1.1.Знание – главный фактор информатизации общества
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13История общества меньше всего уподобляется течению спокойной реки на равнине или прямой дороге, покрытой асфальтом. Меняется историческое пространство: кануло в лету представление об ойкумене за «геракловыми столпами». Люди охватили своей деятельностью почти все уголки земного шара от льдов Арктики и пустынь Африки и Гоби, до высочайших вершин Гималаев и ледников Антарктики. Изменяется и историческое время. Если скорость течения времени определяется скоростью происходящих процессов, то историческое время не имеет постоянной и неизменной скорости. Исторических событий в считанные дни бурного развития может произойти столько и таких, которые происходят за долгий исторический период относительно спокойного развития и которые подчас определяют ход истории на многие годы вперед.
Чем же это можно объяснить? Причины, видимо, следует искать в сфере жизнедеятельности главного действующего лица социальной жизни, этого, по выражению К. Маркса, «автора и актера» драмы, называемой историей общества – в человеке, в людях, в их деятельности. В самом деле, история общества является результатом совместной (порой сознательной, порой стихийной) деятельности людей. Её разнообразный характер и определяет разноцветье исторического процесса. В пестрой ленте исторических деяний людей выделяются различные виды человеческой активности по их характеру, средствам и целям, по значимости в жизни социума – труд, общение, познание, жизнеобеспечение.
Человеческая деятельность приводит в движение самые различные общественные сферы - от материально-производственной до духовной. В различные исторические периоды те или иные сферы социума приобретают активную значимость. При взгляде на время первобытно - родового строя сначала мы ведем речь о ручных орудиях труда. Только затем в поле нашего внимания попадают первобытное мышление, мифы и ритуальные танцы. Когда же мы останавливаем свое внимание на античном обществе, то вначале говорим об историках Фукидиде и Плутархе, комедиографах Аристофане и Алексиде, драматургах Эсхиле и Софокле, философах Демокрите и Платоне, т.е. обращаем внимание на духовную культуру, на великое классическое наследство античности. Наше время характеризуется бурным, все ускоряющемся научно-техническим прогрессом и не случайно при взгляде на современность в поле нашего внимания попадают, прежде всего, наука и техника.
Как бы не была значима духовная жизнь того или иного исторического времени, общество всегда в первую очередь заботилось о производстве материальных благ - том непременном феномене, без которого его существование, а уж тем более развитие, невозможно. Именно этот феномен, в конечном счете, является определяющим все остальные сферы жизнедеятельности людей. И это вполне понятно, поскольку для своей жизни люди нуждаются в пище и одежде, в жилище, средствах передвижения и связи, т.е. в том, что в готовом виде природа не дает и что должно производится.
В ходе производственного процесса в той или иной мере и пропорции, но всегда были задействованы три основных фактора – материал, энергия и знание. Однако удельный вес этих факторов, их значимость для производственной деятельности человека были различны в те или иные периоды истории.
Первые ступени жизни общества характерны огромной ролью используемого в производстве природного, а затем и искусственного материалов. Это отразилось на названии отдельных периодов этого времени – век каменный, медный, бронзовый, железный. Затем большую значимость приобрела используемая энергия - век пара, электричества, атомной энергии. Наконец, в наше время все в большей мере на первый план выходит информация и знание, используемые в производственной и вообще во всей практической деятельности человека. «Главное значение имеют уже не мускульная сила и не энергия, а информация» – пишет Д. Белл. (2, 171).
Отметим сразу, что знание всегда как бы оживляло материал и энергию, оно всегда было важнейшим фактором материального производства. «Знание и могущество человека совпадают» - пишет Э.Тоффлер (105,522). Действительно, уже первобытный человек должен был знать, как пользоваться рубилом, резцом или лощилом для изготовления наконечников, игл или проколок из кости, рога или бивня мамонта. Крупнейший английский физик, Нобелевский лауреат за работы в области квантовой механики Дж. Томсон писал: «В техническом прогрессе участвуют три основных элемента: знание, энергия и материал, От этих трех элементов зависит, насколько цивилизация может господствовать над природой. Знание, безусловно, является главным из них; без него остальные два элемента бесполезны» (103,40-41). Аргументируя главнейшую роль знания в материальном производстве, известный английский философ К. Поппер высказывает интересное предположение. Представьте себе, пишет он в своей книге «Открытое общество и его враги», что существующая ныне экономика и техника уничтожены, но техническое и научное знание сохранилось, В таком случае через некоторое время (хотя и с большими трудностями и пусть в меньшем объеме) промышленность восстановится. Но если вообразить, что исчезли все наши знания, а материальные вещи сохранились, это привело бы к полному исчезновению материальных следов цивилизации.
Знание и информация всегда были обязательными компонентами в жизнедеятельности людей. Знания являются средством завоевания свободы человека, средством его освобождения от влияния стихийных объективных сил, раскрепощением личности. Но в условиях информационного общества знание выступает в новой ипостаси, оно в определенной мере становится самостоятельной силой, центральным фактором технического и социального развития. Для понимания изменения роли знания в информационном обществе, важно указать на обстоятельства, отмеченные М.Кастельсом. Он отмечает, что следует различать два понятия, которые имеются в английском языке – «информационное общество» ( information society) и «информациональное общество» ( informational sotiety). «Я утверждаю, - пишет он, - что информация в самом широком смысле, т.е. как передача знаний, имела критическую важность во всех обществах, включая средневековую Европу, которая была культурно структурирована и в некоторой степени объединена вокруг схоластики, иначе говоря, в основном в интеллектуальных рамках. В противоположность этому, термин «информациональное» указывает на атрибут специфической формы социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникшим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальным источником производительности и власти» (31,2).
Не вдаваясь в терминологические дебаты, становится ясным одно: роль знаний в информационном обществе необычайно возросла. Знание становится фундаментальной основой этого общества, всех его сфер – от производственно-экономической, до политической до духовно-культурной. Президент России В.В.Путин на встрече с одаренными детьми 30 апреля 2002 года в Кремле сказал знаменательную фразу: «самой лучшей валютой XXI века являются знания». Не случайно Д. Белл заявляет, что «информация – это власть». Действительно, кто обладает информацией, тот владеет властью. И, вместе с тем, информация выступает также источником стоимости. Стоимость произведенных товаров теперь определяется не только количеством общественно необходимого труда, затраченного на его производство, как об этом писали А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, но также количеством и качеством примененного в процессе производства товара знания.
