47. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Целью государственного регулирования РЦБ является обеспечение надежности и роста ценных бумаг, выработка его модели, которая с учетом существующих условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
– создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики;
– создание условий для функционирования дефицита государственных бумаг;
– обеспечение условий и создание надежных механизмов инвестирования средств населения;
– разработка законодательной базы работы рЦБ;
– создание системы информации о состоянии РЦБ и обеспечение его открытости для инвесторов;
– обеспечение доверия инвесторов к РЦБ;
– создание цивилизованного рынка и интеграция его в мировой финансовый рынок.
В России к органам государственного регулирования РЦБ относятся:
– Федеральная комиссия по РЦБ (ФКЦБ);
– Министерство финансов, ЦБ;
– Антимонопольный комитет;
– Государственная налоговая инспекция и др. Объекты регулирования:
– эмитенты ценных бумаг;
– профессиональные посредники;
– инвесторы;
– саморегулируемые организации профессиональных участников.
Федеральная комиссия по РЦБ (ФКЦБ) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственного контроля в области РЦБ за деятельностью профессиональных участников РЦБ.
Функции ФКЦБ – обеспечение динамичного развития РЦБ в соответствии с национальными интересами России.
Саморегулируемая организация – добровольное объединение профессиональных участников РЦБ, действующее в соответствии с законодательством на принципах некоммерческой организации.
Учреждается профессиональными участниками с целью:
– обеспечения условий профессиональной деятельности;
– соблюдения ими профессиональной этики на РЦБ;
– защиты интересов владельцев ценных бумаг и других клиентов, являющихся членами саморегулируемой организации;
– становления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих деятельность на РЦБ.
Рассматривая сделки с ценными бумагами применительно к соблюдению участниками РЦБ антимонопольного законодательства, особое внимание следует обратить на порядок приобретения акций в уставном капитале коммерческой организации.
Законом предусмотрено получение предварительного согласия антимонопольных органов в случае, если в результате сделки приобретатель получит в совокупности с акциями, уже имеющимися в его распоряжении или в распоряжении группы лиц, право распоряжаться более чем 20 % акций в уставном капитале хозоргана.
С этой целью обязанность получения согласия антимонопольного органа возложена на приобретателя; приобретаемые акции должны иметь право голоса; антимонопольное законодательство не содержит исчерпывающий перечень оснований для получения права распоряжения голосующими акциями; в антимонопольном законодательстве оперируют понятием «группа лиц» – контроль возникает у группы лиц, в том числе у юридического или физического лица при наличии у них возможности прямо либо косвенно распоряжаться 50 % голосов; контроль также имеет место, если лицо имеет право назначения более 50 % состава исполнительного органа либо совета директоров АО.
Целью государственного регулирования РЦБ является обеспечение надежности и роста ценных бумаг, выработка его модели, которая с учетом существующих условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
– создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики;
– создание условий для функционирования дефицита государственных бумаг;
– обеспечение условий и создание надежных механизмов инвестирования средств населения;
– разработка законодательной базы работы рЦБ;
– создание системы информации о состоянии РЦБ и обеспечение его открытости для инвесторов;
– обеспечение доверия инвесторов к РЦБ;
– создание цивилизованного рынка и интеграция его в мировой финансовый рынок.
В России к органам государственного регулирования РЦБ относятся:
– Федеральная комиссия по РЦБ (ФКЦБ);
– Министерство финансов, ЦБ;
– Антимонопольный комитет;
– Государственная налоговая инспекция и др. Объекты регулирования:
– эмитенты ценных бумаг;
– профессиональные посредники;
– инвесторы;
– саморегулируемые организации профессиональных участников.
Федеральная комиссия по РЦБ (ФКЦБ) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственного контроля в области РЦБ за деятельностью профессиональных участников РЦБ.
Функции ФКЦБ – обеспечение динамичного развития РЦБ в соответствии с национальными интересами России.
Саморегулируемая организация – добровольное объединение профессиональных участников РЦБ, действующее в соответствии с законодательством на принципах некоммерческой организации.
Учреждается профессиональными участниками с целью:
– обеспечения условий профессиональной деятельности;
– соблюдения ими профессиональной этики на РЦБ;
– защиты интересов владельцев ценных бумаг и других клиентов, являющихся членами саморегулируемой организации;
– становления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих деятельность на РЦБ.
Рассматривая сделки с ценными бумагами применительно к соблюдению участниками РЦБ антимонопольного законодательства, особое внимание следует обратить на порядок приобретения акций в уставном капитале коммерческой организации.
Законом предусмотрено получение предварительного согласия антимонопольных органов в случае, если в результате сделки приобретатель получит в совокупности с акциями, уже имеющимися в его распоряжении или в распоряжении группы лиц, право распоряжаться более чем 20 % акций в уставном капитале хозоргана.
С этой целью обязанность получения согласия антимонопольного органа возложена на приобретателя; приобретаемые акции должны иметь право голоса; антимонопольное законодательство не содержит исчерпывающий перечень оснований для получения права распоряжения голосующими акциями; в антимонопольном законодательстве оперируют понятием «группа лиц» – контроль возникает у группы лиц, в том числе у юридического или физического лица при наличии у них возможности прямо либо косвенно распоряжаться 50 % голосов; контроль также имеет место, если лицо имеет право назначения более 50 % состава исполнительного органа либо совета директоров АО.