1.2. Технический аспект информатизации
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13Технико-технологические составляющие процесса информатизации общества включают в себя электронизацию, медиатизацию, компьютеризацию и интернетализацию. Эти элементы процесса информатизации развивались в тесной связи с автоматизацией, роботизацией и созданием мехатронных устройств.
Что касается автоматизации и роботизации производства, то они являются той технической базой, без которой невозможно было бы осуществить не только электронизацию и медиатизацию, но и компьютеризацию и интернетализацию и в целом создавать современные информационные технологии. Автоматизация и роботизация началась задолго до информатизации общества и непосредственно включать их в процесс информатизации общества не следует, они являются как бы предтечей информатизации общества, способствуя развитию электронной технологии. На базе автоматизации и электронных устройств конструируются мехатронные устройства – гибрид механической и электронной техники.
Все это способствует электронизации общества - распространению электронной технологии в самые различные сферы человеческой деятельности – в производство и управление, образование и науку, социальную и культурную сферы. «Электронизация, - пишет А.И.Ракитов, - представляет собой, в общем и целом, инженерно-технический процесс, состоящий в производстве, конструировании и широком внедрении полупроводников, приборов и других электронных технологии и создание на их основе различных электронных устройств, включая интегральные схемы, микропроцессоры и т.д., применяемые в промышленности, научных исследованиях, бытовых приборах, транспорте и т.д. Электронная промышленность охватывает изготовление новых материалов с заданными свойствами, элементной базы для компьютеров, средств связи и т.д.» (84, 33). Электронизация производит качественные изменения в промышленной сфере общества. Она представляет собой чисто технический процесс и непосредственно не изменяет другие сферы общества – социальную, политическую и духовно-культурную.
Следующим звеном технического аспекта информатизации является медиатизация (от лат. mediatus – выступающий посредником ) – процесс создания, распространения и совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации. В процессе медиатизации совершенствуются существующие средства связи, создаются принципиально новые, такие как спутниковая связь, оптоволоконные кабельные сети, цифровые электронные устройства. Высшим выражением медиатизации является создание всемирной мировой информационной системы Интернет. Медиатизация позволяет передавать информацию без перемещения человека и в огромной степени увеличивает скорость этой передачи. Создается коммуникационная сеть, которая обеспечивает реализацию важнейшего фактора информатизации общества – доступ любого гражданина этого общества к информации, ее открытость.
В областях электронных технологий, являющихся высшим выражениеи электронизации, рождается знамение информационного века – компьютеры, обеспечивающие основное звено информатизации – компьютеризацию. Компьютеры, эти электронные средства приема, переработки, хранения и выдачи информации, их конструирование, совершенствование и широкое внедрение в самые различные сферы жизнедеятельности человека от литейного производства до музыки, обеспечивают информатизацию самых разнообразных сфер человеческой жизнедеятельности. При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, которые обеспечивают оперативное получение результатов обработки информации и ее накопление. Пожалуй, компьютеризацию можно назвать стержнем технико-технологического аспекта информатизации общества в современных условиях. В самом деле, когда мы рассуждаем об информации, ее передаче и обработке, мы, прежде всего, связываем свои рассуждения со стремительной компьютеризацией общества. Именно компьютеры обеспечили возможность коммуникации людей в нужном для эпохи информатизации общества виде.
Существует большое количество мнений по вопросу о сущности коммуникации – от понимания коммуникации как типа информационного взаимодействия людей друг с другом до экзистенциолисткого понимания коммуникации как обнаружения «Я» в Другом. Не удивительно, что термин «коммуникация» ( от лат. communicatia – делать общим, связывать, общение) определяется в словарях очень широко: путь сообщения ( воздушная, водная и др. коммуникации); форма связи ( телеграф, радио, телефон); акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение одним лицом другому или ряду лиц. Обычно этот термин обозначает как средство, так и сам процесс передачи информации от одного субъекта к другому, специфическую форму взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющуюся при помощи языка или знаковых систем. В современном понимании термин «коммуникация» был веден Н.Винером как синоним слова «связь». Ныне этим термином обозначают психические и социальные контакты между членами и социальными слоями общества, при которых реализуется адекватная передача информации от одного адресата к другому. «Коммуникация, - пишет С.В.Коновченко, - передача информации от человека к человеку; тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен» (37, 7). Средства коммуникации обеспечивает диалогическую, или как принято говорить теперь, интерактивную форму общения.
Что касается средств информации, то она позволяет представлять информацию широкой социальной аудитории. Различие между понятиями «средства коммуникации» и «средства информации» весьма условно и относительно. Подчеркивая это обстоятельство, И.П.Фарман пишет, что «понятие коммуникации (при всей его многозначности) …связывается не столько с так называемой информационной коммуникацией, предполагающей передачу сообщения в одностороннем монологическом порядке и делающей акцент на распространении, сколько с процессуальной формой коммуникации, то есть осмыслени6м коммуникации как процесса общения, под которым понимается соучастие субъектов, их совместная деятельность и даже определенная организация. Такая коммуникация имеет диалогическую форму и рассчитана на взаимное понимание» (113,286). Таким образом, коммуникация это культурная специфическая форма духовного общения людей. По своему существу коммуникация является частным случаем универсального общения, передачей социальной информации в обществе.
По своей сущности средства коммуникации являются составной частью инфраструктуры общества. Эта инфраструктура состоит из трех элементов. Первый включает транспорт: железные дороги, автострады, авиацию. Второй – энергетическую систему: гидростанции, атомные и тепловые электростанции, линии энергопередач, нефтепроводы, газопроводы. Эти инфраструктуры обеспечивают материально-энергетические связи общества. Третий элемент инфраструктуры включает средства связи: почтовая связь, телеграф, телефон, радио, телевизионная и компьютерная сеть. Этот вид коммуникации гарантирует духовное общение между членами общества в виде звуков или изображений. Этот тип коммуникации опосредует отношение людей с объектами, представляя их в виде системы знаков. Эти знаки человек перерабатывает, стремясь извлечь из них закодированную информацию. Способ передачи информации изменяет самих людей, их познавательные возможности. Можно согласиться с мнением, что « коммуникация определяет не только сам факт появления знания и не только его исходный статус, но и многие особенности его глубинной структуры» (90, 120). Знание, информация – это средства коммуникации, средства передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Передача информации посредством символов и образов придает процессу общения характеристику феномена культуры. Именно через коммуникацию обеспечивается интеграция в определенную общность различных социальных групп и, вместе с тем, их дифференциация друг от друга. Г.Маклуэн, автор общей теории коммуникации, замечает в связи с этим, что именно развитие средств коммуникации определяет характер культуры и смену исторических эпох.
Средства коммуникации, носители информации, зависят, в свою очередь, от экономических и социальных условий жизнедеятельности людей, уровня развития самих людей. В истории общества существовали различные виды коммуникаций и, в соответствии с этим, фазы информационного обмена – довербальный, вербальный, письменный, книжный, электрический, электронный. В формировании и функционировании этих видов коммуникаций и фаз информационного обмена проявляются определенные тенденции. Во-первых, существует преемственность в их развитии: предшествующие виды коммуникаций подготавливают «почву» для возникновения последующих. Во-вторых, последующие средства коммуникации включают в себя некоторые элементы предыдущих и сосуществуют наряду с ними. В-третьих, эволюция средств коммуникации идет по восходящей линии – от естественных средств коммуникации к искусственным, от сравнительно простых технических средств - к более сложным. Эти тенденции поступательно обогащают человека и общество средствами информационного обмена, делают их все более разнообразными, дополняющими друг друга, обеспечивающими возрастающие запросы информационного общения.
Возможно выделение различных видов коммуникации: мимико-жестный (довербальный), вербальный (устный), письменный, книжный, электрический, электронный. Краткий экскурс в историю подтверждает такой характер эволюции и функционирования средств коммуникаций и фаз информационного обмена.
Примитивной жизни людей, их получеловеческому существованию на первоначальных стадиях эволюции человека сопутствовали довербальные средства коммуникации – прямое подражание, мимика, жесты, звуки. Доязыковые формы коммуникации обеспечивали необходимый контакт между людьми. Они были текстильно-осязательными, организмическими средствами коммуникации и возникали из инстинктивно- поведенческих программ, постепенно приобретая новое значение и самостоятельное существование. Примитивные средства коммуникации первобытного человека основывались на естественной памяти, дополнялись звуковыми сигналами и постепенно эволюционировали к устной (вербальной) фазе информационного обмена.
Необходимость в передаче более дифференцированной и определенной информации, которая возникла в процессе трудовой деятельности людей и в быту, важность передачи жизненного опыта и трудовых навыков от поколения к поколению обусловили самое значимое в истории человечества «изобретение» - слова, этого звукового средства передачи информации. Слово, как материальная оболочка мысли, обеспечило человеку разговорный язык, речь. Люди стали при помощи слова общаться друг с другом, передавать друг другу мысли, люди стали разговаривать. Тем самым человек все в большей степени становился социальным существом, отделяя себя от животных. «Дар речи отличает человека, только и делает его человеком, - пишет М. Хайдеггер. – Этой чертой очерчено его существо. Человек не был бы человеком, если бы ему было отказано в том, чтобы говорить – непрестанно, всеохватно, обо всем, в многообразных разновидностях и большей частью в невысказанном «это есть то». Поскольку обеспечивает все подобное язык, сущность человека покоится в языке. Мы существуем, выходит, прежде всего, в языке и при языке» (119, 259). Не соглашаясь с утверждением о том, что не труд, а язык является главным отличительным признаком человека, следует признать, что М.Хайдеггер правильно отмечает роль вербальной коммуникации в эволюции человека, формирование которой ознаменовало первую информационную революцию.
