Уровень образования населения

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 

В настоящее время возрастает необходимость в специалистах, которые обладают широким спектром профессиональных компетенций.

Следовательно, совершенствование системы образования должно содействовать решению главной задачи по предоставлению непрерывного формирования профессионального уровня гражданина, который отвечает современным требованиям общества.

Изучая систему образования России и ряда зарубежных стран, можно сделать такой вывод:

1) необходимо пересмотреть границы и формы государственного влияния;

2) надо расширить организационно-экономическую автономность в системе образования;

3) приблизить систему профессионального образования к потребностям экономики государства и отдельного региона в кадрах.

Несомненно, что в системе образования государству поручены достаточно специфические функции, которые не могут выполнять другие субъекты. Как в России, так и за рубежом государство определяет или рекомендует перечни специальностей, в рамках которых формируются так называемые образовательные товары и создаются базовые черты их ассортимента[66]. Государство осуществляет аттестацию и государственную аккредитацию производителей образовательных товаров, способствует созданию государственной системы аттестационно-диагностических центров, тем самым выступая гарантом качества образовательных товаров, их соответствия уровню национальных образовательных стандартов.

Государственное регулирование системы образования рассчитывает также на обеспечение данными производителей образовательных товаров. Наравне с другими субъектами государственные органы основывают информационно-консультационную базу функционирования рынка образования за установленные периоды времени. Помимо этого, государство выступает инвестором в процессе формирования и развития системы образования, а также предоставляет гарантии другим субъектам долгосрочных инвестиций.

Рост численности частных производителей накладывает на государство обязательство защищать потребителей образовательных товаров, т. е. государство обязано поддерживать политику аккредитации производителей образовательных товаров и сертификации образовательных программ. Бесспорно, системы национальной сертификации уменьшают неясность для будущих потребителей, а также для работодателей относительно уровня компетентности работников, содействуют развитию профессиональной мобильности граждан, а также препятствуют появлению образовательных товаров низкого качества. Наряду с этим очень существенно, когда государство не является монополистом сертификации и аккредитации производителей образовательных товаров. Для данных целей рационально привлекать негосударственные структуры. Так, например, происходит в Великобритании и Германии.

Таким образом, в районах, где государство преимущественно не представляет собой единоличного поставщика образовательных товаров, оно обязано оставлять за собой право определения и сохранения национальных эталонов образовательных товаров, а также предоставления равнодоступности данных товаров для народонаселения конкретно образованием надлежащей нормативно-правовой базы.

В то же время организация нормативно-правовой базы должна вестись по двум направлениям:

1) разработка и проведение поправок и дополнений к действующим документам;

2) разработка и проведение новых документов различного уровня.

Соответственно выделяется два наиболее важных принципиальных подхода, с учетом которых должна строиться нормативно-правовая база, которая обслуживает систему образования:

1) необходима разработка основ государственной политики РФ в области постоянного профессионального образования, когда должны быть четко разграничены функции центра и регионов. Сейчас в нашей стране отсутствует единая система непрерывного образования, согласно проведенным исследованиям, это приводит к дисбалансу уровней образования и, как следствие, к снижению его качества в целом;

2) существенным условием развития нормативно-правовой базы является разработка надлежащих документов по регламентации прав и обязанностей финансового обеспечения учебных заведений различных уровней, их взаимодействие друг с другом, а также с рынком труда и предприятиями, контроль и управление этой сферой[67].

На сегодняшний день в нашей стране большинству учебных заведений дано право предоставлять образовательные услуги на платной основе. Это привело к повышению их внебюджетных доходов. Следовательно, если в 1999 г. внебюджетные доходы образовательных учреждений в системе Минобразования России составляли 11,5 млрд руб.,то в 2005 г. общая сумма внебюджетных поступлений составила уже около 45 млрд руб[68]

Согласно Бюджетному кодексу РФ все средства, заработанные учебным заведением, считаются доходом государства и подлежат перечислению в бюджет.

