ЛЕКЦИЯ № 6. Статистика потребления населением товаров и услуг

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 

Потребление является завершительным этапом воспроизводственного процесса. Потребление – использование произведенного продукта в целях удовлетворения определенных потребностей.

Бывает потребление:

1) промежуточное, т. е. это стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг (материальные продукты и материальные услуги, расходы предприятий и организаций, осуществляемые в интересах производства (хотя они могут соответствовать также интересам работников), нематериальные услуги);

2) конечное, или собственное, потребление населения – расходы хозяйственных единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей;

3) платное – осуществляется за счет личных доходов населения, т. е. средств семейного бюджета, и потому его можно классифицировать как личное, к нему дополнительно следует отнести стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственных нужд;

4) бесплатное потребление населения включает потребление товаров и услуг в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и другие, а также потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении (военнослужащими срочной службы, воспитанниками детских домов, живущими в домах инвалидов, ветеранов труда и войны).

Законодательством РФ установлены меры, которые обеспечивают защиту прав потребителя. К ним относятся:

1) сертификация продукции – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям;

2) стандартизация – деятельность по установлению норм, характеристик продукции, работ и услуг и правил (требований), предъявляемых к ним, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Сертификация бывает добровольной или обязательной. В обязательном порядке производится сертификация продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Правительство РФ утверждает документ с соответствующими перечнями, а на основании этого документа Госкомитет России по стандартизации и метрологии утверждает номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация.

Потребляемые товары предназначены для удовлетворения определенных потребностей населения. В зависимости от степени значимости товары делятся на:

1) товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т. п.);

2) товары, менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.);

3) предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).

Увеличивающуюся роль в потреблении населения играют различные услуги, оценка которых имеет свою специфику. Услуги – это результат деятельности, направленный на удовлетворение определенной потребности человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления.

Статистика потребления исследует в качестве объекта только услуги, которые оказываются населению и удовлетворяют потребности человека.

Сопоставление фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем дает возможность определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре. Соответственно, коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре будет иметь вид:

Так как динамика общего и среднедушевого потребления исследуется с помощью индексов, то по отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:

1) общего объема потребления i-гo товара:

Разница между числителем и знаменателем индексов демонстрирует абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления i-гo товара:

Для определения как общего, так и среднедушевого потребления отдельных услуг населением чаще всего используется их стоимостная оценка, тем более если речь идет о платных (рыночных) услугах.

Определить обеспеченность населения услугами можно посредством сравнения фактического потребления услуг в среднем на душу населения с нормативным его значением:

При необходимости используется среднее нормативное потребление:

Индексы потребления отдельных видов услуг строятся идентично индивидуальным индексам потребления товаров:

2) в расчете на душу населения:

где iN – индекс среднегодовой численности населения.

При этом необходимо обеспечить сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах для определения динамики физического объема их потребления при погашении влияния цены. Достичь этого можно при прямом использовании сопоставимой (базисной) цены либо при пересчете стоимости потребляемой услуги в отчетном периоде в цены (тарифы) базисного периода. Таким образом, применяется метод дефлятирования.

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам (КПО) в агрегатной форме исчисляется путем сопоставления стоимости фактического потребления этих товаров и услуг (∑ q x p и ∑ S x t) со стоимостью их нормативного набора (∑ q x p и ∑ SH x t):

Где p – цена товара;

q – количество фактически потребленных товаров;

S – количество фактически потребленных услуг;

t – фактический тариф за определенную услугу;

qH – норматив потребления определенного товара в расчете на душу населения;

SH – норматив потребления определенного вида услуг в расчете на душу населения;

N – средняя численность населения за период.

При определении стоимости нормативного набора учитываются нормы потребления в среднем на душу населения, т. е. нормы, составляющие нормативный потребительский бюджет, а также численность населения.

Стоимость общего недопотребления товаров и услуг в сопоставлении с нормативным его уровнем устанавливает разность числителя и знаменателя КПО. Возможно, что потребление одних товаров и услуг может быть компенсационно зачтено другими.

Однако результатом этого является искажение истинной величины недопотребления. Исходя из этого производится расчет показателя удовлетворения потребностей на душу населения:

К тому же каждое фактическое потребление товаров и услуг учитывается в объеме не выше нормативного, и, следовательно, сравнительным значением КПДбудет 1,0. Разность величин числителя и знаменателя КПДпредставит реальный размер недопотребления в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уровнем: умножив эту разность на среднюю численность населения N, получим размер недопотребления в целом. Сопоставив этот размер с результатом предыдущего расчета недопотребления на основе КПОполучим величину возможных компенсационных зачетов в потреблении.

Значительной задачей статистики является изучение структуры потребления населения. Так как у каждой группы населения своя структура и свой определенный тип потребления, то выделяются следующие виды расходов: продукты питания, непродовольственные товары, алкогольные напитки, оплата услуг.

