Доходы и расходы населения
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51
С момента перехода к рыночной экономике стала меняться модель государственного регулирования качества жизни народа и домохозяйств. Постепенно начинает вырабатываться новая модель социальной защиты и помощи населению и домашним хозяйствам, выражающаяся в государственной политике помощи неимущим слоям населения, объединениям домашних хозяйств, формированиям малого и среднего, семейного дела. Соответственно, увеличиваются требования к правдивости данных, которые характеризуют доходы и потребление населения и домашних хозяйств как в общем по России, так и на уровне отдельных субъектов РФ.
Программа наблюдения бюджетов домашних хозяйств выступает как система балансового учета поступлений и расходования средств (денежных и натуральных) в домохозяйстве за календарный месяц и включает:
1) адресную часть, характеризующую административно-территориальный статус населенного пункта, период и время проведения наблюдения;
2) расходы домашнего хозяйства, не связанные с потреблением (налоги, сборы, погашение кредита, платежи, взносы, возврат ссуды или долга, расходы на покупку недвижимости, сбережения);
3) расходы домохозяйства на ведение личного подсобного хозяйства (затраты на покупку земельного участка, посадочных материалов и др.);
4) реестр домохозяйства (основная и дополнительная занятость, дотации и льготы);
5) затраты домохозяйства на ведение самостоятельной предпринимательской деятельности;
6) общие сведения о домашнем хозяйстве (число лиц, в том числе наличных, состав членов домашнего хозяйства, наличие и число детей, работающих и неработающих пенсионеров);
7) денежные доходы (оплата труда, доход от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, проценты и выигрыши по вкладам, дивиденды по ценным бумагам, поступления от страхования, от всех видов продаж, от родственников, алименты);
8) поступление и использование продуктов питания (куплено, потреблено и остатки продуктов питания в запасах у населения). Потребление делится на следующие группы продовольственных товаров: хлебопродукты, фрукты и ягоды, овощи, мясопродукты, молочные продукты, рыбопродукты, сахар и кондитерские изделия, яйца, масло растительное и другие жиры и прочие продукты (чай, кофе, соль и т. д.);
9) расходы на покупку непродовольственных товаров по следующим видам: одежда, обувь; ткани, теле– и радиоаппаратура; предметы для отдыха; домашние электроагрегаты; кухонная утварь; мебель; мыло и товары бытовой химии; парфюмерно-косметические товары; фармацевтические изделия; галантерея; табак, стройматериалы; транспортные средства; топливо и др.; 10)денежные расходы на оплату услуг: бытовые, культурно-просветительные, плата за обучение, услуги транспорта и связи, другие услуги (здравоохранения, юридические и пр.)[43]
Реальные располагаемые денежные доходы населения России, по сообщению Росстата, выросли в марте 2007 г. на 12,6% по сравнению с мартом 2006 г.
Также можно проследить динамику доходов населения РФ с 2001 по 2005 гг. (см. табл. 5)
Социальная стратификация – центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых.
При рассмотрении предмета социологии была обнаружена тесная связь трех фундаментальных понятий социологии – социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структура выражается через совокупность статусов и уподобили ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном – множество статусов и высок уровень организации разделения труда[44]
Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны друг с другом функционально. Заполняя пустые ячейки людьми, каждый статус превратился в большую социальную группу. Совокупность статусов дает нам новое понятие – социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны.
Однако известно, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство – это критерий, при помощи которого можно разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. Если прибегнуть к физической аналогии, то социальный состав – это беспорядочная совокупность железных опилок. Но вот положили магнит, и все они выстроились в четком порядке. Стратификация – это определенным образом «ориентированный» состав населения.
Возникает вопрос: что же формирует большие социальные группы? Оказывается, разделение мнений в обществе о значении и роли каждого статуса или группы. Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Таким образом, высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Получается четыре главных измерения стратификации – доход, власть, образование, престиж. Других нет, потому что они включают в себя весь круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ (их как раз может быть много), а каналов доступа к ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских островах и т. п. – социальные блага, которые всегда в дефиците (т. е. высокочтимы и недоступны большинству) и приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые, в свою очередь, достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам.
Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т. е. социальных благ. А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу[45]
В социальной структуре современной России можно выделить шесть слоев:
1) верхний слой – экономическая, политическая и силовая элита;
2) верхний средний слой – средние и крупные предприниматели;
3) средний слой – мелкие предприниматели, менеджеры производственной сферы, высшая интеллигенция, рабочая элита, кадровые военные;
4) базовый слой – массовая интеллигенция, основная часть рабочего класса, крестьяне, работники торговли и сервиса;
5) нижний слой – неквалифицированные рабочие, длительно безработные, одинокие пенсионеры;
6) «социальное дно» – бездомные, освобожденные из мест заключения и т. д.[46]Вместе с тем следует сделать ряд существенных уточнений, связанных с процессами изменения системы стратификации в процессе реформ:
1) множество общественных образований носит взаимный характер, и переход из группы в группу имеет нечеткие, расплывчатые границы;
2) отсутствует внутреннее единство вновь возникающих социальных групп;
3) возникает тотальная маргинализация практически всех социальных групп;
4) появление нового российского государства не обеспечивает безопасность граждан и не облегчает их экономическое положение. В свою очередь, эти дисфункции государства деформируют социальную структуру общества, придают ей криминальный характер;
5) криминальный характер классообразования порождает растущую имущественную поляризацию общества;
6) современный уровень доходов не может стимулировать трудовую и деловую активность основной массы экономически активного населения;
7) в России сохраняется слой населения, который можно назвать потенциальным ресурсом среднего класса. Сегодня около 15% занятых в народном хозяйстве могут быть отнесены к этому слою, но его созревание до «критической массы» потребует немало времени. Пока в России социально-экономические приоритеты, характерные для «классического» среднего класса, можно наблюдать лишь в верхних слоях социальной иерархии.
Существенная трансформация структуры российского общества, для которой необходимо преобразование институтов собственности и власти, – длительный процесс. Тем временем стратификация общества будет и дальше терять жесткость и однозначность, приобретая форму размытой системы, в которой переплетаются слоевая и классовая структуры.
Безусловно, гарантом процесса обновления России должно стать формирование гражданского общества[47]
Институтом общественного проектирования совместно с компанией «РОМИР-Мониторинг» к началу 2005 г. было осуществлено обширное социологическое исследование «Стратификация российского общества». Производился опрос анкетой из 200 вопросов более 15 тыс. человек в 408 населенных пунктах. В выборке оказалось 2800 представителей мегаполисов, 1400 жителей городов с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей, 2950 жителей средних городов, 2900 жителей малых городов и 5100 жителей поселков городского типа и деревень. На данной основе достаточно хорошо смоделирована социальная стратификация российского населения, отражающая, в частности, реальные доходы жителей страны:
1) менеджеры – 7,2%. К ним относится первая подгруппа – 1,8% – топ-менеджеры, владельцы собственных небольших предприятий и высококвалифицированные специалисты (68% – мужчины, 32% – женщины), которые работают в основном в частном секторе (69%), преимущественно в компаниях численностью до 500 человек. Заявленный доход – 25 тыс. руб. в месяц, доход семьи – 35 тыс. руб. 90% в подгруппе имеют сотовый телефон, 70% – компьютер, 60% – автомобиль. В данной подгруппе 90% к предпринимателям относятся хорошо, 88% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.
Вторая подгруппа – 5,4% – менеджеры среднего звена управления и работники интеллектуального труда высокой и средней квалификации (по 50% мужчин и женщин), которые работают 50 на 50% в частном и госсекторе. 80% – в организациях численностью до 500 человек, 60% – в организациях численностью до 100 человек. Заявленный доход – 8 тыс. руб. в месяц, доход семьи – 14 тыс. руб. 71% в подгруппе имеют сотовый телефон, 44% – компьютер, 32% – автомобиль. 86% в подгруппе к предпринимателям относятся хорошо, 70% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики;
2) интеллигенция и служащие – 15%. К ним относится подгруппа – 10% – педагоги, врачи, служащие, которые работают в государственном либо в частном секторе хозяйства. 70% – женщины. Заявленный доход – 5600 руб. в месяц, доход семьи – 12 тыс. руб. 59% в подгруппе имеют сотовый телефон, 32% – компьютер, 23% – автомобиль. В данной подгруппе 89% к предпринимателям относятся хорошо, 68% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.
