76. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 

Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, или же, в более широком смысле, чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей человеку опору и достойной поклонения. Если мифология очеловечивает мир, упорядочивает социальную практику, поддерживает жизненные начала культуры, то религия выводит человека за рамки реальности. В этом состоит их главное отличие.

Само же слово «религия» может относиться не только к вере в Бога или в богов – в невидимых запредельных существ разного уровня могущества – но и к любой безусловной вере, напр. в науку (в этом значении понятие «религия» употреблял академик Вернадский).

Парадоксально, но оказывается, что вера в Бога как в абсолютное существо, находящееся за границами самостоятельного рационального познания людей, более основательна, чем вера в конечную человеческую науку, с позиций самой же науки. Если представить себе картину мира как круг, граница которого – граница познанного, то наука объясняет непознанное исходя из объективно познанного, а религия объясняет познанное исходя из объективно непознанного.

Массив непознанного людьми бесконечен, а познанного – конечен. Границу круга познанного с непознанным составляют неразрешенные и даже иногда неразрешимые с точки зрения науки сомнения. Причем чем шире область познанного, тем больше его граница с непознанным. И упомянутые неразрешимые сомнения берется разрешить религия. В отличие от научного знания, основные принципы которого это объективность знания, причинная обусловленность и системность, религия пытается дать мистическое знание о нашем мире, источник которого – сфера непознанного или же сфера принципиально непознаваемого для человека. Отвергать мистическое знание религия не может – для этого у нее нет фактологической основы, потому что у сферы непознанного человеком этой основы и не может быть. Пытаясь же отвергать религиозные откровения, наука косвенно признает возможность влияния иррациональной сферы на объективный мир. До конца XVII в. деятели науки стремились сосуществовать с религией, и, как правило, избегали открытой критики ее основных положений. Более того, представители религии активно вмешивались в обсуждение научных вопросов. Причем иногда они были правы (напр., в критике географических расчетов Колумба), а иногда не правы (напр., в осуждении гелиоцентрической системы Коперника). В эпоху Просвещения началась критика религиозных концепций, нашедшая поддержку со стороны государств, стремившихся к секуляризации – отчуждению церковного имущества.

В целом становление научного мировоззрения (начиная с VII в. до н. э.) отражало переход человечества от приспособления к окружающему миру к установлению разумного контроля над его стихиями. Начиная с конца XVII – начала XVIII вв. научное мировоззрение стало преобладать сначала в идейной, а затем и в практической сфере человеческой жизни.

Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, или же, в более широком смысле, чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей человеку опору и достойной поклонения. Если мифология очеловечивает мир, упорядочивает социальную практику, поддерживает жизненные начала культуры, то религия выводит человека за рамки реальности. В этом состоит их главное отличие.

Само же слово «религия» может относиться не только к вере в Бога или в богов – в невидимых запредельных существ разного уровня могущества – но и к любой безусловной вере, напр. в науку (в этом значении понятие «религия» употреблял академик Вернадский).

Парадоксально, но оказывается, что вера в Бога как в абсолютное существо, находящееся за границами самостоятельного рационального познания людей, более основательна, чем вера в конечную человеческую науку, с позиций самой же науки. Если представить себе картину мира как круг, граница которого – граница познанного, то наука объясняет непознанное исходя из объективно познанного, а религия объясняет познанное исходя из объективно непознанного.

Массив непознанного людьми бесконечен, а познанного – конечен. Границу круга познанного с непознанным составляют неразрешенные и даже иногда неразрешимые с точки зрения науки сомнения. Причем чем шире область познанного, тем больше его граница с непознанным. И упомянутые неразрешимые сомнения берется разрешить религия. В отличие от научного знания, основные принципы которого это объективность знания, причинная обусловленность и системность, религия пытается дать мистическое знание о нашем мире, источник которого – сфера непознанного или же сфера принципиально непознаваемого для человека. Отвергать мистическое знание религия не может – для этого у нее нет фактологической основы, потому что у сферы непознанного человеком этой основы и не может быть. Пытаясь же отвергать религиозные откровения, наука косвенно признает возможность влияния иррациональной сферы на объективный мир. До конца XVII в. деятели науки стремились сосуществовать с религией, и, как правило, избегали открытой критики ее основных положений. Более того, представители религии активно вмешивались в обсуждение научных вопросов. Причем иногда они были правы (напр., в критике географических расчетов Колумба), а иногда не правы (напр., в осуждении гелиоцентрической системы Коперника). В эпоху Просвещения началась критика религиозных концепций, нашедшая поддержку со стороны государств, стремившихся к секуляризации – отчуждению церковного имущества.

В целом становление научного мировоззрения (начиная с VII в. до н. э.) отражало переход человечества от приспособления к окружающему миру к установлению разумного контроля над его стихиями. Начиная с конца XVII – начала XVIII вв. научное мировоззрение стало преобладать сначала в идейной, а затем и в практической сфере человеческой жизни.