Правомерно основываясь на опыте организационно-экономической автономности в образовании, который накоплен как в России, так и за рубежом, можно предложить в качестве приоритетных направлений совершенствования системы образования следующие меры:

1) создание условий для нормализации бюджетного финансирования образовательных учреждений;

2) упорядочение отношений собственности в системе образования;

3) стимулирование и создание благоприятных условий, способствующих развитию договорных отношений между учебными заведениями и организациями различных организационно-правовых форм собственности, направленных на расширение подготовки рабочих и специалистов по заказам юридических лиц с оплатой ими стоимости обучения;

4) совершенствование механизма взаимодействия федеральных и региональных органов управления образованием, а также отраслевых органов управления на основе взаимосвязанных программ развития профессионального образования;

5) мониторинг развития системы образования;

6) расширение прав учебных заведений по распоряжению финансовыми ресурсами;

7) прозрачность и доступность для общественно-государственного контроля всей финансовой деятельности образовательной ориентации, включая разработку единых форм отчетности и ежегодную публикацию финансовых отчетов[69].

Одобрение данных подходов не только распространит убеждения организационно-экономической свободы на все учебные заведения страны, но и ликвидирует противоречия между «бюджетностью» и хозяйственной самостоятельностью учебных заведений. Помимо этого, данный механизм будет содействовать стабилизации экономического положения образовательных учреждений за счет упорядочения привлеченных средств в систему образования.

Наряду с этим вопрос расширения организационно-экономической автономности системы образования будет открытым в нашей стране, если оставить без изменения совокупность профессиональных учебных заведений, которые производят образовательные товары.

Имеющаяся в настоящее время система обучения рабочих и специалистов в однопрофильных профессионально-технических училищах, техникумах, лицеях, колледжах и вузах не отвечает идее непрерывности, по своей сущности является дискретной, самозамкнутой. Не согласованы соответствующим образом содержание, формы и методы обучения, не сформирован качественный переход от одной образовательной ступени к другой. Имеется дублирование учебного материала, слабо стимулируется на каждой ступени рост уровня образования молодежи, что в конечном итоге отрицательно сказывается на качестве подготовки рабочих и специалистов, замедляет процесс их дальнейшего роста[70]

Для устранения данных препятствий разумно перейти к созданию учебных заведений непрерывного образования. В базу их функционирования нужно положить интеграцию всевозможных уровней профессионального образования, которые будут содействовать устранению диспропорции между структурой подготовки рабочих и специалистов и их спросом на рынке труда. В то же время основным принципом становится развитие многообразия (вариативности) образовательных программ в пределах структурных подразделений образовательных учреждений. В результате чего они образуются в многоплановые совокупности, которые снабжают постоянным образованием с максимальной мобилизацией ресурсов.

Наряду с этим деятельность учебных заведений непрерывного образования обязана формироваться согласно государственным стандартам соответствующего уровня образования.

Следовательно, собранный опыт за рубежом и обычаи, сформировавшиеся в российской системе образования, в комплексе с запросами общества к профессиональному уровню граждан говорят о надобности выбрать начальными положениями для улучшения образовательной системы в целом:

1) осуществление государственного регулирования системы образования исходя из принципов эффективности и экономической справедливости;

2) повышение заинтересованности государственных и региональных органов власти в развитии системы образования;

3) стимулирование производственной инфраструктуры к вложению средств в систему образования;

4) обеспечение организационно-экономической автономности в системе образования;

5) сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования деятельности учебного заведения, комплексно отражающего его целевую направленность;

6) обеспечение баланса между различными уровнями образования в соответствии с потребностями граждан и экономическим развитием отдельного региона;

7) развитие новых организационных форм предоставления образовательных услуг, основанных на принципах непрерывности[71]

Помимо этого, существенно устранить имеющуюся раздробленность в организации работы по обучению рабочих и специалистов. В настоящее время существует мнение о необходимости объединения усилий разнообразных заинтересованных структур в этой сфере деятельности, что даст возможность мобилизовать денежные средства (федерации, регионов, предприятий государственного и негосударственного секторов, различных ассоциаций), технические обучающие сферы, квалифицированных педагогов.

На базе материалов переписи создается два вида обобщающих показателей. К первому виду относятся показатели состояния, характеризующие удельный вес населения, который имеет определенный уровень образования, и продолжительность обучения. Наиболее популярными показателями здесь являются:

1) процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше;

2) уровень грамотности среди взрослых;

3) число лиц, которые имеют высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 15 лет и старше (или на 1000 занятого населения);

4) число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше;

5) средний уровень образования в годах обучения; при этом наличие начального образования приравнивается к 4 годам, высшего – к 15[72]

Совокупные показатели второго вида состоят из характеристик процесса, обусловливающихся отношением количества контингента, который обучается на этой стадии, к количеству населения определенного возраста. Подобные показатели могут быть определены на валовой (в числителе отображают количество обучающихся без учета возраста, в том числе второгодники) и на чистой (в числителе – количество обучающихся в возрастном промежутке, отвечающем этой стадии обучения) базах.

