6.2. Реклама в Интернете
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
В настоящее время изменилось отношение к Интернету как к источнику всевозможной полезной информации. Если несколько лет назад Интернет рассматривался как гигантская библиотека, цель которой состояла в том, чтобы помочь найти необходимую информацию и предоставить доступ к ней, то сейчас Всемирная паутина оказывает помощь партнерам, подыскивает партнеров, то есть в ходе последних исследований было установлено, что новые интернет-технологии способны принести прибыль. Сеть является бесспорным помощником в таких областях, как: розничная торговля, финансы, реклама, путешествия, компьютерный сектор. Согласно последним данным, реклама в Интернете во многом превосходит рекламу на телевидении и радио. Интернет рассматривается как основа рекламного бизнеса. Благодаря общению между клиентами и консультантами растут преимущества этой отрасли.
Как известно, для проведения маркетинговых исследований необходима информация, которая получена на основе первичных и вторичных данных. Причем первичные данные получены в результате специально подготовленных и проведенных маркетинговых исследований для решения конкретной проблемы в области маркетинга. Вторичные, однако, не являются результатом проведения исследований, они – совокупность внешних источников, с которыми должна работать маркетинговая система и следовать им, к примеру, это: законы и указы, постановления, статистические данные, результаты научных исследований.
Кроме рекламы по телевидению, которая стоит довольно дорого, и позволить себе это может не каждая фирма, существует также интернет-реклама, которую можно найти на сайте каждой фирмы. А между тем именно благодаря рекламе в общем потоке маркетинговой информации главным образом и происходит привлечение и удержание покупателей. Поэтому, прежде всего, организация должна уделять большое внимание работе веб-сайта, ведь стабильная работа является залогом успеха фирмы. Сайт фирмы также играет роль связующего звена между клиентами и инвесторами. На многих сайтах созданы так называемые форумы и чаты, на которых покупатели могут обменяться мнениями и пожеланиями, что способно не только дать ценные сведения маркетологам, но и реально повысить рейтинг фирмы, а следовательно, и ее популярность.
Кроме того, маркетологи используют Интернет как поисковое средство, как средство для проведения опросов посетителей сайта фирмы и используют данные опроса в работе организации. Необходимо знать, кто является пользователями сервера фирмы, ведь благодаря полученным данным можно изменить параметры сайта, разместить ту или иную информацию, следует помнить, что пользователями являются не отдельные лица, а компании, организации. Следует обратить внимание на тот факт, что Интернет является лишь одним из маркетинговых инструментов, в настоящее время количество пользователей Интернета можно сравнить с количеством пользователей традиционных средств массовой информации. Поэтому важно помнить, являются ли пользователи Интернета той аудиторией, на которую нацелена реклама вашей фирмы, есть ли у них возможность посещать ваш сайт и принимать участие на форумах.
Маркетологи могут использовать самые разные онлайн-ресурсы, позволяющие получать информацию о своих потребителях, конкурентах, проводить маркетинговую оценку, анализ, исследования своего сектора рынка и отрасли в целом. Это поисковые системы, телеконференции, дискуссионные группы и списки рассылки, электронные издания, специализированные сайты и многое другое. Информационные ресурсы сети Интернет можно классифицировать по различным параметрам.
Во-первых, интернет-ресурсы различаются по доступности и стоимости информации: существуют бесплатные и платные источники; иногда приводятся лишь некоторые общие цифры, а остальные данные предлагается купить.
Вторым параметром является степень релевантности информации. Все ресурсы Интернета представляют собой вторичные данные, то есть собранные и проанализированные кем-то другим. Поэтому актуальность и достоверность сведений, найденных в Глобальной сети, проверить практически невозможно. Для принятия ключевых маркетинговых решений необходима максимально точная и «свежая» первичная информация, которую можно получить только в результате полноценного маркетингового исследования. Однако ресурсы сети недооценивать нельзя: именно информация, почерпнутая в Интернете, зачастую и играет решающую роль при составлении рабочей программы исследования, разработке гипотез и так далее.