Несмотря на ту главенствующую роль, которую играло знание в жизнедеятельности предыдущих ступеней исторического развития, значимость знания во много раз увеличилась в современных условиях. Это вполне естественно, поскольку работнику, имеющему дело с автоматом, роботом или компьютером нужны во много раз большие по объему и более глубокие по характеру знания, чем первобытному человеку, обрабатывающему резцом мамонтову кость. Знанием, информацией все в большей мере насыщаются все сферы жизнедеятельности современного человека. Более того, знание воздействует на само знание. Именно поэтому, наше время по праву получила название информационной эпохи. Вполне справедливо назвал этим термином известный социальный мыслитель нашего времени М. Кастельс свой трехтомный труд. Он в нем утверждает, что «знание и информация являются критически важными элементами во всех способах развития, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и обработке информации. Однако специфическим для информационного способа развития является воздействие знания на само знание как главный источник производительности» (Там же,39).
Проблема воздействия знания на само знание вводит нас в мир информации, информатизации общества и его результата – в мир информационного общества. Прежде чем войти в информационный мир, следует сказать несколько слов о том, что представляет собой информация, в чем ее отличие от часто сопутствующего ей понятия знания.
По нашему мнению, чтобы понять, что представляет собой информация, соотношение этого понятия с понятием знания, следует рассмотреть ряд понятий, который можно представить в виде цепочки «данные - тезаурус - информация – знание - информационный ресурс общества».
Данные - это сведения, представленные в определенной знаковой системе на определенном носителе с целью приема, обработки, хранения и передачи этих сведений. Данные – это своеобразная абстрактная субстанция, которая несет некоторую информацию но безотносительна к содержанию этой информации. Данные часто представляются в виде набора чисел. Источником данных может быть даже неисправный калькулятор. Такой набор цифр как 43 не имеют никакого содержания. Данные – это величины, их отношения, словосочетания, факты, сведения. Но эти сведения служат для какого-либо ввода и возможного решения, для получения информации. Данные должны быть обработаны соответствующим образом для извлечения из них информации. Данные, следовательно, служат сырьем, результатом обработки которых является информация.
Что же такое информация? Можно согласиться с высказыванием Т.Стоннера, что рассуждая об информационном обществе, мы тем не менее не знаем, что такое информация. Подобные мысли высказывались многими исследователями информации. В свое время «отец» кибернетики Н.Винер– науки, тесно связанной с информационными взаимодействиями систем с обратной связью, остроумно заметил, что информация есть информация, а не материя и не энергия. Н.Н.Моисеев утверждал, что информация – очень сложное и ёмкое явление, обладающее множеством характеристик, и его содержание зачастую угадывается лишь на уровне интуиции. В своих последних работах он высказывает мысль о принципиальной невозможности дать определение информации. «Строгого и достаточно универсального определения информации не только нет, но и быть не может, - пишет он. - Это понятие чересчур сложно» (55, 98).
Однако наука не может жить без определения тех понятий, которыми она оперирует. Этим объясняются различные попытки глубже понять природу информации и отразить ее сущность в ее определении. Отсюда – многочисленные мнения о сущности информации, множество ее определений. Спектр этих мнений достаточно широк.
Прежде всего, существуют различные мнения о носителе информации. Одни утверждают, что информация – свойство всей материи, и поэтому «информация является полноправной философской категорией (1,21). Другие понимают информацию как свойство только живой природы и общества. «Возможность передавать и получать информацию совсем не является привилегией людей, - пишет Н. Винер, - поскольку обнаружено, что в различной степени этой же способностью обладают, во всяком случае, млекопитающие, птицы, муравьи и пчелы» (9,12). Третьи понимают информацию как свойство всей живой материи. Так, В.И. Корогодин и В.Л.Корогодина пишут о различных видах информации. По их мнению, генетическая информация, свойственная уже растениям и грибам, содержится в молекулах ДНК и полностью определила эволюцию всех организмов, ведущих преимущественно прикрепленный образ жизни. Поведенческая информация свойственна животным. Она лежит в основе поступков животных, контролируется их нервной системой и формируется под влиянием жизненного опыта или процессов научения. Логическая информация, носителем которой является речь, свойственна человеку. Информацию названные авторы рассматривают как основу жизни. Они пишут: « Если генетическая информация породила жизнь, поведенческая – обеспечила разнообразие поведения высших животных, то логическая информация, передаваемая с помощью речи, вначале устной, а затем письменной, ознаменовала начало эры ноогенеза, эры рождения сферы разума, охватившего, вслед за биосферой, весь земной шар» (38,19).
Существует различные понимания не только по вопросу о носителе информации, но о самой ее сущности, отражаемой в определении этого понятия. Отсюда понимание информации как отрицания энтропии, устраненная неопределенность, передача разнообразия, оригинальность, новизна, мера сложности структур, вероятность выбора. Каждое их этих определений отражает тот факт, что само это понятие исторически изменчиво. Вначале оно отражало получаемые сведения, затем функцию статистических характеристик букв какого-либо языка и, наконец, меру упорядоченности. В итоге сформировались наиболее распространенные концепции информации, интегрируя все разнообразие взглядов по этой проблеме.
Первая концепция (К.Шеннон), понимает информацию достаточно формально, как объем кодированного сигнала при его передаче с помощью той или иной системы распространения данных. Эта концепция, отражая количественно-информационный подход, определяет информацию как меру неопределенности (энтропию) событий. Количество информации зависит от вероятности ее получения. Не учитывая смысловую сторону информации, такое ее понимание оказалось весьма полезным для измерения количества информации и оптимального кодирования в вычислительной технике. Кроме того, это понимание информации акцентирует внимание на таком важном ее свойстве, как новизна. Количество информации определяется снятой неопределенностью.
Вторая концепция рассматривает информацию как свойство (атрибут) всей материи. Она сформировалась в недрах кибернетики. Информацию в таком случае содержат любые сообщения, которые воспринимаются человеком или техническими средствами. Один из сторонников этой концепции акад. В.М. Глушков писал, что информацию несут не только письменные тексты или человеческая речь, но и природные явления – солнечный свет, шелест травы или шум водопада. «Информация в самом общем ее понимании, писал он, - представляет собой … меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы» (33,53). Согласно этой точке зрения информация как всеобщее свойство материи дает сведения о природных явлениях, их развитии и структуре, разнообразии и упорядоченности, «передачи, отражении разнообразия в любых объектах природы» (А.Д. Урсул).
Поскольку материя существует вечно, вечна и информация, которую человек или общество в целом может лишь получать, накапливать, перерабатывать и использовать в своей практической деятельности.
Третья точка зрения на сущность информацию понимает последнюю как часть человеческого знания, которая используется для активного действия, управления и самоуправления. В.Г.Афанасьев и другие сторонники такого подхода понимают информацию как содержание логического мышления, которое , воспринимаясь с помощью слышимого или видимого слова, может быть использовано людьми в их деятельности.
