3.2.1. Общие принципы

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 

 

В ходе развития концепции АСУ с целью преодоления указанных выше трудностей была выработана новая концепция компьютеризации и автоматизации управленческой деятельности, которая уже не ставит столь глобальных задач, а направлена прежде всего на автоматизацию обработки документов в системах управления организациями и предприятиями -документооборота.

Известно, что в практике управления по-прежнему преобладают бумажные потоки документации, которые в современных условиях становятся все менее и менее эффективными. Решение задач учета и контроля, сведения баланса и распределения ресурсов, планирование мероприятий выполняется по старинке, сохраняя почву для многочисленного управленческого аппарата, для бюрократизма.

Задача компьютеризации управленческой деятельности в различных отраслях первоначально характеризовалась, в основном, массовой разработкой и применением прикладных программ персональных компьютеров, автоматизирующих рабочие места (АРМ) управленческого персонала ранга секретарей и референтов руководителей, начальников отделов и служб учреждений.

Данный подход к использованию компьютеров оказался экономически не вполне оправданным. Помимо затрат на приобретение электронно-вычислительной техники, он привел к разрастанию вспомогательного управленческого персонала высокой квалификации.

Для повышения эффективности применения компьютеров в управлении необходимо переосмысление принципов организационного управления предприятиями и организациями, представление их в виде технологий обработки данных и информационных потоков, а также взаимная адаптация «живой» и компьютерной систем управления. Акцент автоматизированного накопления и обработки информации перемещается на передачу информации средствами компьютерных телекоммуникаций» что ведет к обществу безбумажной информатики. С точки зрения практики, это означает. с одной стороны, создание и развитие глобальных компьютерных сетей, что требует большой работы по унификации и стандартизации самих форм и содержания управленческой деятельности даже в пределах отдельных отраслей, а с другой стороны - создание локальных вычислительных сетей в пределах каждого учреждения.

Наибольшие проблемы систем информационного обеспечения управления связаны с общей эффективностью, жизнеспособностью и способностью интегрироваться в существующие «человеческие» системы управления. Практика,реализации многих таких проектов говорит о том, что информационные системы управления часто не выходят за рамки экспериментальных разработок, демонстрационных и прототипных моделей, отторгаются традиционной системой управления и оказываются нежизнеспособными. Это связано как с недостаточными подготовкой и заинтересованностью управленческого персонала в использовании компьютерных технологий, дефектами сложившейся технологии управления, так и с несовершенством систем, создаваемых на данном этапе, с искусственностью многих функций таких систем информационной поддержки управления, несоответствием их требованиям пользователей, т.е. недостатками концептуальной модели.

Большинство задач управления допускают следующую декомпозицию:

1) задача учета и контроля событий по месту их возникновения;

2) баланс и распределение материальных ресурсов;

3) планирование мероприятий и управление временными ресурсами. В сфере управления предприятием можно условно выделить объективную и субъективную стороны. Объективная сторона управления предприятием зафиксирована в его документообороте и включает некоторый набор документальных форм, а также инструктивно зафиксированные правила заполнения, обращения и хранения этих форм.

При анализе документооборота учреждения в целях проектирования информационной системы управления должны быть определены и зафиксированы

• название (идентификатор) формы;

• назначение формы (указание на то, какие решения данная форма позволяет принимать);

• условия или ситуация, в которой форма заполняется;

• на основе каких источников составляется;

• откуда форма поступает и куда передается, а также условия ее хранения (место и срок).

Анализ документальных форм позволяет значительно рационализировать документооборот предприятия. В первую очередь, это означает отказ от тех форм, которые

1) дублируют друг друга;

2) не используются при принятии управленческих решений или не преобразуются в другие формы;

3) преобразуются в такие формы, которые не используются при дальнейшей обработке.

Однако, объективная сторона деятельности предприятия не позволяет получить в полной мере его адекватную информационную модель. Подчас более важным для жизнеспособности будущей информационной системы управления оказывается анализ субъективной стороны деятельности предприятия, выявляющий

• распределение обязанностей и функций, сферы компетентности управленческих работников при принятии решений;

• приоритеты в процессе обработки документальных форм, на которых основывается принятие решений;

• документально не зафиксированные тонкости управления штатом.

