Заключение.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15В ХХ столетии семья претерпела значительные изменения по следую-
щим направлениям:
-переход от традиционной патриархальной модели к различным типам и
формам семейных отношений;
-изменение физических параметров семьи как по численности (до 3-4
чел.), так и по составу;
-изменение биографии семьи как по возрасту организации семейного
союза, так и по продолжительности жизнеспособности данного союза;
-распространение нуклеарной малодетной модели семьи как основной
формы семейного союза.
Однако ценность семьи и семейных отношений на протяжении всего
ушедшего столетия сохранялась для индивида как одна из самых значимых.
Эти противоречивые тенденции и сегодня определяют не только положение
и условия проживания личности в семье, но и здоровье общества, государст-
ва, нации в целом. Все это зависит от нескольких специфических особенно-
стей семейного союза, а именно: постоянная взаимозависимость входящих в
нее членов, в результате которой любое изменение поведения одного из них
влечет за собой изменения в поведении остальных; семейная структура огра-
ничивает себя определенными пределами, позволяющими ей наиболее опти-
мально приспосабливаться к социуму, а также выполнять определенные за-
дачи как по удовлетворению личных потребностей семьи так и внешние
функции.
Очевидно, что нарушение в любом из звеньев семейной структуры,
включает цепь приспособительных механизмов, значительным образом
влияющих общественные, социокультурные процессы в обществе. Разруше-
ние института семьи и семейных отношений, вероятнее всего, ведут к разру-
шению моральных и нравственных критериев в обществе, что далее может
привести к разрушению общества как такового.
И связано это с тем, что «при всем многообразии и многогранности пси-
хологических отношений в браке они в главном своем содержании регули-
руются нравственным сознанием людей. Наиболее общим воплощением это-
го сознания является нравственный идеал, выражаемый в понятиях добра и
справедливости, которые конкретизируются, с одной стороны, в нравствен-
ных критериях и оценках, составляющих оценочную область морали, с дру-
гой – в нравственных принципах и нормах, составляющих ее практически
действенную, нормативную область»1.
Основные изменения, которые сегодня зафиксированы в институте се-
мьи касаются таких ее основных характеристик, как функционального обли-
ка, структуры, положения семьи среди других социальных институтов обще-
ства, взаимоотношения личности, семьи и общества, социальной организации
института семьи как целого. К сожалению, сегодня нет четкого представле-
ния о той модели семьи, которая поддерживается государством. Продеклари-
ровав на уровне государственной политики самостоятельность и автономию
семьи, государство фактически отказалось от идеологии нравственности и
этики, а также экологического здоровья пола. Более того, современное уст-
ройство общественной и социальной жизни таково, что оно диктует индиви-
ду внесемейное поведение, ориентирует на индивидуальные карьерные дос-
тижения, высокие ритмы социальных связей, индивидуализм. Семья в этом
случае является фактором мешающим и отвлекающим от целенаправленного
решения профессиональных планов и превращается в некую личностную
ценность, роскошь.
Примечательно, что в программных документах КПСС подчеркивалась,
задача укрепления семьи, как важнейшая социальная проблема, ибо от проч-
ности семьи зависит прочность общества, намечались основные пути пере-
стройки семейных отношений, повышения престижа семьи, как среды, где у личности есть наилучшая возможность в самореализации и самосовершенст-
вовании, усиления ее общественно-экономического значения.
Социальная природа семьи такова, что в ее развитии отражается вся ис-
тория человечества, которая опосредованно через мораль, право, религию,
политику, общественное сознание, прогресс, государственную деятельность
влияет на строй и форму семьи. В тоже время в семье значительно консерва-
тивнее и медленнее происходит развитие семейных отношений, чем соци-
ально-экономическое развитие общества. В свою очередь семья играет важ-
нейшую роль в осуществлении общественного прогресса через выполнение
функции социальной преемственности поколений, воспроизводство и нрав-
ственное обновление.
Семья как специфическое общественное явление основывается на не-
скольких основах: экономической, социальной, биологической, социальной,
демографической, психологической и выступает как социальная система, как
общественно-историческое явление. Кроме того, это не только социальный
институт, но и определенный вид нравственно- психологической общности,
где ключевыми являются межличностные отношения.
На современном этапе исторического развития общества личностно -
формирующая деятельность современной семьи является главной и опреде-
лена тесной связью семьи и государства.