В Европе уже существуют программы, проверяющие Интернет на предмет нелегальной продажи или дистрибуции вашей продукции, нелегального использования логотипов или других брендинговых атрибутов фирмы, для защиты популярных брендов. Есть более сложное программное обеспечение для маркетологов, позволяющее проводить рекламные компании, анализировать их ход и эффективность и вносить коррекции по ходу кампании. В отличие от других источников, Интернет дает возможность проследить за поведением посетителей вашего сайта – на какие страницы они заходили, на каких задерживались, с каких уходили и прочее. После получения данных, маркетологи анализируют и делают выводы о предпочтениях и симпатиях посетителей сайта, корректируют акценты своей маркетинговой тактики и стратегии, ход рекламной кампании.
Как же происходит процесс разработки рекламы в Интернете? Он включает в себя два этапа: во-первых, принимается решение о самой структуре рекламного сообщения, разрабатывается так называемый рекламный аргумент, который должен информировать о важнейших свойствах данного товара, его отличительных чертах. На втором этапе происходит разработка самого рекламного материала, то есть текста и стиля рекламы, цветового оформления и дизайна. Важно помнить, что реклама не будет эффективной, например, в том случае, если на товар упал спрос.
Итак, представленные выше функции выполняют рекламные агентства. Совместно с фирмой эти агентства разрабатывают план рекламы, согласуется время проведения рекламной кампании, подготовка рекламного продукта и многое другое. Известно, что размещение рекламы на самых посещаемых сайтах является наиболее эффективным. Существует несколько форм размещения такой рекламы: баннерная и текстовая реклама в рассылке, баннеры и кнопки на отдельных или на всех страницах, веб-страничка в ВЕБ-Каталоге. Полезную и интересную для посетителей, то есть потенциальных клиентов информацию можно разместить за подписью фирмы в различных разделах и тем самым способствовать положительному имиджу фирмы.
Технология из первых рук. Практически любая деятельность в сфере маркетинга связана с поиском и анализом информации о рынке, товарах, потребителях и конкурентах. Маркетолог всегда должен быть в курсе тенденций своего и смежных рынков, а также процессов, протекающих в данной сфере деятельности.
Маркетологу необходимо:
1. Постоянно быть в курсе профильных новостей, достижений и разработок. Специалист может регулярно проводить мониторинг существующих порталов, либо подписаться на рассылку новостей (например, новостей маркетинга).
2. Для успешной работы на узкоспециализированном рынке маркетологу постоянно требуется информация о новостях отрасли, которую могут предоставить отраслевые порталы (рынок косметики, фармацевтический рынок и т. д.). Однако при работе с отраслевыми порталами необходимо иметь в виду, что некоторые из них принадлежат какому-то одному маркетинговому агентству, и соответственно все доступные аналитические материалы составляются на основе собственных данных. В этом есть свои плюсы, но иногда это сказывается на объективности и полноте представленной информации.
3. Если возникает необходимость регулярно отслеживать появление любой новой информации о конкретном рынке, проводится мониторинг всех открытых источников, где потенциально может быть размещена эта информация. Поиск этих данных занимает много времени, сил и денег, так как приходится исследовать большое количество разнообразных источников. В ответ на растущую с каждым днем потребность рынка в систематизированной информации Интернет предложил новую услугу – мониторинг и систематизация данных, взятых из различных источников – сайтов исследовательских компаний, аналитических статей журналов и газет, справочников и отчетов Росстата и т. д.
4. Для решения определенной маркетинговой задачи, когда нужно узнать множество разнообразных показателей о рынке, которые нельзя найти в открытом доступе, может потребоваться маркетинговое исследование. Не каждая компания обладает достаточными ресурсами для того, чтобы провести исследование собственными силами, поэтому перед маркетологом встает задача поиска подрядчика. В данном случае маркетолог анализирует предложение в сети Интернет, основываясь на том, как и какую информацию о себе предоставляют различные маркетинговые агентства на своих сайтах. Помимо этого, следует обращать внимание на частоту упоминаний о компании на профильных и отраслевых порталах.
5. Покупка готового исследования является более дешевым и быстрым способом получения маркетинговой информации. Однако, приобретая результаты инициативного исследования, которое проанонсировано в Сети, маркетолог покупает «кота в мешке», поскольку у него нет уверенности в том, насколько качественно проведен опрос, какие вопросы включены в анкету, какова аудитория опроса и т. д.