Информация – это данные, сопровождающиеся смысловой нагрузкой, «информация есть данные, которые были организованы и переданы» (31,39). Следовательно, чтобы извлечь информацию из данных, последние приходится обрабатывать. Для такой обработки требуется математическое обеспечение, алгоритм, т. е. некоторое знание. Обработанные данные, напр. 43 студента, являются информацией. Информация представляет собой набор новых сведений, которые могут быть использованы человеком в процессе его деятельности. Причем новизна – основная ценность информации. Чем новее информация, тем выше ее качество. Если автор повторяет в своей работе то, что содержится в работах другого автора, то его сочинение не несет никакой новой информации, оно лишь повторяет существующую.
Однако понятие «новая информация» относительно. Теорема о биноме Ньютона может быть новой для студента, приступающего к изучению курса высшей математики и давно уже известной и поэтому старой для преподавателя этого курса. Но хотя новизна информации относительна, все-таки чем больше новых данных подвергается обработке, тем новее и содержательнее становится информация как результат осмысления данных, тем в большей степени информация снимает неопределенность об окружающем мире. «Информация, - писал Н.Винер, - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших органов чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде…Действенно жить -– это, значит, жить, располагая правильной информацией» (8, 14). В этом плане информацию можно определить как сведения, которые получает субъект об окружающем мире и которые служат духовной основой его практически-преобразующей деятельности. В таком смысле мы будем употреблять понятие информации в нашем дальнейшем изложении. Что же касается упомянутых выше различных определений информации, то они не только отражают историю становления этого понятия, но и ее определенные аспекты, иногда выступающие на первый план в контексте исследуемых проблем.
Важным обстоятельством является то, что сама информация инвариантна по отношению к физическим свойствами своего носителя. Одна и та же информация может передаваться физическими носителями, имеющими различную массу и энергию. Это делает возможным заменить вещественно-энергетическое потребление информационным, ориентироваться на развитие таких информационных технологий, которые в минимальной степени используют вещество и энергию, замещая вещественно-энергетическое потребление информационным. Подчеркивая это обстоятельство, Д.И.Дубровский пишет, что информатизация общества «перемещает основные приоритеты с потребления вещества и энергии, на потребление информации»(16,12).
Следует сказать, что в процессе практически-преобразовательной деятельности человек использует не информацию, а знания – адекватное отражение действительности в сознании людей. Отметим, что вообще существует множество самых различных определений знания. Нет необходимость их приводить. Поскольку, по словам Э.Тоффлера, «существует столько определения знания, сколько людей, считающих себя знающими» (105,40). В плане нашего рассмотрения мы делаем акцент на то, что главными характеристиками знания является его адекватность, соответствие отражаемым процессам, явлениям, событиям и то, что знания возникают и обогащаются в процессе жизнедеятельности людей. Знания – результат не только познавательной, но и практически преобразующей деятельности. Именно то обстоятельство, что зарождение знания находится в области общечеловеческой практики, позволяет знанию играть важную роль в процессе этой практики.
В эпоху информатизации общества для функционирования знания характерны два момента. Первый заключается в том, что знание не просто используется в ходе общественно-преобразующей деятельности людей. Это, как уже отмечено, было всегда. Другое дело, что знание ныне используется для производства нового знания. Это означает, что, не прибегая к эмпирии, мы можем получать новое знание о реальности на основании имеющегося. Это приводит к росту выводного знания.
Второе обстоятельство связано с тем, что из всего многообразия форм знания главнейшую роль играет теоретическое, необходимое для исследования, проектирования, конструирования, создания и функционирования чрезвычайно сложной информационной технологии.
Существуют различные точки зрения на соотношение информации и знания. В одном случае утверждается, что «информационная эпистемология рассматривает знания как высший уровень и формы ее организации» (82, 150). В другом информация и знание рассматриваются как синонимы. Последняя точка зрения получила наибольшее распространение, особенно на обыденном уровне. Часто слова информация и знание разделяются лишь запятой. При этом знание часто трактуют как специфически человеческую логическую информацию, закодированную в речи. «Специфическую для человека информацию, которой обмениваются люди при помощи устной и письменной речи, обычно называют знанием» – пишут авторы книги «Информация как основа жизни» (38,39).
Однако между информацией и знанием существует принципиальное различие. В действительности люди имеют дело и с информацией и со знанием. Именно поступающая или вырабатываемая информация является источником знания. Если информация включает сведения безотносительно к их значимости для воспринимающего эту информацию субъекта, то знание охватывает содержательные, значимые для ориентации и деятельности субъекта данные об объективном мире. Усвоение получаемой информации и превращение её в знание, по справедливому утверждению В.Л. Иноземцева, сегодня становится основным содержанием деятельности работника. Информация должна превращаться в знание что собственно и является основной гносеологической функцией науки. Именно наука на основе экспериментальных и теоретических исследований внешнего мира накопляет, хранит и перерабатывает информацию в знание. Выражаясь словами Э.Тоффлера «под знанием будет иметься ввиду информация, откристализованная в общих утверждениях» (105,41). Таким образом, знание есть упорядоченная информация, это что-то новое, чего человек в данный момент еще не знает. Но как только это новое становится ему известным, оно превращается в знание как результат его познавательной деятельности. Если информация носит «транспортный» оттенок своей передачи по сетям связи, то знание всегда связано с познающим субъектом. Будучи объективно по своему содержанию, оно субъективно по форме. Информация содержится в компьютере, знание– в голове человека. По отношению к рассматриваемым здесь проблемам знание можно определить словами Д. Белла. Знание, пишет он, это «совокупность субординированных фактов или суждений, представляющих собой аргументированное утверждение или экспериментальный результат, способный быть переданным другим людям с использованием средств связи в определенной систематической форме» (2, 235). По своему содержанию знания это совокупность сведений, образующих целостное описание реального или абстрактного мира или его фрагментов.
Знание, особенно научное, представляет собой систему, имеющую структуру, обладающую определенными функциями. В этой системе выделяются отдельные элементы, различные по своей значимости, сущностной характеристике и т.д. Научное знание представляет собой логически замкнутые системы знаний в виде теорий. Множество элементов и смысловых отношений между ними называется в информатике тезаурусом (от гр. сокровище). Тезаурус – это знание, представленное в виде понятий и отношений между ними, т.е. определенным образом структурированное знание. Человек получает информацию только в том случае, когда в его системе знаний, т.е. в тезаурусе, после получения сообщения произошли изменения. По мнению Ю.А. Шрейдера количество информации, извлекаемое человеком из сообщения можно определить степенью изменения его тезауруса: чем больше изменений произошло в знаниях, тезаурусе, тем больше информации было получено.
Информация и знания, легкодоступные для непосредственного использования, составляют информационный ресурс общества. В отличие от материальных, в том числе и технических, ресурсов общества, информационный ресурс общества практически неисчерпаем, его запасы по мере развития общества и степени его потребления растут. Этот ресурс возникает в результате творческого умственного труда и выступает формой включения науки в состав производительных сил общества.