В XXI столетии развитие семьи протекает и будет протекать под влияни-
ем крупных экономических, политических, национальных событий. Видится,
что именно семья как социальный институт общества способна сыграть в
данной ситуации своеобразную роль связующего звена между прошлым, на-
стоящим и будущим. Именно в семье еще сохранен ресурс для осуществле-
ния преемственности поколений, для сохранения культурного и историческо-
го наследия. Кроме того, в семье возможна значительное возрождение нрав-
ственно-этических, общечеловеческих ценностей, ибо именно в семье они
востребованны в максимальной степени, как обеспечивающие жизненную
стойкость и ценностную значимость семейного союза для личности. Именно инертность и особое положение в обществе позволят семье не только сохра-
нить имеющиеся в ее активе ресурсы, но и переработать и поставить себе на
службу все положительное и важное, что способно укрепить ее позиции. Од-
нако это процессы значительно растянутые во времени, не видимые зритель-
но и проходящие сложными путями. То же, что происходит с семьей и се-
мейными отношениями сейчас, будет заметно отражаться на состоянии об-
щества, как в ближайшее время, так и в отдаленном будущем. В первую оче-
редь это будет заметно на ухудшающихся демографических показателях на-
родонаселения, а также в значительном распространении деструктивных ти-
пов поведения человека. Семья как связующее звено между культурой, циви-
лизацией и обществом, своим типом, образом жизни, структурой определяет
формирование личности. Любовь и семья, имеющие социокультурные харак-
теристики, составляют фундаментальные основы цивилизации, отражают
прогресс культуры, своим многофункциональным содержанием содействуют
ему. Культура здесь выступает как показатель степени развития обществен-
ного человека и человеческого общества. В семье как в субъекте культурного
прогресса создаются специфические семейные ценности, необходимые для
развития духовной культуры нации.
Таким образом, по словам В.В. Розанова, с распутывания семейных уз-
лов, с размышления, "отчего в Европе все так трудно в семье, около семьи,
по поводу семьи, - мы входим в завязь глубочайших философских проблем"1.
И здесь хочется добавить, что "все болеющее лечится, и дурна та страна,
которая пренебрегает лечением"2
В ХХ столетии семья претерпела значительные изменения по следую-
щим направлениям:
-переход от традиционной патриархальной модели к различным типам и
формам семейных отношений;
-изменение физических параметров семьи как по численности (до 3-4
чел.), так и по составу;
-изменение биографии семьи как по возрасту организации семейного
союза, так и по продолжительности жизнеспособности данного союза;
-распространение нуклеарной малодетной модели семьи как основной
формы семейного союза.
Однако ценность семьи и семейных отношений на протяжении всего
ушедшего столетия сохранялась для индивида как одна из самых значимых.
Эти противоречивые тенденции и сегодня определяют не только положение
и условия проживания личности в семье, но и здоровье общества, государст-
ва, нации в целом. Все это зависит от нескольких специфических особенно-
стей семейного союза, а именно: постоянная взаимозависимость входящих в
нее членов, в результате которой любое изменение поведения одного из них
влечет за собой изменения в поведении остальных; семейная структура огра-
ничивает себя определенными пределами, позволяющими ей наиболее опти-
мально приспосабливаться к социуму, а также выполнять определенные за-
дачи как по удовлетворению личных потребностей семьи так и внешние
функции.
Очевидно, что нарушение в любом из звеньев семейной структуры,
включает цепь приспособительных механизмов, значительным образом
влияющих общественные, социокультурные процессы в обществе. Разруше-
ние института семьи и семейных отношений, вероятнее всего, ведут к разру-
шению моральных и нравственных критериев в обществе, что далее может
привести к разрушению общества как такового.
И связано это с тем, что «при всем многообразии и многогранности пси-
хологических отношений в браке они в главном своем содержании регули-
руются нравственным сознанием людей. Наиболее общим воплощением это-
го сознания является нравственный идеал, выражаемый в понятиях добра и
справедливости, которые конкретизируются, с одной стороны, в нравствен-
ных критериях и оценках, составляющих оценочную область морали, с дру-
гой – в нравственных принципах и нормах, составляющих ее практически
действенную, нормативную область»1.
