5. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 

Сельское хозяйство в первой половине XIX в. продолжало носить экстенсивный характер. Его развитие происходило путем расчистки лесов и распашки лугов в центре страны и освоения новых площадей на ее окраинах. Сохранялась низкая производительность труда, господствовали трехполье и примитивные сельскохозяйственные орудия.

Вторжение рыночных отношений мешало натуральному характеру крепостного хозяйства. Расширение барской запашки из-за возрастания производства помещичьего хлеба на продажу приводило к сокращению крестьянских наделов. В деревне происходил процесс социального расслоения, который способствовал росту крестьянского предпринимательства и развитию рыночных отношений.

В некоторых помещичьих хозяйствах начинают применяться машины, новые методы полеводства и формы землепользования. Однако попытка ввести новую агротехнику при сохранении старых феодальных производственных отношений была бесперспективна. Рационализаторство помещиков вело к дальнейшему усилению феодальной эксплуатации крестьян.

Основной формой крупного промышленного производства оставалась мануфактура, но в 1830 – 40-х гг. начинается промышленный переворот, который характеризуется переходом от мануфактурной стадии производства к фабричной, основанной на систематическом применении машин. Раньше всего этот процесс начался в текстильной промышленности, позднее – в горнодобывающей.

Однако для успешного перехода от мануфактуры к фабрике требовалось значительное количество свободных наемных рабочих. Крепостной строй задерживал развитие промышленности. Городское население за первую половину XIX в. выросло с 2,8 до 5,7 млн человек, а все население увеличилось на 75%.

Всероссийское значение имели ярмарки с крупными суммами торгового оборота (их насчитывалось более 60). Расширялись внешнеторговые связи. Развитию торговли препятствовало неудовлетворительное состояние путей сообщения. В сухопутном транспорте господствовала гужевая система. В центре страны началось строительство шоссейных дорог. В 1837 г. построили железную дорогу между Петербургом и Царским Селом, к 1851 г. – дорогу Москва – Петербург, к 1859 г. – дорогу Петербург – Варшава. Однако общая протяженность шоссейных и железных дорог была ничтожно мала.

Сельское хозяйство в первой половине XIX в. продолжало носить экстенсивный характер. Его развитие происходило путем расчистки лесов и распашки лугов в центре страны и освоения новых площадей на ее окраинах. Сохранялась низкая производительность труда, господствовали трехполье и примитивные сельскохозяйственные орудия.

Вторжение рыночных отношений мешало натуральному характеру крепостного хозяйства. Расширение барской запашки из-за возрастания производства помещичьего хлеба на продажу приводило к сокращению крестьянских наделов. В деревне происходил процесс социального расслоения, который способствовал росту крестьянского предпринимательства и развитию рыночных отношений.

В некоторых помещичьих хозяйствах начинают применяться машины, новые методы полеводства и формы землепользования. Однако попытка ввести новую агротехнику при сохранении старых феодальных производственных отношений была бесперспективна. Рационализаторство помещиков вело к дальнейшему усилению феодальной эксплуатации крестьян.

Основной формой крупного промышленного производства оставалась мануфактура, но в 1830 – 40-х гг. начинается промышленный переворот, который характеризуется переходом от мануфактурной стадии производства к фабричной, основанной на систематическом применении машин. Раньше всего этот процесс начался в текстильной промышленности, позднее – в горнодобывающей.

Однако для успешного перехода от мануфактуры к фабрике требовалось значительное количество свободных наемных рабочих. Крепостной строй задерживал развитие промышленности. Городское население за первую половину XIX в. выросло с 2,8 до 5,7 млн человек, а все население увеличилось на 75%.

Всероссийское значение имели ярмарки с крупными суммами торгового оборота (их насчитывалось более 60). Расширялись внешнеторговые связи. Развитию торговли препятствовало неудовлетворительное состояние путей сообщения. В сухопутном транспорте господствовала гужевая система. В центре страны началось строительство шоссейных дорог. В 1837 г. построили железную дорогу между Петербургом и Царским Селом, к 1851 г. – дорогу Москва – Петербург, к 1859 г. – дорогу Петербург – Варшава. Однако общая протяженность шоссейных и железных дорог была ничтожно мала.