2.2. Особенности семейно-брачных установок молодежи: региональный аспект
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15Невозможно анализировать процессы в российской обществе вне рас-
смотрения образа жизни, нравственно-этических, брачных установок, ценно-
стных ориентаций молодежи как особой социально-демографической группы
с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойст-
вами и социальными ценностями. Именно нынешней молодежи предстоит
решать социальные, экономические, культурные, духовные задачи, которые
будут стоять перед российским обществом в первой половине XXI века.
Проблему молодежи нельзя рассматривать вне круга социальных про-
блем, стоящих перед обществом. Необычность сегодняшней ситуации за-
ключается в том, что подростковый кризис переживается всем обществом,
охватывает все сферы жизнедеятельности российского общества, отражается
в механизме общественного воспроизводства. Кризис этот усугубляется, как
минимум, следующими моментами:
1.В условиях резкой социальной дифференциации, радикальных измене-
ний структуры общественных отношений молодежь чаще отрицает опыт
старших, чем принимает и осваивает;
2.Социально-экономический кризис ухудшил положение наиболее уяз-
вимых групп населения, включая детей, подростков, молодежи, что влечет за
собой нестабильность и конфликтность общества;
3.В обществе до сих пор нет ясного представления о модели развития
будущего.
Происходит слом общественной психологии, общая смена парадигмы
общественного сознания и идеологии. Ввиду своей идеологической разно-
родности старшее поколение не имеет определенных представлений относи-
тельно той идеологии, к которой придет младшее поколение. Ибо макси-
мальное знание, которое сегодня открывается «отцам», есть знание того, на-
сколько иррационально, насколько пропитано мифами и идеологическими
миражами наше сознание, насколько оно неадекватно объективной ситуации,
сложившейся в мире и в нашей стране к концу XX века. Подлинный смысл
«проблем молодежи» в нашей стране в смене парадигмы общественного соз-
нания, в отходе от мифологического и «крепостного» сознания и в трудности
обретения иного сознания. Чувство общности со своей страной, народом,
культурой, историей – одно из главных условий психического здоровья об-
щества и человека, нормальной самоидентификации человека, поколения,
общества1. Молодежь, по мнению Ю.А.Зубок, попала в «сложную ситуацию
выбора между самореализацией в социально одобряемых формах (учеба,
труд) и самоутверждением в рамках молодежной субкультуры, часто сопря-
женной с правонарушениями и дестабилизацией общества»2.
Началась эрозия тех стандартов и образцов общественного сознания, ко-
торые так долго считались единственно приемлемыми. С каждым поколени-
ем эта эрозия шла глубже и глубже и, наконец, сейчас выходит на поверх-
ность у нынешних, 20- летних. С этим связан моральный релятивизм. С этим
связана деидеологизация. С этим связаны хищнические тенденции в эконо-
мике, превращение обогащения, борьбы за комфорт в высшую (единствен-
ную) жизненную ценность.
В литературе (Ручкин Б.А. и др.)1 анализируются следующие современ-
ные тенденции в молодежной среде как социальном ресурсе:
-сокращение количества молодых людей, и параллельно – постарение
общества и снижение роли молодежи как социального ресурса в целом;
-тенденция ухудшения с каждым годом состояния здоровья детей и под-
ростков что подтверждают и данные статистического ежегодника;
-тенденция расширения процесса десоциализации, маргинализации мо-
лодежи и, далее, люмпенизации и криминализации;
-сокращение числа молодых людей, участвующих в материальном и ду-
ховном производительном труде, рост социальной пассивности;
-тенденция снижения возможностей участия молодежи в экономическом
развитии (безработица);
-перемещение в сферу негосударственного сектора экономики, где не
требуется профессионализм, не обеспечивается накопление интеллектуаль-
ной собственности;
-тенденция падения социальной ценности труда, престижа важных для
общества профессий2.
Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях состояния об-
щества, следует отдавать отчет в том, что молодежь - не только потенциал
перемен, но и фактор социальной нестабильности. Усугубление кризиса во
всех сферах общественной жизни определяют особую остроту молодежных
проблем.
Прогнозирование настоящих и будущих социальных процессов невоз-
можно без знания реальной картины интересов и жизненных планов, ценно-
стных ориентаций и поведения молодого поколения3. Поиски путей управления конфликтами в направлении от дезинтеграции к социальной интеграции
может реализоваться различными путями, но в любом случае, молодежная
сфера не должна рассматриваться лишь как явления контркультуры (делин-
квентность, криминализация).
Среди особенно болезненных факторов социально-психологического
поля отмечается «утрата индивидом групповой идентичности, той социо-
культурной ниши, которая обеспечивала удовлетворение потребности чело-
века в общественной принадлежности и духовной защищенности. В поисках
замещения утраченных форм идентичности человек обращается прежде всего
к таким относительно устойчивым социокультурным образованиям, как на-
циональное самосознание и религия, но также в определенных ситуациях
стремится создать новые идентификационные структуры»1.
И здесь же необходимо подчеркнуть, что социально – психологически
опасным представляется также отмечаемое «нарушение глубинных связей
всего нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение детства от мира
взрослых. Сегодня дети находятся рядом, но не внутри нашего мира. Ребе-
нок, чувствует себя ненужным для массы взрослых, равнодушных к нему.
Это положение отражается как в фиксируемых психологических состояниях
детей, так и в поведении взрослых, у которых атрофировалось ответственное
отношение к детству»2. Рост числа безнадзорных детей, социальное сиротст-
во, детская преступность и тревожные показатели по детской смертности яв-
ляются убедительным тому свидетельством.
О серьезном дефиците духовного внимания, уважения к ребенку, в том
числе и со стороны близких людей, чаще всего пишут психологи, которые по
роду деятельности призваны решать психолого-педагогические, психические
проблемы детей и подростков. Распространенная нынче тенденция повышенного внимания к одежде, питанию, культурным развлечениям детей со
стороны родителей и близких, заменила собой возможность общения с ними.
Возникающее в результате чувство одиночества у многих ребят, дохо-
дящее до отчаяния, способствует росту цинизма, потере уважения к важней-
шим человеческим ценностям. Здесь можно говорить о проблеме «систем-
ной» деструктивности общества, которая касается в первую очередь сфер
экономики, власти (политики) и культуры (престижа). Здесь и происходит
разрыв связей в системе «ребенок-взрослый», «старшее-младшее» поколения,
к распад связи времен.
Кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколе-
ний, который не исчерпывается традиционными для любого общества рас-
хождением «отцов» и «детей», но касается философских, мировоззренческих,
духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на эконо-
мику и производство, материальную жизнь общества.
Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача наследия
преемникам практически не происходит. Социальные ценности, которыми
жили они, в новой исторической ситуации для подавляющей части молодежи
утратили практическое значение и в силу этого не наследуются. Это во мно-
гом объясняется тем, что сами эти ценности не подвергались конструктивной
критике, а представлены средствами массовой информации в искаженном
виде.
В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий перерыв
постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы
принципиально иного строя.
Анализируя опыт сравнительных социологических исследований рос-
сийской молодежи, В.Т. Лисовский подчеркивает, что молодым сегодня при-
ходится решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобре-
тение квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым
условиям, отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость,
приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных, межполовых взаимоотношений или семья как оплот успешного
существования.
По данным мониторинга НИЦ при Институте молодежи, приблизитель-
но треть молодых людей ориентируется на ценности «выживания», а не
«достижения», на гарантированный минимум, нежели на свободу экономиче-
ской деятельности. В сознании и поведении молодежи усиливаются прагма-
тизм, стремление к материальному достатку, ориентация на предпринима-
тельство. Некоторые исследования положения молодежи дают представление
о том, что в иерархии ценностей значительной части молодежных групп
культ денег поднялся на одно из первых мест - факт, в котором отражаются
особенности мировоззрения и понимания молодыми людьми своих жизнен-
ных перспектив: деньги выступают как условие удовлетворения потребно-
стей не только в развлечении, но и духовном росте, в саморазвитии1.
В то же время, на наш взгляд, ценности семейных отношений остаются
все еще самыми приоритетными. В студенческой среде городов Ставрополя и
Ростова-на-Дону, было проведено и развернутое исследование брачных уста-
новок (подробнее смотрите ниже), которое подтвердило серьезность и зна-
чимость тематики семьи и семейных отношений для молодежных групп.