При всех достоинствах устной коммуникации она основывается на естественной памяти, которая не всегда является надежной. Постоянная угроза потери информации вызвала к жизни примитивную поэзию, фольклор, которые хранились в живой памяти сказителей и старейшин. По мере развития общества, усложнения общественных отношений, дифференциации трудовой деятельности одних естественных средств коммуникации оказалось явно недостаточным. Это обусловило переход к искусственным средствам коммуникации – к коммуникации письменной. В результате происшедшей информационной революции люди пришли к созданию письменности, т.е. знаковой системы для звуков, что составило содержание второй информационной революции.
Эта форма коммуникации, действуя через пространственные и временные промежутки, обеспечивает общение между людьми, которых разделяют огромные расстояния и временные промежутки. В процессе возникновения устной коммуникации большое значение имела способность людей жестикулировать. Письменность возникает на основе способности людей формировать знаки и использовать их в целях коммуникации. Так возникает преемственность в развитии различных средств передачи информации, которая зиждется на основе социальной преемственности. Подчеркивая социальную обусловленность перехода к письменной коммуникации, немецкий психолог Ф. Кликс пишет: «Рассматривая происхождение этого процесса, естественно предположить, что в основе его лежит в определенном смысле небиологические потребности. Но тогда эта потребность может быть обусловлена только социальной организацией совместной жизни» (34, 14).
Появление письменности было вызвано потребностью координации огромного числа людей в городах-государствах Востока, регулирования поведением людей в отсутствии представителей власти, необходимостью передачи информации последующим поколениям. Размышляя о значении письма, один безвестный египетский писец оставил свыше 4 тыс. лет назад следующую надпись на папирусе: «Человек исчезает, тело его становится прахом, все близкие его исчезают с поверхности земли, но писания заставляют его вспомнить устами тех, кто передает это в уста других. Книга нужнее дома, лучше роскошного дворца, лучше памятника в храме» (Там же, с.192).
Процессы совершенствования письменных средств выражения мысли заняли довольно длительный период исторического времени, на протяжении которого одни формы письменности сменялись другими, более совершенными. Еще в 4 тысячелетии до нашей эры шумеры начали передавать изображениями названия отдельных предметов. Каждый знак связывался с определенным слогом. Постепенно формируется словестно-слоговое письмо-клинопись. Вначале возникает письмо в графической фиксации информации, затем происходит стилизация или стандартизация, идеографических элементов. Ограниченность выразительных возможностей пиктографического письма была преодолена другими формами письменности - постепенно вводятся знаки, замещающие звуки речи (так наз. фонограммы). Решающий шаг в этом направлении состоял в алфавизации шрифта. Возникает финикийский алфавит, который включал 22 буквы, обозначавших согласные звуки. Путешествуя вместе с финикийскими купцами, их алфавит лег в основу арамейского письма, из которого возникли индийская, персидская, арабская и еврейская письменности. На западе его заимствовали греки. Через этрусков он оказал решающее влияние на латинский алфавит и на славянскую кириллицу.
Письменность помогла решить проблему хранения информации, обеспечила связь пошлого с будущим. Это была первая пространственно - отделенная от субъекта форма природного и социального мира. Ее появление знаменовало переход общества к эпохе цивилизации.
Вместе с тем, письменность способствовала сохранению языка и сочеталась с использованием других средств дописьменной коммуникации – звуковой и световой сигнализации (чтение вслух, колокольный звон и др.). В то же время появление письменности вызвало и известную реакцию ее отторжения. Так, Климент Александрийский поучал, что писать в книге обо всем – значит оставлять мечь в руках ребенка. Платон в диалоге «Федр» излагает египетскую легенду, направленную против письменности. При этом Платон называет письменность привычкой, из-за которой люди пренебрегают упражнением памяти, зависят от написанных знаков и неспособны ответить на заданные вопросы. Учитель выбирает себе ученика, а книга читателя не выбирает – он может оказаться злодеем или глупцом. Правда, своей философской деятельностью он опровергает сам себя: до нас дошло 44 сочинения, известных под именем Платона, из которых 25 могут считаться подлинными с достаточной достоверностью. По мере усложнения общественной жизни, увеличения разнообразия форм жизнедеятельности людей в обществе происходило накопление информации. Несмотря на все увеличивающееся количество переписчиков книг (в одном только Париже в XIII веке их насчитывалось несколько тысяч), применение зеркал, оптического и семафорного телеграфа, оказалось, что невозможно обрабатывать и передавать всю получаемую информацию догматическим способом, прежними средствами коммуникации. Возникает своеобразный информационный кризис, разрешаемый появлением книгопечатанья, ознаменовавшее третью информационную революцию.
Вообще печатанье было известно в Китае еще в XI веке. Но это было печатанье при помощи рисования на печатных досках текста или рисунков. Позднее были изобретены литеры из глины или бронзы, которые получили применение в Корее, Японии и Средней Азии. Однако новая эра в истории книгопечатанья открывается с изобретением приблизительно в 1440 году И. Гуттенбергом печати с подвижными металлическими наборными литерами. Буквы-литеры в систематическом порядке располагались в наборных кассах, откуда вынимались для набора. Для печатанья были изобретены ручные печатные станки. Книгопечатание быстро распространилось в Европе. В дальнейшем оно совершенствуется применением литографии, фотомеханическим, а ныне компьютерным способом набора текста. Печатный станок принес с собой массовое производство и стандартизацию процессов обработки информации, проложившим дорогу промышленной революции, которая явилась, по выражению К.Маркса, одной из необходимых предпосылок буржуазного развития, способствовала становлению национального самосознания. Как средство коммуникации, книга ускорила рост и распространение информации, ее циркулирование в обществе. Она способствовала унификации орфографии и графической формы письма, развитию просвещения и науки. Без книги была бы невозможна научная революция XVII века. В течение пяти столетий книга служила главным средством коммуникации.
В конце XIX века с изобретением и промышленным применением электричества возникают новые технические средства коммуникации, адекватные существующим запросам обработки и получения все более возрастающего количества информации – телефон, телеграф, радио. Эти электрические коммуникационные средства позволили более оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Их распространение и ознаменовало очередную, четвертую информационную революцию.
Однако к середине ХХ века электрические средства коммуникации становятся не в состоянии достаточно оперативно справляться с возлагаемыми на них функциями. Телеграф не обеспечивал необходимую быстроту передачи информации, так как телеграфное сообщение нужно было в большинстве случаев доставлять адресату через почтальона, а телефон не мог передать текст документа или чертеж в визуальном виде. Образуется противоречие между все возрастающим потоком текущей информации и индивидуальными возможностями людей их получить и обработать. Появляется объективная необходимость применения боле совершенных технических средств коммуникации. Эта необходимость становится еще более настоятельной к середине ХХ века, когда происходит резкий скачек в количестве получаемой информации, названный «информационным взрывом».
В свое время Ф.Энгельс обратил внимание на факт ускорения развития науки. Он сформулировал закон, согласно которому развитие науки со времени научной революции в XVII веке усиливалось по экспоненте – пропорционально квадрату расстояния (во времени) от своего исходного пункта. Дальнейшее развитие науки эту закономерность подтвердило. По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полувека в 8-10 раз (22, 20). Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу XX века возрос вдвое, а объем информации увеличился более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название "информационный взрыв", указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний. Если во времена Ф.Энгельса объем научной информации удваивался каждые 50 лет, то ныне – каждые 20 месяцев. Свыше 90% вех научно-технических достижений приходится на ХХ век. Резко возрастает поток публикаций. Если в 1900 году было около 10 тыс. научных журналов, то в настоящее время их уже несколько сотен тысяч. По всему миру рост научной и технической литературы увеличился до уровня 60 млн. страниц в год (104, 43-44).
Заметим, что в данном случае речь идет о научной информации. Что же касается информации на обыденном, житейском уровне,
то, безусловно, темпы ее возрастания более медленные, чем у научной информации. Однако количество житейской информации также возрастает по мере увеличения разнообразия форм жизнедеятельности и общения людей, по мере развития материальных условий их жизни, по мере развития культуры.
Быстрый лавинообразный рост количества информации вызвал информационный кризис, который имеет следующие проявления:
возникает противоречие между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами информации.
существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие информации, полезной или нужной для потребителя.
возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться те, кому это необходимо, но кто не имеет допуска к ней.
Люди стали все больше знать о том, чего они не знали и все меньше о том, что они знают. В огромном массиве информации все труднее найти нужную. По мере увеличения ее объема возрастает объем неиспользуемой, позабытой информации. А.Гор пишет, что такого рода информацию следовало бы называть эксформацией, поскольку она существует сама по себе и превращается в своего рода загрязнение окружающей среды. «Мы же, сталкиваясь с невежеством, производим еще больше информации, пишет он, - не желая понять, что хотя она, возможно, имеет ценность, но заменить знания, тем более мудрость ей не дано» (70, 568).Становится легче вновь открыть уже раннее открытое, чем найти сведения о нем в массиве информации. Американский экономист П.Пильцер справедливо замечает, что « нам по-прежнему лучше удается производить новую информацию, чем оценивать ее и обмениваться ею» ( Там же, 419). В силу этого происходит рост повторных открытий и изобретений.
