2.2. Особенности семейно-брачных установок молодежи: региональный аспект

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 

Невозможно анализировать процессы в российской обществе вне рас-

смотрения образа жизни, нравственно-этических, брачных установок, ценно-

стных ориентаций молодежи как особой социально-демографической группы

с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойст-

вами и социальными ценностями. Именно нынешней молодежи предстоит

решать социальные, экономические, культурные, духовные задачи, которые

будут стоять перед российским обществом в первой половине XXI века.

Проблему молодежи нельзя рассматривать вне круга социальных про-

блем, стоящих перед обществом. Необычность сегодняшней ситуации за-

ключается в том, что подростковый кризис переживается всем обществом,

охватывает все сферы жизнедеятельности российского общества, отражается

в механизме общественного воспроизводства. Кризис этот усугубляется, как

минимум, следующими моментами:

1.В условиях резкой социальной дифференциации, радикальных измене-

ний структуры общественных отношений молодежь чаще отрицает опыт

старших, чем принимает и осваивает;

2.Социально-экономический кризис ухудшил положение наиболее уяз-

вимых групп населения, включая детей, подростков, молодежи, что влечет за

собой нестабильность и конфликтность общества;

3.В обществе до сих пор нет ясного представления о модели развития

будущего.

Происходит слом общественной психологии, общая смена парадигмы

общественного сознания и идеологии. Ввиду своей идеологической разно-

родности старшее поколение не имеет определенных представлений относи-

тельно той идеологии, к которой придет младшее поколение. Ибо макси-

мальное знание, которое сегодня открывается «отцам», есть знание того, на-

сколько иррационально, насколько пропитано мифами и идеологическими

миражами наше сознание, насколько оно неадекватно объективной ситуации,

сложившейся в мире и в нашей стране к концу XX века. Подлинный смысл

«проблем молодежи» в нашей стране в смене парадигмы общественного соз-

нания, в отходе от мифологического и «крепостного» сознания и в трудности

обретения иного сознания. Чувство общности со своей страной, народом,

культурой, историей – одно из главных условий психического здоровья об-

щества и человека, нормальной самоидентификации человека, поколения,

общества1. Молодежь, по мнению Ю.А.Зубок, попала в «сложную ситуацию

выбора между самореализацией в социально одобряемых формах (учеба,

труд) и самоутверждением в рамках молодежной субкультуры, часто сопря-

женной с правонарушениями и дестабилизацией общества»2.

Началась эрозия тех стандартов и образцов общественного сознания, ко-

торые так долго считались единственно приемлемыми. С каждым поколени-

ем эта эрозия шла глубже и глубже и, наконец, сейчас выходит на поверх-

ность у нынешних, 20- летних. С этим связан моральный релятивизм. С этим

связана деидеологизация. С этим связаны хищнические тенденции в эконо-

мике, превращение обогащения, борьбы за комфорт в высшую (единствен-

ную) жизненную ценность.

В литературе (Ручкин Б.А. и др.)1 анализируются следующие современ-

ные тенденции в молодежной среде как социальном ресурсе:

-сокращение количества молодых людей, и параллельно – постарение

общества и снижение роли молодежи как социального ресурса в целом;

-тенденция ухудшения с каждым годом состояния здоровья детей и под-

ростков что подтверждают и данные статистического ежегодника;

-тенденция расширения процесса десоциализации, маргинализации мо-

лодежи и, далее, люмпенизации и криминализации;

-сокращение числа молодых людей, участвующих в материальном и ду-

ховном производительном труде, рост социальной пассивности;

-тенденция снижения возможностей участия молодежи в экономическом

развитии (безработица);

-перемещение в сферу негосударственного сектора экономики, где не

требуется профессионализм, не обеспечивается накопление интеллектуаль-

ной собственности;

-тенденция падения социальной ценности труда, престижа важных для

общества профессий2.

Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях состояния об-

щества, следует отдавать отчет в том, что молодежь - не только потенциал

перемен, но и фактор социальной нестабильности. Усугубление кризиса во

всех сферах общественной жизни определяют особую остроту молодежных

проблем.

Прогнозирование настоящих и будущих социальных процессов невоз-

можно без знания реальной картины интересов и жизненных планов, ценно-

стных ориентаций и поведения молодого поколения3. Поиски путей управления конфликтами в направлении от дезинтеграции к социальной интеграции

может реализоваться различными путями, но в любом случае, молодежная

сфера не должна рассматриваться лишь как явления контркультуры (делин-

квентность, криминализация).

Среди особенно болезненных факторов социально-психологического

поля отмечается «утрата индивидом групповой идентичности, той социо-

культурной ниши, которая обеспечивала удовлетворение потребности чело-

века в общественной принадлежности и духовной защищенности. В поисках

замещения утраченных форм идентичности человек обращается прежде всего

к таким относительно устойчивым социокультурным образованиям, как на-

циональное самосознание и религия, но также в определенных ситуациях

стремится создать новые идентификационные структуры»1.

И здесь же необходимо подчеркнуть, что социально – психологически

опасным представляется также отмечаемое «нарушение глубинных связей

всего нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение детства от мира

взрослых. Сегодня дети находятся рядом, но не внутри нашего мира. Ребе-

нок, чувствует себя ненужным для массы взрослых, равнодушных к нему.

Это положение отражается как в фиксируемых психологических состояниях

детей, так и в поведении взрослых, у которых атрофировалось ответственное

отношение к детству»2. Рост числа безнадзорных детей, социальное сиротст-

во, детская преступность и тревожные показатели по детской смертности яв-

ляются убедительным тому свидетельством.

О серьезном дефиците духовного внимания, уважения к ребенку, в том

числе и со стороны близких людей, чаще всего пишут психологи, которые по

роду деятельности призваны решать психолого-педагогические, психические

проблемы детей и подростков. Распространенная нынче тенденция повышенного внимания к одежде, питанию, культурным развлечениям детей со

стороны родителей и близких, заменила собой возможность общения с ними.

Возникающее в результате чувство одиночества у многих ребят, дохо-

дящее до отчаяния, способствует росту цинизма, потере уважения к важней-

шим человеческим ценностям. Здесь можно говорить о проблеме «систем-

ной» деструктивности общества, которая касается в первую очередь сфер

экономики, власти (политики) и культуры (престижа). Здесь и происходит

разрыв связей в системе «ребенок-взрослый», «старшее-младшее» поколения,

к распад связи времен.

Кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколе-

ний, который не исчерпывается традиционными для любого общества рас-

хождением «отцов» и «детей», но касается философских, мировоззренческих,

духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на эконо-

мику и производство, материальную жизнь общества.

Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача наследия

преемникам практически не происходит. Социальные ценности, которыми

жили они, в новой исторической ситуации для подавляющей части молодежи

утратили практическое значение и в силу этого не наследуются. Это во мно-

гом объясняется тем, что сами эти ценности не подвергались конструктивной

критике, а представлены средствами массовой информации в искаженном

виде.

В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий перерыв

постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы

принципиально иного строя.

Анализируя опыт сравнительных социологических исследований рос-

сийской молодежи, В.Т. Лисовский подчеркивает, что молодым сегодня при-

ходится решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобре-

тение квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым

условиям, отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость,

приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных, межполовых взаимоотношений или семья как оплот успешного

существования.

По данным мониторинга НИЦ при Институте молодежи, приблизитель-

но треть молодых людей ориентируется на ценности «выживания», а не

«достижения», на гарантированный минимум, нежели на свободу экономиче-

ской деятельности. В сознании и поведении молодежи усиливаются прагма-

тизм, стремление к материальному достатку, ориентация на предпринима-

тельство. Некоторые исследования положения молодежи дают представление

о том, что в иерархии ценностей значительной части молодежных групп

культ денег поднялся на одно из первых мест - факт, в котором отражаются

особенности мировоззрения и понимания молодыми людьми своих жизнен-

ных перспектив: деньги выступают как условие удовлетворения потребно-

стей не только в развлечении, но и духовном росте, в саморазвитии1.

В то же время, на наш взгляд, ценности семейных отношений остаются

все еще самыми приоритетными. В студенческой среде городов Ставрополя и

Ростова-на-Дону, было проведено и развернутое исследование брачных уста-

новок (подробнее смотрите ниже), которое подтвердило серьезность и зна-

чимость тематики семьи и семейных отношений для молодежных групп.

