Приложения

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 

Приложение 1. Нормативно-правовая база по регулированию информационного маркетинга (с комментариями)

Для результативной работы в области информационного маркетинга каждому серьезному маркетологу необходимо знать и соблюдать все нормативно-правовые акты, касающиеся данной сферы деятельности. Для удобства нахождения нужной информации в приведенное приложение включен перечень всех необходимых законодательных актов с указанием конкретных пунктов и статей, к которым следует обращаться в ходе маркетинговой деятельности.

Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29)

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (ст. 1465–1472)

Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) (ст. 424, ст. 427)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) (ст. 13.13, ст. 23.46)

Уголовный кодекс РФ (УК РФ) (ст. 183)

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ст. 24)

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (документ целиком)

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (п. 5 ч. 1 ст. 14; ст. 26)

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (документ целиком)

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях» (ч. 6 ст. 5, ч. 15 ст. 6, ст. 7, ч. 2 ст. 10, ст. 17)

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (п. 1 ст. 3, ст. 4, ст. 5)

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (подп. 5 п. 1 ст. 17)

Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (п. 3 ст. 3)

Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ст. 5, п. 3 ст. 18)

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (документ целиком)

Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (п. 2 ст. 16, ст. 41, ст. 43)

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (гл. 7)

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 16)

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (п. 3 ст. 11)

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (п. 7 ст. 19)

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 10)

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (документ целиком)

Указ Президента РФ от 7 февраля 1996 г. № 161 «Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства» (п. 1)

Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (документ целиком)

Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (п. 4.12 приложения 1)

Постановление Правительства РФ от 6 июня 2005 г. № 353 «Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 25 мая 2005 г. № 328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2005 г. № 310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. № 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 222 «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. № 72 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 795 «Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2001 г. № 262 «О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации» (п. 13)

Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» (п. 16)

Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (п. 11, I; п. 16, I; п. 71, VIII; п. 78, IX; п. 86, XI; п. 96, XIII; п. 138, XIX)

Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» (п. 6, I)

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. № 481 «Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний» (документ целиком)

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 июня 2006 г. № 624 «Об утверждении и введении в действие Положения о системе защиты информации в компьютерных и телекоммуникационных сетях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» (документ целиком)

Приложение 2. Словарь терминов информационного маркетинга

Анализ данных «вглубь»  – метод анализа, при котором производится последовательное увеличение уровня подробности рассматриваемых данных с целью выявления причин отклонений или неудовлетворительных результатов.

Ассортимент (выпускаемой продукции)  – портфель выпускаемой продукции, то есть соотношение отдельных видов изделий в общей совокупности продукции предприятия, отрасли либо в группе товаров.

Бартер  – обмен товаров или услуг на другие товары или услуги вместо денежных расчетов (в российском гражданском праве – мена; понятие «бартер» законодательство относит только к аналогичному обмену с иностранными фирмами).

Бухгалтерский учет  – система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организации, основанная на непрерывном регистрировании фактов хозяйственной жизни.

Бюджет  – информация о планируемых или ожидаемых денежных доходах и расходах, активах и обязательствах, позволяющая реализовывать бизнес-план предприятия.

Бюджет продаж  – план продаж, ожидаемых в течение определенного периода; обычно носит признаки классификации продаж по центрам ответственности, видам продукции и/или регионам.

Бюджет торговый  – план продаж, запасов, скидок, уценок, дефицита запасов, закупок, затрат на транспортировку, обработку и хранение, валовой прибыли компании; включает в себя бюджет продаж.

Бюджетирование  – планирование движения ресурсов по предприятию на определенный период в будущем и/или намеченный проект.

Валовая реализация  – валовой доход, т. е. суммарный доход от продаж без учета скидок за срочность оплаты, компенсаций и прочих корректировок.

Виды информации  – функционально или генетически различные совокупности сведений, имеющих значение для сбыта. См.: политическая информация, социальная информация, техническая информация, экологическая информация, экономическая информация.  

Временной ряд продаж  – данные (в натуральных или денежных показателях) об объемах продаж за равные последовательные промежутки времени.

Время задержки  – в информационном маркетинге: временной интервал между моментом подтверждения потребности в заказе и моментом поступления товаров.

Готовая продукция –  часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи как конечный продукт производственного процесса.

Гудвилл  (тж. гудвил) – стоимостная оценка деловой репутации компании, находимая как разность между балансовой стоимостью активов этой компании и суммой, которую готовы предложить за компанию покупатели.

Данные  1) в широком смысле: любые маркетинговые сведения; 2) в узком смысле: не связанные между собой фактические сведения о рынке. Задача маркетолога состоит в том, чтобы проанализировать массив данных и получить из них полезную для нужд управления информацию.

Дефицит запасов  – нехватка наличных запасов, препятствующая насыщению рынка.

Дилерская сеть  – торговые фирмы, играющие роль посредников между главной торговой или производящей компанией и конечным покупателем.

Дисконт (дисконтная скидка)  – см.: скидка за количество.

Дозаказ  – заказ, совершаемый «задним числом» для корректировки потребности или заказа клиента.

Документированная информация  – сведения, зафиксированные на материальном носителе.

Доля рынка продукта (товара)  – доля продаж продукта компании в общем объеме продаж аналогичных продуктов на рассматриваемом рынке.

Доступ к информации –  возможность получения информации и ее использования.

Емкость складирования –  максимально возможное пространство для хранения на торговом складе.

Затраты на маркетинг –  затраты на поиск клиентов, убеждение их в целесообразности закупки, доставку продукции и получение за нее денег.

Индекс потребительских цен (ИПЦ)  – характеристика изменений во времени общего уровня цен на товары и услуги для непроизводственного потребления.

Информационная система управления (ИСУ) –  информационная система, обеспечивающая получение всех данных о внутренних операциях и внешних событиях; включает в себя системы маркетинговой информации.

Информационное поле  – совокупность информационных потоков в социуме. В целях настоящей книги рассматриваются только потоки, присущие для деловой среды.

Информация  – одна из сущностей мироздания наряду с веществом и энергией. В достаточно общей теории управления: составная часть великого триединства мироздания наряду с материей и мерой, что научно точнее предыдущего, «школьного» толкования. См.: мера.  

Калькуляция –  результат вычисления (калькулирования) себестоимости исследовательского проекта, оформляемый в виде фактической сметы.

Каналы маркетинговых коммуникаций –  совокупность технологий и социальных либо экономических структур, через которые возможно общение с потребителем.

