ВВЕДЕНИЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15Актуальность темы исследования. Социальная трансформация рос-
сийского общества сопряжена с противоречивыми процессами в духов-
ной сфере и неотделима от преобразования сложившихся ценностных
систем. Данные особенности социокультурного развития общества находят
свое отражение в изменении содержания, целей, институтов и механизмов
социализации. Социализация как процесс воспроизводства социокультур-
ной составляющей общества, осуществляемый посредством наследования и
преобразования ценностей, норм, установок, моделей поведения индиви-
дов, социальных групп и конкретного общества в целом, обеспечивает не
только преемственность поколений, но, тем самым, и интеграцию всей со-
циальной системы.
В переходные периоды развития общества на первый план выходят
традиционные ценности - те ценности, которые сохраняют свою значи-
мость для социума безотносительно к существовавшим и существующим
идеологическим установкам. Этнические, конфессиональные, семейные и
гендерные ценности сохраняют свою относительную устойчивость незави-
симо от происходящих в обществе изменений и могут быть использованы
политическими силами в равной мере и для интеграции, и для дезинтегра-
ции общества. Процессы, происходящие в российском обществе в послед-
ние два десятилетия, наглядно подтверждают данный тезис. Таким обра-
зом, возрастание научного интереса к проблематике семейно-гендерных
ценностей и процесса их трансляции является закономерным и необходи-
мым в трансформирующемся обществе.
Гендерная социализация, как составная часть общего процесса со-
циокультурного воспроизводства общества, является одной из наименее
исследованных проблем в социологии. Такое положение дел представляет-
ся обоснованным, так как 1) сложность проблемы гендерной социализации
связана биосоциальной природой гендера и, следовательно, требует меж-
дисциплинарного биолого-психолого-социологического подхода; 2) гендерология, как относительно самостоятельная область научного знания появ-
ляется только в 70-х гг. ХХ века; 3) до сих пор не сложилась методология
исследования данного феномена. Однако, социальная трансформация, за-
трагивая все сферы жизни современного общества, с новой силой обозначи-
ла противоречивое положение полов в приватной и публичной сферах, оказа-
ла заметное влияние на состояние брака и семьи, на отношения между суп-
ругами, родителями и детьми, актуализировав тем самым проблему приня-
тия индивидами своих половых ролей (гендерной социализации) именно в
переходном обществе.
Семья традиционно рассматривается как основный институт первич-
ной социализации индивида. Современная семья - это семья, живущая в но-
вых социально-экономических условиях, она является одной из наиболее
динамичных групп, и через нее, с одной стороны, обеспечивается сохране-
ние и преемственность гендерных стереотипов и установок на взаимоотно-
шение полов, а с другой стороны, именно семья становится «инициатором»
всего нового, которое отражается в сознании супругов в виде их ценност-
ных ориентации, потребностей, жизненных планов, взаимоотношений ме-
жду полами. Именно в семье формируются новые представления о месте и
роли мужчины и женщины в современном мире, меняется половая мо-
раль, трансформируется субкультурная дифференциация полов и поло-
ролевых идентичностей.
В современной семье супружеские, родительские и другие социально
важные роли с поразительной быстротой меняются, наполняясь новым со-
держанием, что актуализирует исследовательский интерес к их изучению.
Брачные ориентации, цели, взгляды, ценности современных супругов
во многом отличны от взглядов предыдущих поколений, потому особо важ-
ным представляется осуществление сравнительного анализа между совре-
менной семьей рубежа веков и молодой семьей 60-80-х гг., который дает, во-
первых, возможность осознать масштабность, глубину и скорость происхо-
дящих изменений в гендерных отношениях и духовных процессах в современной семье; во-вторых, помогает понять и эмпирически проверить
противоречивость перехода от патриархатных гендерных идентичностей к
эгалитарным; в-третьих, дает гендерный срез основных семейнобрачных
ценностей в динамике.
Таким образом, на сегодняшний день в условиях трансформации
российского общества назрела объективная необходимость научного ос-
мысления и детального рассмотрения в теории и практике тех гендерных из-
менений, которые происходят в обществе, в сфере семейнобрачных ценно-
стей, и влияют на процесс гендерной социализации, что и обусловило выбор
темы диссертации.
Степень научной разработанности проблемы.
Понятие социализации является одним из центральных в различных со-
циальных науках: философии, психологии, педагогике, социологии, полито-
логии. Вопрос о содержании данного термина до сих пор не решён и вызыва-
ет жаркие споры. Каждая из наук дает собственное определение социализа-
ции, акцентируя внимание на различных аспектах данного процесса. В фило-
софском аспекте проблемой социализации занимались Г.Гегель, С. Батенин,
Х.Ф.Сабиров, В.Д. Москаленко, Н.Ф. Макарец, М.В. Ушакова, В.Е. Каган1.
Психолого-педагогическое направление представлено работами З.Фрейд,
А.Фрейд, А. Айхорн, А. Гезелл, Э. Эриксон, Дж. Аронфрид, А.Бандура, Дж.
Гевирц, А.В.Петровский, Л.С. Выготский, А.В. Мудрик2. Довольно значи-
тельный вклад в изучение социализации внесли такие социологи как Э. Гид-
денс, Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, М. Вебер, П. Сорокин, У.Джеймс, Дж Мид и
т.д3.
Проблемами гендера и гендерных стереотипов занимались У.Липпман,
Ш.Берн, П.Н. Шихирев, Д.И. Широканов, Е.А. Алексеева1. Некоторые иссле-
дователи считают, что содержание гендера и гендерных стереотипов зависит
от культуры, в которой они были сформированы. Эта проблематика находит
отражение в трудах таких зарубежных и отечественных исследователей, как
Г.Хофстед, И.С. Кон, И.А. Ильин, Т.М. Горичева.2 Социокультурный подход
к проблеме гендерной социализации прослеживается в трудах П. Бурдье, О.