Основная нагрузка в решении молодежных проблем сдвинута на самих

молодых людей, на их семьи, ближайшее родственное и дружеское окруже-

ние.

Подавляющее большинство программ, законов и постановлений прави-

тельственных органов Российской Федерации направлены на материальную

поддержку незащищенных слоев населения, в первую очередь инвалидов,

сирот, беженцев и др. Можно уверенно сказать, что нет в этом списке про-

грамм, направленных на изучение мегатенденций в современной семье, на

поиск путей оздоровления брачно-семейных отношений.

Коммерциализация сферы молодежного досуга, туризма, спорта, образо-

вания, которые становятся все менее доступными для средне и малообеспе-

ченных молодых людей, молодых семей, сокращает возможности для освое-

ния мира в форме обучения, игры, творчества, путешествия. В первую оче-

редь в категорию малообеспеченных попадают семьи неполные. Небольшой

иллюстрацией этому положению, а также тому, что у семьи полной лучше

ресурс и больше возможностей, чтобы мотивировать своего ребенка на про-

должение образования в высшей школе, а также обеспечить поддержку в этот

период, служит анализ состава родных семей все той же студенческой ауди-

тории. Студентам было предложено перечислить всех членов семьи, с кото-

рыми они проживали на момент поступления. Распределение вариантов вы-

глядит следующим образом:

-полные семьи составили - 90,72%,

из них: однодетные-25%;

двухдетные-60,2%;

многодетные-14,8%;

-неполные семьи составили - 9,28%,

из них: однодетные – 33,3%;

двухдетные – 55,5%;

многодетные – 11,2%.

Безусловно, что эти данные являются лишь косвенной иллюстрацией

выдвинутого выше предположения. Вероятно, они могут также отражать со-

отношение полных и неполных семей не только в студенческой среде, но и в

целом по России. Требуется проверка на более широкой выборке, в том числе

и на контрольной группе молодежи, не включенной в процесс получения

высшего образования. Однако цифры эти обращают на себя внимание и за-

служивают дальнейшего исследования.

Наиболее доступными для значительной части населения, в том числе и

молодежи как самые дешевые, являются электронные средства массовой ин-

формации, которые и контролируют значительную часть досуга молодежи, и

выступают как важнейший институт формирования духовного мира, ценно-

стных ориентаций, социальных установок новых поколений. Все это проис-

ходит на фоне значительной разобщенности традиционных институтов со-

циализации (семьи, школы, СМИ, армии, общественных объединений и т.д.)

- в силу их конкурентных отношений и нахождения в неравных финансовых,

коммуникативных, организационных и пр. условиях. Совершенно очевидно,

что проблемы духовного и нравственного развития молодежи невозможно

решать вне общего процесса духовного и нравственного развития всего гра-

жданского общества России, и вне возрождения нравственно здоровой семьи.

Приведем данные по исследованию семейно-брачных установок моло-

дежных групп (подростки 13-17 лет и студенты 18-23 лет), которое проводи-

ла диссертант в 2002-2003 гг. (см. прил. ). Всего в опросе приняли участие

1400 студентов (660 - юноши и 740 -девушки) и 703 подростков (332- юноши

и 371 - девушки). Так как в поле исследования были включены лишь юноши

и девушки, организованные социально значимыми видами деятельности

(учеба в школе и университете), то мы не имеем возможности говорить о той

части молодежи, которая по тем или иным причинам остается за пределами

этого пространства. В данной работе представлен среднестатистический

портрет пятнадцатилетнего подростка-школьника и девятнадцатилетнего

студента, отличие которых касается лишь вопросов предпочтений в сферах

досуга (видов отдыха, программ телевидения, музыкальных жанров).

Условный современный представитель молодежных групп на уровне ус-

тановок выглядит следующим образом:

• в свободное время предпочитает больше всего встречаться с

друзьями, слушать музыку, смотреть телевизор и видео, читать

книги (лишь девушки- студентки);

• предпочитает смотреть комедии, боевики (кроме девушек-

студенток), мелодрамы (кроме юношей обоих возрастных групп);

из телепередач выбирает кинофильмы и музыкальные передачи,

показы мод (девочки-подростки), политические обзоры (студен-

ты);

• музыкальные предпочтения лежат в области современных ритмов

и отечественной эстрады и лишь треть девушек-студенток слушает

с удовольствием классическую музыку;

• если и читает, то журналы, детективы, фантастику;

• в понятие «здоровый образ жизни» включает «не пить», «не упот-

реблять наркотики», «заниматься спортом», «вести осмысленную

жизнь» и считает, что необходимо придерживаться принципов здо-

рового образа жизни хотя бы частично;

• если бы узнал, что друг употребляет наркотики, постарался бы по-

мочь избавиться от этой привычки; к рэкету относится негативно и

считает, что с этим надо бороться;

• относительно оценки проституции как способа зарабатывания де-

нег имеет неустойчивую позицию во всех возрастных группах;

• считает приемлемым для себя начать половую жизнь, не достигая

18 лет и уж тем более, не дожидаясь вступления в брак;

• раннюю беременность считает личным делом каждого; за реше-

ние подруги сделать аборт не осудил бы ее и считает, что через

это, рано или поздно, проходит каждая женщина; в вопросах безо-

пасного секса осведомлен, с его точки зрения, вполне достаточно;

• больше всего в жизни боится заболеть СПИДом, стать инвалидом,

прикованным к постели, остаться одиноким (добавили самостоя-

тельно);

• в общем-то никогда не сталкивался с настоящей опасностью; из

личного оружия предпочел бы газовый баллончик; из профессий

выбирает бизнесмена, юриста, экономиста; школу менять не пла-

нирует, но считает, что школа недостаточно готовит к будущей

самостоятельной жизни; в трудную минуту за поддержкой и опорой в первую очередь, обратится к друзьям, во вторую очередь, к

родителям.

Анализ этих данных дает представление о сферах, влияющих на форми-

рование нравственно-этического портрета современной молодежи.

Выборы молодежи распределились следующим образом: в свободное

время они предпочитают встречаться с друзьями (77%), слушать музыку

(61%), смотреть видео и ТВ (60%). Лишь 17% читают книги и 5% ходят в те-

атр и на выставки.

Основное предпочтение при просмотре фильмов отдается комедиям

(80%) и остросюжетным зрелищам (боевики –37%, детективы-19%, триллеры

12%). Среди музыкальных направлений подростками выбираются, в первую

очередь, образцы современной эстрады (98,1%), часть ребят все же иногда

слушают классическую музыку (16%), бардовую песню (8%), русские роман-

сы (6%).

В чтении выбор падает на журналы (41%) и газеты (21%), а также остро-

сюжетную литературу (детективы –15%, фантастика –15%, приключения –

21%). Треть ребят любит также читать романы.

Таким образом, можно видеть, что именно массовая культура, как наи-

более доступная, является основным средством формирования социокуль-

турного и нравственно-этического портрета нашего юного современника.

Интересные данные приводит Григорьев С.И.1, анализируя либерально-

антилиберальные предпочтения в сфере быта и социально- нравственных от-

ношений. Особенно показательна социально-этическая оценка брака по рас-

чету, где более 60% 17-летних россиян признают недостойным или исключи-

тельным брак по расчету. Либерально настроенные в этом вопросе составля-

ют 32%. Либеральную точку зрения по возможности и целесообразности

проституции выразили 9% респондентов. В исследовании же, проведенном

диссертантом, на вопрос «Считаете ли Вы проституцию приемлемым способом зарабатывания денег?», ответы «Отношусь с осуждением» и «Считаю,

что с этим необходимо бороться» выбрали среди 15- летних подростков-

57,2%; среди 19-летних студентов- 39,7% считают, что «эта работа ничем не

хуже, чем другая», хороший «способ получить за собственное удовольствие

большие деньги» и могут «представить себя в этом бизнесе», среди 15-

летних- 29,6%, а среди 19-летних- 31,9%; часть ребят ушла от ответа.