Основная нагрузка в решении молодежных проблем сдвинута на самих
молодых людей, на их семьи, ближайшее родственное и дружеское окруже-
ние.
Подавляющее большинство программ, законов и постановлений прави-
тельственных органов Российской Федерации направлены на материальную
поддержку незащищенных слоев населения, в первую очередь инвалидов,
сирот, беженцев и др. Можно уверенно сказать, что нет в этом списке про-
грамм, направленных на изучение мегатенденций в современной семье, на
поиск путей оздоровления брачно-семейных отношений.
Коммерциализация сферы молодежного досуга, туризма, спорта, образо-
вания, которые становятся все менее доступными для средне и малообеспе-
ченных молодых людей, молодых семей, сокращает возможности для освое-
ния мира в форме обучения, игры, творчества, путешествия. В первую оче-
редь в категорию малообеспеченных попадают семьи неполные. Небольшой
иллюстрацией этому положению, а также тому, что у семьи полной лучше
ресурс и больше возможностей, чтобы мотивировать своего ребенка на про-
должение образования в высшей школе, а также обеспечить поддержку в этот
период, служит анализ состава родных семей все той же студенческой ауди-
тории. Студентам было предложено перечислить всех членов семьи, с кото-
рыми они проживали на момент поступления. Распределение вариантов вы-
глядит следующим образом:
-полные семьи составили - 90,72%,
из них: однодетные-25%;
двухдетные-60,2%;
многодетные-14,8%;
-неполные семьи составили - 9,28%,
из них: однодетные – 33,3%;
двухдетные – 55,5%;
многодетные – 11,2%.
Безусловно, что эти данные являются лишь косвенной иллюстрацией
выдвинутого выше предположения. Вероятно, они могут также отражать со-
отношение полных и неполных семей не только в студенческой среде, но и в
целом по России. Требуется проверка на более широкой выборке, в том числе
и на контрольной группе молодежи, не включенной в процесс получения
высшего образования. Однако цифры эти обращают на себя внимание и за-
служивают дальнейшего исследования.
Наиболее доступными для значительной части населения, в том числе и
молодежи как самые дешевые, являются электронные средства массовой ин-
формации, которые и контролируют значительную часть досуга молодежи, и
выступают как важнейший институт формирования духовного мира, ценно-
стных ориентаций, социальных установок новых поколений. Все это проис-
ходит на фоне значительной разобщенности традиционных институтов со-
циализации (семьи, школы, СМИ, армии, общественных объединений и т.д.)
- в силу их конкурентных отношений и нахождения в неравных финансовых,
коммуникативных, организационных и пр. условиях. Совершенно очевидно,
что проблемы духовного и нравственного развития молодежи невозможно
решать вне общего процесса духовного и нравственного развития всего гра-
жданского общества России, и вне возрождения нравственно здоровой семьи.
Приведем данные по исследованию семейно-брачных установок моло-
дежных групп (подростки 13-17 лет и студенты 18-23 лет), которое проводи-
ла диссертант в 2002-2003 гг. (см. прил. ). Всего в опросе приняли участие
1400 студентов (660 - юноши и 740 -девушки) и 703 подростков (332- юноши
и 371 - девушки). Так как в поле исследования были включены лишь юноши
и девушки, организованные социально значимыми видами деятельности
(учеба в школе и университете), то мы не имеем возможности говорить о той
части молодежи, которая по тем или иным причинам остается за пределами
этого пространства. В данной работе представлен среднестатистический
портрет пятнадцатилетнего подростка-школьника и девятнадцатилетнего
студента, отличие которых касается лишь вопросов предпочтений в сферах
досуга (видов отдыха, программ телевидения, музыкальных жанров).
Условный современный представитель молодежных групп на уровне ус-
тановок выглядит следующим образом:
• в свободное время предпочитает больше всего встречаться с
друзьями, слушать музыку, смотреть телевизор и видео, читать
книги (лишь девушки- студентки);
• предпочитает смотреть комедии, боевики (кроме девушек-
студенток), мелодрамы (кроме юношей обоих возрастных групп);
из телепередач выбирает кинофильмы и музыкальные передачи,
показы мод (девочки-подростки), политические обзоры (студен-
ты);
• музыкальные предпочтения лежат в области современных ритмов
и отечественной эстрады и лишь треть девушек-студенток слушает
с удовольствием классическую музыку;
• если и читает, то журналы, детективы, фантастику;
• в понятие «здоровый образ жизни» включает «не пить», «не упот-
реблять наркотики», «заниматься спортом», «вести осмысленную
жизнь» и считает, что необходимо придерживаться принципов здо-
рового образа жизни хотя бы частично;
• если бы узнал, что друг употребляет наркотики, постарался бы по-
мочь избавиться от этой привычки; к рэкету относится негативно и
считает, что с этим надо бороться;
• относительно оценки проституции как способа зарабатывания де-
нег имеет неустойчивую позицию во всех возрастных группах;
• считает приемлемым для себя начать половую жизнь, не достигая
18 лет и уж тем более, не дожидаясь вступления в брак;
• раннюю беременность считает личным делом каждого; за реше-
ние подруги сделать аборт не осудил бы ее и считает, что через
это, рано или поздно, проходит каждая женщина; в вопросах безо-
пасного секса осведомлен, с его точки зрения, вполне достаточно;
• больше всего в жизни боится заболеть СПИДом, стать инвалидом,
прикованным к постели, остаться одиноким (добавили самостоя-
тельно);
• в общем-то никогда не сталкивался с настоящей опасностью; из
личного оружия предпочел бы газовый баллончик; из профессий
выбирает бизнесмена, юриста, экономиста; школу менять не пла-
нирует, но считает, что школа недостаточно готовит к будущей
самостоятельной жизни; в трудную минуту за поддержкой и опорой в первую очередь, обратится к друзьям, во вторую очередь, к
родителям.
Анализ этих данных дает представление о сферах, влияющих на форми-
рование нравственно-этического портрета современной молодежи.
Выборы молодежи распределились следующим образом: в свободное
время они предпочитают встречаться с друзьями (77%), слушать музыку
(61%), смотреть видео и ТВ (60%). Лишь 17% читают книги и 5% ходят в те-
атр и на выставки.
Основное предпочтение при просмотре фильмов отдается комедиям
(80%) и остросюжетным зрелищам (боевики –37%, детективы-19%, триллеры
12%). Среди музыкальных направлений подростками выбираются, в первую
очередь, образцы современной эстрады (98,1%), часть ребят все же иногда
слушают классическую музыку (16%), бардовую песню (8%), русские роман-
сы (6%).
В чтении выбор падает на журналы (41%) и газеты (21%), а также остро-
сюжетную литературу (детективы –15%, фантастика –15%, приключения –
21%). Треть ребят любит также читать романы.
Таким образом, можно видеть, что именно массовая культура, как наи-
более доступная, является основным средством формирования социокуль-
турного и нравственно-этического портрета нашего юного современника.
Интересные данные приводит Григорьев С.И.1, анализируя либерально-
антилиберальные предпочтения в сфере быта и социально- нравственных от-
ношений. Особенно показательна социально-этическая оценка брака по рас-
чету, где более 60% 17-летних россиян признают недостойным или исключи-
тельным брак по расчету. Либерально настроенные в этом вопросе составля-
ют 32%. Либеральную точку зрения по возможности и целесообразности
проституции выразили 9% респондентов. В исследовании же, проведенном
диссертантом, на вопрос «Считаете ли Вы проституцию приемлемым способом зарабатывания денег?», ответы «Отношусь с осуждением» и «Считаю,
что с этим необходимо бороться» выбрали среди 15- летних подростков-
57,2%; среди 19-летних студентов- 39,7% считают, что «эта работа ничем не
хуже, чем другая», хороший «способ получить за собственное удовольствие
большие деньги» и могут «представить себя в этом бизнесе», среди 15-
летних- 29,6%, а среди 19-летних- 31,9%; часть ребят ушла от ответа.
