12.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13Вся доктрина Маркса, как она вытекла из основного его религиозного мотива — из его воинствующего атеизма: и экономический материализм, и проповедь классовой вражды ä outrance, и отрицание общечеловеческих ценностей и общеобязательных норм за пределами классового интереса, наконец, учение о непреходимой пропасти, разделяющей два мира — облеченный высшей миссией пролетариат и «общую реакционную массу» его угнетателей,— все эти учения могли действовать, конечно, только в том направлении, чтоб огрубить, оземлянить, придать более прозаический и экономический характер социалистическому движению, сделать в нем слышнее ноты классовой ненависти, чем ноты всечеловеческой любви. Мы отнюдь не приписываем внесение этого оттенка в движение влиянию одного только Маркса, напротив, это духовное искушение для социалистического движения и без него слишком велико и, конечно, нашло и находит много путей и раньше и теперь (и у нас в России), но Маркс был могущественным его орудием. Личное влияние Маркса в социалистическом движении отразилось всего более именно усилением той антирелигизной, богоборческой стихии, которая в нем бушует, как и во всей нашей культуре, и которая не скажет своего последнего слова, не получив адекватного, хотя и последнего, своего воплощения.
С великой мудростью и глубоким пониманием истинного характера антирелигиозной стихии, стремящейся овладеть социалистическим движением и обольстить его, Владимир Соловьев в повести об антихристе******** рисует его, между прочим, и социальным реформатором, социалистом.
И в социализме, как и по всей линии нашей культуры, идет борьба Христа и антихриста...
______
«Да приидет Царствие Твое! Да будет воля Твоя на земле, как и на небе!»
Такова наша молитва. Такова же и конечная цель мирового и исторического процесса. Таков должен быть высший и единственный критерий для оценки человеческих деяний, определяющий их как плюс или минус в мироздании, дающий им абсолютный и окончательный, т. е. религиозный коэффициент. Употребили ли мы дарованные нам Богом силы для созидания Царствия Божия, которого нам дано не только ожидать, но и в меру сил подготовлять хотя бы в качестве последних и ничтожных каменщиков— в этом деле нет ничего ничтожного,— или мы растратили силы эти втуне, в постыдной праздности и лени, или, наконец, употребили их на работу «во имя свое», чуждую и враждебную целям Царствия Божия? В жизни и деятельности каждого в разном сочетании имеются элементы всех этих трех категорий, и никто не дерзнет подвести общий баланс и высказать последний приговор про ближнего своего: он враг дела Божия! Но эта невозможность окончательной оценки, которая принадлежит лишь праведному суду Божию, никоим образом не освобождает нас от обязанности испытующим взором вглядываться в жизнь, где зло ведет, как мы знаем, непримиримую борьбу с добром и, что самое опасное в этой борьбе выступает иногда и под личиною добра, различаясь от него не по внешним, а только по внутренним признакам. И, верные этому требованию, хотя отнюдь не дерзая на подведение общего итога, мы должны различить и в Марксе, наряду с работой Господней, энергию совсем иного порядка, зловещую и опасную,— он загадочно и страшно двоится. Социалистическая деятельность Маркса как одного из вождей движения, направленного к защите обездоленных в капиталистическом обществе и к преобразованию общественного строя на началах справедливости, равенства и свободы, по объективным своим целям, казалось бы, должна быть признана работой для созидания Царствия Божия. Но то обстоятельство, что он хотел сделать это движение средством для разрушения святыни в человеке и поставления на место ее самого себя и этой целью руководился в своей деятельности, с религиозной точки зрения должно получить отрицательную оценку; здесь мы имеем именно тот тонкий и самый опасный соблазн, когда добро и зло различаются не снаружи, а изнутри. Что здесь перевешивает — плюс или минус,— мы узнаем это только тогда, когда подведен будет и наш собственный баланс, а сами должны оставить вопрос открытым. Однако высказать здесь то, что после многолетнего и напряженного всматриванья в духовное лицо Маркса мы в нем увидели и чего не видят многие другие, мы сочли своим нравственным долгом, делом совести, как бы ни было это принято теми, кому сродна как раз эта темная, теневая сторона Марксова духа.
* Впервые — «Mосковский Eженедельник».1906. № 22. С. 34-43; № 23. С. 24-33; №
24. С. 42—52; № 25. С. 46—54. Отд. брошюрой с подзаголовком «Из этюдов о
религии человекобожества» — СПб., 1907. Печатается по — «Два Града.
Исследования о природе общественных идеалов» (Сборник статей в двух томах.).