Соотносятся эти данные и со снижением возрастного барьера начала по-

ловой жизни. По данным того же исследования нравственно-этических пред-

ставлений в молодежной среде, на вопрос «С какого возраста, как Вы считае-

те, можно начинать половую жизнь?» 33% подростков выбрали «с 15лет»,

30%-«с 17 лет», 26%-«после 18-ти лет» и лишь 11% выбрали ответ «только

вступив в брак». У студентов распределение выборов было следующим:

33%-«с15 лет»;

34%-«с 17 лет»;

26%-«после 18-ти лет»;

7%- «только вступив в брак»

Таким образом, половая жизнь в молодежной среде в подавляющей сте-

пени не только не связывается с семейной, но не соотносится и с факторами

физиологического созревания человека, факторами здоровья. Это безуслов-

но, должно вызывать обеспокоенность.

В 2000г. в СГУ было проведено исследование основной целью которого

являлось всестороннее описание системы ценностных ориентаций студентов

СГУ.

Объектом исследования являлись студенты 1-5 курсов 15 специаль-

ностей СГУ. Выборка случайная, механическая. Объем выборки (вместе с

пилотажным исследованием) 400 человек.

Исследование проводилось в два этапа: пилотажное исследование

проведено в ноябре 1998 г. , полевое в апреле 1999.

В процессе исследования были получены следующие результаты.

Наиболее значимыми в жизни студентов СГУ являются

1.Здоровье 66,9%

2.Семья 55 %

3.Материальный достаток 46%

4.Преданные друзья 35,4%

5.Хорошее образование 25,7%

6.Интересная работа 23,6%

7.Карьера 16,9%

8.Улучшение существующего общества 8,3%

9.Признание _______окружающих 3,4%

10.Слава 1%

Необходимым условием для счастья для молодых людей являются

материальный достаток, крепкая семья (такой вариант ответа на вопрос “Что

Вам нужно сегодня для счастья прежде всего?” выбрали по 20 % респонден-

тов) и здоровье (соответственно 18,5% респондентов. Для сравнения: ста-

бильность в окружающем мире как условие счатья называют лишь 9,8%.).

При этом 71% опрошенных считают себя счастливыми людьми.

Высокое положение здоровья в системе ценностных ориентаций

подтверждается тем,что 62% молодых людей считают свой образ жизни здо-

ровым, время от времени уделяя внимание своему здоровью, придерживаясь

правильного питания и занимаясь физкультурой и спортом (соответственно

55, 35 и 30% респондентов). Для подавляющего числа опрошенных недопус-

тимо употребление наркотиков (93%), беспорядочные половые связи (71%).

Курение недопустимо для 50,5% респондентов. Более лояльное отношение у

молодых людей к употреблению алкоголя - недопустимо полностью лишь

для 8,2%.

Семья как ценность для 77% опрошенных молодых людей - союз

любящих людей, для 9,5% - разумная кооперация, 7,4% - затруднились опре-

делить “что такое семья”, 0,5% считают что семья - это пережиток прошлого.

Приоритетное положение материального достатка в системе ценно-

стей молодых людей обусловлено скорее преобладанием прагматических тенденций в современном обществе в целом, чем реальным положением ин-

дивидов - более 63% относят себя к среднеобеспеченному слою населения

(денег хватает на питание, жилье, одежду и развлечения); 24% - к низкообес-

печенным ( зарплата уходит в основном на питание). При этом 53% респон-

дентов только учатся; 7,7% - учатся и работают и 38% - хотели бы подрабо-

тать, но подходящую работу найти сложно. Это не вполне соответствует то-

му факту, что более 50% опрошенных определяют свою жизненую позицию

как прагматическую - “хочешь жить - умей вертеться”. Материальные про-

блемы волнуют молодых людей скорее в теоретическом плане чем в практи-

ческом - на первых позициях среди проблем общественной жизни, которые

волнуют студентов стоят падение жизненного уровня, безработица, рост ин-

фляции.

Таким образом, анализ собранной социологической информации

подтвердил что - на первом месте в системе ценностных ориентаций студен-

тов СГУ стоят витальные ценности, в частности, здоровье, семья и матери-

альный достаток.

По данным еще одного исследования в разных группах населения обна-

ружена общая тенденция возрастания значимости следующих ценностей:

«собственность», «богатство», «материальная обеспеченность», которые со-

ставляют единый комплекс «экономических ценностей». Один или несколько

элементов этого комплекса хоть и наряду с такими, как «здоровье», «семья»,

однако входят в пятерку наиболее предпочитаемых ценностей даже у стар-

ших школьников1.

Ссылаясь на исследование НИИКСИ Санкт-Петербургского университе-

та, Карпухин О.И. приводит следующие данные, которые характеризуют на-

бор приоритетных жизненных ценностей молодых людей.

Любовь-62.6%, семья-54.8%, здоровье-38.5%, материальный достаток-

35.9%, любимая работа- 23.9%, образование –22.6%, чистая совесть-13.8%, полезность людям-9%, творчество-5.3%, служение России-2.6%. При этом

основное влияние на формирование гражданских представлений, по данным

того же источника, оказывали: семья-34.4%, телевидение-31.1%, учебное за-

ведение- 24.2% 1.

Таким образом, можно выделить следующие тенденции в формировании

семейно-брачных ценностей и установок в молодежной среде:

-формирование ценностных ориентаций и приоритетов происходит на

фоне снижения социализирующей функции семьи под растущим воздействи-

ем средств массовой культуры;

-ценности материального достатка, богатства, денег входят в число важ-

нейших для молодежи, что несомненно отражается на построении ими своих

жизненных планов, выборе профессии, брачно-семейном поведении;

-ценности любви, семьи и семейных отношений все еще занимают пер-

вые позиции и это является тем ресурсом, на который можно опираться при

построении и реализации государственных молодежных и семейных про-

грамм.

Отдельного обсуждения заслуживают как брачные установки, так и ме-

ханизмы их реализации, а также особенности добрачного поведения молоде-

жи, т. к. все это играет определяющую роль в создании устойчивой, гармо-

ничной семьи.

Выбор брачного партнера и добрачное поведение относят к социальным

системам, которые созданы людьми в результате их сознательного объедине-

ния и в процессе эволюции превратились в нечто самостоятельное, сущест-

вующее и развивающееся по собственным законам. «Названное поведение

носит конкретно-исторический характер и ему присущи черты не только из-

менчивости, новизны, но и преемственности» 2.

Структура добрачного поведения состоит из биологических, социаль-

ных, психологических черт поведения индивида, которое имеет определен-

ную направленность к индивидам противоположного пола и преследует цель

создания семьи. К его структурным компонентам необходимо отнести обы-

чаи, традиции, обряды, гадания, с помощью которых в прошлом подрастаю-

щее поколение постепенно готовилось к выполнению тех или иных ролей и

функций. Ими наши предки сопровождали различные этапы половой зрело-

сти человека. Благодаря обрядам формировались психологические, волевые и

моральные качества, необходимые для дальнейшей жизни. Они также спо-

собствовали беспрекословному соблюдению существующих норм, в том

числе и в системе добрачного поведения1.

Социальные институты прошлого следили за тем, чтобы между поколе-

ниями не нарушалась нить преемственности. Был отлажен механизм соци-

ального воспроизводства, в результате чего происходило становление и регу-

лирование общепринятых общественных отношений.

«Люди постоянно испытывали на себе действие механизма социального

воспроизводства, в основу которого была заложена мысль: так жили веками и

не нам нарушать древние заветы предков. Личность подавлялась и подчиня-

лась стереотипам мышления и поведения, которые были приняты в общест-

ве»2.

Плодотворность системы добрачного поведения в недалеком прошлом

обеспечивалась огромной воспитательной работой самой семьи. Личность

«целеустремленно настраивали на будущую жизнь»3. Во всем многострук-

турном механизме системы добрачного поведения явно просматривались

приоритеты общества и семьи перед интересами личности.

Сегодня заметно изменилась система добрачного поведения. Если в про-

шлом вступление в брак представляло собой естественное и необходимое со-

бытие в жизни каждого человека, то сегодня такой предопределенности нет.

Социально одобряемое общение юношей и девушек в прошлом имело

исключительно матримониальное направление т.е. имеющее целью заключе-

ние брака и создание семьи. Сегодня же в сфере общения между молодыми

людьми не обязательно доминируют супружеские мотивы, в ней присутст-

вуют и эмотивные связи, и сексуальное удовлетворение, и творческое со-

трудничество.