В процессе извлечения необходимой информации у руководящих работников предприятия необходимо исходить из того, что они не знакомы с технологией проектирования баз данных, понятийным аппаратом информатики и не обладают знаниями в области компьютерной техники. Процедура извлечения знаний у руководящих работников предприятия включает в себя составление информационной схемы предприятия, включающей обозначения отделов и подразделений, а также указание информационных связей между ними, выявление объектов, на которые направлена деятельность организации и ее подразделений, и т.д.

Технической базой системной компьютеризации управления может выступать локальная сеть персональных компьютеров, однако лишь при условии создания распределенной базы данных предприятия или учреждения. Данный подход позволяет

• производить учет событий на месте их возникновения в естественной форме в распределенной базе данных без дублирования отчетных форм;

• устранять необходимость отслеживания причинно-следственных связей и временных зависимостей при решении множества взаимосвязанных задач;

• повышать устойчивость системы управления против случайного или намеренного искажения информации;

• обеспечивать доступ руководства к первичным данным и повышать общий уровень его компетентности при принятии решений (и тем самым делает ненужным многочисленный управленческий аппарат).

Важным условием применения такого подхода является развитие клиент-серверной архитектуры локальных сетей вычислительных машин и преодоление ограниченности существующих архитектур баз данных.

Среди функций СУБД, отвечающих за взаимодействие пользователя и машинной системы и пользователей между собой, выделяются две основные.

1. Защита информации и разграничение доступа пользователей к ней. При использовании информации базы данных обычно имеется некоторое столкновение интересов пользователей, которое может привести к уничтожению или искажению информации, к несанкционированному ее распространению и использованию. Некорректные действия отдельных пользователей могут нанести ущерб остальным пользователям и базе данных в целом. Чтобы избежать этого, в СУБД имеются средства разграничения доступа пользователей и другие средства защиты информации. Разделы базы данных могут быть закрыты для пользователя совсем, открыты только для чтения или открыты для изменения. Кроме того, при многопользовательском режиме работы с базой данных, когда с данными одновременно работают несколько пользователей (и вносят в них изменения), необходимо, чтобы изменения корректно вносились в базу данных (сохранялась целостность данных). Для сохранения целостности данных служит механизм транзакций при манипулировании данными - выполнение манипуляций небольшими пакетами, результаты каждого из которых в случае возникновения некорректности операций «откатываются» и данные возвращаются к исходному состоянию.

2. Интерфейс с пользователями, который обеспечивается средствами ведения диалога. По мере развития и совершенствования СУБД этот интерфейс становится все более и более дружественным В перспективе средства ведения диалога пользователя с СУБД должны приобрести интеллектуальные свойства и обеспечить возможность ведения диалога на естественном языке.

Сформировавшееся к настоящему времени программное обеспечение информационной поддержки управления настолько многообразно, что способно удовлетворять потребности пользователей самых различных категорий - от случайного пользователя, для которого обращение к рассматриваемой среде -единичный эпизод, до профессионала высокой квалификации в области разработки систем баз данных.

Одна из возможных реализации информационной системы управления предусматривает наличие двух основных компонентов - SQL-сервера и дружественных интерфейсов конечных пользователей. Узлами сети являются компьютеры или рабочие станции, установленные в кабинетах руководителя предприятия и его заместителей, в отделе кадров, бухгалтерии, других структурных подразделениях.

В качестве примера объектной распределенной СУБД, которая может быть использована для автоматизации системы управления, рассмотрим систему SQLWindows, первоначально разработанную компанией «Gupta Technologies», a позже развитую «Microsoft». Данная система позволяет работать в сети с наиболее популярными SQL-серверами. Пакет SQLWindows отличается от аналогичных систем наиболее полной реализацией возможностей, необходимых для эффективной объектно-ориентированной разработки сетевых прикладных программ. В первую очередь, к его преимуществам можно отнести

• высокую автоматизацию процесса разработки;

• поддержку ручного программирования:

• развитые средства объектно-ориентированного программирования;

• встроенные средства поддержки коллективной разработки.

