Прожиточный минимум и потребительский бюджет

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 

Соотношение денежных доходов и расходов семьи, которое характеризует сформировавшийся уровень жизни разных групп населения, представляет все доходы по источникам образований и расходы по их направлению, а также источники и масштабы покупок продовольственных и непродовольственных товаров и услуг. Соответственно, потребительский бюджет является одним из наиболее значимых показателей статистики потребления населения и в целом уровня жизни.

Потребительский бюджет – бюджет населения, таблица доходов и расходов населения за определенный период времени, чаще всего за месяц и год, к тому же представляющий собой интегральный социальный норматив потребления населением потребительских товаров и услуг.

Для обоснования социальной политики государства (в том числе установления размеров пенсий, пособий, стипендий и т. д.) рассчитываются следующие потребительские бюджеты:

1) средний нормативный;

2) фактический средний;

3) минимальный.

Минимальный потребительский бюджет позволяет определить минимум заработной платы, который в данных экономических условиях необходим для удовлетворения основных материальных и духовных потребностей населения, необходимых для восстановления его сил, поддержания активного физического состояния и нормального воспроизводства. Естественно, его величина многообразна в зависимости от природно-климатических условий обитания, пола и возраста члена общества, но что неизменно – это обеспеченный уровень минимального потребления для человека. Размер данного бюджета в отличие от физиологического минимума постоянно меняется как по сумме, так и составу включаемых товаров и услуг, что определено совокупным уровнем жизни населения, экономическим формированием общества и нуждами самого человека. Как правило, минимальный потребительский бюджет состоит из дешевой обуви и одежды, продуктов питания, по очень низким ценам, минимума услуг. Но обязательно должен соблюдаться минимально допустимый стандарт потребления, определенный минимальными его нормами.

Найти и измерить минимальный потребительский бюджет помогают следующие подходы:

1) абсолютный;

2) относительный;

3) субъективный.

При абсолютном подходе определяется величина прожиточного минимума как стоимостной оценки основных потребностей, устанавливающихся нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребления. Прожиточный минимум определяет минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы гигиены, жилищно-коммунальные услуги и т. п.). При относительном подходе рассчитывается минимальный потребительский бюджет (МПБ) статистическим методом согласно фактически сложившемуся потреблению в домохозяйствах с низкими доходами. При субъективном подходе уровень низких доходов определяется путем опроса общественного мнения[51]

Система нахождения прожиточного минимума (ПМ) и минимального потребительского бюджета (МПБ) включает:

1) разработку потребительской корзины, которая представляет собой перечень товаров и услуг, необходимых для удовлетворения минимальных потребностей;

2) определение весовых коэффициентов для каждого товара или услуги в составе потребительской корзины (qН0РМ);

3) вычисление стоимости потребительской корзины на основе ежемесячной регистрации цен на товары и тарифов на услуги (∑ qН0РМ. х pi) ;

4) формирование структуры прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета, т. е. соотношения в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;

5) нахождение величины ПМ или МПБ[52].

Содержание минимального набора определяется с учетом:

1) научных советов по минимальным объемам потребления товаров и услуг, нужных для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

2) фактического объема потребления в малоимущих семьях;

3) состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов;

4) объективных различий в потреблении в субъектах РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями[53].

В порядке повышения уровня удовлетворения потребностей человека появляется бюджет высокого достатка, который дает возможность более высокого уровня потребления, рассчитанного на расширенное воспроизводство и соответствующее удовлетворение потребностей члена общества.

Бюджеты всех типов составляются на базе одинаковых статей расходов, отличающихся разнообразной наполняемостью. Что продемонстрировано отдельными примерами в таблице 8.

В состав потребительского бюджета входят предметы длительного пользования (например, верхняя одежда, бытовые приборы, жилье и т. п.) с учетом срока их износа или срока пользования. Например, 5 лет будет составлять срок износа зимнего пальто, соответственно в годовом размере потребительского бюджета учитывается 1/5 доля от стоимости пальто, а в месячном размере потребительского бюджета – 1/12 доля от годовой стоимости.

Система потребительских бюджетов дает возможность выделить группы населения, которые качественно отличаются по уровню текущего потребления:

1) малообеспеченные: с денежными доходами ниже прожиточного минимума;

2) низкообеспеченные: с денежными доходами от прожиточного минимума до минимального потребительского бюджета;

3) относительно обеспеченные: с денежными доходами от минимального потребительского бюджета до бюджета высокого достатка;

4) обеспеченные и богатые: с денежными доходами больше бюджета высокого достатка.

Разрабатывается вся система потребительских бюджетов во Всероссийском центре уровня жизни (г. Москва), а величина прожиточного минимума для региона определяется и устанавливается органами исполнительной власти на основе нормативно правовой базы. Здесь главным документом является ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В целом прожиточный минимум по РФ предназначен для:

1) оценки уровня жизни населения;

2) обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсий (Правительством РФ поставлена задача поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума);

3) формирования федерального бюджета (п. 1 ст. 2 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»).

В субъектах Федерации прожиточный минимум наравне с функциями оценки уровня жизни населения и формирования бюджетов субъектов, исполняет роль критерия для оказания необходимой государственной социальной помощи.

Следовательно, прожиточный минимум, с одной стороны, представляет собой минимальный социальный стандарт (нижнюю ступень в системе потребительских бюджетов), а с другой – эффективный инструмент оценки уровня жизни населения.