В создавшихся обстоятельствах традиционные методы получения и обработки информации уже не могут удовлетворить все потребности общества. На помощь приходит система новых технических средств коммуникаций – электронная, положившая начало последней на сегодня информационной революции в истории общества.
Центральное место в этой электронной системе коммуникаций занимает компьютер. Появление, дальнейшее совершенствование и расширение применения компьютеров обычно называют компьютерной революцией. Начало этой революции связывают с изобретением Дж. Атасановым и К. Цузе первых электронно-вычислительных машин в 30-х годах ХХ века. Однако поистине революционный компьютерный перелом произошел позже, в 70-х годах и связан с появлением персональных компьютеров (ПК) и их широком распространении.
Отмечая, что главные технологические прорывы в электронике были сделаны во время второй мировой войны, М. Кастельс пишет: «Однако я утверждаю, что только в 1970-х годах информационные технологии распространились широко, ускоряя свое синергетическое развитие и сближаясь в рамках новой парадигмы» (31, 59). Действительно, изобретение микропроцессоров, персонализация компьютерных технологий внесли качественные изменения в электронные средства коммуникации. Оставив позади предшествующие поколения компьютеров, элементной базой которых были последовательно электронные лампы, полупроводниковые элементы и многослойные печатные схемы, в 70-х годах началось развитие четвертого поколения компьютеров. Их элементной базой стали микропроцессоры, т.е. компьютеры на чипе.
Микропроцессор был изобретен в 1971 году, а в 1977 году началось производство операционных схем для микропроцессоров. Микропроцессоры удваивают свою мощность каждые 18 месяцев. Это приводит к возрастанию скорости действия компьютеров и его памяти. За последние 15 лет быстродействие персонального компьютера возросло в 1200 раз, а объем памяти жесткого диска – более чем в 2500 раз. С каждым годом микропроцессоры становятся все совершеннее.
Развитие микроэлектроники обеспечило массовый выпуск портативных компьютеров с высокой производительностью их и все большей мобильностью в сетях. Стоимость их неуклонно снижается. Так, с начала 80-х годов до середины 90-х годов ХХ века удельная цена единицы памяти компьютерного жесткого диска снизилась более чем в 2000 раз (с 300 долл. в 1983 году до 14 центов в 1996-м.). С 1999 года средняя цена нового персонального компьютера в розничной торговле США впервые упала ниже 1 тыс. долл. Если бы автомобильная промышленность США на протяжении последних 30 лет снижала свои издержки так же быстро, как компьютерная индустрия, то новейшая модель «Ролл-Ройса» стоила бы около 2,5 долл.
Приобретение компьютеров сделалось доступно многим людям. Из промышленных предприятий, банков и офисов персональный компьютер приходит в дом, делается домашним. Он дает возможность пользователю через различные программы, сайты и систему Интернет знакомиться с огромным количеством информации, использовать сайты и электронную почту для интерактивного общения. Процесс информатизации общества приобретает реальные технико-технологические основания. «Появление, массовое производство и распространение ПК, - пишет А.И.Ракитов, - в действительности представляет собой главное условие реальной информатизации общества как гигантского социально-исторического процесса, ибо лишь с возникновением машин этого класса оказывается выполнимым основное критериальное условие информационного общества – ничем неограниченный доступ к информации каждого члена общества в любое время и из любой точки страны» (84, 122).
Компьютерная фаза коммуникации позволила осуществить переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; реализовать миниатюризацию всех узлов, устройств, приборов, машин; обеспечить создание управляемых устройств и процессов. Эта информационная революция привела к резкому повышению технических возможностей обработки информации. Совершенствование информационных технологий продолжается быстрыми темпами, в 3-6 раз быстрее, чем технологии использования энергии.
Развитие электронных средств коммуникации на этом не остановилось. Происходит дальнейшее развитие электронных технологий – волоконной оптики и лазерной передачи информации. Совершенствуется цифровая пакетная технология передачи с использованием различных форм спектра радиоволн. С середины 80-х годов началась интенсивная работа по созданию интеллектуальных компьютеров – электронных систем, имитирующих интеллект человека. Рождается новое направление в информационной технологии , которое основано не на потоках электронов, а на потоках света. Если в существующих компьютерах каждое переключение элемента передает или принимает лишь единицу информации, то в будущих оптических компьютерах такое переключение сможет нести огромное количество информации с быстротой действия порядка миллиарда операций в секунду. Мало того, такие оптические компьютеры дадут возможность пользователю общаться с ними на естественном, а не машинном языке и вести разговорный диалог.
Однако и современные компьютеры являются мощным средством коммуникации. Обычно, в качестве главнейшей характеристики компьютера указывают на их быстродействие. Действительно, если в XVII веке И. Кеплер потратил 4 года для того, чтобы рассчитать орбиту Марса, то сегодняшний компьютер сделает это всего за 4 секунды. Но самая важное качество компьютера – это его способность обрабатывать результаты вычислений под управлением человека, сортировать и сопоставлять данные, превращать данные в знание, осуществлять передачу информации по сетям в любое место на земном шаре, где она необходима. Наконец, важным качеством современных компьютеров является то, что благодаря им мы получаем доступ к неограниченным запасам ресурсов.
Информатизация общества, должна опираться на развитую техническую инфраструктуру общества и, прежде всего, на достаточно совершенную коммуникативную сеть. По состоянию компьютерной сети можно судить, на каком этапе информатизации находится то или иное общество. Принято считать ранней стадией развития информатизации общества, если существует компьютерная сеть порядка 10 оп/сек/чел (развертывание достаточно надежной междугородней телефонной сети). Завершающая фаза информатизации общества соответствует достижению действующей в нем компьютерной сети совокупной вычислительной мощности 10 млн. оп/сек/чел. (надежный и оперативный информационный контакт между членами общества по принципу «каждый с каждым»). Для полной информатизации общества с населением в 1000 млн. человек требуется 200 млн. телефонных аппаратов, 100 млн. персональных компьютеров, 400 тыс. мини-компьютеров, 40 тыс. единиц средних компьютеров и 400 суперкомпьютеров. В России на начало 90-х годов было 30 млн. телефонных аппаратов, что определило начальную стадию информатизации общества.
Компьютерную революцию следует рассматривать как составную часть информационной революции. Соответственно информатизация общества является более широким понятием, чем его компьютеризация. Под последней понимается развитие и внедрение технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и её накопление.
Рассматривая развитие и внедрение технической базы компьютеров, можно выделить ряд этапов этого процесса.
Начальный этап эволюции информационной технологии (1950-1960 гг.) характерен тем, что в основе средств взаимодействия человека и компьютера лежали языки, которые в своих терминах кодировали способы достижения цели обработки (т.е. как правило, машинные языки). Компьютеры были доступны только профессионалам программистам.
Следующий этап (1960-1970 гг.) характеризуется соз-
данием операционных систем, позволяющих вести обработку нескольких заданий, формируемых различными пользователями. Основная цель при этом состояла в обеспечении наибольшей загрузки машинных ресурсов.
Третий этап (1970-1980 гг.) характеризуется изменением критерия эффективности автоматизированной обработки данных - основным ресурсом стали человеческие ресурсы по разработке и сопровождению программного обеспечения. Распространяются мини- компьютеры. Стал возможен интерактивный режим взаимодействия нескольких пользователей.
Четвертый этап (1980-1990гт) знаменует новый качественный скачок в технологии разработки программного обеспечения. Его суть сводится к тому, что центр тяжести технологических решений переносится на создание средств, обеспечивающих взаимодействие пользователей с компьютером на этапах создания программного продукта. Ключевым звеном новой информационной технологии становится представление и обработка знаний. Создаются базы знаний, экспертные системы. Широкое распространение получают персональные компьютеры.
Современный этап развития компьютеров характеризуется созданием суперкомпьютеров обгоняющих скорость получения, обработки и выдачи информации существующих до этого компьютеров на несколько порядков. Начата разработка систем искусственного интеллекта.
Можно также выделить основные этапы компьютеризации общества. В компании International Data Corp. выделяют три этапа компьютеризации общества. Первый охватывает период с начала 1970-х до 1980 года. Он сопровождается созданием вычислительных центров на предприятиях. В то время число пользователей составляло примерно 10 млн., а ежегодные затраты – 50 млн. долл. Второй этап, с 1980 года по настоящее время, характеризуется компьютеризацией деятельности служащих и вдесятеро возросшими расходами. Сегодня в мире - примерно 100 млн. пользователей компьютеров. Сегодня можно говорить о начале третьего этапа, когда вычислительная техника становится товаром массового спроса, домашние компьютеры подключаются к Интернет. К 2010 году количество пользователей приблизится к миллиарду, а годовой оборот рынка информационных технологий составит боле 5 трлн. долл.
