Тема 35. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЦЕЛОЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61
1. Понятие макроэкономики. Макроэкономика – это часть экономической теории, изучающая экономику в целом.
Национальная экономика, безусловно, представляет собой суммарное поведение рыночных агентов на микроэкономическом уровне, однако это не арифметическая сумма, складывающаяся автоматически, так как при этом четко проявляются процессы, которые слабо выражены или вообще не видны на микроэкономическом уровне. Это:
– спад и подъем деловой активности в национальной экономике;
– роль денег в обществе и связанная с ними инфляция;
– уровень занятости в стране, предполагающий существование безработицы;
– государственное вмешательство в экономику.
При макроэкономическом анализе появляются новые участники рыночного хозяйства:
– иностранный сектор (заграница);
– государство;
– центральный банк с его денежной политикой;
– профсоюзы;
– объединения работодателей и др.
2. Объекты макроэкономического анализа. Предметом макроэкономики являются такие проблемы:
– взаимодействие совокупных спроса и предложения и их воздействие на формирование национального валового продукта (ВНП);
– занятость и безработица в экономике;
– методы борьбы с инфляционными процессами;
– цикличность экономического роста;
– макроэкономическая политика государства;
– внешнее взаимодействие национальной экономики и глобализация хозяйственных процессов.
3. Принцип агрегации. В макроэкономике все величины рассматриваются в агрегированном (совокупном) виде. Сжатие всего многообразия ассортимента до одного продукта в виде ВНП, а также обобщенный взгляд на национальный доход, уровень цен, инфляции, объемы потребления и сбережений, процентную ставку и т. д. облегчает выявление наиболее существенных глубинных хозяйственных связей в национальной экономике. То же относится ко всему многообразию рынков, которые агрегируются в следующие группы:
1) рынок реальных благ (товаров и услуг);
2) рынок капитала (инвестиционных товаров);
3) рынок труда;
4) рынок денег;
5) рынок ценных бумаг;
6) международный рынок (заграница).
4. Система макроэкономических показателей. Основные макроэкономические показатели можно свести в четыре исходные группы:
– показатели, характеризующие формирование национального объема производства: валовой выпуск продукции, валовой национальный и внутренний продукты, конечный и промежуточный продукты, чистый национальный продукт, национальный, личный и располагаемый доходы;
– ценовые показатели: общий уровень цен, индексы различных видов инфляции, дефлятор ВНП;
– показатели, характеризующие заимствование финансовых ресурсов: процентная ставка, ставка рефинансирования Центрального банка страны;
– показатели занятости.
1. Понятие макроэкономики. Макроэкономика – это часть экономической теории, изучающая экономику в целом.
Национальная экономика, безусловно, представляет собой суммарное поведение рыночных агентов на микроэкономическом уровне, однако это не арифметическая сумма, складывающаяся автоматически, так как при этом четко проявляются процессы, которые слабо выражены или вообще не видны на микроэкономическом уровне. Это:
– спад и подъем деловой активности в национальной экономике;
– роль денег в обществе и связанная с ними инфляция;
– уровень занятости в стране, предполагающий существование безработицы;
– государственное вмешательство в экономику.
При макроэкономическом анализе появляются новые участники рыночного хозяйства:
– иностранный сектор (заграница);
– государство;
– центральный банк с его денежной политикой;
– профсоюзы;
– объединения работодателей и др.
2. Объекты макроэкономического анализа. Предметом макроэкономики являются такие проблемы:
– взаимодействие совокупных спроса и предложения и их воздействие на формирование национального валового продукта (ВНП);
– занятость и безработица в экономике;
– методы борьбы с инфляционными процессами;
– цикличность экономического роста;
– макроэкономическая политика государства;
– внешнее взаимодействие национальной экономики и глобализация хозяйственных процессов.
3. Принцип агрегации. В макроэкономике все величины рассматриваются в агрегированном (совокупном) виде. Сжатие всего многообразия ассортимента до одного продукта в виде ВНП, а также обобщенный взгляд на национальный доход, уровень цен, инфляции, объемы потребления и сбережений, процентную ставку и т. д. облегчает выявление наиболее существенных глубинных хозяйственных связей в национальной экономике. То же относится ко всему многообразию рынков, которые агрегируются в следующие группы:
1) рынок реальных благ (товаров и услуг);
2) рынок капитала (инвестиционных товаров);
3) рынок труда;
4) рынок денег;
5) рынок ценных бумаг;
6) международный рынок (заграница).
4. Система макроэкономических показателей. Основные макроэкономические показатели можно свести в четыре исходные группы:
– показатели, характеризующие формирование национального объема производства: валовой выпуск продукции, валовой национальный и внутренний продукты, конечный и промежуточный продукты, чистый национальный продукт, национальный, личный и располагаемый доходы;
– ценовые показатели: общий уровень цен, индексы различных видов инфляции, дефлятор ВНП;
– показатели, характеризующие заимствование финансовых ресурсов: процентная ставка, ставка рефинансирования Центрального банка страны;
– показатели занятости.