Соотношение денежных доходов и расходов семьи, которое характеризует сформировавшийся уровень жизни разных групп населения, представляет все доходы по источникам образований и расходы по их направлению, а также источники и масштабы покупок продовольственных и непродовольственных товаров и услуг. Соответственно, потребительский бюджет является одним из наиболее значимых показателей статистики потребления населения и в целом уровня жизни.

Потребительский бюджет – бюджет населения, таблица доходов и расходов населения за определенный период времени, чаще всего за месяц и год, к тому же представляющий собой интегральный социальный норматив потребления населением потребительских товаров и услуг.

Для обоснования социальной политики государства (в том числе установления размеров пенсий, пособий, стипендий и т. д.) рассчитываются следующие потребительские бюджеты:

1) средний нормативный;

2) фактический средний;

3) минимальный.

Минимальный потребительский бюджет позволяет определить минимум заработной платы, который в данных экономических условиях необходим для удовлетворения основных материальных и духовных потребностей населения, необходимых для восстановления его сил, поддержания активного физического состояния и нормального воспроизводства. Естественно, его величина многообразна в зависимости от природно-климатических условий обитания, пола и возраста члена общества, но что неизменно – это обеспеченный уровень минимального потребления для человека. Размер данного бюджета в отличие от физиологического минимума постоянно меняется как по сумме, так и составу включаемых товаров и услуг, что определено совокупным уровнем жизни населения, экономическим формированием общества и нуждами самого человека. Как правило, минимальный потребительский бюджет состоит из дешевой обуви и одежды, продуктов питания, по очень низким ценам, минимума услуг. Но обязательно должен соблюдаться минимально допустимый стандарт потребления, определенный минимальными его нормами.

Найти и измерить минимальный потребительский бюджет помогают следующие подходы:

1) абсолютный;

2) относительный;

3) субъективный.

При абсолютном подходе определяется величина прожиточного минимума как стоимостной оценки основных потребностей, устанавливающихся нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребления. Прожиточный минимум определяет минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы гигиены, жилищно-коммунальные услуги и т. п.). При относительном подходе рассчитывается минимальный потребительский бюджет (МПБ) статистическим методом согласно фактически сложившемуся потреблению в домохозяйствах с низкими доходами. При субъективном подходе уровень низких доходов определяется путем опроса общественного мнения[51]

Система нахождения прожиточного минимума (ПМ) и минимального потребительского бюджета (МПБ) включает:

1) разработку потребительской корзины, которая представляет собой перечень товаров и услуг, необходимых для удовлетворения минимальных потребностей;

2) определение весовых коэффициентов для каждого товара или услуги в составе потребительской корзины (qН0РМ);

3) вычисление стоимости потребительской корзины на основе ежемесячной регистрации цен на товары и тарифов на услуги (∑ qН0РМ. х pi) ;

4) формирование структуры прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета, т. е. соотношения в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;

5) нахождение величины ПМ или МПБ[52].

Содержание минимального набора определяется с учетом:

1) научных советов по минимальным объемам потребления товаров и услуг, нужных для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

2) фактического объема потребления в малоимущих семьях;

3) состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов;

4) объективных различий в потреблении в субъектах РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями[53].

В порядке повышения уровня удовлетворения потребностей человека появляется бюджет высокого достатка, который дает возможность более высокого уровня потребления, рассчитанного на расширенное воспроизводство и соответствующее удовлетворение потребностей члена общества.

Бюджеты всех типов составляются на базе одинаковых статей расходов, отличающихся разнообразной наполняемостью. Что продемонстрировано отдельными примерами в таблице 8.

В состав потребительского бюджета входят предметы длительного пользования (например, верхняя одежда, бытовые приборы, жилье и т. п.) с учетом срока их износа или срока пользования. Например, 5 лет будет составлять срок износа зимнего пальто, соответственно в годовом размере потребительского бюджета учитывается 1/5 доля от стоимости пальто, а в месячном размере потребительского бюджета – 1/12 доля от годовой стоимости.

Система потребительских бюджетов дает возможность выделить группы населения, которые качественно отличаются по уровню текущего потребления:

1) малообеспеченные: с денежными доходами ниже прожиточного минимума;

2) низкообеспеченные: с денежными доходами от прожиточного минимума до минимального потребительского бюджета;

3) относительно обеспеченные: с денежными доходами от минимального потребительского бюджета до бюджета высокого достатка;

4) обеспеченные и богатые: с денежными доходами больше бюджета высокого достатка.

Разрабатывается вся система потребительских бюджетов во Всероссийском центре уровня жизни (г. Москва), а величина прожиточного минимума для региона определяется и устанавливается органами исполнительной власти на основе нормативно правовой базы. Здесь главным документом является ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В целом прожиточный минимум по РФ предназначен для:

1) оценки уровня жизни населения;

2) обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсий (Правительством РФ поставлена задача поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума);

3) формирования федерального бюджета (п. 1 ст. 2 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»).

В субъектах Федерации прожиточный минимум наравне с функциями оценки уровня жизни населения и формирования бюджетов субъектов, исполняет роль критерия для оказания необходимой государственной социальной помощи.

Следовательно, прожиточный минимум, с одной стороны, представляет собой минимальный социальный стандарт (нижнюю ступень в системе потребительских бюджетов), а с другой – эффективный инструмент оценки уровня жизни населения.