Вторая подгруппа – 5% – медсестры, санитарки, учителя начальных классов, воспитатели, нянечки детских садов. 75% подгруппы работают в государственном (муниципальном) секторе, 82% – женщины. Заявленный доход – 2100 руб., доход семьи – 6500 руб. 31% в подгруппе имеют стиральную машину, 20% – компьютер, 16% – автомобиль. В данной подгруппе 89% к предпринимателям относятся хорошо, 62% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики;
3) квалифицированные рабочие – 19%. К ним относится первая подгруппа – 2,7% населения, на 90% состоит из мужчин, которые занимаются высококвалифицированным физическим трудом, переходящим в интеллектуальный (например, оператор высокотехнологичного оборудования на производстве). 70% работают в частном секторе экономики. Заявленный доход – 15 тыс. руб. в месяц. 74% в подгруппе имеют сотовый телефон, 32% – компьютер, 34% – автомобиль. В данной подгруппе 94% к предпринимателям относятся хорошо, 81% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.
Вторая подгруппа – 5,5% – квалифицированные рабочие промышленности частного сектора. 80% – мужчины, 20% – женщины. Заявленный доход – 9 тыс. руб. в месяц, доход семьи – 15 тыс. руб. 54% в подгруппе имеют сотовый телефон, 22% – компьютер, 26% – автомобиль. В данной подгруппе 87% к предпринимателям относятся хорошо, 72% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.
Третья подгруппа – 10,8% – рабочие промышленности, занятые в госсекторе. Заявленный доход – 5600 руб. в месяц, доход семьи – 10 тыс. руб. 40% в подгруппе имеют стиральную машину, 20% – автомобиль. 86% в подгруппе к предпринимателям относятся хорошо, 68% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики;
4) неквалифицированные рабочие – 14,8%. К ним относится первая подгруппа – 10% населения. 62% – мужчины, 38% женщины. Их профессии – слесарь, токарь, грузчик, строитель, разнорабочий. 55% заняты в госсекторе, 45% – в частном секторе. Заявленный доход – 3500 руб. в месяц, доход семьи – 6500 руб. 26% в подгруппе имеют стиральную машину, 12% – автомобиль. В данной подгруппе 81% к предпринимателям относятся хорошо, 62% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики. Вторая подгруппа – 4,8%. На 60% состоит из женщин, большинство проживают в сельской местности. 60% в подгруппе работают в госсекторе, например в здравоохранении (санитарки, медсестры и др.), среди них же – неквалифицированные сельские работники. Заявленный доход – 1500 руб. в месяц, доход семьи – 4700 руб. 10% в подгруппе говорят о том, что им не хватает денег на еду 18% имеют стиральную машину. В данной подгруппе 48% полагают, что переход к рынку был необходим, 54% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рынка;
5) безработные и временно работающие – 10% трудоспособной части российского общества – это нищие с личным доходом 800 руб. в месяц. В данной группе 65% – женщины. Образование группы низкое – 43% имеют общее среднее образование, 9% – ниже среднего, происходят из малообразованных семей – 40% родителей нынешних безработных имели неполное среднее образование. 42% – сельчане, лишь 10% – жители городов-миллионников. В 40% нищих семей работает 1 человек. 18% группы говорят о том, что им не хватает денег на еду 41% – не хватает денег на одежду. У 19% семей есть стиральная машина. 80% нищих хорошо относятся к предпринимателям вообще, 60% хорошо относятся к крупным предпринимателям, 55% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики;
6) пенсионеры – 31% – наибольший социальный слой россиян, более чем в 3 раза лучше обеспечен, чем 10% российских нищих. В этой группе – 65% женщин. Более 1/3 имеют образование ниже среднего, лишь 9% – высшее образование. Средний личный доход пенсионера – 2300 руб. в месяц. 17% в подгруппе имеют сотовый телефон, 17% – стиральную машину, 6% – автомобиль, 5% – компьютер, обеспеченность жильем – 24 кв. м на человека. В данной подгруппе 62% к предпринимателям относятся хорошо, 40% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики, 45% полагают – не приспособились. 42% полагают, что переход к рынку был не нужен, 34% – нужен[48]
Из этого всего следует вывод, что к бедным относится до 15% населения (5% – женщины: служащие, воспитатели, медсестры; 10% – мужчины: неквалифицированные рабочие госсектора) с ежемесячным доходом порядка 3000 руб.; нищим является 14,5% населения (4,8% – женщины, работающие в здравоохранении на селе; 9,7% – безработные, преимущественно женщины) с ежемесячным доходом порядка 1030 руб. Совершенно отдельный слой – пенсионеры – 31% населения. Их финансовое положение – ежемесячный доход около 2300 руб. – как правило, одинаковое у всех.