Наиболее применяемые из этих показателей включают:

1) брутто-коэффициент набора в целом и по ступеням обучения – долю детей соответствующего возраста, зачисленных (поступивших) на различные ступени обучения;

2) охват (общий и частные, валовой и чистый) – отношение учащихся определенной ступени обучения к численности населения в возрастной группе, соответствующей данной ступени образования;

3) долю учеников данной ступени, полностью закончивших обучение, относительно численности учащихся этой ступени образования. Например, долю детей-учеников начальной школы, которые закончили 3-й класс, относительно численности учащихся начальной школы. Для определения доступности к компьютерной сети Интернет рассчитывается показатель численности пользователей (Internet users) согласно данным о подписчиках[73]

Разберем методики изучения обобщающих показателей уровня образования и охвата молодежи образованием. Данные переписей населения дают возможность разобрать структуру, динамику и дифференциацию уровней образования городского и сельского населения, мужчин и женщин, занятого и незанятого населения.

Тесная связь уровня образования с возрастной структурой населения требует определенного применения перечисленных показателей при изучении динамики, а также при межрегиональных сопоставлениях. Рост в структуре населения числа лиц в возрасте 25-45 лет, которые имеют высокий уровень образования, оказывает воздействие на совокупный показатель. Напротив, возрастание числа молодежи в возрасте 15-20 лет, которая не имеет пока еще высшего образования, дает замедление изменениям совокупного показателя. Учет выводов достигается сопоставлением уровня образования по однородным социально-демографическим группам. Сопоставляемость обобщающих показателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования по группам на стандартную возрастную структуру населения:

Допустимо два варианта сравнительного анализа. Первый содержится в стандартизации половозрастных показателей образования на единую (стандартную) возрастную структуру населения. Второй заключается в разложении обобщающего показателя уровня образования на индексы переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.

Развитие глобальной сети Интернет и сопровождающих технологий достигло такого уровня, что большинство предприятий уже не могут обойтись без электронной почты, веб-рекламы и веб-представительства, общения в режиме онлайн.

Для успешной профессиональной карьеры нужно качественное образование. Для того чтобы получить дополнительное специальное или второе высшее образование, хочешь не хочешь, а приходится обращаться к платным курсам. На сегодняшний день широко распространено дистанционное обучение через глобальную сеть Интернет. К тому же обучающийся имеет возможность получать знания, находясь в любой точке земного шара. При этом просто достаточно иметь компьютер с выходом в Интернет. Следовательно, можно слушать и смотреть лекции, выполнять лабораторные и курсовые задания и, самое главное, даже сдавать экзамены.

Дистанционное обучение является полностью индивидуальным, нет фиксированных сроков поступления: когда слушателю удобно, тогда он и может начинать учиться. Все студенты согласно своим способностям, занятости изучают одинаковый для всех материал с разной скоростью и степенью понимания. Каждый обучающийся трудится с приемлемой для него скоростью, тратя столько времени, сколько ему нужно, для изучения материала. Время занятий также жестко не закреплено, можно заниматься днем, можно вечером, каждый день или раз в неделю. Все выбирают свой индивидуальный план, какие курсы они будут слушать. Вероятны ограничения только по срокам аттестации.

При дистанционном обучении удобно применять видеоконференции, когда неограниченное количество человек могут участвовать в общении одновременно. Несомненно, имеются определенные технические ограничения, но все равно количество потенциальных участников гораздо больше двух и эти ограничения с каждым годом уменьшаются, оборудование дешевеет. К тому же общение может совершаться не только посредством голосовой связи, но и с применением видео, мультимедиа и других современных технологий, обеспечивающихся глобальной сетью Интернет.

Максимальную роль играет режим видеоконференции «один со многими». Лектор или консультант одновременно проводит занятие с несколькими подключившимися слушателями. Предельно выигрышной будет интерактивная система, когда каждый слушатель может задать вопрос и в режиме онлайн получить на него ответ.[74]. Соответственно, если ответ направляется позднее через электронную почту или каким-либо другим видом связи «один на один», занятия будут менее эффективны.