Данная система обладает многими возможностями, необходимыми для создания SQL-приложений в среде Windows, например, развитым графическим интерфейсом, средствами построения отчетов, отображения информации в графической форме и т.п.

SQLWindows обладает встроенным языком, необходимым для разработки сложных прикладных программ. Этот язык носит название SAL (SQLWindows Application Language). Он не похож ни на какие другие языки и по своему синтаксису и семантике может быть отнесен к языкам четвертого поколения. Его синтаксис сильно упрощен, он содержит только двенадцать ключевых слов, но при этом обладает большой эффективностью и выразительностью. Так например, в SQLWindows операторные скобки (типа begin...end в Паскале) реализованы посредством сдвига кода программы вправо. Этот сдвиг формируется автоматически при переходе на следующий уровень вложенности. Редактор программы для языка SAL является контекстно-чувствительным.

Это означает, что на экране постоянно имеется список лексем и идентификаторов, которые могут быть использованы в текущем контексте. При изменении положения курсора этот список автоматически изменяется, обеспечивая постоянную подсказку пользователю при написании программ. SAL является полностью объектно-ориентированным языком.

SQLWindows обеспечивает

• полиморфизм (polymorphism);

• скрытые логики обработки (encapsulation);

• определяемые пользователем типы (user defined types);

• наследование содержимого окна (window contents inheritance);

• множественное наследование (multiple inheritance).

Все классы объектов в SQLWindows делятся на графические и функциональные. Графические классы служат для отображения информации, функциональные-для создания переменных или подпрограмм, которые могут использоваться в графических классах. Посредством множественного наследования переменные или подпрограммы из функционального класса могут быть наследованы другими классами.

В SQLWindows существует три типа объектов: объекты-родители, или объекты высокого уровня (Top-level Objects), объекты-наследники (Child Objects) и меню. К объектам высокого уровня относятся диалоговые окна, экранные формы для ввода и просмотра данных, окна работы с таблицами и т.д. Объекты-наследники являются элементами объектов высокого уровня. К ним относятся тексты заголовков, меток и инструкций, списки, поля ввода, «кнопки», рамки, графические изображения и т.п. Меню также являются объектами-наследниками, но создаются они особым способом. Поэтому они образуют отдельный тип. Возможно создание как одиночного меню, так и каскада последовательно открывающихся меню.

Для облегчения труда разработчиков имеется набор заранее созданных заготовок, так называемых «быстрых объектов» (Quick Objects). Эти объекты позволяют быстро создавать прикладные программы, отображать информацию в виде таблиц, полей данных и др\гих графических элементов, строить окна и меню, задавать связи между таблицами При этом не требуется создавать прикладные программы вручную, хотя при желании это возможно В системе SQLWindows имеются также специальные быстрые объекты для обработки данных из некоторых систем электронных почт. Например, с помощью SQLWindows можно создать проблемно-ориентированную клиентскую часть, которая сохраняет информацию, получаемую по электронной почте, в базе данных. Получаемые данные доступны не только для чтения, но и для коррекции Разработчик может строить собственные объекты и использовать их наравне с Quick Objects. Кроме того, он может создавать новые классы объектов на основе уже существующих, в том числе и на основе классов и объектов из набора Quick Objects. Таким образом Quick Objects не только обеспечивает быстрое создание приложении в SQLWindows, но и служит базой для построения новых объектов.

В тех случаях, когда разработка приложении ведется совместно несколькими участниками в сети ЭВМ, используется среда TeamWindows, содержащая набор средств для управления коллективной разработкой проекта, создания исходного кода приложения и разработки экранов SQLWindows в многопользовательском режиме. Средствами TeamWindows осуществляется контроль версий, протоколирование изменений компонентов приложений, ролевое разграничение доступа к его компонентам, выпуск отчетов о ходе разработки, поддержка стандартов кодирования, создание схемы приложений и многое другое. Среда TeamWindows состоит из нескольких компонентов.