По любому домашнему хозяйству рассчитывается уровень среднедушевого денежного дохода на душу населения, который равен отношению денежного дохода домашнего хозяйства к числу проживающих членов семьи.
Для исследования дифференциации производится распределение населения по уровню среднедушевого денежного дохода, по уровню среднедушевого денежного расхода, валового дохода и располагаемых ресурсов. По показателю среднедушевого дохода в российской статистике выделяются интервалы, кратные 200 и 400 руб., а в статистике зарубежных стран шкала доходов основывается на интервалах, кратных среднедушевому показателю (у): 0,5у; у; 2у; 3у и т. д. Моделирование данного распределения дает возможность распространить результаты выборочного обследования на все население России или отдельных субъектов РФ.
Распределение населения по величине среднедушевых доходов исчисляется в процентах. Доходы берут до 1000 руб. и более 1000 руб. (см. табл. 6)
С момента перехода к рыночной экономике стала меняться модель государственного регулирования качества жизни народа и домохозяйств. Постепенно начинает вырабатываться новая модель социальной защиты и помощи населению и домашним хозяйствам, выражающаяся в государственной политике помощи неимущим слоям населения, объединениям домашних хозяйств, формированиям малого и среднего, семейного дела. Соответственно, увеличиваются требования к правдивости данных, которые характеризуют доходы и потребление населения и домашних хозяйств как в общем по России, так и на уровне отдельных субъектов РФ.
Программа наблюдения бюджетов домашних хозяйств выступает как система балансового учета поступлений и расходования средств (денежных и натуральных) в домохозяйстве за календарный месяц и включает:
1) адресную часть, характеризующую административно-территориальный статус населенного пункта, период и время проведения наблюдения;
2) расходы домашнего хозяйства, не связанные с потреблением (налоги, сборы, погашение кредита, платежи, взносы, возврат ссуды или долга, расходы на покупку недвижимости, сбережения);
3) расходы домохозяйства на ведение личного подсобного хозяйства (затраты на покупку земельного участка, посадочных материалов и др.);
4) реестр домохозяйства (основная и дополнительная занятость, дотации и льготы);
5) затраты домохозяйства на ведение самостоятельной предпринимательской деятельности;
6) общие сведения о домашнем хозяйстве (число лиц, в том числе наличных, состав членов домашнего хозяйства, наличие и число детей, работающих и неработающих пенсионеров);
7) денежные доходы (оплата труда, доход от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, проценты и выигрыши по вкладам, дивиденды по ценным бумагам, поступления от страхования, от всех видов продаж, от родственников, алименты);
8) поступление и использование продуктов питания (куплено, потреблено и остатки продуктов питания в запасах у населения). Потребление делится на следующие группы продовольственных товаров: хлебопродукты, фрукты и ягоды, овощи, мясопродукты, молочные продукты, рыбопродукты, сахар и кондитерские изделия, яйца, масло растительное и другие жиры и прочие продукты (чай, кофе, соль и т. д.);
9) расходы на покупку непродовольственных товаров по следующим видам: одежда, обувь; ткани, теле– и радиоаппаратура; предметы для отдыха; домашние электроагрегаты; кухонная утварь; мебель; мыло и товары бытовой химии; парфюмерно-косметические товары; фармацевтические изделия; галантерея; табак, стройматериалы; транспортные средства; топливо и др.; 10)денежные расходы на оплату услуг: бытовые, культурно-просветительные, плата за обучение, услуги транспорта и связи, другие услуги (здравоохранения, юридические и пр.)[43]
Реальные располагаемые денежные доходы населения России, по сообщению Росстата, выросли в марте 2007 г. на 12,6% по сравнению с мартом 2006 г.