Каналы сбыта  – рыночные структуры, через которые возможно осуществление сбыта, например дилерская сеть.

Качество –  совокупность характеристик объекта, влияющих на его способность удовлетворить требования потребителя.

Конечный продукт  – продукт как возможный предмет клиентского заказа, включаемый в прогноз продаж.

Конфиденциальность информации  – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Кредитная история покупателя  – данные об исполнении покупателем обязательств, вытекающих из условий кредитных сделок.

Маркетер –  специалист по продвижению товаров (работ, услуг) на рынок по существующим или специально создаваемым каналам сбыта и маркетинговым коммуникациям.

Маркетинг  – 1) в широком смысле: вид деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей в процессе обмена (Ф. Котлер); 2) в узком, строго научном смысле: вид деятельности, предполагающий изучение запросов рынка, ориентацию производства и сбыта на их полное удовлетворение, а также донесение информации об этом до потребителей.

Маркетинговая стратегия  – стратегия предприятия, направленная на разработку, производство и доведение до покупателя полезных для того товаров и услуг.

Маркетинговое исследование  – сбор данных, в результате анализа которых компания получает информацию, нужную для разработки, производства и доведения до покупателя полезных товаров и услуг.

Маркетинговые факторы  – условия рынка, в которых реализуется бизнес-план компании.

Маркетолог  – эксперт в области информационного маркетинга, специалист по исследованию и анализу рынка. Деление специалистов по маркетингу на маркетологов и маркетеров весьма условно, если исходить из реальной ситуации в фирмах.

Мера  – составная часть мироздания наряду с информацией и материей. По отношению к информации мера есть код, по отношению к материи есть вероятностная матрица возможных ее состояний. Применяемые в информационном маркетинге единицы измерения – потребитель, сделка, рубль (или иная денежная единица).

Минимальный объем продаж –  наименьшее число продаж, позволяющее перекрыть затраты, то есть достичь безубыточности.

Мониторинг  – здесь: маркетинговое наблюдение за рынком или его сегментом, предоставляющее материал для исследований или выявляющее отклонения от запланированных показателей рыночной динамики.

Набор 4П  – основа устаревшей концепции маркетинга (продукт  как результат производства; продажи  как продвижение по каналам сбыта; промоция  как продвижение по маркетинговым коммуникациям; прибыль  как элемент цены и цель маркетинга).

Набор 4С  – основа современной концепции маркетинга (свойства  продукта, важные для потребителя; сбытовые  удобства для потребителя; связи,  выбираемые потребителем; соответствие  цены уровню платежеспособности потребителя).

Наличный запас  – доступное количество (наличие) товаров по определенному виду изделий.

Обменная скидка  – скидка с цены за возврат старого товара (обычно в торговле автомобилями). См.: скидки.  

Обратная связь  – передача информации в обратном направлении по каналу коммуникаций. Представляет собой диалог, в ходе которого единственно и возможно достижение маркетинговых целей компании.

Ограничивающие внешние факторы  – условия, делающие невозможным рост продаж продукции без дополнительных вложений.

Оптимальная цена  – цена единицы продукции, обеспечивающая наиболее выгодную реализацию данного товара.

Оптимальный объем продаж (реализации)  – количество реализуемого товара, позволяющее получить наибольшую выгоду при существующем спросе и неизменных затратах.

Отклонение продаж по объему  – разность между фактическим и плановым объемом реализации, обусловленная снижением или повышением масштабов сбыта.

Отклонение продаж по структуре  – разность между фактическим и плановым объемом реализации, обусловленная отличиями в структуре плановой и фактической пропорции видов продукции с разной мерой рентабельности.

Отклонение продаж по цене  – разность между фактической и плановой ценой продажи единицы продукции.

План продаж  – график выручки от продаж за планируемый период, построенный на основе ожидаемой потребности рынка, скорректированной на потенциал компании.

Полезность  – способность товара или услуги удовлетворять потребности человека.

Политика гибких цен  – быстрое ценовое реагирование на колебания спроса.

Политическая информация  – сведения о динамике во властных структурах и решениях политических лидеров местного и федерального масштаба, обеспечивающие измерение тех или иных рисков политических   (см.).

Предоставление информации  – передача информации определенным пользователям, например другой службе компании, руководству, контролирующим органам.

Распространение информации  – передача информации широким массам, обычно в целях обеспечения их диалога с компанией для стимуляции сбыта.

Рекламация  – задокументированная претензия по качеству и/или количеству поставленных товаров.

Рекламная скидка  – скидка с цены за участие в продаже рискованного товара или рекламной распродаже. См.: скидка   .

Рентабельность продукции  – мера прибыльности от реализации определенного рода продукции.

Риски политические  – риски, возникающие как следствие событий, которые порождаются политиками и создают известную угрозу или, напротив, стимул для стабильного развития бизнеса (внезапные изменения в законодательстве, рост коррупции, новые социальные программы, планирование строительства, субсидирование и иное поощрение определенных экономических проектов).

Рыночная позиция  – позиция компании на рынке по отношению к конкурентам.

Рыночная стоимость  – преобладающая цена товаров/ услуг, продаваемых хорошо информированным покупателям, тесно общающимся с хорошо информированными продавцами.

Рыночная цена  – средняя цена определенного товара на данном рынке в конкретный период.

Сезонная скидка  – скидка с цены при покупке внесезонной продукции. См.: скидка  .

СИМ  – аббревиатура службы информационного маркетинга,   как называется отдел в составе компании, в функции которого входит управление системами маркетинговой информации для прочих нужд бизнес-администрирования.

Системы маркетинговой информации  – комплексные структуры информационного поля, включающие в себя:

1) постоянно действующие взаимосвязи между информационными потоками;

2) информационные технологии в виде методических приемов по фильтрованию этих потоков в целях анализа и обобщения данных для нужд планирования рыночной тактики (а иногда и стратегии);

3) технические приспособления для обработки информации и формирования баз данных как основы информационных систем.

Скидка (с продаж)  – своевременное снижение продажной цены под влиянием внешних факторов (риск порчи, сезонность) или выполнением покупателем определенных условий (срочность оплаты и т. д.). Разновидность маркетинговой тактики.

Скидка за количество  – скидка, предоставляемая в зависимости от объема разовой закупки или совокупного объема закупок за период. То же, что дисконтная скидка.  

Скидка за срочность  – скидка за быструю оплату товара.

Скидка при оплате в срок  – снижение цены для покупателей, своевременно оплачивающих свои счета.

