Тема 54. РАВНОВЕСИЕ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61
1. Спрос на деньги. Деньги необходимы, как минимум, для покупки товаров и оплаты услуг, а также для накопления их в качестве запаса. Эти исходные факторы и формируют спрос. Альтернативой деньгам на рынке выступают облигации и другие финансовые активы, поэтому, если эти неденежные активы принесут их владельцам больший процент, чем деньги, то население будет предпочитать покупку облигаций. Выгода владения деньгами, по сравнению с вложением их в ценные бумаги, заключается в следующих мотивах:
– трансакционный мотив: деньги нужны для текущих расчетов в экономике;
– спекулятивный мотив: деньги могут потребоваться для покупки тех же облигаций при благоприятных условиях;
– мотив предосторожности связан с риском потери капитала.
В целом людям свойственно ценить ликвидность денег, сравнивая свои предпочтения с динамикой процентной ставки. Кроме того, по мере роста доходов населения увеличиваются и цены, а значит, требуется больше денег для обслуживания экономики.
Спрос на деньги – количество денег, которые домохозяйства и фирмы желают иметь в своем распоряжении в зависимости от имеющегося у них дохода и процентной ставки.
Изменение процентной ставки приводит к скольжению величины спроса вдоль кривой МД, и чем она выше, тем меньшее количество денег остается у населения и, следовательно, тем с большей скоростью они должны обращаться, чтобы обслужить большее количество сделок. Изменение дохода населения ведет к сдвигу кривой МД вправо или влево (рис. 54.1).
Рис. 54.1. Спрос на деньги
МД – спрос на деньги.
2. Предложение денег – это количество денег, выпущенных в обращение Центральным банком страны.
Если спрос формируется свободно на рынке в зависимости от потребностей населения в деньгах, то предложение всегда задается банковской системой государства (рис. 54.2).
Рис. 54.2.Предложение денег Центральным банком страны
MS – предложение денег.
На величину денежного предложения влияют три ключевых фактора:
– размер денежной которую формирует Центробанк страны;
– соотношение резервы-вклады, показывающее возможность коммерческих банков по увеличению денежной массы;
– коэффициент депонирования, отражающий способность населения вкладывать деньги в коммерческие банки.
3. Равновесие на денежном рынке.
Рис. 54.3.Равновесие на денежном рынке
MS – предложение денег;
MD – денежная масса.
В результате взаимодействия спроса и предложения денег возникает их рыночное равновесие, т. е. обеспечивается равенство количества предлагаемых на рынке денег той общей сумме, которую желает иметь у себя население (рис. 54.3)
Особенность денежного равновесия по сравнению с товарным и ресурсным рынками заключается в том, что оно является на рынке постоянным; в противном случае возникают серьезные сбои, нередко приводящие к финансовому кризису (как в августе 1998 г.).
1. Спрос на деньги. Деньги необходимы, как минимум, для покупки товаров и оплаты услуг, а также для накопления их в качестве запаса. Эти исходные факторы и формируют спрос. Альтернативой деньгам на рынке выступают облигации и другие финансовые активы, поэтому, если эти неденежные активы принесут их владельцам больший процент, чем деньги, то население будет предпочитать покупку облигаций. Выгода владения деньгами, по сравнению с вложением их в ценные бумаги, заключается в следующих мотивах:
– трансакционный мотив: деньги нужны для текущих расчетов в экономике;
– спекулятивный мотив: деньги могут потребоваться для покупки тех же облигаций при благоприятных условиях;
– мотив предосторожности связан с риском потери капитала.
В целом людям свойственно ценить ликвидность денег, сравнивая свои предпочтения с динамикой процентной ставки. Кроме того, по мере роста доходов населения увеличиваются и цены, а значит, требуется больше денег для обслуживания экономики.
Спрос на деньги – количество денег, которые домохозяйства и фирмы желают иметь в своем распоряжении в зависимости от имеющегося у них дохода и процентной ставки.
Изменение процентной ставки приводит к скольжению величины спроса вдоль кривой МД, и чем она выше, тем меньшее количество денег остается у населения и, следовательно, тем с большей скоростью они должны обращаться, чтобы обслужить большее количество сделок. Изменение дохода населения ведет к сдвигу кривой МД вправо или влево (рис. 54.1).
Рис. 54.1. Спрос на деньги
МД – спрос на деньги.
2. Предложение денег – это количество денег, выпущенных в обращение Центральным банком страны.
Если спрос формируется свободно на рынке в зависимости от потребностей населения в деньгах, то предложение всегда задается банковской системой государства (рис. 54.2).
Рис. 54.2.Предложение денег Центральным банком страны
MS – предложение денег.
На величину денежного предложения влияют три ключевых фактора:
– размер денежной которую формирует Центробанк страны;
– соотношение резервы-вклады, показывающее возможность коммерческих банков по увеличению денежной массы;
– коэффициент депонирования, отражающий способность населения вкладывать деньги в коммерческие банки.
3. Равновесие на денежном рынке.
Рис. 54.3.Равновесие на денежном рынке
MS – предложение денег;
MD – денежная масса.
В результате взаимодействия спроса и предложения денег возникает их рыночное равновесие, т. е. обеспечивается равенство количества предлагаемых на рынке денег той общей сумме, которую желает иметь у себя население (рис. 54.3)
Особенность денежного равновесия по сравнению с товарным и ресурсным рынками заключается в том, что оно является на рынке постоянным; в противном случае возникают серьезные сбои, нередко приводящие к финансовому кризису (как в августе 1998 г.).