6. Для решения некоторых тактических задач может потребоваться оперативный поиск конкретных показателей. Стандартная схема действий специалиста в таких случаях – набор ключевых слов в поисковой системе и переход по приведенным ссылкам – обычно занимает много времени. Однако в последнее время стали появляться специализированные поисковые системы, которые в результате запроса по определенному рынку бесплатно предоставляют ссылки с подробной аннотацией на материалы, опубликованные в Интернете. В аннотациях указываются все маркетинговые показатели, которые содержатся в каждой конкретной статье.
Использование подобных поисковых систем обладает рядом преимуществ перед другими способами поиска: во-первых, позволяет экономить до 70–80 % времени, которое требуется для самостоятельного поиска; а во-вторых, «фильтрует» информацию, то есть предоставляет именно те данные, которые нужны маркетологу в данный момент.
Интернет предоставляет маркетологам широкие возможности для эффективного сбора информации. Однако прежде чем начинать поиск, следует определить ключевые задачи и оценить имеющиеся ресурсы. Рациональный подход к сбору информации позволит избежать неоправданных затрат времени и, следовательно, повысить эффективность работы маркетолога.
Ежедневно мы слышим и получаем тысячи рекламных сообщений, 80 % из которых забывается на следующий день. В условиях катастрофической нехватки времени уровень восприятия информации падает. Желая выделить свой товар на фоне конкурентов, маркетологи придумывают разные способы донести максимум информации о продукте до потенциального клиента.
Неудивительно, что реклама в Интернете становится все более и более популярной в последнее время. Однако популярность эта, как полагают специалисты, определяется на 90 % ростом интереса к Всемирной паутине вообще, нежели четким осознанием тех выгод, которые дает данный канал маркетинговой коммуникации в плане обратной связи (конструктивного диалога). Необходимо назвать эти плюсы, тем более что их всего два.
Первый: высокая автономия посетителя веб-узла.
Такая высокая автономия означает не право уйти с узла в любой момент – каждый может легко выключить радио– или телеприемник, отложить в сторону газету или журнал. Здесь под автономией понимается способность посетителя сайта сконструировать интересную и привлекательную рекламную информацию таким образом, чтобы эта информация оказалась максимально удобной для восприятия. К примеру, на сайте «Гринпис» каждый, кого заинтересует социальная реклама, посвященная здоровому питанию, имеет возможность:
– узнать о вреде трансгенных продуктов из короткой статьи;
– узнать о вреде трансгенных продуктов из обширной научной работы (в адаптированном варианте);
узнать о вреде трансгенных продуктов из схем и рисунков, включая анимационные изображения;
– узнать о необходимости правильного питания из видеоролика, снятого с участием популярной телеведущей Тутты Ларсен;
– получить полный список компаний, продукция которых рекомендована «Гринпис» к употреблению как безопасная (не содержащая трансгенов).
Аналогично самые разные формы подачи информации (аудио, видео, графика, анимационная графика, статьи, таблицы, списки, книги) используются в проекте «Эковеб», созданном и развиваемом автором в поддержку социальной рекламы «Гринпис». Гости таких сайтов конфигурируют получаемую информацию в наиболее презентабельную форму: кому-то покажется необходимым посмотреть ролик, кто-то нуждается в обилии схем или даже анимированных схем, другому нужны короткие статьи, а еще одному более полезны подробнейшие отчеты, сводки и т. д.
Второй плюс: оригинальная привязка рекламных материалов к тематике узла или отдельных страничек.
К сожалению, данный принцип соблюдается далеко не всеми веб-дизайнерами. Исключение представляют собой, пожалуй, единственно ресурсы, связанные с продвижением секс-товаров или как-либо иначе апеллирующие к сексуальному интересу человека. В частности, не раз можно наблюдать, что на сайтах, рекламирующих эротическое дамское белье, находится ссылка на виртуальные (и не только виртуальные) секс-шопы. И наоборот: на сайтах секс-шопов размещаются ссылки на салоны белья, в особенности если магазин предлагает белье для поло-ролевых эротических игр. Подобные ресурсы могут содержать продвинутую рекламу виртуальных и реальных магазинов, торгующих эротическими фильмами на видеокассетах и DVD-дисках.
