Заключение.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 

В ХХ столетии семья претерпела значительные изменения по следую-

щим направлениям:

-переход от традиционной патриархальной модели к различным типам и

формам семейных отношений;

-изменение физических параметров семьи как по численности (до 3-4

чел.), так и по составу;

-изменение биографии семьи как по возрасту организации семейного

союза, так и по продолжительности жизнеспособности данного союза;

-распространение нуклеарной малодетной модели семьи как основной

формы семейного союза.

Однако ценность семьи и семейных отношений на протяжении всего

ушедшего столетия сохранялась для индивида как одна из самых значимых.

Эти противоречивые тенденции и сегодня определяют не только положение

и условия проживания личности в семье, но и здоровье общества, государст-

ва, нации в целом. Все это зависит от нескольких специфических особенно-

стей семейного союза, а именно: постоянная взаимозависимость входящих в

нее членов, в результате которой любое изменение поведения одного из них

влечет за собой изменения в поведении остальных; семейная структура огра-

ничивает себя определенными пределами, позволяющими ей наиболее опти-

мально приспосабливаться к социуму, а также выполнять определенные за-

дачи как по удовлетворению личных потребностей семьи так и внешние

функции.

Очевидно, что нарушение в любом из звеньев семейной структуры,

включает цепь приспособительных механизмов, значительным образом

влияющих общественные, социокультурные процессы в обществе. Разруше-

ние института семьи и семейных отношений, вероятнее всего, ведут к разру-

шению моральных и нравственных критериев в обществе, что далее может

привести к разрушению общества как такового.

И связано это с тем, что «при всем многообразии и многогранности пси-

хологических отношений в браке они в главном своем содержании регули-

руются нравственным сознанием людей. Наиболее общим воплощением это-

го сознания является нравственный идеал, выражаемый в понятиях добра и

справедливости, которые конкретизируются, с одной стороны, в нравствен-

ных критериях и оценках, составляющих оценочную область морали, с дру-

гой – в нравственных принципах и нормах, составляющих ее практически

действенную, нормативную область»1.

Основные изменения, которые сегодня зафиксированы в институте се-

мьи касаются таких ее основных характеристик, как функционального обли-

ка, структуры, положения семьи среди других социальных институтов обще-

ства, взаимоотношения личности, семьи и общества, социальной организации

института семьи как целого. К сожалению, сегодня нет четкого представле-

ния о той модели семьи, которая поддерживается государством. Продеклари-

ровав на уровне государственной политики самостоятельность и автономию

семьи, государство фактически отказалось от идеологии нравственности и

этики, а также экологического здоровья пола. Более того, современное уст-

ройство общественной и социальной жизни таково, что оно диктует индиви-

ду внесемейное поведение, ориентирует на индивидуальные карьерные дос-

тижения, высокие ритмы социальных связей, индивидуализм. Семья в этом

случае является фактором мешающим и отвлекающим от целенаправленного

решения профессиональных планов и превращается в некую личностную

ценность, роскошь.

Примечательно, что в программных документах КПСС подчеркивалась,

задача укрепления семьи, как важнейшая социальная проблема, ибо от проч-

ности семьи зависит прочность общества, намечались основные пути пере-

стройки семейных отношений, повышения престижа семьи, как среды, где у личности есть наилучшая возможность в самореализации и самосовершенст-

вовании, усиления ее общественно-экономического значения.

Социальная природа семьи такова, что в ее развитии отражается вся ис-

тория человечества, которая опосредованно через мораль, право, религию,

политику, общественное сознание, прогресс, государственную деятельность

влияет на строй и форму семьи. В тоже время в семье значительно консерва-

тивнее и медленнее происходит развитие семейных отношений, чем соци-

ально-экономическое развитие общества. В свою очередь семья играет важ-

нейшую роль в осуществлении общественного прогресса через выполнение

функции социальной преемственности поколений, воспроизводство и нрав-

ственное обновление.

Семья как специфическое общественное явление основывается на не-

скольких основах: экономической, социальной, биологической, социальной,

демографической, психологической и выступает как социальная система, как

общественно-историческое явление. Кроме того, это не только социальный

институт, но и определенный вид нравственно- психологической общности,

где ключевыми являются межличностные отношения.

На современном этапе исторического развития общества личностно -

формирующая деятельность современной семьи является главной и опреде-

лена тесной связью семьи и государства.

