ВВЕДЕНИЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 

Актуальность темы исследования. Социальная трансформация рос-

сийского общества сопряжена с противоречивыми процессами в духов-

ной сфере и неотделима от преобразования сложившихся ценностных

систем. Данные особенности социокультурного развития общества находят

свое отражение в изменении содержания, целей, институтов и механизмов

социализации. Социализация как процесс воспроизводства социокультур-

ной составляющей общества, осуществляемый посредством наследования и

преобразования ценностей, норм, установок, моделей поведения индиви-

дов, социальных групп и конкретного общества в целом, обеспечивает не

только преемственность поколений, но, тем самым, и интеграцию всей со-

циальной системы.

В переходные периоды развития общества на первый план выходят

традиционные ценности - те ценности, которые сохраняют свою значи-

мость для социума безотносительно к существовавшим и существующим

идеологическим установкам. Этнические, конфессиональные, семейные и

гендерные ценности сохраняют свою относительную устойчивость незави-

симо от происходящих в обществе изменений и могут быть использованы

политическими силами в равной мере и для интеграции, и для дезинтегра-

ции общества. Процессы, происходящие в российском обществе в послед-

ние два десятилетия, наглядно подтверждают данный тезис. Таким обра-

зом, возрастание научного интереса к проблематике семейно-гендерных

ценностей и процесса их трансляции является закономерным и необходи-

мым в трансформирующемся обществе.

Гендерная социализация, как составная часть общего процесса со-

циокультурного воспроизводства общества, является одной из наименее

исследованных проблем в социологии. Такое положение дел представляет-

ся обоснованным, так как 1) сложность проблемы гендерной социализации

связана биосоциальной природой гендера и, следовательно, требует меж-

дисциплинарного биолого-психолого-социологического подхода; 2) гендерология, как относительно самостоятельная область научного знания появ-

ляется только в 70-х гг. ХХ века; 3) до сих пор не сложилась методология

исследования данного феномена. Однако, социальная трансформация, за-

трагивая все сферы жизни современного общества, с новой силой обозначи-

ла противоречивое положение полов в приватной и публичной сферах, оказа-

ла заметное влияние на состояние брака и семьи, на отношения между суп-

ругами, родителями и детьми, актуализировав тем самым проблему приня-

тия индивидами своих половых ролей (гендерной социализации) именно в

переходном обществе.

Семья традиционно рассматривается как основный институт первич-

ной социализации индивида. Современная семья - это семья, живущая в но-

вых социально-экономических условиях, она является одной из наиболее

динамичных групп, и через нее, с одной стороны, обеспечивается сохране-

ние и преемственность гендерных стереотипов и установок на взаимоотно-

шение полов, а с другой стороны, именно семья становится «инициатором»

всего нового, которое отражается в сознании супругов в виде их ценност-

ных ориентации, потребностей, жизненных планов, взаимоотношений ме-

жду полами. Именно в семье формируются новые представления о месте и

роли мужчины и женщины в современном мире, меняется половая мо-

раль, трансформируется субкультурная дифференциация полов и поло-

ролевых идентичностей.

В современной семье супружеские, родительские и другие социально

важные роли с поразительной быстротой меняются, наполняясь новым со-

держанием, что актуализирует исследовательский интерес к их изучению.

Брачные ориентации, цели, взгляды, ценности современных супругов

во многом отличны от взглядов предыдущих поколений, потому особо важ-

ным представляется осуществление сравнительного анализа между совре-

менной семьей рубежа веков и молодой семьей 60-80-х гг., который дает, во-

первых, возможность осознать масштабность, глубину и скорость происхо-

дящих изменений в гендерных отношениях и духовных процессах в современной семье; во-вторых, помогает понять и эмпирически проверить

противоречивость перехода от патриархатных гендерных идентичностей к

эгалитарным; в-третьих, дает гендерный срез основных семейнобрачных

ценностей в динамике.

Таким образом, на сегодняшний день в условиях трансформации

российского общества назрела объективная необходимость научного ос-

мысления и детального рассмотрения в теории и практике тех гендерных из-

менений, которые происходят в обществе, в сфере семейнобрачных ценно-

стей, и влияют на процесс гендерной социализации, что и обусловило выбор

темы диссертации.

Степень научной разработанности проблемы.

Понятие социализации является одним из центральных в различных со-

циальных науках: философии, психологии, педагогике, социологии, полито-

логии. Вопрос о содержании данного термина до сих пор не решён и вызыва-

ет жаркие споры. Каждая из наук дает собственное определение социализа-

ции, акцентируя внимание на различных аспектах данного процесса. В фило-

софском аспекте проблемой социализации занимались Г.Гегель, С. Батенин,

Х.Ф.Сабиров, В.Д. Москаленко, Н.Ф. Макарец, М.В. Ушакова, В.Е. Каган1.

Психолого-педагогическое направление представлено работами З.Фрейд,

А.Фрейд, А. Айхорн, А. Гезелл, Э. Эриксон, Дж. Аронфрид, А.Бандура, Дж.

Гевирц, А.В.Петровский, Л.С. Выготский, А.В. Мудрик2. Довольно значи-

тельный вклад в изучение социализации внесли такие социологи как Э. Гид-

денс, Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, М. Вебер, П. Сорокин, У.Джеймс, Дж Мид и

т.д3.

Проблемами гендера и гендерных стереотипов занимались У.Липпман,

Ш.Берн, П.Н. Шихирев, Д.И. Широканов, Е.А. Алексеева1. Некоторые иссле-

дователи считают, что содержание гендера и гендерных стереотипов зависит

от культуры, в которой они были сформированы. Эта проблематика находит

отражение в трудах таких зарубежных и отечественных исследователей, как

Г.Хофстед, И.С. Кон, И.А. Ильин, Т.М. Горичева.2 Социокультурный подход

к проблеме гендерной социализации прослеживается в трудах П. Бурдье, О.