Трудно понять, почему подобный подход к размещению рекламы не получил должного развития в Сети, хотя Интернет наиболее удобен для этого. Современное телевидение, к примеру, абсолютно лишено возможности комплектовать рекламный материал по тематике. Рекламная пауза содержит разнородные ролики, которые в своей совокупности не просто гасят эффекты друг друга, но и, хуже того, нередко заставляют воспринимать несерьезно либо негативно продвигаемый товар (скажем, когда после изображения комфортного сидения авто в кадре появляется обсемененный кишечными бактериями унитаз – явная негативная аналогия, не видеть которую может только ослепленный бездумными бизнес-схемами предприниматель или самовлюбленный маркетолог).
Интернет изначально лишен этого недостатка. Сеть ориентирована на тематическую группировку материалов: неслучайно и сканирование их поисковыми системами ведется в соответствии с конкретной тематикой пользовательского запроса. Мешанина в Интернете создается искусственно, в силу недостаточного трудолюбия иных маркетологов. И такая мешанина грубо нарушает законы информационного маркетинга. Ибо пропускная способность коммуникационного канала тем выше, чем однороднее участок информационного поля, в котором данный канал пролегает.
«Всемирная паутина» в состоянии формировать обширные участки информационного поля с высокой однородностью, пригодные для прокладки каналов с исключительно большой пропускной способностью. Через такие каналы может проходить много высококачественных рекламных обращений, которые контекстуально воспринимаются как вполне естественные. Такая реклама не навязывает, а консультирует, направляет, убеждает – а именно в этом и состоит ее истинное предназначение.
Например, на сайте о технологиях современной деревообработки нелепо смотрится баннер с сайта, торгующего сантехникой. Однако на одной из страничек такого ресурса явно необходима информация о деревообрабатывающих предприятиях России. И в данном случае реклама даже перестает быть рекламой, но превращается в необходимую пояснительную фактографию: крикнуть «Эй, лесоруб!» и не назвать его по имени – это, право, несколько нелепо.
Подсчитывать затраты на ведение маркетинга через Сеть можно посредством матрицы, рассмотренной в пункте 3.2 настоящего пособия, где речь ведется об онлайн-анкетировании.
В настоящее время изменилось отношение к Интернету как к источнику всевозможной полезной информации. Если несколько лет назад Интернет рассматривался как гигантская библиотека, цель которой состояла в том, чтобы помочь найти необходимую информацию и предоставить доступ к ней, то сейчас Всемирная паутина оказывает помощь партнерам, подыскивает партнеров, то есть в ходе последних исследований было установлено, что новые интернет-технологии способны принести прибыль. Сеть является бесспорным помощником в таких областях, как: розничная торговля, финансы, реклама, путешествия, компьютерный сектор. Согласно последним данным, реклама в Интернете во многом превосходит рекламу на телевидении и радио. Интернет рассматривается как основа рекламного бизнеса. Благодаря общению между клиентами и консультантами растут преимущества этой отрасли.
Как известно, для проведения маркетинговых исследований необходима информация, которая получена на основе первичных и вторичных данных. Причем первичные данные получены в результате специально подготовленных и проведенных маркетинговых исследований для решения конкретной проблемы в области маркетинга. Вторичные, однако, не являются результатом проведения исследований, они – совокупность внешних источников, с которыми должна работать маркетинговая система и следовать им, к примеру, это: законы и указы, постановления, статистические данные, результаты научных исследований.
Кроме рекламы по телевидению, которая стоит довольно дорого, и позволить себе это может не каждая фирма, существует также интернет-реклама, которую можно найти на сайте каждой фирмы. А между тем именно благодаря рекламе в общем потоке маркетинговой информации главным образом и происходит привлечение и удержание покупателей. Поэтому, прежде всего, организация должна уделять большое внимание работе веб-сайта, ведь стабильная работа является залогом успеха фирмы. Сайт фирмы также играет роль связующего звена между клиентами и инвесторами. На многих сайтах созданы так называемые форумы и чаты, на которых покупатели могут обменяться мнениями и пожеланиями, что способно не только дать ценные сведения маркетологам, но и реально повысить рейтинг фирмы, а следовательно, и ее популярность.