1) Система управления разработкой проекта (TeamWindows Project Development Manager) - наиболее важный компонент TeamWindows; чаще всего именно ее называют TeamWindows. Данный компонент содержит средства для управления проектами SQLWindows, разработки приложений, поддержки стандартных библиотек и создания экранных форм.

2) Система управления словарем данных (Data Dictionary Manager) содержит средства для управления информацией о базе данных создаваемого приложения, я также поддерживает некоторые административные задачи, например, позволяет хранить данные о коллективе разработчиков Словарь данных содержит информацию о структуре баз данных разрабатываемого приложения- названия таблиц и колонок, тип отношения между данными и т.п. Словарь данных является частью репозитория данных.

3) Репозиторий данных (Data Repository) - централизованная многопользовательская база данных, хранящая все компоненты создаваемой проблемно-ориентированной клиентской части и всю информацию о ней, включая содержимое всех экранов и текущую копию каждого модуля проекта. Под модулем понимается любой относящийся к проекту файл. В репозитории собрана также вся информация об участниках проекта, их правах доступа к его компонентам, стандартах кодирования и т.п.

4) Библиотеки стандартных программ (Template Libraries). Каждая библиотека поддерживает набор экранных классов и общих функций, которые позволяют легко строить приложения SQLWindows.

Таким образом, пакет SQLWindows является подходящей основой для создания объектно-ориентированной информационно-поисковой системы для управления учреждениями различного профиля.

К информационным системам рассматриваемого типа можно отнести и некоторые другие программные продукты более прикладного характера, такие, например, как Lotus Notes - систему автоматизации документооборота учреждения. В России большую известность получили системы автоматизации бухгалтерского учета -продукты компаний «1C», «Парус», «Галактика» и т.д.

Компоненты этих систем, аппаратно реализованные на базе персональных компьютеров, размещенных на рабочих местах и объединенных в корпоративную локальную сеть, в последнее время часто представляют собой сервер (или несколько серверов), на котором хранятся базы данных и набор клиентских частей, представляющих собой автоматизированные рабочие места (АРМ) работников определенных служб предприятия.

 

 

В ходе развития концепции АСУ с целью преодоления указанных выше трудностей была выработана новая концепция компьютеризации и автоматизации управленческой деятельности, которая уже не ставит столь глобальных задач, а направлена прежде всего на автоматизацию обработки документов в системах управления организациями и предприятиями -документооборота.

Известно, что в практике управления по-прежнему преобладают бумажные потоки документации, которые в современных условиях становятся все менее и менее эффективными. Решение задач учета и контроля, сведения баланса и распределения ресурсов, планирование мероприятий выполняется по старинке, сохраняя почву для многочисленного управленческого аппарата, для бюрократизма.

Задача компьютеризации управленческой деятельности в различных отраслях первоначально характеризовалась, в основном, массовой разработкой и применением прикладных программ персональных компьютеров, автоматизирующих рабочие места (АРМ) управленческого персонала ранга секретарей и референтов руководителей, начальников отделов и служб учреждений.

Данный подход к использованию компьютеров оказался экономически не вполне оправданным. Помимо затрат на приобретение электронно-вычислительной техники, он привел к разрастанию вспомогательного управленческого персонала высокой квалификации.

Для повышения эффективности применения компьютеров в управлении необходимо переосмысление принципов организационного управления предприятиями и организациями, представление их в виде технологий обработки данных и информационных потоков, а также взаимная адаптация «живой» и компьютерной систем управления. Акцент автоматизированного накопления и обработки информации перемещается на передачу информации средствами компьютерных телекоммуникаций» что ведет к обществу безбумажной информатики. С точки зрения практики, это означает. с одной стороны, создание и развитие глобальных компьютерных сетей, что требует большой работы по унификации и стандартизации самих форм и содержания управленческой деятельности даже в пределах отдельных отраслей, а с другой стороны - создание локальных вычислительных сетей в пределах каждого учреждения.