Для того чтобы оценить различия в структуре потребительских расходов, применяют интегральный коэффициент структурных сдвигов К. Гатева (Болгария):

где V1 и V0 – доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах.

Данный показатель будет равен нулю, если сопоставляемые структуры остались неизменными; он будет равен единице, если сопоставляемые структуры полностью изменились, т. е. 0 ≤ KS ≤ 1. Его можно использовать и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, определенных дифференциацией доходов населения. В данном случае анализируемый коэффициент определяется по следующей формуле:

где Vi Vj– – доли отдельных видов расхода домохозяйств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов;

i и j – номера сравниваемых групп населения по душевому доходу.

Объем потребляемых населением в 2006 г. товаров и услуг, в том числе и продукты питания и лекарства, в несколько раз превышает объемы предыдущих десятилетий. Ежегодно в канун новогодних каникул рынки, торговые центры и магазины примерно 100 крупных российских городов (2/3 населения страны) переполнены покупателями. Число россиян, отдыхавших за рубежом в 2005 г., превысило 10 млн человек, хотя этого не могут себе позволить ни жители Бразилии, ни Мексики – стран, которые нередко ставятся в один ряд с уровнем экономического развития России. В 2006 г. россияне имели уже более 30 млн автомобилей, что говорит о всеобщей автомобилизации, – явлении, подтверждающем значительное улучшение жизни людей, а число пользователей мобильных телефонов превышает 80 млн человек. К примеру, в 2004 г. россияне-покупатели приобрели около 2 млн легковых автомобилей (в том числе подержанных на вторичном рынке), заплатив за них 16 млрд долл. США К тому же если в 2002 г. на долю среднего класса приходилось в лучшем случае 40% покупок автомобилей, то в 2005 г. – около 60%, причем как в натуральном, так и в стоимостном выражении. За прошедшие 10 лет в России построено жилья – муниципального, частного, загородного – больше, чем за 3 предыдущих десятилетия[50]

Впервые с 2001 г. в РФ в 2004 г. ускорился рост цен на продовольствие, для сравнения: на мясо на 8,9% в 2003 г. и на 19,6% в 2004 г. Но в то же время цены на непродовольственные товары и тарифы на платные услуги в 2004 г. росли медленнее, чем в 2003 г. Исключением был бензин, который подорожал на 31,3% в 2004 г., что в 2 раза больше его подорожания за 2003 г.(см. табл. 7)

Потребление является завершительным этапом воспроизводственного процесса. Потребление – использование произведенного продукта в целях удовлетворения определенных потребностей.

Бывает потребление:

1) промежуточное, т. е. это стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг (материальные продукты и материальные услуги, расходы предприятий и организаций, осуществляемые в интересах производства (хотя они могут соответствовать также интересам работников), нематериальные услуги);

2) конечное, или собственное, потребление населения – расходы хозяйственных единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей;

3) платное – осуществляется за счет личных доходов населения, т. е. средств семейного бюджета, и потому его можно классифицировать как личное, к нему дополнительно следует отнести стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственных нужд;

4) бесплатное потребление населения включает потребление товаров и услуг в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и другие, а также потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении (военнослужащими срочной службы, воспитанниками детских домов, живущими в домах инвалидов, ветеранов труда и войны).

Законодательством РФ установлены меры, которые обеспечивают защиту прав потребителя. К ним относятся:

1) сертификация продукции – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям;

2) стандартизация – деятельность по установлению норм, характеристик продукции, работ и услуг и правил (требований), предъявляемых к ним, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Сертификация бывает добровольной или обязательной. В обязательном порядке производится сертификация продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Правительство РФ утверждает документ с соответствующими перечнями, а на основании этого документа Госкомитет России по стандартизации и метрологии утверждает номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация.

Потребляемые товары предназначены для удовлетворения определенных потребностей населения. В зависимости от степени значимости товары делятся на:

1) товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т. п.);

2) товары, менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.);

3) предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).

Увеличивающуюся роль в потреблении населения играют различные услуги, оценка которых имеет свою специфику. Услуги – это результат деятельности, направленный на удовлетворение определенной потребности человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления.

Статистика потребления исследует в качестве объекта только услуги, которые оказываются населению и удовлетворяют потребности человека.

Сопоставление фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем дает возможность определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре. Соответственно, коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре будет иметь вид:

Так как динамика общего и среднедушевого потребления исследуется с помощью индексов, то по отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:

1) общего объема потребления i-гo товара:

Разница между числителем и знаменателем индексов демонстрирует абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления i-гo товара:

Для определения как общего, так и среднедушевого потребления отдельных услуг населением чаще всего используется их стоимостная оценка, тем более если речь идет о платных (рыночных) услугах.