Социальная информация  – сведения о структуре социума и ее динамике, позволяющие спрогнозировать изменения в потреблении тех или иных товаров, работ и услуг.

Спрос (рыночный)  – выраженная потребность в товарах, работах и услугах, обеспеченная денежными средствами.

Степень гласности информации  – мера ограничения доступа к той или иной информации, утвержденная приказом руководства компании и зафиксированная специальным реквизитом на документе – носителе этой информации.

Техническая информация  – сведения об устройствах, механизмах, автоматах и прочей технике; в маркетинге информация данного вида главным образом представлена эксплуатационными характеристиками.

Технологии информационные  – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Управленческое решение  – решение руководства компании, направленное на достижение целей предприятия.

Ценовая конкуренция  – ценовое давление условий сбыта, наиболее типичный вид конкуренции, сводящийся к маневрированию ценами для завоевания рынка.

Ценовая политика  – совокупность положений, определяющих цены компании на реализуемую ею продукцию в сложившихся условиях.

Ценовая стратегия  – долговременные принципы ценообразования, соответствующие целям компании в данной рыночной нише.

Ценовая эластичность (спроса)  – вариабельность объема спроса при изменении цены.

Чувствительность рынка  – реакция рынка на изменение цены товара, подлежащая стоимостному или иному количественному измерению.

Чувствительность спроса  – реакция рынка на предложение определенного продукции либо услуг.

Экологическая информация  – сведения об изменениях в окружающей среде и их влиянии на население, которые имеют исключительно высокую ценность преимущественно при: ведении «зеленого» бизнеса;

1) экологизации производства;

2) создании экорекламы;

3) разработке экологически безопасных товаров.

Экономическая информация  – сведения, касающиеся рынка и хозяйства, обычно статистические.

Электронное сообщение  – информация, передаваемая через информационно-телекоммуникационную сеть.

Приложение 3. Модельный закон «Об Интернете»

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Закона  

1. Настоящий Закон устанавливает принципы и определяет основные направления регулирования правовых отношений, возникающих при использовании Интернета, в целях гармонизации регулирования указанных отношений в государствах – участниках СНГ и обеспечения совершенствования национальных законов в тех сферах, где использование Интернета может явиться основанием возникновения тех или иных правовых отношений.

2. Настоящий Закон действует в отношении правовых отношений, связанных с использованием Интернета, в том числе: устанавливает порядок государственной поддержки Интернета, определяет участников процесса регулирования Интернета и их функции при осуществлении регулирования, устанавливает правила определения места и времени совершения юридически значимых действий при использовании Интернета.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на правовые отношения в сферах обеспечения свободы доступа к информации, информационной безопасности и охраны интеллектуальной собственности, если иное не установлено в настоящем Законе.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе  

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

Интернет   – глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, связывающая информационные системы и сети электросвязи различных стран посредством глобального адресного пространства, основанном на использовании Интернет-протокола (Internet protocol, IP) и протокола передачи данных (Transmission Control Protocol, TCP).

Управление Интернетом   – разработка и применение правительствами, предприятиями частного сектора и организациями гражданского общества согласованных принципов, правовых норм, организационных правил и технических процедур принятия решений, регулирующих развитие Интернета и его использование.

Доменное им? (в Интернете)   – символьное обозначение, зарегистрированное для сетевой адресации, в которой используется система доменных имен DNS.

Сайт (в Интернете)   – совокупность информации и программного обеспечения, содержащихся в информационной системе, которая обеспечивает доступность такой информации в Интернете по определенным сетевым адресам.

Уполномоченный орган (в области Интернет.)   – орган государственной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития и использования Интернета.

Статья 3. Субъекты правоотношений   

1. Субъектами правовых отношений, регулируемых настоящим Законом, являются:

1) государство в лице его органов власти, осуществляющее регулирование Интернета;

2) пользователи Интернета – юридические и физические лица, которым предоставляются услуги Интернета;

3) операторы услуг Интернета;

4) саморегулируемые организации, участвующие в процессе регулирования Интернета.

Статья 4. Соотношения настоящего Закона и иных правовых актов  

1. Нормы настоящего Закона могут полностью или частично включаться в действующие национальные законы или служить основой для разработки таких законов в государствах – участниках СНГ.

2. Если межгосударственным договором, заключенным государством – участником СНГ, предусмотрены иные правила, чем установленные настоящим Законом, применяются положения межгосударственного договора.

Глава 2. Принципы регулирования

Статья 5. Основные принципы регулирования правоотношений, связанных с Интернетом  

Регулирование правовых отношений осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

1) Обеспечение прав и свобод граждан, включая право на использование Интернета и доступ к размещенной в нем информации;

2) Учет особенностей построения и развития Интернета, включая установленные на международном уровне применимые организационные правила и технические процедуры и фактически действующие на момент принятия соответствующего нормативного акта;

3) Ограничение сферы правового регулирования Интернета только теми предметными областями, в отношении которых отсутствуют либо не могут быть применены в силу требований действующего законодательства нормы и правила, установленные на международном уровне либо принятые саморегулируемыми организациями пользователей или операторов услуг Интернета;

4) Нераспространение методов правового регулирования на отношения, связанные с развитием Интернета и не затрагивающие установленные законодательством права и интересы личности, общества и государства;

5) Обязательность внесения изменений и дополнений в действующие правовые акты национального законодательства (включая отмену их отдельных положений), требуемые для приведения их в соответствие с принципами, указанными в настоящей статье.

Статья 6. Нормативные акты по регулированию Интернета  

1. Нормативные правовые акты, направленные на регулирование правоотношений, связанных с использованием Интернета, подлежат обязательному предварительному обсуждению саморегулируемыми организациями пользователей и операторов услуг Интернета и должны учитывать мнения указанных организаций, высказанные по результатам такого обсуждения.

2. Нормативные правовые акты, затрагивающие нормы и правила, регулирующие технологические и организационные аспекты развития Интернета на международном уровне, подлежат обязательному согласованию с международными организациями, принявшими указанные нормы и правила.

3. Нормативные правовые акты органов государственной власти, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, противоречащие установленным настоящим Законом принципам либо принятые с нарушением порядка, установленного настоящим Законом, не имеют юридической силы.

4. Нормативные правовые акты, принятые в соответствии с требованиями настоящей статьи, являются обязательными для всех лиц, являющихся на территории государства пользователями или операторами услуг Интернета.