Многофункциональность этой сферы не сопровождается системной

сложностью и глубиной, а характеризует больше ее феноменальный уровень.

Для прочности же будущего брака верность, ответственность качества

крайне необходимые.

Заметно уменьшилось и изменилось влияние родителей на выбор брач-

ного партнера, на все добрачное поведение в целом. И еще одно отличие от

добрачного поведения в прошлом – возросшие ожидания и притязания бу-

дущих брачных партнеров друг к другу и в целом ко всей семейной жизни.

Ценностью становится не просто наличие семьи, а вступление в брак

именно с любимым человеком, с тем, кто выбран по личным качествам»1.

В настоящее время, когда господствующей формой семьи стала нукле-

арная, образование личных «капиталов» супругов также является стимули-

рующим условием распада семьи, в особенности разводов2.

Проведенное диссертанткой социально-психологическое исследование

брачных установок в молодежных группах, позволило проанализировать, как

в них распределяются ценности семьи и семейной жизни. Исследование про-

водилось в двух возрастных срезах: подростки, средний возраст которых 15

лет, и студенты, средний возраст которых 19 лет.

Респондентам предлагалось описать «идеальную» модель предполагае-

мой их будущей семьи, для чего был разработан вопросник – схема, который

содержал основные пункты семейной структуры (см. приложение). Вводный

инструктаж предлагал опираться на вопросник, но не ограничиваться им. Все

участвовавшие в исследовании отнеслись к задаче позитивно, работу выпол-

няли с интересом, что еще раз подтвердило актуальность в молодежной среде

вопросов, связанных с внутрисемейными отношениями.

Кроме исследовательской задачи, параллельно решалась задача диагно-

стическая, т.е. ставилась задача выявить внутрисемейные дисгармонии «род-

ной семьи». Но, что важнее всего, решалась задача и психотерапевтическая,

т.к. отвечающий вербализовал свое отношение к «родной семье», сравнивая

ее со своей семьей «идеальной». На втором этапе работы предлагалось отме-

тить совпадения «идеальной» модели с «родной» семьей. В результате выяс-

нилось, что «идеальная» модель будущей семьи очень похожа на "родную" и

имела значительное расхождение с «родной» семьей у подавляющего числа

респондентов лишь в пункте, касающемся условий проживания будущей се-

мьи. Ожидания в этом вопросе достаточно высокие, в то время как их реаль-

ные семьи живут в основном в малогабаритных квартирах.

Анализ результатов исследования проводился по следующим направле-

ниям:

-общий среднестатистический портрет «идеальной» модели будущей се-

мьи молодежи, которая уже в начале XXI столетия начнет реализовывать

свои брачные установки;

-более детальный сравнительный анализ установок юношей и девушек

на брачность, детность, распределение лидерских позиций, готовность брать

на себя ответственность за ведение домашнего хозяйства и бюджет семьи;

-сравнительный возрастной анализ установок подростков и молодых

людей старше 18 лет.

Рассмотрение моделей семьи свидетельствует о том, что в области внут-

рисемейных отношений, характеризующих семейный строй, происходят активные процессы эгалитаризации и демократизации существующих поряд-

ков. В тоже время «идеальная» семья предпочтительная в молодежной среде,

в значительной степени носит черты патриархальности. А именно, в вопро-

сах распределения домашних обязанностей, ответственности за воспитание

детей и за ведение хозяйства, формального закрепление позиции главы дома

за мужчиной. В целом в вопросе о главенстве в современной городской семье

учитывается и экономический статус «кандидата» на эту роль, и обычай ока-

зывать уважение более старшим. По сравнению с прошлым изменилась и са-

ма роль главы семьи - главенство сегодня заключается не в проявлении вла-

сти над членами семьи, как это бывало прежде, не в распоряжении ими, а в

организации жизни семьи, в устройстве ее быта.

В целом, портрет среднестатистической идеальной модели семьи в мо-

лодежных группах выглядит следующим образом:

-семья состоит из мужа, жены, двух детей (67% юноши-студенты и

64,4% девушки-студентки, 78,6% юноши-подростки и 59% девушки-

подростки) и более (7.2% и 6.7% соответственно у студентов и 9.5% и 8.4%

соответственно у подростков);

-живет эта семья чаще всего в очень большой квартире в крупном городе

(у студентов), в собственном доме в пригороде большого города (у подрост-

ков);

-лидерство (муж-глава семьи) закреплено за мужчиной, т. е. патриар-

хальная модель распределения власти у 57% юношей-студентов и 62% деву-

шек-студенток, в то время как у подростков-юношей это 55%, а у девочек

лишь 27%;

-ответственность за ведение домашнего хозяйства юноши делегируют

девушкам (70% у студентов и 60% у подростков), а девушки добровольно за-

крепляют за собой (60% и 71% соответственно);

-семейным бюджетом в идеальной семье партнеры чаще всего распоря-

жаются сообща, что, очевидно, связано с тем, что современная женщина как

правило имеет независимый экономический статус;

-карманные деньги детям выделяются родителями лишь пока дети сами

не начинают зарабатывать, на что рассчитывает подавляющее большинство

респондентов;

-домашние обязанности в «идеальной» семье распределяются традици-

онно, а именно так называемая «женская» работа (кухня, стирка, уборка и

воспитание детей!) закреплены за супругой у подростков в 55% (юноши) и

74% (девушки), а у студентов в 49% (юноши) и 46% (девушки), причем сту-

денты как и юноши, так и девушки с большей готовностью настроены на вы-

полнение сообща этих работ;

-вечер буднего дня проходит в приготовлении ужина, совместного об-

щения, уроках у детей, у экрана телевизора;

-выходные дни – это, как правило, генеральная уборка, поездки по мага-

зинам и за город, общение с друзьями, что мало отличается от распределения

свободного времени в реальной российской семье;

-отпуск планируется на семейном совете с учетом мнения детей и прово-

дится обязательно в интересных дальних путешествиях, что сегодня недос-

тупно большинству российских семей;

-все занятия вне дома очерчиваются набором из работы и учебы, много

реже - спорт или другие увлечения;

-подавляющее число респондентов планируют использовать демократи-

ческую систему взаимодействия с детьми, а именно считаться с их мнением,

воздействовать словом, не применять насилия;

-в большинстве идеальных семей обязательно есть домашние животные,

за которыми ухаживает тот, кто больше всего их захотел;

-идеальная семья открыта для широкого общения с друзьями и родст-

венниками по поводу и без повода что соответствует русским традициям;

-по поводу вредных привычек высказывания категорично негативны

лишь в отношении наркотиков и чрезмерного употребления алкоголя, менее

категоричны в отношении курения, несоблюдения режима дня, «кофе по но-

чам»;

-в идеальной семье празднуются все традиционные светские праздники,

почитаются даты начала отношений, дни рождений, а также заметны упоми-

нания о религиозных праздниках Пасхи и Рождества.

Таким образом, привлекательная на уровне установок в молодежных

группах модель семьи, которую мы условно назвали «идеальной», в значи-

тельной степени соответствует наиболее распространенным образцам реаль-

ной российской семьи, что еще раз подчеркивает преемственность в форми-

ровании брачных установок. Обращает на себя внимание то, что ни один

респондент не выбрал модель неполной семьи, что предполагает установки

на прочный и стабильный брак. Особо отметим, что некоторое, пусть и не-

значительное число отвечающих, выбрали бездетную модель (3% юноши-

студенты и 2.4% девочки-подростки). В то же время, коэффициент рождае-

мости на уровне установок, равный 1.78, заметно выше реально существую-

щего на сегодняшний день в России 1.23, хотя и намного ниже необходимого

- 2.6.

Семья остается наиболее привлекательной формой организации межпо-

ловых отношений и реализации родительско-воспитательских устремлений.

Однако реальностью нашего времени являются снижение числа браков, уве-

личение количества разводов, снижение рождаемости до отметки вымирания

населения и ниже. Где происходит сбой в системе реализации таких привле-

кательных брачно-семейных установок? Этот вопрос является предметом по-

исков специалистов как и в области демографии, так и в таких областях, как

психология, социология, экономика, философия.

