4.2.Функционирование экранной культуры.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13Экранная культура, ее развитие и функционирование, определяются двумя группами факторов – техническими и социальными. В различные времена их действие сказывается неодинаково, определяя вектор этой культуры в настоящем и тенденции ее развития в будущем. Неоднозначность и динамичность действия этих факторов не позволяет более или менее точно определить тенденции будущего развития экранной культуры. «Тенденции, которые вытекают из динамики социальных процессов в последние десятилетия, совершенно не обязательно получают в ближайшем будущем свое прямое продолжение и развитие, - пишет В.Л.Иноземцев. – Мы не можем точно определить перспективы, ожидающее человечество…» (25,570). Что касается нынешнего функционирования экранной культуры, то при ее анализе можно уловить некоторые характерные тенденции.
Прежде всего, ярко проявляется тесная зависимость функционирования экранной культуры от её технической оснащенности. Развитие и функционирование устной и даже письменной культуры от технических средств были намного менее значимо, чем у современной экранной культуры. При этом качественно меняется сам характер этих технических средств, все большее значение приобретают электронные средства трансляции и производства культуры. «Впервые человеческая культура и человеческие ценности формируются электронными средствами информации» – пишет Л. Туроу (110, 101).
Без телевизора, видеомагнитофона, компьютера и других электронных технических средств современная экранная культура просто немыслима. Ныне наблюдается определенная тенденция перехода приоритета в функционировании экранной культуры от кино к телевизору и далее – к компьютеру. Безусловно, главным техническим средством функционирования экранной культуры ныне выступает телевизионный приемник, но все большую значимость приобретает компьютер, особенно с развитием игровой культуры и сети Интернет.
Подчеркивая зависимость современной культуры от технических средств, А.Моль пишет: «Научно технические достижения, освоенные человечеством, не могут не сказаться на положении, месте и условиях функционирования культуры в обществе. Повышается техническая оснащенность культуры в культурно-творческом и культурно-информационном процессах, используется могучий арсенал техники – от телевизионных спутников до технических устройств культурно-бытового назначения» (57, 5). Современная техника находит самое разнообразное применение в мире культуры: в одних случаях она используется для творческого производства культурных ценностей, в других - для их потребления, в - третьих для культурного общения и т.д.
Немаловажное значение имеет то, что технические средства культуры развиваются темпами, невиданными раннее в истории человечества. На протяжении жизни одного поколения людей сменилось ряд поколений телевизоров и компьютеров. В условиях, когда поколения машин сменяются быстрее, чем поколения людей, в развитии технических средств экранной культуры наблюдаются определенные тенденции интегративного качества. Так, возникает симбиоз телевидения и кино на базе создания телевизора с плоским экраном, величина которого определяется удобствами восприятия зрелища. Стереофонический звук с голографическим изображением создают при этом полный эффект присутствия. Подключение к экрану системы видеофона со стереоскопическим изображением в недалеком будущем создадут еще более полный эффект присутствия и обеспечат обратную связь пользователя с экраном. Через сеть Интернет кино проникает даже на дисплей компьютера.
Весьма важным процессом в жизни современного общества является вступление человечества в цифровой век, когда основные средства производства приобретают цифровой характер. Ныне уже существуют цифровая фотография и телефонные станции, цифровые типографские машины для набора текстов и телевизоры. На цифровой технологии основана получающая все большее применение компьютерная техника. Вначале цифровые системы компьютеров стали применяться для решения сложных вычислительных задач, которые были связаны с большим количеством расчетов. Затем цифровая технология внедрилась в область хранения информации, ее быстрого извлечения в удобной форме и передачи по каналам связи. Наконец, цифровые компьютеры встраиваются в видеотехнику, уменьшая ее в размерах, делая ее мобильной и носимой. Они применяются для создания виртуальной реальности и различных игровых ситуаций.
Все большее применение находит цифровая технология для создания комбинированных кинофильмов, с использованием компьютерных героев вроде сериала под широко известным названием «Прогулки с динозаврами». Каждый новый цифровой кинофильм совершенствует методы и приемы съемок. Цифровая технология – это реальность сегодняшнего дня. «Цифровой век состоялся, - пишет Р. Косячков, - и воздействие его на каждого человека в отдельности и общества в целом возрастает с каждым днем» (39, 21).
Безусловно, сегодняшнее развитие экранной техники и на этой основе экстраполяция его в будущее привносит в общественную жизнь колоссальные изменения. С одной стороны, культура стала наиболее динамичным компонентом общества. Она оказывает воздействие на общество не только своими идеями и образцами. Перемены в ней самой в меньшей степени сдерживаются ограниченностью ресурсов (как в экономике), или инертностью сложившихся интеллектуальных структур (как в политике). При этом искусство утверждает свою роль не оторванного авангарда, а «штурмового отряда» общественного развития. Необходимо понимать, что колоссальные богатства современной техники позволяют нам создать иллюзию лучшего мира.
С другой стороны, общество уже не просто пассивно воспринимает новые культурные ценности, но формулирует определенные культурные потребности, создает всеобщий рынок, жадно поглощающий новаторские произведения. Воздействие общества на развитие и функционирование экранной культуры является весьма ощутимым. Это воздействие определяет как содержание этой культуры, так и степень её усвоения членами общества, влияние культуры как на общество в целом, так и на отдельных индивидов.
