54. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ. ФУНКЦИИ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82
Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия буквально означает любовь к мудрости и является систематическим критическим исследованием способа наших суждений, оценок и действий, имеющим целью сделать нас более мудрыми, лучше познать самих себя. Философия возникла около 2500 лет назад в странах Древнего мира – Индии, Китае, Египте. Своей классической формы достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель – Платон. В начале развития общества философия объединяла всю совокупность знаний, накопленных человечеством на ранних стадиях его развития, и была призвана дать человеку систему общих знаний о мире, обществе и о нем самом. Затем в ходе развития общества научные знания приобретают самостоятельное существование и образуются такие науки, как математика, физика, химия, биология и т. п. В философии основными понятиями являются: «истина», «мир», «человек», «справедливость» и т. д.
Сама философия также дифференцируется. Формируются ее относительно самостоятельные разделы: онтология – учение о бытии; гносеология – учение о познании; логика – учение о законах и формах мышления; эстетика – учение о прекрасном; социальная философия – учение об обществе; история философии – изучает развитие философского знания; этика – учение о нравственности, морали.
В процессе развития философии менялся круг ее проблем. Для начального периода древней философии был характерен космоцентризм – стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. Позднее внимание перемещается на человека, общественное устройство, философия периода античности становится антропоцентричной. В Средние века в философии на первое место выходит теоцентризм, согласно которому природа и человек рассматриваются как творение Бога. В Новое время получает развитие рациоцентризм – изучаются возможности человеческого разума познать окружающий мир. В настоящее время главенствующими являются проблемы разработки научных методов познания, форм общественного устройства, человека и его места в мире и т. п.
Функции философии: мировоззренческая – призвана дать человеку целостную картину мира; методологическая – способствует разработке всеобщих, общенаучных и частных методов познания; интеграционная – обобщает выводы частных наук и на их основе создает всеобщие методы познания; аксиологическая – выражает определенные ценности той или иной философской системы, на основании которой формируется определенный общественный идеал; критическая – пересматривает ранее выдвинутые теоретические положения и практические рекомендации и приводит их в соответствие с изменяющейся действительностью.
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи действительности – природы, общества и человека – отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.
Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия буквально означает любовь к мудрости и является систематическим критическим исследованием способа наших суждений, оценок и действий, имеющим целью сделать нас более мудрыми, лучше познать самих себя. Философия возникла около 2500 лет назад в странах Древнего мира – Индии, Китае, Египте. Своей классической формы достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель – Платон. В начале развития общества философия объединяла всю совокупность знаний, накопленных человечеством на ранних стадиях его развития, и была призвана дать человеку систему общих знаний о мире, обществе и о нем самом. Затем в ходе развития общества научные знания приобретают самостоятельное существование и образуются такие науки, как математика, физика, химия, биология и т. п. В философии основными понятиями являются: «истина», «мир», «человек», «справедливость» и т. д.
Сама философия также дифференцируется. Формируются ее относительно самостоятельные разделы: онтология – учение о бытии; гносеология – учение о познании; логика – учение о законах и формах мышления; эстетика – учение о прекрасном; социальная философия – учение об обществе; история философии – изучает развитие философского знания; этика – учение о нравственности, морали.
В процессе развития философии менялся круг ее проблем. Для начального периода древней философии был характерен космоцентризм – стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. Позднее внимание перемещается на человека, общественное устройство, философия периода античности становится антропоцентричной. В Средние века в философии на первое место выходит теоцентризм, согласно которому природа и человек рассматриваются как творение Бога. В Новое время получает развитие рациоцентризм – изучаются возможности человеческого разума познать окружающий мир. В настоящее время главенствующими являются проблемы разработки научных методов познания, форм общественного устройства, человека и его места в мире и т. п.
Функции философии: мировоззренческая – призвана дать человеку целостную картину мира; методологическая – способствует разработке всеобщих, общенаучных и частных методов познания; интеграционная – обобщает выводы частных наук и на их основе создает всеобщие методы познания; аксиологическая – выражает определенные ценности той или иной философской системы, на основании которой формируется определенный общественный идеал; критическая – пересматривает ранее выдвинутые теоретические положения и практические рекомендации и приводит их в соответствие с изменяющейся действительностью.
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи действительности – природы, общества и человека – отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.