Ворониной, И.Клециной, О. Рябова3.
Роль женщины в культурологическом и социально-философском аспек-
тах рассмотрена в трудах В.А. Рамих4. Активно изучаются социально - пси-
хологические качества и свойства личности женского и мужского пола, что
определяет статусные характеристики мужчин и женщин в обществе. В этой
связи следует отметить работы О. Вейнингера, Г. Зиммеля, И. Блумсма, И.С.
Клециной, А.А. Логинова5.
Ведущими исследователями семьи, заложившими ее теоретические ос-
новы в нашей стране были, А.Г.Харчев, М.С.Мацковский, Л.В.Чуйко,
Н.Г.Юркевич и др6. На Северном Кавказе разрабатывали проблематику социологии семьи: А.А. Магомедов, Б.Х. Бгажноков, М.О. Косвен, К.С. Дзагко-
ев, С.Ш. Гаджиева, А.Х. Магометов, В.В. Миллер, Ф.И. Леонтович, Ш.К.
Ногмов, И.М. Шаманов, Т.Б. Савина, Х.В. Дзуцев, Я.С. Смирнова и др1.
Современными вопросами трансформации жизнедеятельности семьи за-
нимаются С.И.Голод, А.В.Артюхов, И.В.Бестужев-Лада, А.Г.Вишневский,
Ю.А.Гаспарян, О.Н.Дудченко, И.В.Калабихина, А.А.Клецин,
В.В.Солодников, В.С.Языкова и др. Вопросы ценности семьи рассмотрены в
работах Н.Г.Аристовой, М.Ю.Арутюнян, Б.Ф. Кваша и др2.
Функциональный анализ семьи осуществлен в работах В.В.Бодровой,
Э.К.Васильевой, В. Голофаста, Е.М.Левина, Н.В. Маляровой, М.С. Мацков-
ского, М.В.Петровича и др.
Первая попытка разработки модели гендерных отношений в рамках со-
циологии семьи представлена в 80-х гг. в работах И.Бестужева-Лады,
И.Ю.Борисова, В.Переведенцева, З.А.Янковой3. Сегодня исследователей ген-
дерных отношений в семье сравнительно мало и к ним можно отнести: М.Ю.
Арутюнян, Т.А. Гурко, О.М. Здравомыслову, Е.Ф. Молевича, А.В. Мытиль,
М. Римашевскую, Г.Г. Силласте, И.Н. Тартаковскую, А.А.Темкину, Л.Томпсона, З.А.Хоткину, З.А.Янкову и др. К сожалению, в последнее деся-
тилетие изучение семейной проблематики существенно сократилось, и в на-
стоящее время отечественных исследований, позволяющих всесторонне об-
судить тему становления и развития современных гендерных ролей в совре-
менной российской семье с учетом различных критериев и оснований, не
проводится.
В последние годы проблеме родительства (в частности изучению стерео-
типов в сфере родительства), а также особенностям развития личности детей
в различных типах семей посвящены исследования, проводимые Гурко Т.А1.
До сих пор гендерные различия в семье и обществе объясняются зачас-
тую некими заведомо известными психологическими или биологическими
особенностями женщин или мужчин, что скорее соответствует традицион-
ным гендерным стереотипам и не подтверждается результатами эмпириче-
ских исследований. Публикации научного характера, посвященным каким-
либо аспектам гендерной социализации в семье автору обнаружить не уда-
лось.
Проблема исследования заключается в том, что эвристический потенци-
ал существующих на сегодняшний день теорий недостаточен для изучения
вопросов, связанных с гендерной социализацией подрастающего поколения.
Объект исследования – гендерная социализация как процесс приня-
тия индивидом социокультурных моделей своего полоролевого поведения.
Предмет исследования – особенности социокультурных механизмов
гендерной социализации в семье в трансформирующемся российском обще-
стве; их влияние на формирование семейно-брачных установок подрастающе-
го поколения.
Гипотеза исследования – трансформация социально-экономических и
социокультурных основ российского общества вызвали значительные изме-
нения в гендерных стереотипах полоролевого поведения индивидов в семейной и профессиональной деятельности в направлении реализации равнопра-
вия полов. Данные стереотипы определяют полоролевое поведение родителей
и, через примеры родителей, усваиваются подрастающим поколением, опре-
деляя особенности их семейно-брачных установок.
Цель диссертационной работы – исследовать особенности функцио-
нирования социокультурных механизмов гендерной социализации в совре-
менной российской семье.
Достижение поставленной цели осуществляется через постановку и
решение следующих исследовательских задач:
- проанализировать и теоретически обобщить существующие концеп-
ции социализации как процесса трансляции и преобразования социокультур-
ного опыта человечества;
- на основе категориального анализа, сконструировать концепцию ген-
дерной социализации по аналогии с общими теориями социализации;
- проанализировать виды, механизмы и институты гендерной социали-
зации, обосновать ведущую роль семьи в процессе гендерной социализации;
- проанализировать социализирующую функцию семьи, ее особенно-
сти по сравнению с другими институтами социализации, роль родителей как
основных агентов гендерной социализации в семье;
- исследовать гендерные стереотипы, как основные механизмы ген-
дерной социализации, особенности их содержания в трансформирующемся
российском обществе;
- исследовать семейно-брачные установки молодежи, как результат
гендерной социализации в семье.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного иссле-
дования составили социологические идеи классиков мировой социологиче-
ской мысли, работы отечественных и зарубежных философов и социологов,
посвященные проблемам брака, семьи и исследования в области социализа-
ции.