Технико-технологическая составляющая процесса компьютеризации общества охватывает качественное совершенствование всех современных средств коммуникации, что определило формирование четвертой составляющей информатизации общества – её интернетализацию. По этим термином мы понимаем быстрыми и ускоренными темпами развивающуюся мировую информационную систему, прежде всего в форме Интернета. Ныне сеть Интернет охватила все высокоразвитые и среднеразвитые страны, проникая во все сферы жизнедеятельности людей. Она оказывает огромное и все возрастающее влияние на промышленный и финансовый рынок, функционирование культуры и политику различных правительств. Именно Интернет является той реальной силой, которая стимулирует сложный и весьма противоречивый процесс глобализации. Создание единого мирового информационного пространства , по существу, является тем феноменом, который Н.Н.Моисеев назвал ноосферой. Развитие Интернет, являясь составным элементом технической составляющей процесса информатизации общества, имеет далеко идущие социальные последствия о которых мы еще будем вести речь.
Однако, по словам Ф. Фудзияма, «информационная революция остается в основном революцией технологической» (76, 12). Она качественно изменила технологический базис общественного производства и является одним из факторов, составляющих технико-технологический аспект информатизации общества. Второй, и более важной, по-нашему мнению, является социальная составляющая информатизации общества.
В целом, технико-технологический аспект информатизации заключается в создании на базе информационного ресурса общества наукоемких информационных технологий.
Понятия «техника» и «технология» длительное время отождествлялись и означали умение работать при помощи определенных орудий труда. Лишь в начале XVIII века понятие «технология» приобрело самостоятельный смысл. Как указывает П. Дракер, само слово «технология» предполагает, что в нем содержится techne, т.е. секреты ремесла и логия, т.е. организованное, систематизированное, целенаправленное знание. Однако слово «технология» ныне употребляется в различных смыслах.
В широком понимании технология представляет собой совокупность правил, принципов рационального действия для реализации поставленной цели. В таком понимании говорят о технологии выборов, технологии манипулирования общественным сознанием, технологии политической борьбы , то есть о так называемых социальных технологиях. Каждый из этих видов социальной технологии обладает набором специфических средств, принципов и правил. Так, технология манипулирования общественным сознанием опирается на малопонятный и двусмысленный язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, прикрытие авторитетом с т.д. Технология выборов широко использует рекламу, компрометирующие сведения, то есть различные пиаровские приемы. В этом аспекте технология является одной из специализированных современных видов деятельности. Можно согласиться с мнением В.М. Розина, что "деятельность - это более широкая категория, чем технология, но технология более конкретная, специфическая категория, поскольку с технологией связаны ряд особых, современных механизмов развития деятельности - отслеживание ее эффективности в цивилизационном плане, контроль и управление за развитием, внимание к технологической стороне дела и т.д." (89, 73).Технология в таком понимании является сложной реальностью, которая в функциональном отношении обеспечивает определенные цивилизационные завоевания, представляет собой сферу целенаправленных усилий, детерминируемых рядом социокультурных факторов.
Однако есть и другое, широко распространенное понимание термина технологии как рациональной инструментальной (технической) деятельности, как способа взаимодействия человека с природой. «Технология, - пишет Д.Бэлл, - есть инструментальный способ рационального действия» (71, 332). В таком понимании технология представляет собой способ использования техники, набор и последовательность операций, определяемых характером технических средств, обрабатываемыми материалами в процессе производства предметов, необходимых для удовлетворения личных и общественных потребностей людей. "Технология в определенном смысле, - это взаимодействие человека с природой, - пишет Д.Белл, - в котором усилия человека вырвать её секреты наталкиваются на физические законы и опираются на человеческую изобретательность, открывающую ее скрытые тайны" (2, 286). Отношение человека к природе может быть активно-преобразовательным, что ориентирует процесс на овладение глубинными, сущностными сторонами природы. Это определяет интенсивный характер технологии. При использовании сил природы в почти неизменной форме деятельность человека направлена на внешнюю сторону природных процессов. В таком случае технология имеет экстенсивный характер. Ныне под технологией все чаще понимают все операционные структуры, используемые в процессе производства артефактов (система управления и ресурсов, информационное обеспечение).
Современные технологии являются наукоемкими, или, по выражению Д. Белла, интеллектуальными технологиями, поскольку они, используют материалы, энергию и информацию на базе фундаментальных научных открытий как результата интеллектуальных усилий ученых. К наукоемким технологиям относятся ядерная, информационная, лазерная, плазменная, вакуумная, технологии с использованием сверхвысоких давлений и импульсных нагрузок. В последние годы ускоренными темпами развивается нанотехнология – технология объектов, размеры которых порядка десять минус в девятой степени метра (атомы, молекулы). Нанотехнология включает атомную сборку молекул, новые методы записи и считывания информации, локальную стимуляцию химических реакций на молекулярном уровне, конструирует технические устройства миниатюрных размером ( в десятки раз тоньше человеческого волоса): тоннельный транзистор, углеродные структуры, молекулы, состоящие из атомов различных металлов и углерода. Эти технологии отличает использование материалов и принципов их обработки, которые не встречаются в природе. Все эти технологии являются интеллектуальными технологиями, приходящими на смену технологии индустриальной и характерны для формирующегося постиндустриального общества. Систематическое использование новых научных открытий определяет производство "наукоемких продуктов".
В функционировании информационных технологий огромное значение имеет использование информационно-вычислительной техники, компьютеризация всего производственного процесса. В случае применения информационных технологий исчезает былое резкое разграничение научно-исследовательской, опытно-конструкторской работ и внедряемой техники.
Наукоемкие или интеллектуальные технологии весьма динамичны, их содержание и структура постоянно обновляются на базе использования новейших научных открытий, возникают новые области применения. Это определяет необходимость постоянного совершенствования умений и опыта работников производства, обновления знаний актуализирует проблему непрерывного образования людей. Не даром в моде пословица: "Чтобы твердо стоять на месте, нужно быстро двигаться вперед", (т.е. чтобы соответствовать требования сегодняшнего дня, нужно быстро изменять себя). Быстрое устаревание знаний специалистов (по некоторым оценкам у молодых инженеров это устаревание составляет до 20 % в год) требует непрерывного пополнения знаний. Это особенно актуально для тех специалистов, которые имеют дело с наиболее динамично развивающимися технологиями, например с информационной технологией.
Информационные технологии - это представленные в проектной форме для практического использования совокупность машинизированных средств и методов выработки, сбора, обработки, хранения, передачи и использования информации, концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее организовать информационный процесс с целью его рационального использования. Основанные на электронике информационные технологии обладают огромным объемом памяти и колоссальной скоростью передачи информации. Содержание современных информационных технологий весьма разнообразно. В это содержание включают совокупность технологий в микроэлектронике, создании вычислительной техники (машин и программного обеспечения), телекоммуникацию, технологию оптико-электронной промышленности, генной инженерия и ее разнообразных применений. Называя все это "ядром" информационных технологий. М. Кастельс отмечает, что вокруг него в последние десятилетия возникает созвездие крупных технологических прорывов в области новых материалов, источников энергии, в медицине, в производственной технике (наличной или потенциальной, как нанотехнология), в том числе и в транспортной технологии.
Информационные технологии являются знаниеобразующими. Они - средство превращения данных в информацию, а последних - в знания, которые составляют информационный ресурс общества - основную ценность информационного общества. Существует три основных вида информационных технологий. Сберегающие информационные технологии экономят труд, материальные ресурсы и время, однако существенно не изменяют как состояние, так и функционирование самого объекта. Рационализирующие информационные технологии имеют разнообразные функции, весьма сложны и охватывают связь и использование полученных сообщений. Созидающие информационные технологии - это технологии переработки и использования семантической информации, включающие весь информационный цикл.
Эти виды информационных технологий имеют свои специфические проявления в различных областях человеческой деятельности. Так, для производства образовательных продуктов и услуг существуют технологии обработки данных, управления, поддержки и принятия решений, экспертных систем и др. Для технологии коммуникации используется электронная почта, компьютерная доска объявлений, аудио-почта, компьютерные конференции, видеоконференции с использованием видеоаппаратуры, факсиминальная связь. Информационные технологии сервисного обеспечения включают видеотекст, хранение документов в цифровой форме, текстовой и табличный процессоры, мультимедиа, гипертекст.
Производство образовательных продуктов и услуг использует следующие информационные технологии:
Во-первых, это информационные технологии обработки данных, которые предназначены для группировки, сортировки, данных и вычислений.
Во-вторых, это информационные технологии управления, используемые для координации и управления образовательным процессом.
В-третьих, это информационные технологии поддержки и принятия решения – для организации взаимодействия пользователей и компьютеров.
В четвертых, информационные технологии экспертных систем, дающие возможность пользователям получать консультации экспертов по дисциплинам, о которых в них накоплены знания.
В пятых, это информационные технологии коммуникации, которые обеспечивают оперативную связь и взаимодействие пользователей.
Наконец, существуют информационные технологии сервисного и наглядного обеспечения.
Ныне выделяются основные тенденции развития информационных технологий: развитие технологии ввода в компьютер с последующей полнотекстовой обработкой документированной информации (книг, газет, отчетов, документации) и перевод на компьютерные носители всей накопленной человечеством информации. В перспективе это ведет к формированию цифровой форме реальности - к так называемой виртуальной реальности.
Таким образом, технический аспект информатизации общества включает электронизацию, медиатизацию, компьютеризацию и интернетализацию, обеспечивающих формирование и функционирование информационных технологий. Однако этим весь процесс информатизации общества не исчерпывается. Поскольку речь идет об информатизации общества не менее важным аспектом является социальный аспект этого процесса.