Невозможно анализировать процессы в российской обществе вне рас-

смотрения образа жизни, нравственно-этических, брачных установок, ценно-

стных ориентаций молодежи как особой социально-демографической группы

с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойст-

вами и социальными ценностями. Именно нынешней молодежи предстоит

решать социальные, экономические, культурные, духовные задачи, которые

будут стоять перед российским обществом в первой половине XXI века.

Проблему молодежи нельзя рассматривать вне круга социальных про-

блем, стоящих перед обществом. Необычность сегодняшней ситуации за-

ключается в том, что подростковый кризис переживается всем обществом,

охватывает все сферы жизнедеятельности российского общества, отражается

в механизме общественного воспроизводства. Кризис этот усугубляется, как

минимум, следующими моментами:

1.В условиях резкой социальной дифференциации, радикальных измене-

ний структуры общественных отношений молодежь чаще отрицает опыт

старших, чем принимает и осваивает;

2.Социально-экономический кризис ухудшил положение наиболее уяз-

вимых групп населения, включая детей, подростков, молодежи, что влечет за

собой нестабильность и конфликтность общества;

3.В обществе до сих пор нет ясного представления о модели развития

будущего.

Происходит слом общественной психологии, общая смена парадигмы

общественного сознания и идеологии. Ввиду своей идеологической разно-

родности старшее поколение не имеет определенных представлений относи-

тельно той идеологии, к которой придет младшее поколение. Ибо макси-

мальное знание, которое сегодня открывается «отцам», есть знание того, на-

сколько иррационально, насколько пропитано мифами и идеологическими

миражами наше сознание, насколько оно неадекватно объективной ситуации,

сложившейся в мире и в нашей стране к концу XX века. Подлинный смысл

«проблем молодежи» в нашей стране в смене парадигмы общественного соз-

нания, в отходе от мифологического и «крепостного» сознания и в трудности

обретения иного сознания. Чувство общности со своей страной, народом,

культурой, историей – одно из главных условий психического здоровья об-

щества и человека, нормальной самоидентификации человека, поколения,

общества1. Молодежь, по мнению Ю.А.Зубок, попала в «сложную ситуацию

выбора между самореализацией в социально одобряемых формах (учеба,

труд) и самоутверждением в рамках молодежной субкультуры, часто сопря-

женной с правонарушениями и дестабилизацией общества»2.

Началась эрозия тех стандартов и образцов общественного сознания, ко-

торые так долго считались единственно приемлемыми. С каждым поколени-

ем эта эрозия шла глубже и глубже и, наконец, сейчас выходит на поверх-

ность у нынешних, 20- летних. С этим связан моральный релятивизм. С этим

связана деидеологизация. С этим связаны хищнические тенденции в эконо-

мике, превращение обогащения, борьбы за комфорт в высшую (единствен-

ную) жизненную ценность.

В литературе (Ручкин Б.А. и др.)1 анализируются следующие современ-

ные тенденции в молодежной среде как социальном ресурсе:

-сокращение количества молодых людей, и параллельно – постарение

общества и снижение роли молодежи как социального ресурса в целом;

-тенденция ухудшения с каждым годом состояния здоровья детей и под-

ростков что подтверждают и данные статистического ежегодника;

-тенденция расширения процесса десоциализации, маргинализации мо-

лодежи и, далее, люмпенизации и криминализации;

-сокращение числа молодых людей, участвующих в материальном и ду-

ховном производительном труде, рост социальной пассивности;

-тенденция снижения возможностей участия молодежи в экономическом

развитии (безработица);

-перемещение в сферу негосударственного сектора экономики, где не

требуется профессионализм, не обеспечивается накопление интеллектуаль-

ной собственности;

-тенденция падения социальной ценности труда, престижа важных для

общества профессий2.

Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях состояния об-

щества, следует отдавать отчет в том, что молодежь - не только потенциал

перемен, но и фактор социальной нестабильности. Усугубление кризиса во

всех сферах общественной жизни определяют особую остроту молодежных

проблем.

Прогнозирование настоящих и будущих социальных процессов невоз-

можно без знания реальной картины интересов и жизненных планов, ценно-

стных ориентаций и поведения молодого поколения3. Поиски путей управления конфликтами в направлении от дезинтеграции к социальной интеграции

может реализоваться различными путями, но в любом случае, молодежная

сфера не должна рассматриваться лишь как явления контркультуры (делин-

квентность, криминализация).

Среди особенно болезненных факторов социально-психологического

поля отмечается «утрата индивидом групповой идентичности, той социо-

культурной ниши, которая обеспечивала удовлетворение потребности чело-

века в общественной принадлежности и духовной защищенности. В поисках

замещения утраченных форм идентичности человек обращается прежде всего

к таким относительно устойчивым социокультурным образованиям, как на-

циональное самосознание и религия, но также в определенных ситуациях

стремится создать новые идентификационные структуры»1.

И здесь же необходимо подчеркнуть, что социально – психологически

опасным представляется также отмечаемое «нарушение глубинных связей

всего нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение детства от мира

взрослых. Сегодня дети находятся рядом, но не внутри нашего мира. Ребе-

нок, чувствует себя ненужным для массы взрослых, равнодушных к нему.

Это положение отражается как в фиксируемых психологических состояниях

детей, так и в поведении взрослых, у которых атрофировалось ответственное

отношение к детству»2. Рост числа безнадзорных детей, социальное сиротст-

во, детская преступность и тревожные показатели по детской смертности яв-

ляются убедительным тому свидетельством.

О серьезном дефиците духовного внимания, уважения к ребенку, в том

числе и со стороны близких людей, чаще всего пишут психологи, которые по

роду деятельности призваны решать психолого-педагогические, психические

проблемы детей и подростков. Распространенная нынче тенденция повышенного внимания к одежде, питанию, культурным развлечениям детей со

стороны родителей и близких, заменила собой возможность общения с ними.

Возникающее в результате чувство одиночества у многих ребят, дохо-

дящее до отчаяния, способствует росту цинизма, потере уважения к важней-

шим человеческим ценностям. Здесь можно говорить о проблеме «систем-

ной» деструктивности общества, которая касается в первую очередь сфер

экономики, власти (политики) и культуры (престижа). Здесь и происходит

разрыв связей в системе «ребенок-взрослый», «старшее-младшее» поколения,

к распад связи времен.

Кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколе-

ний, который не исчерпывается традиционными для любого общества рас-

хождением «отцов» и «детей», но касается философских, мировоззренческих,

духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на эконо-

мику и производство, материальную жизнь общества.

Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача наследия

преемникам практически не происходит. Социальные ценности, которыми

жили они, в новой исторической ситуации для подавляющей части молодежи

утратили практическое значение и в силу этого не наследуются. Это во мно-

гом объясняется тем, что сами эти ценности не подвергались конструктивной

критике, а представлены средствами массовой информации в искаженном

виде.

В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий перерыв

постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы

принципиально иного строя.

Анализируя опыт сравнительных социологических исследований рос-

сийской молодежи, В.Т. Лисовский подчеркивает, что молодым сегодня при-

ходится решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобре-

тение квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым

условиям, отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость,

приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных, межполовых взаимоотношений или семья как оплот успешного

существования.

По данным мониторинга НИЦ при Институте молодежи, приблизитель-

но треть молодых людей ориентируется на ценности «выживания», а не

«достижения», на гарантированный минимум, нежели на свободу экономиче-

ской деятельности. В сознании и поведении молодежи усиливаются прагма-

тизм, стремление к материальному достатку, ориентация на предпринима-

тельство. Некоторые исследования положения молодежи дают представление

о том, что в иерархии ценностей значительной части молодежных групп

культ денег поднялся на одно из первых мест - факт, в котором отражаются

особенности мировоззрения и понимания молодыми людьми своих жизнен-

ных перспектив: деньги выступают как условие удовлетворения потребно-

стей не только в развлечении, но и духовном росте, в саморазвитии1.

В то же время, на наш взгляд, ценности семейных отношений остаются

все еще самыми приоритетными. В студенческой среде городов Ставрополя и

Ростова-на-Дону, было проведено и развернутое исследование брачных уста-

новок (подробнее смотрите ниже), которое подтвердило серьезность и зна-

чимость тематики семьи и семейных отношений для молодежных групп.