Теоретико-методологические процедуры структурно-функционального
анализа позволили с социологической точки зрения рассмотреть роль и место
семьи в социокультурной реальности.
Стоит отметить, что структурно-функциональный подход к изучению
проблем гендерной социализации, требует своего дополнения субъектно-
деятельностным подходом. Данная методология позволяет выявить место
семьи в гендерной социализации подрастающего поколения и проанализиро-
вать особенности семейно-брачных установок современной молодежи.
Сложность и многоплановость избранной темы, недостаточная ее раз-
работка потребовали привлечения материалов и источников широкого спек-
тра: психолого-социологических, публицистических, историко-философских,
исторических и других. Данная причина обусловила использование таких ме-
тодов как сравнительно-исторического и междисциплинарного синтеза. В
работе использованы общенаучные методы исследования, такие как анализ,
синтез, аналогия, сравнение, конкретизация, классификация, группировка.
Это расширило возможности интерпретации изучаемого материала, создало
основу для новых подходов в его рассмотрении, предоставило возможность
взглянуть на изучаемую проблему с позиции целостности гендерной картины
мира.
Аксиологический метод позволил обосновать роль и особенности цен-
ностных ориентаций молодого поколения в условиях трансформации совре-
менной российской семьи.
В диссертации использованы социологические методы исследования:
анкетирование, глубинное интервью, контент-анализ документов, анализ де-
мографической статистики.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили мате-
риалы социологического исследования:
- «Социокультурный анализ семьи, гендерных и сексуальных отноше-
ний», проведенного сотрудниками исследовательской группы Санкт-Петербургским филиалом Института социологии Российской Академии
Наук под руководством С.И. Голода;
- «Ценностные ориентации населения России», проведенны Фондом «Об-
щественное мнение» в 1995 г. (более 1,5 тыс. чел.), в 1998 г. (около 2 тыс.
чел.), в 1999-2000 г.г. (2 тыс. чел.);
- Социологические исследования РНИСиНП под руководством М.К. Горш-
кова по проблеме «Общественной трансформации», проведенные в 1999 г.
(более 2 тыс. чел.);
- Социологические исследования под руководством В. А. Ядова по пробле-
мам «Ценностного сознания и социального поведения личности в кризис-
ном обществе» проведенные в 1994,1995,1998 гг. (от 2 тыс. до 3,5 тыс.
чел.);
- Социологические исследования под руководством В.Т. Лисовского, про-
веденные в 1999 и 2000 гг.(2710 чел. из 20 городов России) по вопросам
взаимоотношений поколений и ценностных ориентации молодежи;
- Социологическое исследование, проведенное Центром социологических
исследований Ставропольского государственного университета в апреле-
мае 2003г. при участии автора под руководством профессора Н.П. Медве-
дева, профессора А.А. Магомедова посвященные изучению общественных
настроений и жизненных ориентиров современных молодых людей.
- Социологическое исследование, проведенное Центром социологических
исследований Ставропольского государственного университета в мае 2002
г. при участии автора под руководством профессора Н.П. Медведева,
профессора А.А. Магомедова посвященные изучению ценностных ориен-
таций современной молодежи.
- Социологические исследования, проведенные Н.К. Бинеевой в учебных
заведениях г. Ростова-на-Дону в 1996-1997 гг.
- Социологическое исследование «Значение семьи в жизни общества и
отдельной личности» проведенное при участие диссертанта в г.г. Став-
рополь, Ростов-на-Дону, Махачкала
- Социологическое исследование гендерных стереотипов в студенческой и
подростковой среде
- Анкетный опрос проведенный диссертантом в гг. Ставрополь и Махачка-
ла посвяшеное некоторым вопросам внутрисемейного общения
- Анкетный опрос и глубинное интервью «Гендерные отношения и особен-
ности жизнидеятельности современной семьи»
- Данные опроса «Модель семьи» проведенные в г. Ставрополе
Помимо результатов, полученных автором в ходе работы, используются
количественные данные других исследователей и данные Госкомстата РФ.
Достоверность и надежность данных обеспечивалась методологической
обоснованностью и исходными теоретическими позициями, тщательным
анализом теоретического и эмпирического материала.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Имплицировано понятие социализации как процесса воспроизводст-
ва социокультурной основы общества посредством наследования индивидом
социокультурного опыта человечества и принятия определенных социальных
ролей
2. Осуществлен структурно-функциональный анализ семьи, выявлены
современные виды и формы семьи и их особенности, определены функции и
социокультурные основы семьи и их роль в гендерной социализации молодо-
го поколения.
3. Обосновано возрастание роли традиционных ценностей (этнических,
конфессиональных, семейных, гендерных) в социуме в периоды трансформа-
ции общества
4. Дано собственное определение гендерной социализации как процесса
усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с социокультур-
ными представлениями семьи о роли, положении и предназначении мужчины
и женщины в обществе
5. Обоснованы особенности семьи как социокультурной среды гендер-
ной социализации, где гендерные стереотипы являются основными механизмами гендерной социализации, а агентами гендерной социализации являются
родители
6. На основе данных социологических исследований выявлены измене-
ния содержания гендерных стереотипов и ролей в семейной и профессио-
нальной сферах современного российского общества, обусловленные транс-
формацией социокультурной ситуации в современной России.
7. Исследованы особенности брачных установок молодежи северокав-
казского региона.
8. На основе анализа данных социологических исследований сконструи-
рована модель «идеальной» для современных молодых людей семьи.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Анализ трактовок социализации, приведенных в работах отечественных и
зарубежных ученых, позволяет нам имплицировать понятие социализации
как процесса воспроизводства социокультурной основы общества посред-
ством наследования индивидом социокультурного опыта человечества и
принятия определенных социальных ролей.