Технико-технологические составляющие процесса информатизации общества включают в себя электронизацию, медиатизацию, компьютеризацию и интернетализацию. Эти элементы процесса информатизации развивались в тесной связи с автоматизацией, роботизацией и созданием мехатронных устройств.
Что касается автоматизации и роботизации производства, то они являются той технической базой, без которой невозможно было бы осуществить не только электронизацию и медиатизацию, но и компьютеризацию и интернетализацию и в целом создавать современные информационные технологии. Автоматизация и роботизация началась задолго до информатизации общества и непосредственно включать их в процесс информатизации общества не следует, они являются как бы предтечей информатизации общества, способствуя развитию электронной технологии. На базе автоматизации и электронных устройств конструируются мехатронные устройства – гибрид механической и электронной техники.
Все это способствует электронизации общества - распространению электронной технологии в самые различные сферы человеческой деятельности – в производство и управление, образование и науку, социальную и культурную сферы. «Электронизация, - пишет А.И.Ракитов, - представляет собой, в общем и целом, инженерно-технический процесс, состоящий в производстве, конструировании и широком внедрении полупроводников, приборов и других электронных технологии и создание на их основе различных электронных устройств, включая интегральные схемы, микропроцессоры и т.д., применяемые в промышленности, научных исследованиях, бытовых приборах, транспорте и т.д. Электронная промышленность охватывает изготовление новых материалов с заданными свойствами, элементной базы для компьютеров, средств связи и т.д.» (84, 33). Электронизация производит качественные изменения в промышленной сфере общества. Она представляет собой чисто технический процесс и непосредственно не изменяет другие сферы общества – социальную, политическую и духовно-культурную.
Следующим звеном технического аспекта информатизации является медиатизация (от лат. mediatus – выступающий посредником ) – процесс создания, распространения и совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации. В процессе медиатизации совершенствуются существующие средства связи, создаются принципиально новые, такие как спутниковая связь, оптоволоконные кабельные сети, цифровые электронные устройства. Высшим выражением медиатизации является создание всемирной мировой информационной системы Интернет. Медиатизация позволяет передавать информацию без перемещения человека и в огромной степени увеличивает скорость этой передачи. Создается коммуникационная сеть, которая обеспечивает реализацию важнейшего фактора информатизации общества – доступ любого гражданина этого общества к информации, ее открытость.
В областях электронных технологий, являющихся высшим выражениеи электронизации, рождается знамение информационного века – компьютеры, обеспечивающие основное звено информатизации – компьютеризацию. Компьютеры, эти электронные средства приема, переработки, хранения и выдачи информации, их конструирование, совершенствование и широкое внедрение в самые различные сферы жизнедеятельности человека от литейного производства до музыки, обеспечивают информатизацию самых разнообразных сфер человеческой жизнедеятельности. При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, которые обеспечивают оперативное получение результатов обработки информации и ее накопление. Пожалуй, компьютеризацию можно назвать стержнем технико-технологического аспекта информатизации общества в современных условиях. В самом деле, когда мы рассуждаем об информации, ее передаче и обработке, мы, прежде всего, связываем свои рассуждения со стремительной компьютеризацией общества. Именно компьютеры обеспечили возможность коммуникации людей в нужном для эпохи информатизации общества виде.
Существует большое количество мнений по вопросу о сущности коммуникации – от понимания коммуникации как типа информационного взаимодействия людей друг с другом до экзистенциолисткого понимания коммуникации как обнаружения «Я» в Другом. Не удивительно, что термин «коммуникация» ( от лат. communicatia – делать общим, связывать, общение) определяется в словарях очень широко: путь сообщения ( воздушная, водная и др. коммуникации); форма связи ( телеграф, радио, телефон); акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение одним лицом другому или ряду лиц. Обычно этот термин обозначает как средство, так и сам процесс передачи информации от одного субъекта к другому, специфическую форму взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющуюся при помощи языка или знаковых систем. В современном понимании термин «коммуникация» был веден Н.Винером как синоним слова «связь». Ныне этим термином обозначают психические и социальные контакты между членами и социальными слоями общества, при которых реализуется адекватная передача информации от одного адресата к другому. «Коммуникация, - пишет С.В.Коновченко, - передача информации от человека к человеку; тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен» (37, 7). Средства коммуникации обеспечивает диалогическую, или как принято говорить теперь, интерактивную форму общения.
Что касается средств информации, то она позволяет представлять информацию широкой социальной аудитории. Различие между понятиями «средства коммуникации» и «средства информации» весьма условно и относительно. Подчеркивая это обстоятельство, И.П.Фарман пишет, что «понятие коммуникации (при всей его многозначности) …связывается не столько с так называемой информационной коммуникацией, предполагающей передачу сообщения в одностороннем монологическом порядке и делающей акцент на распространении, сколько с процессуальной формой коммуникации, то есть осмыслени6м коммуникации как процесса общения, под которым понимается соучастие субъектов, их совместная деятельность и даже определенная организация. Такая коммуникация имеет диалогическую форму и рассчитана на взаимное понимание» (113,286). Таким образом, коммуникация это культурная специфическая форма духовного общения людей. По своему существу коммуникация является частным случаем универсального общения, передачей социальной информации в обществе.
По своей сущности средства коммуникации являются составной частью инфраструктуры общества. Эта инфраструктура состоит из трех элементов. Первый включает транспорт: железные дороги, автострады, авиацию. Второй – энергетическую систему: гидростанции, атомные и тепловые электростанции, линии энергопередач, нефтепроводы, газопроводы. Эти инфраструктуры обеспечивают материально-энергетические связи общества. Третий элемент инфраструктуры включает средства связи: почтовая связь, телеграф, телефон, радио, телевизионная и компьютерная сеть. Этот вид коммуникации гарантирует духовное общение между членами общества в виде звуков или изображений. Этот тип коммуникации опосредует отношение людей с объектами, представляя их в виде системы знаков. Эти знаки человек перерабатывает, стремясь извлечь из них закодированную информацию. Способ передачи информации изменяет самих людей, их познавательные возможности. Можно согласиться с мнением, что « коммуникация определяет не только сам факт появления знания и не только его исходный статус, но и многие особенности его глубинной структуры» (90, 120). Знание, информация – это средства коммуникации, средства передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Передача информации посредством символов и образов придает процессу общения характеристику феномена культуры. Именно через коммуникацию обеспечивается интеграция в определенную общность различных социальных групп и, вместе с тем, их дифференциация друг от друга. Г.Маклуэн, автор общей теории коммуникации, замечает в связи с этим, что именно развитие средств коммуникации определяет характер культуры и смену исторических эпох.
Средства коммуникации, носители информации, зависят, в свою очередь, от экономических и социальных условий жизнедеятельности людей, уровня развития самих людей. В истории общества существовали различные виды коммуникаций и, в соответствии с этим, фазы информационного обмена – довербальный, вербальный, письменный, книжный, электрический, электронный. В формировании и функционировании этих видов коммуникаций и фаз информационного обмена проявляются определенные тенденции. Во-первых, существует преемственность в их развитии: предшествующие виды коммуникаций подготавливают «почву» для возникновения последующих. Во-вторых, последующие средства коммуникации включают в себя некоторые элементы предыдущих и сосуществуют наряду с ними. В-третьих, эволюция средств коммуникации идет по восходящей линии – от естественных средств коммуникации к искусственным, от сравнительно простых технических средств - к более сложным. Эти тенденции поступательно обогащают человека и общество средствами информационного обмена, делают их все более разнообразными, дополняющими друг друга, обеспечивающими возрастающие запросы информационного общения.
Возможно выделение различных видов коммуникации: мимико-жестный (довербальный), вербальный (устный), письменный, книжный, электрический, электронный. Краткий экскурс в историю подтверждает такой характер эволюции и функционирования средств коммуникаций и фаз информационного обмена.
Примитивной жизни людей, их получеловеческому существованию на первоначальных стадиях эволюции человека сопутствовали довербальные средства коммуникации – прямое подражание, мимика, жесты, звуки. Доязыковые формы коммуникации обеспечивали необходимый контакт между людьми. Они были текстильно-осязательными, организмическими средствами коммуникации и возникали из инстинктивно- поведенческих программ, постепенно приобретая новое значение и самостоятельное существование. Примитивные средства коммуникации первобытного человека основывались на естественной памяти, дополнялись звуковыми сигналами и постепенно эволюционировали к устной (вербальной) фазе информационного обмена.
Необходимость в передаче более дифференцированной и определенной информации, которая возникла в процессе трудовой деятельности людей и в быту, важность передачи жизненного опыта и трудовых навыков от поколения к поколению обусловили самое значимое в истории человечества «изобретение» - слова, этого звукового средства передачи информации. Слово, как материальная оболочка мысли, обеспечило человеку разговорный язык, речь. Люди стали при помощи слова общаться друг с другом, передавать друг другу мысли, люди стали разговаривать. Тем самым человек все в большей степени становился социальным существом, отделяя себя от животных. «Дар речи отличает человека, только и делает его человеком, - пишет М. Хайдеггер. – Этой чертой очерчено его существо. Человек не был бы человеком, если бы ему было отказано в том, чтобы говорить – непрестанно, всеохватно, обо всем, в многообразных разновидностях и большей частью в невысказанном «это есть то». Поскольку обеспечивает все подобное язык, сущность человека покоится в языке. Мы существуем, выходит, прежде всего, в языке и при языке» (119, 259). Не соглашаясь с утверждением о том, что не труд, а язык является главным отличительным признаком человека, следует признать, что М.Хайдеггер правильно отмечает роль вербальной коммуникации в эволюции человека, формирование которой ознаменовало первую информационную революцию.