Поэтому вторым фактором, не менее значимым, чем технический для функционирования экранной культуры, являются социальные условия этого функционирования. А. Моль пишет, что «культура оказывается в диапазоне общих социальных изменений, прежде всего это касается содержания культуры, которая всегда есть отражение социальной действительности и поэтому различием социальных систем, ее породивших» (57, 5).
Всякая культура - дитя своей эпохи, она ее отражает в своем содержании и в своих художественных формах. Вместе с тем всякая культура – служанка этой эпохи, она ее обслуживает. Конечно, нельзя выводить содержание культуры, а тем более художественной (к примеру, искусство) непосредственно из существующего материального и духовного бытия общества. Но, в конечном счете, социальная детерминация культуры проявляется довольно четко. Известно, что К. Маркс отмечал известную самостоятельность в развитии искусства, он писал, что «относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и с развитием материальной основы последнего, составляющий как бы скелет его организации» (50, 47). Вместе с тем К. Маркс, подчеркивая связь культуры с социальным климатом, справедливо утверждал, что взгляд на природу и общественные отношения, который лежит в основе древнегреческой фантазии и мифологии, невозможен при наличии железных дорог, телеграфа и других чудес техники его времени. Подчеркивая это обстоятельство, он спрашивал: «возможен ли Ахиллес в эпоху пороха и свинца? Или «Илиада» наряду с печатным станком и тем более с типографской машиной? И разве не исчезают неизбежно сказательство, былинное пение и Муза, а тем самым и необходимые условия эпической поэзии, с появлением печатного слова?» (Там же, с.48). Каждая культура соответствует своей эпохе, выражает ее сущность, составляет ее основное содержание. Поэтому неправомочно противопоставлять современную культуру, в том числе и современное мышление, классической культуре и традиционному аристотелевому мышлению.
В процессе функционирования экранной культуры технические факторы зачастую отступают на задний план, приоритет приобретают факторы социальные. «Проблемы здесь не технические, - справедливо пишет Л. Туроу, - вся нужная техника есть, – все дело в том, что возможно и что невозможно в социальном плане» (110, 101). Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов и уровень развития информационной культуры членов общества. В обществе с невысокой информационной культурой новейшие информационные технологии могут использоваться неэффективно, либо применяться в антигуманных целях, что отражается на социальной значимости экранной культуры.
Не секрет, что телевидение часто находится под политическим и коммерческим гнетом, становится независимым только от зрителя, что сказывается на содержании передаваемых программ. Осуществлять контроль над национальным телевидением становится все труднее. Передача телевизионных станций находится, по существу, в ведении отдельных групп лиц, наличие видеомагнитофонов позволяет избегать системы регулирования. Между тем, телевидение имеет огромную силу воздействия на зрителя и общество в целом. Стоит только вспомнить, что кратковременные перерывы в телевизионных передачах, вызванные пожаром Останкинской башне, повлекли за собой психологический шок населения Москвы, рост сбыта видеокассет и индустрии проката, возрастание покупки книг, журналов и газет, резкое сокращение рекламного рынка и т.д.
«Должен сказать, что все СМИ имеют некую магическую власть, - справедливо утверждает генеральный директор датского радио К. Ниссен. – Но если к печатному слову в газете добавить еще и звук, то власть эта оказывается еще и больше, слово тогда действует почти на подсознание. Я бы сказал, что телевидение имеет еще большую власть, потому что с помощью телевидения можно воздействовать не только на мозг, но даже на сердце и желудок» (69, 7).
Колоссальные возможности телевещания можно использовать и в гуманных, и в антигуманных целях. Телевидение стало технической основой для применения сложных доктрин манипуляции сознанием. Оно может оказаться троянским конем, который въезжает в душу и ум среднего человека, таит в себе богатые социальные возможности, опасности и благотворные перспективы. Использование техники экранной культуры в антигуманных целях, к большому сожалению, получило большое распространение.
Формирование гуманных принципов экранной культуры сопровождается распространением квазинаучных форм культуры. «Вследсивии этого мы становимся свидетелями яркого возрождения мистицизма, - пишет Э.Тоффлер. – Внезапно в моду входит астрология. Дзэн, Йога, спиритические сеансы и черная магия становятся популярными развлечениями. Культы формируются вокруг дионисийского опыта, невербальной и предположительно нелинейной коммуникации. Нам говорят, что важнее «чувствовать», а не думать», как будто между одним и другим существует противоречие. Экзистенциалистские оракулы присоединяются к католическим мистиками, юнгианским психоаналитикам и индийским гуру в превознесении мистического и эмоционального над научным и рациональным» (104, 490-491).Низкопробные боевики, проповедь насилия, порнография и даже наркомания заполняют экраны телевизоров и дисплеи компьютеров. В русскоязычном Интернете существует порядка 150 серверов, которые посвящены не только борьбе с наркотиками, но и технике выращивания марихуаны в домашних условиях. Так социальные факторы, уровень информационной культуры оказывают негативное воздействие на содержание всей экранной, в том числе и художественной.