Наибольшие проблемы систем информационного обеспечения управления связаны с общей эффективностью, жизнеспособностью и способностью интегрироваться в существующие «человеческие» системы управления. Практика,реализации многих таких проектов говорит о том, что информационные системы управления часто не выходят за рамки экспериментальных разработок, демонстрационных и прототипных моделей, отторгаются традиционной системой управления и оказываются нежизнеспособными. Это связано как с недостаточными подготовкой и заинтересованностью управленческого персонала в использовании компьютерных технологий, дефектами сложившейся технологии управления, так и с несовершенством систем, создаваемых на данном этапе, с искусственностью многих функций таких систем информационной поддержки управления, несоответствием их требованиям пользователей, т.е. недостатками концептуальной модели.

Большинство задач управления допускают следующую декомпозицию:

1) задача учета и контроля событий по месту их возникновения;

2) баланс и распределение материальных ресурсов;

3) планирование мероприятий и управление временными ресурсами. В сфере управления предприятием можно условно выделить объективную и субъективную стороны. Объективная сторона управления предприятием зафиксирована в его документообороте и включает некоторый набор документальных форм, а также инструктивно зафиксированные правила заполнения, обращения и хранения этих форм.

При анализе документооборота учреждения в целях проектирования информационной системы управления должны быть определены и зафиксированы

• название (идентификатор) формы;

• назначение формы (указание на то, какие решения данная форма позволяет принимать);

• условия или ситуация, в которой форма заполняется;

• на основе каких источников составляется;

• откуда форма поступает и куда передается, а также условия ее хранения (место и срок).

Анализ документальных форм позволяет значительно рационализировать документооборот предприятия. В первую очередь, это означает отказ от тех форм, которые

1) дублируют друг друга;

2) не используются при принятии управленческих решений или не преобразуются в другие формы;

3) преобразуются в такие формы, которые не используются при дальнейшей обработке.

Однако, объективная сторона деятельности предприятия не позволяет получить в полной мере его адекватную информационную модель. Подчас более важным для жизнеспособности будущей информационной системы управления оказывается анализ субъективной стороны деятельности предприятия, выявляющий

• распределение обязанностей и функций, сферы компетентности управленческих работников при принятии решений;

• приоритеты в процессе обработки документальных форм, на которых основывается принятие решений;

• документально не зафиксированные тонкости управления штатом.

В процессе извлечения необходимой информации у руководящих работников предприятия необходимо исходить из того, что они не знакомы с технологией проектирования баз данных, понятийным аппаратом информатики и не обладают знаниями в области компьютерной техники. Процедура извлечения знаний у руководящих работников предприятия включает в себя составление информационной схемы предприятия, включающей обозначения отделов и подразделений, а также указание информационных связей между ними, выявление объектов, на которые направлена деятельность организации и ее подразделений, и т.д.

Технической базой системной компьютеризации управления может выступать локальная сеть персональных компьютеров, однако лишь при условии создания распределенной базы данных предприятия или учреждения. Данный подход позволяет

• производить учет событий на месте их возникновения в естественной форме в распределенной базе данных без дублирования отчетных форм;

• устранять необходимость отслеживания причинно-следственных связей и временных зависимостей при решении множества взаимосвязанных задач;

• повышать устойчивость системы управления против случайного или намеренного искажения информации;

• обеспечивать доступ руководства к первичным данным и повышать общий уровень его компетентности при принятии решений (и тем самым делает ненужным многочисленный управленческий аппарат).

Важным условием применения такого подхода является развитие клиент-серверной архитектуры локальных сетей вычислительных машин и преодоление ограниченности существующих архитектур баз данных.

Среди функций СУБД, отвечающих за взаимодействие пользователя и машинной системы и пользователей между собой, выделяются две основные.

1. Защита информации и разграничение доступа пользователей к ней. При использовании информации базы данных обычно имеется некоторое столкновение интересов пользователей, которое может привести к уничтожению или искажению информации, к несанкционированному ее распространению и использованию. Некорректные действия отдельных пользователей могут нанести ущерб остальным пользователям и базе данных в целом. Чтобы избежать этого, в СУБД имеются средства разграничения доступа пользователей и другие средства защиты информации. Разделы базы данных могут быть закрыты для пользователя совсем, открыты только для чтения или открыты для изменения. Кроме того, при многопользовательском режиме работы с базой данных, когда с данными одновременно работают несколько пользователей (и вносят в них изменения), необходимо, чтобы изменения корректно вносились в базу данных (сохранялась целостность данных). Для сохранения целостности данных служит механизм транзакций при манипулировании данными - выполнение манипуляций небольшими пакетами, результаты каждого из которых в случае возникновения некорректности операций «откатываются» и данные возвращаются к исходному состоянию.