Также можно проследить динамику доходов населения РФ с 2001 по 2005 гг. (см. табл. 5)
Социальная стратификация – центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых.
При рассмотрении предмета социологии была обнаружена тесная связь трех фундаментальных понятий социологии – социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структура выражается через совокупность статусов и уподобили ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном – множество статусов и высок уровень организации разделения труда[44]
Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны друг с другом функционально. Заполняя пустые ячейки людьми, каждый статус превратился в большую социальную группу. Совокупность статусов дает нам новое понятие – социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны.
Однако известно, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство – это критерий, при помощи которого можно разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. Если прибегнуть к физической аналогии, то социальный состав – это беспорядочная совокупность железных опилок. Но вот положили магнит, и все они выстроились в четком порядке. Стратификация – это определенным образом «ориентированный» состав населения.
Возникает вопрос: что же формирует большие социальные группы? Оказывается, разделение мнений в обществе о значении и роли каждого статуса или группы. Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Таким образом, высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Получается четыре главных измерения стратификации – доход, власть, образование, престиж. Других нет, потому что они включают в себя весь круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ (их как раз может быть много), а каналов доступа к ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских островах и т. п. – социальные блага, которые всегда в дефиците (т. е. высокочтимы и недоступны большинству) и приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые, в свою очередь, достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам.
Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т. е. социальных благ. А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу[45]
В социальной структуре современной России можно выделить шесть слоев:
1) верхний слой – экономическая, политическая и силовая элита;
2) верхний средний слой – средние и крупные предприниматели;
3) средний слой – мелкие предприниматели, менеджеры производственной сферы, высшая интеллигенция, рабочая элита, кадровые военные;
4) базовый слой – массовая интеллигенция, основная часть рабочего класса, крестьяне, работники торговли и сервиса;
5) нижний слой – неквалифицированные рабочие, длительно безработные, одинокие пенсионеры;
6) «социальное дно» – бездомные, освобожденные из мест заключения и т. д.[46]Вместе с тем следует сделать ряд существенных уточнений, связанных с процессами изменения системы стратификации в процессе реформ:
1) множество общественных образований носит взаимный характер, и переход из группы в группу имеет нечеткие, расплывчатые границы;
2) отсутствует внутреннее единство вновь возникающих социальных групп;
3) возникает тотальная маргинализация практически всех социальных групп;
4) появление нового российского государства не обеспечивает безопасность граждан и не облегчает их экономическое положение. В свою очередь, эти дисфункции государства деформируют социальную структуру общества, придают ей криминальный характер;
5) криминальный характер классообразования порождает растущую имущественную поляризацию общества;
6) современный уровень доходов не может стимулировать трудовую и деловую активность основной массы экономически активного населения;
7) в России сохраняется слой населения, который можно назвать потенциальным ресурсом среднего класса. Сегодня около 15% занятых в народном хозяйстве могут быть отнесены к этому слою, но его созревание до «критической массы» потребует немало времени. Пока в России социально-экономические приоритеты, характерные для «классического» среднего класса, можно наблюдать лишь в верхних слоях социальной иерархии.
Существенная трансформация структуры российского общества, для которой необходимо преобразование институтов собственности и власти, – длительный процесс. Тем временем стратификация общества будет и дальше терять жесткость и однозначность, приобретая форму размытой системы, в которой переплетаются слоевая и классовая структуры.
