ЛЕКЦИЯ № 6. Статистика потребления населением товаров и услуг
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51
Потребление является завершительным этапом воспроизводственного процесса. Потребление – использование произведенного продукта в целях удовлетворения определенных потребностей.
Бывает потребление:
1) промежуточное, т. е. это стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг (материальные продукты и материальные услуги, расходы предприятий и организаций, осуществляемые в интересах производства (хотя они могут соответствовать также интересам работников), нематериальные услуги);
2) конечное, или собственное, потребление населения – расходы хозяйственных единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей;
3) платное – осуществляется за счет личных доходов населения, т. е. средств семейного бюджета, и потому его можно классифицировать как личное, к нему дополнительно следует отнести стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственных нужд;
4) бесплатное потребление населения включает потребление товаров и услуг в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и другие, а также потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении (военнослужащими срочной службы, воспитанниками детских домов, живущими в домах инвалидов, ветеранов труда и войны).
Законодательством РФ установлены меры, которые обеспечивают защиту прав потребителя. К ним относятся:
1) сертификация продукции – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям;
2) стандартизация – деятельность по установлению норм, характеристик продукции, работ и услуг и правил (требований), предъявляемых к ним, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Сертификация бывает добровольной или обязательной. В обязательном порядке производится сертификация продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Правительство РФ утверждает документ с соответствующими перечнями, а на основании этого документа Госкомитет России по стандартизации и метрологии утверждает номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация.
Потребляемые товары предназначены для удовлетворения определенных потребностей населения. В зависимости от степени значимости товары делятся на:
1) товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т. п.);
2) товары, менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.);
3) предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).
Увеличивающуюся роль в потреблении населения играют различные услуги, оценка которых имеет свою специфику. Услуги – это результат деятельности, направленный на удовлетворение определенной потребности человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления.
Статистика потребления исследует в качестве объекта только услуги, которые оказываются населению и удовлетворяют потребности человека.
Сопоставление фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем дает возможность определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре. Соответственно, коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре будет иметь вид:
Так как динамика общего и среднедушевого потребления исследуется с помощью индексов, то по отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:
1) общего объема потребления i-гo товара:
Разница между числителем и знаменателем индексов демонстрирует абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления i-гo товара:
Для определения как общего, так и среднедушевого потребления отдельных услуг населением чаще всего используется их стоимостная оценка, тем более если речь идет о платных (рыночных) услугах.
Определить обеспеченность населения услугами можно посредством сравнения фактического потребления услуг в среднем на душу населения с нормативным его значением:
При необходимости используется среднее нормативное потребление:
Индексы потребления отдельных видов услуг строятся идентично индивидуальным индексам потребления товаров:
2) в расчете на душу населения:
где iN – индекс среднегодовой численности населения.
При этом необходимо обеспечить сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах для определения динамики физического объема их потребления при погашении влияния цены. Достичь этого можно при прямом использовании сопоставимой (базисной) цены либо при пересчете стоимости потребляемой услуги в отчетном периоде в цены (тарифы) базисного периода. Таким образом, применяется метод дефлятирования.
Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам (КПО) в агрегатной форме исчисляется путем сопоставления стоимости фактического потребления этих товаров и услуг (∑ q x p и ∑ S x t) со стоимостью их нормативного набора (∑ q x p и ∑ SH x t):
Где p – цена товара;
q – количество фактически потребленных товаров;
S – количество фактически потребленных услуг;
t – фактический тариф за определенную услугу;
qH – норматив потребления определенного товара в расчете на душу населения;
SH – норматив потребления определенного вида услуг в расчете на душу населения;
N – средняя численность населения за период.
При определении стоимости нормативного набора учитываются нормы потребления в среднем на душу населения, т. е. нормы, составляющие нормативный потребительский бюджет, а также численность населения.
Стоимость общего недопотребления товаров и услуг в сопоставлении с нормативным его уровнем устанавливает разность числителя и знаменателя КПО. Возможно, что потребление одних товаров и услуг может быть компенсационно зачтено другими.
Однако результатом этого является искажение истинной величины недопотребления. Исходя из этого производится расчет показателя удовлетворения потребностей на душу населения:
К тому же каждое фактическое потребление товаров и услуг учитывается в объеме не выше нормативного, и, следовательно, сравнительным значением КПДбудет 1,0. Разность величин числителя и знаменателя КПДпредставит реальный размер недопотребления в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уровнем: умножив эту разность на среднюю численность населения N, получим размер недопотребления в целом. Сопоставив этот размер с результатом предыдущего расчета недопотребления на основе КПОполучим величину возможных компенсационных зачетов в потреблении.
Значительной задачей статистики является изучение структуры потребления населения. Так как у каждой группы населения своя структура и свой определенный тип потребления, то выделяются следующие виды расходов: продукты питания, непродовольственные товары, алкогольные напитки, оплата услуг.