Художественная экранная культура - наиболее распространенный вид экранной культуры. По своей сущности она представляет собой совокупность творческого процесса создания художественных ценностей, их распространение и усвоение индивидом или обществом в целом. В этом своем качестве художественная культура включает в себя разнообразные художественные произведения и их осмысление, организации и институты, обеспечивающие подготовку публики к восприятию произведений и их распространение. Центральным звеном художественной культуры является искусство как продукт творчества, совокупность накопленных обществом ценностей, предметно-вещественный фонд художественной культуры. Следовательно, поле художественной культуры шире, чем область функционирования искусства. «Если искусство, - пишет Л.И.Михайлова, - это готовое произведение, то художественная культура - воплощение в них знания, ценности, нормы, образа и процесс открытия для себя этих ценностей, придание им конкретного функционального характера» (54, 314).
В процессе контакта с произведениями искусства индивид не только созерцает это произведение, но и переживает, интерпретирует его в контексте своего духовного мира. Вообще в искусстве еще в начале XX века резко возросла роль читателя, слушателя, зрителя. Он вместе с художником должен завершить полотно, гранит, партитуру до целостного свершения. Такой «дополнительный» индивид проектируется автором художественного произведения. Осуществляется специфическое общение между автором и воспринимающим его произведением индивидом. Другими словами, соприкосновение индивида с произведениями искусства носит диалоговую форму. Возможности реализации этого диалогового постижения художественных артефактов многократно умножаются современными средствами информационной техники и технологии. Они обеспечивают воспринимающими произведения художественной культуры разнообразие, многожанровость, многопрограммность.
Информационная техника используется как для распространения, так и для тиражирования художественных артефактов, ускоряет изменение стилей, ценностей, вкусов и критериев. Сегодня многие художники (особенно дизайнеры), ваятели, архитекторы, режиссеры и композиторы работают с инженерами с целью использования достижений информационной технологии в своей творческой деятельности. Это ускоряет процесс смены одних художественных парадигм другими, смену культурных парадигм. «В прошлом, - пишет Э.Тоффлер, - человеку в течение его жизни достаточно редко приходилось быть свидетелем фундаментальных изменений художественных стилей. Стиль, или школа, как правило, держались по крайней мере поколение. Сегодня же различные направления в искусстве сменяют друг друга с такой скоростью, что начинает рябить в глазах – едва зритель успевает познакомиться с новой школой, и понять её язык, как она уже исчезает» (104, 196-197). Но, при этом, безусловно, классические произведения мирового искусства остаются нетленными образцами эстетического постижения реальности.
Ускоренное развитие стилей, жанров и ценностей художественной культуры требует соответствующих изменений в совершенствовании человеческого восприятия этих быстро изменяющихся различных процессов и явлений культуры. Возникает проблема эстетического образования индивида, который должен отличить подлинные произведения искусства от художественных артефактов, не имеющих никакой эстетической ценности.
Современная информационная техника все в большей степени используется не только в творческой работе художников, скульпторов, архитекторов и композиторов, но и в процессе приобщения публики к произведениям искусства. Благодаря этому становятся общедоступными многие художественные шедевры. Характерными примерами в этом отношении являются управление оркестром компьютеров при помощи «дирижерской палочки» - инфракрасным излучателем, присутствующая от автомобиля до дома музыка и многие другие факты современной художественной культуры.
Вместе с тем, использование информационной техники для производства и распространения художественных ценностей имеет существенные ограничения. Дело в том, что художественное творчество не может иметь четких правил, алгоритмов, которые можно было бы «вложить» в машину. Поэтому «машинизация» подлинного искусства, где ключом бьет творческая мысль художника или композитора, в принципе невозможна. М. Полани пишет, что « всякое искусство воспроизводимо в автоматическом процессе в той степени, в какой правила или нормы искусства могут быть сформулированы. Они могут включать в себя даже элементы случайности, который обеспечит, например, процедура подбрасывания монеты, но искусство или знание, не имеющее никаких правил, никогда не сможет стать уделом машины» (78, 271).
Сама машина способна создавать произведения, отвечающие всем заложенным в нее требованиям, но эти произведения не будут нести никаких новых идей. Машина может создать заготовку, но она остается лишь средством деятельности художника, за которым остается окончательный выбор. Машина может существенно облегчить работу творца, сведя к минимуму рутину в его деятельности. Информационная техника может растиражировать те или иные произведения искусства, доводя их до широкого восприятия публики, но при этом тиражированные произведения искусства становятся все более далекими от копируемых оригиналов.
«Образчик», создаваемый художником, должен обрести социальную ценность, т.е. стать объектом размножения. Последнее можно осуществить путем копирования. «Копирование, - писал А. Моль, - всегда связано или с постепенным ухудшением качества копий по сравнению с исходной формой (например, гравюрой на меди), или с заведомо ремесленническим изготовлением «мультиплей» - множественных репродукций» (58, 100-101). С этим вполне можно согласиться. Но нельзя быть согласным с дальнейшими рассуждениями А. Моля о так называемом «пермутационном искусстве».
Поскольку, утверждает он, массовому обществу нужно массовое искусство, возможна пермутизация - комбинирование простых, обладающих неограниченной неизменностью элементов, открывающих огромное поле возможных комбинаций, которые можно реализовать при помощи информационной техники. К такой комбинаторике А.Моль сводит творческий процесс создания произведений искусства, художественное творчество. Искусство, по его мнению, становится пермутационным. С полотен художников исчезают колосящиеся поля, ручьи, обнаженные женщины и мчащиеся кони. Остаются простые элементы восприятия - геометрические фигуры и порядок их сочетания.