Безусловно, гарантом процесса обновления России должно стать формирование гражданского общества[47]
Институтом общественного проектирования совместно с компанией «РОМИР-Мониторинг» к началу 2005 г. было осуществлено обширное социологическое исследование «Стратификация российского общества». Производился опрос анкетой из 200 вопросов более 15 тыс. человек в 408 населенных пунктах. В выборке оказалось 2800 представителей мегаполисов, 1400 жителей городов с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей, 2950 жителей средних городов, 2900 жителей малых городов и 5100 жителей поселков городского типа и деревень. На данной основе достаточно хорошо смоделирована социальная стратификация российского населения, отражающая, в частности, реальные доходы жителей страны:
1) менеджеры – 7,2%. К ним относится первая подгруппа – 1,8% – топ-менеджеры, владельцы собственных небольших предприятий и высококвалифицированные специалисты (68% – мужчины, 32% – женщины), которые работают в основном в частном секторе (69%), преимущественно в компаниях численностью до 500 человек. Заявленный доход – 25 тыс. руб. в месяц, доход семьи – 35 тыс. руб. 90% в подгруппе имеют сотовый телефон, 70% – компьютер, 60% – автомобиль. В данной подгруппе 90% к предпринимателям относятся хорошо, 88% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.
Вторая подгруппа – 5,4% – менеджеры среднего звена управления и работники интеллектуального труда высокой и средней квалификации (по 50% мужчин и женщин), которые работают 50 на 50% в частном и госсекторе. 80% – в организациях численностью до 500 человек, 60% – в организациях численностью до 100 человек. Заявленный доход – 8 тыс. руб. в месяц, доход семьи – 14 тыс. руб. 71% в подгруппе имеют сотовый телефон, 44% – компьютер, 32% – автомобиль. 86% в подгруппе к предпринимателям относятся хорошо, 70% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики;
2) интеллигенция и служащие – 15%. К ним относится подгруппа – 10% – педагоги, врачи, служащие, которые работают в государственном либо в частном секторе хозяйства. 70% – женщины. Заявленный доход – 5600 руб. в месяц, доход семьи – 12 тыс. руб. 59% в подгруппе имеют сотовый телефон, 32% – компьютер, 23% – автомобиль. В данной подгруппе 89% к предпринимателям относятся хорошо, 68% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.
Вторая подгруппа – 5% – медсестры, санитарки, учителя начальных классов, воспитатели, нянечки детских садов. 75% подгруппы работают в государственном (муниципальном) секторе, 82% – женщины. Заявленный доход – 2100 руб., доход семьи – 6500 руб. 31% в подгруппе имеют стиральную машину, 20% – компьютер, 16% – автомобиль. В данной подгруппе 89% к предпринимателям относятся хорошо, 62% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики;
3) квалифицированные рабочие – 19%. К ним относится первая подгруппа – 2,7% населения, на 90% состоит из мужчин, которые занимаются высококвалифицированным физическим трудом, переходящим в интеллектуальный (например, оператор высокотехнологичного оборудования на производстве). 70% работают в частном секторе экономики. Заявленный доход – 15 тыс. руб. в месяц. 74% в подгруппе имеют сотовый телефон, 32% – компьютер, 34% – автомобиль. В данной подгруппе 94% к предпринимателям относятся хорошо, 81% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.
Вторая подгруппа – 5,5% – квалифицированные рабочие промышленности частного сектора. 80% – мужчины, 20% – женщины. Заявленный доход – 9 тыс. руб. в месяц, доход семьи – 15 тыс. руб. 54% в подгруппе имеют сотовый телефон, 22% – компьютер, 26% – автомобиль. В данной подгруппе 87% к предпринимателям относятся хорошо, 72% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.