Ворониной, И.Клециной, О. Рябова3.

Роль женщины в культурологическом и социально-философском аспек-

тах рассмотрена в трудах В.А. Рамих4. Активно изучаются социально - пси-

хологические качества и свойства личности женского и мужского пола, что

определяет статусные характеристики мужчин и женщин в обществе. В этой

связи следует отметить работы О. Вейнингера, Г. Зиммеля, И. Блумсма, И.С.

Клециной, А.А. Логинова5.

Ведущими исследователями семьи, заложившими ее теоретические ос-

новы в нашей стране были, А.Г.Харчев, М.С.Мацковский, Л.В.Чуйко,

Н.Г.Юркевич и др6. На Северном Кавказе разрабатывали проблематику социологии семьи: А.А. Магомедов, Б.Х. Бгажноков, М.О. Косвен, К.С. Дзагко-

ев, С.Ш. Гаджиева, А.Х. Магометов, В.В. Миллер, Ф.И. Леонтович, Ш.К.

Ногмов, И.М. Шаманов, Т.Б. Савина, Х.В. Дзуцев, Я.С. Смирнова и др1.

Современными вопросами трансформации жизнедеятельности семьи за-

нимаются С.И.Голод, А.В.Артюхов, И.В.Бестужев-Лада, А.Г.Вишневский,

Ю.А.Гаспарян, О.Н.Дудченко, И.В.Калабихина, А.А.Клецин,

В.В.Солодников, В.С.Языкова и др. Вопросы ценности семьи рассмотрены в

работах Н.Г.Аристовой, М.Ю.Арутюнян, Б.Ф. Кваша и др2.

Функциональный анализ семьи осуществлен в работах В.В.Бодровой,

Э.К.Васильевой, В. Голофаста, Е.М.Левина, Н.В. Маляровой, М.С. Мацков-

ского, М.В.Петровича и др.

Первая попытка разработки модели гендерных отношений в рамках со-

циологии семьи представлена в 80-х гг. в работах И.Бестужева-Лады,

И.Ю.Борисова, В.Переведенцева, З.А.Янковой3. Сегодня исследователей ген-

дерных отношений в семье сравнительно мало и к ним можно отнести: М.Ю.

Арутюнян, Т.А. Гурко, О.М. Здравомыслову, Е.Ф. Молевича, А.В. Мытиль,

М. Римашевскую, Г.Г. Силласте, И.Н. Тартаковскую, А.А.Темкину, Л.Томпсона, З.А.Хоткину, З.А.Янкову и др. К сожалению, в последнее деся-

тилетие изучение семейной проблематики существенно сократилось, и в на-

стоящее время отечественных исследований, позволяющих всесторонне об-

судить тему становления и развития современных гендерных ролей в совре-

менной российской семье с учетом различных критериев и оснований, не

проводится.

В последние годы проблеме родительства (в частности изучению стерео-

типов в сфере родительства), а также особенностям развития личности детей

в различных типах семей посвящены исследования, проводимые Гурко Т.А1.

До сих пор гендерные различия в семье и обществе объясняются зачас-

тую некими заведомо известными психологическими или биологическими

особенностями женщин или мужчин, что скорее соответствует традицион-

ным гендерным стереотипам и не подтверждается результатами эмпириче-

ских исследований. Публикации научного характера, посвященным каким-

либо аспектам гендерной социализации в семье автору обнаружить не уда-

лось.

Проблема исследования заключается в том, что эвристический потенци-

ал существующих на сегодняшний день теорий недостаточен для изучения

вопросов, связанных с гендерной социализацией подрастающего поколения.

Объект исследования – гендерная социализация как процесс приня-

тия индивидом социокультурных моделей своего полоролевого поведения.

Предмет исследования – особенности социокультурных механизмов

гендерной социализации в семье в трансформирующемся российском обще-

стве; их влияние на формирование семейно-брачных установок подрастающе-

го поколения.

Гипотеза исследования – трансформация социально-экономических и

социокультурных основ российского общества вызвали значительные изме-

нения в гендерных стереотипах полоролевого поведения индивидов в семейной и профессиональной деятельности в направлении реализации равнопра-

вия полов. Данные стереотипы определяют полоролевое поведение родителей

и, через примеры родителей, усваиваются подрастающим поколением, опре-

деляя особенности их семейно-брачных установок.

Цель диссертационной работы – исследовать особенности функцио-

нирования социокультурных механизмов гендерной социализации в совре-

менной российской семье.

Достижение поставленной цели осуществляется через постановку и

решение следующих исследовательских задач:

- проанализировать и теоретически обобщить существующие концеп-

ции социализации как процесса трансляции и преобразования социокультур-

ного опыта человечества;

- на основе категориального анализа, сконструировать концепцию ген-

дерной социализации по аналогии с общими теориями социализации;

- проанализировать виды, механизмы и институты гендерной социали-

зации, обосновать ведущую роль семьи в процессе гендерной социализации;

- проанализировать социализирующую функцию семьи, ее особенно-

сти по сравнению с другими институтами социализации, роль родителей как

основных агентов гендерной социализации в семье;

- исследовать гендерные стереотипы, как основные механизмы ген-

дерной социализации, особенности их содержания в трансформирующемся

российском обществе;

- исследовать семейно-брачные установки молодежи, как результат

гендерной социализации в семье.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного иссле-

дования составили социологические идеи классиков мировой социологиче-

ской мысли, работы отечественных и зарубежных философов и социологов,

посвященные проблемам брака, семьи и исследования в области социализа-

ции.