Статья 7. Государственная поддержка развития Интернета  

1. Государство поощряет и поддерживает развитие Интернета.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны принимать меры, обеспечивающие:

1) Беспрепятственный доступ к Интернету пользователям;

2) Использование информации, содержащейся в Интернете, в целях образования, науки и культуры;

3) Недопущение необоснованных ограничений деятельности операторов услуг Интернета и осуществляемого посредством Интернета обмена информации;

4) Содействие развитию рынка услуг, оказываемых с использованием Интернет-технологий, недопущение монополизации и недобросовестной конкуренции.

3. Государство в лице органов государственной власти и саморегулируемые организации пользователей и операторов услуг Интернета участвует в разработке и принятии международных норм, регулирующих технологические и организационные аспекты развития Интернета.

4. Бюджетные ассигнования, связанные с государственной поддержкой развития Интернета, предусматриваются законом о бюджете на соответствующий период и направляются органами исполнительной власти и иными организациями, участвующими в развитии Интернета.

Глава 3. Основное направление регулирования

Статья 8. Участники процесса регулирования  

1. Равноправными участниками регулирования Интернета являются государство, операторы услуг Интернета, саморегулируемые организации.

2. Государство в процессе регулирования Интернета осуществляет:

1) разработку, координацию и реализацию государственной политики на национальном, региональном и международном уровнях;

2) создание благоприятных условий для развития, распространения и широкого применения Интернета и Интернет-технологий;

3) разработку принятия законов, иных нормативных правовых актов;

4) надзор за соблюдением законодательства;

5) содействие распространению передового опыта;

6) борьбу с преступлениями, совершаемыми с использованием Интернета;

7) поощрение языкового и культурного разнообразия;

8) содействие урегулированию споров.

3. Операторы услуг Интернета в процессе регулирования

Интернета осуществляют:

1) разработку стратегических предложений, руководящих принципов и инструментария для заинтересованных сторон;

2) участие в разработке национального законодательства и национальной и международной политики в сфере использования Интернета;

3) разработку стандартов, применяемых при развитии Интернета.

4. Саморегулируемые организации в процессе регулирования Интернета осуществляют:

1) общественный контроль за мерами, предлагаемыми и применяемыми государством;

2) общественную экспертизу разрабатываемых и (или) принимаемых законов и иных нормативных актов;

3) разработку стандартов, применяемых при развитии Интернета

4) организацию функционирования системы национальных доменных имен;

5) контроль качества услуг, оказываемых операторами услуг Интернета;

6) содействие решению задачи обеспечения равноправного доступа граждан к Интернету.

Статья 9. Международное сотрудничество в регулировании Интернета  

1. Международное сотрудничество в области регулирования Интернета осуществляется на основе соблюдения общепризнанных принципов норм международного права, а также международных договоров, устоявшихся международных стандартов и процедур.

2. Уполномоченный орган, в пределах своих полномочий, представляет и защищает интересы государства в области Интернета, взаимодействует с уполномоченными органами иностранных государств, межправительственными и международными неправительственными организациями, а также координирует вопросы международного сотрудничества в области Интернета, осуществляемого государством, его гражданами и организациями, обеспечивает исполнение обязательств государства, вытекающих из международных договоров в области Интернета.

3. Национальные регистраторы должны принимать такие правила регистрации доменных имен второго уровня в национальных доменных зонах, которые позволяли бы аннулировать регистрации доменных имен, нарушающих законодательство или публичный порядок других стран.

4. Иностранные организации или иностранные граждане, осуществляющие деятельность в области Интернета на территории государства, пользуются правовым режимом, установленным для граждан и национальных организаций, если иное не установлено национальным законодательством.

Статья 10. Стимулирующее регулирование (государственная поддержка) развития и эксплуатации инфраструктуры Интернета  

1. Государство осуществляет стимулирование развития и использования инфраструктуры Интернета, в том числе путем применения налоговых льгот и преференций.

2. При принятии решений о государственной поддержке инфраструктурных проектов развития Интернета приоритет должен отдаваться передовым технологическим решениям, обеспечивающим более широкое использование Интернета гражданами по доступным для них ценам.

3. Государство обеспечивает равный доступ к инфраструктуре Интернета для всех пользователей на недискриминационной основе.

4. Государство осуществляет целевую деятельность по распространению использования Интернет-технологий во взаимодействии между государством, предприятиями частного сектора и гражданами, путем оказания государственных услуг с использованием указанных технологий, а также разработки и реализации архитектуры «электронного правительства».

Статья 11. Определение места и времени совершения юридически значимых действий  

1. Юридически значимые действия, совершенные с использованием Интернета, признаются совершенными на территории государства, если действие, порождающее юридические последствия, было совершено лицом во время нахождения на территории этого государства.

2. Временем совершения юридически значимых действий признается время совершения первого действия, порождающего юридические последствия.

3. Нормы настоящей статьи действуют, если международными договорами не установлено другое.

Статья 12. Коллизионные вопросы  

1. В случае если при разрешении споров, связанных с использованием Интернета, возникает коллизия международных договоров и национального законодательства, действуют нормы международного договора.

2. В случае если при разрешении споров, связанных с использованием Интернета, возникает коллизия иностранного и национального законодательства, действует норма национального законодательства.

Статья 13. Противодействие использованию Интернета в преступных целях  

1. Государство принимает законодательные и иные меры в целях противодействия использованию Интернета в преступных целях. В указанных целях государство устанавливает обязанность операторов услуг Интернета, хранить информацию о пользователях и об оказанных им услугах не менее 6 месяцев и предоставлять данные сведения по запросу судебных и (или) правоохранительных органов.

2. Правоохранительные органы, в компетенцию которых входит противодействие использованию инфраструктуры Интернета в преступных целях, сотрудничают в соответствии с международными договорами с компетентными органами иностранных государств в целях предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, совершаемых с использованием Интернет.

3. Судебные и правоохранительные органы направляют в соответствующие органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации, а также исполняют запросы, сделанные указанными органами, в порядке, предусмотренном международными договорами.

