3. Послевоенное развитие народного хозяйства
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119
Война нанесла экономике СССР прямой ущерб, достигший почти трети всего национального богатства страны.
С 1943 г., по мере изгнания захватчиков, в СССР началось восстановление экономики, разрушенной войной. Помимо этих работ предстояло провести конверсию промышленности, поскольку к 1945 г. более половины объема промышленного производства приходилось на военную продукцию. Но конверсия носила частичный характер, потому что одновременно с уменьшением удельного веса выпускаемых боеприпасов и боевой техники происходили разработки новых видов вооружения, модернизация военно-промышленного комплекса. В сентябре 1949 г. газеты написали о том, что в СССР успешно прошло испытание первой атомной бомбы, а в августе 1953 г. – водородной.
В эти же годы проходила массовая демобилизация. Личный состав вооруженных сил сократился с 11,4 млн человек в мае 1945 г. до 2,9 млн человек в 1948 г. Правда, вскоре численность армии снова выросла: в начале 1950-х гг. она достигла почти 6 млн человек. В 1952 г. прямые военные расходы составляли 25% государственного бюджета, т. е. всего в 2 раза меньше, чем в военном 1944 г.
Как и в годы первых пятилеток, больше всего внимания уделялось совершенствованию тяжелого машиностроения, топливно-энергетического комплекса, металлургии. В целом за годы 4-й пятилетки (1946 – 1950) восстановили и построили заново более 6 тыс. крупных промышленных предприятий. Легкая и пищевая промышленность финансировались, как и раньше, по остаточному принципу, и их продукция не отвечала даже минимальным потребностям населения. Производство потребительских товаров к концу 4-й пятилетки так и не достигло довоенного уровня.
У послевоенного экономического роста в СССР было несколько источников. Прежде всего, директивная экономика все еще оставалась мобилизационной, как в годы первых пятилеток и в военные годы.
Советский Союз получил от Германии репарации на сумму 4,3 млрд долл. В их счет из Германии и других побежденных стран в СССР вывозилось промышленное оборудование, в том числе целые заводские комплексы. Однако толком распорядиться этими богатыми ресурсами советская экономика так и не смогла.
В Советском Союзе работали 1,5 млн немецких и 0,5 млн японских военнопленных. К тому же в системе ГУЛАГа в этот период содержалось примерно 8 – 9 млн заключенных, чей труд не оплачивался.
Одним из источников экономического роста была продолжающаяся политика перераспределения средств из социальной сферы в тяжелую промышленность. Ежегодно население страны было обязано подписываться на государственные займы в среднем на 1 – 1,5-месячную заработную плату.
По-прежнему основным источником средств для тяжелой промышленности было сельское хозяйство, которое после войны было очень ослабленным. В 1945 г. производство сельскохозяйственной продукции сократилось по сравнению с 1940 г. почти на 50%. Жестокая засуха 1946 г. снова существенно подорвала экономические силы колхозов и совхозов.
Как и в довоенные годы, продолжался неэквивалентный товарообмен между городом и деревней при помощи ценовой политики. Государственные закупочные цены на основные виды продукции менялись крайне медленно и не показывали изменения производственных затрат.
Крестьяне, не получая почти ничего на трудодни, жили благодаря личному подсобному хозяйству. Но с 1946 г. государство начало сокращать приусадебные участки и облагать хозяйства большими денежными налогами. Кроме того, каждый крестьянский двор должен был сдавать и натуральный налог. В 1948 г. было настоятельно «рекомендовано» колхозникам «продать» государству мелкий домашний скот, хотя колхозный Устав позволял его держать. В ответ на эту «рекомендацию» крестьяне начали тайно резать скот. Колхозникам все труднее становилось продавать продукцию на рынке, поскольку резко увеличились налоги и сборы с дохода от продаж. Помимо этого, на рынке можно было продавать продукцию только при наличии специальной справки о том, что соответствующее хозяйство выполнило свои обязательства перед государством.
Руководство страны старалось не замечать глубокого кризиса в сельском хозяйстве и любые предложения и рекомендации по уменьшению командного давления на село неизменно отвергались.