Теоретико-методологические процедуры структурно-функционального

анализа позволили с социологической точки зрения рассмотреть роль и место

семьи в социокультурной реальности.

Стоит отметить, что структурно-функциональный подход к изучению

проблем гендерной социализации, требует своего дополнения субъектно-

деятельностным подходом. Данная методология позволяет выявить место

семьи в гендерной социализации подрастающего поколения и проанализиро-

вать особенности семейно-брачных установок современной молодежи.

Сложность и многоплановость избранной темы, недостаточная ее раз-

работка потребовали привлечения материалов и источников широкого спек-

тра: психолого-социологических, публицистических, историко-философских,

исторических и других. Данная причина обусловила использование таких ме-

тодов как сравнительно-исторического и междисциплинарного синтеза. В

работе использованы общенаучные методы исследования, такие как анализ,

синтез, аналогия, сравнение, конкретизация, классификация, группировка.

Это расширило возможности интерпретации изучаемого материала, создало

основу для новых подходов в его рассмотрении, предоставило возможность

взглянуть на изучаемую проблему с позиции целостности гендерной картины

мира.

Аксиологический метод позволил обосновать роль и особенности цен-

ностных ориентаций молодого поколения в условиях трансформации совре-

менной российской семьи.

В диссертации использованы социологические методы исследования:

анкетирование, глубинное интервью, контент-анализ документов, анализ де-

мографической статистики.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили мате-

риалы социологического исследования:

- «Социокультурный анализ семьи, гендерных и сексуальных отноше-

ний», проведенного сотрудниками исследовательской группы Санкт-Петербургским филиалом Института социологии Российской Академии

Наук под руководством С.И. Голода;

- «Ценностные ориентации населения России», проведенны Фондом «Об-

щественное мнение» в 1995 г. (более 1,5 тыс. чел.), в 1998 г. (около 2 тыс.

чел.), в 1999-2000 г.г. (2 тыс. чел.);

- Социологические исследования РНИСиНП под руководством М.К. Горш-

кова по проблеме «Общественной трансформации», проведенные в 1999 г.

(более 2 тыс. чел.);

- Социологические исследования под руководством В. А. Ядова по пробле-

мам «Ценностного сознания и социального поведения личности в кризис-

ном обществе» проведенные в 1994,1995,1998 гг. (от 2 тыс. до 3,5 тыс.

чел.);

- Социологические исследования под руководством В.Т. Лисовского, про-

веденные в 1999 и 2000 гг.(2710 чел. из 20 городов России) по вопросам

взаимоотношений поколений и ценностных ориентации молодежи;

- Социологическое исследование, проведенное Центром социологических

исследований Ставропольского государственного университета в апреле-

мае 2003г. при участии автора под руководством профессора Н.П. Медве-

дева, профессора А.А. Магомедова посвященные изучению общественных

настроений и жизненных ориентиров современных молодых людей.

- Социологическое исследование, проведенное Центром социологических

исследований Ставропольского государственного университета в мае 2002

г. при участии автора под руководством профессора Н.П. Медведева,

профессора А.А. Магомедова посвященные изучению ценностных ориен-

таций современной молодежи.

- Социологические исследования, проведенные Н.К. Бинеевой в учебных

заведениях г. Ростова-на-Дону в 1996-1997 гг.

- Социологическое исследование «Значение семьи в жизни общества и

отдельной личности» проведенное при участие диссертанта в г.г. Став-

рополь, Ростов-на-Дону, Махачкала

- Социологическое исследование гендерных стереотипов в студенческой и

подростковой среде

- Анкетный опрос проведенный диссертантом в гг. Ставрополь и Махачка-

ла посвяшеное некоторым вопросам внутрисемейного общения

- Анкетный опрос и глубинное интервью «Гендерные отношения и особен-

ности жизнидеятельности современной семьи»

- Данные опроса «Модель семьи» проведенные в г. Ставрополе

Помимо результатов, полученных автором в ходе работы, используются

количественные данные других исследователей и данные Госкомстата РФ.

Достоверность и надежность данных обеспечивалась методологической

обоснованностью и исходными теоретическими позициями, тщательным

анализом теоретического и эмпирического материала.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Имплицировано понятие социализации как процесса воспроизводст-

ва социокультурной основы общества посредством наследования индивидом

социокультурного опыта человечества и принятия определенных социальных

ролей

2. Осуществлен структурно-функциональный анализ семьи, выявлены

современные виды и формы семьи и их особенности, определены функции и

социокультурные основы семьи и их роль в гендерной социализации молодо-

го поколения.

3. Обосновано возрастание роли традиционных ценностей (этнических,

конфессиональных, семейных, гендерных) в социуме в периоды трансформа-

ции общества

4. Дано собственное определение гендерной социализации как процесса

усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с социокультур-

ными представлениями семьи о роли, положении и предназначении мужчины

и женщины в обществе

5. Обоснованы особенности семьи как социокультурной среды гендер-

ной социализации, где гендерные стереотипы являются основными механизмами гендерной социализации, а агентами гендерной социализации являются

родители

6. На основе данных социологических исследований выявлены измене-

ния содержания гендерных стереотипов и ролей в семейной и профессио-

нальной сферах современного российского общества, обусловленные транс-

формацией социокультурной ситуации в современной России.

7. Исследованы особенности брачных установок молодежи северокав-

казского региона.

8. На основе анализа данных социологических исследований сконструи-

рована модель «идеальной» для современных молодых людей семьи.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Анализ трактовок социализации, приведенных в работах отечественных и

зарубежных ученых, позволяет нам имплицировать понятие социализации

как процесса воспроизводства социокультурной основы общества посред-

ством наследования индивидом социокультурного опыта человечества и

принятия определенных социальных ролей.