Очевидно, что в своих рассуждениях А. Моль сводит художественное творчество к механической комбинации стандартных элементов. В действительности речь может идти лишь о том, что информационная техника вооружает мощными вспомогательными техническими средствами отдельные области художественного творчества - киноискусства, сценического искусства, архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, декоративно-прикладного искусства и др. Это оказывает серьезное воздействие как на художественную деятельность, так и на взаимодействие искусства и публики не подменяя, этой техникой творчество художника,
В процессе информатизации общества и ее культуры меняется социальный статус художественной культуры: возрастает ее роль в общественной жизни, расширяется сфера ее функционирования, возрастает количество людей занятых в этой сфере творческой деятельности. «Развитие искусства в наше время ведет к тому, - пишет А. Моль, - что его воздействие на общество приобретает глобальный характер, и оно перестает быть делом отдельной личности» (Там же, 15).
Возникают новые эстетические запросы. Это требует иных форм художественно-культурной коммуникации, которые может обеспечить информационная технология. При этом качественно изменяются взаимоотношения деятеля культуры и потребителя этой культуры. В традиционном искусстве зритель, слушатель вступал в межличностные связи с художником или артистом: художник в произведении выражал себя и свое понимание прекрасного, а зритель или слушатель в мире произведения искусства переживал прекрасные мгновения и состояния. В мире современного искусства встречается не только и не столько художник как личность и живой человек, сколько виртуальный персонаж (кумир) и технология, художника как безликого «инженера», скрывающегося за своими произведениями и ролями, технология, порождающая художественные тексты как технические изделия.
Отмечая это обстоятельство В.М.Розин пишет, что «сообщество мира современного искусства создается средствами массовой информации (СМИ), современными техниками, новым отношением к искусству» (89, 329). Когда же мы вдруг, случайно вступаем в контакт с живым создателем того или иного художественного артефакта, то обнаруживаем, что этот создатель не имеет никакого отношения к этому художественному произведению. Благодаря современному искусству человек начинает видеть мир сквозь призму произведений и текстов этого искусства. Более того, изменяются не только видение мира человека, но и его практически-деятельное отношение к миру. Он часто соотносит свои действия с теми ценностями и идеалами, которые тиражируются в современном искусстве. «Дело в том, - пишет В.М. Розин, - что, артикулируя и эстетизируя патологию, современное искусство, во-первых, способствует увеличению и так уже не малого клубка психических проблем и напряжений, во-вторых, приучает человека к социальной патологии, тем самым, подталкивая к ассоциальному поведению» (Там же, 336).
В связи с этим, возникает важная проблема соотношения эстетических и моральных норм. Современное искусство часто, и не без известных оснований, обвиняют в безнравственности, в проповеди темных сторон жизни человека или общества. Действительно, с одной стороны, проповедь насилия, патологических поступков и других «прелестей» жизни заполняет страницы бульварной литературы, экраны телевизоров и кино, сеть Интернет. Все это зачастую преподносится в привлекательной форме, и поэтому имеет широкое распространение особенно среди людей, не овладевших знанием ценностей подлинной культуры. «Но, с другой стороны пишет В.М.Розин, - а как еще заставить человека понять, что все это, ну может быть не в такой степени, как у героя, есть и у тебя, как заставить задуматься над этими темными сторонами жизни, выработать к ним отношения? Сухую мораль и нравственность современный человек давно уже не воспринимает; вовлеченный же искусством и событиями в мир модернити он уже не может уклониться от переживания и осмысления проблем, имеющих этический смысл и окраску» (Там же, 329).
И все же художник не должен снимать с себя моральную ответственность за свое творчества, должен предвидеть характер и результаты последствий продуктов этого творчества даже на неподготовленного индивида. Эта моральная ответственность сегодня часто отсутствует. Такое положение не должно обходится без внимания общественности, без грамотной и доброжелательной критики. Однако к любой форме критики художники, писатели и вообще деятели художественной культуры относятся весьма болезненно. Поэтому, здесь нужно быть весьма осторожным, не идти по линии огульного осуждения тех или иных произведений художественной культуры с точки зрения традиционных моральных норм. Ведь и моральные нормы не являются вечными и неизменными. Подчеркивая это обстоятельство, В.М.Розин справедливо пишет: «Здесь, понятно, не обойтись без грамотной и доброжелательной критики. Впрочем, нельзя и перегнуть палку, требуя современное искусство подчинить морали. Эффект может быть только противоположным; искусство, как и Восток - дело тонкое. Но требовать от художника, как человека этически значимого поведения необходимо. Кстати, именно потому, что он художник. Ведь искусство должно работать на культуру и человека, а не разрушать их» (Там же, 336-337).
Все это свидетельствует о том, что взаимоотношение эстетических и моральных норм в условиях информатизации общества требует серьезного философско-культурологического исследования. Эта проблема приобретает все большую значимость в процессе информатизации общества, которое не только обеспечивает современными техническими средствами создание и функционирование художественных ценностей, но и стимулирует интерес людей к этим ценностям.