Кроме того, маркетологи используют Интернет как поисковое средство, как средство для проведения опросов посетителей сайта фирмы и используют данные опроса в работе организации. Необходимо знать, кто является пользователями сервера фирмы, ведь благодаря полученным данным можно изменить параметры сайта, разместить ту или иную информацию, следует помнить, что пользователями являются не отдельные лица, а компании, организации. Следует обратить внимание на тот факт, что Интернет является лишь одним из маркетинговых инструментов, в настоящее время количество пользователей Интернета можно сравнить с количеством пользователей традиционных средств массовой информации. Поэтому важно помнить, являются ли пользователи Интернета той аудиторией, на которую нацелена реклама вашей фирмы, есть ли у них возможность посещать ваш сайт и принимать участие на форумах.
Маркетологи могут использовать самые разные онлайн-ресурсы, позволяющие получать информацию о своих потребителях, конкурентах, проводить маркетинговую оценку, анализ, исследования своего сектора рынка и отрасли в целом. Это поисковые системы, телеконференции, дискуссионные группы и списки рассылки, электронные издания, специализированные сайты и многое другое. Информационные ресурсы сети Интернет можно классифицировать по различным параметрам.
Во-первых, интернет-ресурсы различаются по доступности и стоимости информации: существуют бесплатные и платные источники; иногда приводятся лишь некоторые общие цифры, а остальные данные предлагается купить.
Вторым параметром является степень релевантности информации. Все ресурсы Интернета представляют собой вторичные данные, то есть собранные и проанализированные кем-то другим. Поэтому актуальность и достоверность сведений, найденных в Глобальной сети, проверить практически невозможно. Для принятия ключевых маркетинговых решений необходима максимально точная и «свежая» первичная информация, которую можно получить только в результате полноценного маркетингового исследования. Однако ресурсы сети недооценивать нельзя: именно информация, почерпнутая в Интернете, зачастую и играет решающую роль при составлении рабочей программы исследования, разработке гипотез и так далее.
В Европе уже существуют программы, проверяющие Интернет на предмет нелегальной продажи или дистрибуции вашей продукции, нелегального использования логотипов или других брендинговых атрибутов фирмы, для защиты популярных брендов. Есть более сложное программное обеспечение для маркетологов, позволяющее проводить рекламные компании, анализировать их ход и эффективность и вносить коррекции по ходу кампании. В отличие от других источников, Интернет дает возможность проследить за поведением посетителей вашего сайта – на какие страницы они заходили, на каких задерживались, с каких уходили и прочее. После получения данных, маркетологи анализируют и делают выводы о предпочтениях и симпатиях посетителей сайта, корректируют акценты своей маркетинговой тактики и стратегии, ход рекламной кампании.
Как же происходит процесс разработки рекламы в Интернете? Он включает в себя два этапа: во-первых, принимается решение о самой структуре рекламного сообщения, разрабатывается так называемый рекламный аргумент, который должен информировать о важнейших свойствах данного товара, его отличительных чертах. На втором этапе происходит разработка самого рекламного материала, то есть текста и стиля рекламы, цветового оформления и дизайна. Важно помнить, что реклама не будет эффективной, например, в том случае, если на товар упал спрос.
Итак, представленные выше функции выполняют рекламные агентства. Совместно с фирмой эти агентства разрабатывают план рекламы, согласуется время проведения рекламной кампании, подготовка рекламного продукта и многое другое. Известно, что размещение рекламы на самых посещаемых сайтах является наиболее эффективным. Существует несколько форм размещения такой рекламы: баннерная и текстовая реклама в рассылке, баннеры и кнопки на отдельных или на всех страницах, веб-страничка в ВЕБ-Каталоге. Полезную и интересную для посетителей, то есть потенциальных клиентов информацию можно разместить за подписью фирмы в различных разделах и тем самым способствовать положительному имиджу фирмы.
Технология из первых рук. Практически любая деятельность в сфере маркетинга связана с поиском и анализом информации о рынке, товарах, потребителях и конкурентах. Маркетолог всегда должен быть в курсе тенденций своего и смежных рынков, а также процессов, протекающих в данной сфере деятельности.
Маркетологу необходимо:
1. Постоянно быть в курсе профильных новостей, достижений и разработок. Специалист может регулярно проводить мониторинг существующих порталов, либо подписаться на рассылку новостей (например, новостей маркетинга).