4. Расходы, связанные с исполнением указанных запросов, возмещаются в порядке, предусмотренном соответствующими международными договорами.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 14. Порядок взаимодействия между государствами – участниками СНГ по вопросам применения настоящего закона  

1. Взаимодействие и разрешение споров государств – участников СНГ по вопросам регулирования Интернета осуществляется через Координационный совет государств-участников СНГ по информатизации, созданный решением Совета глав правительств государств-участников СНГ.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона   1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 

Приложение 1. Нормативно-правовая база по регулированию информационного маркетинга (с комментариями)

Для результативной работы в области информационного маркетинга каждому серьезному маркетологу необходимо знать и соблюдать все нормативно-правовые акты, касающиеся данной сферы деятельности. Для удобства нахождения нужной информации в приведенное приложение включен перечень всех необходимых законодательных актов с указанием конкретных пунктов и статей, к которым следует обращаться в ходе маркетинговой деятельности.

Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29)

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (ст. 1465–1472)

Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) (ст. 424, ст. 427)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) (ст. 13.13, ст. 23.46)

Уголовный кодекс РФ (УК РФ) (ст. 183)

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ст. 24)

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (документ целиком)

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (п. 5 ч. 1 ст. 14; ст. 26)

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (документ целиком)

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях» (ч. 6 ст. 5, ч. 15 ст. 6, ст. 7, ч. 2 ст. 10, ст. 17)

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (п. 1 ст. 3, ст. 4, ст. 5)

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (подп. 5 п. 1 ст. 17)

Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (п. 3 ст. 3)

Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ст. 5, п. 3 ст. 18)

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (документ целиком)

Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (п. 2 ст. 16, ст. 41, ст. 43)

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (гл. 7)

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 16)

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (п. 3 ст. 11)

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (п. 7 ст. 19)

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 10)

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (документ целиком)

Указ Президента РФ от 7 февраля 1996 г. № 161 «Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства» (п. 1)

Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (документ целиком)

Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (п. 4.12 приложения 1)

Постановление Правительства РФ от 6 июня 2005 г. № 353 «Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 25 мая 2005 г. № 328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2005 г. № 310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. № 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 222 «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. № 72 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 795 «Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2001 г. № 262 «О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации» (п. 13)

Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» (п. 16)

Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (п. 11, I; п. 16, I; п. 71, VIII; п. 78, IX; п. 86, XI; п. 96, XIII; п. 138, XIX)

Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» (п. 6, I)

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (документ целиком)

Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. № 481 «Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний» (документ целиком)

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 июня 2006 г. № 624 «Об утверждении и введении в действие Положения о системе защиты информации в компьютерных и телекоммуникационных сетях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» (документ целиком)

Приложение 2. Словарь терминов информационного маркетинга

Анализ данных «вглубь»  – метод анализа, при котором производится последовательное увеличение уровня подробности рассматриваемых данных с целью выявления причин отклонений или неудовлетворительных результатов.

Ассортимент (выпускаемой продукции)  – портфель выпускаемой продукции, то есть соотношение отдельных видов изделий в общей совокупности продукции предприятия, отрасли либо в группе товаров.

Бартер  – обмен товаров или услуг на другие товары или услуги вместо денежных расчетов (в российском гражданском праве – мена; понятие «бартер» законодательство относит только к аналогичному обмену с иностранными фирмами).

Бухгалтерский учет  – система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организации, основанная на непрерывном регистрировании фактов хозяйственной жизни.

Бюджет  – информация о планируемых или ожидаемых денежных доходах и расходах, активах и обязательствах, позволяющая реализовывать бизнес-план предприятия.

Бюджет продаж  – план продаж, ожидаемых в течение определенного периода; обычно носит признаки классификации продаж по центрам ответственности, видам продукции и/или регионам.

Бюджет торговый  – план продаж, запасов, скидок, уценок, дефицита запасов, закупок, затрат на транспортировку, обработку и хранение, валовой прибыли компании; включает в себя бюджет продаж.

Бюджетирование  – планирование движения ресурсов по предприятию на определенный период в будущем и/или намеченный проект.

Валовая реализация  – валовой доход, т. е. суммарный доход от продаж без учета скидок за срочность оплаты, компенсаций и прочих корректировок.

Виды информации  – функционально или генетически различные совокупности сведений, имеющих значение для сбыта. См.: политическая информация, социальная информация, техническая информация, экологическая информация, экономическая информация.  

Временной ряд продаж  – данные (в натуральных или денежных показателях) об объемах продаж за равные последовательные промежутки времени.

Время задержки  – в информационном маркетинге: временной интервал между моментом подтверждения потребности в заказе и моментом поступления товаров.

Готовая продукция –  часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи как конечный продукт производственного процесса.

Гудвилл  (тж. гудвил) – стоимостная оценка деловой репутации компании, находимая как разность между балансовой стоимостью активов этой компании и суммой, которую готовы предложить за компанию покупатели.

Данные  1) в широком смысле: любые маркетинговые сведения; 2) в узком смысле: не связанные между собой фактические сведения о рынке. Задача маркетолога состоит в том, чтобы проанализировать массив данных и получить из них полезную для нужд управления информацию.

Дефицит запасов  – нехватка наличных запасов, препятствующая насыщению рынка.

Дилерская сеть  – торговые фирмы, играющие роль посредников между главной торговой или производящей компанией и конечным покупателем.

Дисконт (дисконтная скидка)  – см.: скидка за количество.

Дозаказ  – заказ, совершаемый «задним числом» для корректировки потребности или заказа клиента.

Документированная информация  – сведения, зафиксированные на материальном носителе.

Доля рынка продукта (товара)  – доля продаж продукта компании в общем объеме продаж аналогичных продуктов на рассматриваемом рынке.

Доступ к информации –  возможность получения информации и ее использования.

Емкость складирования –  максимально возможное пространство для хранения на торговом складе.

Затраты на маркетинг –  затраты на поиск клиентов, убеждение их в целесообразности закупки, доставку продукции и получение за нее денег.

Индекс потребительских цен (ИПЦ)  – характеристика изменений во времени общего уровня цен на товары и услуги для непроизводственного потребления.

Информационная система управления (ИСУ) –  информационная система, обеспечивающая получение всех данных о внутренних операциях и внешних событиях; включает в себя системы маркетинговой информации.

Информационное поле  – совокупность информационных потоков в социуме. В целях настоящей книги рассматриваются только потоки, присущие для деловой среды.

Информация  – одна из сущностей мироздания наряду с веществом и энергией. В достаточно общей теории управления: составная часть великого триединства мироздания наряду с материей и мерой, что научно точнее предыдущего, «школьного» толкования. См.: мера.  

Калькуляция –  результат вычисления (калькулирования) себестоимости исследовательского проекта, оформляемый в виде фактической сметы.

Каналы маркетинговых коммуникаций –  совокупность технологий и социальных либо экономических структур, через которые возможно общение с потребителем.