2. Современная переоценка ценностей, происходящая в условиях социокуль-
турной трансформации российского общества, вызывает аномию сложив-
шейся системы ценностей. На первый план выходят традиционные ценно-
сти, которые не теряют своего значения независимо от тех социокультур-
ных изменений, которые происходят в обществе. Это, прежде всего, се-
мейно-ролевые и гендерные ценностные установки, поскольку именно
носители данных ориентиров в неустойчивой ситуации переходного об-
щества выступают основой культурно-ценностной поддержки индивида.
3. Всесторонний анализ теоретико-методологических основ исследования со-
циализации подтверждает необходимость введения в методологию социоло-
гического исследования понятия «гендерная социализация», подтверждающе-
го многоуровневый характер развития личности, взаимосвязи общества и
личности. Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения
норм, правил поведения, установок в соответствии с социокультурными представлениями семьи о роли, положении и предназначении мужчины и
женщины в обществе. Это процесс, связанный с осмыслением своей духов-
но-нравственной принадлежности к некоей группе, позволяющей личности
осознать свою социально-ценностную и эмоционально-психологическую
значимость как члена этой группы.
4. На процессы трансформации в семье и семейных отношениях решающее
воздействие оказывают общественно-идеологические, политические, со-
циально-экономические процессы в современном российском обществе, а
также общеевропейские тенденции изменения семейно-брачных ценност-
ных ориентаций личности. Тем не менее семья в современном российском
обществе остается одной из приоритетных личностных ценностей, высту-
пая тем самым социокультурной средой социализации индивидов в це-
лом, и гендерной социализации, особенно.
5. Важнейшими механизмами гендерной социализации являются гендерные
стереотипы. Гендерные стереотипы помогают поддерживать существова-
ние гендерных ролей через определение моделей, которым родители, яв-
ляющиеся основными агентами гендерной социализации, благодаря свой-
ственным каждому полу специфическим характеристикам, соответствуют.
На современном этапе развития общества ролевые функции мужчин и
женщин претерпевают серьезные изменения, вследствие этого в совре-
менной культуре отсутствует четкая дихотомия мужского и женского на-
чал, наблюдается поворот к андрогинным ценностям. Конструирование
гендера в процессе социализации осуществляется основными институтами
социализации через межпоколенную трансмиссию сформировавшихся в
культуре представлений о том, как следует вести себя мальчику и девочке,
юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать
мужчины и женщины.
6. Идеализированная модель будущей семьи в представлениях молодых лю-
дей формируется под влиянием родительской семьи, некоторых усвоен-
ных образцов социальной среды, а также глубинных ценностных структур личности и отличается от ценностных ориентаций реальной семьи уста-
новками
-на большую детность (2-х и даже 3-х детную модель);
-на высокую психологическую солидарность;
-на демократические принципы взаимодействия с детьми;
-на более комфортные условия проживания
Последняя установка (с учетом нынешнего и прогнозируемого социаль-
но-экономического положения России) расходится с первой установкой и,
скорее всего, окажет существенное влияние на реальное уменьшение детно-
сти, т.е. может стать одним из определяющих условий в реализации репро-
дуктивной функции семьи в целом.
Теоретическое и практическое значение данного исследования состо-
ит в том, что результаты исследования могут быть использованы как методо-
логические принципы при исследовании данной проблематики в социальной
философии, социологии, психологии. Материалы и выводы, содержащиеся в
диссертации, могут представлять интерес как для специалистов при подго-
товке и изложении специальных курсов по социологии, социологии семьи,
гендерологии так и для широкой аудитории.
Предложенные теоретические и практические выводы помогают более
глубокому пониманию современных особенностей взаимоотношений между
мужчиной и женщиной в семейной сфере. Материалы диссертации и публи-
каций могут быть использованы: для расширения, упорядочения и система-
тизации категориального аппарата гендерной социологии; для дальнейшей
разработки и развития методологической базы конкретно социологического
исследования семьи; для преподавания курсов «Социология семьи», «Социо-
логия гендерных отношений», «Основы демографии» и различных спецкур-
сов по гендерным проблемам; при разработке программ социальной помощи
семье; при разработке общеметодологических, теоретических основ и совер-
шенствовании семейной политике.
Аппробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к за-
щите на кафедре политологии и социологии Ставропольского государствен-
ного университета. Основные идеи и положения диссертационного исследо-
вания были представлены автором на Международной научной конференции
««Мужское» в традиционном и современном российском обществе» (г. Мо-
сква, 2003г.), X Международной научно-практической конференции студен-
тов аспирантов и молодых ученых «Ломоносов- 2003» (г. Москва, 2003г.), III
Всероссийской конференции «Гендерные исследования: личность, экономи-
ка, управление» ( г. Краснодар, 2003г.), Региональной научной конференции
«Качество образования как социальная проблема» (г. Ставрополь, 2002г.), 48-
ой научно-методической конференции «Университетская наука - региону» (г.
Ставрополь, 2003г.), 49-ой научно-методической конференции «Универси-
тетская наука - региону» (г. Ставрополь, 2004г.), Международной научной
конференции ««Мужское» в культурном контексте города» (г. Москва,
2004г.), Интернет-конференция Харьковского центра гендерных исследова-
ний «Гендерные исследования социокультурной реальности» (г. Харьков,
2004г.).
Основные результаты диссертационного исследования нашли свое от-
ражение в 11 публикациях, общим объемом 3,2 п.л.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав,
содержащих пять параграфов, заключения, библиографического списка ис-
пользуемой литературы и приложений. Общий объем работы -- страницы.
Список литературы включает в себя --- наименований, в том числе --- на
иностранных языках.