По степени готовности к использованию обычно различают виды информационного ресурса общества. Актуальный информационный ресурс - это такое представление информации и знания, которое подготовлено для его эффективного использования в конкретной сфере деятельности людей. Потенциальный ресурс – совокупность информации и знаний, которые для своего использования требуют определенных затрат и усилий для их преобразования в актуальный ресурс. Информационный ресурс информационного общества является интеллектуальной собственностью, составной частью социальных инвестиций, основой информатизации общества.
Формирование знания проходит длительный путь. Вначале в ходе практической деятельности появляются данные, которые бессодержательны к информации, хотя и несут ее. На основе обработки базы данных возникает информация. Эта информация подвергается определенной переработки, упорядочению, в результате чего появляются знания. Определенным образом структурированное знание образует тезаурус, составляющий вместе с информацией информационный ресурс общества – главнейший фактор информатизации общества.
Сам процесс информатизации общества занимает довольно за-
метный отрезок исторического времени и является органической частью переломной эпохи в истории, которую переживает современное человечество. Мнение о том, что наше время характеризуется переходом истории на новый виток, стало аксиоматичным. Национальные экономики все в большей степени интегрируются в мировую, глобальную экономику. Тоталитарные режимы сходят с исторической арены и заменяются демократическими. Наука проникает в сокровенные тайны природы и в корне изменяет наше миропонимание, формируя новую научную картину мира. На смену ставших классическими культурным ценностям и идеалам приходят новые, порой поражающие нас своим авангардизмом.
Вместе с тем, наше время, как всякая переходная эпоха, пестрит целым рядом противоречий. Зарождаются конфликты между глобализацией экономики и культуры и национальными интересами, ценностями и традициями, успехи науки сопровождаются кризисом рационализма, возрождением различных мистических течений, популяризацией мистицизма и оккулистики. Формирование информационной культуры сопровождается массовой культурой, ориентированной на насилие и порнографию. Информационные технические средства, служащие людям для почти мгновенного получения адекватной информации и приобщения людей к мировым культурным ценностям, могут порой служить средством дезинформации и пропагандой низкопробного шаблонного искусства.
Переходная эпоха в истории человечества и ее противоречивый характер не могут не оказывать воздействие на все стороны жизнедеятельности людей – на их труд и отдых, общение и мышление, на весь тот способ поведения людей, который называется образом их жизни. Это не могло не сказаться на содержании современной социофилософской мысли. Д. Бэлл и Э. Тоффлер, П. Дракер и Ф. Фукияма, Л. Туроу и А. Турен, Н. Моисеев и В.Иноземцев и многие другие проводят серьезные исследования процессов становления нового общества. Содержание этого процесса в большей степени составляет замену индустриального общества неким новым историческим образованием.
Индустриальное общество, начало которому положила промышленная революция конца XVIII – начала XIX веков, было отмечено крупным машинным производством, основанным на использовании естественных ресурсов. Для него характерен высокий уровень индустриализации с появлением крупных промышленных гигантов, массовым производством стандартных товаров, высоким уровнем профессиональной специализации. Производство индустриального общества нацелено на увеличение выпуска товаров путем привлечения как можно большего количества сырья, энергии и рабочей силы. «Задача индустриальной системы заключается в том, - пишет Дж. Тойнби, - чтобы максимально увеличивать свою производительную способность, перерабатывая рукотворными средствами сырье в определенные продукты и вовлекая в этот механически организованный труд большое количество людей» (100, 13). Для индустриального общества характерна нацеленность науки на решение практических проблем, создание системы формального образования, бюрократизация политической и хозяйственной жизни. Массовое производство породило массовое потребление экономических и культурных ценностей. В этом – истоки появления массовой культуры, стандартизации всех областей жизнедеятельности людей.
Если индустриальное общество изменило средства производства, то формирующееся общество изменяет сами цели производства, его культуру. Таким образом, чисто технические факторы обогащаются социокультурными. Многие исследователи отмечают, что формирование новой эпохи (или мира, общества) обусловлено не только технико-технологическими причинами, но и глубокими социальными процессами, такими как кризис капитализма и тоталитаризма, борьбой за права человека, феминизмом, защитой окружающей среды, глубокими трансформациями культурных ориентиров. В то время как «мир социализма» продолжал ориентироваться на индустриальное развитие, охаивал кибернетику и был чужд каких-либо перемен, «индустриальные общества позднего капитализма, - как пишет Р.Дарендорф, - обнаружили поразительную способность к реформированию и переменам» (15, 27). Возможно, есть доля истины в утверждении М. Кастельса, что неспособность советского тоталитаризма к восприятию результатов информационно-технологической революции сильно подорвало могущество этого строя. Как бы там не было, для нас ясно, что социокультурные факторы играют все более заметную роль в формировании нового общества, что является характерной чертой этого общества. Поэтому при анализе информатизации общества неприменим технократический подход, видящий в этом процессе лишь его технико-технологическую составляющую.
Что же следует понимать под информатизацией общества? Информатизация стала одной из важнейших характеристик нашего времени. Нет ни одной области человеческой деятельности, которая в той или иной мере не была бы связана с процессами получения и обработки информации для ее практического использования. Не удивительно, что имеются многочисленные попытки понять сущность информатизации общества и отсюда – дать ее определение. Нет необходимости приводит многочисленные взгляды по этому вопросу отечественных и зарубежных исследователей. Скажем только, что можно выделить два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества.
Технократический подход сводит информатизацию общества, грубо говоря, к технико-технологическому оснащению трудовой деятельности людей в сфере производства и управления. В этом случае информационные технологии расцениваются как средство повышения производительности труда. Ограниченность такого подхода весьма очевидна, поскольку он рассматривает техническое развитие изолированно от человеческих ценностей и идеалов, наделяет технику свойством самодвижения и саморазвития. По своей сути технократическое понимание информатизации общества обосновывает бессилие человека и общества управлять информационными процессами и является антигуманным. Для такого понимания информатизации общества не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания, достоинства.
Другое направление в понимании сущности информатизации общества – социологическое. В этом случае информатизация рассматривается как процесс, охватывающий все сферы человеческой деятельности, воздействующий на самого человека – его знания и мораль, экономические и духовные интересы, его развитие как личности. Информатизация общества предстает как совокупность взаимосвязанных технических, экономических, социальных, политических и духовно-культурных факторов. Они обеспечивают развитие и широкомасштабное получение, обмен и применение информации в обществе в целях дальнейшего развития и совершенствования общества и его членов. Закон Российской Федерации «Об информации ,информатизации и защите информации», принятый 20 апреля 1995 года информатизацию определяет так: «информатизация – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов» (73, 31).
Таким образом, информатизация общества представляет собой глобальный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью повышения интеллектуального потенциала общества, его членов, обеспечивающего дальнейший прогресс цивилизации. В таком аспекте информатизация общества предстает не только как технико-технологическое явление, но, и это на наш взгляд главное, как феномен современной культуры.