Экранная культура, ее развитие и функционирование, определяются двумя группами факторов – техническими и социальными. В различные времена их действие сказывается неодинаково, определяя вектор этой культуры в настоящем и тенденции ее развития в будущем. Неоднозначность и динамичность действия этих факторов не позволяет более или менее точно определить тенденции будущего развития экранной культуры. «Тенденции, которые вытекают из динамики социальных процессов в последние десятилетия, совершенно не обязательно получают в ближайшем будущем свое прямое продолжение и развитие, - пишет В.Л.Иноземцев. – Мы не можем точно определить перспективы, ожидающее человечество…» (25,570). Что касается нынешнего функционирования экранной культуры, то при ее анализе можно уловить некоторые характерные тенденции.
Прежде всего, ярко проявляется тесная зависимость функционирования экранной культуры от её технической оснащенности. Развитие и функционирование устной и даже письменной культуры от технических средств были намного менее значимо, чем у современной экранной культуры. При этом качественно меняется сам характер этих технических средств, все большее значение приобретают электронные средства трансляции и производства культуры. «Впервые человеческая культура и человеческие ценности формируются электронными средствами информации» – пишет Л. Туроу (110, 101).
Без телевизора, видеомагнитофона, компьютера и других электронных технических средств современная экранная культура просто немыслима. Ныне наблюдается определенная тенденция перехода приоритета в функционировании экранной культуры от кино к телевизору и далее – к компьютеру. Безусловно, главным техническим средством функционирования экранной культуры ныне выступает телевизионный приемник, но все большую значимость приобретает компьютер, особенно с развитием игровой культуры и сети Интернет.
Подчеркивая зависимость современной культуры от технических средств, А.Моль пишет: «Научно технические достижения, освоенные человечеством, не могут не сказаться на положении, месте и условиях функционирования культуры в обществе. Повышается техническая оснащенность культуры в культурно-творческом и культурно-информационном процессах, используется могучий арсенал техники – от телевизионных спутников до технических устройств культурно-бытового назначения» (57, 5). Современная техника находит самое разнообразное применение в мире культуры: в одних случаях она используется для творческого производства культурных ценностей, в других - для их потребления, в - третьих для культурного общения и т.д.
Немаловажное значение имеет то, что технические средства культуры развиваются темпами, невиданными раннее в истории человечества. На протяжении жизни одного поколения людей сменилось ряд поколений телевизоров и компьютеров. В условиях, когда поколения машин сменяются быстрее, чем поколения людей, в развитии технических средств экранной культуры наблюдаются определенные тенденции интегративного качества. Так, возникает симбиоз телевидения и кино на базе создания телевизора с плоским экраном, величина которого определяется удобствами восприятия зрелища. Стереофонический звук с голографическим изображением создают при этом полный эффект присутствия. Подключение к экрану системы видеофона со стереоскопическим изображением в недалеком будущем создадут еще более полный эффект присутствия и обеспечат обратную связь пользователя с экраном. Через сеть Интернет кино проникает даже на дисплей компьютера.
Весьма важным процессом в жизни современного общества является вступление человечества в цифровой век, когда основные средства производства приобретают цифровой характер. Ныне уже существуют цифровая фотография и телефонные станции, цифровые типографские машины для набора текстов и телевизоры. На цифровой технологии основана получающая все большее применение компьютерная техника. Вначале цифровые системы компьютеров стали применяться для решения сложных вычислительных задач, которые были связаны с большим количеством расчетов. Затем цифровая технология внедрилась в область хранения информации, ее быстрого извлечения в удобной форме и передачи по каналам связи. Наконец, цифровые компьютеры встраиваются в видеотехнику, уменьшая ее в размерах, делая ее мобильной и носимой. Они применяются для создания виртуальной реальности и различных игровых ситуаций.
Все большее применение находит цифровая технология для создания комбинированных кинофильмов, с использованием компьютерных героев вроде сериала под широко известным названием «Прогулки с динозаврами». Каждый новый цифровой кинофильм совершенствует методы и приемы съемок. Цифровая технология – это реальность сегодняшнего дня. «Цифровой век состоялся, - пишет Р. Косячков, - и воздействие его на каждого человека в отдельности и общества в целом возрастает с каждым днем» (39, 21).
Безусловно, сегодняшнее развитие экранной техники и на этой основе экстраполяция его в будущее привносит в общественную жизнь колоссальные изменения. С одной стороны, культура стала наиболее динамичным компонентом общества. Она оказывает воздействие на общество не только своими идеями и образцами. Перемены в ней самой в меньшей степени сдерживаются ограниченностью ресурсов (как в экономике), или инертностью сложившихся интеллектуальных структур (как в политике). При этом искусство утверждает свою роль не оторванного авангарда, а «штурмового отряда» общественного развития. Необходимо понимать, что колоссальные богатства современной техники позволяют нам создать иллюзию лучшего мира.
С другой стороны, общество уже не просто пассивно воспринимает новые культурные ценности, но формулирует определенные культурные потребности, создает всеобщий рынок, жадно поглощающий новаторские произведения. Воздействие общества на развитие и функционирование экранной культуры является весьма ощутимым. Это воздействие определяет как содержание этой культуры, так и степень её усвоения членами общества, влияние культуры как на общество в целом, так и на отдельных индивидов.