Актуальность темы исследования. Социальная трансформация рос-
сийского общества сопряжена с противоречивыми процессами в духов-
ной сфере и неотделима от преобразования сложившихся ценностных
систем. Данные особенности социокультурного развития общества находят
свое отражение в изменении содержания, целей, институтов и механизмов
социализации. Социализация как процесс воспроизводства социокультур-
ной составляющей общества, осуществляемый посредством наследования и
преобразования ценностей, норм, установок, моделей поведения индиви-
дов, социальных групп и конкретного общества в целом, обеспечивает не
только преемственность поколений, но, тем самым, и интеграцию всей со-
циальной системы.
В переходные периоды развития общества на первый план выходят
традиционные ценности - те ценности, которые сохраняют свою значи-
мость для социума безотносительно к существовавшим и существующим
идеологическим установкам. Этнические, конфессиональные, семейные и
гендерные ценности сохраняют свою относительную устойчивость незави-
симо от происходящих в обществе изменений и могут быть использованы
политическими силами в равной мере и для интеграции, и для дезинтегра-
ции общества. Процессы, происходящие в российском обществе в послед-
ние два десятилетия, наглядно подтверждают данный тезис. Таким обра-
зом, возрастание научного интереса к проблематике семейно-гендерных
ценностей и процесса их трансляции является закономерным и необходи-
мым в трансформирующемся обществе.
Гендерная социализация, как составная часть общего процесса со-
циокультурного воспроизводства общества, является одной из наименее
исследованных проблем в социологии. Такое положение дел представляет-
ся обоснованным, так как 1) сложность проблемы гендерной социализации
связана биосоциальной природой гендера и, следовательно, требует меж-
дисциплинарного биолого-психолого-социологического подхода; 2) гендерология, как относительно самостоятельная область научного знания появ-
ляется только в 70-х гг. ХХ века; 3) до сих пор не сложилась методология
исследования данного феномена. Однако, социальная трансформация, за-
трагивая все сферы жизни современного общества, с новой силой обозначи-
ла противоречивое положение полов в приватной и публичной сферах, оказа-
ла заметное влияние на состояние брака и семьи, на отношения между суп-
ругами, родителями и детьми, актуализировав тем самым проблему приня-
тия индивидами своих половых ролей (гендерной социализации) именно в
переходном обществе.
Семья традиционно рассматривается как основный институт первич-
ной социализации индивида. Современная семья - это семья, живущая в но-
вых социально-экономических условиях, она является одной из наиболее
динамичных групп, и через нее, с одной стороны, обеспечивается сохране-
ние и преемственность гендерных стереотипов и установок на взаимоотно-
шение полов, а с другой стороны, именно семья становится «инициатором»
всего нового, которое отражается в сознании супругов в виде их ценност-
ных ориентации, потребностей, жизненных планов, взаимоотношений ме-
жду полами. Именно в семье формируются новые представления о месте и
роли мужчины и женщины в современном мире, меняется половая мо-
раль, трансформируется субкультурная дифференциация полов и поло-
ролевых идентичностей.
В современной семье супружеские, родительские и другие социально
важные роли с поразительной быстротой меняются, наполняясь новым со-
держанием, что актуализирует исследовательский интерес к их изучению.
Брачные ориентации, цели, взгляды, ценности современных супругов
во многом отличны от взглядов предыдущих поколений, потому особо важ-
ным представляется осуществление сравнительного анализа между совре-
менной семьей рубежа веков и молодой семьей 60-80-х гг., который дает, во-
первых, возможность осознать масштабность, глубину и скорость происхо-
дящих изменений в гендерных отношениях и духовных процессах в современной семье; во-вторых, помогает понять и эмпирически проверить
противоречивость перехода от патриархатных гендерных идентичностей к
эгалитарным; в-третьих, дает гендерный срез основных семейнобрачных
ценностей в динамике.
Таким образом, на сегодняшний день в условиях трансформации
российского общества назрела объективная необходимость научного ос-
мысления и детального рассмотрения в теории и практике тех гендерных из-
менений, которые происходят в обществе, в сфере семейнобрачных ценно-
стей, и влияют на процесс гендерной социализации, что и обусловило выбор
темы диссертации.
Степень научной разработанности проблемы.
Понятие социализации является одним из центральных в различных со-
циальных науках: философии, психологии, педагогике, социологии, полито-
логии. Вопрос о содержании данного термина до сих пор не решён и вызыва-
ет жаркие споры. Каждая из наук дает собственное определение социализа-
ции, акцентируя внимание на различных аспектах данного процесса. В фило-
софском аспекте проблемой социализации занимались Г.Гегель, С. Батенин,
Х.Ф.Сабиров, В.Д. Москаленко, Н.Ф. Макарец, М.В. Ушакова, В.Е. Каган1.
Психолого-педагогическое направление представлено работами З.Фрейд,
А.Фрейд, А. Айхорн, А. Гезелл, Э. Эриксон, Дж. Аронфрид, А.Бандура, Дж.
Гевирц, А.В.Петровский, Л.С. Выготский, А.В. Мудрик2. Довольно значи-
тельный вклад в изучение социализации внесли такие социологи как Э. Гид-
денс, Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, М. Вебер, П. Сорокин, У.Джеймс, Дж Мид и
т.д3.
Проблемами гендера и гендерных стереотипов занимались У.Липпман,
Ш.Берн, П.Н. Шихирев, Д.И. Широканов, Е.А. Алексеева1. Некоторые иссле-
дователи считают, что содержание гендера и гендерных стереотипов зависит
от культуры, в которой они были сформированы. Эта проблематика находит
отражение в трудах таких зарубежных и отечественных исследователей, как
Г.Хофстед, И.С. Кон, И.А. Ильин, Т.М. Горичева.2 Социокультурный подход
к проблеме гендерной социализации прослеживается в трудах П. Бурдье, О.