При всех достоинствах устной коммуникации она основывается на естественной памяти, которая не всегда является надежной. Постоянная угроза потери информации вызвала к жизни примитивную поэзию, фольклор, которые хранились в живой памяти сказителей и старейшин. По мере развития общества, усложнения общественных отношений, дифференциации трудовой деятельности одних естественных средств коммуникации оказалось явно недостаточным. Это обусловило переход к искусственным средствам коммуникации – к коммуникации письменной. В результате происшедшей информационной революции люди пришли к созданию письменности, т.е. знаковой системы для звуков, что составило содержание второй информационной революции.
Эта форма коммуникации, действуя через пространственные и временные промежутки, обеспечивает общение между людьми, которых разделяют огромные расстояния и временные промежутки. В процессе возникновения устной коммуникации большое значение имела способность людей жестикулировать. Письменность возникает на основе способности людей формировать знаки и использовать их в целях коммуникации. Так возникает преемственность в развитии различных средств передачи информации, которая зиждется на основе социальной преемственности. Подчеркивая социальную обусловленность перехода к письменной коммуникации, немецкий психолог Ф. Кликс пишет: «Рассматривая происхождение этого процесса, естественно предположить, что в основе его лежит в определенном смысле небиологические потребности. Но тогда эта потребность может быть обусловлена только социальной организацией совместной жизни» (34, 14).
Появление письменности было вызвано потребностью координации огромного числа людей в городах-государствах Востока, регулирования поведением людей в отсутствии представителей власти, необходимостью передачи информации последующим поколениям. Размышляя о значении письма, один безвестный египетский писец оставил свыше 4 тыс. лет назад следующую надпись на папирусе: «Человек исчезает, тело его становится прахом, все близкие его исчезают с поверхности земли, но писания заставляют его вспомнить устами тех, кто передает это в уста других. Книга нужнее дома, лучше роскошного дворца, лучше памятника в храме» (Там же, с.192).
Процессы совершенствования письменных средств выражения мысли заняли довольно длительный период исторического времени, на протяжении которого одни формы письменности сменялись другими, более совершенными. Еще в 4 тысячелетии до нашей эры шумеры начали передавать изображениями названия отдельных предметов. Каждый знак связывался с определенным слогом. Постепенно формируется словестно-слоговое письмо-клинопись. Вначале возникает письмо в графической фиксации информации, затем происходит стилизация или стандартизация, идеографических элементов. Ограниченность выразительных возможностей пиктографического письма была преодолена другими формами письменности - постепенно вводятся знаки, замещающие звуки речи (так наз. фонограммы). Решающий шаг в этом направлении состоял в алфавизации шрифта. Возникает финикийский алфавит, который включал 22 буквы, обозначавших согласные звуки. Путешествуя вместе с финикийскими купцами, их алфавит лег в основу арамейского письма, из которого возникли индийская, персидская, арабская и еврейская письменности. На западе его заимствовали греки. Через этрусков он оказал решающее влияние на латинский алфавит и на славянскую кириллицу.
Письменность помогла решить проблему хранения информации, обеспечила связь пошлого с будущим. Это была первая пространственно - отделенная от субъекта форма природного и социального мира. Ее появление знаменовало переход общества к эпохе цивилизации.
Вместе с тем, письменность способствовала сохранению языка и сочеталась с использованием других средств дописьменной коммуникации – звуковой и световой сигнализации (чтение вслух, колокольный звон и др.). В то же время появление письменности вызвало и известную реакцию ее отторжения. Так, Климент Александрийский поучал, что писать в книге обо всем – значит оставлять мечь в руках ребенка. Платон в диалоге «Федр» излагает египетскую легенду, направленную против письменности. При этом Платон называет письменность привычкой, из-за которой люди пренебрегают упражнением памяти, зависят от написанных знаков и неспособны ответить на заданные вопросы. Учитель выбирает себе ученика, а книга читателя не выбирает – он может оказаться злодеем или глупцом. Правда, своей философской деятельностью он опровергает сам себя: до нас дошло 44 сочинения, известных под именем Платона, из которых 25 могут считаться подлинными с достаточной достоверностью. По мере усложнения общественной жизни, увеличения разнообразия форм жизнедеятельности людей в обществе происходило накопление информации. Несмотря на все увеличивающееся количество переписчиков книг (в одном только Париже в XIII веке их насчитывалось несколько тысяч), применение зеркал, оптического и семафорного телеграфа, оказалось, что невозможно обрабатывать и передавать всю получаемую информацию догматическим способом, прежними средствами коммуникации. Возникает своеобразный информационный кризис, разрешаемый появлением книгопечатанья, ознаменовавшее третью информационную революцию.
Вообще печатанье было известно в Китае еще в XI веке. Но это было печатанье при помощи рисования на печатных досках текста или рисунков. Позднее были изобретены литеры из глины или бронзы, которые получили применение в Корее, Японии и Средней Азии. Однако новая эра в истории книгопечатанья открывается с изобретением приблизительно в 1440 году И. Гуттенбергом печати с подвижными металлическими наборными литерами. Буквы-литеры в систематическом порядке располагались в наборных кассах, откуда вынимались для набора. Для печатанья были изобретены ручные печатные станки. Книгопечатание быстро распространилось в Европе. В дальнейшем оно совершенствуется применением литографии, фотомеханическим, а ныне компьютерным способом набора текста. Печатный станок принес с собой массовое производство и стандартизацию процессов обработки информации, проложившим дорогу промышленной революции, которая явилась, по выражению К.Маркса, одной из необходимых предпосылок буржуазного развития, способствовала становлению национального самосознания. Как средство коммуникации, книга ускорила рост и распространение информации, ее циркулирование в обществе. Она способствовала унификации орфографии и графической формы письма, развитию просвещения и науки. Без книги была бы невозможна научная революция XVII века. В течение пяти столетий книга служила главным средством коммуникации.
В конце XIX века с изобретением и промышленным применением электричества возникают новые технические средства коммуникации, адекватные существующим запросам обработки и получения все более возрастающего количества информации – телефон, телеграф, радио. Эти электрические коммуникационные средства позволили более оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Их распространение и ознаменовало очередную, четвертую информационную революцию.
Однако к середине ХХ века электрические средства коммуникации становятся не в состоянии достаточно оперативно справляться с возлагаемыми на них функциями. Телеграф не обеспечивал необходимую быстроту передачи информации, так как телеграфное сообщение нужно было в большинстве случаев доставлять адресату через почтальона, а телефон не мог передать текст документа или чертеж в визуальном виде. Образуется противоречие между все возрастающим потоком текущей информации и индивидуальными возможностями людей их получить и обработать. Появляется объективная необходимость применения боле совершенных технических средств коммуникации. Эта необходимость становится еще более настоятельной к середине ХХ века, когда происходит резкий скачек в количестве получаемой информации, названный «информационным взрывом».
В свое время Ф.Энгельс обратил внимание на факт ускорения развития науки. Он сформулировал закон, согласно которому развитие науки со времени научной революции в XVII веке усиливалось по экспоненте – пропорционально квадрату расстояния (во времени) от своего исходного пункта. Дальнейшее развитие науки эту закономерность подтвердило. По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полувека в 8-10 раз (22, 20). Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу XX века возрос вдвое, а объем информации увеличился более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название "информационный взрыв", указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний. Если во времена Ф.Энгельса объем научной информации удваивался каждые 50 лет, то ныне – каждые 20 месяцев. Свыше 90% вех научно-технических достижений приходится на ХХ век. Резко возрастает поток публикаций. Если в 1900 году было около 10 тыс. научных журналов, то в настоящее время их уже несколько сотен тысяч. По всему миру рост научной и технической литературы увеличился до уровня 60 млн. страниц в год (104, 43-44).
Заметим, что в данном случае речь идет о научной информации. Что же касается информации на обыденном, житейском уровне,
то, безусловно, темпы ее возрастания более медленные, чем у научной информации. Однако количество житейской информации также возрастает по мере увеличения разнообразия форм жизнедеятельности и общения людей, по мере развития материальных условий их жизни, по мере развития культуры.
Быстрый лавинообразный рост количества информации вызвал информационный кризис, который имеет следующие проявления:
возникает противоречие между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами информации.
существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие информации, полезной или нужной для потребителя.
возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться те, кому это необходимо, но кто не имеет допуска к ней.
Люди стали все больше знать о том, чего они не знали и все меньше о том, что они знают. В огромном массиве информации все труднее найти нужную. По мере увеличения ее объема возрастает объем неиспользуемой, позабытой информации. А.Гор пишет, что такого рода информацию следовало бы называть эксформацией, поскольку она существует сама по себе и превращается в своего рода загрязнение окружающей среды. «Мы же, сталкиваясь с невежеством, производим еще больше информации, пишет он, - не желая понять, что хотя она, возможно, имеет ценность, но заменить знания, тем более мудрость ей не дано» (70, 568).Становится легче вновь открыть уже раннее открытое, чем найти сведения о нем в массиве информации. Американский экономист П.Пильцер справедливо замечает, что « нам по-прежнему лучше удается производить новую информацию, чем оценивать ее и обмениваться ею» ( Там же, 419). В силу этого происходит рост повторных открытий и изобретений.