Поэтому вторым фактором, не менее значимым, чем технический для функционирования экранной культуры, являются социальные условия этого функционирования. А. Моль пишет, что «культура оказывается в диапазоне общих социальных изменений, прежде всего это касается содержания культуры, которая всегда есть отражение социальной действительности и поэтому различием социальных систем, ее породивших» (57, 5).
Всякая культура - дитя своей эпохи, она ее отражает в своем содержании и в своих художественных формах. Вместе с тем всякая культура – служанка этой эпохи, она ее обслуживает. Конечно, нельзя выводить содержание культуры, а тем более художественной (к примеру, искусство) непосредственно из существующего материального и духовного бытия общества. Но, в конечном счете, социальная детерминация культуры проявляется довольно четко. Известно, что К. Маркс отмечал известную самостоятельность в развитии искусства, он писал, что «относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и с развитием материальной основы последнего, составляющий как бы скелет его организации» (50, 47). Вместе с тем К. Маркс, подчеркивая связь культуры с социальным климатом, справедливо утверждал, что взгляд на природу и общественные отношения, который лежит в основе древнегреческой фантазии и мифологии, невозможен при наличии железных дорог, телеграфа и других чудес техники его времени. Подчеркивая это обстоятельство, он спрашивал: «возможен ли Ахиллес в эпоху пороха и свинца? Или «Илиада» наряду с печатным станком и тем более с типографской машиной? И разве не исчезают неизбежно сказательство, былинное пение и Муза, а тем самым и необходимые условия эпической поэзии, с появлением печатного слова?» (Там же, с.48). Каждая культура соответствует своей эпохе, выражает ее сущность, составляет ее основное содержание. Поэтому неправомочно противопоставлять современную культуру, в том числе и современное мышление, классической культуре и традиционному аристотелевому мышлению.
В процессе функционирования экранной культуры технические факторы зачастую отступают на задний план, приоритет приобретают факторы социальные. «Проблемы здесь не технические, - справедливо пишет Л. Туроу, - вся нужная техника есть, – все дело в том, что возможно и что невозможно в социальном плане» (110, 101). Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов и уровень развития информационной культуры членов общества. В обществе с невысокой информационной культурой новейшие информационные технологии могут использоваться неэффективно, либо применяться в антигуманных целях, что отражается на социальной значимости экранной культуры.
Не секрет, что телевидение часто находится под политическим и коммерческим гнетом, становится независимым только от зрителя, что сказывается на содержании передаваемых программ. Осуществлять контроль над национальным телевидением становится все труднее. Передача телевизионных станций находится, по существу, в ведении отдельных групп лиц, наличие видеомагнитофонов позволяет избегать системы регулирования. Между тем, телевидение имеет огромную силу воздействия на зрителя и общество в целом. Стоит только вспомнить, что кратковременные перерывы в телевизионных передачах, вызванные пожаром Останкинской башне, повлекли за собой психологический шок населения Москвы, рост сбыта видеокассет и индустрии проката, возрастание покупки книг, журналов и газет, резкое сокращение рекламного рынка и т.д.
«Должен сказать, что все СМИ имеют некую магическую власть, - справедливо утверждает генеральный директор датского радио К. Ниссен. – Но если к печатному слову в газете добавить еще и звук, то власть эта оказывается еще и больше, слово тогда действует почти на подсознание. Я бы сказал, что телевидение имеет еще большую власть, потому что с помощью телевидения можно воздействовать не только на мозг, но даже на сердце и желудок» (69, 7).
Колоссальные возможности телевещания можно использовать и в гуманных, и в антигуманных целях. Телевидение стало технической основой для применения сложных доктрин манипуляции сознанием. Оно может оказаться троянским конем, который въезжает в душу и ум среднего человека, таит в себе богатые социальные возможности, опасности и благотворные перспективы. Использование техники экранной культуры в антигуманных целях, к большому сожалению, получило большое распространение.
Формирование гуманных принципов экранной культуры сопровождается распространением квазинаучных форм культуры. «Вследсивии этого мы становимся свидетелями яркого возрождения мистицизма, - пишет Э.Тоффлер. – Внезапно в моду входит астрология. Дзэн, Йога, спиритические сеансы и черная магия становятся популярными развлечениями. Культы формируются вокруг дионисийского опыта, невербальной и предположительно нелинейной коммуникации. Нам говорят, что важнее «чувствовать», а не думать», как будто между одним и другим существует противоречие. Экзистенциалистские оракулы присоединяются к католическим мистиками, юнгианским психоаналитикам и индийским гуру в превознесении мистического и эмоционального над научным и рациональным» (104, 490-491).Низкопробные боевики, проповедь насилия, порнография и даже наркомания заполняют экраны телевизоров и дисплеи компьютеров. В русскоязычном Интернете существует порядка 150 серверов, которые посвящены не только борьбе с наркотиками, но и технике выращивания марихуаны в домашних условиях. Так социальные факторы, уровень информационной культуры оказывают негативное воздействие на содержание всей экранной, в том числе и художественной.
