Тема 46. СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61
1. Цели и методы проведения стабилизационной политики. Стабилизационная политика – система государственных мер, осуществляемая с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны.
Соответственно вырабатывается как активная, так и пассивная стабилизационная политика.
Активная стабилизационная политика строится на принципе «точной» настройки экономики и выражается в политике противодействия: стимулирование экономики в период депрессии и замедления ее роста в период перегрева – «бума». Для этой цели используются как денежные, так и налоговые рычаги.
Пассивная стабилизационная политика строится по принципу «не навреди» и выражается в политике корректировки проходящих процессов.
Оба вида стабилизационной политики имеют право на осуществление: в окрестностях точек перегиба экономического цикла целесообразно использовать главным образом активную политику, а в промежутках – пассивную. Продолжительность цикла зависит от своевременности фиксации государственными органами статистики изменений в экономике и осознания политической властью необходимости принятия соответствующих мер.
2. Лаги стабилизационной политики. Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика оказывает воздействие на развитие экономики по истечении какого-то промежутка времени, причем стабилизационная политика проходит в два этапа:
1) этап осознания необходимости принятия мер в отношении экономики. Подобный промежуток времени принято называть внутренним лагом стабилизационной политики;
2) этап претворения в жизнь принятых решений. Период времени между принятием мер стабилизационной политики и получением первых результатов принято называть внешним лагом.
Период времени, охватывающий внутренний и внешний лаги стабилизационной политики, принято называть лагом решений (см. рис. 46.1).
Рис. 46.1. Лаг решений стабилизационной политики
Временные лаги, существующие в стабилизационной политике, снижают ее эффективность. Однако им противостоят автоматические встроенные стабилизаторы, которые позволяют замедлять или стимулировать экономическое развитие страны без специальных активных мер по изменению экономической политики. В качестве встроенных стабилизаторов экономики выступают:
1. Система налогов на личные доходы населения. В период экономического спада по мере сокращения доходов граждан и фирм налоги автоматически сокращаются без специальных законодательных актов, а в период «бума» инфляция толкает доходы вверх, и они автоматически облагаются по более высокой ставке.
2. Правительственные расходы по социальному страхованию. При экономическом спаде большое количество людей обращается за помощью по безработице, социальной поддержкой к государству. К тем же результатам приводит развитие инфляции, так как все больше людей оказывается за чертой бедности и может на законных основаниях претендовать на помощь от государства. В периоды подъема эти процессы ослабевают, что автоматически ведет к сокращению государственных расходов.
Использование встроенных автоматических регуляторов рынка позволяет избежать ряда ошибок при проведении активной стабилизационной политики государством.
1. Цели и методы проведения стабилизационной политики. Стабилизационная политика – система государственных мер, осуществляемая с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны.
Соответственно вырабатывается как активная, так и пассивная стабилизационная политика.
Активная стабилизационная политика строится на принципе «точной» настройки экономики и выражается в политике противодействия: стимулирование экономики в период депрессии и замедления ее роста в период перегрева – «бума». Для этой цели используются как денежные, так и налоговые рычаги.
Пассивная стабилизационная политика строится по принципу «не навреди» и выражается в политике корректировки проходящих процессов.
Оба вида стабилизационной политики имеют право на осуществление: в окрестностях точек перегиба экономического цикла целесообразно использовать главным образом активную политику, а в промежутках – пассивную. Продолжительность цикла зависит от своевременности фиксации государственными органами статистики изменений в экономике и осознания политической властью необходимости принятия соответствующих мер.
2. Лаги стабилизационной политики. Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика оказывает воздействие на развитие экономики по истечении какого-то промежутка времени, причем стабилизационная политика проходит в два этапа:
1) этап осознания необходимости принятия мер в отношении экономики. Подобный промежуток времени принято называть внутренним лагом стабилизационной политики;
2) этап претворения в жизнь принятых решений. Период времени между принятием мер стабилизационной политики и получением первых результатов принято называть внешним лагом.
Период времени, охватывающий внутренний и внешний лаги стабилизационной политики, принято называть лагом решений (см. рис. 46.1).
Рис. 46.1. Лаг решений стабилизационной политики
Временные лаги, существующие в стабилизационной политике, снижают ее эффективность. Однако им противостоят автоматические встроенные стабилизаторы, которые позволяют замедлять или стимулировать экономическое развитие страны без специальных активных мер по изменению экономической политики. В качестве встроенных стабилизаторов экономики выступают:
1. Система налогов на личные доходы населения. В период экономического спада по мере сокращения доходов граждан и фирм налоги автоматически сокращаются без специальных законодательных актов, а в период «бума» инфляция толкает доходы вверх, и они автоматически облагаются по более высокой ставке.
2. Правительственные расходы по социальному страхованию. При экономическом спаде большое количество людей обращается за помощью по безработице, социальной поддержкой к государству. К тем же результатам приводит развитие инфляции, так как все больше людей оказывается за чертой бедности и может на законных основаниях претендовать на помощь от государства. В периоды подъема эти процессы ослабевают, что автоматически ведет к сокращению государственных расходов.
Использование встроенных автоматических регуляторов рынка позволяет избежать ряда ошибок при проведении активной стабилизационной политики государством.