В создавшихся обстоятельствах традиционные методы получения и обработки информации уже не могут удовлетворить все потребности общества. На помощь приходит система новых технических средств коммуникаций – электронная, положившая начало последней на сегодня информационной революции в истории общества.
Центральное место в этой электронной системе коммуникаций занимает компьютер. Появление, дальнейшее совершенствование и расширение применения компьютеров обычно называют компьютерной революцией. Начало этой революции связывают с изобретением Дж. Атасановым и К. Цузе первых электронно-вычислительных машин в 30-х годах ХХ века. Однако поистине революционный компьютерный перелом произошел позже, в 70-х годах и связан с появлением персональных компьютеров (ПК) и их широком распространении.
Отмечая, что главные технологические прорывы в электронике были сделаны во время второй мировой войны, М. Кастельс пишет: «Однако я утверждаю, что только в 1970-х годах информационные технологии распространились широко, ускоряя свое синергетическое развитие и сближаясь в рамках новой парадигмы» (31, 59). Действительно, изобретение микропроцессоров, персонализация компьютерных технологий внесли качественные изменения в электронные средства коммуникации. Оставив позади предшествующие поколения компьютеров, элементной базой которых были последовательно электронные лампы, полупроводниковые элементы и многослойные печатные схемы, в 70-х годах началось развитие четвертого поколения компьютеров. Их элементной базой стали микропроцессоры, т.е. компьютеры на чипе.
Микропроцессор был изобретен в 1971 году, а в 1977 году началось производство операционных схем для микропроцессоров. Микропроцессоры удваивают свою мощность каждые 18 месяцев. Это приводит к возрастанию скорости действия компьютеров и его памяти. За последние 15 лет быстродействие персонального компьютера возросло в 1200 раз, а объем памяти жесткого диска – более чем в 2500 раз. С каждым годом микропроцессоры становятся все совершеннее.
Развитие микроэлектроники обеспечило массовый выпуск портативных компьютеров с высокой производительностью их и все большей мобильностью в сетях. Стоимость их неуклонно снижается. Так, с начала 80-х годов до середины 90-х годов ХХ века удельная цена единицы памяти компьютерного жесткого диска снизилась более чем в 2000 раз (с 300 долл. в 1983 году до 14 центов в 1996-м.). С 1999 года средняя цена нового персонального компьютера в розничной торговле США впервые упала ниже 1 тыс. долл. Если бы автомобильная промышленность США на протяжении последних 30 лет снижала свои издержки так же быстро, как компьютерная индустрия, то новейшая модель «Ролл-Ройса» стоила бы около 2,5 долл.
Приобретение компьютеров сделалось доступно многим людям. Из промышленных предприятий, банков и офисов персональный компьютер приходит в дом, делается домашним. Он дает возможность пользователю через различные программы, сайты и систему Интернет знакомиться с огромным количеством информации, использовать сайты и электронную почту для интерактивного общения. Процесс информатизации общества приобретает реальные технико-технологические основания. «Появление, массовое производство и распространение ПК, - пишет А.И.Ракитов, - в действительности представляет собой главное условие реальной информатизации общества как гигантского социально-исторического процесса, ибо лишь с возникновением машин этого класса оказывается выполнимым основное критериальное условие информационного общества – ничем неограниченный доступ к информации каждого члена общества в любое время и из любой точки страны» (84, 122).
Компьютерная фаза коммуникации позволила осуществить переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; реализовать миниатюризацию всех узлов, устройств, приборов, машин; обеспечить создание управляемых устройств и процессов. Эта информационная революция привела к резкому повышению технических возможностей обработки информации. Совершенствование информационных технологий продолжается быстрыми темпами, в 3-6 раз быстрее, чем технологии использования энергии.
Развитие электронных средств коммуникации на этом не остановилось. Происходит дальнейшее развитие электронных технологий – волоконной оптики и лазерной передачи информации. Совершенствуется цифровая пакетная технология передачи с использованием различных форм спектра радиоволн. С середины 80-х годов началась интенсивная работа по созданию интеллектуальных компьютеров – электронных систем, имитирующих интеллект человека. Рождается новое направление в информационной технологии , которое основано не на потоках электронов, а на потоках света. Если в существующих компьютерах каждое переключение элемента передает или принимает лишь единицу информации, то в будущих оптических компьютерах такое переключение сможет нести огромное количество информации с быстротой действия порядка миллиарда операций в секунду. Мало того, такие оптические компьютеры дадут возможность пользователю общаться с ними на естественном, а не машинном языке и вести разговорный диалог.
Однако и современные компьютеры являются мощным средством коммуникации. Обычно, в качестве главнейшей характеристики компьютера указывают на их быстродействие. Действительно, если в XVII веке И. Кеплер потратил 4 года для того, чтобы рассчитать орбиту Марса, то сегодняшний компьютер сделает это всего за 4 секунды. Но самая важное качество компьютера – это его способность обрабатывать результаты вычислений под управлением человека, сортировать и сопоставлять данные, превращать данные в знание, осуществлять передачу информации по сетям в любое место на земном шаре, где она необходима. Наконец, важным качеством современных компьютеров является то, что благодаря им мы получаем доступ к неограниченным запасам ресурсов.
Информатизация общества, должна опираться на развитую техническую инфраструктуру общества и, прежде всего, на достаточно совершенную коммуникативную сеть. По состоянию компьютерной сети можно судить, на каком этапе информатизации находится то или иное общество. Принято считать ранней стадией развития информатизации общества, если существует компьютерная сеть порядка 10 оп/сек/чел (развертывание достаточно надежной междугородней телефонной сети). Завершающая фаза информатизации общества соответствует достижению действующей в нем компьютерной сети совокупной вычислительной мощности 10 млн. оп/сек/чел. (надежный и оперативный информационный контакт между членами общества по принципу «каждый с каждым»). Для полной информатизации общества с населением в 1000 млн. человек требуется 200 млн. телефонных аппаратов, 100 млн. персональных компьютеров, 400 тыс. мини-компьютеров, 40 тыс. единиц средних компьютеров и 400 суперкомпьютеров. В России на начало 90-х годов было 30 млн. телефонных аппаратов, что определило начальную стадию информатизации общества.
Компьютерную революцию следует рассматривать как составную часть информационной революции. Соответственно информатизация общества является более широким понятием, чем его компьютеризация. Под последней понимается развитие и внедрение технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и её накопление.
Рассматривая развитие и внедрение технической базы компьютеров, можно выделить ряд этапов этого процесса.
Начальный этап эволюции информационной технологии (1950-1960 гг.) характерен тем, что в основе средств взаимодействия человека и компьютера лежали языки, которые в своих терминах кодировали способы достижения цели обработки (т.е. как правило, машинные языки). Компьютеры были доступны только профессионалам программистам.
Следующий этап (1960-1970 гг.) характеризуется соз-
данием операционных систем, позволяющих вести обработку нескольких заданий, формируемых различными пользователями. Основная цель при этом состояла в обеспечении наибольшей загрузки машинных ресурсов.
Третий этап (1970-1980 гг.) характеризуется изменением критерия эффективности автоматизированной обработки данных - основным ресурсом стали человеческие ресурсы по разработке и сопровождению программного обеспечения. Распространяются мини- компьютеры. Стал возможен интерактивный режим взаимодействия нескольких пользователей.
Четвертый этап (1980-1990гт) знаменует новый качественный скачок в технологии разработки программного обеспечения. Его суть сводится к тому, что центр тяжести технологических решений переносится на создание средств, обеспечивающих взаимодействие пользователей с компьютером на этапах создания программного продукта. Ключевым звеном новой информационной технологии становится представление и обработка знаний. Создаются базы знаний, экспертные системы. Широкое распространение получают персональные компьютеры.
Современный этап развития компьютеров характеризуется созданием суперкомпьютеров обгоняющих скорость получения, обработки и выдачи информации существующих до этого компьютеров на несколько порядков. Начата разработка систем искусственного интеллекта.
Можно также выделить основные этапы компьютеризации общества. В компании International Data Corp. выделяют три этапа компьютеризации общества. Первый охватывает период с начала 1970-х до 1980 года. Он сопровождается созданием вычислительных центров на предприятиях. В то время число пользователей составляло примерно 10 млн., а ежегодные затраты – 50 млн. долл. Второй этап, с 1980 года по настоящее время, характеризуется компьютеризацией деятельности служащих и вдесятеро возросшими расходами. Сегодня в мире - примерно 100 млн. пользователей компьютеров. Сегодня можно говорить о начале третьего этапа, когда вычислительная техника становится товаром массового спроса, домашние компьютеры подключаются к Интернет. К 2010 году количество пользователей приблизится к миллиарду, а годовой оборот рынка информационных технологий составит боле 5 трлн. долл.