Для повышения эффективности аграрного сектора экономики началось строительство огромных ГЭС на Волге, Днепре и других реках. Все эти станции были введены в действие в 1950 – 1960-е гг. В 1952 г. был построен Волго-Донской канал, соединивший в единую систему пять морей: Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное.
До конца 1947 г. в СССР сохранялась карточная система на промышленные товары и продукты питания для населения. Ее отмена произошла только в конце 1947 г. Советский Союз был одной из первых стран в Европе, отменивших карточное распределение. Но прежде чем отменить карточки, правительство установило единые цены на продукты питания вместо существовавших ранее карточных (пайковых) и коммерческих цен. Из-за этого стоимость основных продовольственных продуктов для городского населения выросла.
14 декабря 1947 г. издано Постановление Правительства СССР «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Старые деньги было необходимо за неделю обменять на новые из расчета 10 : 1.
Одновременно проводилось объединение всех выпущенных ранее государственных займов в единый новый 2%-ый заем. Таким образом произошло изъятие лишней денежной массы, а сама реформа приобрела в основном конфискационный характер.
По-прежнему чрезвычайно остро стоял жилищный вопрос. В эти годы строительство жилья шло в очень ограниченных размерах. Зато огромные средства вкладывались в строительство высотных зданий в Москве, призванных символизировать сталинскую эпоху. Основные же ассигнования из государственного бюджета шли на военно-промышленный комплекс, тяжелую промышленность, энергетическую систему. Советское правительство щедро раздавало подарки дружественным зарубежным странам в виде зданий университетов, культурных центров, госпиталей, а также в виде прямой военной помощи.
Дальнейшее развитие экономики СССР основывалось на чрезмерной централизации. Все экономические вопросы решались только в центре, местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел. Основные денежные и материальные ресурсы, которые были необходимы для реализации плановых заданий, выдавались через значительное количество бюрократических инстанций. Ведомственная разобщенность, неразбериха и бесхозяйственность вели к регулярным простоям на производстве, огромным материальным издержкам, штурмовщине, бессмысленным транспортным перевозкам из края в край страны.
После войны несколько раз проводились разнообразные административные реформы, но они не вносили принципиальных изменений в сущность планово-административной системы.
Война нанесла экономике СССР прямой ущерб, достигший почти трети всего национального богатства страны.
С 1943 г., по мере изгнания захватчиков, в СССР началось восстановление экономики, разрушенной войной. Помимо этих работ предстояло провести конверсию промышленности, поскольку к 1945 г. более половины объема промышленного производства приходилось на военную продукцию. Но конверсия носила частичный характер, потому что одновременно с уменьшением удельного веса выпускаемых боеприпасов и боевой техники происходили разработки новых видов вооружения, модернизация военно-промышленного комплекса. В сентябре 1949 г. газеты написали о том, что в СССР успешно прошло испытание первой атомной бомбы, а в августе 1953 г. – водородной.
В эти же годы проходила массовая демобилизация. Личный состав вооруженных сил сократился с 11,4 млн человек в мае 1945 г. до 2,9 млн человек в 1948 г. Правда, вскоре численность армии снова выросла: в начале 1950-х гг. она достигла почти 6 млн человек. В 1952 г. прямые военные расходы составляли 25% государственного бюджета, т. е. всего в 2 раза меньше, чем в военном 1944 г.
Как и в годы первых пятилеток, больше всего внимания уделялось совершенствованию тяжелого машиностроения, топливно-энергетического комплекса, металлургии. В целом за годы 4-й пятилетки (1946 – 1950) восстановили и построили заново более 6 тыс. крупных промышленных предприятий. Легкая и пищевая промышленность финансировались, как и раньше, по остаточному принципу, и их продукция не отвечала даже минимальным потребностям населения. Производство потребительских товаров к концу 4-й пятилетки так и не достигло довоенного уровня.
У послевоенного экономического роста в СССР было несколько источников. Прежде всего, директивная экономика все еще оставалась мобилизационной, как в годы первых пятилеток и в военные годы.
Советский Союз получил от Германии репарации на сумму 4,3 млрд долл. В их счет из Германии и других побежденных стран в СССР вывозилось промышленное оборудование, в том числе целые заводские комплексы. Однако толком распорядиться этими богатыми ресурсами советская экономика так и не смогла.