Каналы сбыта  – рыночные структуры, через которые возможно осуществление сбыта, например дилерская сеть.

Качество –  совокупность характеристик объекта, влияющих на его способность удовлетворить требования потребителя.

Конечный продукт  – продукт как возможный предмет клиентского заказа, включаемый в прогноз продаж.

Конфиденциальность информации  – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Кредитная история покупателя  – данные об исполнении покупателем обязательств, вытекающих из условий кредитных сделок.

Маркетер –  специалист по продвижению товаров (работ, услуг) на рынок по существующим или специально создаваемым каналам сбыта и маркетинговым коммуникациям.

Маркетинг  – 1) в широком смысле: вид деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей в процессе обмена (Ф. Котлер); 2) в узком, строго научном смысле: вид деятельности, предполагающий изучение запросов рынка, ориентацию производства и сбыта на их полное удовлетворение, а также донесение информации об этом до потребителей.

Маркетинговая стратегия  – стратегия предприятия, направленная на разработку, производство и доведение до покупателя полезных для того товаров и услуг.

Маркетинговое исследование  – сбор данных, в результате анализа которых компания получает информацию, нужную для разработки, производства и доведения до покупателя полезных товаров и услуг.

Маркетинговые факторы  – условия рынка, в которых реализуется бизнес-план компании.

Маркетолог  – эксперт в области информационного маркетинга, специалист по исследованию и анализу рынка. Деление специалистов по маркетингу на маркетологов и маркетеров весьма условно, если исходить из реальной ситуации в фирмах.

Мера  – составная часть мироздания наряду с информацией и материей. По отношению к информации мера есть код, по отношению к материи есть вероятностная матрица возможных ее состояний. Применяемые в информационном маркетинге единицы измерения – потребитель, сделка, рубль (или иная денежная единица).

Минимальный объем продаж –  наименьшее число продаж, позволяющее перекрыть затраты, то есть достичь безубыточности.

Мониторинг  – здесь: маркетинговое наблюдение за рынком или его сегментом, предоставляющее материал для исследований или выявляющее отклонения от запланированных показателей рыночной динамики.

Набор 4П  – основа устаревшей концепции маркетинга (продукт  как результат производства; продажи  как продвижение по каналам сбыта; промоция  как продвижение по маркетинговым коммуникациям; прибыль  как элемент цены и цель маркетинга).

Набор 4С  – основа современной концепции маркетинга (свойства  продукта, важные для потребителя; сбытовые  удобства для потребителя; связи,  выбираемые потребителем; соответствие  цены уровню платежеспособности потребителя).

Наличный запас  – доступное количество (наличие) товаров по определенному виду изделий.

Обменная скидка  – скидка с цены за возврат старого товара (обычно в торговле автомобилями). См.: скидки.  

Обратная связь  – передача информации в обратном направлении по каналу коммуникаций. Представляет собой диалог, в ходе которого единственно и возможно достижение маркетинговых целей компании.

Ограничивающие внешние факторы  – условия, делающие невозможным рост продаж продукции без дополнительных вложений.

Оптимальная цена  – цена единицы продукции, обеспечивающая наиболее выгодную реализацию данного товара.

Оптимальный объем продаж (реализации)  – количество реализуемого товара, позволяющее получить наибольшую выгоду при существующем спросе и неизменных затратах.

Отклонение продаж по объему  – разность между фактическим и плановым объемом реализации, обусловленная снижением или повышением масштабов сбыта.

Отклонение продаж по структуре  – разность между фактическим и плановым объемом реализации, обусловленная отличиями в структуре плановой и фактической пропорции видов продукции с разной мерой рентабельности.

Отклонение продаж по цене  – разность между фактической и плановой ценой продажи единицы продукции.

План продаж  – график выручки от продаж за планируемый период, построенный на основе ожидаемой потребности рынка, скорректированной на потенциал компании.

Полезность  – способность товара или услуги удовлетворять потребности человека.

Политика гибких цен  – быстрое ценовое реагирование на колебания спроса.

Политическая информация  – сведения о динамике во властных структурах и решениях политических лидеров местного и федерального масштаба, обеспечивающие измерение тех или иных рисков политических   (см.).

Предоставление информации  – передача информации определенным пользователям, например другой службе компании, руководству, контролирующим органам.

Распространение информации  – передача информации широким массам, обычно в целях обеспечения их диалога с компанией для стимуляции сбыта.

Рекламация  – задокументированная претензия по качеству и/или количеству поставленных товаров.

Рекламная скидка  – скидка с цены за участие в продаже рискованного товара или рекламной распродаже. См.: скидка   .

Рентабельность продукции  – мера прибыльности от реализации определенного рода продукции.

Риски политические  – риски, возникающие как следствие событий, которые порождаются политиками и создают известную угрозу или, напротив, стимул для стабильного развития бизнеса (внезапные изменения в законодательстве, рост коррупции, новые социальные программы, планирование строительства, субсидирование и иное поощрение определенных экономических проектов).

Рыночная позиция  – позиция компании на рынке по отношению к конкурентам.

Рыночная стоимость  – преобладающая цена товаров/ услуг, продаваемых хорошо информированным покупателям, тесно общающимся с хорошо информированными продавцами.

Рыночная цена  – средняя цена определенного товара на данном рынке в конкретный период.

Сезонная скидка  – скидка с цены при покупке внесезонной продукции. См.: скидка  .

СИМ  – аббревиатура службы информационного маркетинга,   как называется отдел в составе компании, в функции которого входит управление системами маркетинговой информации для прочих нужд бизнес-администрирования.

Системы маркетинговой информации  – комплексные структуры информационного поля, включающие в себя:

1) постоянно действующие взаимосвязи между информационными потоками;

2) информационные технологии в виде методических приемов по фильтрованию этих потоков в целях анализа и обобщения данных для нужд планирования рыночной тактики (а иногда и стратегии);

3) технические приспособления для обработки информации и формирования баз данных как основы информационных систем.

Скидка (с продаж)  – своевременное снижение продажной цены под влиянием внешних факторов (риск порчи, сезонность) или выполнением покупателем определенных условий (срочность оплаты и т. д.). Разновидность маркетинговой тактики.

Скидка за количество  – скидка, предоставляемая в зависимости от объема разовой закупки или совокупного объема закупок за период. То же, что дисконтная скидка.  

Скидка за срочность  – скидка за быструю оплату товара.

Скидка при оплате в срок  – снижение цены для покупателей, своевременно оплачивающих свои счета.