В настоящее время возрастает необходимость в специалистах, которые обладают широким спектром профессиональных компетенций.

Следовательно, совершенствование системы образования должно содействовать решению главной задачи по предоставлению непрерывного формирования профессионального уровня гражданина, который отвечает современным требованиям общества.

Изучая систему образования России и ряда зарубежных стран, можно сделать такой вывод:

1) необходимо пересмотреть границы и формы государственного влияния;

2) надо расширить организационно-экономическую автономность в системе образования;

3) приблизить систему профессионального образования к потребностям экономики государства и отдельного региона в кадрах.

Несомненно, что в системе образования государству поручены достаточно специфические функции, которые не могут выполнять другие субъекты. Как в России, так и за рубежом государство определяет или рекомендует перечни специальностей, в рамках которых формируются так называемые образовательные товары и создаются базовые черты их ассортимента[66]. Государство осуществляет аттестацию и государственную аккредитацию производителей образовательных товаров, способствует созданию государственной системы аттестационно-диагностических центров, тем самым выступая гарантом качества образовательных товаров, их соответствия уровню национальных образовательных стандартов.

Государственное регулирование системы образования рассчитывает также на обеспечение данными производителей образовательных товаров. Наравне с другими субъектами государственные органы основывают информационно-консультационную базу функционирования рынка образования за установленные периоды времени. Помимо этого, государство выступает инвестором в процессе формирования и развития системы образования, а также предоставляет гарантии другим субъектам долгосрочных инвестиций.

Рост численности частных производителей накладывает на государство обязательство защищать потребителей образовательных товаров, т. е. государство обязано поддерживать политику аккредитации производителей образовательных товаров и сертификации образовательных программ. Бесспорно, системы национальной сертификации уменьшают неясность для будущих потребителей, а также для работодателей относительно уровня компетентности работников, содействуют развитию профессиональной мобильности граждан, а также препятствуют появлению образовательных товаров низкого качества. Наряду с этим очень существенно, когда государство не является монополистом сертификации и аккредитации производителей образовательных товаров. Для данных целей рационально привлекать негосударственные структуры. Так, например, происходит в Великобритании и Германии.

Таким образом, в районах, где государство преимущественно не представляет собой единоличного поставщика образовательных товаров, оно обязано оставлять за собой право определения и сохранения национальных эталонов образовательных товаров, а также предоставления равнодоступности данных товаров для народонаселения конкретно образованием надлежащей нормативно-правовой базы.

В то же время организация нормативно-правовой базы должна вестись по двум направлениям:

1) разработка и проведение поправок и дополнений к действующим документам;

2) разработка и проведение новых документов различного уровня.

Соответственно выделяется два наиболее важных принципиальных подхода, с учетом которых должна строиться нормативно-правовая база, которая обслуживает систему образования:

1) необходима разработка основ государственной политики РФ в области постоянного профессионального образования, когда должны быть четко разграничены функции центра и регионов. Сейчас в нашей стране отсутствует единая система непрерывного образования, согласно проведенным исследованиям, это приводит к дисбалансу уровней образования и, как следствие, к снижению его качества в целом;

2) существенным условием развития нормативно-правовой базы является разработка надлежащих документов по регламентации прав и обязанностей финансового обеспечения учебных заведений различных уровней, их взаимодействие друг с другом, а также с рынком труда и предприятиями, контроль и управление этой сферой[67].

На сегодняшний день в нашей стране большинству учебных заведений дано право предоставлять образовательные услуги на платной основе. Это привело к повышению их внебюджетных доходов. Следовательно, если в 1999 г. внебюджетные доходы образовательных учреждений в системе Минобразования России составляли 11,5 млрд руб.,то в 2005 г. общая сумма внебюджетных поступлений составила уже около 45 млрд руб[68]

Согласно Бюджетному кодексу РФ все средства, заработанные учебным заведением, считаются доходом государства и подлежат перечислению в бюджет.