Основная нагрузка в решении молодежных проблем сдвинута на самих

молодых людей, на их семьи, ближайшее родственное и дружеское окруже-

ние.

Подавляющее большинство программ, законов и постановлений прави-

тельственных органов Российской Федерации направлены на материальную

поддержку незащищенных слоев населения, в первую очередь инвалидов,

сирот, беженцев и др. Можно уверенно сказать, что нет в этом списке про-

грамм, направленных на изучение мегатенденций в современной семье, на

поиск путей оздоровления брачно-семейных отношений.

Коммерциализация сферы молодежного досуга, туризма, спорта, образо-

вания, которые становятся все менее доступными для средне и малообеспе-

ченных молодых людей, молодых семей, сокращает возможности для освое-

ния мира в форме обучения, игры, творчества, путешествия. В первую оче-

редь в категорию малообеспеченных попадают семьи неполные. Небольшой

иллюстрацией этому положению, а также тому, что у семьи полной лучше

ресурс и больше возможностей, чтобы мотивировать своего ребенка на про-

должение образования в высшей школе, а также обеспечить поддержку в этот

период, служит анализ состава родных семей все той же студенческой ауди-

тории. Студентам было предложено перечислить всех членов семьи, с кото-

рыми они проживали на момент поступления. Распределение вариантов вы-

глядит следующим образом:

-полные семьи составили - 90,72%,

из них: однодетные-25%;

двухдетные-60,2%;

многодетные-14,8%;

-неполные семьи составили - 9,28%,

из них: однодетные – 33,3%;

двухдетные – 55,5%;

многодетные – 11,2%.

Безусловно, что эти данные являются лишь косвенной иллюстрацией

выдвинутого выше предположения. Вероятно, они могут также отражать со-

отношение полных и неполных семей не только в студенческой среде, но и в

целом по России. Требуется проверка на более широкой выборке, в том числе

и на контрольной группе молодежи, не включенной в процесс получения

высшего образования. Однако цифры эти обращают на себя внимание и за-

служивают дальнейшего исследования.

Наиболее доступными для значительной части населения, в том числе и

молодежи как самые дешевые, являются электронные средства массовой ин-

формации, которые и контролируют значительную часть досуга молодежи, и

выступают как важнейший институт формирования духовного мира, ценно-

стных ориентаций, социальных установок новых поколений. Все это проис-

ходит на фоне значительной разобщенности традиционных институтов со-

циализации (семьи, школы, СМИ, армии, общественных объединений и т.д.)

- в силу их конкурентных отношений и нахождения в неравных финансовых,

коммуникативных, организационных и пр. условиях. Совершенно очевидно,

что проблемы духовного и нравственного развития молодежи невозможно

решать вне общего процесса духовного и нравственного развития всего гра-

жданского общества России, и вне возрождения нравственно здоровой семьи.

Приведем данные по исследованию семейно-брачных установок моло-

дежных групп (подростки 13-17 лет и студенты 18-23 лет), которое проводи-

ла диссертант в 2002-2003 гг. (см. прил. ). Всего в опросе приняли участие

1400 студентов (660 - юноши и 740 -девушки) и 703 подростков (332- юноши

и 371 - девушки). Так как в поле исследования были включены лишь юноши

и девушки, организованные социально значимыми видами деятельности

(учеба в школе и университете), то мы не имеем возможности говорить о той

части молодежи, которая по тем или иным причинам остается за пределами

этого пространства. В данной работе представлен среднестатистический

портрет пятнадцатилетнего подростка-школьника и девятнадцатилетнего

студента, отличие которых касается лишь вопросов предпочтений в сферах

досуга (видов отдыха, программ телевидения, музыкальных жанров).

Условный современный представитель молодежных групп на уровне ус-

тановок выглядит следующим образом:

• в свободное время предпочитает больше всего встречаться с

друзьями, слушать музыку, смотреть телевизор и видео, читать

книги (лишь девушки- студентки);

• предпочитает смотреть комедии, боевики (кроме девушек-

студенток), мелодрамы (кроме юношей обоих возрастных групп);

из телепередач выбирает кинофильмы и музыкальные передачи,

показы мод (девочки-подростки), политические обзоры (студен-

ты);

• музыкальные предпочтения лежат в области современных ритмов

и отечественной эстрады и лишь треть девушек-студенток слушает

с удовольствием классическую музыку;

• если и читает, то журналы, детективы, фантастику;

• в понятие «здоровый образ жизни» включает «не пить», «не упот-

реблять наркотики», «заниматься спортом», «вести осмысленную

жизнь» и считает, что необходимо придерживаться принципов здо-

рового образа жизни хотя бы частично;

• если бы узнал, что друг употребляет наркотики, постарался бы по-

мочь избавиться от этой привычки; к рэкету относится негативно и

считает, что с этим надо бороться;

• относительно оценки проституции как способа зарабатывания де-

нег имеет неустойчивую позицию во всех возрастных группах;

• считает приемлемым для себя начать половую жизнь, не достигая

18 лет и уж тем более, не дожидаясь вступления в брак;

• раннюю беременность считает личным делом каждого; за реше-

ние подруги сделать аборт не осудил бы ее и считает, что через

это, рано или поздно, проходит каждая женщина; в вопросах безо-

пасного секса осведомлен, с его точки зрения, вполне достаточно;

• больше всего в жизни боится заболеть СПИДом, стать инвалидом,

прикованным к постели, остаться одиноким (добавили самостоя-

тельно);

• в общем-то никогда не сталкивался с настоящей опасностью; из

личного оружия предпочел бы газовый баллончик; из профессий

выбирает бизнесмена, юриста, экономиста; школу менять не пла-

нирует, но считает, что школа недостаточно готовит к будущей

самостоятельной жизни; в трудную минуту за поддержкой и опорой в первую очередь, обратится к друзьям, во вторую очередь, к

родителям.

Анализ этих данных дает представление о сферах, влияющих на форми-

рование нравственно-этического портрета современной молодежи.

Выборы молодежи распределились следующим образом: в свободное

время они предпочитают встречаться с друзьями (77%), слушать музыку

(61%), смотреть видео и ТВ (60%). Лишь 17% читают книги и 5% ходят в те-

атр и на выставки.

Основное предпочтение при просмотре фильмов отдается комедиям

(80%) и остросюжетным зрелищам (боевики –37%, детективы-19%, триллеры

12%). Среди музыкальных направлений подростками выбираются, в первую

очередь, образцы современной эстрады (98,1%), часть ребят все же иногда

слушают классическую музыку (16%), бардовую песню (8%), русские роман-

сы (6%).

В чтении выбор падает на журналы (41%) и газеты (21%), а также остро-

сюжетную литературу (детективы –15%, фантастика –15%, приключения –

21%). Треть ребят любит также читать романы.

Таким образом, можно видеть, что именно массовая культура, как наи-

более доступная, является основным средством формирования социокуль-

турного и нравственно-этического портрета нашего юного современника.

Интересные данные приводит Григорьев С.И.1, анализируя либерально-

антилиберальные предпочтения в сфере быта и социально- нравственных от-

ношений. Особенно показательна социально-этическая оценка брака по рас-

чету, где более 60% 17-летних россиян признают недостойным или исключи-

тельным брак по расчету. Либерально настроенные в этом вопросе составля-

ют 32%. Либеральную точку зрения по возможности и целесообразности

проституции выразили 9% респондентов. В исследовании же, проведенном

диссертантом, на вопрос «Считаете ли Вы проституцию приемлемым способом зарабатывания денег?», ответы «Отношусь с осуждением» и «Считаю,

что с этим необходимо бороться» выбрали среди 15- летних подростков-

57,2%; среди 19-летних студентов- 39,7% считают, что «эта работа ничем не

хуже, чем другая», хороший «способ получить за собственное удовольствие

большие деньги» и могут «представить себя в этом бизнесе», среди 15-

летних- 29,6%, а среди 19-летних- 31,9%; часть ребят ушла от ответа.