История общества меньше всего уподобляется течению спокойной реки на равнине или прямой дороге, покрытой асфальтом. Меняется историческое пространство: кануло в лету представление об ойкумене за «геракловыми столпами». Люди охватили своей деятельностью почти все уголки земного шара от льдов Арктики и пустынь Африки и Гоби, до высочайших вершин Гималаев и ледников Антарктики. Изменяется и историческое время. Если скорость течения времени определяется скоростью происходящих процессов, то историческое время не имеет постоянной и неизменной скорости. Исторических событий в считанные дни бурного развития может произойти столько и таких, которые происходят за долгий исторический период относительно спокойного развития и которые подчас определяют ход истории на многие годы вперед.
Чем же это можно объяснить? Причины, видимо, следует искать в сфере жизнедеятельности главного действующего лица социальной жизни, этого, по выражению К. Маркса, «автора и актера» драмы, называемой историей общества – в человеке, в людях, в их деятельности. В самом деле, история общества является результатом совместной (порой сознательной, порой стихийной) деятельности людей. Её разнообразный характер и определяет разноцветье исторического процесса. В пестрой ленте исторических деяний людей выделяются различные виды человеческой активности по их характеру, средствам и целям, по значимости в жизни социума – труд, общение, познание, жизнеобеспечение.
Человеческая деятельность приводит в движение самые различные общественные сферы - от материально-производственной до духовной. В различные исторические периоды те или иные сферы социума приобретают активную значимость. При взгляде на время первобытно - родового строя сначала мы ведем речь о ручных орудиях труда. Только затем в поле нашего внимания попадают первобытное мышление, мифы и ритуальные танцы. Когда же мы останавливаем свое внимание на античном обществе, то вначале говорим об историках Фукидиде и Плутархе, комедиографах Аристофане и Алексиде, драматургах Эсхиле и Софокле, философах Демокрите и Платоне, т.е. обращаем внимание на духовную культуру, на великое классическое наследство античности. Наше время характеризуется бурным, все ускоряющемся научно-техническим прогрессом и не случайно при взгляде на современность в поле нашего внимания попадают, прежде всего, наука и техника.
Как бы не была значима духовная жизнь того или иного исторического времени, общество всегда в первую очередь заботилось о производстве материальных благ - том непременном феномене, без которого его существование, а уж тем более развитие, невозможно. Именно этот феномен, в конечном счете, является определяющим все остальные сферы жизнедеятельности людей. И это вполне понятно, поскольку для своей жизни люди нуждаются в пище и одежде, в жилище, средствах передвижения и связи, т.е. в том, что в готовом виде природа не дает и что должно производится.
В ходе производственного процесса в той или иной мере и пропорции, но всегда были задействованы три основных фактора – материал, энергия и знание. Однако удельный вес этих факторов, их значимость для производственной деятельности человека были различны в те или иные периоды истории.
Первые ступени жизни общества характерны огромной ролью используемого в производстве природного, а затем и искусственного материалов. Это отразилось на названии отдельных периодов этого времени – век каменный, медный, бронзовый, железный. Затем большую значимость приобрела используемая энергия - век пара, электричества, атомной энергии. Наконец, в наше время все в большей мере на первый план выходит информация и знание, используемые в производственной и вообще во всей практической деятельности человека. «Главное значение имеют уже не мускульная сила и не энергия, а информация» – пишет Д. Белл. (2, 171).
Отметим сразу, что знание всегда как бы оживляло материал и энергию, оно всегда было важнейшим фактором материального производства. «Знание и могущество человека совпадают» - пишет Э.Тоффлер (105,522). Действительно, уже первобытный человек должен был знать, как пользоваться рубилом, резцом или лощилом для изготовления наконечников, игл или проколок из кости, рога или бивня мамонта. Крупнейший английский физик, Нобелевский лауреат за работы в области квантовой механики Дж. Томсон писал: «В техническом прогрессе участвуют три основных элемента: знание, энергия и материал, От этих трех элементов зависит, насколько цивилизация может господствовать над природой. Знание, безусловно, является главным из них; без него остальные два элемента бесполезны» (103,40-41). Аргументируя главнейшую роль знания в материальном производстве, известный английский философ К. Поппер высказывает интересное предположение. Представьте себе, пишет он в своей книге «Открытое общество и его враги», что существующая ныне экономика и техника уничтожены, но техническое и научное знание сохранилось, В таком случае через некоторое время (хотя и с большими трудностями и пусть в меньшем объеме) промышленность восстановится. Но если вообразить, что исчезли все наши знания, а материальные вещи сохранились, это привело бы к полному исчезновению материальных следов цивилизации.
Знание и информация всегда были обязательными компонентами в жизнедеятельности людей. Знания являются средством завоевания свободы человека, средством его освобождения от влияния стихийных объективных сил, раскрепощением личности. Но в условиях информационного общества знание выступает в новой ипостаси, оно в определенной мере становится самостоятельной силой, центральным фактором технического и социального развития. Для понимания изменения роли знания в информационном обществе, важно указать на обстоятельства, отмеченные М.Кастельсом. Он отмечает, что следует различать два понятия, которые имеются в английском языке – «информационное общество» ( information society) и «информациональное общество» ( informational sotiety). «Я утверждаю, - пишет он, - что информация в самом широком смысле, т.е. как передача знаний, имела критическую важность во всех обществах, включая средневековую Европу, которая была культурно структурирована и в некоторой степени объединена вокруг схоластики, иначе говоря, в основном в интеллектуальных рамках. В противоположность этому, термин «информациональное» указывает на атрибут специфической формы социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникшим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальным источником производительности и власти» (31,2).
Не вдаваясь в терминологические дебаты, становится ясным одно: роль знаний в информационном обществе необычайно возросла. Знание становится фундаментальной основой этого общества, всех его сфер – от производственно-экономической, до политической до духовно-культурной. Президент России В.В.Путин на встрече с одаренными детьми 30 апреля 2002 года в Кремле сказал знаменательную фразу: «самой лучшей валютой XXI века являются знания». Не случайно Д. Белл заявляет, что «информация – это власть». Действительно, кто обладает информацией, тот владеет властью. И, вместе с тем, информация выступает также источником стоимости. Стоимость произведенных товаров теперь определяется не только количеством общественно необходимого труда, затраченного на его производство, как об этом писали А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, но также количеством и качеством примененного в процессе производства товара знания.