Правомерно основываясь на опыте организационно-экономической автономности в образовании, который накоплен как в России, так и за рубежом, можно предложить в качестве приоритетных направлений совершенствования системы образования следующие меры:

1) создание условий для нормализации бюджетного финансирования образовательных учреждений;

2) упорядочение отношений собственности в системе образования;

3) стимулирование и создание благоприятных условий, способствующих развитию договорных отношений между учебными заведениями и организациями различных организационно-правовых форм собственности, направленных на расширение подготовки рабочих и специалистов по заказам юридических лиц с оплатой ими стоимости обучения;

4) совершенствование механизма взаимодействия федеральных и региональных органов управления образованием, а также отраслевых органов управления на основе взаимосвязанных программ развития профессионального образования;

5) мониторинг развития системы образования;

6) расширение прав учебных заведений по распоряжению финансовыми ресурсами;

7) прозрачность и доступность для общественно-государственного контроля всей финансовой деятельности образовательной ориентации, включая разработку единых форм отчетности и ежегодную публикацию финансовых отчетов[69].

Одобрение данных подходов не только распространит убеждения организационно-экономической свободы на все учебные заведения страны, но и ликвидирует противоречия между «бюджетностью» и хозяйственной самостоятельностью учебных заведений. Помимо этого, данный механизм будет содействовать стабилизации экономического положения образовательных учреждений за счет упорядочения привлеченных средств в систему образования.

Наряду с этим вопрос расширения организационно-экономической автономности системы образования будет открытым в нашей стране, если оставить без изменения совокупность профессиональных учебных заведений, которые производят образовательные товары.

Имеющаяся в настоящее время система обучения рабочих и специалистов в однопрофильных профессионально-технических училищах, техникумах, лицеях, колледжах и вузах не отвечает идее непрерывности, по своей сущности является дискретной, самозамкнутой. Не согласованы соответствующим образом содержание, формы и методы обучения, не сформирован качественный переход от одной образовательной ступени к другой. Имеется дублирование учебного материала, слабо стимулируется на каждой ступени рост уровня образования молодежи, что в конечном итоге отрицательно сказывается на качестве подготовки рабочих и специалистов, замедляет процесс их дальнейшего роста[70]

Для устранения данных препятствий разумно перейти к созданию учебных заведений непрерывного образования. В базу их функционирования нужно положить интеграцию всевозможных уровней профессионального образования, которые будут содействовать устранению диспропорции между структурой подготовки рабочих и специалистов и их спросом на рынке труда. В то же время основным принципом становится развитие многообразия (вариативности) образовательных программ в пределах структурных подразделений образовательных учреждений. В результате чего они образуются в многоплановые совокупности, которые снабжают постоянным образованием с максимальной мобилизацией ресурсов.

Наряду с этим деятельность учебных заведений непрерывного образования обязана формироваться согласно государственным стандартам соответствующего уровня образования.

Следовательно, собранный опыт за рубежом и обычаи, сформировавшиеся в российской системе образования, в комплексе с запросами общества к профессиональному уровню граждан говорят о надобности выбрать начальными положениями для улучшения образовательной системы в целом:

1) осуществление государственного регулирования системы образования исходя из принципов эффективности и экономической справедливости;

2) повышение заинтересованности государственных и региональных органов власти в развитии системы образования;

3) стимулирование производственной инфраструктуры к вложению средств в систему образования;

4) обеспечение организационно-экономической автономности в системе образования;

5) сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования деятельности учебного заведения, комплексно отражающего его целевую направленность;

6) обеспечение баланса между различными уровнями образования в соответствии с потребностями граждан и экономическим развитием отдельного региона;

7) развитие новых организационных форм предоставления образовательных услуг, основанных на принципах непрерывности[71]

Помимо этого, существенно устранить имеющуюся раздробленность в организации работы по обучению рабочих и специалистов. В настоящее время существует мнение о необходимости объединения усилий разнообразных заинтересованных структур в этой сфере деятельности, что даст возможность мобилизовать денежные средства (федерации, регионов, предприятий государственного и негосударственного секторов, различных ассоциаций), технические обучающие сферы, квалифицированных педагогов.

На базе материалов переписи создается два вида обобщающих показателей. К первому виду относятся показатели состояния, характеризующие удельный вес населения, который имеет определенный уровень образования, и продолжительность обучения. Наиболее популярными показателями здесь являются:

1) процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше;

2) уровень грамотности среди взрослых;

3) число лиц, которые имеют высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 15 лет и старше (или на 1000 занятого населения);

4) число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше;

5) средний уровень образования в годах обучения; при этом наличие начального образования приравнивается к 4 годам, высшего – к 15[72]

Совокупные показатели второго вида состоят из характеристик процесса, обусловливающихся отношением количества контингента, который обучается на этой стадии, к количеству населения определенного возраста. Подобные показатели могут быть определены на валовой (в числителе отображают количество обучающихся без учета возраста, в том числе второгодники) и на чистой (в числителе – количество обучающихся в возрастном промежутке, отвечающем этой стадии обучения) базах.

