5. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119
Сельское хозяйство в первой половине XIX в. продолжало носить экстенсивный характер. Его развитие происходило путем расчистки лесов и распашки лугов в центре страны и освоения новых площадей на ее окраинах. Сохранялась низкая производительность труда, господствовали трехполье и примитивные сельскохозяйственные орудия.
Вторжение рыночных отношений мешало натуральному характеру крепостного хозяйства. Расширение барской запашки из-за возрастания производства помещичьего хлеба на продажу приводило к сокращению крестьянских наделов. В деревне происходил процесс социального расслоения, который способствовал росту крестьянского предпринимательства и развитию рыночных отношений.
В некоторых помещичьих хозяйствах начинают применяться машины, новые методы полеводства и формы землепользования. Однако попытка ввести новую агротехнику при сохранении старых феодальных производственных отношений была бесперспективна. Рационализаторство помещиков вело к дальнейшему усилению феодальной эксплуатации крестьян.
Основной формой крупного промышленного производства оставалась мануфактура, но в 1830 – 40-х гг. начинается промышленный переворот, который характеризуется переходом от мануфактурной стадии производства к фабричной, основанной на систематическом применении машин. Раньше всего этот процесс начался в текстильной промышленности, позднее – в горнодобывающей.
Однако для успешного перехода от мануфактуры к фабрике требовалось значительное количество свободных наемных рабочих. Крепостной строй задерживал развитие промышленности. Городское население за первую половину XIX в. выросло с 2,8 до 5,7 млн человек, а все население увеличилось на 75%.
Всероссийское значение имели ярмарки с крупными суммами торгового оборота (их насчитывалось более 60). Расширялись внешнеторговые связи. Развитию торговли препятствовало неудовлетворительное состояние путей сообщения. В сухопутном транспорте господствовала гужевая система. В центре страны началось строительство шоссейных дорог. В 1837 г. построили железную дорогу между Петербургом и Царским Селом, к 1851 г. – дорогу Москва – Петербург, к 1859 г. – дорогу Петербург – Варшава. Однако общая протяженность шоссейных и железных дорог была ничтожно мала.
Сельское хозяйство в первой половине XIX в. продолжало носить экстенсивный характер. Его развитие происходило путем расчистки лесов и распашки лугов в центре страны и освоения новых площадей на ее окраинах. Сохранялась низкая производительность труда, господствовали трехполье и примитивные сельскохозяйственные орудия.
Вторжение рыночных отношений мешало натуральному характеру крепостного хозяйства. Расширение барской запашки из-за возрастания производства помещичьего хлеба на продажу приводило к сокращению крестьянских наделов. В деревне происходил процесс социального расслоения, который способствовал росту крестьянского предпринимательства и развитию рыночных отношений.
В некоторых помещичьих хозяйствах начинают применяться машины, новые методы полеводства и формы землепользования. Однако попытка ввести новую агротехнику при сохранении старых феодальных производственных отношений была бесперспективна. Рационализаторство помещиков вело к дальнейшему усилению феодальной эксплуатации крестьян.
Основной формой крупного промышленного производства оставалась мануфактура, но в 1830 – 40-х гг. начинается промышленный переворот, который характеризуется переходом от мануфактурной стадии производства к фабричной, основанной на систематическом применении машин. Раньше всего этот процесс начался в текстильной промышленности, позднее – в горнодобывающей.
Однако для успешного перехода от мануфактуры к фабрике требовалось значительное количество свободных наемных рабочих. Крепостной строй задерживал развитие промышленности. Городское население за первую половину XIX в. выросло с 2,8 до 5,7 млн человек, а все население увеличилось на 75%.
Всероссийское значение имели ярмарки с крупными суммами торгового оборота (их насчитывалось более 60). Расширялись внешнеторговые связи. Развитию торговли препятствовало неудовлетворительное состояние путей сообщения. В сухопутном транспорте господствовала гужевая система. В центре страны началось строительство шоссейных дорог. В 1837 г. построили железную дорогу между Петербургом и Царским Селом, к 1851 г. – дорогу Москва – Петербург, к 1859 г. – дорогу Петербург – Варшава. Однако общая протяженность шоссейных и железных дорог была ничтожно мала.