Технико-технологическая составляющая процесса компьютеризации общества охватывает качественное совершенствование всех современных средств коммуникации, что определило формирование четвертой составляющей информатизации общества – её интернетализацию. По этим термином мы понимаем быстрыми и ускоренными темпами развивающуюся мировую информационную систему, прежде всего в форме Интернета. Ныне сеть Интернет охватила все высокоразвитые и среднеразвитые страны, проникая во все сферы жизнедеятельности людей. Она оказывает огромное и все возрастающее влияние на промышленный и финансовый рынок, функционирование культуры и политику различных правительств. Именно Интернет является той реальной силой, которая стимулирует сложный и весьма противоречивый процесс глобализации. Создание единого мирового информационного пространства , по существу, является тем феноменом, который Н.Н.Моисеев назвал ноосферой. Развитие Интернет, являясь составным элементом технической составляющей процесса информатизации общества, имеет далеко идущие социальные последствия о которых мы еще будем вести речь.
Однако, по словам Ф. Фудзияма, «информационная революция остается в основном революцией технологической» (76, 12). Она качественно изменила технологический базис общественного производства и является одним из факторов, составляющих технико-технологический аспект информатизации общества. Второй, и более важной, по-нашему мнению, является социальная составляющая информатизации общества.
В целом, технико-технологический аспект информатизации заключается в создании на базе информационного ресурса общества наукоемких информационных технологий.
Понятия «техника» и «технология» длительное время отождествлялись и означали умение работать при помощи определенных орудий труда. Лишь в начале XVIII века понятие «технология» приобрело самостоятельный смысл. Как указывает П. Дракер, само слово «технология» предполагает, что в нем содержится techne, т.е. секреты ремесла и логия, т.е. организованное, систематизированное, целенаправленное знание. Однако слово «технология» ныне употребляется в различных смыслах.
В широком понимании технология представляет собой совокупность правил, принципов рационального действия для реализации поставленной цели. В таком понимании говорят о технологии выборов, технологии манипулирования общественным сознанием, технологии политической борьбы , то есть о так называемых социальных технологиях. Каждый из этих видов социальной технологии обладает набором специфических средств, принципов и правил. Так, технология манипулирования общественным сознанием опирается на малопонятный и двусмысленный язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, прикрытие авторитетом с т.д. Технология выборов широко использует рекламу, компрометирующие сведения, то есть различные пиаровские приемы. В этом аспекте технология является одной из специализированных современных видов деятельности. Можно согласиться с мнением В.М. Розина, что "деятельность - это более широкая категория, чем технология, но технология более конкретная, специфическая категория, поскольку с технологией связаны ряд особых, современных механизмов развития деятельности - отслеживание ее эффективности в цивилизационном плане, контроль и управление за развитием, внимание к технологической стороне дела и т.д." (89, 73).Технология в таком понимании является сложной реальностью, которая в функциональном отношении обеспечивает определенные цивилизационные завоевания, представляет собой сферу целенаправленных усилий, детерминируемых рядом социокультурных факторов.
Однако есть и другое, широко распространенное понимание термина технологии как рациональной инструментальной (технической) деятельности, как способа взаимодействия человека с природой. «Технология, - пишет Д.Бэлл, - есть инструментальный способ рационального действия» (71, 332). В таком понимании технология представляет собой способ использования техники, набор и последовательность операций, определяемых характером технических средств, обрабатываемыми материалами в процессе производства предметов, необходимых для удовлетворения личных и общественных потребностей людей. "Технология в определенном смысле, - это взаимодействие человека с природой, - пишет Д.Белл, - в котором усилия человека вырвать её секреты наталкиваются на физические законы и опираются на человеческую изобретательность, открывающую ее скрытые тайны" (2, 286). Отношение человека к природе может быть активно-преобразовательным, что ориентирует процесс на овладение глубинными, сущностными сторонами природы. Это определяет интенсивный характер технологии. При использовании сил природы в почти неизменной форме деятельность человека направлена на внешнюю сторону природных процессов. В таком случае технология имеет экстенсивный характер. Ныне под технологией все чаще понимают все операционные структуры, используемые в процессе производства артефактов (система управления и ресурсов, информационное обеспечение).
Современные технологии являются наукоемкими, или, по выражению Д. Белла, интеллектуальными технологиями, поскольку они, используют материалы, энергию и информацию на базе фундаментальных научных открытий как результата интеллектуальных усилий ученых. К наукоемким технологиям относятся ядерная, информационная, лазерная, плазменная, вакуумная, технологии с использованием сверхвысоких давлений и импульсных нагрузок. В последние годы ускоренными темпами развивается нанотехнология – технология объектов, размеры которых порядка десять минус в девятой степени метра (атомы, молекулы). Нанотехнология включает атомную сборку молекул, новые методы записи и считывания информации, локальную стимуляцию химических реакций на молекулярном уровне, конструирует технические устройства миниатюрных размером ( в десятки раз тоньше человеческого волоса): тоннельный транзистор, углеродные структуры, молекулы, состоящие из атомов различных металлов и углерода. Эти технологии отличает использование материалов и принципов их обработки, которые не встречаются в природе. Все эти технологии являются интеллектуальными технологиями, приходящими на смену технологии индустриальной и характерны для формирующегося постиндустриального общества. Систематическое использование новых научных открытий определяет производство "наукоемких продуктов".
В функционировании информационных технологий огромное значение имеет использование информационно-вычислительной техники, компьютеризация всего производственного процесса. В случае применения информационных технологий исчезает былое резкое разграничение научно-исследовательской, опытно-конструкторской работ и внедряемой техники.
Наукоемкие или интеллектуальные технологии весьма динамичны, их содержание и структура постоянно обновляются на базе использования новейших научных открытий, возникают новые области применения. Это определяет необходимость постоянного совершенствования умений и опыта работников производства, обновления знаний актуализирует проблему непрерывного образования людей. Не даром в моде пословица: "Чтобы твердо стоять на месте, нужно быстро двигаться вперед", (т.е. чтобы соответствовать требования сегодняшнего дня, нужно быстро изменять себя). Быстрое устаревание знаний специалистов (по некоторым оценкам у молодых инженеров это устаревание составляет до 20 % в год) требует непрерывного пополнения знаний. Это особенно актуально для тех специалистов, которые имеют дело с наиболее динамично развивающимися технологиями, например с информационной технологией.
Информационные технологии - это представленные в проектной форме для практического использования совокупность машинизированных средств и методов выработки, сбора, обработки, хранения, передачи и использования информации, концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее организовать информационный процесс с целью его рационального использования. Основанные на электронике информационные технологии обладают огромным объемом памяти и колоссальной скоростью передачи информации. Содержание современных информационных технологий весьма разнообразно. В это содержание включают совокупность технологий в микроэлектронике, создании вычислительной техники (машин и программного обеспечения), телекоммуникацию, технологию оптико-электронной промышленности, генной инженерия и ее разнообразных применений. Называя все это "ядром" информационных технологий. М. Кастельс отмечает, что вокруг него в последние десятилетия возникает созвездие крупных технологических прорывов в области новых материалов, источников энергии, в медицине, в производственной технике (наличной или потенциальной, как нанотехнология), в том числе и в транспортной технологии.
Информационные технологии являются знаниеобразующими. Они - средство превращения данных в информацию, а последних - в знания, которые составляют информационный ресурс общества - основную ценность информационного общества. Существует три основных вида информационных технологий. Сберегающие информационные технологии экономят труд, материальные ресурсы и время, однако существенно не изменяют как состояние, так и функционирование самого объекта. Рационализирующие информационные технологии имеют разнообразные функции, весьма сложны и охватывают связь и использование полученных сообщений. Созидающие информационные технологии - это технологии переработки и использования семантической информации, включающие весь информационный цикл.
Эти виды информационных технологий имеют свои специфические проявления в различных областях человеческой деятельности. Так, для производства образовательных продуктов и услуг существуют технологии обработки данных, управления, поддержки и принятия решений, экспертных систем и др. Для технологии коммуникации используется электронная почта, компьютерная доска объявлений, аудио-почта, компьютерные конференции, видеоконференции с использованием видеоаппаратуры, факсиминальная связь. Информационные технологии сервисного обеспечения включают видеотекст, хранение документов в цифровой форме, текстовой и табличный процессоры, мультимедиа, гипертекст.
Производство образовательных продуктов и услуг использует следующие информационные технологии:
Во-первых, это информационные технологии обработки данных, которые предназначены для группировки, сортировки, данных и вычислений.
Во-вторых, это информационные технологии управления, используемые для координации и управления образовательным процессом.
В-третьих, это информационные технологии поддержки и принятия решения – для организации взаимодействия пользователей и компьютеров.
В четвертых, информационные технологии экспертных систем, дающие возможность пользователям получать консультации экспертов по дисциплинам, о которых в них накоплены знания.
В пятых, это информационные технологии коммуникации, которые обеспечивают оперативную связь и взаимодействие пользователей.
Наконец, существуют информационные технологии сервисного и наглядного обеспечения.
Ныне выделяются основные тенденции развития информационных технологий: развитие технологии ввода в компьютер с последующей полнотекстовой обработкой документированной информации (книг, газет, отчетов, документации) и перевод на компьютерные носители всей накопленной человечеством информации. В перспективе это ведет к формированию цифровой форме реальности - к так называемой виртуальной реальности.
Таким образом, технический аспект информатизации общества включает электронизацию, медиатизацию, компьютеризацию и интернетализацию, обеспечивающих формирование и функционирование информационных технологий. Однако этим весь процесс информатизации общества не исчерпывается. Поскольку речь идет об информатизации общества не менее важным аспектом является социальный аспект этого процесса.