18.5. Деловая репутация
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112
Среди объектов НМА особое место занимает деловая репутация, для обозначения которой часто используют без перевода английский термин «good will» – гудвилл. Деловая репутация отличается от других НМА методом оценки, способом приобретения, методом амортизации, способом выбытия. Стоимость деловой репутации зачастую оказывается условной, в то время как другие НМА имеют стоимостную оценку, которая определяется в сумме фактических затрат на их приобретение или создание. От других видов НМА деловая репутация отличается тем, что она не принадлежит организации на праве собственности, не может существовать отдельно от нее, не может быть продана, подарена или передана.
Объектом бухгалтерского учета деловая репутация становится при совершении сделки купли-продажи организации.
В соответствии с п. 27 ПБУ 14/2000 деловая репутация организации может определяться в бухгалтерском учете в виде разницы между покупной ценой организации как приобретенного имущественного комплекса в целом и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Согласно п. 28 ПБУ 14/2000 положительная деловая репутация определяется расчетным путем как превышение суммы, уплачиваемой продавцу за организацию, над суммой всех ее активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату покупки, и отражается по дебету счета 04 «Нематериальные активы» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Возможна ситуация, когда при покупке организации выявляется ее отрицательная деловая репутация. В противоположность гудвиллу ее называют «bad will» – бэдвилл. Отрицательная деловая репутация организации рассматривается как скидка с цены, предоставляемая продавцом покупателю в связи с отсутствием у продаваемой организации стабильных покупателей, репутации качества, деловых связей и т. д. Она учитывается у покупателя как доходы будущих периодов и отражается по дебету счета 76 в корреспонденции с кредитом счета 98 «Доходы будущих периодов».
Пунктом 56 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) установлено, что приобретенная деловая репутация организации должна быть скорректирована в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации).
Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации организации в соответствии с п. 29 ПБУ 14/2000 отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости, что отражается ежемесячной записью по кредиту счета 04 в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат на производство.
Отрицательная деловая репутация равномерно списывается на финансовые результаты как операционные доходы (по аналогии с положительной) равными долями и отражается по дебету счета 98 в корреспонденции с кредитом счета 91.
Среди объектов НМА особое место занимает деловая репутация, для обозначения которой часто используют без перевода английский термин «good will» – гудвилл. Деловая репутация отличается от других НМА методом оценки, способом приобретения, методом амортизации, способом выбытия. Стоимость деловой репутации зачастую оказывается условной, в то время как другие НМА имеют стоимостную оценку, которая определяется в сумме фактических затрат на их приобретение или создание. От других видов НМА деловая репутация отличается тем, что она не принадлежит организации на праве собственности, не может существовать отдельно от нее, не может быть продана, подарена или передана.
Объектом бухгалтерского учета деловая репутация становится при совершении сделки купли-продажи организации.
В соответствии с п. 27 ПБУ 14/2000 деловая репутация организации может определяться в бухгалтерском учете в виде разницы между покупной ценой организации как приобретенного имущественного комплекса в целом и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Согласно п. 28 ПБУ 14/2000 положительная деловая репутация определяется расчетным путем как превышение суммы, уплачиваемой продавцу за организацию, над суммой всех ее активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату покупки, и отражается по дебету счета 04 «Нематериальные активы» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Возможна ситуация, когда при покупке организации выявляется ее отрицательная деловая репутация. В противоположность гудвиллу ее называют «bad will» – бэдвилл. Отрицательная деловая репутация организации рассматривается как скидка с цены, предоставляемая продавцом покупателю в связи с отсутствием у продаваемой организации стабильных покупателей, репутации качества, деловых связей и т. д. Она учитывается у покупателя как доходы будущих периодов и отражается по дебету счета 76 в корреспонденции с кредитом счета 98 «Доходы будущих периодов».
Пунктом 56 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) установлено, что приобретенная деловая репутация организации должна быть скорректирована в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации).
Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации организации в соответствии с п. 29 ПБУ 14/2000 отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости, что отражается ежемесячной записью по кредиту счета 04 в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат на производство.
Отрицательная деловая репутация равномерно списывается на финансовые результаты как операционные доходы (по аналогии с положительной) равными долями и отражается по дебету счета 98 в корреспонденции с кредитом счета 91.