Третья подгруппа – 10,8% – рабочие промышленности, занятые в госсекторе. Заявленный доход – 5600 руб. в месяц, доход семьи – 10 тыс. руб. 40% в подгруппе имеют стиральную машину, 20% – автомобиль. 86% в подгруппе к предпринимателям относятся хорошо, 68% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики;
4) неквалифицированные рабочие – 14,8%. К ним относится первая подгруппа – 10% населения. 62% – мужчины, 38% женщины. Их профессии – слесарь, токарь, грузчик, строитель, разнорабочий. 55% заняты в госсекторе, 45% – в частном секторе. Заявленный доход – 3500 руб. в месяц, доход семьи – 6500 руб. 26% в подгруппе имеют стиральную машину, 12% – автомобиль. В данной подгруппе 81% к предпринимателям относятся хорошо, 62% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики. Вторая подгруппа – 4,8%. На 60% состоит из женщин, большинство проживают в сельской местности. 60% в подгруппе работают в госсекторе, например в здравоохранении (санитарки, медсестры и др.), среди них же – неквалифицированные сельские работники. Заявленный доход – 1500 руб. в месяц, доход семьи – 4700 руб. 10% в подгруппе говорят о том, что им не хватает денег на еду 18% имеют стиральную машину. В данной подгруппе 48% полагают, что переход к рынку был необходим, 54% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рынка;
5) безработные и временно работающие – 10% трудоспособной части российского общества – это нищие с личным доходом 800 руб. в месяц. В данной группе 65% – женщины. Образование группы низкое – 43% имеют общее среднее образование, 9% – ниже среднего, происходят из малообразованных семей – 40% родителей нынешних безработных имели неполное среднее образование. 42% – сельчане, лишь 10% – жители городов-миллионников. В 40% нищих семей работает 1 человек. 18% группы говорят о том, что им не хватает денег на еду 41% – не хватает денег на одежду. У 19% семей есть стиральная машина. 80% нищих хорошо относятся к предпринимателям вообще, 60% хорошо относятся к крупным предпринимателям, 55% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики;
6) пенсионеры – 31% – наибольший социальный слой россиян, более чем в 3 раза лучше обеспечен, чем 10% российских нищих. В этой группе – 65% женщин. Более 1/3 имеют образование ниже среднего, лишь 9% – высшее образование. Средний личный доход пенсионера – 2300 руб. в месяц. 17% в подгруппе имеют сотовый телефон, 17% – стиральную машину, 6% – автомобиль, 5% – компьютер, обеспеченность жильем – 24 кв. м на человека. В данной подгруппе 62% к предпринимателям относятся хорошо, 40% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики, 45% полагают – не приспособились. 42% полагают, что переход к рынку был не нужен, 34% – нужен[48]
Из этого всего следует вывод, что к бедным относится до 15% населения (5% – женщины: служащие, воспитатели, медсестры; 10% – мужчины: неквалифицированные рабочие госсектора) с ежемесячным доходом порядка 3000 руб.; нищим является 14,5% населения (4,8% – женщины, работающие в здравоохранении на селе; 9,7% – безработные, преимущественно женщины) с ежемесячным доходом порядка 1030 руб. Совершенно отдельный слой – пенсионеры – 31% населения. Их финансовое положение – ежемесячный доход около 2300 руб. – как правило, одинаковое у всех.
По любому домашнему хозяйству рассчитывается уровень среднедушевого денежного дохода на душу населения, который равен отношению денежного дохода домашнего хозяйства к числу проживающих членов семьи.
Для исследования дифференциации производится распределение населения по уровню среднедушевого денежного дохода, по уровню среднедушевого денежного расхода, валового дохода и располагаемых ресурсов. По показателю среднедушевого дохода в российской статистике выделяются интервалы, кратные 200 и 400 руб., а в статистике зарубежных стран шкала доходов основывается на интервалах, кратных среднедушевому показателю (у): 0,5у; у; 2у; 3у и т. д. Моделирование данного распределения дает возможность распространить результаты выборочного обследования на все население России или отдельных субъектов РФ.
Распределение населения по величине среднедушевых доходов исчисляется в процентах. Доходы берут до 1000 руб. и более 1000 руб. (см. табл. 6)