Наиболее применяемые из этих показателей включают:

1) брутто-коэффициент набора в целом и по ступеням обучения – долю детей соответствующего возраста, зачисленных (поступивших) на различные ступени обучения;

2) охват (общий и частные, валовой и чистый) – отношение учащихся определенной ступени обучения к численности населения в возрастной группе, соответствующей данной ступени образования;

3) долю учеников данной ступени, полностью закончивших обучение, относительно численности учащихся этой ступени образования. Например, долю детей-учеников начальной школы, которые закончили 3-й класс, относительно численности учащихся начальной школы. Для определения доступности к компьютерной сети Интернет рассчитывается показатель численности пользователей (Internet users) согласно данным о подписчиках[73]

Разберем методики изучения обобщающих показателей уровня образования и охвата молодежи образованием. Данные переписей населения дают возможность разобрать структуру, динамику и дифференциацию уровней образования городского и сельского населения, мужчин и женщин, занятого и незанятого населения.

Тесная связь уровня образования с возрастной структурой населения требует определенного применения перечисленных показателей при изучении динамики, а также при межрегиональных сопоставлениях. Рост в структуре населения числа лиц в возрасте 25-45 лет, которые имеют высокий уровень образования, оказывает воздействие на совокупный показатель. Напротив, возрастание числа молодежи в возрасте 15-20 лет, которая не имеет пока еще высшего образования, дает замедление изменениям совокупного показателя. Учет выводов достигается сопоставлением уровня образования по однородным социально-демографическим группам. Сопоставляемость обобщающих показателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования по группам на стандартную возрастную структуру населения:

Допустимо два варианта сравнительного анализа. Первый содержится в стандартизации половозрастных показателей образования на единую (стандартную) возрастную структуру населения. Второй заключается в разложении обобщающего показателя уровня образования на индексы переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.

Развитие глобальной сети Интернет и сопровождающих технологий достигло такого уровня, что большинство предприятий уже не могут обойтись без электронной почты, веб-рекламы и веб-представительства, общения в режиме онлайн.

Для успешной профессиональной карьеры нужно качественное образование. Для того чтобы получить дополнительное специальное или второе высшее образование, хочешь не хочешь, а приходится обращаться к платным курсам. На сегодняшний день широко распространено дистанционное обучение через глобальную сеть Интернет. К тому же обучающийся имеет возможность получать знания, находясь в любой точке земного шара. При этом просто достаточно иметь компьютер с выходом в Интернет. Следовательно, можно слушать и смотреть лекции, выполнять лабораторные и курсовые задания и, самое главное, даже сдавать экзамены.

Дистанционное обучение является полностью индивидуальным, нет фиксированных сроков поступления: когда слушателю удобно, тогда он и может начинать учиться. Все студенты согласно своим способностям, занятости изучают одинаковый для всех материал с разной скоростью и степенью понимания. Каждый обучающийся трудится с приемлемой для него скоростью, тратя столько времени, сколько ему нужно, для изучения материала. Время занятий также жестко не закреплено, можно заниматься днем, можно вечером, каждый день или раз в неделю. Все выбирают свой индивидуальный план, какие курсы они будут слушать. Вероятны ограничения только по срокам аттестации.

При дистанционном обучении удобно применять видеоконференции, когда неограниченное количество человек могут участвовать в общении одновременно. Несомненно, имеются определенные технические ограничения, но все равно количество потенциальных участников гораздо больше двух и эти ограничения с каждым годом уменьшаются, оборудование дешевеет. К тому же общение может совершаться не только посредством голосовой связи, но и с применением видео, мультимедиа и других современных технологий, обеспечивающихся глобальной сетью Интернет.

Максимальную роль играет режим видеоконференции «один со многими». Лектор или консультант одновременно проводит занятие с несколькими подключившимися слушателями. Предельно выигрышной будет интерактивная система, когда каждый слушатель может задать вопрос и в режиме онлайн получить на него ответ.[74]. Соответственно, если ответ направляется позднее через электронную почту или каким-либо другим видом связи «один на один», занятия будут менее эффективны.