Основные изменения, которые сегодня зафиксированы в институте се-
мьи касаются таких ее основных характеристик, как функционального обли-
ка, структуры, положения семьи среди других социальных институтов обще-
ства, взаимоотношения личности, семьи и общества, социальной организации
института семьи как целого. К сожалению, сегодня нет четкого представле-
ния о той модели семьи, которая поддерживается государством. Продеклари-
ровав на уровне государственной политики самостоятельность и автономию
семьи, государство фактически отказалось от идеологии нравственности и
этики, а также экологического здоровья пола. Более того, современное уст-
ройство общественной и социальной жизни таково, что оно диктует индиви-
ду внесемейное поведение, ориентирует на индивидуальные карьерные дос-
тижения, высокие ритмы социальных связей, индивидуализм. Семья в этом
случае является фактором мешающим и отвлекающим от целенаправленного
решения профессиональных планов и превращается в некую личностную
ценность, роскошь.
Примечательно, что в программных документах КПСС подчеркивалась,
задача укрепления семьи, как важнейшая социальная проблема, ибо от проч-
ности семьи зависит прочность общества, намечались основные пути пере-
стройки семейных отношений, повышения престижа семьи, как среды, где у личности есть наилучшая возможность в самореализации и самосовершенст-
вовании, усиления ее общественно-экономического значения.
Социальная природа семьи такова, что в ее развитии отражается вся ис-
тория человечества, которая опосредованно через мораль, право, религию,
политику, общественное сознание, прогресс, государственную деятельность
влияет на строй и форму семьи. В тоже время в семье значительно консерва-
тивнее и медленнее происходит развитие семейных отношений, чем соци-
ально-экономическое развитие общества. В свою очередь семья играет важ-
нейшую роль в осуществлении общественного прогресса через выполнение
функции социальной преемственности поколений, воспроизводство и нрав-
ственное обновление.
Семья как специфическое общественное явление основывается на не-
скольких основах: экономической, социальной, биологической, социальной,
демографической, психологической и выступает как социальная система, как
общественно-историческое явление. Кроме того, это не только социальный
институт, но и определенный вид нравственно- психологической общности,
где ключевыми являются межличностные отношения.
На современном этапе исторического развития общества личностно -
формирующая деятельность современной семьи является главной и опреде-
лена тесной связью семьи и государства.
В XXI столетии развитие семьи протекает и будет протекать под влияни-
ем крупных экономических, политических, национальных событий. Видится,
что именно семья как социальный институт общества способна сыграть в
данной ситуации своеобразную роль связующего звена между прошлым, на-
стоящим и будущим. Именно в семье еще сохранен ресурс для осуществле-
ния преемственности поколений, для сохранения культурного и историческо-
го наследия. Кроме того, в семье возможна значительное возрождение нрав-
ственно-этических, общечеловеческих ценностей, ибо именно в семье они
востребованны в максимальной степени, как обеспечивающие жизненную
стойкость и ценностную значимость семейного союза для личности. Именно инертность и особое положение в обществе позволят семье не только сохра-
нить имеющиеся в ее активе ресурсы, но и переработать и поставить себе на
службу все положительное и важное, что способно укрепить ее позиции. Од-
нако это процессы значительно растянутые во времени, не видимые зритель-
но и проходящие сложными путями. То же, что происходит с семьей и се-
мейными отношениями сейчас, будет заметно отражаться на состоянии об-
щества, как в ближайшее время, так и в отдаленном будущем. В первую оче-
редь это будет заметно на ухудшающихся демографических показателях на-
родонаселения, а также в значительном распространении деструктивных ти-
пов поведения человека. Семья как связующее звено между культурой, циви-
лизацией и обществом, своим типом, образом жизни, структурой определяет
формирование личности. Любовь и семья, имеющие социокультурные харак-
теристики, составляют фундаментальные основы цивилизации, отражают
прогресс культуры, своим многофункциональным содержанием содействуют
ему. Культура здесь выступает как показатель степени развития обществен-
ного человека и человеческого общества. В семье как в субъекте культурного
прогресса создаются специфические семейные ценности, необходимые для
развития духовной культуры нации.
Таким образом, по словам В.В. Розанова, с распутывания семейных уз-
лов, с размышления, "отчего в Европе все так трудно в семье, около семьи,
по поводу семьи, - мы входим в завязь глубочайших философских проблем"1.
И здесь хочется добавить, что "все болеющее лечится, и дурна та страна,
которая пренебрегает лечением"2