17.4. Учет затрат на восстановление основных средств
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112
Восстановление основных средств осуществляется посредством ремонта, модернизации и реконструкции.
Виды ремонта – текущий, средний и капитальный. Основным первичным документом, согласно которому определяются объем работ по капитальному ремонту, его продолжительность, сметная стоимость, является дефектная ведомость. Ремонт объектов ОС может быть проведен подрядным, хозяйственным или смешанным способом.
Затраты на ремонт основных средств производственного назначения включаются в затраты организации. Учет затрат по ремонту основных средств может быть организован по одному из двух вариантов.
1. Затраты на ремонт основных средств включаются в затраты организации по мере их возникновения;
• при подрядном способе оформляются записи: Дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44, 19 и др. и Кредит счета 60 (76);
• при хозяйственном способе – Дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 и др. и Кедит счетов 10, 70, 69 и др.
2. При создании резерва на ремонт основных средств за счет равномерных ежемесячных плановых отчислений в Дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 и др. и Кредит счета 96 «Резерв предстоящих расходов».
При использовании резерва:
• при подрядном способе – Дебет счетов 96, 19 и Кредит счета 60 (76);
• при хозяйственном способе – Дебет счета 96 и Кредит счетов 10, 70, 69 и др.
Сумма излишне созданного резерва на ремонт основных средств по окончании ремонта в конце отчетного года сторнируется. Если ремонт продолжается – переходит на следующий год. В следующем году неиспользованный резерв на ремонт основных средств по окончании ремонта присоединяется к доходу отчетного периода – Дебет счета 96 и Кредит счета 91/1 «прочие доходы».
Приемка объектов ОС по окончании ремонтных работ производится по акту ф. ОС-3. (При текущем ремонте Акт составляется только в случае, если ремонт производится подрядным способом.)
При отражении в учете затрат на восстановление ОС бухгалтеру необходимо четко разделять расходы, связанные с ремонтом, и расходы, связанные с модернизацией и реконструкцией, которые учитываются в составе вложений во внеоборотные активы и могут увеличивать первоначальную стоимость ОС.
Расходы на модернизацию и реконструкцию, в случае если приводят к улучшению технических качеств функционирования основного средства (срока полезного использования, мощности, качества применения и т. п.), могут списываться на увеличение первоначальной стоимости объекта. Первоначально затраты на модернизацию учитываются по Дебету счета 08 и Кредиту счетов 60, 71, 76, и др. – при подрядном способе проведения модернизации и Дебет счета 08 и Кредит счетов 10, 69, 70, 71, 76 и др. – при хозяйственном способе модернизации и реконструкции. После окончания эти затраты:
• либо увеличивают первоначальную стоимость объекта – Дебет счета 01 и Кредит счета 08;
• либо списываются на расходы организации – Дебет счета 91/2 и Кредит счета 08.
Если в процессе ремонта одновременно проводится и модернизация, два вида затрат в бухгалтерском учете должны быть разделены.
Восстановление основных средств осуществляется посредством ремонта, модернизации и реконструкции.
Виды ремонта – текущий, средний и капитальный. Основным первичным документом, согласно которому определяются объем работ по капитальному ремонту, его продолжительность, сметная стоимость, является дефектная ведомость. Ремонт объектов ОС может быть проведен подрядным, хозяйственным или смешанным способом.
Затраты на ремонт основных средств производственного назначения включаются в затраты организации. Учет затрат по ремонту основных средств может быть организован по одному из двух вариантов.
1. Затраты на ремонт основных средств включаются в затраты организации по мере их возникновения;
• при подрядном способе оформляются записи: Дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44, 19 и др. и Кредит счета 60 (76);
• при хозяйственном способе – Дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 и др. и Кедит счетов 10, 70, 69 и др.
2. При создании резерва на ремонт основных средств за счет равномерных ежемесячных плановых отчислений в Дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 и др. и Кредит счета 96 «Резерв предстоящих расходов».
При использовании резерва:
• при подрядном способе – Дебет счетов 96, 19 и Кредит счета 60 (76);
• при хозяйственном способе – Дебет счета 96 и Кредит счетов 10, 70, 69 и др.
Сумма излишне созданного резерва на ремонт основных средств по окончании ремонта в конце отчетного года сторнируется. Если ремонт продолжается – переходит на следующий год. В следующем году неиспользованный резерв на ремонт основных средств по окончании ремонта присоединяется к доходу отчетного периода – Дебет счета 96 и Кредит счета 91/1 «прочие доходы».
Приемка объектов ОС по окончании ремонтных работ производится по акту ф. ОС-3. (При текущем ремонте Акт составляется только в случае, если ремонт производится подрядным способом.)
При отражении в учете затрат на восстановление ОС бухгалтеру необходимо четко разделять расходы, связанные с ремонтом, и расходы, связанные с модернизацией и реконструкцией, которые учитываются в составе вложений во внеоборотные активы и могут увеличивать первоначальную стоимость ОС.
Расходы на модернизацию и реконструкцию, в случае если приводят к улучшению технических качеств функционирования основного средства (срока полезного использования, мощности, качества применения и т. п.), могут списываться на увеличение первоначальной стоимости объекта. Первоначально затраты на модернизацию учитываются по Дебету счета 08 и Кредиту счетов 60, 71, 76, и др. – при подрядном способе проведения модернизации и Дебет счета 08 и Кредит счетов 10, 69, 70, 71, 76 и др. – при хозяйственном способе модернизации и реконструкции. После окончания эти затраты:
• либо увеличивают первоначальную стоимость объекта – Дебет счета 01 и Кредит счета 08;
• либо списываются на расходы организации – Дебет счета 91/2 и Кредит счета 08.
Если в процессе ремонта одновременно проводится и модернизация, два вида затрат в бухгалтерском учете должны быть разделены.