Тема 29. ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА И ИНВЕСТИЦИИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61
1. Природа процентной ставки. Если предприниматель заимствует чужой капитал, то часть дохода от его использования он должен отдать собственнику в виде ссудного процента.
Существуют различные методы расчета ссудного процента, которые принято называть финансовой математикой. Однако, в самом общем виде, если соотнести величину ссудного капитала и плату за его использование в виде процента, то можно получить процентную ставку:
На процентную ставку помимо размера заемного капитала и уровня отдачи от его использования влияет рыночная конъюнктура, поэтому определяют величину процентной ставки на основе спроса и предложения: процентная ставка растет, если увеличивается спрос на капитал, и, наоборот, снижается при росте его предложения (рис. 29.1).
Следовательно, процентная ставка – это равновесная цена на рынке капитала.
В хозяйственной практике процентные ставки различаются по срокам предоставления, условиям займов, степени обеспечения и т. д.
Рис. 29.1. Равновесие на рынке капитала
D – спрос на капитал; S – предложение капитала; E – равновесие на рынке капитала.
2. Номинальная и реальная процентная ставка. В реальной экономике постоянно идет колебание цен с общей тенденцией увеличения: инфляция оказывает существенное влия ние на доходы как заемщиков, так и кредиторов.
Этот фактор обязательно учитывается при расчете процентной ставки.
Номинальная процентная ставка – текущая рыночная ставка процента. Реальная процентная ставка – ставка процента за длительный период времени, учитывающая темп инфляции.
Реальная процентная ставка = Номинальная процентная ставка – Темп инфляции. (29.2)
3. Механизм формирования инвестиций. Инвестиции – это вложения (затраты) в производство и в его расширение. Источником инвестиций являются собственные и заемные средства. Среди собственных внутренних средств – личные сбережения владельцев фирм, займы у финансовых структур, выпуск ценных бумаг.
Инвестиции фирм подразделяются на чистые и валовые.
Чистые инвестиции – это затраты на новое строительство, установку дополнительного оборудования, создание средств экономической процентная ставка защиты и др. Чистые инвестиции обеспечиваются как внешними, так и внутренними ресурсами, включая амортизацию.
Рис. 29.2. Инвестиционный рыночный спрос
DI – инвестиционный спрос.
Валовые инвестиции – это общие затраты на возмещение изношенного, устаревшего оборудования за счет амортизации и новое строительство. Они рассчитываются как сумма выбывшего из-за ветхости основного капитала и чистых инвестиций.
Привлечение инвестиций извне зависит от инвестиционного спроса, предъявляемого фирмами на рынке капитала. Этот инвестиционный спрос определяется двумя факторами – ожидаемой нормой прибыли и ставкой банковского процента.
Инвестиционный спрос находится в прямой зависимости от первого фактора и в обратной – от второго (рис. 29.2).
На инвестиционный спрос фирмы влияют и другие факторы, сдвигающие кривую инвестиционного спроса вправо или влево: инфляция, налоговая политика, трансакционные издержки и т. д.
1. Природа процентной ставки. Если предприниматель заимствует чужой капитал, то часть дохода от его использования он должен отдать собственнику в виде ссудного процента.
Существуют различные методы расчета ссудного процента, которые принято называть финансовой математикой. Однако, в самом общем виде, если соотнести величину ссудного капитала и плату за его использование в виде процента, то можно получить процентную ставку:
На процентную ставку помимо размера заемного капитала и уровня отдачи от его использования влияет рыночная конъюнктура, поэтому определяют величину процентной ставки на основе спроса и предложения: процентная ставка растет, если увеличивается спрос на капитал, и, наоборот, снижается при росте его предложения (рис. 29.1).
Следовательно, процентная ставка – это равновесная цена на рынке капитала.
В хозяйственной практике процентные ставки различаются по срокам предоставления, условиям займов, степени обеспечения и т. д.
Рис. 29.1. Равновесие на рынке капитала
D – спрос на капитал; S – предложение капитала; E – равновесие на рынке капитала.
2. Номинальная и реальная процентная ставка. В реальной экономике постоянно идет колебание цен с общей тенденцией увеличения: инфляция оказывает существенное влия ние на доходы как заемщиков, так и кредиторов.
Этот фактор обязательно учитывается при расчете процентной ставки.
Номинальная процентная ставка – текущая рыночная ставка процента. Реальная процентная ставка – ставка процента за длительный период времени, учитывающая темп инфляции.
Реальная процентная ставка = Номинальная процентная ставка – Темп инфляции. (29.2)
3. Механизм формирования инвестиций. Инвестиции – это вложения (затраты) в производство и в его расширение. Источником инвестиций являются собственные и заемные средства. Среди собственных внутренних средств – личные сбережения владельцев фирм, займы у финансовых структур, выпуск ценных бумаг.
Инвестиции фирм подразделяются на чистые и валовые.
Чистые инвестиции – это затраты на новое строительство, установку дополнительного оборудования, создание средств экономической процентная ставка защиты и др. Чистые инвестиции обеспечиваются как внешними, так и внутренними ресурсами, включая амортизацию.
Рис. 29.2. Инвестиционный рыночный спрос
DI – инвестиционный спрос.
Валовые инвестиции – это общие затраты на возмещение изношенного, устаревшего оборудования за счет амортизации и новое строительство. Они рассчитываются как сумма выбывшего из-за ветхости основного капитала и чистых инвестиций.
Привлечение инвестиций извне зависит от инвестиционного спроса, предъявляемого фирмами на рынке капитала. Этот инвестиционный спрос определяется двумя факторами – ожидаемой нормой прибыли и ставкой банковского процента.
Инвестиционный спрос находится в прямой зависимости от первого фактора и в обратной – от второго (рис. 29.2).
На инвестиционный спрос фирмы влияют и другие факторы, сдвигающие кривую инвестиционного спроса вправо или влево: инфляция, налоговая политика, трансакционные издержки и т. д.