Соотносятся эти данные и со снижением возрастного барьера начала по-
ловой жизни. По данным того же исследования нравственно-этических пред-
ставлений в молодежной среде, на вопрос «С какого возраста, как Вы считае-
те, можно начинать половую жизнь?» 33% подростков выбрали «с 15лет»,
30%-«с 17 лет», 26%-«после 18-ти лет» и лишь 11% выбрали ответ «только
вступив в брак». У студентов распределение выборов было следующим:
33%-«с15 лет»;
34%-«с 17 лет»;
26%-«после 18-ти лет»;
7%- «только вступив в брак»
Таким образом, половая жизнь в молодежной среде в подавляющей сте-
пени не только не связывается с семейной, но не соотносится и с факторами
физиологического созревания человека, факторами здоровья. Это безуслов-
но, должно вызывать обеспокоенность.
В 2000г. в СГУ было проведено исследование основной целью которого
являлось всестороннее описание системы ценностных ориентаций студентов
СГУ.
Объектом исследования являлись студенты 1-5 курсов 15 специаль-
ностей СГУ. Выборка случайная, механическая. Объем выборки (вместе с
пилотажным исследованием) 400 человек.
Исследование проводилось в два этапа: пилотажное исследование
проведено в ноябре 1998 г. , полевое в апреле 1999.
В процессе исследования были получены следующие результаты.
Наиболее значимыми в жизни студентов СГУ являются
1.Здоровье 66,9%
2.Семья 55 %
3.Материальный достаток 46%
4.Преданные друзья 35,4%
5.Хорошее образование 25,7%
6.Интересная работа 23,6%
7.Карьера 16,9%
8.Улучшение существующего общества 8,3%
9.Признание _______окружающих 3,4%
10.Слава 1%
Необходимым условием для счастья для молодых людей являются
материальный достаток, крепкая семья (такой вариант ответа на вопрос “Что
Вам нужно сегодня для счастья прежде всего?” выбрали по 20 % респонден-
тов) и здоровье (соответственно 18,5% респондентов. Для сравнения: ста-
бильность в окружающем мире как условие счатья называют лишь 9,8%.).
При этом 71% опрошенных считают себя счастливыми людьми.
Высокое положение здоровья в системе ценностных ориентаций
подтверждается тем,что 62% молодых людей считают свой образ жизни здо-
ровым, время от времени уделяя внимание своему здоровью, придерживаясь
правильного питания и занимаясь физкультурой и спортом (соответственно
55, 35 и 30% респондентов). Для подавляющего числа опрошенных недопус-
тимо употребление наркотиков (93%), беспорядочные половые связи (71%).
Курение недопустимо для 50,5% респондентов. Более лояльное отношение у
молодых людей к употреблению алкоголя - недопустимо полностью лишь
для 8,2%.
Семья как ценность для 77% опрошенных молодых людей - союз
любящих людей, для 9,5% - разумная кооперация, 7,4% - затруднились опре-
делить “что такое семья”, 0,5% считают что семья - это пережиток прошлого.
Приоритетное положение материального достатка в системе ценно-
стей молодых людей обусловлено скорее преобладанием прагматических тенденций в современном обществе в целом, чем реальным положением ин-
дивидов - более 63% относят себя к среднеобеспеченному слою населения
(денег хватает на питание, жилье, одежду и развлечения); 24% - к низкообес-
печенным ( зарплата уходит в основном на питание). При этом 53% респон-
дентов только учатся; 7,7% - учатся и работают и 38% - хотели бы подрабо-
тать, но подходящую работу найти сложно. Это не вполне соответствует то-
му факту, что более 50% опрошенных определяют свою жизненую позицию
как прагматическую - “хочешь жить - умей вертеться”. Материальные про-
блемы волнуют молодых людей скорее в теоретическом плане чем в практи-
ческом - на первых позициях среди проблем общественной жизни, которые
волнуют студентов стоят падение жизненного уровня, безработица, рост ин-
фляции.
Таким образом, анализ собранной социологической информации
подтвердил что - на первом месте в системе ценностных ориентаций студен-
тов СГУ стоят витальные ценности, в частности, здоровье, семья и матери-
альный достаток.
По данным еще одного исследования в разных группах населения обна-
ружена общая тенденция возрастания значимости следующих ценностей:
«собственность», «богатство», «материальная обеспеченность», которые со-
ставляют единый комплекс «экономических ценностей». Один или несколько
элементов этого комплекса хоть и наряду с такими, как «здоровье», «семья»,
однако входят в пятерку наиболее предпочитаемых ценностей даже у стар-
ших школьников1.
Ссылаясь на исследование НИИКСИ Санкт-Петербургского университе-
та, Карпухин О.И. приводит следующие данные, которые характеризуют на-
бор приоритетных жизненных ценностей молодых людей.
Любовь-62.6%, семья-54.8%, здоровье-38.5%, материальный достаток-
35.9%, любимая работа- 23.9%, образование –22.6%, чистая совесть-13.8%, полезность людям-9%, творчество-5.3%, служение России-2.6%. При этом
основное влияние на формирование гражданских представлений, по данным
того же источника, оказывали: семья-34.4%, телевидение-31.1%, учебное за-
ведение- 24.2% 1.
Таким образом, можно выделить следующие тенденции в формировании
семейно-брачных ценностей и установок в молодежной среде:
-формирование ценностных ориентаций и приоритетов происходит на
фоне снижения социализирующей функции семьи под растущим воздействи-
ем средств массовой культуры;
-ценности материального достатка, богатства, денег входят в число важ-
нейших для молодежи, что несомненно отражается на построении ими своих
жизненных планов, выборе профессии, брачно-семейном поведении;
-ценности любви, семьи и семейных отношений все еще занимают пер-
вые позиции и это является тем ресурсом, на который можно опираться при
построении и реализации государственных молодежных и семейных про-
грамм.
Отдельного обсуждения заслуживают как брачные установки, так и ме-
ханизмы их реализации, а также особенности добрачного поведения молоде-
жи, т. к. все это играет определяющую роль в создании устойчивой, гармо-
ничной семьи.
Выбор брачного партнера и добрачное поведение относят к социальным
системам, которые созданы людьми в результате их сознательного объедине-
ния и в процессе эволюции превратились в нечто самостоятельное, сущест-
вующее и развивающееся по собственным законам. «Названное поведение
носит конкретно-исторический характер и ему присущи черты не только из-
менчивости, новизны, но и преемственности» 2.
Структура добрачного поведения состоит из биологических, социаль-
ных, психологических черт поведения индивида, которое имеет определен-
ную направленность к индивидам противоположного пола и преследует цель
создания семьи. К его структурным компонентам необходимо отнести обы-
чаи, традиции, обряды, гадания, с помощью которых в прошлом подрастаю-
щее поколение постепенно готовилось к выполнению тех или иных ролей и
функций. Ими наши предки сопровождали различные этапы половой зрело-
сти человека. Благодаря обрядам формировались психологические, волевые и
моральные качества, необходимые для дальнейшей жизни. Они также спо-
собствовали беспрекословному соблюдению существующих норм, в том
числе и в системе добрачного поведения1.
Социальные институты прошлого следили за тем, чтобы между поколе-
ниями не нарушалась нить преемственности. Был отлажен механизм соци-
ального воспроизводства, в результате чего происходило становление и регу-
лирование общепринятых общественных отношений.
«Люди постоянно испытывали на себе действие механизма социального
воспроизводства, в основу которого была заложена мысль: так жили веками и
не нам нарушать древние заветы предков. Личность подавлялась и подчиня-
лась стереотипам мышления и поведения, которые были приняты в общест-
ве»2.
Плодотворность системы добрачного поведения в недалеком прошлом
обеспечивалась огромной воспитательной работой самой семьи. Личность
«целеустремленно настраивали на будущую жизнь»3. Во всем многострук-
турном механизме системы добрачного поведения явно просматривались
приоритеты общества и семьи перед интересами личности.
Сегодня заметно изменилась система добрачного поведения. Если в про-
шлом вступление в брак представляло собой естественное и необходимое со-
бытие в жизни каждого человека, то сегодня такой предопределенности нет.
Социально одобряемое общение юношей и девушек в прошлом имело
исключительно матримониальное направление т.е. имеющее целью заключе-
ние брака и создание семьи. Сегодня же в сфере общения между молодыми
людьми не обязательно доминируют супружеские мотивы, в ней присутст-
вуют и эмотивные связи, и сексуальное удовлетворение, и творческое со-
трудничество.