В Советском Союзе работали 1,5 млн немецких и 0,5 млн японских военнопленных. К тому же в системе ГУЛАГа в этот период содержалось примерно 8 – 9 млн заключенных, чей труд не оплачивался.
Одним из источников экономического роста была продолжающаяся политика перераспределения средств из социальной сферы в тяжелую промышленность. Ежегодно население страны было обязано подписываться на государственные займы в среднем на 1 – 1,5-месячную заработную плату.
По-прежнему основным источником средств для тяжелой промышленности было сельское хозяйство, которое после войны было очень ослабленным. В 1945 г. производство сельскохозяйственной продукции сократилось по сравнению с 1940 г. почти на 50%. Жестокая засуха 1946 г. снова существенно подорвала экономические силы колхозов и совхозов.
Как и в довоенные годы, продолжался неэквивалентный товарообмен между городом и деревней при помощи ценовой политики. Государственные закупочные цены на основные виды продукции менялись крайне медленно и не показывали изменения производственных затрат.
Крестьяне, не получая почти ничего на трудодни, жили благодаря личному подсобному хозяйству. Но с 1946 г. государство начало сокращать приусадебные участки и облагать хозяйства большими денежными налогами. Кроме того, каждый крестьянский двор должен был сдавать и натуральный налог. В 1948 г. было настоятельно «рекомендовано» колхозникам «продать» государству мелкий домашний скот, хотя колхозный Устав позволял его держать. В ответ на эту «рекомендацию» крестьяне начали тайно резать скот. Колхозникам все труднее становилось продавать продукцию на рынке, поскольку резко увеличились налоги и сборы с дохода от продаж. Помимо этого, на рынке можно было продавать продукцию только при наличии специальной справки о том, что соответствующее хозяйство выполнило свои обязательства перед государством.
Руководство страны старалось не замечать глубокого кризиса в сельском хозяйстве и любые предложения и рекомендации по уменьшению командного давления на село неизменно отвергались.
Для повышения эффективности аграрного сектора экономики началось строительство огромных ГЭС на Волге, Днепре и других реках. Все эти станции были введены в действие в 1950 – 1960-е гг. В 1952 г. был построен Волго-Донской канал, соединивший в единую систему пять морей: Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное.
До конца 1947 г. в СССР сохранялась карточная система на промышленные товары и продукты питания для населения. Ее отмена произошла только в конце 1947 г. Советский Союз был одной из первых стран в Европе, отменивших карточное распределение. Но прежде чем отменить карточки, правительство установило единые цены на продукты питания вместо существовавших ранее карточных (пайковых) и коммерческих цен. Из-за этого стоимость основных продовольственных продуктов для городского населения выросла.
14 декабря 1947 г. издано Постановление Правительства СССР «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Старые деньги было необходимо за неделю обменять на новые из расчета 10 : 1.
Одновременно проводилось объединение всех выпущенных ранее государственных займов в единый новый 2%-ый заем. Таким образом произошло изъятие лишней денежной массы, а сама реформа приобрела в основном конфискационный характер.
По-прежнему чрезвычайно остро стоял жилищный вопрос. В эти годы строительство жилья шло в очень ограниченных размерах. Зато огромные средства вкладывались в строительство высотных зданий в Москве, призванных символизировать сталинскую эпоху. Основные же ассигнования из государственного бюджета шли на военно-промышленный комплекс, тяжелую промышленность, энергетическую систему. Советское правительство щедро раздавало подарки дружественным зарубежным странам в виде зданий университетов, культурных центров, госпиталей, а также в виде прямой военной помощи.
Дальнейшее развитие экономики СССР основывалось на чрезмерной централизации. Все экономические вопросы решались только в центре, местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел. Основные денежные и материальные ресурсы, которые были необходимы для реализации плановых заданий, выдавались через значительное количество бюрократических инстанций. Ведомственная разобщенность, неразбериха и бесхозяйственность вели к регулярным простоям на производстве, огромным материальным издержкам, штурмовщине, бессмысленным транспортным перевозкам из края в край страны.
После войны несколько раз проводились разнообразные административные реформы, но они не вносили принципиальных изменений в сущность планово-административной системы.