2. Современная переоценка ценностей, происходящая в условиях социокуль-

турной трансформации российского общества, вызывает аномию сложив-

шейся системы ценностей. На первый план выходят традиционные ценно-

сти, которые не теряют своего значения независимо от тех социокультур-

ных изменений, которые происходят в обществе. Это, прежде всего, се-

мейно-ролевые и гендерные ценностные установки, поскольку именно

носители данных ориентиров в неустойчивой ситуации переходного об-

щества выступают основой культурно-ценностной поддержки индивида.

3. Всесторонний анализ теоретико-методологических основ исследования со-

циализации подтверждает необходимость введения в методологию социоло-

гического исследования понятия «гендерная социализация», подтверждающе-

го многоуровневый характер развития личности, взаимосвязи общества и

личности. Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения

норм, правил поведения, установок в соответствии с социокультурными представлениями семьи о роли, положении и предназначении мужчины и

женщины в обществе. Это процесс, связанный с осмыслением своей духов-

но-нравственной принадлежности к некоей группе, позволяющей личности

осознать свою социально-ценностную и эмоционально-психологическую

значимость как члена этой группы.

4. На процессы трансформации в семье и семейных отношениях решающее

воздействие оказывают общественно-идеологические, политические, со-

циально-экономические процессы в современном российском обществе, а

также общеевропейские тенденции изменения семейно-брачных ценност-

ных ориентаций личности. Тем не менее семья в современном российском

обществе остается одной из приоритетных личностных ценностей, высту-

пая тем самым социокультурной средой социализации индивидов в це-

лом, и гендерной социализации, особенно.

5. Важнейшими механизмами гендерной социализации являются гендерные

стереотипы. Гендерные стереотипы помогают поддерживать существова-

ние гендерных ролей через определение моделей, которым родители, яв-

ляющиеся основными агентами гендерной социализации, благодаря свой-

ственным каждому полу специфическим характеристикам, соответствуют.

На современном этапе развития общества ролевые функции мужчин и

женщин претерпевают серьезные изменения, вследствие этого в совре-

менной культуре отсутствует четкая дихотомия мужского и женского на-

чал, наблюдается поворот к андрогинным ценностям. Конструирование

гендера в процессе социализации осуществляется основными институтами

социализации через межпоколенную трансмиссию сформировавшихся в

культуре представлений о том, как следует вести себя мальчику и девочке,

юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать

мужчины и женщины.

6. Идеализированная модель будущей семьи в представлениях молодых лю-

дей формируется под влиянием родительской семьи, некоторых усвоен-

ных образцов социальной среды, а также глубинных ценностных структур личности и отличается от ценностных ориентаций реальной семьи уста-

новками

-на большую детность (2-х и даже 3-х детную модель);

-на высокую психологическую солидарность;

-на демократические принципы взаимодействия с детьми;

-на более комфортные условия проживания

Последняя установка (с учетом нынешнего и прогнозируемого социаль-

но-экономического положения России) расходится с первой установкой и,

скорее всего, окажет существенное влияние на реальное уменьшение детно-

сти, т.е. может стать одним из определяющих условий в реализации репро-

дуктивной функции семьи в целом.

Теоретическое и практическое значение данного исследования состо-

ит в том, что результаты исследования могут быть использованы как методо-

логические принципы при исследовании данной проблематики в социальной

философии, социологии, психологии. Материалы и выводы, содержащиеся в

диссертации, могут представлять интерес как для специалистов при подго-

товке и изложении специальных курсов по социологии, социологии семьи,

гендерологии так и для широкой аудитории.

Предложенные теоретические и практические выводы помогают более

глубокому пониманию современных особенностей взаимоотношений между

мужчиной и женщиной в семейной сфере. Материалы диссертации и публи-

каций могут быть использованы: для расширения, упорядочения и система-

тизации категориального аппарата гендерной социологии; для дальнейшей

разработки и развития методологической базы конкретно социологического

исследования семьи; для преподавания курсов «Социология семьи», «Социо-

логия гендерных отношений», «Основы демографии» и различных спецкур-

сов по гендерным проблемам; при разработке программ социальной помощи

семье; при разработке общеметодологических, теоретических основ и совер-

шенствовании семейной политике.

Аппробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к за-

щите на кафедре политологии и социологии Ставропольского государствен-

ного университета. Основные идеи и положения диссертационного исследо-

вания были представлены автором на Международной научной конференции

««Мужское» в традиционном и современном российском обществе» (г. Мо-

сква, 2003г.), X Международной научно-практической конференции студен-

тов аспирантов и молодых ученых «Ломоносов- 2003» (г. Москва, 2003г.), III

Всероссийской конференции «Гендерные исследования: личность, экономи-

ка, управление» ( г. Краснодар, 2003г.), Региональной научной конференции

«Качество образования как социальная проблема» (г. Ставрополь, 2002г.), 48-

ой научно-методической конференции «Университетская наука - региону» (г.

Ставрополь, 2003г.), 49-ой научно-методической конференции «Универси-

тетская наука - региону» (г. Ставрополь, 2004г.), Международной научной

конференции ««Мужское» в культурном контексте города» (г. Москва,

2004г.), Интернет-конференция Харьковского центра гендерных исследова-

ний «Гендерные исследования социокультурной реальности» (г. Харьков,

2004г.).

Основные результаты диссертационного исследования нашли свое от-

ражение в 11 публикациях, общим объемом 3,2 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав,

содержащих пять параграфов, заключения, библиографического списка ис-

пользуемой литературы и приложений. Общий объем работы -- страницы.

Список литературы включает в себя --- наименований, в том числе --- на

иностранных языках.