Многофункциональность этой сферы не сопровождается системной
сложностью и глубиной, а характеризует больше ее феноменальный уровень.
Для прочности же будущего брака верность, ответственность качества
крайне необходимые.
Заметно уменьшилось и изменилось влияние родителей на выбор брач-
ного партнера, на все добрачное поведение в целом. И еще одно отличие от
добрачного поведения в прошлом – возросшие ожидания и притязания бу-
дущих брачных партнеров друг к другу и в целом ко всей семейной жизни.
Ценностью становится не просто наличие семьи, а вступление в брак
именно с любимым человеком, с тем, кто выбран по личным качествам»1.
В настоящее время, когда господствующей формой семьи стала нукле-
арная, образование личных «капиталов» супругов также является стимули-
рующим условием распада семьи, в особенности разводов2.
Проведенное диссертанткой социально-психологическое исследование
брачных установок в молодежных группах, позволило проанализировать, как
в них распределяются ценности семьи и семейной жизни. Исследование про-
водилось в двух возрастных срезах: подростки, средний возраст которых 15
лет, и студенты, средний возраст которых 19 лет.
Респондентам предлагалось описать «идеальную» модель предполагае-
мой их будущей семьи, для чего был разработан вопросник – схема, который
содержал основные пункты семейной структуры (см. приложение). Вводный
инструктаж предлагал опираться на вопросник, но не ограничиваться им. Все
участвовавшие в исследовании отнеслись к задаче позитивно, работу выпол-
няли с интересом, что еще раз подтвердило актуальность в молодежной среде
вопросов, связанных с внутрисемейными отношениями.
Кроме исследовательской задачи, параллельно решалась задача диагно-
стическая, т.е. ставилась задача выявить внутрисемейные дисгармонии «род-
ной семьи». Но, что важнее всего, решалась задача и психотерапевтическая,
т.к. отвечающий вербализовал свое отношение к «родной семье», сравнивая
ее со своей семьей «идеальной». На втором этапе работы предлагалось отме-
тить совпадения «идеальной» модели с «родной» семьей. В результате выяс-
нилось, что «идеальная» модель будущей семьи очень похожа на "родную" и
имела значительное расхождение с «родной» семьей у подавляющего числа
респондентов лишь в пункте, касающемся условий проживания будущей се-
мьи. Ожидания в этом вопросе достаточно высокие, в то время как их реаль-
ные семьи живут в основном в малогабаритных квартирах.
Анализ результатов исследования проводился по следующим направле-
ниям:
-общий среднестатистический портрет «идеальной» модели будущей се-
мьи молодежи, которая уже в начале XXI столетия начнет реализовывать
свои брачные установки;
-более детальный сравнительный анализ установок юношей и девушек
на брачность, детность, распределение лидерских позиций, готовность брать
на себя ответственность за ведение домашнего хозяйства и бюджет семьи;
-сравнительный возрастной анализ установок подростков и молодых
людей старше 18 лет.
Рассмотрение моделей семьи свидетельствует о том, что в области внут-
рисемейных отношений, характеризующих семейный строй, происходят активные процессы эгалитаризации и демократизации существующих поряд-
ков. В тоже время «идеальная» семья предпочтительная в молодежной среде,
в значительной степени носит черты патриархальности. А именно, в вопро-
сах распределения домашних обязанностей, ответственности за воспитание
детей и за ведение хозяйства, формального закрепление позиции главы дома
за мужчиной. В целом в вопросе о главенстве в современной городской семье
учитывается и экономический статус «кандидата» на эту роль, и обычай ока-
зывать уважение более старшим. По сравнению с прошлым изменилась и са-
ма роль главы семьи - главенство сегодня заключается не в проявлении вла-
сти над членами семьи, как это бывало прежде, не в распоряжении ими, а в
организации жизни семьи, в устройстве ее быта.
В целом, портрет среднестатистической идеальной модели семьи в мо-
лодежных группах выглядит следующим образом:
-семья состоит из мужа, жены, двух детей (67% юноши-студенты и
64,4% девушки-студентки, 78,6% юноши-подростки и 59% девушки-
подростки) и более (7.2% и 6.7% соответственно у студентов и 9.5% и 8.4%
соответственно у подростков);
-живет эта семья чаще всего в очень большой квартире в крупном городе
(у студентов), в собственном доме в пригороде большого города (у подрост-
ков);
-лидерство (муж-глава семьи) закреплено за мужчиной, т. е. патриар-
хальная модель распределения власти у 57% юношей-студентов и 62% деву-
шек-студенток, в то время как у подростков-юношей это 55%, а у девочек
лишь 27%;
-ответственность за ведение домашнего хозяйства юноши делегируют
девушкам (70% у студентов и 60% у подростков), а девушки добровольно за-
крепляют за собой (60% и 71% соответственно);
-семейным бюджетом в идеальной семье партнеры чаще всего распоря-
жаются сообща, что, очевидно, связано с тем, что современная женщина как
правило имеет независимый экономический статус;
-карманные деньги детям выделяются родителями лишь пока дети сами
не начинают зарабатывать, на что рассчитывает подавляющее большинство
респондентов;
-домашние обязанности в «идеальной» семье распределяются традици-
онно, а именно так называемая «женская» работа (кухня, стирка, уборка и
воспитание детей!) закреплены за супругой у подростков в 55% (юноши) и
74% (девушки), а у студентов в 49% (юноши) и 46% (девушки), причем сту-
денты как и юноши, так и девушки с большей готовностью настроены на вы-
полнение сообща этих работ;
-вечер буднего дня проходит в приготовлении ужина, совместного об-
щения, уроках у детей, у экрана телевизора;
-выходные дни – это, как правило, генеральная уборка, поездки по мага-
зинам и за город, общение с друзьями, что мало отличается от распределения
свободного времени в реальной российской семье;
-отпуск планируется на семейном совете с учетом мнения детей и прово-
дится обязательно в интересных дальних путешествиях, что сегодня недос-
тупно большинству российских семей;
-все занятия вне дома очерчиваются набором из работы и учебы, много
реже - спорт или другие увлечения;
-подавляющее число респондентов планируют использовать демократи-
ческую систему взаимодействия с детьми, а именно считаться с их мнением,
воздействовать словом, не применять насилия;
-в большинстве идеальных семей обязательно есть домашние животные,
за которыми ухаживает тот, кто больше всего их захотел;
-идеальная семья открыта для широкого общения с друзьями и родст-
венниками по поводу и без повода что соответствует русским традициям;
-по поводу вредных привычек высказывания категорично негативны
лишь в отношении наркотиков и чрезмерного употребления алкоголя, менее
категоричны в отношении курения, несоблюдения режима дня, «кофе по но-
чам»;
-в идеальной семье празднуются все традиционные светские праздники,
почитаются даты начала отношений, дни рождений, а также заметны упоми-
нания о религиозных праздниках Пасхи и Рождества.
Таким образом, привлекательная на уровне установок в молодежных
группах модель семьи, которую мы условно назвали «идеальной», в значи-
тельной степени соответствует наиболее распространенным образцам реаль-
ной российской семьи, что еще раз подчеркивает преемственность в форми-
ровании брачных установок. Обращает на себя внимание то, что ни один
респондент не выбрал модель неполной семьи, что предполагает установки
на прочный и стабильный брак. Особо отметим, что некоторое, пусть и не-
значительное число отвечающих, выбрали бездетную модель (3% юноши-
студенты и 2.4% девочки-подростки). В то же время, коэффициент рождае-
мости на уровне установок, равный 1.78, заметно выше реально существую-
щего на сегодняшний день в России 1.23, хотя и намного ниже необходимого
- 2.6.
Семья остается наиболее привлекательной формой организации межпо-
ловых отношений и реализации родительско-воспитательских устремлений.
Однако реальностью нашего времени являются снижение числа браков, уве-
личение количества разводов, снижение рождаемости до отметки вымирания
населения и ниже. Где происходит сбой в системе реализации таких привле-
кательных брачно-семейных установок? Этот вопрос является предметом по-
исков специалистов как и в области демографии, так и в таких областях, как
психология, социология, экономика, философия.