Ворониной, И.Клециной, О. Рябова3.
Роль женщины в культурологическом и социально-философском аспек-
тах рассмотрена в трудах В.А. Рамих4. Активно изучаются социально - пси-
хологические качества и свойства личности женского и мужского пола, что
определяет статусные характеристики мужчин и женщин в обществе. В этой
связи следует отметить работы О. Вейнингера, Г. Зиммеля, И. Блумсма, И.С.
Клециной, А.А. Логинова5.
Ведущими исследователями семьи, заложившими ее теоретические ос-
новы в нашей стране были, А.Г.Харчев, М.С.Мацковский, Л.В.Чуйко,
Н.Г.Юркевич и др6. На Северном Кавказе разрабатывали проблематику социологии семьи: А.А. Магомедов, Б.Х. Бгажноков, М.О. Косвен, К.С. Дзагко-
ев, С.Ш. Гаджиева, А.Х. Магометов, В.В. Миллер, Ф.И. Леонтович, Ш.К.
Ногмов, И.М. Шаманов, Т.Б. Савина, Х.В. Дзуцев, Я.С. Смирнова и др1.
Современными вопросами трансформации жизнедеятельности семьи за-
нимаются С.И.Голод, А.В.Артюхов, И.В.Бестужев-Лада, А.Г.Вишневский,
Ю.А.Гаспарян, О.Н.Дудченко, И.В.Калабихина, А.А.Клецин,
В.В.Солодников, В.С.Языкова и др. Вопросы ценности семьи рассмотрены в
работах Н.Г.Аристовой, М.Ю.Арутюнян, Б.Ф. Кваша и др2.
Функциональный анализ семьи осуществлен в работах В.В.Бодровой,
Э.К.Васильевой, В. Голофаста, Е.М.Левина, Н.В. Маляровой, М.С. Мацков-
ского, М.В.Петровича и др.
Первая попытка разработки модели гендерных отношений в рамках со-
циологии семьи представлена в 80-х гг. в работах И.Бестужева-Лады,
И.Ю.Борисова, В.Переведенцева, З.А.Янковой3. Сегодня исследователей ген-
дерных отношений в семье сравнительно мало и к ним можно отнести: М.Ю.
Арутюнян, Т.А. Гурко, О.М. Здравомыслову, Е.Ф. Молевича, А.В. Мытиль,
М. Римашевскую, Г.Г. Силласте, И.Н. Тартаковскую, А.А.Темкину, Л.Томпсона, З.А.Хоткину, З.А.Янкову и др. К сожалению, в последнее деся-
тилетие изучение семейной проблематики существенно сократилось, и в на-
стоящее время отечественных исследований, позволяющих всесторонне об-
судить тему становления и развития современных гендерных ролей в совре-
менной российской семье с учетом различных критериев и оснований, не
проводится.
В последние годы проблеме родительства (в частности изучению стерео-
типов в сфере родительства), а также особенностям развития личности детей
в различных типах семей посвящены исследования, проводимые Гурко Т.А1.
До сих пор гендерные различия в семье и обществе объясняются зачас-
тую некими заведомо известными психологическими или биологическими
особенностями женщин или мужчин, что скорее соответствует традицион-
ным гендерным стереотипам и не подтверждается результатами эмпириче-
ских исследований. Публикации научного характера, посвященным каким-
либо аспектам гендерной социализации в семье автору обнаружить не уда-
лось.
Проблема исследования заключается в том, что эвристический потенци-
ал существующих на сегодняшний день теорий недостаточен для изучения
вопросов, связанных с гендерной социализацией подрастающего поколения.
Объект исследования – гендерная социализация как процесс приня-
тия индивидом социокультурных моделей своего полоролевого поведения.
Предмет исследования – особенности социокультурных механизмов
гендерной социализации в семье в трансформирующемся российском обще-
стве; их влияние на формирование семейно-брачных установок подрастающе-
го поколения.
Гипотеза исследования – трансформация социально-экономических и
социокультурных основ российского общества вызвали значительные изме-
нения в гендерных стереотипах полоролевого поведения индивидов в семейной и профессиональной деятельности в направлении реализации равнопра-
вия полов. Данные стереотипы определяют полоролевое поведение родителей
и, через примеры родителей, усваиваются подрастающим поколением, опре-
деляя особенности их семейно-брачных установок.
Цель диссертационной работы – исследовать особенности функцио-
нирования социокультурных механизмов гендерной социализации в совре-
менной российской семье.
Достижение поставленной цели осуществляется через постановку и
решение следующих исследовательских задач:
- проанализировать и теоретически обобщить существующие концеп-
ции социализации как процесса трансляции и преобразования социокультур-
ного опыта человечества;
- на основе категориального анализа, сконструировать концепцию ген-
дерной социализации по аналогии с общими теориями социализации;
- проанализировать виды, механизмы и институты гендерной социали-
зации, обосновать ведущую роль семьи в процессе гендерной социализации;
- проанализировать социализирующую функцию семьи, ее особенно-
сти по сравнению с другими институтами социализации, роль родителей как
основных агентов гендерной социализации в семье;
- исследовать гендерные стереотипы, как основные механизмы ген-
дерной социализации, особенности их содержания в трансформирующемся
российском обществе;
- исследовать семейно-брачные установки молодежи, как результат
гендерной социализации в семье.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного иссле-
дования составили социологические идеи классиков мировой социологиче-
ской мысли, работы отечественных и зарубежных философов и социологов,
посвященные проблемам брака, семьи и исследования в области социализа-
ции.