Соотносятся эти данные и со снижением возрастного барьера начала по-

ловой жизни. По данным того же исследования нравственно-этических пред-

ставлений в молодежной среде, на вопрос «С какого возраста, как Вы считае-

те, можно начинать половую жизнь?» 33% подростков выбрали «с 15лет»,

30%-«с 17 лет», 26%-«после 18-ти лет» и лишь 11% выбрали ответ «только

вступив в брак». У студентов распределение выборов было следующим:

33%-«с15 лет»;

34%-«с 17 лет»;

26%-«после 18-ти лет»;

7%- «только вступив в брак»

Таким образом, половая жизнь в молодежной среде в подавляющей сте-

пени не только не связывается с семейной, но не соотносится и с факторами

физиологического созревания человека, факторами здоровья. Это безуслов-

но, должно вызывать обеспокоенность.

В 2000г. в СГУ было проведено исследование основной целью которого

являлось всестороннее описание системы ценностных ориентаций студентов

СГУ.

Объектом исследования являлись студенты 1-5 курсов 15 специаль-

ностей СГУ. Выборка случайная, механическая. Объем выборки (вместе с

пилотажным исследованием) 400 человек.

Исследование проводилось в два этапа: пилотажное исследование

проведено в ноябре 1998 г. , полевое в апреле 1999.

В процессе исследования были получены следующие результаты.

Наиболее значимыми в жизни студентов СГУ являются

1.Здоровье 66,9%

2.Семья 55 %

3.Материальный достаток 46%

4.Преданные друзья 35,4%

5.Хорошее образование 25,7%

6.Интересная работа 23,6%

7.Карьера 16,9%

8.Улучшение существующего общества 8,3%

9.Признание _______окружающих 3,4%

10.Слава 1%

Необходимым условием для счастья для молодых людей являются

материальный достаток, крепкая семья (такой вариант ответа на вопрос “Что

Вам нужно сегодня для счастья прежде всего?” выбрали по 20 % респонден-

тов) и здоровье (соответственно 18,5% респондентов. Для сравнения: ста-

бильность в окружающем мире как условие счатья называют лишь 9,8%.).

При этом 71% опрошенных считают себя счастливыми людьми.

Высокое положение здоровья в системе ценностных ориентаций

подтверждается тем,что 62% молодых людей считают свой образ жизни здо-

ровым, время от времени уделяя внимание своему здоровью, придерживаясь

правильного питания и занимаясь физкультурой и спортом (соответственно

55, 35 и 30% респондентов). Для подавляющего числа опрошенных недопус-

тимо употребление наркотиков (93%), беспорядочные половые связи (71%).

Курение недопустимо для 50,5% респондентов. Более лояльное отношение у

молодых людей к употреблению алкоголя - недопустимо полностью лишь

для 8,2%.

Семья как ценность для 77% опрошенных молодых людей - союз

любящих людей, для 9,5% - разумная кооперация, 7,4% - затруднились опре-

делить “что такое семья”, 0,5% считают что семья - это пережиток прошлого.

Приоритетное положение материального достатка в системе ценно-

стей молодых людей обусловлено скорее преобладанием прагматических тенденций в современном обществе в целом, чем реальным положением ин-

дивидов - более 63% относят себя к среднеобеспеченному слою населения

(денег хватает на питание, жилье, одежду и развлечения); 24% - к низкообес-

печенным ( зарплата уходит в основном на питание). При этом 53% респон-

дентов только учатся; 7,7% - учатся и работают и 38% - хотели бы подрабо-

тать, но подходящую работу найти сложно. Это не вполне соответствует то-

му факту, что более 50% опрошенных определяют свою жизненую позицию

как прагматическую - “хочешь жить - умей вертеться”. Материальные про-

блемы волнуют молодых людей скорее в теоретическом плане чем в практи-

ческом - на первых позициях среди проблем общественной жизни, которые

волнуют студентов стоят падение жизненного уровня, безработица, рост ин-

фляции.

Таким образом, анализ собранной социологической информации

подтвердил что - на первом месте в системе ценностных ориентаций студен-

тов СГУ стоят витальные ценности, в частности, здоровье, семья и матери-

альный достаток.

По данным еще одного исследования в разных группах населения обна-

ружена общая тенденция возрастания значимости следующих ценностей:

«собственность», «богатство», «материальная обеспеченность», которые со-

ставляют единый комплекс «экономических ценностей». Один или несколько

элементов этого комплекса хоть и наряду с такими, как «здоровье», «семья»,

однако входят в пятерку наиболее предпочитаемых ценностей даже у стар-

ших школьников1.

Ссылаясь на исследование НИИКСИ Санкт-Петербургского университе-

та, Карпухин О.И. приводит следующие данные, которые характеризуют на-

бор приоритетных жизненных ценностей молодых людей.

Любовь-62.6%, семья-54.8%, здоровье-38.5%, материальный достаток-

35.9%, любимая работа- 23.9%, образование –22.6%, чистая совесть-13.8%, полезность людям-9%, творчество-5.3%, служение России-2.6%. При этом

основное влияние на формирование гражданских представлений, по данным

того же источника, оказывали: семья-34.4%, телевидение-31.1%, учебное за-

ведение- 24.2% 1.

Таким образом, можно выделить следующие тенденции в формировании

семейно-брачных ценностей и установок в молодежной среде:

-формирование ценностных ориентаций и приоритетов происходит на

фоне снижения социализирующей функции семьи под растущим воздействи-

ем средств массовой культуры;

-ценности материального достатка, богатства, денег входят в число важ-

нейших для молодежи, что несомненно отражается на построении ими своих

жизненных планов, выборе профессии, брачно-семейном поведении;

-ценности любви, семьи и семейных отношений все еще занимают пер-

вые позиции и это является тем ресурсом, на который можно опираться при

построении и реализации государственных молодежных и семейных про-

грамм.

Отдельного обсуждения заслуживают как брачные установки, так и ме-

ханизмы их реализации, а также особенности добрачного поведения молоде-

жи, т. к. все это играет определяющую роль в создании устойчивой, гармо-

ничной семьи.

Выбор брачного партнера и добрачное поведение относят к социальным

системам, которые созданы людьми в результате их сознательного объедине-

ния и в процессе эволюции превратились в нечто самостоятельное, сущест-

вующее и развивающееся по собственным законам. «Названное поведение

носит конкретно-исторический характер и ему присущи черты не только из-

менчивости, новизны, но и преемственности» 2.

Структура добрачного поведения состоит из биологических, социаль-

ных, психологических черт поведения индивида, которое имеет определен-

ную направленность к индивидам противоположного пола и преследует цель

создания семьи. К его структурным компонентам необходимо отнести обы-

чаи, традиции, обряды, гадания, с помощью которых в прошлом подрастаю-

щее поколение постепенно готовилось к выполнению тех или иных ролей и

функций. Ими наши предки сопровождали различные этапы половой зрело-

сти человека. Благодаря обрядам формировались психологические, волевые и

моральные качества, необходимые для дальнейшей жизни. Они также спо-

собствовали беспрекословному соблюдению существующих норм, в том

числе и в системе добрачного поведения1.

Социальные институты прошлого следили за тем, чтобы между поколе-

ниями не нарушалась нить преемственности. Был отлажен механизм соци-

ального воспроизводства, в результате чего происходило становление и регу-

лирование общепринятых общественных отношений.

«Люди постоянно испытывали на себе действие механизма социального

воспроизводства, в основу которого была заложена мысль: так жили веками и

не нам нарушать древние заветы предков. Личность подавлялась и подчиня-

лась стереотипам мышления и поведения, которые были приняты в общест-

ве»2.

Плодотворность системы добрачного поведения в недалеком прошлом

обеспечивалась огромной воспитательной работой самой семьи. Личность

«целеустремленно настраивали на будущую жизнь»3. Во всем многострук-

турном механизме системы добрачного поведения явно просматривались

приоритеты общества и семьи перед интересами личности.

Сегодня заметно изменилась система добрачного поведения. Если в про-

шлом вступление в брак представляло собой естественное и необходимое со-

бытие в жизни каждого человека, то сегодня такой предопределенности нет.

Социально одобряемое общение юношей и девушек в прошлом имело

исключительно матримониальное направление т.е. имеющее целью заключе-

ние брака и создание семьи. Сегодня же в сфере общения между молодыми

людьми не обязательно доминируют супружеские мотивы, в ней присутст-

вуют и эмотивные связи, и сексуальное удовлетворение, и творческое со-

трудничество.