Невозможно анализировать процессы в российской обществе вне рас-
смотрения образа жизни, нравственно-этических, брачных установок, ценно-
стных ориентаций молодежи как особой социально-демографической группы
с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойст-
вами и социальными ценностями. Именно нынешней молодежи предстоит
решать социальные, экономические, культурные, духовные задачи, которые
будут стоять перед российским обществом в первой половине XXI века.
Проблему молодежи нельзя рассматривать вне круга социальных про-
блем, стоящих перед обществом. Необычность сегодняшней ситуации за-
ключается в том, что подростковый кризис переживается всем обществом,
охватывает все сферы жизнедеятельности российского общества, отражается
в механизме общественного воспроизводства. Кризис этот усугубляется, как
минимум, следующими моментами:
1.В условиях резкой социальной дифференциации, радикальных измене-
ний структуры общественных отношений молодежь чаще отрицает опыт
старших, чем принимает и осваивает;
2.Социально-экономический кризис ухудшил положение наиболее уяз-
вимых групп населения, включая детей, подростков, молодежи, что влечет за
собой нестабильность и конфликтность общества;
3.В обществе до сих пор нет ясного представления о модели развития
будущего.
Происходит слом общественной психологии, общая смена парадигмы
общественного сознания и идеологии. Ввиду своей идеологической разно-
родности старшее поколение не имеет определенных представлений относи-
тельно той идеологии, к которой придет младшее поколение. Ибо макси-
мальное знание, которое сегодня открывается «отцам», есть знание того, на-
сколько иррационально, насколько пропитано мифами и идеологическими
миражами наше сознание, насколько оно неадекватно объективной ситуации,
сложившейся в мире и в нашей стране к концу XX века. Подлинный смысл
«проблем молодежи» в нашей стране в смене парадигмы общественного соз-
нания, в отходе от мифологического и «крепостного» сознания и в трудности
обретения иного сознания. Чувство общности со своей страной, народом,
культурой, историей – одно из главных условий психического здоровья об-
щества и человека, нормальной самоидентификации человека, поколения,
общества1. Молодежь, по мнению Ю.А.Зубок, попала в «сложную ситуацию
выбора между самореализацией в социально одобряемых формах (учеба,
труд) и самоутверждением в рамках молодежной субкультуры, часто сопря-
женной с правонарушениями и дестабилизацией общества»2.
Началась эрозия тех стандартов и образцов общественного сознания, ко-
торые так долго считались единственно приемлемыми. С каждым поколени-
ем эта эрозия шла глубже и глубже и, наконец, сейчас выходит на поверх-
ность у нынешних, 20- летних. С этим связан моральный релятивизм. С этим
связана деидеологизация. С этим связаны хищнические тенденции в эконо-
мике, превращение обогащения, борьбы за комфорт в высшую (единствен-
ную) жизненную ценность.
В литературе (Ручкин Б.А. и др.)1 анализируются следующие современ-
ные тенденции в молодежной среде как социальном ресурсе:
-сокращение количества молодых людей, и параллельно – постарение
общества и снижение роли молодежи как социального ресурса в целом;
-тенденция ухудшения с каждым годом состояния здоровья детей и под-
ростков что подтверждают и данные статистического ежегодника;
-тенденция расширения процесса десоциализации, маргинализации мо-
лодежи и, далее, люмпенизации и криминализации;
-сокращение числа молодых людей, участвующих в материальном и ду-
ховном производительном труде, рост социальной пассивности;
-тенденция снижения возможностей участия молодежи в экономическом
развитии (безработица);
-перемещение в сферу негосударственного сектора экономики, где не
требуется профессионализм, не обеспечивается накопление интеллектуаль-
ной собственности;
-тенденция падения социальной ценности труда, престижа важных для
общества профессий2.
Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях состояния об-
щества, следует отдавать отчет в том, что молодежь - не только потенциал
перемен, но и фактор социальной нестабильности. Усугубление кризиса во
всех сферах общественной жизни определяют особую остроту молодежных
проблем.
Прогнозирование настоящих и будущих социальных процессов невоз-
можно без знания реальной картины интересов и жизненных планов, ценно-
стных ориентаций и поведения молодого поколения3. Поиски путей управления конфликтами в направлении от дезинтеграции к социальной интеграции
может реализоваться различными путями, но в любом случае, молодежная
сфера не должна рассматриваться лишь как явления контркультуры (делин-
квентность, криминализация).
Среди особенно болезненных факторов социально-психологического
поля отмечается «утрата индивидом групповой идентичности, той социо-
культурной ниши, которая обеспечивала удовлетворение потребности чело-
века в общественной принадлежности и духовной защищенности. В поисках
замещения утраченных форм идентичности человек обращается прежде всего
к таким относительно устойчивым социокультурным образованиям, как на-
циональное самосознание и религия, но также в определенных ситуациях
стремится создать новые идентификационные структуры»1.
И здесь же необходимо подчеркнуть, что социально – психологически
опасным представляется также отмечаемое «нарушение глубинных связей
всего нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение детства от мира
взрослых. Сегодня дети находятся рядом, но не внутри нашего мира. Ребе-
нок, чувствует себя ненужным для массы взрослых, равнодушных к нему.
Это положение отражается как в фиксируемых психологических состояниях
детей, так и в поведении взрослых, у которых атрофировалось ответственное
отношение к детству»2. Рост числа безнадзорных детей, социальное сиротст-
во, детская преступность и тревожные показатели по детской смертности яв-
ляются убедительным тому свидетельством.
О серьезном дефиците духовного внимания, уважения к ребенку, в том
числе и со стороны близких людей, чаще всего пишут психологи, которые по
роду деятельности призваны решать психолого-педагогические, психические
проблемы детей и подростков. Распространенная нынче тенденция повышенного внимания к одежде, питанию, культурным развлечениям детей со
стороны родителей и близких, заменила собой возможность общения с ними.
Возникающее в результате чувство одиночества у многих ребят, дохо-
дящее до отчаяния, способствует росту цинизма, потере уважения к важней-
шим человеческим ценностям. Здесь можно говорить о проблеме «систем-
ной» деструктивности общества, которая касается в первую очередь сфер
экономики, власти (политики) и культуры (престижа). Здесь и происходит
разрыв связей в системе «ребенок-взрослый», «старшее-младшее» поколения,
к распад связи времен.
Кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколе-
ний, который не исчерпывается традиционными для любого общества рас-
хождением «отцов» и «детей», но касается философских, мировоззренческих,
духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на эконо-
мику и производство, материальную жизнь общества.
Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача наследия
преемникам практически не происходит. Социальные ценности, которыми
жили они, в новой исторической ситуации для подавляющей части молодежи
утратили практическое значение и в силу этого не наследуются. Это во мно-
гом объясняется тем, что сами эти ценности не подвергались конструктивной
критике, а представлены средствами массовой информации в искаженном
виде.
В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий перерыв
постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы
принципиально иного строя.
Анализируя опыт сравнительных социологических исследований рос-
сийской молодежи, В.Т. Лисовский подчеркивает, что молодым сегодня при-
ходится решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобре-
тение квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым
условиям, отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость,
приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных, межполовых взаимоотношений или семья как оплот успешного
существования.
По данным мониторинга НИЦ при Институте молодежи, приблизитель-
но треть молодых людей ориентируется на ценности «выживания», а не
«достижения», на гарантированный минимум, нежели на свободу экономиче-
ской деятельности. В сознании и поведении молодежи усиливаются прагма-
тизм, стремление к материальному достатку, ориентация на предпринима-
тельство. Некоторые исследования положения молодежи дают представление
о том, что в иерархии ценностей значительной части молодежных групп
культ денег поднялся на одно из первых мест - факт, в котором отражаются
особенности мировоззрения и понимания молодыми людьми своих жизнен-
ных перспектив: деньги выступают как условие удовлетворения потребно-
стей не только в развлечении, но и духовном росте, в саморазвитии1.
В то же время, на наш взгляд, ценности семейных отношений остаются
все еще самыми приоритетными. В студенческой среде городов Ставрополя и
Ростова-на-Дону, было проведено и развернутое исследование брачных уста-
новок (подробнее смотрите ниже), которое подтвердило серьезность и зна-
чимость тематики семьи и семейных отношений для молодежных групп.