Определить обеспеченность населения услугами можно посредством сравнения фактического потребления услуг в среднем на душу населения с нормативным его значением:

При необходимости используется среднее нормативное потребление:

Индексы потребления отдельных видов услуг строятся идентично индивидуальным индексам потребления товаров:

2) в расчете на душу населения:

где iN – индекс среднегодовой численности населения.

При этом необходимо обеспечить сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах для определения динамики физического объема их потребления при погашении влияния цены. Достичь этого можно при прямом использовании сопоставимой (базисной) цены либо при пересчете стоимости потребляемой услуги в отчетном периоде в цены (тарифы) базисного периода. Таким образом, применяется метод дефлятирования.

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам (КПО) в агрегатной форме исчисляется путем сопоставления стоимости фактического потребления этих товаров и услуг (∑ q x p и ∑ S x t) со стоимостью их нормативного набора (∑ q x p и ∑ SH x t):

Где p – цена товара;

q – количество фактически потребленных товаров;

S – количество фактически потребленных услуг;

t – фактический тариф за определенную услугу;

qH – норматив потребления определенного товара в расчете на душу населения;

SH – норматив потребления определенного вида услуг в расчете на душу населения;

N – средняя численность населения за период.

При определении стоимости нормативного набора учитываются нормы потребления в среднем на душу населения, т. е. нормы, составляющие нормативный потребительский бюджет, а также численность населения.

Стоимость общего недопотребления товаров и услуг в сопоставлении с нормативным его уровнем устанавливает разность числителя и знаменателя КПО. Возможно, что потребление одних товаров и услуг может быть компенсационно зачтено другими.

Однако результатом этого является искажение истинной величины недопотребления. Исходя из этого производится расчет показателя удовлетворения потребностей на душу населения:

К тому же каждое фактическое потребление товаров и услуг учитывается в объеме не выше нормативного, и, следовательно, сравнительным значением КПДбудет 1,0. Разность величин числителя и знаменателя КПДпредставит реальный размер недопотребления в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уровнем: умножив эту разность на среднюю численность населения N, получим размер недопотребления в целом. Сопоставив этот размер с результатом предыдущего расчета недопотребления на основе КПОполучим величину возможных компенсационных зачетов в потреблении.

Значительной задачей статистики является изучение структуры потребления населения. Так как у каждой группы населения своя структура и свой определенный тип потребления, то выделяются следующие виды расходов: продукты питания, непродовольственные товары, алкогольные напитки, оплата услуг.

Для того чтобы оценить различия в структуре потребительских расходов, применяют интегральный коэффициент структурных сдвигов К. Гатева (Болгария):

где V1 и V0 – доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах.

Данный показатель будет равен нулю, если сопоставляемые структуры остались неизменными; он будет равен единице, если сопоставляемые структуры полностью изменились, т. е. 0 ≤ KS ≤ 1. Его можно использовать и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, определенных дифференциацией доходов населения. В данном случае анализируемый коэффициент определяется по следующей формуле:

где Vi Vj– – доли отдельных видов расхода домохозяйств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов;

i и j – номера сравниваемых групп населения по душевому доходу.

Объем потребляемых населением в 2006 г. товаров и услуг, в том числе и продукты питания и лекарства, в несколько раз превышает объемы предыдущих десятилетий. Ежегодно в канун новогодних каникул рынки, торговые центры и магазины примерно 100 крупных российских городов (2/3 населения страны) переполнены покупателями. Число россиян, отдыхавших за рубежом в 2005 г., превысило 10 млн человек, хотя этого не могут себе позволить ни жители Бразилии, ни Мексики – стран, которые нередко ставятся в один ряд с уровнем экономического развития России. В 2006 г. россияне имели уже более 30 млн автомобилей, что говорит о всеобщей автомобилизации, – явлении, подтверждающем значительное улучшение жизни людей, а число пользователей мобильных телефонов превышает 80 млн человек. К примеру, в 2004 г. россияне-покупатели приобрели около 2 млн легковых автомобилей (в том числе подержанных на вторичном рынке), заплатив за них 16 млрд долл. США К тому же если в 2002 г. на долю среднего класса приходилось в лучшем случае 40% покупок автомобилей, то в 2005 г. – около 60%, причем как в натуральном, так и в стоимостном выражении. За прошедшие 10 лет в России построено жилья – муниципального, частного, загородного – больше, чем за 3 предыдущих десятилетия[50]

Впервые с 2001 г. в РФ в 2004 г. ускорился рост цен на продовольствие, для сравнения: на мясо на 8,9% в 2003 г. и на 19,6% в 2004 г. Но в то же время цены на непродовольственные товары и тарифы на платные услуги в 2004 г. росли медленнее, чем в 2003 г. Исключением был бензин, который подорожал на 31,3% в 2004 г., что в 2 раза больше его подорожания за 2003 г.(см. табл. 7)