Несмотря на ту главенствующую роль, которую играло знание в жизнедеятельности предыдущих ступеней исторического развития, значимость знания во много раз увеличилась в современных условиях. Это вполне естественно, поскольку работнику, имеющему дело с автоматом, роботом или компьютером нужны во много раз большие по объему и более глубокие по характеру знания, чем первобытному человеку, обрабатывающему резцом мамонтову кость. Знанием, информацией все в большей мере насыщаются все сферы жизнедеятельности современного человека. Более того, знание воздействует на само знание. Именно поэтому, наше время по праву получила название информационной эпохи. Вполне справедливо назвал этим термином известный социальный мыслитель нашего времени М. Кастельс свой трехтомный труд. Он в нем утверждает, что «знание и информация являются критически важными элементами во всех способах развития, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и обработке информации. Однако специфическим для информационного способа развития является воздействие знания на само знание как главный источник производительности» (Там же,39).
Проблема воздействия знания на само знание вводит нас в мир информации, информатизации общества и его результата – в мир информационного общества. Прежде чем войти в информационный мир, следует сказать несколько слов о том, что представляет собой информация, в чем ее отличие от часто сопутствующего ей понятия знания.
По нашему мнению, чтобы понять, что представляет собой информация, соотношение этого понятия с понятием знания, следует рассмотреть ряд понятий, который можно представить в виде цепочки «данные - тезаурус - информация – знание - информационный ресурс общества».
Данные - это сведения, представленные в определенной знаковой системе на определенном носителе с целью приема, обработки, хранения и передачи этих сведений. Данные – это своеобразная абстрактная субстанция, которая несет некоторую информацию но безотносительна к содержанию этой информации. Данные часто представляются в виде набора чисел. Источником данных может быть даже неисправный калькулятор. Такой набор цифр как 43 не имеют никакого содержания. Данные – это величины, их отношения, словосочетания, факты, сведения. Но эти сведения служат для какого-либо ввода и возможного решения, для получения информации. Данные должны быть обработаны соответствующим образом для извлечения из них информации. Данные, следовательно, служат сырьем, результатом обработки которых является информация.
Что же такое информация? Можно согласиться с высказыванием Т.Стоннера, что рассуждая об информационном обществе, мы тем не менее не знаем, что такое информация. Подобные мысли высказывались многими исследователями информации. В свое время «отец» кибернетики Н.Винер– науки, тесно связанной с информационными взаимодействиями систем с обратной связью, остроумно заметил, что информация есть информация, а не материя и не энергия. Н.Н.Моисеев утверждал, что информация – очень сложное и ёмкое явление, обладающее множеством характеристик, и его содержание зачастую угадывается лишь на уровне интуиции. В своих последних работах он высказывает мысль о принципиальной невозможности дать определение информации. «Строгого и достаточно универсального определения информации не только нет, но и быть не может, - пишет он. - Это понятие чересчур сложно» (55, 98).
Однако наука не может жить без определения тех понятий, которыми она оперирует. Этим объясняются различные попытки глубже понять природу информации и отразить ее сущность в ее определении. Отсюда – многочисленные мнения о сущности информации, множество ее определений. Спектр этих мнений достаточно широк.
Прежде всего, существуют различные мнения о носителе информации. Одни утверждают, что информация – свойство всей материи, и поэтому «информация является полноправной философской категорией (1,21). Другие понимают информацию как свойство только живой природы и общества. «Возможность передавать и получать информацию совсем не является привилегией людей, - пишет Н. Винер, - поскольку обнаружено, что в различной степени этой же способностью обладают, во всяком случае, млекопитающие, птицы, муравьи и пчелы» (9,12). Третьи понимают информацию как свойство всей живой материи. Так, В.И. Корогодин и В.Л.Корогодина пишут о различных видах информации. По их мнению, генетическая информация, свойственная уже растениям и грибам, содержится в молекулах ДНК и полностью определила эволюцию всех организмов, ведущих преимущественно прикрепленный образ жизни. Поведенческая информация свойственна животным. Она лежит в основе поступков животных, контролируется их нервной системой и формируется под влиянием жизненного опыта или процессов научения. Логическая информация, носителем которой является речь, свойственна человеку. Информацию названные авторы рассматривают как основу жизни. Они пишут: « Если генетическая информация породила жизнь, поведенческая – обеспечила разнообразие поведения высших животных, то логическая информация, передаваемая с помощью речи, вначале устной, а затем письменной, ознаменовала начало эры ноогенеза, эры рождения сферы разума, охватившего, вслед за биосферой, весь земной шар» (38,19).
Существует различные понимания не только по вопросу о носителе информации, но о самой ее сущности, отражаемой в определении этого понятия. Отсюда понимание информации как отрицания энтропии, устраненная неопределенность, передача разнообразия, оригинальность, новизна, мера сложности структур, вероятность выбора. Каждое их этих определений отражает тот факт, что само это понятие исторически изменчиво. Вначале оно отражало получаемые сведения, затем функцию статистических характеристик букв какого-либо языка и, наконец, меру упорядоченности. В итоге сформировались наиболее распространенные концепции информации, интегрируя все разнообразие взглядов по этой проблеме.
Первая концепция (К.Шеннон), понимает информацию достаточно формально, как объем кодированного сигнала при его передаче с помощью той или иной системы распространения данных. Эта концепция, отражая количественно-информационный подход, определяет информацию как меру неопределенности (энтропию) событий. Количество информации зависит от вероятности ее получения. Не учитывая смысловую сторону информации, такое ее понимание оказалось весьма полезным для измерения количества информации и оптимального кодирования в вычислительной технике. Кроме того, это понимание информации акцентирует внимание на таком важном ее свойстве, как новизна. Количество информации определяется снятой неопределенностью.
Вторая концепция рассматривает информацию как свойство (атрибут) всей материи. Она сформировалась в недрах кибернетики. Информацию в таком случае содержат любые сообщения, которые воспринимаются человеком или техническими средствами. Один из сторонников этой концепции акад. В.М. Глушков писал, что информацию несут не только письменные тексты или человеческая речь, но и природные явления – солнечный свет, шелест травы или шум водопада. «Информация в самом общем ее понимании, писал он, - представляет собой … меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы» (33,53). Согласно этой точке зрения информация как всеобщее свойство материи дает сведения о природных явлениях, их развитии и структуре, разнообразии и упорядоченности, «передачи, отражении разнообразия в любых объектах природы» (А.Д. Урсул).
Поскольку материя существует вечно, вечна и информация, которую человек или общество в целом может лишь получать, накапливать, перерабатывать и использовать в своей практической деятельности.
Третья точка зрения на сущность информацию понимает последнюю как часть человеческого знания, которая используется для активного действия, управления и самоуправления. В.Г.Афанасьев и другие сторонники такого подхода понимают информацию как содержание логического мышления, которое , воспринимаясь с помощью слышимого или видимого слова, может быть использовано людьми в их деятельности.