Основная нагрузка в решении молодежных проблем сдвинута на самих
молодых людей, на их семьи, ближайшее родственное и дружеское окруже-
ние.
Подавляющее большинство программ, законов и постановлений прави-
тельственных органов Российской Федерации направлены на материальную
поддержку незащищенных слоев населения, в первую очередь инвалидов,
сирот, беженцев и др. Можно уверенно сказать, что нет в этом списке про-
грамм, направленных на изучение мегатенденций в современной семье, на
поиск путей оздоровления брачно-семейных отношений.
Коммерциализация сферы молодежного досуга, туризма, спорта, образо-
вания, которые становятся все менее доступными для средне и малообеспе-
ченных молодых людей, молодых семей, сокращает возможности для освое-
ния мира в форме обучения, игры, творчества, путешествия. В первую оче-
редь в категорию малообеспеченных попадают семьи неполные. Небольшой
иллюстрацией этому положению, а также тому, что у семьи полной лучше
ресурс и больше возможностей, чтобы мотивировать своего ребенка на про-
должение образования в высшей школе, а также обеспечить поддержку в этот
период, служит анализ состава родных семей все той же студенческой ауди-
тории. Студентам было предложено перечислить всех членов семьи, с кото-
рыми они проживали на момент поступления. Распределение вариантов вы-
глядит следующим образом:
-полные семьи составили - 90,72%,
из них: однодетные-25%;
двухдетные-60,2%;
многодетные-14,8%;
-неполные семьи составили - 9,28%,
из них: однодетные – 33,3%;
двухдетные – 55,5%;
многодетные – 11,2%.
Безусловно, что эти данные являются лишь косвенной иллюстрацией
выдвинутого выше предположения. Вероятно, они могут также отражать со-
отношение полных и неполных семей не только в студенческой среде, но и в
целом по России. Требуется проверка на более широкой выборке, в том числе
и на контрольной группе молодежи, не включенной в процесс получения
высшего образования. Однако цифры эти обращают на себя внимание и за-
служивают дальнейшего исследования.
Наиболее доступными для значительной части населения, в том числе и
молодежи как самые дешевые, являются электронные средства массовой ин-
формации, которые и контролируют значительную часть досуга молодежи, и
выступают как важнейший институт формирования духовного мира, ценно-
стных ориентаций, социальных установок новых поколений. Все это проис-
ходит на фоне значительной разобщенности традиционных институтов со-
циализации (семьи, школы, СМИ, армии, общественных объединений и т.д.)
- в силу их конкурентных отношений и нахождения в неравных финансовых,
коммуникативных, организационных и пр. условиях. Совершенно очевидно,
что проблемы духовного и нравственного развития молодежи невозможно
решать вне общего процесса духовного и нравственного развития всего гра-
жданского общества России, и вне возрождения нравственно здоровой семьи.
Приведем данные по исследованию семейно-брачных установок моло-
дежных групп (подростки 13-17 лет и студенты 18-23 лет), которое проводи-
ла диссертант в 2002-2003 гг. (см. прил. ). Всего в опросе приняли участие
1400 студентов (660 - юноши и 740 -девушки) и 703 подростков (332- юноши
и 371 - девушки). Так как в поле исследования были включены лишь юноши
и девушки, организованные социально значимыми видами деятельности
(учеба в школе и университете), то мы не имеем возможности говорить о той
части молодежи, которая по тем или иным причинам остается за пределами
этого пространства. В данной работе представлен среднестатистический
портрет пятнадцатилетнего подростка-школьника и девятнадцатилетнего
студента, отличие которых касается лишь вопросов предпочтений в сферах
досуга (видов отдыха, программ телевидения, музыкальных жанров).
Условный современный представитель молодежных групп на уровне ус-
тановок выглядит следующим образом:
• в свободное время предпочитает больше всего встречаться с
друзьями, слушать музыку, смотреть телевизор и видео, читать
книги (лишь девушки- студентки);
• предпочитает смотреть комедии, боевики (кроме девушек-
студенток), мелодрамы (кроме юношей обоих возрастных групп);
из телепередач выбирает кинофильмы и музыкальные передачи,
показы мод (девочки-подростки), политические обзоры (студен-
ты);
• музыкальные предпочтения лежат в области современных ритмов
и отечественной эстрады и лишь треть девушек-студенток слушает
с удовольствием классическую музыку;
• если и читает, то журналы, детективы, фантастику;
• в понятие «здоровый образ жизни» включает «не пить», «не упот-
реблять наркотики», «заниматься спортом», «вести осмысленную
жизнь» и считает, что необходимо придерживаться принципов здо-
рового образа жизни хотя бы частично;
• если бы узнал, что друг употребляет наркотики, постарался бы по-
мочь избавиться от этой привычки; к рэкету относится негативно и
считает, что с этим надо бороться;
• относительно оценки проституции как способа зарабатывания де-
нег имеет неустойчивую позицию во всех возрастных группах;
• считает приемлемым для себя начать половую жизнь, не достигая
18 лет и уж тем более, не дожидаясь вступления в брак;
• раннюю беременность считает личным делом каждого; за реше-
ние подруги сделать аборт не осудил бы ее и считает, что через
это, рано или поздно, проходит каждая женщина; в вопросах безо-
пасного секса осведомлен, с его точки зрения, вполне достаточно;
• больше всего в жизни боится заболеть СПИДом, стать инвалидом,
прикованным к постели, остаться одиноким (добавили самостоя-
тельно);
• в общем-то никогда не сталкивался с настоящей опасностью; из
личного оружия предпочел бы газовый баллончик; из профессий
выбирает бизнесмена, юриста, экономиста; школу менять не пла-
нирует, но считает, что школа недостаточно готовит к будущей
самостоятельной жизни; в трудную минуту за поддержкой и опорой в первую очередь, обратится к друзьям, во вторую очередь, к
родителям.
Анализ этих данных дает представление о сферах, влияющих на форми-
рование нравственно-этического портрета современной молодежи.
Выборы молодежи распределились следующим образом: в свободное
время они предпочитают встречаться с друзьями (77%), слушать музыку
(61%), смотреть видео и ТВ (60%). Лишь 17% читают книги и 5% ходят в те-
атр и на выставки.
Основное предпочтение при просмотре фильмов отдается комедиям
(80%) и остросюжетным зрелищам (боевики –37%, детективы-19%, триллеры
12%). Среди музыкальных направлений подростками выбираются, в первую
очередь, образцы современной эстрады (98,1%), часть ребят все же иногда
слушают классическую музыку (16%), бардовую песню (8%), русские роман-
сы (6%).
В чтении выбор падает на журналы (41%) и газеты (21%), а также остро-
сюжетную литературу (детективы –15%, фантастика –15%, приключения –
21%). Треть ребят любит также читать романы.
Таким образом, можно видеть, что именно массовая культура, как наи-
более доступная, является основным средством формирования социокуль-
турного и нравственно-этического портрета нашего юного современника.
Интересные данные приводит Григорьев С.И.1, анализируя либерально-
антилиберальные предпочтения в сфере быта и социально- нравственных от-
ношений. Особенно показательна социально-этическая оценка брака по рас-
чету, где более 60% 17-летних россиян признают недостойным или исключи-
тельным брак по расчету. Либерально настроенные в этом вопросе составля-
ют 32%. Либеральную точку зрения по возможности и целесообразности
проституции выразили 9% респондентов. В исследовании же, проведенном
диссертантом, на вопрос «Считаете ли Вы проституцию приемлемым способом зарабатывания денег?», ответы «Отношусь с осуждением» и «Считаю,
что с этим необходимо бороться» выбрали среди 15- летних подростков-
57,2%; среди 19-летних студентов- 39,7% считают, что «эта работа ничем не
хуже, чем другая», хороший «способ получить за собственное удовольствие
большие деньги» и могут «представить себя в этом бизнесе», среди 15-
летних- 29,6%, а среди 19-летних- 31,9%; часть ребят ушла от ответа.