М., «Путь», 1911. — Т. 1. С. 69—105, так как относительно
последнего прижизненного издания (YMCA-Press, Париж — Варшава, 1929) нет сведений, что оно было авторизовано и
что сокращения в тексте, отвечающие задачам популярной библиотечки
«Христианство, атеизм и современность», производились самим Булгаковым. Эти
сокращения коснулись главным образом аппарата примечаний, а также характеристики
Марксова социализма и финала работы. На брошюру
** ...нужно вспомнить
борьбу Маркса с Бакуниным...— Маркс и
Энгельс резко осуждали созданный Бакуниным «Международный альянс
социалистической демократии» и в
*** В новом, легальном издании сочинений Герцена...— Имеется в виду изд.: Герцен А. И. Сочинения и переписка с Н. А. Захарьиной. В 7 т. СПб., 1905.
**** «Былое и думы», глава «Немцы в эмиграции»—Ч. 6. Гл. XVII. По словам автора, Маркс, возражая против избрания Герцена в один из международных комитетов, «сказал, что он меня лично не знает <...> но находит достаточным, что я русский, и притом русский, который во всем, что писал, поддерживает Россию...» (курсив автора, см.: Герцен. Т. 11. С. 166),
****** «Демократический
диктатор» — так определяет Маркса Анненков.— «Все его движения были угловаты, но смелы и самонадеянны
<...> а резкий голос, звучавший как металл, шел удивительно к радикальным
приговорам над лицами и предметами, которые произносил. Маркс уже и не говорил
иначе, как такими безапелляционными приговорами, над которыми, впрочем, еще
царствовала одна, до боли резкая нота <...> Нота выражала твердое
убеждение в своем призвании управлять умами, законодательствовать над ними и
вести их за собой. Предо мной стояла олицетворенная фигура демократического
диктатора <...> Контраст с недавно покинутыми мною типами на Руси был
наирешительный»,— так описывает П. В. Анненков свое впечатление от личности
Маркса при знакомстве с ним в Брюсселе в
******* ...религиозная подпочва, которую умел ...обнаружить религиозный гений Влад. Соловьева.— См., напр., Соловьев В. С. (1885), «История и будущность теократии» (1885—1887), «Когда жили еврейские пророки» (1886), а также финал в (1900) и др. соч.
******** Владимир Соловьев в повести об антихристе...— В «Краткой повести об антихристе», входящей в , Соловьев рисует антихриста главой всемирного государства, который «объявил простую и всеобъемлющую социальную реформу... Всякий стал получать по своим способностям, и всякая способность — по своим трудам и заслугам» //Соловьев В С. Соч : В 2 т. M 1988. Т. 2. С. 746.
[] | []
ã 2001, Библиотека «Вехи»
Вся доктрина Маркса, как она вытекла из основного его религиозного мотива — из его воинствующего атеизма: и экономический материализм, и проповедь классовой вражды ä outrance, и отрицание общечеловеческих ценностей и общеобязательных норм за пределами классового интереса, наконец, учение о непреходимой пропасти, разделяющей два мира — облеченный высшей миссией пролетариат и «общую реакционную массу» его угнетателей,— все эти учения могли действовать, конечно, только в том направлении, чтоб огрубить, оземлянить, придать более прозаический и экономический характер социалистическому движению, сделать в нем слышнее ноты классовой ненависти, чем ноты всечеловеческой любви. Мы отнюдь не приписываем внесение этого оттенка в движение влиянию одного только Маркса, напротив, это духовное искушение для социалистического движения и без него слишком велико и, конечно, нашло и находит много путей и раньше и теперь (и у нас в России), но Маркс был могущественным его орудием. Личное влияние Маркса в социалистическом движении отразилось всего более именно усилением той антирелигизной, богоборческой стихии, которая в нем бушует, как и во всей нашей культуре, и которая не скажет своего последнего слова, не получив адекватного, хотя и последнего, своего воплощения.
С великой мудростью и глубоким пониманием истинного характера антирелигиозной стихии, стремящейся овладеть социалистическим движением и обольстить его, Владимир Соловьев в повести об антихристе******** рисует его, между прочим, и социальным реформатором, социалистом.
И в социализме, как и по всей линии нашей культуры, идет борьба Христа и антихриста...
______
«Да приидет Царствие Твое! Да будет воля Твоя на земле, как и на небе!»