Информация – это данные, сопровождающиеся смысловой нагрузкой, «информация есть данные, которые были организованы и переданы» (31,39). Следовательно, чтобы извлечь информацию из данных, последние приходится обрабатывать. Для такой обработки требуется математическое обеспечение, алгоритм, т. е. некоторое знание. Обработанные данные, напр. 43 студента, являются информацией. Информация представляет собой набор новых сведений, которые могут быть использованы человеком в процессе его деятельности. Причем новизна – основная ценность информации. Чем новее информация, тем выше ее качество. Если автор повторяет в своей работе то, что содержится в работах другого автора, то его сочинение не несет никакой новой информации, оно лишь повторяет существующую.
Однако понятие «новая информация» относительно. Теорема о биноме Ньютона может быть новой для студента, приступающего к изучению курса высшей математики и давно уже известной и поэтому старой для преподавателя этого курса. Но хотя новизна информации относительна, все-таки чем больше новых данных подвергается обработке, тем новее и содержательнее становится информация как результат осмысления данных, тем в большей степени информация снимает неопределенность об окружающем мире. «Информация, - писал Н.Винер, - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших органов чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде…Действенно жить -– это, значит, жить, располагая правильной информацией» (8, 14). В этом плане информацию можно определить как сведения, которые получает субъект об окружающем мире и которые служат духовной основой его практически-преобразующей деятельности. В таком смысле мы будем употреблять понятие информации в нашем дальнейшем изложении. Что же касается упомянутых выше различных определений информации, то они не только отражают историю становления этого понятия, но и ее определенные аспекты, иногда выступающие на первый план в контексте исследуемых проблем.
Важным обстоятельством является то, что сама информация инвариантна по отношению к физическим свойствами своего носителя. Одна и та же информация может передаваться физическими носителями, имеющими различную массу и энергию. Это делает возможным заменить вещественно-энергетическое потребление информационным, ориентироваться на развитие таких информационных технологий, которые в минимальной степени используют вещество и энергию, замещая вещественно-энергетическое потребление информационным. Подчеркивая это обстоятельство, Д.И.Дубровский пишет, что информатизация общества «перемещает основные приоритеты с потребления вещества и энергии, на потребление информации»(16,12).
Следует сказать, что в процессе практически-преобразовательной деятельности человек использует не информацию, а знания – адекватное отражение действительности в сознании людей. Отметим, что вообще существует множество самых различных определений знания. Нет необходимость их приводить. Поскольку, по словам Э.Тоффлера, «существует столько определения знания, сколько людей, считающих себя знающими» (105,40). В плане нашего рассмотрения мы делаем акцент на то, что главными характеристиками знания является его адекватность, соответствие отражаемым процессам, явлениям, событиям и то, что знания возникают и обогащаются в процессе жизнедеятельности людей. Знания – результат не только познавательной, но и практически преобразующей деятельности. Именно то обстоятельство, что зарождение знания находится в области общечеловеческой практики, позволяет знанию играть важную роль в процессе этой практики.
В эпоху информатизации общества для функционирования знания характерны два момента. Первый заключается в том, что знание не просто используется в ходе общественно-преобразующей деятельности людей. Это, как уже отмечено, было всегда. Другое дело, что знание ныне используется для производства нового знания. Это означает, что, не прибегая к эмпирии, мы можем получать новое знание о реальности на основании имеющегося. Это приводит к росту выводного знания.
Второе обстоятельство связано с тем, что из всего многообразия форм знания главнейшую роль играет теоретическое, необходимое для исследования, проектирования, конструирования, создания и функционирования чрезвычайно сложной информационной технологии.
Существуют различные точки зрения на соотношение информации и знания. В одном случае утверждается, что «информационная эпистемология рассматривает знания как высший уровень и формы ее организации» (82, 150). В другом информация и знание рассматриваются как синонимы. Последняя точка зрения получила наибольшее распространение, особенно на обыденном уровне. Часто слова информация и знание разделяются лишь запятой. При этом знание часто трактуют как специфически человеческую логическую информацию, закодированную в речи. «Специфическую для человека информацию, которой обмениваются люди при помощи устной и письменной речи, обычно называют знанием» – пишут авторы книги «Информация как основа жизни» (38,39).
Однако между информацией и знанием существует принципиальное различие. В действительности люди имеют дело и с информацией и со знанием. Именно поступающая или вырабатываемая информация является источником знания. Если информация включает сведения безотносительно к их значимости для воспринимающего эту информацию субъекта, то знание охватывает содержательные, значимые для ориентации и деятельности субъекта данные об объективном мире. Усвоение получаемой информации и превращение её в знание, по справедливому утверждению В.Л. Иноземцева, сегодня становится основным содержанием деятельности работника. Информация должна превращаться в знание что собственно и является основной гносеологической функцией науки. Именно наука на основе экспериментальных и теоретических исследований внешнего мира накопляет, хранит и перерабатывает информацию в знание. Выражаясь словами Э.Тоффлера «под знанием будет иметься ввиду информация, откристализованная в общих утверждениях» (105,41). Таким образом, знание есть упорядоченная информация, это что-то новое, чего человек в данный момент еще не знает. Но как только это новое становится ему известным, оно превращается в знание как результат его познавательной деятельности. Если информация носит «транспортный» оттенок своей передачи по сетям связи, то знание всегда связано с познающим субъектом. Будучи объективно по своему содержанию, оно субъективно по форме. Информация содержится в компьютере, знание– в голове человека. По отношению к рассматриваемым здесь проблемам знание можно определить словами Д. Белла. Знание, пишет он, это «совокупность субординированных фактов или суждений, представляющих собой аргументированное утверждение или экспериментальный результат, способный быть переданным другим людям с использованием средств связи в определенной систематической форме» (2, 235). По своему содержанию знания это совокупность сведений, образующих целостное описание реального или абстрактного мира или его фрагментов.
Знание, особенно научное, представляет собой систему, имеющую структуру, обладающую определенными функциями. В этой системе выделяются отдельные элементы, различные по своей значимости, сущностной характеристике и т.д. Научное знание представляет собой логически замкнутые системы знаний в виде теорий. Множество элементов и смысловых отношений между ними называется в информатике тезаурусом (от гр. сокровище). Тезаурус – это знание, представленное в виде понятий и отношений между ними, т.е. определенным образом структурированное знание. Человек получает информацию только в том случае, когда в его системе знаний, т.е. в тезаурусе, после получения сообщения произошли изменения. По мнению Ю.А. Шрейдера количество информации, извлекаемое человеком из сообщения можно определить степенью изменения его тезауруса: чем больше изменений произошло в знаниях, тезаурусе, тем больше информации было получено.
Информация и знания, легкодоступные для непосредственного использования, составляют информационный ресурс общества. В отличие от материальных, в том числе и технических, ресурсов общества, информационный ресурс общества практически неисчерпаем, его запасы по мере развития общества и степени его потребления растут. Этот ресурс возникает в результате творческого умственного труда и выступает формой включения науки в состав производительных сил общества.
