72. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ. РОЛЬ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82
Достижение истины является целью познания. Споры о том, что такое истина, имеют давнюю историю и не затихают до сих пор.
Платон различал истинное знание и обыденное мнение. Классическое определение истины принадлежит Аристотелю: истина – это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. Однако каковы критерии этого соответствия?
Французский ученый XVII в. Р. Декарт считал главным критерием истины ясность мысли и ее соответствие эмпирическим данным – ощущениям. Немецкий философ И. Кант пытался найти критерий истины в самом познании. Он утверждал, что критериями истины являются всеобщность и необходимость. Другой немецкий философ Г.В.Ф. Гегель обосновывал положение о том, что истина не является чем-то определенным раз и навсегда, она процессуальна, т. е. развивается по мере развития человеческого знания. Согласно К. Марксу высшим критерием истины является практика.
С точки зрения философского прагматизма истинно то, что является полезным. Согласно эстетическому критерию истины ее показателями служат внутреннее совершенство теории, ее простота и четкость. Логический критерий истины заключается в том, что истинными являются положения, выводимые из набора принятых аксиом.
Абсолютная истина – это истина, которая не может быть опровергнута в ходе дальнейшего развития науки и человеческой практики. Относительная истина изменяется. Кроме того, различаются объективная истина, которая может быть доказана или опровергнута с помощью фактов, и субъективная истина, основанная на личных переживаниях, эмоциях человека.
Диалектический материализм уделяет особое значение практике в процессе познания человеком окружающего мира. Основой человеческой практики является материальное производство и производство нематериальных благ. К практике относятся реальные преобразования общественных отношений между людьми.
Именно практика дает человечеству основной критерий истинности познания. В ней объективность знания может приобрести форму чувственной достоверности. Если человек руководствуется в своей практике истинным знанием, то он сможет достичь запланированных результатов. В противном случае именно практика позволит человеку прийти к выводу, что знание, приведшее его к совершению практических ошибок, является ложным.
Если какая-либо теория показывает свою практическую эффективность, то следует предположить, что она является шагом на пути приближения к истине, в то же время знание, показавшее свою эффективность на практике, не всегда является абсолютно истинным. В дальнейшем в процессе познания и практического применения знания человечество может прийти к новым открытиям, к разработке нового теоретического знания и новых способов практического действия, поэтому в материализме не существует претензии на достижение единой абсолютной истины.
Практика и практические потребности являются не только критерием истинности знания, но и стимулом для дальнейшего развития человеческого познания, науки и техники.
Достижение истины является целью познания. Споры о том, что такое истина, имеют давнюю историю и не затихают до сих пор.
Платон различал истинное знание и обыденное мнение. Классическое определение истины принадлежит Аристотелю: истина – это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. Однако каковы критерии этого соответствия?
Французский ученый XVII в. Р. Декарт считал главным критерием истины ясность мысли и ее соответствие эмпирическим данным – ощущениям. Немецкий философ И. Кант пытался найти критерий истины в самом познании. Он утверждал, что критериями истины являются всеобщность и необходимость. Другой немецкий философ Г.В.Ф. Гегель обосновывал положение о том, что истина не является чем-то определенным раз и навсегда, она процессуальна, т. е. развивается по мере развития человеческого знания. Согласно К. Марксу высшим критерием истины является практика.
С точки зрения философского прагматизма истинно то, что является полезным. Согласно эстетическому критерию истины ее показателями служат внутреннее совершенство теории, ее простота и четкость. Логический критерий истины заключается в том, что истинными являются положения, выводимые из набора принятых аксиом.
Абсолютная истина – это истина, которая не может быть опровергнута в ходе дальнейшего развития науки и человеческой практики. Относительная истина изменяется. Кроме того, различаются объективная истина, которая может быть доказана или опровергнута с помощью фактов, и субъективная истина, основанная на личных переживаниях, эмоциях человека.
Диалектический материализм уделяет особое значение практике в процессе познания человеком окружающего мира. Основой человеческой практики является материальное производство и производство нематериальных благ. К практике относятся реальные преобразования общественных отношений между людьми.
Именно практика дает человечеству основной критерий истинности познания. В ней объективность знания может приобрести форму чувственной достоверности. Если человек руководствуется в своей практике истинным знанием, то он сможет достичь запланированных результатов. В противном случае именно практика позволит человеку прийти к выводу, что знание, приведшее его к совершению практических ошибок, является ложным.
Если какая-либо теория показывает свою практическую эффективность, то следует предположить, что она является шагом на пути приближения к истине, в то же время знание, показавшее свою эффективность на практике, не всегда является абсолютно истинным. В дальнейшем в процессе познания и практического применения знания человечество может прийти к новым открытиям, к разработке нового теоретического знания и новых способов практического действия, поэтому в материализме не существует претензии на достижение единой абсолютной истины.
Практика и практические потребности являются не только критерием истинности знания, но и стимулом для дальнейшего развития человеческого познания, науки и техники.