2. Для успешной работы на узкоспециализированном рынке маркетологу постоянно требуется информация о новостях отрасли, которую могут предоставить отраслевые порталы (рынок косметики, фармацевтический рынок и т. д.). Однако при работе с отраслевыми порталами необходимо иметь в виду, что некоторые из них принадлежат какому-то одному маркетинговому агентству, и соответственно все доступные аналитические материалы составляются на основе собственных данных. В этом есть свои плюсы, но иногда это сказывается на объективности и полноте представленной информации.
3. Если возникает необходимость регулярно отслеживать появление любой новой информации о конкретном рынке, проводится мониторинг всех открытых источников, где потенциально может быть размещена эта информация. Поиск этих данных занимает много времени, сил и денег, так как приходится исследовать большое количество разнообразных источников. В ответ на растущую с каждым днем потребность рынка в систематизированной информации Интернет предложил новую услугу – мониторинг и систематизация данных, взятых из различных источников – сайтов исследовательских компаний, аналитических статей журналов и газет, справочников и отчетов Росстата и т. д.
4. Для решения определенной маркетинговой задачи, когда нужно узнать множество разнообразных показателей о рынке, которые нельзя найти в открытом доступе, может потребоваться маркетинговое исследование. Не каждая компания обладает достаточными ресурсами для того, чтобы провести исследование собственными силами, поэтому перед маркетологом встает задача поиска подрядчика. В данном случае маркетолог анализирует предложение в сети Интернет, основываясь на том, как и какую информацию о себе предоставляют различные маркетинговые агентства на своих сайтах. Помимо этого, следует обращать внимание на частоту упоминаний о компании на профильных и отраслевых порталах.
5. Покупка готового исследования является более дешевым и быстрым способом получения маркетинговой информации. Однако, приобретая результаты инициативного исследования, которое проанонсировано в Сети, маркетолог покупает «кота в мешке», поскольку у него нет уверенности в том, насколько качественно проведен опрос, какие вопросы включены в анкету, какова аудитория опроса и т. д.
6. Для решения некоторых тактических задач может потребоваться оперативный поиск конкретных показателей. Стандартная схема действий специалиста в таких случаях – набор ключевых слов в поисковой системе и переход по приведенным ссылкам – обычно занимает много времени. Однако в последнее время стали появляться специализированные поисковые системы, которые в результате запроса по определенному рынку бесплатно предоставляют ссылки с подробной аннотацией на материалы, опубликованные в Интернете. В аннотациях указываются все маркетинговые показатели, которые содержатся в каждой конкретной статье.
Использование подобных поисковых систем обладает рядом преимуществ перед другими способами поиска: во-первых, позволяет экономить до 70–80 % времени, которое требуется для самостоятельного поиска; а во-вторых, «фильтрует» информацию, то есть предоставляет именно те данные, которые нужны маркетологу в данный момент.
Интернет предоставляет маркетологам широкие возможности для эффективного сбора информации. Однако прежде чем начинать поиск, следует определить ключевые задачи и оценить имеющиеся ресурсы. Рациональный подход к сбору информации позволит избежать неоправданных затрат времени и, следовательно, повысить эффективность работы маркетолога.
Ежедневно мы слышим и получаем тысячи рекламных сообщений, 80 % из которых забывается на следующий день. В условиях катастрофической нехватки времени уровень восприятия информации падает. Желая выделить свой товар на фоне конкурентов, маркетологи придумывают разные способы донести максимум информации о продукте до потенциального клиента.
Неудивительно, что реклама в Интернете становится все более и более популярной в последнее время. Однако популярность эта, как полагают специалисты, определяется на 90 % ростом интереса к Всемирной паутине вообще, нежели четким осознанием тех выгод, которые дает данный канал маркетинговой коммуникации в плане обратной связи (конструктивного диалога). Необходимо назвать эти плюсы, тем более что их всего два.
Первый: высокая автономия посетителя веб-узла.