По степени готовности к использованию обычно различают виды информационного ресурса общества. Актуальный информационный ресурс - это такое представление информации и знания, которое подготовлено для его эффективного использования в конкретной сфере деятельности людей. Потенциальный ресурс – совокупность информации и знаний, которые для своего использования требуют определенных затрат и усилий для их преобразования в актуальный ресурс. Информационный ресурс информационного общества является интеллектуальной собственностью, составной частью социальных инвестиций, основой информатизации общества.
Формирование знания проходит длительный путь. Вначале в ходе практической деятельности появляются данные, которые бессодержательны к информации, хотя и несут ее. На основе обработки базы данных возникает информация. Эта информация подвергается определенной переработки, упорядочению, в результате чего появляются знания. Определенным образом структурированное знание образует тезаурус, составляющий вместе с информацией информационный ресурс общества – главнейший фактор информатизации общества.
Сам процесс информатизации общества занимает довольно за-
метный отрезок исторического времени и является органической частью переломной эпохи в истории, которую переживает современное человечество. Мнение о том, что наше время характеризуется переходом истории на новый виток, стало аксиоматичным. Национальные экономики все в большей степени интегрируются в мировую, глобальную экономику. Тоталитарные режимы сходят с исторической арены и заменяются демократическими. Наука проникает в сокровенные тайны природы и в корне изменяет наше миропонимание, формируя новую научную картину мира. На смену ставших классическими культурным ценностям и идеалам приходят новые, порой поражающие нас своим авангардизмом.
Вместе с тем, наше время, как всякая переходная эпоха, пестрит целым рядом противоречий. Зарождаются конфликты между глобализацией экономики и культуры и национальными интересами, ценностями и традициями, успехи науки сопровождаются кризисом рационализма, возрождением различных мистических течений, популяризацией мистицизма и оккулистики. Формирование информационной культуры сопровождается массовой культурой, ориентированной на насилие и порнографию. Информационные технические средства, служащие людям для почти мгновенного получения адекватной информации и приобщения людей к мировым культурным ценностям, могут порой служить средством дезинформации и пропагандой низкопробного шаблонного искусства.
Переходная эпоха в истории человечества и ее противоречивый характер не могут не оказывать воздействие на все стороны жизнедеятельности людей – на их труд и отдых, общение и мышление, на весь тот способ поведения людей, который называется образом их жизни. Это не могло не сказаться на содержании современной социофилософской мысли. Д. Бэлл и Э. Тоффлер, П. Дракер и Ф. Фукияма, Л. Туроу и А. Турен, Н. Моисеев и В.Иноземцев и многие другие проводят серьезные исследования процессов становления нового общества. Содержание этого процесса в большей степени составляет замену индустриального общества неким новым историческим образованием.
Индустриальное общество, начало которому положила промышленная революция конца XVIII – начала XIX веков, было отмечено крупным машинным производством, основанным на использовании естественных ресурсов. Для него характерен высокий уровень индустриализации с появлением крупных промышленных гигантов, массовым производством стандартных товаров, высоким уровнем профессиональной специализации. Производство индустриального общества нацелено на увеличение выпуска товаров путем привлечения как можно большего количества сырья, энергии и рабочей силы. «Задача индустриальной системы заключается в том, - пишет Дж. Тойнби, - чтобы максимально увеличивать свою производительную способность, перерабатывая рукотворными средствами сырье в определенные продукты и вовлекая в этот механически организованный труд большое количество людей» (100, 13). Для индустриального общества характерна нацеленность науки на решение практических проблем, создание системы формального образования, бюрократизация политической и хозяйственной жизни. Массовое производство породило массовое потребление экономических и культурных ценностей. В этом – истоки появления массовой культуры, стандартизации всех областей жизнедеятельности людей.
Если индустриальное общество изменило средства производства, то формирующееся общество изменяет сами цели производства, его культуру. Таким образом, чисто технические факторы обогащаются социокультурными. Многие исследователи отмечают, что формирование новой эпохи (или мира, общества) обусловлено не только технико-технологическими причинами, но и глубокими социальными процессами, такими как кризис капитализма и тоталитаризма, борьбой за права человека, феминизмом, защитой окружающей среды, глубокими трансформациями культурных ориентиров. В то время как «мир социализма» продолжал ориентироваться на индустриальное развитие, охаивал кибернетику и был чужд каких-либо перемен, «индустриальные общества позднего капитализма, - как пишет Р.Дарендорф, - обнаружили поразительную способность к реформированию и переменам» (15, 27). Возможно, есть доля истины в утверждении М. Кастельса, что неспособность советского тоталитаризма к восприятию результатов информационно-технологической революции сильно подорвало могущество этого строя. Как бы там не было, для нас ясно, что социокультурные факторы играют все более заметную роль в формировании нового общества, что является характерной чертой этого общества. Поэтому при анализе информатизации общества неприменим технократический подход, видящий в этом процессе лишь его технико-технологическую составляющую.
Что же следует понимать под информатизацией общества? Информатизация стала одной из важнейших характеристик нашего времени. Нет ни одной области человеческой деятельности, которая в той или иной мере не была бы связана с процессами получения и обработки информации для ее практического использования. Не удивительно, что имеются многочисленные попытки понять сущность информатизации общества и отсюда – дать ее определение. Нет необходимости приводит многочисленные взгляды по этому вопросу отечественных и зарубежных исследователей. Скажем только, что можно выделить два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества.
Технократический подход сводит информатизацию общества, грубо говоря, к технико-технологическому оснащению трудовой деятельности людей в сфере производства и управления. В этом случае информационные технологии расцениваются как средство повышения производительности труда. Ограниченность такого подхода весьма очевидна, поскольку он рассматривает техническое развитие изолированно от человеческих ценностей и идеалов, наделяет технику свойством самодвижения и саморазвития. По своей сути технократическое понимание информатизации общества обосновывает бессилие человека и общества управлять информационными процессами и является антигуманным. Для такого понимания информатизации общества не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания, достоинства.
Другое направление в понимании сущности информатизации общества – социологическое. В этом случае информатизация рассматривается как процесс, охватывающий все сферы человеческой деятельности, воздействующий на самого человека – его знания и мораль, экономические и духовные интересы, его развитие как личности. Информатизация общества предстает как совокупность взаимосвязанных технических, экономических, социальных, политических и духовно-культурных факторов. Они обеспечивают развитие и широкомасштабное получение, обмен и применение информации в обществе в целях дальнейшего развития и совершенствования общества и его членов. Закон Российской Федерации «Об информации ,информатизации и защите информации», принятый 20 апреля 1995 года информатизацию определяет так: «информатизация – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов» (73, 31).
Таким образом, информатизация общества представляет собой глобальный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью повышения интеллектуального потенциала общества, его членов, обеспечивающего дальнейший прогресс цивилизации. В таком аспекте информатизация общества предстает не только как технико-технологическое явление, но, и это на наш взгляд главное, как феномен современной культуры.