Тема 2. ПОТРЕБНОСТИ КАК ОСНОВНОЙ МОТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61
1. Понятие потребности. Потребности – это нужды людей, выражающиеся в благах, товарах, услугах, требующихся для жизнедеятельности и развития.
Неудовлетворенные потребности являются для человека побудительным мотивом, стимулом к трудовой деятельности по созданию или приобретению недостающих ему благ.
Степень удовлетворения потребностей людей зависит от уровня развития сферы: материального производства и непроизводственной. В первой создаются материальные ценности – товары, а во второй – духовные ценности и услуги.
2. Закон возвышения потребностей. Потребности людей безграничны, хотя возможность удовлетворения потребности отдельного человека в конкретном благе вполне реальна. Человеческие потребности непрерывно растут количественно и качественно (закон возвышения потребностей), т. к. включают в себя не только индивидуальные нужды, но и потребности социальных групп, трудовых коллективов работников, населения и, наконец, государства в целом. При этом производство не только удовлетворяет растущие потребности населения, но на основе развития науки и техники предлагает новые, ранее не известные виды материальных благ, которые посредством широкой рекламы и маркетинговой деятельности фирм расширяют круг существующих потребностей.
3. Потребности и потребление. Производство, откликаясь на потребности, создает поле для потребления.
Потребление – это процесс удовлетворения потребностей людей, состоящий в использовании продуктов производства по их прямому назначению. При этом само производство, создавая блага, потребляет, расходует определенные ресурсы. Эту часть потребления принято называть производственным потреблением.
В условиях рыночной экономики потребление людей зависит от величины их доходов и измеряется с помощью таких экономических показателей, как: структура потребления, средний уровень потребления, потребление на душу населения и др.
4. Пирамида потребностей А. Маслоу. Существуют многочисленные классификации человеческих потребностей. Обычно различают материальные, духовные и социальные потребности. Однако в современных условиях наибольшее распространение получила теория американского экономиста А. Маслоу, расположившего потребности в восходящем порядке – от низших (материальных) до высших (духовных) (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Пирамида социальных и человеческих потребностей по А. Маслоу
1. Понятие потребности. Потребности – это нужды людей, выражающиеся в благах, товарах, услугах, требующихся для жизнедеятельности и развития.
Неудовлетворенные потребности являются для человека побудительным мотивом, стимулом к трудовой деятельности по созданию или приобретению недостающих ему благ.
Степень удовлетворения потребностей людей зависит от уровня развития сферы: материального производства и непроизводственной. В первой создаются материальные ценности – товары, а во второй – духовные ценности и услуги.
2. Закон возвышения потребностей. Потребности людей безграничны, хотя возможность удовлетворения потребности отдельного человека в конкретном благе вполне реальна. Человеческие потребности непрерывно растут количественно и качественно (закон возвышения потребностей), т. к. включают в себя не только индивидуальные нужды, но и потребности социальных групп, трудовых коллективов работников, населения и, наконец, государства в целом. При этом производство не только удовлетворяет растущие потребности населения, но на основе развития науки и техники предлагает новые, ранее не известные виды материальных благ, которые посредством широкой рекламы и маркетинговой деятельности фирм расширяют круг существующих потребностей.
3. Потребности и потребление. Производство, откликаясь на потребности, создает поле для потребления.
Потребление – это процесс удовлетворения потребностей людей, состоящий в использовании продуктов производства по их прямому назначению. При этом само производство, создавая блага, потребляет, расходует определенные ресурсы. Эту часть потребления принято называть производственным потреблением.
В условиях рыночной экономики потребление людей зависит от величины их доходов и измеряется с помощью таких экономических показателей, как: структура потребления, средний уровень потребления, потребление на душу населения и др.
4. Пирамида потребностей А. Маслоу. Существуют многочисленные классификации человеческих потребностей. Обычно различают материальные, духовные и социальные потребности. Однако в современных условиях наибольшее распространение получила теория американского экономиста А. Маслоу, расположившего потребности в восходящем порядке – от низших (материальных) до высших (духовных) (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Пирамида социальных и человеческих потребностей по А. Маслоу