26. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ (ЗАПАДНАЯ МОДЕЛЬ)
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
В настоящее время в развитых западных странах различают две модели фондовых рынков : американскую и европейскую.
Более эффективной и глубоко продуманной считается американская модель, к созданию которой стремится большинство стран, еще только формирующих свои фондовые рынки. Американская модель отличается от европейской прежде всего глубоким вмешательством государства в регулирование рынка ценных бумаг.
Начало государственного регулирования рынка ценных бумаг в США относится к периоду «Великой депрессии» 1929–1933 гг. и вот уже больше 60 лет является предметом пристального внимания правительственной администрации.
Федеральное законодательство о ценных бумагах представляет собой шесть основных законодательных актов, принятых между 1933 и 1940 гг. и систематически дополнявшихся в последующие годы. В 1 970 г. к ним прибавили еще ряд законов, в том числе Закон о защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
В США существует типовая форма регистрационного документа. В нем содержатся сведения об эмитенте: его имя, название фирмы, вид бизнеса, информация о его имуществе и условиях выпуска ценных бумаг.
Обязательно представляется финансовая отчетность: баланс эмитента, составленный не ранее, чем за 3 месяца до предполагаемого выпуска ценных бумаг, и такого же рода сводный отчет за истекшее пятилетие.
Проверкой правдивости этой информации занимаются специальные аудиторы. Они контролируют составление регистрационных документов, проводят сравнительный анализ результатов деятельности различных фирм как за текущий, так и за предыдущие годы.
Особое место занимает Закон 1970 г. о защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. На основе этого закона создана «Корпорация по защите инвесторов». Она может контролировать ликвидацию акционерных компаний, испытывающих финансовые трудности, и обеспечивать выплаты по претензиям владельцев ценных бумаг этих фирм.
Поставлены под защиту закона интересы брокеров, дилеров и других лиц, обслуживающих фондовые биржи. В США имеют место и другие виды регулирования рынка ценных бумаг. Их арсенал пополняется и находится под постоянным наблюдением со стороны государства.
Фондовые биржи различаются по размерам проводимых операций. Наряду с фондовыми_биржами национальных масштабов, такими как Нью-Йоркская, существует много менее крупных бирж.
Это биржи региональные, осуществляющие операции с акциями мелких и средних компаний. В США среди региональных бирж особенно выделяются Среднезапад-ная, Филадельфийская, Тихоокеанская, Бостонская и другие. Операциями с ценными бумагами занимается ряд товарных бирж, например Чикагская.
Российский рынок ценных бумаг строится преимущественно по американской модели. Так, в частности, схожи законодательные требования в обеих странах в части обязательной государственной регистрации выпуска ценных бумаг, участников рынка ценных бумаг и ряд других.
Однако было бы неверно говорить о полном соответствии и идентичности двух систем. Различия в правовом регулировании рынка ценных бумаг между нашими странами существуют, и порой они довольно значительны. Прежде всего это касается вопроса о том, какие именно отношения попадают под действие законов, регулирующих рынок ценных бумаг.
В настоящее время в развитых западных странах различают две модели фондовых рынков : американскую и европейскую.
Более эффективной и глубоко продуманной считается американская модель, к созданию которой стремится большинство стран, еще только формирующих свои фондовые рынки. Американская модель отличается от европейской прежде всего глубоким вмешательством государства в регулирование рынка ценных бумаг.
Начало государственного регулирования рынка ценных бумаг в США относится к периоду «Великой депрессии» 1929–1933 гг. и вот уже больше 60 лет является предметом пристального внимания правительственной администрации.
Федеральное законодательство о ценных бумагах представляет собой шесть основных законодательных актов, принятых между 1933 и 1940 гг. и систематически дополнявшихся в последующие годы. В 1 970 г. к ним прибавили еще ряд законов, в том числе Закон о защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
В США существует типовая форма регистрационного документа. В нем содержатся сведения об эмитенте: его имя, название фирмы, вид бизнеса, информация о его имуществе и условиях выпуска ценных бумаг.
Обязательно представляется финансовая отчетность: баланс эмитента, составленный не ранее, чем за 3 месяца до предполагаемого выпуска ценных бумаг, и такого же рода сводный отчет за истекшее пятилетие.
Проверкой правдивости этой информации занимаются специальные аудиторы. Они контролируют составление регистрационных документов, проводят сравнительный анализ результатов деятельности различных фирм как за текущий, так и за предыдущие годы.
Особое место занимает Закон 1970 г. о защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. На основе этого закона создана «Корпорация по защите инвесторов». Она может контролировать ликвидацию акционерных компаний, испытывающих финансовые трудности, и обеспечивать выплаты по претензиям владельцев ценных бумаг этих фирм.
Поставлены под защиту закона интересы брокеров, дилеров и других лиц, обслуживающих фондовые биржи. В США имеют место и другие виды регулирования рынка ценных бумаг. Их арсенал пополняется и находится под постоянным наблюдением со стороны государства.
Фондовые биржи различаются по размерам проводимых операций. Наряду с фондовыми_биржами национальных масштабов, такими как Нью-Йоркская, существует много менее крупных бирж.
Это биржи региональные, осуществляющие операции с акциями мелких и средних компаний. В США среди региональных бирж особенно выделяются Среднезапад-ная, Филадельфийская, Тихоокеанская, Бостонская и другие. Операциями с ценными бумагами занимается ряд товарных бирж, например Чикагская.
Российский рынок ценных бумаг строится преимущественно по американской модели. Так, в частности, схожи законодательные требования в обеих странах в части обязательной государственной регистрации выпуска ценных бумаг, участников рынка ценных бумаг и ряд других.
Однако было бы неверно говорить о полном соответствии и идентичности двух систем. Различия в правовом регулировании рынка ценных бумаг между нашими странами существуют, и порой они довольно значительны. Прежде всего это касается вопроса о том, какие именно отношения попадают под действие законов, регулирующих рынок ценных бумаг.