Многофункциональность этой сферы не сопровождается системной

сложностью и глубиной, а характеризует больше ее феноменальный уровень.

Для прочности же будущего брака верность, ответственность качества

крайне необходимые.

Заметно уменьшилось и изменилось влияние родителей на выбор брач-

ного партнера, на все добрачное поведение в целом. И еще одно отличие от

добрачного поведения в прошлом – возросшие ожидания и притязания бу-

дущих брачных партнеров друг к другу и в целом ко всей семейной жизни.

Ценностью становится не просто наличие семьи, а вступление в брак

именно с любимым человеком, с тем, кто выбран по личным качествам»1.

В настоящее время, когда господствующей формой семьи стала нукле-

арная, образование личных «капиталов» супругов также является стимули-

рующим условием распада семьи, в особенности разводов2.

Проведенное диссертанткой социально-психологическое исследование

брачных установок в молодежных группах, позволило проанализировать, как

в них распределяются ценности семьи и семейной жизни. Исследование про-

водилось в двух возрастных срезах: подростки, средний возраст которых 15

лет, и студенты, средний возраст которых 19 лет.

Респондентам предлагалось описать «идеальную» модель предполагае-

мой их будущей семьи, для чего был разработан вопросник – схема, который

содержал основные пункты семейной структуры (см. приложение). Вводный

инструктаж предлагал опираться на вопросник, но не ограничиваться им. Все

участвовавшие в исследовании отнеслись к задаче позитивно, работу выпол-

няли с интересом, что еще раз подтвердило актуальность в молодежной среде

вопросов, связанных с внутрисемейными отношениями.

Кроме исследовательской задачи, параллельно решалась задача диагно-

стическая, т.е. ставилась задача выявить внутрисемейные дисгармонии «род-

ной семьи». Но, что важнее всего, решалась задача и психотерапевтическая,

т.к. отвечающий вербализовал свое отношение к «родной семье», сравнивая

ее со своей семьей «идеальной». На втором этапе работы предлагалось отме-

тить совпадения «идеальной» модели с «родной» семьей. В результате выяс-

нилось, что «идеальная» модель будущей семьи очень похожа на "родную" и

имела значительное расхождение с «родной» семьей у подавляющего числа

респондентов лишь в пункте, касающемся условий проживания будущей се-

мьи. Ожидания в этом вопросе достаточно высокие, в то время как их реаль-

ные семьи живут в основном в малогабаритных квартирах.

Анализ результатов исследования проводился по следующим направле-

ниям:

-общий среднестатистический портрет «идеальной» модели будущей се-

мьи молодежи, которая уже в начале XXI столетия начнет реализовывать

свои брачные установки;

-более детальный сравнительный анализ установок юношей и девушек

на брачность, детность, распределение лидерских позиций, готовность брать

на себя ответственность за ведение домашнего хозяйства и бюджет семьи;

-сравнительный возрастной анализ установок подростков и молодых

людей старше 18 лет.

Рассмотрение моделей семьи свидетельствует о том, что в области внут-

рисемейных отношений, характеризующих семейный строй, происходят активные процессы эгалитаризации и демократизации существующих поряд-

ков. В тоже время «идеальная» семья предпочтительная в молодежной среде,

в значительной степени носит черты патриархальности. А именно, в вопро-

сах распределения домашних обязанностей, ответственности за воспитание

детей и за ведение хозяйства, формального закрепление позиции главы дома

за мужчиной. В целом в вопросе о главенстве в современной городской семье

учитывается и экономический статус «кандидата» на эту роль, и обычай ока-

зывать уважение более старшим. По сравнению с прошлым изменилась и са-

ма роль главы семьи - главенство сегодня заключается не в проявлении вла-

сти над членами семьи, как это бывало прежде, не в распоряжении ими, а в

организации жизни семьи, в устройстве ее быта.

В целом, портрет среднестатистической идеальной модели семьи в мо-

лодежных группах выглядит следующим образом:

-семья состоит из мужа, жены, двух детей (67% юноши-студенты и

64,4% девушки-студентки, 78,6% юноши-подростки и 59% девушки-

подростки) и более (7.2% и 6.7% соответственно у студентов и 9.5% и 8.4%

соответственно у подростков);

-живет эта семья чаще всего в очень большой квартире в крупном городе

(у студентов), в собственном доме в пригороде большого города (у подрост-

ков);

-лидерство (муж-глава семьи) закреплено за мужчиной, т. е. патриар-

хальная модель распределения власти у 57% юношей-студентов и 62% деву-

шек-студенток, в то время как у подростков-юношей это 55%, а у девочек

лишь 27%;

-ответственность за ведение домашнего хозяйства юноши делегируют

девушкам (70% у студентов и 60% у подростков), а девушки добровольно за-

крепляют за собой (60% и 71% соответственно);

-семейным бюджетом в идеальной семье партнеры чаще всего распоря-

жаются сообща, что, очевидно, связано с тем, что современная женщина как

правило имеет независимый экономический статус;

-карманные деньги детям выделяются родителями лишь пока дети сами

не начинают зарабатывать, на что рассчитывает подавляющее большинство

респондентов;

-домашние обязанности в «идеальной» семье распределяются традици-

онно, а именно так называемая «женская» работа (кухня, стирка, уборка и

воспитание детей!) закреплены за супругой у подростков в 55% (юноши) и

74% (девушки), а у студентов в 49% (юноши) и 46% (девушки), причем сту-

денты как и юноши, так и девушки с большей готовностью настроены на вы-

полнение сообща этих работ;

-вечер буднего дня проходит в приготовлении ужина, совместного об-

щения, уроках у детей, у экрана телевизора;

-выходные дни – это, как правило, генеральная уборка, поездки по мага-

зинам и за город, общение с друзьями, что мало отличается от распределения

свободного времени в реальной российской семье;

-отпуск планируется на семейном совете с учетом мнения детей и прово-

дится обязательно в интересных дальних путешествиях, что сегодня недос-

тупно большинству российских семей;

-все занятия вне дома очерчиваются набором из работы и учебы, много

реже - спорт или другие увлечения;

-подавляющее число респондентов планируют использовать демократи-

ческую систему взаимодействия с детьми, а именно считаться с их мнением,

воздействовать словом, не применять насилия;

-в большинстве идеальных семей обязательно есть домашние животные,

за которыми ухаживает тот, кто больше всего их захотел;

-идеальная семья открыта для широкого общения с друзьями и родст-

венниками по поводу и без повода что соответствует русским традициям;

-по поводу вредных привычек высказывания категорично негативны

лишь в отношении наркотиков и чрезмерного употребления алкоголя, менее

категоричны в отношении курения, несоблюдения режима дня, «кофе по но-

чам»;

-в идеальной семье празднуются все традиционные светские праздники,

почитаются даты начала отношений, дни рождений, а также заметны упоми-

нания о религиозных праздниках Пасхи и Рождества.

Таким образом, привлекательная на уровне установок в молодежных

группах модель семьи, которую мы условно назвали «идеальной», в значи-

тельной степени соответствует наиболее распространенным образцам реаль-

ной российской семьи, что еще раз подчеркивает преемственность в форми-

ровании брачных установок. Обращает на себя внимание то, что ни один

респондент не выбрал модель неполной семьи, что предполагает установки

на прочный и стабильный брак. Особо отметим, что некоторое, пусть и не-

значительное число отвечающих, выбрали бездетную модель (3% юноши-

студенты и 2.4% девочки-подростки). В то же время, коэффициент рождае-

мости на уровне установок, равный 1.78, заметно выше реально существую-

щего на сегодняшний день в России 1.23, хотя и намного ниже необходимого

- 2.6.

Семья остается наиболее привлекательной формой организации межпо-

ловых отношений и реализации родительско-воспитательских устремлений.

Однако реальностью нашего времени являются снижение числа браков, уве-

личение количества разводов, снижение рождаемости до отметки вымирания

населения и ниже. Где происходит сбой в системе реализации таких привле-

кательных брачно-семейных установок? Этот вопрос является предметом по-

исков специалистов как и в области демографии, так и в таких областях, как

психология, социология, экономика, философия.