Для того чтобы оценить различия в структуре потребительских расходов, применяют интегральный коэффициент структурных сдвигов К. Гатева (Болгария):
где V1 и V0 – доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах.
Данный показатель будет равен нулю, если сопоставляемые структуры остались неизменными; он будет равен единице, если сопоставляемые структуры полностью изменились, т. е. 0 ≤ KS ≤ 1. Его можно использовать и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, определенных дифференциацией доходов населения. В данном случае анализируемый коэффициент определяется по следующей формуле:
где Vi Vj– – доли отдельных видов расхода домохозяйств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов;
i и j – номера сравниваемых групп населения по душевому доходу.
Объем потребляемых населением в 2006 г. товаров и услуг, в том числе и продукты питания и лекарства, в несколько раз превышает объемы предыдущих десятилетий. Ежегодно в канун новогодних каникул рынки, торговые центры и магазины примерно 100 крупных российских городов (2/3 населения страны) переполнены покупателями. Число россиян, отдыхавших за рубежом в 2005 г., превысило 10 млн человек, хотя этого не могут себе позволить ни жители Бразилии, ни Мексики – стран, которые нередко ставятся в один ряд с уровнем экономического развития России. В 2006 г. россияне имели уже более 30 млн автомобилей, что говорит о всеобщей автомобилизации, – явлении, подтверждающем значительное улучшение жизни людей, а число пользователей мобильных телефонов превышает 80 млн человек. К примеру, в 2004 г. россияне-покупатели приобрели около 2 млн легковых автомобилей (в том числе подержанных на вторичном рынке), заплатив за них 16 млрд долл. США К тому же если в 2002 г. на долю среднего класса приходилось в лучшем случае 40% покупок автомобилей, то в 2005 г. – около 60%, причем как в натуральном, так и в стоимостном выражении. За прошедшие 10 лет в России построено жилья – муниципального, частного, загородного – больше, чем за 3 предыдущих десятилетия[50]
Впервые с 2001 г. в РФ в 2004 г. ускорился рост цен на продовольствие, для сравнения: на мясо на 8,9% в 2003 г. и на 19,6% в 2004 г. Но в то же время цены на непродовольственные товары и тарифы на платные услуги в 2004 г. росли медленнее, чем в 2003 г. Исключением был бензин, который подорожал на 31,3% в 2004 г., что в 2 раза больше его подорожания за 2003 г.(см. табл. 7)
Потребление является завершительным этапом воспроизводственного процесса. Потребление – использование произведенного продукта в целях удовлетворения определенных потребностей.
Бывает потребление:
1) промежуточное, т. е. это стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг (материальные продукты и материальные услуги, расходы предприятий и организаций, осуществляемые в интересах производства (хотя они могут соответствовать также интересам работников), нематериальные услуги);
2) конечное, или собственное, потребление населения – расходы хозяйственных единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей;
3) платное – осуществляется за счет личных доходов населения, т. е. средств семейного бюджета, и потому его можно классифицировать как личное, к нему дополнительно следует отнести стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственных нужд;
4) бесплатное потребление населения включает потребление товаров и услуг в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и другие, а также потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении (военнослужащими срочной службы, воспитанниками детских домов, живущими в домах инвалидов, ветеранов труда и войны).
Законодательством РФ установлены меры, которые обеспечивают защиту прав потребителя. К ним относятся:
1) сертификация продукции – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям;
2) стандартизация – деятельность по установлению норм, характеристик продукции, работ и услуг и правил (требований), предъявляемых к ним, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Сертификация бывает добровольной или обязательной. В обязательном порядке производится сертификация продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Правительство РФ утверждает документ с соответствующими перечнями, а на основании этого документа Госкомитет России по стандартизации и метрологии утверждает номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация.
Потребляемые товары предназначены для удовлетворения определенных потребностей населения. В зависимости от степени значимости товары делятся на:
1) товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т. п.);
2) товары, менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.);
3) предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).
Увеличивающуюся роль в потреблении населения играют различные услуги, оценка которых имеет свою специфику. Услуги – это результат деятельности, направленный на удовлетворение определенной потребности человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления.
Статистика потребления исследует в качестве объекта только услуги, которые оказываются населению и удовлетворяют потребности человека.
Сопоставление фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем дает возможность определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре. Соответственно, коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре будет иметь вид:
Так как динамика общего и среднедушевого потребления исследуется с помощью индексов, то по отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:
1) общего объема потребления i-гo товара:
Разница между числителем и знаменателем индексов демонстрирует абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления i-гo товара:
Для определения как общего, так и среднедушевого потребления отдельных услуг населением чаще всего используется их стоимостная оценка, тем более если речь идет о платных (рыночных) услугах.
