Тема 59. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 

1. Значение внешней торговли для национальной экономики. Внешняя торговля представляет собой взаимодействие страны с иностранными государствами по поводу перемещения товаров и услуг через национальные границы.

Внешняя торговля позволяет государству:

а) получать дополнительный доход от продажи национальных товаров и услуг за рубежом;

б) насытить внутренний рынок;

в) преодолеть ограниченность национальных ресурсов;

г) повысить производительность труда, специализируясь в мировой торговле на поставке определенной продукции на мировой рынок.

Внешняя торговля характеризуется понятиями экспорта и импорта: первый предполагает вывоз товаров и услуг за рубеж и получение взамен иностранной валюты, а второй – ввоз их из-за границы с соответствующей оплатой. Экспорт, подобно инвестициям, увеличивает совокупный спрос в стране и приводит в действие мультипликатор внешней торговли, создавая первичную, вторичную, третичную и т. д. занятость. Увеличение же импорта ограничивает действие этого эффекта вследствие оттока финансовых ресурсов за границу.

Внешняя торговля организуется на принципах, разработанных в 1947 г. и закрепленных Генеральным соглашением о торговле и тарифах (ГАТТ). В 1996 г. его заменила Всемирная торговая организация (ВТО), более широко рассматривающая внешнюю торговлю, включая в нее обмен товарными услугами и куплю-продажу интеллектуальной собственности.

2. Выгодность внешней торговли. Теория сравнительных преимуществ. Экспорт во внешней торговле, по А. Смиту, становится выгодным, если издержки на производство товаров внутри страны значительно ниже, чем у других государств. В этом случае товары, произведенные национальной экономикой, имеют абсолютные преимущества перед зарубежными конкурентами и могут быть легко проданы за границей. С другой стороны, ни одно государство не может иметь абсолютного преимущества по всем производимым товарам, следовательно, импортировать нужно те из них, которые дороже обходятся внутри страны и дешевле – за рубежом. Тогда одновременно получается прямая выгода и от экспорта, и от импорта.

На основе абсолютных преимуществ А. Смита Д. Ри-кардо сформулировал теорию сравнительных издержек (преимуществ), в соответствии с которой при определении выгодности внешней торговли следует сравнивать не абсолютный, а относительный эффект, и не сами издержки, а их соотношения. При этом надо учесть, что, производя те или иные товары в условиях ограниченности ресурсов, страна лишается возможности производить другие, не менее нужные ей, поэтому в соответствии с теорией сравнительных преимуществ Д. Рикардо вполне возможна ситуация, при которой стране выгодно импортировать товары, даже в случае если их производство внутри страны обходится дешевле. В этом случае теория абсолютных издержек А. Смита становится частным случаем теории сравнительных издержек.

Теория сравнительных издержек Д. Рикардо в современных условиях дополнена теорией Хекшера-Олина, по имени двух шведских экономистов, доказавших, что страны стремятся экспортировать не только те товары, которые обладают абсолютными и относительными преимуществами, но и при производстве которых интенсивно используются относительно избыточные факторы производства, а импортируют товары, для производства которых в стране имеется дефицит факторов. В отличие от А. Смита и Д. Ри-кардо их современные последователи считают, что от внешней торговли выгадывают обе стороны – и данная страна, и весь остальной мир.

1. Значение внешней торговли для национальной экономики. Внешняя торговля представляет собой взаимодействие страны с иностранными государствами по поводу перемещения товаров и услуг через национальные границы.

Внешняя торговля позволяет государству:

а) получать дополнительный доход от продажи национальных товаров и услуг за рубежом;

б) насытить внутренний рынок;

в) преодолеть ограниченность национальных ресурсов;

г) повысить производительность труда, специализируясь в мировой торговле на поставке определенной продукции на мировой рынок.

Внешняя торговля характеризуется понятиями экспорта и импорта: первый предполагает вывоз товаров и услуг за рубеж и получение взамен иностранной валюты, а второй – ввоз их из-за границы с соответствующей оплатой. Экспорт, подобно инвестициям, увеличивает совокупный спрос в стране и приводит в действие мультипликатор внешней торговли, создавая первичную, вторичную, третичную и т. д. занятость. Увеличение же импорта ограничивает действие этого эффекта вследствие оттока финансовых ресурсов за границу.

Внешняя торговля организуется на принципах, разработанных в 1947 г. и закрепленных Генеральным соглашением о торговле и тарифах (ГАТТ). В 1996 г. его заменила Всемирная торговая организация (ВТО), более широко рассматривающая внешнюю торговлю, включая в нее обмен товарными услугами и куплю-продажу интеллектуальной собственности.

2. Выгодность внешней торговли. Теория сравнительных преимуществ. Экспорт во внешней торговле, по А. Смиту, становится выгодным, если издержки на производство товаров внутри страны значительно ниже, чем у других государств. В этом случае товары, произведенные национальной экономикой, имеют абсолютные преимущества перед зарубежными конкурентами и могут быть легко проданы за границей. С другой стороны, ни одно государство не может иметь абсолютного преимущества по всем производимым товарам, следовательно, импортировать нужно те из них, которые дороже обходятся внутри страны и дешевле – за рубежом. Тогда одновременно получается прямая выгода и от экспорта, и от импорта.

На основе абсолютных преимуществ А. Смита Д. Ри-кардо сформулировал теорию сравнительных издержек (преимуществ), в соответствии с которой при определении выгодности внешней торговли следует сравнивать не абсолютный, а относительный эффект, и не сами издержки, а их соотношения. При этом надо учесть, что, производя те или иные товары в условиях ограниченности ресурсов, страна лишается возможности производить другие, не менее нужные ей, поэтому в соответствии с теорией сравнительных преимуществ Д. Рикардо вполне возможна ситуация, при которой стране выгодно импортировать товары, даже в случае если их производство внутри страны обходится дешевле. В этом случае теория абсолютных издержек А. Смита становится частным случаем теории сравнительных издержек.

Теория сравнительных издержек Д. Рикардо в современных условиях дополнена теорией Хекшера-Олина, по имени двух шведских экономистов, доказавших, что страны стремятся экспортировать не только те товары, которые обладают абсолютными и относительными преимуществами, но и при производстве которых интенсивно используются относительно избыточные факторы производства, а импортируют товары, для производства которых в стране имеется дефицит факторов. В отличие от А. Смита и Д. Ри-кардо их современные последователи считают, что от внешней торговли выгадывают обе стороны – и данная страна, и весь остальной мир.