Соотносятся эти данные и со снижением возрастного барьера начала по-
ловой жизни. По данным того же исследования нравственно-этических пред-
ставлений в молодежной среде, на вопрос «С какого возраста, как Вы считае-
те, можно начинать половую жизнь?» 33% подростков выбрали «с 15лет»,
30%-«с 17 лет», 26%-«после 18-ти лет» и лишь 11% выбрали ответ «только
вступив в брак». У студентов распределение выборов было следующим:
33%-«с15 лет»;
34%-«с 17 лет»;
26%-«после 18-ти лет»;
7%- «только вступив в брак»
Таким образом, половая жизнь в молодежной среде в подавляющей сте-
пени не только не связывается с семейной, но не соотносится и с факторами
физиологического созревания человека, факторами здоровья. Это безуслов-
но, должно вызывать обеспокоенность.
В 2000г. в СГУ было проведено исследование основной целью которого
являлось всестороннее описание системы ценностных ориентаций студентов
СГУ.
Объектом исследования являлись студенты 1-5 курсов 15 специаль-
ностей СГУ. Выборка случайная, механическая. Объем выборки (вместе с
пилотажным исследованием) 400 человек.
Исследование проводилось в два этапа: пилотажное исследование
проведено в ноябре 1998 г. , полевое в апреле 1999.
В процессе исследования были получены следующие результаты.
Наиболее значимыми в жизни студентов СГУ являются
1.Здоровье 66,9%
2.Семья 55 %
3.Материальный достаток 46%
4.Преданные друзья 35,4%
5.Хорошее образование 25,7%
6.Интересная работа 23,6%
7.Карьера 16,9%
8.Улучшение существующего общества 8,3%
9.Признание _______окружающих 3,4%
10.Слава 1%
Необходимым условием для счастья для молодых людей являются
материальный достаток, крепкая семья (такой вариант ответа на вопрос “Что
Вам нужно сегодня для счастья прежде всего?” выбрали по 20 % респонден-
тов) и здоровье (соответственно 18,5% респондентов. Для сравнения: ста-
бильность в окружающем мире как условие счатья называют лишь 9,8%.).
При этом 71% опрошенных считают себя счастливыми людьми.
Высокое положение здоровья в системе ценностных ориентаций
подтверждается тем,что 62% молодых людей считают свой образ жизни здо-
ровым, время от времени уделяя внимание своему здоровью, придерживаясь
правильного питания и занимаясь физкультурой и спортом (соответственно
55, 35 и 30% респондентов). Для подавляющего числа опрошенных недопус-
тимо употребление наркотиков (93%), беспорядочные половые связи (71%).
Курение недопустимо для 50,5% респондентов. Более лояльное отношение у
молодых людей к употреблению алкоголя - недопустимо полностью лишь
для 8,2%.
Семья как ценность для 77% опрошенных молодых людей - союз
любящих людей, для 9,5% - разумная кооперация, 7,4% - затруднились опре-
делить “что такое семья”, 0,5% считают что семья - это пережиток прошлого.
Приоритетное положение материального достатка в системе ценно-
стей молодых людей обусловлено скорее преобладанием прагматических тенденций в современном обществе в целом, чем реальным положением ин-
дивидов - более 63% относят себя к среднеобеспеченному слою населения
(денег хватает на питание, жилье, одежду и развлечения); 24% - к низкообес-
печенным ( зарплата уходит в основном на питание). При этом 53% респон-
дентов только учатся; 7,7% - учатся и работают и 38% - хотели бы подрабо-
тать, но подходящую работу найти сложно. Это не вполне соответствует то-
му факту, что более 50% опрошенных определяют свою жизненую позицию
как прагматическую - “хочешь жить - умей вертеться”. Материальные про-
блемы волнуют молодых людей скорее в теоретическом плане чем в практи-
ческом - на первых позициях среди проблем общественной жизни, которые
волнуют студентов стоят падение жизненного уровня, безработица, рост ин-
фляции.
Таким образом, анализ собранной социологической информации
подтвердил что - на первом месте в системе ценностных ориентаций студен-
тов СГУ стоят витальные ценности, в частности, здоровье, семья и матери-
альный достаток.
По данным еще одного исследования в разных группах населения обна-
ружена общая тенденция возрастания значимости следующих ценностей:
«собственность», «богатство», «материальная обеспеченность», которые со-
ставляют единый комплекс «экономических ценностей». Один или несколько
элементов этого комплекса хоть и наряду с такими, как «здоровье», «семья»,
однако входят в пятерку наиболее предпочитаемых ценностей даже у стар-
ших школьников1.
Ссылаясь на исследование НИИКСИ Санкт-Петербургского университе-
та, Карпухин О.И. приводит следующие данные, которые характеризуют на-
бор приоритетных жизненных ценностей молодых людей.
Любовь-62.6%, семья-54.8%, здоровье-38.5%, материальный достаток-
35.9%, любимая работа- 23.9%, образование –22.6%, чистая совесть-13.8%, полезность людям-9%, творчество-5.3%, служение России-2.6%. При этом
основное влияние на формирование гражданских представлений, по данным
того же источника, оказывали: семья-34.4%, телевидение-31.1%, учебное за-
ведение- 24.2% 1.
Таким образом, можно выделить следующие тенденции в формировании
семейно-брачных ценностей и установок в молодежной среде:
-формирование ценностных ориентаций и приоритетов происходит на
фоне снижения социализирующей функции семьи под растущим воздействи-
ем средств массовой культуры;
-ценности материального достатка, богатства, денег входят в число важ-
нейших для молодежи, что несомненно отражается на построении ими своих
жизненных планов, выборе профессии, брачно-семейном поведении;
-ценности любви, семьи и семейных отношений все еще занимают пер-
вые позиции и это является тем ресурсом, на который можно опираться при
построении и реализации государственных молодежных и семейных про-
грамм.
Отдельного обсуждения заслуживают как брачные установки, так и ме-
ханизмы их реализации, а также особенности добрачного поведения молоде-
жи, т. к. все это играет определяющую роль в создании устойчивой, гармо-
ничной семьи.
Выбор брачного партнера и добрачное поведение относят к социальным
системам, которые созданы людьми в результате их сознательного объедине-
ния и в процессе эволюции превратились в нечто самостоятельное, сущест-
вующее и развивающееся по собственным законам. «Названное поведение
носит конкретно-исторический характер и ему присущи черты не только из-
менчивости, новизны, но и преемственности» 2.
Структура добрачного поведения состоит из биологических, социаль-
ных, психологических черт поведения индивида, которое имеет определен-
ную направленность к индивидам противоположного пола и преследует цель
создания семьи. К его структурным компонентам необходимо отнести обы-
чаи, традиции, обряды, гадания, с помощью которых в прошлом подрастаю-
щее поколение постепенно готовилось к выполнению тех или иных ролей и
функций. Ими наши предки сопровождали различные этапы половой зрело-
сти человека. Благодаря обрядам формировались психологические, волевые и
моральные качества, необходимые для дальнейшей жизни. Они также спо-
собствовали беспрекословному соблюдению существующих норм, в том
числе и в системе добрачного поведения1.
Социальные институты прошлого следили за тем, чтобы между поколе-
ниями не нарушалась нить преемственности. Был отлажен механизм соци-
ального воспроизводства, в результате чего происходило становление и регу-
лирование общепринятых общественных отношений.
«Люди постоянно испытывали на себе действие механизма социального
воспроизводства, в основу которого была заложена мысль: так жили веками и
не нам нарушать древние заветы предков. Личность подавлялась и подчиня-
лась стереотипам мышления и поведения, которые были приняты в общест-
ве»2.
Плодотворность системы добрачного поведения в недалеком прошлом
обеспечивалась огромной воспитательной работой самой семьи. Личность
«целеустремленно настраивали на будущую жизнь»3. Во всем многострук-
турном механизме системы добрачного поведения явно просматривались
приоритеты общества и семьи перед интересами личности.
Сегодня заметно изменилась система добрачного поведения. Если в про-
шлом вступление в брак представляло собой естественное и необходимое со-
бытие в жизни каждого человека, то сегодня такой предопределенности нет.
Социально одобряемое общение юношей и девушек в прошлом имело
исключительно матримониальное направление т.е. имеющее целью заключе-
ние брака и создание семьи. Сегодня же в сфере общения между молодыми
людьми не обязательно доминируют супружеские мотивы, в ней присутст-
вуют и эмотивные связи, и сексуальное удовлетворение, и творческое со-
трудничество.