Актуальность темы исследования. Социальная трансформация рос-

сийского общества сопряжена с противоречивыми процессами в духов-

ной сфере и неотделима от преобразования сложившихся ценностных

систем. Данные особенности социокультурного развития общества находят

свое отражение в изменении содержания, целей, институтов и механизмов

социализации. Социализация как процесс воспроизводства социокультур-

ной составляющей общества, осуществляемый посредством наследования и

преобразования ценностей, норм, установок, моделей поведения индиви-

дов, социальных групп и конкретного общества в целом, обеспечивает не

только преемственность поколений, но, тем самым, и интеграцию всей со-

циальной системы.

В переходные периоды развития общества на первый план выходят

традиционные ценности - те ценности, которые сохраняют свою значи-

мость для социума безотносительно к существовавшим и существующим

идеологическим установкам. Этнические, конфессиональные, семейные и

гендерные ценности сохраняют свою относительную устойчивость незави-

симо от происходящих в обществе изменений и могут быть использованы

политическими силами в равной мере и для интеграции, и для дезинтегра-

ции общества. Процессы, происходящие в российском обществе в послед-

ние два десятилетия, наглядно подтверждают данный тезис. Таким обра-

зом, возрастание научного интереса к проблематике семейно-гендерных

ценностей и процесса их трансляции является закономерным и необходи-

мым в трансформирующемся обществе.

Гендерная социализация, как составная часть общего процесса со-

циокультурного воспроизводства общества, является одной из наименее

исследованных проблем в социологии. Такое положение дел представляет-

ся обоснованным, так как 1) сложность проблемы гендерной социализации

связана биосоциальной природой гендера и, следовательно, требует меж-

дисциплинарного биолого-психолого-социологического подхода; 2) гендерология, как относительно самостоятельная область научного знания появ-

ляется только в 70-х гг. ХХ века; 3) до сих пор не сложилась методология

исследования данного феномена. Однако, социальная трансформация, за-

трагивая все сферы жизни современного общества, с новой силой обозначи-

ла противоречивое положение полов в приватной и публичной сферах, оказа-

ла заметное влияние на состояние брака и семьи, на отношения между суп-

ругами, родителями и детьми, актуализировав тем самым проблему приня-

тия индивидами своих половых ролей (гендерной социализации) именно в

переходном обществе.

Семья традиционно рассматривается как основный институт первич-

ной социализации индивида. Современная семья - это семья, живущая в но-

вых социально-экономических условиях, она является одной из наиболее

динамичных групп, и через нее, с одной стороны, обеспечивается сохране-

ние и преемственность гендерных стереотипов и установок на взаимоотно-

шение полов, а с другой стороны, именно семья становится «инициатором»

всего нового, которое отражается в сознании супругов в виде их ценност-

ных ориентации, потребностей, жизненных планов, взаимоотношений ме-

жду полами. Именно в семье формируются новые представления о месте и

роли мужчины и женщины в современном мире, меняется половая мо-

раль, трансформируется субкультурная дифференциация полов и поло-

ролевых идентичностей.

В современной семье супружеские, родительские и другие социально

важные роли с поразительной быстротой меняются, наполняясь новым со-

держанием, что актуализирует исследовательский интерес к их изучению.

Брачные ориентации, цели, взгляды, ценности современных супругов

во многом отличны от взглядов предыдущих поколений, потому особо важ-

ным представляется осуществление сравнительного анализа между совре-

менной семьей рубежа веков и молодой семьей 60-80-х гг., который дает, во-

первых, возможность осознать масштабность, глубину и скорость происхо-

дящих изменений в гендерных отношениях и духовных процессах в современной семье; во-вторых, помогает понять и эмпирически проверить

противоречивость перехода от патриархатных гендерных идентичностей к

эгалитарным; в-третьих, дает гендерный срез основных семейнобрачных

ценностей в динамике.

Таким образом, на сегодняшний день в условиях трансформации

российского общества назрела объективная необходимость научного ос-

мысления и детального рассмотрения в теории и практике тех гендерных из-

менений, которые происходят в обществе, в сфере семейнобрачных ценно-

стей, и влияют на процесс гендерной социализации, что и обусловило выбор

темы диссертации.

Степень научной разработанности проблемы.

Понятие социализации является одним из центральных в различных со-

циальных науках: философии, психологии, педагогике, социологии, полито-

логии. Вопрос о содержании данного термина до сих пор не решён и вызыва-

ет жаркие споры. Каждая из наук дает собственное определение социализа-

ции, акцентируя внимание на различных аспектах данного процесса. В фило-

софском аспекте проблемой социализации занимались Г.Гегель, С. Батенин,

Х.Ф.Сабиров, В.Д. Москаленко, Н.Ф. Макарец, М.В. Ушакова, В.Е. Каган1.

Психолого-педагогическое направление представлено работами З.Фрейд,

А.Фрейд, А. Айхорн, А. Гезелл, Э. Эриксон, Дж. Аронфрид, А.Бандура, Дж.

Гевирц, А.В.Петровский, Л.С. Выготский, А.В. Мудрик2. Довольно значи-

тельный вклад в изучение социализации внесли такие социологи как Э. Гид-

денс, Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, М. Вебер, П. Сорокин, У.Джеймс, Дж Мид и

т.д3.

Проблемами гендера и гендерных стереотипов занимались У.Липпман,

Ш.Берн, П.Н. Шихирев, Д.И. Широканов, Е.А. Алексеева1. Некоторые иссле-

дователи считают, что содержание гендера и гендерных стереотипов зависит

от культуры, в которой они были сформированы. Эта проблематика находит

отражение в трудах таких зарубежных и отечественных исследователей, как

Г.Хофстед, И.С. Кон, И.А. Ильин, Т.М. Горичева.2 Социокультурный подход

к проблеме гендерной социализации прослеживается в трудах П. Бурдье, О.