Такая высокая автономия означает не право уйти с узла в любой момент – каждый может легко выключить радио– или телеприемник, отложить в сторону газету или журнал. Здесь под автономией понимается способность посетителя сайта сконструировать интересную и привлекательную рекламную информацию таким образом, чтобы эта информация оказалась максимально удобной для восприятия. К примеру, на сайте «Гринпис» каждый, кого заинтересует социальная реклама, посвященная здоровому питанию, имеет возможность:
– узнать о вреде трансгенных продуктов из короткой статьи;
– узнать о вреде трансгенных продуктов из обширной научной работы (в адаптированном варианте);
узнать о вреде трансгенных продуктов из схем и рисунков, включая анимационные изображения;
– узнать о необходимости правильного питания из видеоролика, снятого с участием популярной телеведущей Тутты Ларсен;
– получить полный список компаний, продукция которых рекомендована «Гринпис» к употреблению как безопасная (не содержащая трансгенов).
Аналогично самые разные формы подачи информации (аудио, видео, графика, анимационная графика, статьи, таблицы, списки, книги) используются в проекте «Эковеб», созданном и развиваемом автором в поддержку социальной рекламы «Гринпис». Гости таких сайтов конфигурируют получаемую информацию в наиболее презентабельную форму: кому-то покажется необходимым посмотреть ролик, кто-то нуждается в обилии схем или даже анимированных схем, другому нужны короткие статьи, а еще одному более полезны подробнейшие отчеты, сводки и т. д.
Второй плюс: оригинальная привязка рекламных материалов к тематике узла или отдельных страничек.
К сожалению, данный принцип соблюдается далеко не всеми веб-дизайнерами. Исключение представляют собой, пожалуй, единственно ресурсы, связанные с продвижением секс-товаров или как-либо иначе апеллирующие к сексуальному интересу человека. В частности, не раз можно наблюдать, что на сайтах, рекламирующих эротическое дамское белье, находится ссылка на виртуальные (и не только виртуальные) секс-шопы. И наоборот: на сайтах секс-шопов размещаются ссылки на салоны белья, в особенности если магазин предлагает белье для поло-ролевых эротических игр. Подобные ресурсы могут содержать продвинутую рекламу виртуальных и реальных магазинов, торгующих эротическими фильмами на видеокассетах и DVD-дисках.
Трудно понять, почему подобный подход к размещению рекламы не получил должного развития в Сети, хотя Интернет наиболее удобен для этого. Современное телевидение, к примеру, абсолютно лишено возможности комплектовать рекламный материал по тематике. Рекламная пауза содержит разнородные ролики, которые в своей совокупности не просто гасят эффекты друг друга, но и, хуже того, нередко заставляют воспринимать несерьезно либо негативно продвигаемый товар (скажем, когда после изображения комфортного сидения авто в кадре появляется обсемененный кишечными бактериями унитаз – явная негативная аналогия, не видеть которую может только ослепленный бездумными бизнес-схемами предприниматель или самовлюбленный маркетолог).
Интернет изначально лишен этого недостатка. Сеть ориентирована на тематическую группировку материалов: неслучайно и сканирование их поисковыми системами ведется в соответствии с конкретной тематикой пользовательского запроса. Мешанина в Интернете создается искусственно, в силу недостаточного трудолюбия иных маркетологов. И такая мешанина грубо нарушает законы информационного маркетинга. Ибо пропускная способность коммуникационного канала тем выше, чем однороднее участок информационного поля, в котором данный канал пролегает.
«Всемирная паутина» в состоянии формировать обширные участки информационного поля с высокой однородностью, пригодные для прокладки каналов с исключительно большой пропускной способностью. Через такие каналы может проходить много высококачественных рекламных обращений, которые контекстуально воспринимаются как вполне естественные. Такая реклама не навязывает, а консультирует, направляет, убеждает – а именно в этом и состоит ее истинное предназначение.
Например, на сайте о технологиях современной деревообработки нелепо смотрится баннер с сайта, торгующего сантехникой. Однако на одной из страничек такого ресурса явно необходима информация о деревообрабатывающих предприятиях России. И в данном случае реклама даже перестает быть рекламой, но превращается в необходимую пояснительную фактографию: крикнуть «Эй, лесоруб!» и не назвать его по имени – это, право, несколько нелепо.
Подсчитывать затраты на ведение маркетинга через Сеть можно посредством матрицы, рассмотренной в пункте 3.2 настоящего пособия, где речь ведется об онлайн-анкетировании.