Художественная экранная культура - наиболее распространенный вид экранной культуры. По своей сущности она представляет собой совокупность творческого процесса создания художественных ценностей, их распространение и усвоение индивидом или обществом в целом. В этом своем качестве художественная культура включает в себя разнообразные художественные произведения и их осмысление, организации и институты, обеспечивающие подготовку публики к восприятию произведений и их распространение. Центральным звеном художественной культуры является искусство как продукт творчества, совокупность накопленных обществом ценностей, предметно-вещественный фонд художественной культуры. Следовательно, поле художественной культуры шире, чем область функционирования искусства. «Если искусство, - пишет Л.И.Михайлова, - это готовое произведение, то художественная культура - воплощение в них знания, ценности, нормы, образа и процесс открытия для себя этих ценностей, придание им конкретного функционального характера» (54, 314).
В процессе контакта с произведениями искусства индивид не только созерцает это произведение, но и переживает, интерпретирует его в контексте своего духовного мира. Вообще в искусстве еще в начале XX века резко возросла роль читателя, слушателя, зрителя. Он вместе с художником должен завершить полотно, гранит, партитуру до целостного свершения. Такой «дополнительный» индивид проектируется автором художественного произведения. Осуществляется специфическое общение между автором и воспринимающим его произведением индивидом. Другими словами, соприкосновение индивида с произведениями искусства носит диалоговую форму. Возможности реализации этого диалогового постижения художественных артефактов многократно умножаются современными средствами информационной техники и технологии. Они обеспечивают воспринимающими произведения художественной культуры разнообразие, многожанровость, многопрограммность.
Информационная техника используется как для распространения, так и для тиражирования художественных артефактов, ускоряет изменение стилей, ценностей, вкусов и критериев. Сегодня многие художники (особенно дизайнеры), ваятели, архитекторы, режиссеры и композиторы работают с инженерами с целью использования достижений информационной технологии в своей творческой деятельности. Это ускоряет процесс смены одних художественных парадигм другими, смену культурных парадигм. «В прошлом, - пишет Э.Тоффлер, - человеку в течение его жизни достаточно редко приходилось быть свидетелем фундаментальных изменений художественных стилей. Стиль, или школа, как правило, держались по крайней мере поколение. Сегодня же различные направления в искусстве сменяют друг друга с такой скоростью, что начинает рябить в глазах – едва зритель успевает познакомиться с новой школой, и понять её язык, как она уже исчезает» (104, 196-197). Но, при этом, безусловно, классические произведения мирового искусства остаются нетленными образцами эстетического постижения реальности.
Ускоренное развитие стилей, жанров и ценностей художественной культуры требует соответствующих изменений в совершенствовании человеческого восприятия этих быстро изменяющихся различных процессов и явлений культуры. Возникает проблема эстетического образования индивида, который должен отличить подлинные произведения искусства от художественных артефактов, не имеющих никакой эстетической ценности.
Современная информационная техника все в большей степени используется не только в творческой работе художников, скульпторов, архитекторов и композиторов, но и в процессе приобщения публики к произведениям искусства. Благодаря этому становятся общедоступными многие художественные шедевры. Характерными примерами в этом отношении являются управление оркестром компьютеров при помощи «дирижерской палочки» - инфракрасным излучателем, присутствующая от автомобиля до дома музыка и многие другие факты современной художественной культуры.
Вместе с тем, использование информационной техники для производства и распространения художественных ценностей имеет существенные ограничения. Дело в том, что художественное творчество не может иметь четких правил, алгоритмов, которые можно было бы «вложить» в машину. Поэтому «машинизация» подлинного искусства, где ключом бьет творческая мысль художника или композитора, в принципе невозможна. М. Полани пишет, что « всякое искусство воспроизводимо в автоматическом процессе в той степени, в какой правила или нормы искусства могут быть сформулированы. Они могут включать в себя даже элементы случайности, который обеспечит, например, процедура подбрасывания монеты, но искусство или знание, не имеющее никаких правил, никогда не сможет стать уделом машины» (78, 271).
Сама машина способна создавать произведения, отвечающие всем заложенным в нее требованиям, но эти произведения не будут нести никаких новых идей. Машина может создать заготовку, но она остается лишь средством деятельности художника, за которым остается окончательный выбор. Машина может существенно облегчить работу творца, сведя к минимуму рутину в его деятельности. Информационная техника может растиражировать те или иные произведения искусства, доводя их до широкого восприятия публики, но при этом тиражированные произведения искусства становятся все более далекими от копируемых оригиналов.
«Образчик», создаваемый художником, должен обрести социальную ценность, т.е. стать объектом размножения. Последнее можно осуществить путем копирования. «Копирование, - писал А. Моль, - всегда связано или с постепенным ухудшением качества копий по сравнению с исходной формой (например, гравюрой на меди), или с заведомо ремесленническим изготовлением «мультиплей» - множественных репродукций» (58, 100-101). С этим вполне можно согласиться. Но нельзя быть согласным с дальнейшими рассуждениями А. Моля о так называемом «пермутационном искусстве».
Поскольку, утверждает он, массовому обществу нужно массовое искусство, возможна пермутизация - комбинирование простых, обладающих неограниченной неизменностью элементов, открывающих огромное поле возможных комбинаций, которые можно реализовать при помощи информационной техники. К такой комбинаторике А.Моль сводит творческий процесс создания произведений искусства, художественное творчество. Искусство, по его мнению, становится пермутационным. С полотен художников исчезают колосящиеся поля, ручьи, обнаженные женщины и мчащиеся кони. Остаются простые элементы восприятия - геометрические фигуры и порядок их сочетания.