Ворониной, И.Клециной, О. Рябова3.

Роль женщины в культурологическом и социально-философском аспек-

тах рассмотрена в трудах В.А. Рамих4. Активно изучаются социально - пси-

хологические качества и свойства личности женского и мужского пола, что

определяет статусные характеристики мужчин и женщин в обществе. В этой

связи следует отметить работы О. Вейнингера, Г. Зиммеля, И. Блумсма, И.С.

Клециной, А.А. Логинова5.

Ведущими исследователями семьи, заложившими ее теоретические ос-

новы в нашей стране были, А.Г.Харчев, М.С.Мацковский, Л.В.Чуйко,

Н.Г.Юркевич и др6. На Северном Кавказе разрабатывали проблематику социологии семьи: А.А. Магомедов, Б.Х. Бгажноков, М.О. Косвен, К.С. Дзагко-

ев, С.Ш. Гаджиева, А.Х. Магометов, В.В. Миллер, Ф.И. Леонтович, Ш.К.

Ногмов, И.М. Шаманов, Т.Б. Савина, Х.В. Дзуцев, Я.С. Смирнова и др1.

Современными вопросами трансформации жизнедеятельности семьи за-

нимаются С.И.Голод, А.В.Артюхов, И.В.Бестужев-Лада, А.Г.Вишневский,

Ю.А.Гаспарян, О.Н.Дудченко, И.В.Калабихина, А.А.Клецин,

В.В.Солодников, В.С.Языкова и др. Вопросы ценности семьи рассмотрены в

работах Н.Г.Аристовой, М.Ю.Арутюнян, Б.Ф. Кваша и др2.

Функциональный анализ семьи осуществлен в работах В.В.Бодровой,

Э.К.Васильевой, В. Голофаста, Е.М.Левина, Н.В. Маляровой, М.С. Мацков-

ского, М.В.Петровича и др.

Первая попытка разработки модели гендерных отношений в рамках со-

циологии семьи представлена в 80-х гг. в работах И.Бестужева-Лады,

И.Ю.Борисова, В.Переведенцева, З.А.Янковой3. Сегодня исследователей ген-

дерных отношений в семье сравнительно мало и к ним можно отнести: М.Ю.

Арутюнян, Т.А. Гурко, О.М. Здравомыслову, Е.Ф. Молевича, А.В. Мытиль,

М. Римашевскую, Г.Г. Силласте, И.Н. Тартаковскую, А.А.Темкину, Л.Томпсона, З.А.Хоткину, З.А.Янкову и др. К сожалению, в последнее деся-

тилетие изучение семейной проблематики существенно сократилось, и в на-

стоящее время отечественных исследований, позволяющих всесторонне об-

судить тему становления и развития современных гендерных ролей в совре-

менной российской семье с учетом различных критериев и оснований, не

проводится.

В последние годы проблеме родительства (в частности изучению стерео-

типов в сфере родительства), а также особенностям развития личности детей

в различных типах семей посвящены исследования, проводимые Гурко Т.А1.

До сих пор гендерные различия в семье и обществе объясняются зачас-

тую некими заведомо известными психологическими или биологическими

особенностями женщин или мужчин, что скорее соответствует традицион-

ным гендерным стереотипам и не подтверждается результатами эмпириче-

ских исследований. Публикации научного характера, посвященным каким-

либо аспектам гендерной социализации в семье автору обнаружить не уда-

лось.

Проблема исследования заключается в том, что эвристический потенци-

ал существующих на сегодняшний день теорий недостаточен для изучения

вопросов, связанных с гендерной социализацией подрастающего поколения.

Объект исследования – гендерная социализация как процесс приня-

тия индивидом социокультурных моделей своего полоролевого поведения.

Предмет исследования – особенности социокультурных механизмов

гендерной социализации в семье в трансформирующемся российском обще-

стве; их влияние на формирование семейно-брачных установок подрастающе-

го поколения.

Гипотеза исследования – трансформация социально-экономических и

социокультурных основ российского общества вызвали значительные изме-

нения в гендерных стереотипах полоролевого поведения индивидов в семейной и профессиональной деятельности в направлении реализации равнопра-

вия полов. Данные стереотипы определяют полоролевое поведение родителей

и, через примеры родителей, усваиваются подрастающим поколением, опре-

деляя особенности их семейно-брачных установок.

Цель диссертационной работы – исследовать особенности функцио-

нирования социокультурных механизмов гендерной социализации в совре-

менной российской семье.

Достижение поставленной цели осуществляется через постановку и

решение следующих исследовательских задач:

- проанализировать и теоретически обобщить существующие концеп-

ции социализации как процесса трансляции и преобразования социокультур-

ного опыта человечества;

- на основе категориального анализа, сконструировать концепцию ген-

дерной социализации по аналогии с общими теориями социализации;

- проанализировать виды, механизмы и институты гендерной социали-

зации, обосновать ведущую роль семьи в процессе гендерной социализации;

- проанализировать социализирующую функцию семьи, ее особенно-

сти по сравнению с другими институтами социализации, роль родителей как

основных агентов гендерной социализации в семье;

- исследовать гендерные стереотипы, как основные механизмы ген-

дерной социализации, особенности их содержания в трансформирующемся

российском обществе;

- исследовать семейно-брачные установки молодежи, как результат

гендерной социализации в семье.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного иссле-

дования составили социологические идеи классиков мировой социологиче-

ской мысли, работы отечественных и зарубежных философов и социологов,

посвященные проблемам брака, семьи и исследования в области социализа-

ции.