Социальная информация  – сведения о структуре социума и ее динамике, позволяющие спрогнозировать изменения в потреблении тех или иных товаров, работ и услуг.

Спрос (рыночный)  – выраженная потребность в товарах, работах и услугах, обеспеченная денежными средствами.

Степень гласности информации  – мера ограничения доступа к той или иной информации, утвержденная приказом руководства компании и зафиксированная специальным реквизитом на документе – носителе этой информации.

Техническая информация  – сведения об устройствах, механизмах, автоматах и прочей технике; в маркетинге информация данного вида главным образом представлена эксплуатационными характеристиками.

Технологии информационные  – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Управленческое решение  – решение руководства компании, направленное на достижение целей предприятия.

Ценовая конкуренция  – ценовое давление условий сбыта, наиболее типичный вид конкуренции, сводящийся к маневрированию ценами для завоевания рынка.

Ценовая политика  – совокупность положений, определяющих цены компании на реализуемую ею продукцию в сложившихся условиях.

Ценовая стратегия  – долговременные принципы ценообразования, соответствующие целям компании в данной рыночной нише.

Ценовая эластичность (спроса)  – вариабельность объема спроса при изменении цены.

Чувствительность рынка  – реакция рынка на изменение цены товара, подлежащая стоимостному или иному количественному измерению.

Чувствительность спроса  – реакция рынка на предложение определенного продукции либо услуг.

Экологическая информация  – сведения об изменениях в окружающей среде и их влиянии на население, которые имеют исключительно высокую ценность преимущественно при: ведении «зеленого» бизнеса;

1) экологизации производства;

2) создании экорекламы;

3) разработке экологически безопасных товаров.

Экономическая информация  – сведения, касающиеся рынка и хозяйства, обычно статистические.

Электронное сообщение  – информация, передаваемая через информационно-телекоммуникационную сеть.

Приложение 3. Модельный закон «Об Интернете»

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Закона  

1. Настоящий Закон устанавливает принципы и определяет основные направления регулирования правовых отношений, возникающих при использовании Интернета, в целях гармонизации регулирования указанных отношений в государствах – участниках СНГ и обеспечения совершенствования национальных законов в тех сферах, где использование Интернета может явиться основанием возникновения тех или иных правовых отношений.

2. Настоящий Закон действует в отношении правовых отношений, связанных с использованием Интернета, в том числе: устанавливает порядок государственной поддержки Интернета, определяет участников процесса регулирования Интернета и их функции при осуществлении регулирования, устанавливает правила определения места и времени совершения юридически значимых действий при использовании Интернета.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на правовые отношения в сферах обеспечения свободы доступа к информации, информационной безопасности и охраны интеллектуальной собственности, если иное не установлено в настоящем Законе.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе  

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

Интернет   – глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, связывающая информационные системы и сети электросвязи различных стран посредством глобального адресного пространства, основанном на использовании Интернет-протокола (Internet protocol, IP) и протокола передачи данных (Transmission Control Protocol, TCP).

Управление Интернетом   – разработка и применение правительствами, предприятиями частного сектора и организациями гражданского общества согласованных принципов, правовых норм, организационных правил и технических процедур принятия решений, регулирующих развитие Интернета и его использование.

Доменное им? (в Интернете)   – символьное обозначение, зарегистрированное для сетевой адресации, в которой используется система доменных имен DNS.

Сайт (в Интернете)   – совокупность информации и программного обеспечения, содержащихся в информационной системе, которая обеспечивает доступность такой информации в Интернете по определенным сетевым адресам.

Уполномоченный орган (в области Интернет.)   – орган государственной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития и использования Интернета.

Статья 3. Субъекты правоотношений   

1. Субъектами правовых отношений, регулируемых настоящим Законом, являются:

1) государство в лице его органов власти, осуществляющее регулирование Интернета;

2) пользователи Интернета – юридические и физические лица, которым предоставляются услуги Интернета;

3) операторы услуг Интернета;

4) саморегулируемые организации, участвующие в процессе регулирования Интернета.

Статья 4. Соотношения настоящего Закона и иных правовых актов  

1. Нормы настоящего Закона могут полностью или частично включаться в действующие национальные законы или служить основой для разработки таких законов в государствах – участниках СНГ.

2. Если межгосударственным договором, заключенным государством – участником СНГ, предусмотрены иные правила, чем установленные настоящим Законом, применяются положения межгосударственного договора.

Глава 2. Принципы регулирования

Статья 5. Основные принципы регулирования правоотношений, связанных с Интернетом  

Регулирование правовых отношений осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

1) Обеспечение прав и свобод граждан, включая право на использование Интернета и доступ к размещенной в нем информации;

2) Учет особенностей построения и развития Интернета, включая установленные на международном уровне применимые организационные правила и технические процедуры и фактически действующие на момент принятия соответствующего нормативного акта;

3) Ограничение сферы правового регулирования Интернета только теми предметными областями, в отношении которых отсутствуют либо не могут быть применены в силу требований действующего законодательства нормы и правила, установленные на международном уровне либо принятые саморегулируемыми организациями пользователей или операторов услуг Интернета;

4) Нераспространение методов правового регулирования на отношения, связанные с развитием Интернета и не затрагивающие установленные законодательством права и интересы личности, общества и государства;

5) Обязательность внесения изменений и дополнений в действующие правовые акты национального законодательства (включая отмену их отдельных положений), требуемые для приведения их в соответствие с принципами, указанными в настоящей статье.

Статья 6. Нормативные акты по регулированию Интернета  

1. Нормативные правовые акты, направленные на регулирование правоотношений, связанных с использованием Интернета, подлежат обязательному предварительному обсуждению саморегулируемыми организациями пользователей и операторов услуг Интернета и должны учитывать мнения указанных организаций, высказанные по результатам такого обсуждения.

2. Нормативные правовые акты, затрагивающие нормы и правила, регулирующие технологические и организационные аспекты развития Интернета на международном уровне, подлежат обязательному согласованию с международными организациями, принявшими указанные нормы и правила.

3. Нормативные правовые акты органов государственной власти, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, противоречащие установленным настоящим Законом принципам либо принятые с нарушением порядка, установленного настоящим Законом, не имеют юридической силы.

4. Нормативные правовые акты, принятые в соответствии с требованиями настоящей статьи, являются обязательными для всех лиц, являющихся на территории государства пользователями или операторами услуг Интернета.

