли что-нибудь для философской мысли, есть ли исследовательское поле для философского анализа техники?
Философы на этот вопрос дают положительный ответ. Более того, такого же мнения придерживаются и многие представители инженерии. Напомним, что в философском осмыслении техники большую роль сыграли инженеры Э.Гартинг, И.Бекман, Ф.Рело и др., а также «Союз немецких инженеров». Необходимость философского видения техники актуализируется по мере роста её значимости в общественном развитии.
Основанием для такого утверждения является тезис: то, что есть у техники, не является сущностью техники. Компьютер, к примеру, состоит из процессора, винчестера, видеокарты, оперативной памяти, дисководов и других компонентов. Но они определяют только технологические свойства компьютера, т.е. его свойства, как технического артефакта. Однако, как писал М. Хайдеггер, «техника не тоже, что сущность техники» (119,251). Компьютер функционирует в определенной социальной среде, сущность этого информационного устройства определяются теми целями, которыми руководствуется пользователь, заставляющий компьютер действовать по заданной программе. В одних случаях - для расчета конструкции авиадвигателя, в других – для ограбления банков. Таким образом, компьютер – предмет, вещь, имеющая свойства информационного устройства в зависимости от выполняемых им функций. Именно эту сторону техники, эти проявляющиеся свойства компьютера и интересуют, прежде всего, философа. «Вот мы видим компьютеры, великолепную технику…Это предметы. Вещи, - говорил М. Мамардашвили на одной из своих лекций. – Но беда в том, что мы не видим мира, который за ним стоит. То, что есть у компьютера, не является свойством компьютера» (47, 298).
Увидеть то, что стоит за компьютером, за любым техническим артефактом, дано только человеку, как социальному существу. Животные воспринимают артефакт как вещь и не могут знать его смысла. Когда взорвали Храм Христа Спасителя в Москве, то от него осталась только груда камней, а на прежней высоте креста в воздухе вилось много птиц, бывших жителей храма, как будто они надеялись, что вернутся на насиженное место под крестом Храма. Но сам крест для них был всего лишь предмет, для птиц был чужд смысл самого креста, то есть того, что стоит за ним. Люди воспринимали крест Храма не как вещь, а как символ Веры. Человек понимает то, что стоит за техническим артефактом. Именно стремление познать тот мир, который стоит за техникой, и является предметом философского мышления. Философ в этом случае открывает мир осмысленных феноменов, показывая, выражаясь опять же словами М Марамдашвили, что «за всем этим стоит очень разветвленный и глубокий мир сил и развитых индивидов» (Там же).
Философское осмысление технического нацелено, прежде всего, на понимание техники, как реализации человеческих знаний. Техника проявляет себя как орудие человеческой деятельности и как сама эта деятельность. Её интегративные свойства проявляются при философском осмыслении техники как социального феномена. По существу, философия техники ведет разговор не о технике, а по поводу техники.
Именно в таком ключе написаны некоторые работы И.А.Негодаева. В представляемой работе техника рассматривается сквозь призму информатизации общества как технико-социокультурного феномена. Основное внимание в книге уделено еще малоисследованной проблеме воздействия техники на культурный потенциал общества. Читатель сможет ознакомиться не только с теми изменениями, которые претерпевают традиционные области культуры – элитарная и народная, но и с формированием новой, информационной культуры. Сквозь призму информатизации общества автор рассматривает формирование и функционирование таких новых областей культуры, как экранная, компьютерная и интернет культуры.
Можно надеяться, что читатель найдет полезный и интересный материал по многим вопросам информатизации общества и его культуры.
Заслуженный деятель науки и техники
Российской Федерации,
доктор технических наук, профессор
А.А.Рыжкин.
«В настоящий момент человечество
вступило в такой процесс мутации,
метаморфозы, что завтрашний мир
будет в корне отличен от вчерашнего»
Ж. Фурастье