Теоретико-методологические процедуры структурно-функционального

анализа позволили с социологической точки зрения рассмотреть роль и место

семьи в социокультурной реальности.

Стоит отметить, что структурно-функциональный подход к изучению

проблем гендерной социализации, требует своего дополнения субъектно-

деятельностным подходом. Данная методология позволяет выявить место

семьи в гендерной социализации подрастающего поколения и проанализиро-

вать особенности семейно-брачных установок современной молодежи.

Сложность и многоплановость избранной темы, недостаточная ее раз-

работка потребовали привлечения материалов и источников широкого спек-

тра: психолого-социологических, публицистических, историко-философских,

исторических и других. Данная причина обусловила использование таких ме-

тодов как сравнительно-исторического и междисциплинарного синтеза. В

работе использованы общенаучные методы исследования, такие как анализ,

синтез, аналогия, сравнение, конкретизация, классификация, группировка.

Это расширило возможности интерпретации изучаемого материала, создало

основу для новых подходов в его рассмотрении, предоставило возможность

взглянуть на изучаемую проблему с позиции целостности гендерной картины

мира.

Аксиологический метод позволил обосновать роль и особенности цен-

ностных ориентаций молодого поколения в условиях трансформации совре-

менной российской семьи.

В диссертации использованы социологические методы исследования:

анкетирование, глубинное интервью, контент-анализ документов, анализ де-

мографической статистики.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили мате-

риалы социологического исследования:

- «Социокультурный анализ семьи, гендерных и сексуальных отноше-

ний», проведенного сотрудниками исследовательской группы Санкт-Петербургским филиалом Института социологии Российской Академии

Наук под руководством С.И. Голода;

- «Ценностные ориентации населения России», проведенны Фондом «Об-

щественное мнение» в 1995 г. (более 1,5 тыс. чел.), в 1998 г. (около 2 тыс.

чел.), в 1999-2000 г.г. (2 тыс. чел.);

- Социологические исследования РНИСиНП под руководством М.К. Горш-

кова по проблеме «Общественной трансформации», проведенные в 1999 г.

(более 2 тыс. чел.);

- Социологические исследования под руководством В. А. Ядова по пробле-

мам «Ценностного сознания и социального поведения личности в кризис-

ном обществе» проведенные в 1994,1995,1998 гг. (от 2 тыс. до 3,5 тыс.

чел.);

- Социологические исследования под руководством В.Т. Лисовского, про-

веденные в 1999 и 2000 гг.(2710 чел. из 20 городов России) по вопросам

взаимоотношений поколений и ценностных ориентации молодежи;

- Социологическое исследование, проведенное Центром социологических

исследований Ставропольского государственного университета в апреле-

мае 2003г. при участии автора под руководством профессора Н.П. Медве-

дева, профессора А.А. Магомедова посвященные изучению общественных

настроений и жизненных ориентиров современных молодых людей.

- Социологическое исследование, проведенное Центром социологических

исследований Ставропольского государственного университета в мае 2002

г. при участии автора под руководством профессора Н.П. Медведева,

профессора А.А. Магомедова посвященные изучению ценностных ориен-

таций современной молодежи.

- Социологические исследования, проведенные Н.К. Бинеевой в учебных

заведениях г. Ростова-на-Дону в 1996-1997 гг.

- Социологическое исследование «Значение семьи в жизни общества и

отдельной личности» проведенное при участие диссертанта в г.г. Став-

рополь, Ростов-на-Дону, Махачкала

- Социологическое исследование гендерных стереотипов в студенческой и

подростковой среде

- Анкетный опрос проведенный диссертантом в гг. Ставрополь и Махачка-

ла посвяшеное некоторым вопросам внутрисемейного общения

- Анкетный опрос и глубинное интервью «Гендерные отношения и особен-

ности жизнидеятельности современной семьи»

- Данные опроса «Модель семьи» проведенные в г. Ставрополе

Помимо результатов, полученных автором в ходе работы, используются

количественные данные других исследователей и данные Госкомстата РФ.

Достоверность и надежность данных обеспечивалась методологической

обоснованностью и исходными теоретическими позициями, тщательным

анализом теоретического и эмпирического материала.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Имплицировано понятие социализации как процесса воспроизводст-

ва социокультурной основы общества посредством наследования индивидом

социокультурного опыта человечества и принятия определенных социальных

ролей

2. Осуществлен структурно-функциональный анализ семьи, выявлены

современные виды и формы семьи и их особенности, определены функции и

социокультурные основы семьи и их роль в гендерной социализации молодо-

го поколения.

3. Обосновано возрастание роли традиционных ценностей (этнических,

конфессиональных, семейных, гендерных) в социуме в периоды трансформа-

ции общества

4. Дано собственное определение гендерной социализации как процесса

усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с социокультур-

ными представлениями семьи о роли, положении и предназначении мужчины

и женщины в обществе

5. Обоснованы особенности семьи как социокультурной среды гендер-

ной социализации, где гендерные стереотипы являются основными механизмами гендерной социализации, а агентами гендерной социализации являются

родители

6. На основе данных социологических исследований выявлены измене-

ния содержания гендерных стереотипов и ролей в семейной и профессио-

нальной сферах современного российского общества, обусловленные транс-

формацией социокультурной ситуации в современной России.

7. Исследованы особенности брачных установок молодежи северокав-

казского региона.

8. На основе анализа данных социологических исследований сконструи-

рована модель «идеальной» для современных молодых людей семьи.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Анализ трактовок социализации, приведенных в работах отечественных и

зарубежных ученых, позволяет нам имплицировать понятие социализации

как процесса воспроизводства социокультурной основы общества посред-

ством наследования индивидом социокультурного опыта человечества и

принятия определенных социальных ролей.

