47. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Целью государственного регулирования РЦБ является обеспечение надежности и роста ценных бумаг, выработка его модели, которая с учетом существующих условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту.

Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

– создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики;

– создание условий для функционирования дефицита государственных бумаг;

– обеспечение условий и создание надежных механизмов инвестирования средств населения;

– разработка законодательной базы работы рЦБ;

– создание системы информации о состоянии РЦБ и обеспечение его открытости для инвесторов;

– обеспечение доверия инвесторов к РЦБ;

– создание цивилизованного рынка и интеграция его в мировой финансовый рынок.

В России к органам государственного регулирования РЦБ относятся:

– Федеральная комиссия по РЦБ (ФКЦБ);

– Министерство финансов, ЦБ;

– Антимонопольный комитет;

– Государственная налоговая инспекция и др. Объекты регулирования:

– эмитенты ценных бумаг;

– профессиональные посредники;

– инвесторы;

– саморегулируемые организации профессиональных участников.

Федеральная комиссия по РЦБ (ФКЦБ) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственного контроля в области РЦБ за деятельностью профессиональных участников РЦБ.

Функции ФКЦБ – обеспечение динамичного развития РЦБ в соответствии с национальными интересами России.

Саморегулируемая организация – добровольное объединение профессиональных участников РЦБ, действующее в соответствии с законодательством на принципах некоммерческой организации.

Учреждается профессиональными участниками с целью:

– обеспечения условий профессиональной деятельности;

– соблюдения ими профессиональной этики на РЦБ;

– защиты интересов владельцев ценных бумаг и других клиентов, являющихся членами саморегулируемой организации;

– становления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих деятельность на РЦБ.

Рассматривая сделки с ценными бумагами применительно к соблюдению участниками РЦБ антимонопольного законодательства, особое внимание следует обратить на порядок приобретения акций в уставном капитале коммерческой организации.

Законом предусмотрено получение предварительного согласия антимонопольных органов в случае, если в результате сделки приобретатель получит в совокупности с акциями, уже имеющимися в его распоряжении или в распоряжении группы лиц, право распоряжаться более чем 20 % акций в уставном капитале хозоргана.

С этой целью обязанность получения согласия антимонопольного органа возложена на приобретателя; приобретаемые акции должны иметь право голоса; антимонопольное законодательство не содержит исчерпывающий перечень оснований для получения права распоряжения голосующими акциями; в антимонопольном законодательстве оперируют понятием «группа лиц» – контроль возникает у группы лиц, в том числе у юридического или физического лица при наличии у них возможности прямо либо косвенно распоряжаться 50 % голосов; контроль также имеет место, если лицо имеет право назначения более 50 % состава исполнительного органа либо совета директоров АО.

Целью государственного регулирования РЦБ является обеспечение надежности и роста ценных бумаг, выработка его модели, которая с учетом существующих условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту.

Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

– создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики;

– создание условий для функционирования дефицита государственных бумаг;

– обеспечение условий и создание надежных механизмов инвестирования средств населения;

– разработка законодательной базы работы рЦБ;

– создание системы информации о состоянии РЦБ и обеспечение его открытости для инвесторов;

– обеспечение доверия инвесторов к РЦБ;

– создание цивилизованного рынка и интеграция его в мировой финансовый рынок.

В России к органам государственного регулирования РЦБ относятся:

– Федеральная комиссия по РЦБ (ФКЦБ);

– Министерство финансов, ЦБ;

– Антимонопольный комитет;

– Государственная налоговая инспекция и др. Объекты регулирования:

– эмитенты ценных бумаг;

– профессиональные посредники;

– инвесторы;

– саморегулируемые организации профессиональных участников.

Федеральная комиссия по РЦБ (ФКЦБ) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственного контроля в области РЦБ за деятельностью профессиональных участников РЦБ.

Функции ФКЦБ – обеспечение динамичного развития РЦБ в соответствии с национальными интересами России.

Саморегулируемая организация – добровольное объединение профессиональных участников РЦБ, действующее в соответствии с законодательством на принципах некоммерческой организации.

Учреждается профессиональными участниками с целью:

– обеспечения условий профессиональной деятельности;

– соблюдения ими профессиональной этики на РЦБ;

– защиты интересов владельцев ценных бумаг и других клиентов, являющихся членами саморегулируемой организации;

– становления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих деятельность на РЦБ.

Рассматривая сделки с ценными бумагами применительно к соблюдению участниками РЦБ антимонопольного законодательства, особое внимание следует обратить на порядок приобретения акций в уставном капитале коммерческой организации.

Законом предусмотрено получение предварительного согласия антимонопольных органов в случае, если в результате сделки приобретатель получит в совокупности с акциями, уже имеющимися в его распоряжении или в распоряжении группы лиц, право распоряжаться более чем 20 % акций в уставном капитале хозоргана.

С этой целью обязанность получения согласия антимонопольного органа возложена на приобретателя; приобретаемые акции должны иметь право голоса; антимонопольное законодательство не содержит исчерпывающий перечень оснований для получения права распоряжения голосующими акциями; в антимонопольном законодательстве оперируют понятием «группа лиц» – контроль возникает у группы лиц, в том числе у юридического или физического лица при наличии у них возможности прямо либо косвенно распоряжаться 50 % голосов; контроль также имеет место, если лицо имеет право назначения более 50 % состава исполнительного органа либо совета директоров АО.