77. РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ К. ЮНГА, М. ВЕБЕРА, Э. ДЮРКГЕЙМА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82
По мнению К. Юнга, из-за того, что человечество разучилось контролировать с помощью религии свою собственную психику, оно поплатилось войнами, революциями и другими социальными катаклизмами ХХв.
Религия выполняет важные социальные функции:
1) согласно М. Веберу религия выполняет важнейшую социальную функцию – функцию целеполагания, или определяет пока что недоступные рациональному осознанию цели, стоящие перед обществом, которые достигаются с помощью совершенствования средств на уровне рационального сознания, с помощью науки. И как средства без цели бессмысленны, так и цель без внимания к средствам ее достижения достигнута быть не может, поэтому наука и религия представляют собой взаимодополняющие и равно необходимые стороны единого человеческого мировоззрения;
2) согласно французскому философу Э. Дюркгейму религия еще и сплачивает общество или выполняет консолидирующую функцию;
3) кроме того, поскольку религия оценивает и снабжает смыслами всю совокупность знаний и значений, которые вырабатываются в различных сферах деятельности, то она выполняет нравственную функцию;
4) поскольку религия компенсирует объективное бессилие человека перед природой, обществом и собственными эмоциями, то она выполняет компенсаторную функцию. В итоге для человека снижается значение эмоционального отношения к внешнему миру, излишнее доверие к нему и мирским побуждениям и в целом ограничивается роль природы в сознании человека. Главное же внимание человека переносится на некий высший объект, выходящий за рамки человеческого бытия и понимания. Таким образом, религия делает возможным оптимистический взгляд на жизнь, делает ее осмысленной и возможной. Единство форм познания единого мира является одной из установок формирования культурной, этнической и профессиональной толерантности.
По мнению К. Юнга, из-за того, что человечество разучилось контролировать с помощью религии свою собственную психику, оно поплатилось войнами, революциями и другими социальными катаклизмами ХХв.
Религия выполняет важные социальные функции:
1) согласно М. Веберу религия выполняет важнейшую социальную функцию – функцию целеполагания, или определяет пока что недоступные рациональному осознанию цели, стоящие перед обществом, которые достигаются с помощью совершенствования средств на уровне рационального сознания, с помощью науки. И как средства без цели бессмысленны, так и цель без внимания к средствам ее достижения достигнута быть не может, поэтому наука и религия представляют собой взаимодополняющие и равно необходимые стороны единого человеческого мировоззрения;
2) согласно французскому философу Э. Дюркгейму религия еще и сплачивает общество или выполняет консолидирующую функцию;
3) кроме того, поскольку религия оценивает и снабжает смыслами всю совокупность знаний и значений, которые вырабатываются в различных сферах деятельности, то она выполняет нравственную функцию;
4) поскольку религия компенсирует объективное бессилие человека перед природой, обществом и собственными эмоциями, то она выполняет компенсаторную функцию. В итоге для человека снижается значение эмоционального отношения к внешнему миру, излишнее доверие к нему и мирским побуждениям и в целом ограничивается роль природы в сознании человека. Главное же внимание человека переносится на некий высший объект, выходящий за рамки человеческого бытия и понимания. Таким образом, религия делает возможным оптимистический взгляд на жизнь, делает ее осмысленной и возможной. Единство форм познания единого мира является одной из установок формирования культурной, этнической и профессиональной толерантности.