2. Современная переоценка ценностей, происходящая в условиях социокуль-

турной трансформации российского общества, вызывает аномию сложив-

шейся системы ценностей. На первый план выходят традиционные ценно-

сти, которые не теряют своего значения независимо от тех социокультур-

ных изменений, которые происходят в обществе. Это, прежде всего, се-

мейно-ролевые и гендерные ценностные установки, поскольку именно

носители данных ориентиров в неустойчивой ситуации переходного об-

щества выступают основой культурно-ценностной поддержки индивида.

3. Всесторонний анализ теоретико-методологических основ исследования со-

циализации подтверждает необходимость введения в методологию социоло-

гического исследования понятия «гендерная социализация», подтверждающе-

го многоуровневый характер развития личности, взаимосвязи общества и

личности. Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения

норм, правил поведения, установок в соответствии с социокультурными представлениями семьи о роли, положении и предназначении мужчины и

женщины в обществе. Это процесс, связанный с осмыслением своей духов-

но-нравственной принадлежности к некоей группе, позволяющей личности

осознать свою социально-ценностную и эмоционально-психологическую

значимость как члена этой группы.

4. На процессы трансформации в семье и семейных отношениях решающее

воздействие оказывают общественно-идеологические, политические, со-

циально-экономические процессы в современном российском обществе, а

также общеевропейские тенденции изменения семейно-брачных ценност-

ных ориентаций личности. Тем не менее семья в современном российском

обществе остается одной из приоритетных личностных ценностей, высту-

пая тем самым социокультурной средой социализации индивидов в це-

лом, и гендерной социализации, особенно.

5. Важнейшими механизмами гендерной социализации являются гендерные

стереотипы. Гендерные стереотипы помогают поддерживать существова-

ние гендерных ролей через определение моделей, которым родители, яв-

ляющиеся основными агентами гендерной социализации, благодаря свой-

ственным каждому полу специфическим характеристикам, соответствуют.

На современном этапе развития общества ролевые функции мужчин и

женщин претерпевают серьезные изменения, вследствие этого в совре-

менной культуре отсутствует четкая дихотомия мужского и женского на-

чал, наблюдается поворот к андрогинным ценностям. Конструирование

гендера в процессе социализации осуществляется основными институтами

социализации через межпоколенную трансмиссию сформировавшихся в

культуре представлений о том, как следует вести себя мальчику и девочке,

юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать

мужчины и женщины.

6. Идеализированная модель будущей семьи в представлениях молодых лю-

дей формируется под влиянием родительской семьи, некоторых усвоен-

ных образцов социальной среды, а также глубинных ценностных структур личности и отличается от ценностных ориентаций реальной семьи уста-

новками

-на большую детность (2-х и даже 3-х детную модель);

-на высокую психологическую солидарность;

-на демократические принципы взаимодействия с детьми;

-на более комфортные условия проживания

Последняя установка (с учетом нынешнего и прогнозируемого социаль-

но-экономического положения России) расходится с первой установкой и,

скорее всего, окажет существенное влияние на реальное уменьшение детно-

сти, т.е. может стать одним из определяющих условий в реализации репро-

дуктивной функции семьи в целом.

Теоретическое и практическое значение данного исследования состо-

ит в том, что результаты исследования могут быть использованы как методо-

логические принципы при исследовании данной проблематики в социальной

философии, социологии, психологии. Материалы и выводы, содержащиеся в

диссертации, могут представлять интерес как для специалистов при подго-

товке и изложении специальных курсов по социологии, социологии семьи,

гендерологии так и для широкой аудитории.

Предложенные теоретические и практические выводы помогают более

глубокому пониманию современных особенностей взаимоотношений между

мужчиной и женщиной в семейной сфере. Материалы диссертации и публи-

каций могут быть использованы: для расширения, упорядочения и система-

тизации категориального аппарата гендерной социологии; для дальнейшей

разработки и развития методологической базы конкретно социологического

исследования семьи; для преподавания курсов «Социология семьи», «Социо-

логия гендерных отношений», «Основы демографии» и различных спецкур-

сов по гендерным проблемам; при разработке программ социальной помощи

семье; при разработке общеметодологических, теоретических основ и совер-

шенствовании семейной политике.

Аппробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к за-

щите на кафедре политологии и социологии Ставропольского государствен-

ного университета. Основные идеи и положения диссертационного исследо-

вания были представлены автором на Международной научной конференции

««Мужское» в традиционном и современном российском обществе» (г. Мо-

сква, 2003г.), X Международной научно-практической конференции студен-

тов аспирантов и молодых ученых «Ломоносов- 2003» (г. Москва, 2003г.), III

Всероссийской конференции «Гендерные исследования: личность, экономи-

ка, управление» ( г. Краснодар, 2003г.), Региональной научной конференции

«Качество образования как социальная проблема» (г. Ставрополь, 2002г.), 48-

ой научно-методической конференции «Университетская наука - региону» (г.

Ставрополь, 2003г.), 49-ой научно-методической конференции «Универси-

тетская наука - региону» (г. Ставрополь, 2004г.), Международной научной

конференции ««Мужское» в культурном контексте города» (г. Москва,

2004г.), Интернет-конференция Харьковского центра гендерных исследова-

ний «Гендерные исследования социокультурной реальности» (г. Харьков,

2004г.).

Основные результаты диссертационного исследования нашли свое от-

ражение в 11 публикациях, общим объемом 3,2 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав,

содержащих пять параграфов, заключения, библиографического списка ис-

пользуемой литературы и приложений. Общий объем работы -- страницы.

Список литературы включает в себя --- наименований, в том числе --- на

иностранных языках.