Теоретико-методологические процедуры структурно-функционального
анализа позволили с социологической точки зрения рассмотреть роль и место
семьи в социокультурной реальности.
Стоит отметить, что структурно-функциональный подход к изучению
проблем гендерной социализации, требует своего дополнения субъектно-
деятельностным подходом. Данная методология позволяет выявить место
семьи в гендерной социализации подрастающего поколения и проанализиро-
вать особенности семейно-брачных установок современной молодежи.
Сложность и многоплановость избранной темы, недостаточная ее раз-
работка потребовали привлечения материалов и источников широкого спек-
тра: психолого-социологических, публицистических, историко-философских,
исторических и других. Данная причина обусловила использование таких ме-
тодов как сравнительно-исторического и междисциплинарного синтеза. В
работе использованы общенаучные методы исследования, такие как анализ,
синтез, аналогия, сравнение, конкретизация, классификация, группировка.
Это расширило возможности интерпретации изучаемого материала, создало
основу для новых подходов в его рассмотрении, предоставило возможность
взглянуть на изучаемую проблему с позиции целостности гендерной картины
мира.
Аксиологический метод позволил обосновать роль и особенности цен-
ностных ориентаций молодого поколения в условиях трансформации совре-
менной российской семьи.
В диссертации использованы социологические методы исследования:
анкетирование, глубинное интервью, контент-анализ документов, анализ де-
мографической статистики.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили мате-
риалы социологического исследования:
- «Социокультурный анализ семьи, гендерных и сексуальных отноше-
ний», проведенного сотрудниками исследовательской группы Санкт-Петербургским филиалом Института социологии Российской Академии
Наук под руководством С.И. Голода;
- «Ценностные ориентации населения России», проведенны Фондом «Об-
щественное мнение» в 1995 г. (более 1,5 тыс. чел.), в 1998 г. (около 2 тыс.
чел.), в 1999-2000 г.г. (2 тыс. чел.);
- Социологические исследования РНИСиНП под руководством М.К. Горш-
кова по проблеме «Общественной трансформации», проведенные в 1999 г.
(более 2 тыс. чел.);
- Социологические исследования под руководством В. А. Ядова по пробле-
мам «Ценностного сознания и социального поведения личности в кризис-
ном обществе» проведенные в 1994,1995,1998 гг. (от 2 тыс. до 3,5 тыс.
чел.);
- Социологические исследования под руководством В.Т. Лисовского, про-
веденные в 1999 и 2000 гг.(2710 чел. из 20 городов России) по вопросам
взаимоотношений поколений и ценностных ориентации молодежи;
- Социологическое исследование, проведенное Центром социологических
исследований Ставропольского государственного университета в апреле-
мае 2003г. при участии автора под руководством профессора Н.П. Медве-
дева, профессора А.А. Магомедова посвященные изучению общественных
настроений и жизненных ориентиров современных молодых людей.
- Социологическое исследование, проведенное Центром социологических
исследований Ставропольского государственного университета в мае 2002
г. при участии автора под руководством профессора Н.П. Медведева,
профессора А.А. Магомедова посвященные изучению ценностных ориен-
таций современной молодежи.
- Социологические исследования, проведенные Н.К. Бинеевой в учебных
заведениях г. Ростова-на-Дону в 1996-1997 гг.
- Социологическое исследование «Значение семьи в жизни общества и
отдельной личности» проведенное при участие диссертанта в г.г. Став-
рополь, Ростов-на-Дону, Махачкала
- Социологическое исследование гендерных стереотипов в студенческой и
подростковой среде
- Анкетный опрос проведенный диссертантом в гг. Ставрополь и Махачка-
ла посвяшеное некоторым вопросам внутрисемейного общения
- Анкетный опрос и глубинное интервью «Гендерные отношения и особен-
ности жизнидеятельности современной семьи»
- Данные опроса «Модель семьи» проведенные в г. Ставрополе
Помимо результатов, полученных автором в ходе работы, используются
количественные данные других исследователей и данные Госкомстата РФ.
Достоверность и надежность данных обеспечивалась методологической
обоснованностью и исходными теоретическими позициями, тщательным
анализом теоретического и эмпирического материала.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Имплицировано понятие социализации как процесса воспроизводст-
ва социокультурной основы общества посредством наследования индивидом
социокультурного опыта человечества и принятия определенных социальных
ролей
2. Осуществлен структурно-функциональный анализ семьи, выявлены
современные виды и формы семьи и их особенности, определены функции и
социокультурные основы семьи и их роль в гендерной социализации молодо-
го поколения.
3. Обосновано возрастание роли традиционных ценностей (этнических,
конфессиональных, семейных, гендерных) в социуме в периоды трансформа-
ции общества
4. Дано собственное определение гендерной социализации как процесса
усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с социокультур-
ными представлениями семьи о роли, положении и предназначении мужчины
и женщины в обществе
5. Обоснованы особенности семьи как социокультурной среды гендер-
ной социализации, где гендерные стереотипы являются основными механизмами гендерной социализации, а агентами гендерной социализации являются
родители
6. На основе данных социологических исследований выявлены измене-
ния содержания гендерных стереотипов и ролей в семейной и профессио-
нальной сферах современного российского общества, обусловленные транс-
формацией социокультурной ситуации в современной России.
7. Исследованы особенности брачных установок молодежи северокав-
казского региона.
8. На основе анализа данных социологических исследований сконструи-
рована модель «идеальной» для современных молодых людей семьи.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Анализ трактовок социализации, приведенных в работах отечественных и
зарубежных ученых, позволяет нам имплицировать понятие социализации
как процесса воспроизводства социокультурной основы общества посред-
ством наследования индивидом социокультурного опыта человечества и
принятия определенных социальных ролей.