2. Интерфейс с пользователями, который обеспечивается средствами ведения диалога. По мере развития и совершенствования СУБД этот интерфейс становится все более и более дружественным В перспективе средства ведения диалога пользователя с СУБД должны приобрести интеллектуальные свойства и обеспечить возможность ведения диалога на естественном языке.

Сформировавшееся к настоящему времени программное обеспечение информационной поддержки управления настолько многообразно, что способно удовлетворять потребности пользователей самых различных категорий - от случайного пользователя, для которого обращение к рассматриваемой среде -единичный эпизод, до профессионала высокой квалификации в области разработки систем баз данных.

Одна из возможных реализации информационной системы управления предусматривает наличие двух основных компонентов - SQL-сервера и дружественных интерфейсов конечных пользователей. Узлами сети являются компьютеры или рабочие станции, установленные в кабинетах руководителя предприятия и его заместителей, в отделе кадров, бухгалтерии, других структурных подразделениях.

В качестве примера объектной распределенной СУБД, которая может быть использована для автоматизации системы управления, рассмотрим систему SQLWindows, первоначально разработанную компанией «Gupta Technologies», a позже развитую «Microsoft». Данная система позволяет работать в сети с наиболее популярными SQL-серверами. Пакет SQLWindows отличается от аналогичных систем наиболее полной реализацией возможностей, необходимых для эффективной объектно-ориентированной разработки сетевых прикладных программ. В первую очередь, к его преимуществам можно отнести

• высокую автоматизацию процесса разработки;

• поддержку ручного программирования:

• развитые средства объектно-ориентированного программирования;

• встроенные средства поддержки коллективной разработки.

Данная система обладает многими возможностями, необходимыми для создания SQL-приложений в среде Windows, например, развитым графическим интерфейсом, средствами построения отчетов, отображения информации в графической форме и т.п.

SQLWindows обладает встроенным языком, необходимым для разработки сложных прикладных программ. Этот язык носит название SAL (SQLWindows Application Language). Он не похож ни на какие другие языки и по своему синтаксису и семантике может быть отнесен к языкам четвертого поколения. Его синтаксис сильно упрощен, он содержит только двенадцать ключевых слов, но при этом обладает большой эффективностью и выразительностью. Так например, в SQLWindows операторные скобки (типа begin...end в Паскале) реализованы посредством сдвига кода программы вправо. Этот сдвиг формируется автоматически при переходе на следующий уровень вложенности. Редактор программы для языка SAL является контекстно-чувствительным.

Это означает, что на экране постоянно имеется список лексем и идентификаторов, которые могут быть использованы в текущем контексте. При изменении положения курсора этот список автоматически изменяется, обеспечивая постоянную подсказку пользователю при написании программ. SAL является полностью объектно-ориентированным языком.

SQLWindows обеспечивает

• полиморфизм (polymorphism);

• скрытые логики обработки (encapsulation);

• определяемые пользователем типы (user defined types);

• наследование содержимого окна (window contents inheritance);

• множественное наследование (multiple inheritance).

Все классы объектов в SQLWindows делятся на графические и функциональные. Графические классы служат для отображения информации, функциональные-для создания переменных или подпрограмм, которые могут использоваться в графических классах. Посредством множественного наследования переменные или подпрограммы из функционального класса могут быть наследованы другими классами.

