§4. УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ МИКРОКОМПЬЮТЕРА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
В предыдущем разделе были кратко изложены наиболее важные черты реально существующего простого процессора ЭВМ. Конечно, на самом деле все устроено заметно сложнее, поэтому мы ограничились достаточно поверхностным знакомством. Более современные процессоры устроены еще сложнее.
Существует альтернативный подход - изучение сложного объекта на упрощенной модели, сохраняющей все его наиболее существенные черты. Именно такой подход использован в данном разделе. Рассмотрение фундаментального материала, освобожденного от второстепенных технических деталей, помимо простоты имеет и еще одно преимущество - полученные знания не так быстро «стареют».
Прием, состоящий в объяснении принципов работы ЭВМ на базе учебной модели, возник довольно давно. Имеется целый ряд учебных моделей: «Кроха», «Нейман», «Малютка» и другие (описание которых можно найти в рекомендуемой в конце главы дополнительной литературе).
В данном параграфе рассматривается учебная модель микропроцессорной ЭВМ четвертого поколения, предложенная преподавателем Пермского педагогического университета Е.А.Ереминым. Модель носит название «Е97» В нее включены наиболее характерные черты устройства современных компьютеров. Модель не повторяет полностью ни один реальный компьютер, хотя дает достаточно полное представление об его устройстве. В «Е97» нет излишних технических деталей, он достаточно прост и содержит только то, что необходимо для изучения.
«Е97» может работать как с числовыми, так и с нечисловыми данными, отражает общепринятую байтовою организацию памяти, способен обрабатывать массивы информации (поскольку имеет современные методы адресации), реалистически отражает работу с периферийными устройствами современного компьютера. Существенно, что наряду с теоретической моделью компьютера создана программа-эмулятор, позволяющая имитировать «Е97» на различных компьютерах, в том числе IBM-совместимых. Ряд непринципиальных ограничений и нереализованных возможностей, указанных ниже, относятся именно к этой программе-эмулятору.
В предыдущем разделе были кратко изложены наиболее важные черты реально существующего простого процессора ЭВМ. Конечно, на самом деле все устроено заметно сложнее, поэтому мы ограничились достаточно поверхностным знакомством. Более современные процессоры устроены еще сложнее.
Существует альтернативный подход - изучение сложного объекта на упрощенной модели, сохраняющей все его наиболее существенные черты. Именно такой подход использован в данном разделе. Рассмотрение фундаментального материала, освобожденного от второстепенных технических деталей, помимо простоты имеет и еще одно преимущество - полученные знания не так быстро «стареют».
Прием, состоящий в объяснении принципов работы ЭВМ на базе учебной модели, возник довольно давно. Имеется целый ряд учебных моделей: «Кроха», «Нейман», «Малютка» и другие (описание которых можно найти в рекомендуемой в конце главы дополнительной литературе).
В данном параграфе рассматривается учебная модель микропроцессорной ЭВМ четвертого поколения, предложенная преподавателем Пермского педагогического университета Е.А.Ереминым. Модель носит название «Е97» В нее включены наиболее характерные черты устройства современных компьютеров. Модель не повторяет полностью ни один реальный компьютер, хотя дает достаточно полное представление об его устройстве. В «Е97» нет излишних технических деталей, он достаточно прост и содержит только то, что необходимо для изучения.
«Е97» может работать как с числовыми, так и с нечисловыми данными, отражает общепринятую байтовою организацию памяти, способен обрабатывать массивы информации (поскольку имеет современные методы адресации), реалистически отражает работу с периферийными устройствами современного компьютера. Существенно, что наряду с теоретической моделью компьютера создана программа-эмулятор, позволяющая имитировать «Е97» на различных компьютерах, в том числе IBM-совместимых. Ряд непринципиальных ограничений и нереализованных возможностей, указанных ниже, относятся именно к этой программе-эмулятору.