В XXI столетии развитие семьи протекает и будет протекать под влияни-

ем крупных экономических, политических, национальных событий. Видится,

что именно семья как социальный институт общества способна сыграть в

данной ситуации своеобразную роль связующего звена между прошлым, на-

стоящим и будущим. Именно в семье еще сохранен ресурс для осуществле-

ния преемственности поколений, для сохранения культурного и историческо-

го наследия. Кроме того, в семье возможна значительное возрождение нрав-

ственно-этических, общечеловеческих ценностей, ибо именно в семье они

востребованны в максимальной степени, как обеспечивающие жизненную

стойкость и ценностную значимость семейного союза для личности. Именно инертность и особое положение в обществе позволят семье не только сохра-

нить имеющиеся в ее активе ресурсы, но и переработать и поставить себе на

службу все положительное и важное, что способно укрепить ее позиции. Од-

нако это процессы значительно растянутые во времени, не видимые зритель-

но и проходящие сложными путями. То же, что происходит с семьей и се-

мейными отношениями сейчас, будет заметно отражаться на состоянии об-

щества, как в ближайшее время, так и в отдаленном будущем. В первую оче-

редь это будет заметно на ухудшающихся демографических показателях на-

родонаселения, а также в значительном распространении деструктивных ти-

пов поведения человека. Семья как связующее звено между культурой, циви-

лизацией и обществом, своим типом, образом жизни, структурой определяет

формирование личности. Любовь и семья, имеющие социокультурные харак-

теристики, составляют фундаментальные основы цивилизации, отражают

прогресс культуры, своим многофункциональным содержанием содействуют

ему. Культура здесь выступает как показатель степени развития обществен-

ного человека и человеческого общества. В семье как в субъекте культурного

прогресса создаются специфические семейные ценности, необходимые для

развития духовной культуры нации.

Таким образом, по словам В.В. Розанова, с распутывания семейных уз-

лов, с размышления, "отчего в Европе все так трудно в семье, около семьи,

по поводу семьи, - мы входим в завязь глубочайших философских проблем"1.

И здесь хочется добавить, что "все болеющее лечится, и дурна та страна,

которая пренебрегает лечением"2

В ХХ столетии семья претерпела значительные изменения по следую-

щим направлениям:

-переход от традиционной патриархальной модели к различным типам и

формам семейных отношений;

-изменение физических параметров семьи как по численности (до 3-4

чел.), так и по составу;

-изменение биографии семьи как по возрасту организации семейного

союза, так и по продолжительности жизнеспособности данного союза;

-распространение нуклеарной малодетной модели семьи как основной

формы семейного союза.

Однако ценность семьи и семейных отношений на протяжении всего

ушедшего столетия сохранялась для индивида как одна из самых значимых.

Эти противоречивые тенденции и сегодня определяют не только положение

и условия проживания личности в семье, но и здоровье общества, государст-

ва, нации в целом. Все это зависит от нескольких специфических особенно-

стей семейного союза, а именно: постоянная взаимозависимость входящих в

нее членов, в результате которой любое изменение поведения одного из них

влечет за собой изменения в поведении остальных; семейная структура огра-

ничивает себя определенными пределами, позволяющими ей наиболее опти-

мально приспосабливаться к социуму, а также выполнять определенные за-

дачи как по удовлетворению личных потребностей семьи так и внешние

функции.

Очевидно, что нарушение в любом из звеньев семейной структуры,

включает цепь приспособительных механизмов, значительным образом

влияющих общественные, социокультурные процессы в обществе. Разруше-

ние института семьи и семейных отношений, вероятнее всего, ведут к разру-

шению моральных и нравственных критериев в обществе, что далее может

привести к разрушению общества как такового.

И связано это с тем, что «при всем многообразии и многогранности пси-

хологических отношений в браке они в главном своем содержании регули-

руются нравственным сознанием людей. Наиболее общим воплощением это-

го сознания является нравственный идеал, выражаемый в понятиях добра и

справедливости, которые конкретизируются, с одной стороны, в нравствен-

ных критериях и оценках, составляющих оценочную область морали, с дру-

гой – в нравственных принципах и нормах, составляющих ее практически

действенную, нормативную область»1.

