72. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ. РОЛЬ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 

Достижение истины является целью познания. Споры о том, что такое истина, имеют давнюю историю и не затихают до сих пор.

Платон различал истинное знание и обыденное мнение. Классическое определение истины принадлежит Аристотелю: истина – это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. Однако каковы критерии этого соответствия?

Французский ученый XVII в. Р. Декарт считал главным критерием истины ясность мысли и ее соответствие эмпирическим данным – ощущениям. Немецкий философ И. Кант пытался найти критерий истины в самом познании. Он утверждал, что критериями истины являются всеобщность и необходимость. Другой немецкий философ Г.В.Ф. Гегель обосновывал положение о том, что истина не является чем-то определенным раз и навсегда, она процессуальна, т. е. развивается по мере развития человеческого знания. Согласно К. Марксу высшим критерием истины является практика.

С точки зрения философского прагматизма истинно то, что является полезным. Согласно эстетическому критерию истины ее показателями служат внутреннее совершенство теории, ее простота и четкость. Логический критерий истины заключается в том, что истинными являются положения, выводимые из набора принятых аксиом.

Абсолютная истина – это истина, которая не может быть опровергнута в ходе дальнейшего развития науки и человеческой практики. Относительная истина изменяется. Кроме того, различаются объективная истина, которая может быть доказана или опровергнута с помощью фактов, и субъективная истина, основанная на личных переживаниях, эмоциях человека.

Диалектический материализм уделяет особое значение практике в процессе познания человеком окружающего мира. Основой человеческой практики является материальное производство и производство нематериальных благ. К практике относятся реальные преобразования общественных отношений между людьми.

Именно практика дает человечеству основной критерий истинности познания. В ней объективность знания может приобрести форму чувственной достоверности. Если человек руководствуется в своей практике истинным знанием, то он сможет достичь запланированных результатов. В противном случае именно практика позволит человеку прийти к выводу, что знание, приведшее его к совершению практических ошибок, является ложным.

Если какая-либо теория показывает свою практическую эффективность, то следует предположить, что она является шагом на пути приближения к истине, в то же время знание, показавшее свою эффективность на практике, не всегда является абсолютно истинным. В дальнейшем в процессе познания и практического применения знания человечество может прийти к новым открытиям, к разработке нового теоретического знания и новых способов практического действия, поэтому в материализме не существует претензии на достижение единой абсолютной истины.

Практика и практические потребности являются не только критерием истинности знания, но и стимулом для дальнейшего развития человеческого познания, науки и техники.

Достижение истины является целью познания. Споры о том, что такое истина, имеют давнюю историю и не затихают до сих пор.

Платон различал истинное знание и обыденное мнение. Классическое определение истины принадлежит Аристотелю: истина – это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. Однако каковы критерии этого соответствия?

Французский ученый XVII в. Р. Декарт считал главным критерием истины ясность мысли и ее соответствие эмпирическим данным – ощущениям. Немецкий философ И. Кант пытался найти критерий истины в самом познании. Он утверждал, что критериями истины являются всеобщность и необходимость. Другой немецкий философ Г.В.Ф. Гегель обосновывал положение о том, что истина не является чем-то определенным раз и навсегда, она процессуальна, т. е. развивается по мере развития человеческого знания. Согласно К. Марксу высшим критерием истины является практика.

С точки зрения философского прагматизма истинно то, что является полезным. Согласно эстетическому критерию истины ее показателями служат внутреннее совершенство теории, ее простота и четкость. Логический критерий истины заключается в том, что истинными являются положения, выводимые из набора принятых аксиом.

Абсолютная истина – это истина, которая не может быть опровергнута в ходе дальнейшего развития науки и человеческой практики. Относительная истина изменяется. Кроме того, различаются объективная истина, которая может быть доказана или опровергнута с помощью фактов, и субъективная истина, основанная на личных переживаниях, эмоциях человека.

Диалектический материализм уделяет особое значение практике в процессе познания человеком окружающего мира. Основой человеческой практики является материальное производство и производство нематериальных благ. К практике относятся реальные преобразования общественных отношений между людьми.

Именно практика дает человечеству основной критерий истинности познания. В ней объективность знания может приобрести форму чувственной достоверности. Если человек руководствуется в своей практике истинным знанием, то он сможет достичь запланированных результатов. В противном случае именно практика позволит человеку прийти к выводу, что знание, приведшее его к совершению практических ошибок, является ложным.

Если какая-либо теория показывает свою практическую эффективность, то следует предположить, что она является шагом на пути приближения к истине, в то же время знание, показавшее свою эффективность на практике, не всегда является абсолютно истинным. В дальнейшем в процессе познания и практического применения знания человечество может прийти к новым открытиям, к разработке нового теоретического знания и новых способов практического действия, поэтому в материализме не существует претензии на достижение единой абсолютной истины.

Практика и практические потребности являются не только критерием истинности знания, но и стимулом для дальнейшего развития человеческого познания, науки и техники.