2. Современная переоценка ценностей, происходящая в условиях социокуль-
турной трансформации российского общества, вызывает аномию сложив-
шейся системы ценностей. На первый план выходят традиционные ценно-
сти, которые не теряют своего значения независимо от тех социокультур-
ных изменений, которые происходят в обществе. Это, прежде всего, се-
мейно-ролевые и гендерные ценностные установки, поскольку именно
носители данных ориентиров в неустойчивой ситуации переходного об-
щества выступают основой культурно-ценностной поддержки индивида.
3. Всесторонний анализ теоретико-методологических основ исследования со-
циализации подтверждает необходимость введения в методологию социоло-
гического исследования понятия «гендерная социализация», подтверждающе-
го многоуровневый характер развития личности, взаимосвязи общества и
личности. Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения
норм, правил поведения, установок в соответствии с социокультурными представлениями семьи о роли, положении и предназначении мужчины и
женщины в обществе. Это процесс, связанный с осмыслением своей духов-
но-нравственной принадлежности к некоей группе, позволяющей личности
осознать свою социально-ценностную и эмоционально-психологическую
значимость как члена этой группы.
4. На процессы трансформации в семье и семейных отношениях решающее
воздействие оказывают общественно-идеологические, политические, со-
циально-экономические процессы в современном российском обществе, а
также общеевропейские тенденции изменения семейно-брачных ценност-
ных ориентаций личности. Тем не менее семья в современном российском
обществе остается одной из приоритетных личностных ценностей, высту-
пая тем самым социокультурной средой социализации индивидов в це-
лом, и гендерной социализации, особенно.
5. Важнейшими механизмами гендерной социализации являются гендерные
стереотипы. Гендерные стереотипы помогают поддерживать существова-
ние гендерных ролей через определение моделей, которым родители, яв-
ляющиеся основными агентами гендерной социализации, благодаря свой-
ственным каждому полу специфическим характеристикам, соответствуют.
На современном этапе развития общества ролевые функции мужчин и
женщин претерпевают серьезные изменения, вследствие этого в совре-
менной культуре отсутствует четкая дихотомия мужского и женского на-
чал, наблюдается поворот к андрогинным ценностям. Конструирование
гендера в процессе социализации осуществляется основными институтами
социализации через межпоколенную трансмиссию сформировавшихся в
культуре представлений о том, как следует вести себя мальчику и девочке,
юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать
мужчины и женщины.
6. Идеализированная модель будущей семьи в представлениях молодых лю-
дей формируется под влиянием родительской семьи, некоторых усвоен-
ных образцов социальной среды, а также глубинных ценностных структур личности и отличается от ценностных ориентаций реальной семьи уста-
новками
-на большую детность (2-х и даже 3-х детную модель);
-на высокую психологическую солидарность;
-на демократические принципы взаимодействия с детьми;
-на более комфортные условия проживания
Последняя установка (с учетом нынешнего и прогнозируемого социаль-
но-экономического положения России) расходится с первой установкой и,
скорее всего, окажет существенное влияние на реальное уменьшение детно-
сти, т.е. может стать одним из определяющих условий в реализации репро-
дуктивной функции семьи в целом.
Теоретическое и практическое значение данного исследования состо-
ит в том, что результаты исследования могут быть использованы как методо-
логические принципы при исследовании данной проблематики в социальной
философии, социологии, психологии. Материалы и выводы, содержащиеся в
диссертации, могут представлять интерес как для специалистов при подго-
товке и изложении специальных курсов по социологии, социологии семьи,
гендерологии так и для широкой аудитории.
Предложенные теоретические и практические выводы помогают более
глубокому пониманию современных особенностей взаимоотношений между
мужчиной и женщиной в семейной сфере. Материалы диссертации и публи-
каций могут быть использованы: для расширения, упорядочения и система-
тизации категориального аппарата гендерной социологии; для дальнейшей
разработки и развития методологической базы конкретно социологического
исследования семьи; для преподавания курсов «Социология семьи», «Социо-
логия гендерных отношений», «Основы демографии» и различных спецкур-
сов по гендерным проблемам; при разработке программ социальной помощи
семье; при разработке общеметодологических, теоретических основ и совер-
шенствовании семейной политике.
Аппробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к за-
щите на кафедре политологии и социологии Ставропольского государствен-
ного университета. Основные идеи и положения диссертационного исследо-
вания были представлены автором на Международной научной конференции
««Мужское» в традиционном и современном российском обществе» (г. Мо-
сква, 2003г.), X Международной научно-практической конференции студен-
тов аспирантов и молодых ученых «Ломоносов- 2003» (г. Москва, 2003г.), III
Всероссийской конференции «Гендерные исследования: личность, экономи-
ка, управление» ( г. Краснодар, 2003г.), Региональной научной конференции
«Качество образования как социальная проблема» (г. Ставрополь, 2002г.), 48-
ой научно-методической конференции «Университетская наука - региону» (г.
Ставрополь, 2003г.), 49-ой научно-методической конференции «Универси-
тетская наука - региону» (г. Ставрополь, 2004г.), Международной научной
конференции ««Мужское» в культурном контексте города» (г. Москва,
2004г.), Интернет-конференция Харьковского центра гендерных исследова-
ний «Гендерные исследования социокультурной реальности» (г. Харьков,
2004г.).
Основные результаты диссертационного исследования нашли свое от-
ражение в 11 публикациях, общим объемом 3,2 п.л.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав,
содержащих пять параграфов, заключения, библиографического списка ис-
пользуемой литературы и приложений. Общий объем работы -- страницы.
Список литературы включает в себя --- наименований, в том числе --- на
иностранных языках.