18.5. Деловая репутация

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 

Среди объектов НМА особое место занимает деловая репутация, для обозначения которой часто используют без перевода английский термин «good will» – гудвилл. Деловая репутация отличается от других НМА методом оценки, способом приобретения, методом амортизации, способом выбытия. Стоимость деловой репутации зачастую оказывается условной, в то время как другие НМА имеют стоимостную оценку, которая определяется в сумме фактических затрат на их приобретение или создание. От других видов НМА деловая репутация отличается тем, что она не принадлежит организации на праве собственности, не может существовать отдельно от нее, не может быть продана, подарена или передана.

Объектом бухгалтерского учета деловая репутация становится при совершении сделки купли-продажи организации.

В соответствии с п. 27 ПБУ 14/2000 деловая репутация организации может определяться в бухгалтерском учете в виде разницы между покупной ценой организации как приобретенного имущественного комплекса в целом и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Согласно п. 28 ПБУ 14/2000 положительная деловая репутация определяется расчетным путем как превышение суммы, уплачиваемой продавцу за организацию, над суммой всех ее активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату покупки, и отражается по дебету счета 04 «Нематериальные активы» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Возможна ситуация, когда при покупке организации выявляется ее отрицательная деловая репутация. В противоположность гудвиллу ее называют «bad will» – бэдвилл. Отрицательная деловая репутация организации рассматривается как скидка с цены, предоставляемая продавцом покупателю в связи с отсутствием у продаваемой организации стабильных покупателей, репутации качества, деловых связей и т. д. Она учитывается у покупателя как доходы будущих периодов и отражается по дебету счета 76 в корреспонденции с кредитом счета 98 «Доходы будущих периодов».

Пунктом 56 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) установлено, что приобретенная деловая репутация организации должна быть скорректирована в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации).

Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации организации в соответствии с п. 29 ПБУ 14/2000 отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости, что отражается ежемесячной записью по кредиту счета 04 в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат на производство.

Отрицательная деловая репутация равномерно списывается на финансовые результаты как операционные доходы (по аналогии с положительной) равными долями и отражается по дебету счета 98 в корреспонденции с кредитом счета 91.

Среди объектов НМА особое место занимает деловая репутация, для обозначения которой часто используют без перевода английский термин «good will» – гудвилл. Деловая репутация отличается от других НМА методом оценки, способом приобретения, методом амортизации, способом выбытия. Стоимость деловой репутации зачастую оказывается условной, в то время как другие НМА имеют стоимостную оценку, которая определяется в сумме фактических затрат на их приобретение или создание. От других видов НМА деловая репутация отличается тем, что она не принадлежит организации на праве собственности, не может существовать отдельно от нее, не может быть продана, подарена или передана.

Объектом бухгалтерского учета деловая репутация становится при совершении сделки купли-продажи организации.

В соответствии с п. 27 ПБУ 14/2000 деловая репутация организации может определяться в бухгалтерском учете в виде разницы между покупной ценой организации как приобретенного имущественного комплекса в целом и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Согласно п. 28 ПБУ 14/2000 положительная деловая репутация определяется расчетным путем как превышение суммы, уплачиваемой продавцу за организацию, над суммой всех ее активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату покупки, и отражается по дебету счета 04 «Нематериальные активы» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Возможна ситуация, когда при покупке организации выявляется ее отрицательная деловая репутация. В противоположность гудвиллу ее называют «bad will» – бэдвилл. Отрицательная деловая репутация организации рассматривается как скидка с цены, предоставляемая продавцом покупателю в связи с отсутствием у продаваемой организации стабильных покупателей, репутации качества, деловых связей и т. д. Она учитывается у покупателя как доходы будущих периодов и отражается по дебету счета 76 в корреспонденции с кредитом счета 98 «Доходы будущих периодов».

Пунктом 56 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) установлено, что приобретенная деловая репутация организации должна быть скорректирована в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации).

Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации организации в соответствии с п. 29 ПБУ 14/2000 отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости, что отражается ежемесячной записью по кредиту счета 04 в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат на производство.

Отрицательная деловая репутация равномерно списывается на финансовые результаты как операционные доходы (по аналогии с положительной) равными долями и отражается по дебету счета 98 в корреспонденции с кредитом счета 91.