Определить обеспеченность населения услугами можно посредством сравнения фактического потребления услуг в среднем на душу населения с нормативным его значением:
При необходимости используется среднее нормативное потребление:
Индексы потребления отдельных видов услуг строятся идентично индивидуальным индексам потребления товаров:
2) в расчете на душу населения:
где iN – индекс среднегодовой численности населения.
При этом необходимо обеспечить сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах для определения динамики физического объема их потребления при погашении влияния цены. Достичь этого можно при прямом использовании сопоставимой (базисной) цены либо при пересчете стоимости потребляемой услуги в отчетном периоде в цены (тарифы) базисного периода. Таким образом, применяется метод дефлятирования.
Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам (КПО) в агрегатной форме исчисляется путем сопоставления стоимости фактического потребления этих товаров и услуг (∑ q x p и ∑ S x t) со стоимостью их нормативного набора (∑ q x p и ∑ SH x t):
Где p – цена товара;
q – количество фактически потребленных товаров;
S – количество фактически потребленных услуг;
t – фактический тариф за определенную услугу;
qH – норматив потребления определенного товара в расчете на душу населения;
SH – норматив потребления определенного вида услуг в расчете на душу населения;
N – средняя численность населения за период.
При определении стоимости нормативного набора учитываются нормы потребления в среднем на душу населения, т. е. нормы, составляющие нормативный потребительский бюджет, а также численность населения.
Стоимость общего недопотребления товаров и услуг в сопоставлении с нормативным его уровнем устанавливает разность числителя и знаменателя КПО. Возможно, что потребление одних товаров и услуг может быть компенсационно зачтено другими.
Однако результатом этого является искажение истинной величины недопотребления. Исходя из этого производится расчет показателя удовлетворения потребностей на душу населения:
К тому же каждое фактическое потребление товаров и услуг учитывается в объеме не выше нормативного, и, следовательно, сравнительным значением КПДбудет 1,0. Разность величин числителя и знаменателя КПДпредставит реальный размер недопотребления в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уровнем: умножив эту разность на среднюю численность населения N, получим размер недопотребления в целом. Сопоставив этот размер с результатом предыдущего расчета недопотребления на основе КПОполучим величину возможных компенсационных зачетов в потреблении.
Значительной задачей статистики является изучение структуры потребления населения. Так как у каждой группы населения своя структура и свой определенный тип потребления, то выделяются следующие виды расходов: продукты питания, непродовольственные товары, алкогольные напитки, оплата услуг.
Для того чтобы оценить различия в структуре потребительских расходов, применяют интегральный коэффициент структурных сдвигов К. Гатева (Болгария):
где V1 и V0 – доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах.
Данный показатель будет равен нулю, если сопоставляемые структуры остались неизменными; он будет равен единице, если сопоставляемые структуры полностью изменились, т. е. 0 ≤ KS ≤ 1. Его можно использовать и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, определенных дифференциацией доходов населения. В данном случае анализируемый коэффициент определяется по следующей формуле:
где Vi Vj– – доли отдельных видов расхода домохозяйств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов;
i и j – номера сравниваемых групп населения по душевому доходу.
Объем потребляемых населением в 2006 г. товаров и услуг, в том числе и продукты питания и лекарства, в несколько раз превышает объемы предыдущих десятилетий. Ежегодно в канун новогодних каникул рынки, торговые центры и магазины примерно 100 крупных российских городов (2/3 населения страны) переполнены покупателями. Число россиян, отдыхавших за рубежом в 2005 г., превысило 10 млн человек, хотя этого не могут себе позволить ни жители Бразилии, ни Мексики – стран, которые нередко ставятся в один ряд с уровнем экономического развития России. В 2006 г. россияне имели уже более 30 млн автомобилей, что говорит о всеобщей автомобилизации, – явлении, подтверждающем значительное улучшение жизни людей, а число пользователей мобильных телефонов превышает 80 млн человек. К примеру, в 2004 г. россияне-покупатели приобрели около 2 млн легковых автомобилей (в том числе подержанных на вторичном рынке), заплатив за них 16 млрд долл. США К тому же если в 2002 г. на долю среднего класса приходилось в лучшем случае 40% покупок автомобилей, то в 2005 г. – около 60%, причем как в натуральном, так и в стоимостном выражении. За прошедшие 10 лет в России построено жилья – муниципального, частного, загородного – больше, чем за 3 предыдущих десятилетия[50]
Впервые с 2001 г. в РФ в 2004 г. ускорился рост цен на продовольствие, для сравнения: на мясо на 8,9% в 2003 г. и на 19,6% в 2004 г. Но в то же время цены на непродовольственные товары и тарифы на платные услуги в 2004 г. росли медленнее, чем в 2003 г. Исключением был бензин, который подорожал на 31,3% в 2004 г., что в 2 раза больше его подорожания за 2003 г.(см. табл. 7)