В SQLWindows существует три типа объектов: объекты-родители, или объекты высокого уровня (Top-level Objects), объекты-наследники (Child Objects) и меню. К объектам высокого уровня относятся диалоговые окна, экранные формы для ввода и просмотра данных, окна работы с таблицами и т.д. Объекты-наследники являются элементами объектов высокого уровня. К ним относятся тексты заголовков, меток и инструкций, списки, поля ввода, «кнопки», рамки, графические изображения и т.п. Меню также являются объектами-наследниками, но создаются они особым способом. Поэтому они образуют отдельный тип. Возможно создание как одиночного меню, так и каскада последовательно открывающихся меню.

Для облегчения труда разработчиков имеется набор заранее созданных заготовок, так называемых «быстрых объектов» (Quick Objects). Эти объекты позволяют быстро создавать прикладные программы, отображать информацию в виде таблиц, полей данных и др\гих графических элементов, строить окна и меню, задавать связи между таблицами При этом не требуется создавать прикладные программы вручную, хотя при желании это возможно В системе SQLWindows имеются также специальные быстрые объекты для обработки данных из некоторых систем электронных почт. Например, с помощью SQLWindows можно создать проблемно-ориентированную клиентскую часть, которая сохраняет информацию, получаемую по электронной почте, в базе данных. Получаемые данные доступны не только для чтения, но и для коррекции Разработчик может строить собственные объекты и использовать их наравне с Quick Objects. Кроме того, он может создавать новые классы объектов на основе уже существующих, в том числе и на основе классов и объектов из набора Quick Objects. Таким образом Quick Objects не только обеспечивает быстрое создание приложении в SQLWindows, но и служит базой для построения новых объектов.

В тех случаях, когда разработка приложении ведется совместно несколькими участниками в сети ЭВМ, используется среда TeamWindows, содержащая набор средств для управления коллективной разработкой проекта, создания исходного кода приложения и разработки экранов SQLWindows в многопользовательском режиме. Средствами TeamWindows осуществляется контроль версий, протоколирование изменений компонентов приложений, ролевое разграничение доступа к его компонентам, выпуск отчетов о ходе разработки, поддержка стандартов кодирования, создание схемы приложений и многое другое. Среда TeamWindows состоит из нескольких компонентов.

1) Система управления разработкой проекта (TeamWindows Project Development Manager) - наиболее важный компонент TeamWindows; чаще всего именно ее называют TeamWindows. Данный компонент содержит средства для управления проектами SQLWindows, разработки приложений, поддержки стандартных библиотек и создания экранных форм.

2) Система управления словарем данных (Data Dictionary Manager) содержит средства для управления информацией о базе данных создаваемого приложения, я также поддерживает некоторые административные задачи, например, позволяет хранить данные о коллективе разработчиков Словарь данных содержит информацию о структуре баз данных разрабатываемого приложения- названия таблиц и колонок, тип отношения между данными и т.п. Словарь данных является частью репозитория данных.

3) Репозиторий данных (Data Repository) - централизованная многопользовательская база данных, хранящая все компоненты создаваемой проблемно-ориентированной клиентской части и всю информацию о ней, включая содержимое всех экранов и текущую копию каждого модуля проекта. Под модулем понимается любой относящийся к проекту файл. В репозитории собрана также вся информация об участниках проекта, их правах доступа к его компонентам, стандартах кодирования и т.п.

4) Библиотеки стандартных программ (Template Libraries). Каждая библиотека поддерживает набор экранных классов и общих функций, которые позволяют легко строить приложения SQLWindows.

Таким образом, пакет SQLWindows является подходящей основой для создания объектно-ориентированной информационно-поисковой системы для управления учреждениями различного профиля.

К информационным системам рассматриваемого типа можно отнести и некоторые другие программные продукты более прикладного характера, такие, например, как Lotus Notes - систему автоматизации документооборота учреждения. В России большую известность получили системы автоматизации бухгалтерского учета -продукты компаний «1C», «Парус», «Галактика» и т.д.

Компоненты этих систем, аппаратно реализованные на базе персональных компьютеров, размещенных на рабочих местах и объединенных в корпоративную локальную сеть, в последнее время часто представляют собой сервер (или несколько серверов), на котором хранятся базы данных и набор клиентских частей, представляющих собой автоматизированные рабочие места (АРМ) работников определенных служб предприятия.