Очевидно, что в своих рассуждениях А. Моль сводит художественное творчество к механической комбинации стандартных элементов. В действительности речь может идти лишь о том, что информационная техника вооружает мощными вспомогательными техническими средствами отдельные области художественного творчества - киноискусства, сценического искусства, архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, декоративно-прикладного искусства и др. Это оказывает серьезное воздействие как на художественную деятельность, так и на взаимодействие искусства и публики не подменяя, этой техникой творчество художника,
В процессе информатизации общества и ее культуры меняется социальный статус художественной культуры: возрастает ее роль в общественной жизни, расширяется сфера ее функционирования, возрастает количество людей занятых в этой сфере творческой деятельности. «Развитие искусства в наше время ведет к тому, - пишет А. Моль, - что его воздействие на общество приобретает глобальный характер, и оно перестает быть делом отдельной личности» (Там же, 15).
Возникают новые эстетические запросы. Это требует иных форм художественно-культурной коммуникации, которые может обеспечить информационная технология. При этом качественно изменяются взаимоотношения деятеля культуры и потребителя этой культуры. В традиционном искусстве зритель, слушатель вступал в межличностные связи с художником или артистом: художник в произведении выражал себя и свое понимание прекрасного, а зритель или слушатель в мире произведения искусства переживал прекрасные мгновения и состояния. В мире современного искусства встречается не только и не столько художник как личность и живой человек, сколько виртуальный персонаж (кумир) и технология, художника как безликого «инженера», скрывающегося за своими произведениями и ролями, технология, порождающая художественные тексты как технические изделия.
Отмечая это обстоятельство В.М.Розин пишет, что «сообщество мира современного искусства создается средствами массовой информации (СМИ), современными техниками, новым отношением к искусству» (89, 329). Когда же мы вдруг, случайно вступаем в контакт с живым создателем того или иного художественного артефакта, то обнаруживаем, что этот создатель не имеет никакого отношения к этому художественному произведению. Благодаря современному искусству человек начинает видеть мир сквозь призму произведений и текстов этого искусства. Более того, изменяются не только видение мира человека, но и его практически-деятельное отношение к миру. Он часто соотносит свои действия с теми ценностями и идеалами, которые тиражируются в современном искусстве. «Дело в том, - пишет В.М. Розин, - что, артикулируя и эстетизируя патологию, современное искусство, во-первых, способствует увеличению и так уже не малого клубка психических проблем и напряжений, во-вторых, приучает человека к социальной патологии, тем самым, подталкивая к ассоциальному поведению» (Там же, 336).
В связи с этим, возникает важная проблема соотношения эстетических и моральных норм. Современное искусство часто, и не без известных оснований, обвиняют в безнравственности, в проповеди темных сторон жизни человека или общества. Действительно, с одной стороны, проповедь насилия, патологических поступков и других «прелестей» жизни заполняет страницы бульварной литературы, экраны телевизоров и кино, сеть Интернет. Все это зачастую преподносится в привлекательной форме, и поэтому имеет широкое распространение особенно среди людей, не овладевших знанием ценностей подлинной культуры. «Но, с другой стороны пишет В.М.Розин, - а как еще заставить человека понять, что все это, ну может быть не в такой степени, как у героя, есть и у тебя, как заставить задуматься над этими темными сторонами жизни, выработать к ним отношения? Сухую мораль и нравственность современный человек давно уже не воспринимает; вовлеченный же искусством и событиями в мир модернити он уже не может уклониться от переживания и осмысления проблем, имеющих этический смысл и окраску» (Там же, 329).
И все же художник не должен снимать с себя моральную ответственность за свое творчества, должен предвидеть характер и результаты последствий продуктов этого творчества даже на неподготовленного индивида. Эта моральная ответственность сегодня часто отсутствует. Такое положение не должно обходится без внимания общественности, без грамотной и доброжелательной критики. Однако к любой форме критики художники, писатели и вообще деятели художественной культуры относятся весьма болезненно. Поэтому, здесь нужно быть весьма осторожным, не идти по линии огульного осуждения тех или иных произведений художественной культуры с точки зрения традиционных моральных норм. Ведь и моральные нормы не являются вечными и неизменными. Подчеркивая это обстоятельство, В.М.Розин справедливо пишет: «Здесь, понятно, не обойтись без грамотной и доброжелательной критики. Впрочем, нельзя и перегнуть палку, требуя современное искусство подчинить морали. Эффект может быть только противоположным; искусство, как и Восток - дело тонкое. Но требовать от художника, как человека этически значимого поведения необходимо. Кстати, именно потому, что он художник. Ведь искусство должно работать на культуру и человека, а не разрушать их» (Там же, 336-337).
Все это свидетельствует о том, что взаимоотношение эстетических и моральных норм в условиях информатизации общества требует серьезного философско-культурологического исследования. Эта проблема приобретает все большую значимость в процессе информатизации общества, которое не только обеспечивает современными техническими средствами создание и функционирование художественных ценностей, но и стимулирует интерес людей к этим ценностям.