Такова наша молитва. Такова же и конечная цель мирового и исторического процесса. Таков должен быть высший и единственный критерий для оценки человеческих деяний, определяющий их как плюс или минус в мироздании, дающий им абсолютный и окончательный, т. е. религиозный коэффициент. Употребили ли мы дарованные нам Богом силы для созидания Царствия Божия, которого нам дано не только ожидать, но и в меру сил подготовлять хотя бы в качестве последних и ничтожных каменщиков— в этом деле нет ничего ничтожного,— или мы растратили силы эти втуне, в постыдной праздности и лени, или, наконец, употребили их на работу «во имя свое», чуждую и враждебную целям Царствия Божия? В жизни и деятельности каждого в разном сочетании имеются элементы всех этих трех категорий, и никто не дерзнет подвести общий баланс и высказать последний приговор про ближнего своего: он враг дела Божия! Но эта невозможность окончательной оценки, которая принадлежит лишь праведному суду Божию, никоим образом не освобождает нас от обязанности испытующим взором вглядываться в жизнь, где зло ведет, как мы знаем, непримиримую борьбу с добром и, что самое опасное в этой борьбе выступает иногда и под личиною добра, различаясь от него не по внешним, а только по внутренним признакам. И, верные этому требованию, хотя отнюдь не дерзая на подведение общего итога, мы должны различить и в Марксе, наряду с работой Господней, энергию совсем иного порядка, зловещую и опасную,— он загадочно и страшно двоится. Социалистическая деятельность Маркса как одного из вождей движения, направленного к защите обездоленных в капиталистическом обществе и к преобразованию общественного строя на началах справедливости, равенства и свободы, по объективным своим целям, казалось бы, должна быть признана работой для созидания Царствия Божия. Но то обстоятельство, что он хотел сделать это движение средством для разрушения святыни в человеке и поставления на место ее самого себя и этой целью руководился в своей деятельности, с религиозной точки зрения должно получить отрицательную оценку; здесь мы имеем именно тот тонкий и самый опасный соблазн, когда добро и зло различаются не снаружи, а изнутри. Что здесь перевешивает — плюс или минус,— мы узнаем это только тогда, когда подведен будет и наш собственный баланс, а сами должны оставить вопрос открытым. Однако высказать здесь то, что после многолетнего и напряженного всматриванья в духовное лицо Маркса мы в нем увидели и чего не видят многие другие, мы сочли своим нравственным долгом, делом совести, как бы ни было это принято теми, кому сродна как раз эта темная, теневая сторона Марксова духа.
* Впервые — «Mосковский Eженедельник».1906. № 22. С. 34-43; № 23. С. 24-33; №
24. С. 42—52; № 25. С. 46—54. Отд. брошюрой с подзаголовком «Из этюдов о
религии человекобожества» — СПб., 1907. Печатается по — «Два Града.
Исследования о природе общественных идеалов» (Сборник статей в двух томах.).
М., «Путь», 1911. — Т. 1. С. 69—105, так как относительно
последнего прижизненного издания (YMCA-Press, Париж — Варшава, 1929) нет сведений, что оно было авторизовано и
что сокращения в тексте, отвечающие задачам популярной библиотечки
«Христианство, атеизм и современность», производились самим Булгаковым. Эти
сокращения коснулись главным образом аппарата примечаний, а также характеристики
Марксова социализма и финала работы. На брошюру
** ...нужно вспомнить
борьбу Маркса с Бакуниным...— Маркс и
Энгельс резко осуждали созданный Бакуниным «Международный альянс
социалистической демократии» и в
*** В новом, легальном издании сочинений Герцена...— Имеется в виду изд.: Герцен А. И. Сочинения и переписка с Н. А. Захарьиной. В 7 т. СПб., 1905.
**** «Былое и думы», глава «Немцы в эмиграции»—Ч. 6. Гл. XVII. По словам автора, Маркс, возражая против избрания Герцена в один из международных комитетов, «сказал, что он меня лично не знает <...> но находит достаточным, что я русский, и притом русский, который во всем, что писал, поддерживает Россию...» (курсив автора, см.: Герцен. Т. 11. С. 166),
****** «Демократический
диктатор» — так определяет Маркса Анненков.— «Все его движения были угловаты, но смелы и самонадеянны
<...> а резкий голос, звучавший как металл, шел удивительно к радикальным
приговорам над лицами и предметами, которые произносил. Маркс уже и не говорил
иначе, как такими безапелляционными приговорами, над которыми, впрочем, еще
царствовала одна, до боли резкая нота <...> Нота выражала твердое
убеждение в своем призвании управлять умами, законодательствовать над ними и
вести их за собой. Предо мной стояла олицетворенная фигура демократического
диктатора <...> Контраст с недавно покинутыми мною типами на Руси был
наирешительный»,— так описывает П. В. Анненков свое впечатление от личности
Маркса при знакомстве с ним в Брюсселе в
******* ...религиозная подпочва, которую умел ...обнаружить религиозный гений Влад. Соловьева.— См., напр., Соловьев В. С. (1885), «История и будущность теократии» (1885—1887), «Когда жили еврейские пророки» (1886), а также финал в (1900) и др. соч.
******** Владимир Соловьев в повести об антихристе...— В «Краткой повести об антихристе», входящей в , Соловьев рисует антихриста главой всемирного государства, который «объявил простую и всеобъемлющую социальную реформу... Всякий стал получать по своим способностям, и всякая способность — по своим трудам и заслугам» //Соловьев В С. Соч : В 2 т. M 1988. Т. 2. С. 746.
[] | []
ã 2001, Библиотека «Вехи»