Многофункциональность этой сферы не сопровождается системной
сложностью и глубиной, а характеризует больше ее феноменальный уровень.
Для прочности же будущего брака верность, ответственность качества
крайне необходимые.
Заметно уменьшилось и изменилось влияние родителей на выбор брач-
ного партнера, на все добрачное поведение в целом. И еще одно отличие от
добрачного поведения в прошлом – возросшие ожидания и притязания бу-
дущих брачных партнеров друг к другу и в целом ко всей семейной жизни.
Ценностью становится не просто наличие семьи, а вступление в брак
именно с любимым человеком, с тем, кто выбран по личным качествам»1.
В настоящее время, когда господствующей формой семьи стала нукле-
арная, образование личных «капиталов» супругов также является стимули-
рующим условием распада семьи, в особенности разводов2.
Проведенное диссертанткой социально-психологическое исследование
брачных установок в молодежных группах, позволило проанализировать, как
в них распределяются ценности семьи и семейной жизни. Исследование про-
водилось в двух возрастных срезах: подростки, средний возраст которых 15
лет, и студенты, средний возраст которых 19 лет.
Респондентам предлагалось описать «идеальную» модель предполагае-
мой их будущей семьи, для чего был разработан вопросник – схема, который
содержал основные пункты семейной структуры (см. приложение). Вводный
инструктаж предлагал опираться на вопросник, но не ограничиваться им. Все
участвовавшие в исследовании отнеслись к задаче позитивно, работу выпол-
няли с интересом, что еще раз подтвердило актуальность в молодежной среде
вопросов, связанных с внутрисемейными отношениями.
Кроме исследовательской задачи, параллельно решалась задача диагно-
стическая, т.е. ставилась задача выявить внутрисемейные дисгармонии «род-
ной семьи». Но, что важнее всего, решалась задача и психотерапевтическая,
т.к. отвечающий вербализовал свое отношение к «родной семье», сравнивая
ее со своей семьей «идеальной». На втором этапе работы предлагалось отме-
тить совпадения «идеальной» модели с «родной» семьей. В результате выяс-
нилось, что «идеальная» модель будущей семьи очень похожа на "родную" и
имела значительное расхождение с «родной» семьей у подавляющего числа
респондентов лишь в пункте, касающемся условий проживания будущей се-
мьи. Ожидания в этом вопросе достаточно высокие, в то время как их реаль-
ные семьи живут в основном в малогабаритных квартирах.
Анализ результатов исследования проводился по следующим направле-
ниям:
-общий среднестатистический портрет «идеальной» модели будущей се-
мьи молодежи, которая уже в начале XXI столетия начнет реализовывать
свои брачные установки;
-более детальный сравнительный анализ установок юношей и девушек
на брачность, детность, распределение лидерских позиций, готовность брать
на себя ответственность за ведение домашнего хозяйства и бюджет семьи;
-сравнительный возрастной анализ установок подростков и молодых
людей старше 18 лет.
Рассмотрение моделей семьи свидетельствует о том, что в области внут-
рисемейных отношений, характеризующих семейный строй, происходят активные процессы эгалитаризации и демократизации существующих поряд-
ков. В тоже время «идеальная» семья предпочтительная в молодежной среде,
в значительной степени носит черты патриархальности. А именно, в вопро-
сах распределения домашних обязанностей, ответственности за воспитание
детей и за ведение хозяйства, формального закрепление позиции главы дома
за мужчиной. В целом в вопросе о главенстве в современной городской семье
учитывается и экономический статус «кандидата» на эту роль, и обычай ока-
зывать уважение более старшим. По сравнению с прошлым изменилась и са-
ма роль главы семьи - главенство сегодня заключается не в проявлении вла-
сти над членами семьи, как это бывало прежде, не в распоряжении ими, а в
организации жизни семьи, в устройстве ее быта.
В целом, портрет среднестатистической идеальной модели семьи в мо-
лодежных группах выглядит следующим образом:
-семья состоит из мужа, жены, двух детей (67% юноши-студенты и
64,4% девушки-студентки, 78,6% юноши-подростки и 59% девушки-
подростки) и более (7.2% и 6.7% соответственно у студентов и 9.5% и 8.4%
соответственно у подростков);
-живет эта семья чаще всего в очень большой квартире в крупном городе
(у студентов), в собственном доме в пригороде большого города (у подрост-
ков);
-лидерство (муж-глава семьи) закреплено за мужчиной, т. е. патриар-
хальная модель распределения власти у 57% юношей-студентов и 62% деву-
шек-студенток, в то время как у подростков-юношей это 55%, а у девочек
лишь 27%;
-ответственность за ведение домашнего хозяйства юноши делегируют
девушкам (70% у студентов и 60% у подростков), а девушки добровольно за-
крепляют за собой (60% и 71% соответственно);
-семейным бюджетом в идеальной семье партнеры чаще всего распоря-
жаются сообща, что, очевидно, связано с тем, что современная женщина как
правило имеет независимый экономический статус;
-карманные деньги детям выделяются родителями лишь пока дети сами
не начинают зарабатывать, на что рассчитывает подавляющее большинство
респондентов;
-домашние обязанности в «идеальной» семье распределяются традици-
онно, а именно так называемая «женская» работа (кухня, стирка, уборка и
воспитание детей!) закреплены за супругой у подростков в 55% (юноши) и
74% (девушки), а у студентов в 49% (юноши) и 46% (девушки), причем сту-
денты как и юноши, так и девушки с большей готовностью настроены на вы-
полнение сообща этих работ;
-вечер буднего дня проходит в приготовлении ужина, совместного об-
щения, уроках у детей, у экрана телевизора;
-выходные дни – это, как правило, генеральная уборка, поездки по мага-
зинам и за город, общение с друзьями, что мало отличается от распределения
свободного времени в реальной российской семье;
-отпуск планируется на семейном совете с учетом мнения детей и прово-
дится обязательно в интересных дальних путешествиях, что сегодня недос-
тупно большинству российских семей;
-все занятия вне дома очерчиваются набором из работы и учебы, много
реже - спорт или другие увлечения;
-подавляющее число респондентов планируют использовать демократи-
ческую систему взаимодействия с детьми, а именно считаться с их мнением,
воздействовать словом, не применять насилия;
-в большинстве идеальных семей обязательно есть домашние животные,
за которыми ухаживает тот, кто больше всего их захотел;
-идеальная семья открыта для широкого общения с друзьями и родст-
венниками по поводу и без повода что соответствует русским традициям;
-по поводу вредных привычек высказывания категорично негативны
лишь в отношении наркотиков и чрезмерного употребления алкоголя, менее
категоричны в отношении курения, несоблюдения режима дня, «кофе по но-
чам»;
-в идеальной семье празднуются все традиционные светские праздники,
почитаются даты начала отношений, дни рождений, а также заметны упоми-
нания о религиозных праздниках Пасхи и Рождества.
Таким образом, привлекательная на уровне установок в молодежных
группах модель семьи, которую мы условно назвали «идеальной», в значи-
тельной степени соответствует наиболее распространенным образцам реаль-
ной российской семьи, что еще раз подчеркивает преемственность в форми-
ровании брачных установок. Обращает на себя внимание то, что ни один
респондент не выбрал модель неполной семьи, что предполагает установки
на прочный и стабильный брак. Особо отметим, что некоторое, пусть и не-
значительное число отвечающих, выбрали бездетную модель (3% юноши-
студенты и 2.4% девочки-подростки). В то же время, коэффициент рождае-
мости на уровне установок, равный 1.78, заметно выше реально существую-
щего на сегодняшний день в России 1.23, хотя и намного ниже необходимого
- 2.6.
Семья остается наиболее привлекательной формой организации межпо-
ловых отношений и реализации родительско-воспитательских устремлений.
Однако реальностью нашего времени являются снижение числа браков, уве-
личение количества разводов, снижение рождаемости до отметки вымирания
населения и ниже. Где происходит сбой в системе реализации таких привле-
кательных брачно-семейных установок? Этот вопрос является предметом по-
исков специалистов как и в области демографии, так и в таких областях, как
психология, социология, экономика, философия.