Статья 7. Государственная поддержка развития Интернета  

1. Государство поощряет и поддерживает развитие Интернета.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны принимать меры, обеспечивающие:

1) Беспрепятственный доступ к Интернету пользователям;

2) Использование информации, содержащейся в Интернете, в целях образования, науки и культуры;

3) Недопущение необоснованных ограничений деятельности операторов услуг Интернета и осуществляемого посредством Интернета обмена информации;

4) Содействие развитию рынка услуг, оказываемых с использованием Интернет-технологий, недопущение монополизации и недобросовестной конкуренции.

3. Государство в лице органов государственной власти и саморегулируемые организации пользователей и операторов услуг Интернета участвует в разработке и принятии международных норм, регулирующих технологические и организационные аспекты развития Интернета.

4. Бюджетные ассигнования, связанные с государственной поддержкой развития Интернета, предусматриваются законом о бюджете на соответствующий период и направляются органами исполнительной власти и иными организациями, участвующими в развитии Интернета.

Глава 3. Основное направление регулирования

Статья 8. Участники процесса регулирования  

1. Равноправными участниками регулирования Интернета являются государство, операторы услуг Интернета, саморегулируемые организации.

2. Государство в процессе регулирования Интернета осуществляет:

1) разработку, координацию и реализацию государственной политики на национальном, региональном и международном уровнях;

2) создание благоприятных условий для развития, распространения и широкого применения Интернета и Интернет-технологий;

3) разработку принятия законов, иных нормативных правовых актов;

4) надзор за соблюдением законодательства;

5) содействие распространению передового опыта;

6) борьбу с преступлениями, совершаемыми с использованием Интернета;

7) поощрение языкового и культурного разнообразия;

8) содействие урегулированию споров.

3. Операторы услуг Интернета в процессе регулирования

Интернета осуществляют:

1) разработку стратегических предложений, руководящих принципов и инструментария для заинтересованных сторон;

2) участие в разработке национального законодательства и национальной и международной политики в сфере использования Интернета;

3) разработку стандартов, применяемых при развитии Интернета.

4. Саморегулируемые организации в процессе регулирования Интернета осуществляют:

1) общественный контроль за мерами, предлагаемыми и применяемыми государством;

2) общественную экспертизу разрабатываемых и (или) принимаемых законов и иных нормативных актов;

3) разработку стандартов, применяемых при развитии Интернета

4) организацию функционирования системы национальных доменных имен;

5) контроль качества услуг, оказываемых операторами услуг Интернета;

6) содействие решению задачи обеспечения равноправного доступа граждан к Интернету.

Статья 9. Международное сотрудничество в регулировании Интернета  

1. Международное сотрудничество в области регулирования Интернета осуществляется на основе соблюдения общепризнанных принципов норм международного права, а также международных договоров, устоявшихся международных стандартов и процедур.

2. Уполномоченный орган, в пределах своих полномочий, представляет и защищает интересы государства в области Интернета, взаимодействует с уполномоченными органами иностранных государств, межправительственными и международными неправительственными организациями, а также координирует вопросы международного сотрудничества в области Интернета, осуществляемого государством, его гражданами и организациями, обеспечивает исполнение обязательств государства, вытекающих из международных договоров в области Интернета.

3. Национальные регистраторы должны принимать такие правила регистрации доменных имен второго уровня в национальных доменных зонах, которые позволяли бы аннулировать регистрации доменных имен, нарушающих законодательство или публичный порядок других стран.

4. Иностранные организации или иностранные граждане, осуществляющие деятельность в области Интернета на территории государства, пользуются правовым режимом, установленным для граждан и национальных организаций, если иное не установлено национальным законодательством.

Статья 10. Стимулирующее регулирование (государственная поддержка) развития и эксплуатации инфраструктуры Интернета  

1. Государство осуществляет стимулирование развития и использования инфраструктуры Интернета, в том числе путем применения налоговых льгот и преференций.

2. При принятии решений о государственной поддержке инфраструктурных проектов развития Интернета приоритет должен отдаваться передовым технологическим решениям, обеспечивающим более широкое использование Интернета гражданами по доступным для них ценам.

3. Государство обеспечивает равный доступ к инфраструктуре Интернета для всех пользователей на недискриминационной основе.

4. Государство осуществляет целевую деятельность по распространению использования Интернет-технологий во взаимодействии между государством, предприятиями частного сектора и гражданами, путем оказания государственных услуг с использованием указанных технологий, а также разработки и реализации архитектуры «электронного правительства».

Статья 11. Определение места и времени совершения юридически значимых действий  

1. Юридически значимые действия, совершенные с использованием Интернета, признаются совершенными на территории государства, если действие, порождающее юридические последствия, было совершено лицом во время нахождения на территории этого государства.

2. Временем совершения юридически значимых действий признается время совершения первого действия, порождающего юридические последствия.

3. Нормы настоящей статьи действуют, если международными договорами не установлено другое.

Статья 12. Коллизионные вопросы  

1. В случае если при разрешении споров, связанных с использованием Интернета, возникает коллизия международных договоров и национального законодательства, действуют нормы международного договора.

2. В случае если при разрешении споров, связанных с использованием Интернета, возникает коллизия иностранного и национального законодательства, действует норма национального законодательства.

Статья 13. Противодействие использованию Интернета в преступных целях  

1. Государство принимает законодательные и иные меры в целях противодействия использованию Интернета в преступных целях. В указанных целях государство устанавливает обязанность операторов услуг Интернета, хранить информацию о пользователях и об оказанных им услугах не менее 6 месяцев и предоставлять данные сведения по запросу судебных и (или) правоохранительных органов.

2. Правоохранительные органы, в компетенцию которых входит противодействие использованию инфраструктуры Интернета в преступных целях, сотрудничают в соответствии с международными договорами с компетентными органами иностранных государств в целях предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, совершаемых с использованием Интернет.

3. Судебные и правоохранительные органы направляют в соответствующие органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации, а также исполняют запросы, сделанные указанными органами, в порядке, предусмотренном международными договорами.

4. Расходы, связанные с исполнением указанных запросов, возмещаются в порядке, предусмотренном соответствующими международными договорами.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 14. Порядок взаимодействия между государствами – участниками СНГ по вопросам применения настоящего закона  

1. Взаимодействие и разрешение споров государств – участников СНГ по вопросам регулирования Интернета осуществляется через Координационный совет государств-участников СНГ по информатизации, созданный решением Совета глав правительств государств-участников СНГ.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона   1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.