Основные изменения, которые сегодня зафиксированы в институте се-

мьи касаются таких ее основных характеристик, как функционального обли-

ка, структуры, положения семьи среди других социальных институтов обще-

ства, взаимоотношения личности, семьи и общества, социальной организации

института семьи как целого. К сожалению, сегодня нет четкого представле-

ния о той модели семьи, которая поддерживается государством. Продеклари-

ровав на уровне государственной политики самостоятельность и автономию

семьи, государство фактически отказалось от идеологии нравственности и

этики, а также экологического здоровья пола. Более того, современное уст-

ройство общественной и социальной жизни таково, что оно диктует индиви-

ду внесемейное поведение, ориентирует на индивидуальные карьерные дос-

тижения, высокие ритмы социальных связей, индивидуализм. Семья в этом

случае является фактором мешающим и отвлекающим от целенаправленного

решения профессиональных планов и превращается в некую личностную

ценность, роскошь.

Примечательно, что в программных документах КПСС подчеркивалась,

задача укрепления семьи, как важнейшая социальная проблема, ибо от проч-

ности семьи зависит прочность общества, намечались основные пути пере-

стройки семейных отношений, повышения престижа семьи, как среды, где у личности есть наилучшая возможность в самореализации и самосовершенст-

вовании, усиления ее общественно-экономического значения.

Социальная природа семьи такова, что в ее развитии отражается вся ис-

тория человечества, которая опосредованно через мораль, право, религию,

политику, общественное сознание, прогресс, государственную деятельность

влияет на строй и форму семьи. В тоже время в семье значительно консерва-

тивнее и медленнее происходит развитие семейных отношений, чем соци-

ально-экономическое развитие общества. В свою очередь семья играет важ-

нейшую роль в осуществлении общественного прогресса через выполнение

функции социальной преемственности поколений, воспроизводство и нрав-

ственное обновление.

Семья как специфическое общественное явление основывается на не-

скольких основах: экономической, социальной, биологической, социальной,

демографической, психологической и выступает как социальная система, как

общественно-историческое явление. Кроме того, это не только социальный

институт, но и определенный вид нравственно- психологической общности,

где ключевыми являются межличностные отношения.

На современном этапе исторического развития общества личностно -

формирующая деятельность современной семьи является главной и опреде-

лена тесной связью семьи и государства.

В XXI столетии развитие семьи протекает и будет протекать под влияни-

ем крупных экономических, политических, национальных событий. Видится,

что именно семья как социальный институт общества способна сыграть в

данной ситуации своеобразную роль связующего звена между прошлым, на-

стоящим и будущим. Именно в семье еще сохранен ресурс для осуществле-

ния преемственности поколений, для сохранения культурного и историческо-

го наследия. Кроме того, в семье возможна значительное возрождение нрав-

ственно-этических, общечеловеческих ценностей, ибо именно в семье они

востребованны в максимальной степени, как обеспечивающие жизненную

стойкость и ценностную значимость семейного союза для личности. Именно инертность и особое положение в обществе позволят семье не только сохра-

нить имеющиеся в ее активе ресурсы, но и переработать и поставить себе на

службу все положительное и важное, что способно укрепить ее позиции. Од-

нако это процессы значительно растянутые во времени, не видимые зритель-

но и проходящие сложными путями. То же, что происходит с семьей и се-

мейными отношениями сейчас, будет заметно отражаться на состоянии об-

щества, как в ближайшее время, так и в отдаленном будущем. В первую оче-

редь это будет заметно на ухудшающихся демографических показателях на-

родонаселения, а также в значительном распространении деструктивных ти-

пов поведения человека. Семья как связующее звено между культурой, циви-

лизацией и обществом, своим типом, образом жизни, структурой определяет

формирование личности. Любовь и семья, имеющие социокультурные харак-

теристики, составляют фундаментальные основы цивилизации, отражают

прогресс культуры, своим многофункциональным содержанием содействуют

ему. Культура здесь выступает как показатель степени развития обществен-

ного человека и человеческого общества. В семье как в субъекте культурного

прогресса создаются специфические семейные ценности, необходимые для

развития духовной культуры нации.

Таким образом, по словам В.В. Розанова, с распутывания семейных уз-

лов, с размышления, "отчего в Европе все так трудно в семье, около семьи,

по поводу семьи, - мы входим в завязь глубочайших философских проблем"1.

И здесь хочется добавить, что "все болеющее лечится, и дурна та страна,

которая пренебрегает лечением"2