Показатели использования свободного времени
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51
Свободное время населения выступает как часть его внерабочего времени, т. е. времени, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Значение его с развитием общества будет возрастать. Оно органично объединено с рабочим временем. Являясь установленным итогом общественного развития и действия беспристрастного закона экономии рабочего времени, оно к тому же представляет и причину данного формирования. Тем не менее устройство приведенного закона удовлетворяет лишь сбережение рабочего времени, что, в свою очередь, еще не дает вероятности его обращения в свободное. Данное время может перейти в прибавочное рабочее время, не выходя за пределы экономической деятельности. Общество само уже решает, как будет в действительности использовано сбереженное рабочее время. Для нахождения ответа по данной задаче, может быть, нужно употреблять нормативный способ в области свободного времени и включить показатель, так называемую норму свободного времени.
Свободным временем называется социальная категория, имеющая прямое отношение к формированию личности и постигаемая как время для благородной занятости человека, т. е. представляет собой богатство общества. Главное, чтобы это богатство употреблялось качественно, по своему прямому назначению и способствовало самовоспитанию. В его структуре должны превалировать общественно полезные временные затраты, время, включающее элементы умственной, социальной, физической деятельности, отдыха и развлечений.
Виды времени отдыха: перерывы в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный) отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), отпуска, нерабочие праздничные дни. В течение рабочего дня должен быть перерыв для отдыха и питания (не включаемый в рабочее время) от 30 мин до 2 ч.
Классификация использования затрат свободного времени сейчас выделяет следующие затраты свободного времени: посещение театров, кино, концертов, спортивных и других зрелищных мероприятий; чтение газет, журналов, художественной литературы; прогулки и занятия спортом; просмотр телепередач, прослушивание радио; встречи, визиты, игры, прочие виды отдыха: социально-политическую деятельность, митинги, собрания, религиозные занятия.
Свободное время различно у мужчин и женщин. Например, у мужчин его в 2 раза больше, чем у женщин. Тем не менее в обоих случаях оно сокращается. Так, возросли затраты времени на ведение домашнего хозяйства и на работу в личном подсобном хозяйстве, на дачном, садовом и других земельных участках. К тому же свободное время населения сокращается и с возрастом. Следовательно, у женщин в возрасте 45 лет и старше его меньше, чем в возрасте 16-19 лет, в 1,7 раза.
Совокупная закономерность в использовании рабочего времени работающими членами семей сближается к тому, что большая его часть используется бездеятельно, в основном на просмотр телепередач и прослушивание радио. Следовательно, по рабочим дням мужчины и женщины на это затрачивают 60% свободного времени, а на чтение – в среднем 10%. В выходные дни свободное время расходуется более разнообразно. Уменьшается число инертного отдыха в среднем до 40%, и вырастают затраты времени на визиты, встречи, посещение кафе, игры и т. п.
Статистика дает возможность обнаружить особенности бюджета времени у разных групп населения. Например, по сведениям нашей государственной статистики, часть свободного времени у различных групп населения варьирует от 5 до 34% суточного фонда времени.
Помимо этого, на бюджет времени населения воздействует сезонный фактор. Поэтому бюджет времени в общем и в особенности несвободное время изучаются раздельно для летнего (с апреля по сентябрь) и зимнего (с октября по март) периодов – для мужчин и женщин с учетом социальной или социально-профессиональной группы.
Исследование строения свободного времени у отдельных социальных групп, половозрастных категорий населения, жителей города и села, сезонных и территориальных различий составляет ключевую задачу статистики бюджета времени населения. Она определяется с помощью различного рода группировок и известных показателей статистики. При проведении оценки отличий в составе временных затрат у конкретно определенных групп и категорий населения можно использовать показатели среднего линейного и среднего квадратического структурны разниц, которые строятся подобно построению с показателей вариации.
В данном случае используются разности не между вариантами и средней величиной, а между структурными составляющими бюджета времени двух сопоставляемых совокупностей.
Наиболее универсальным показателем, обобщающим отличия в структуре временных затрат, принимается коэффициент А. Салаи:
Данный показатель получает значения в интервале их различий.
Осваивая структуру свободного времени населения, немаловажно выделить долю общественно полезных его затрат, убрав из общей его величины затраты на встречи, визиты, рестораны, кафе и т. п.
В статистике свободного времени свободно могут использоваться показатели структуры численности обследованного населения отдельных социальных групп, имеющего те или иные затраты времени, а также показатели длительности выполнения конкретного вида занятий как по всем опрошенным, так и по той части их, которая имеет данные затраты в своем бюджете свободного времени, и др.
Статистика бюджетов времени близко связана с исследованием социальной и демографической структур населения. Принадлежность к той или иной группе может значительно влиять на затраты времени на установленный вид деятельности, на общую структуру бюджета времени. Подтверждение значительности отличий средних затрат времени на чтение, образование, ведение домашнего хозяйства и другие занятия для разных групп населения можно получить, применяя t-критерий Стьюдента или F-критерий Фишера, а также непараметрический критерий хи-квадрат.
Данные о специфике применения свободного времени различными типами домохозяйств нужны для развития системы образования, индустрии отдыха при выборе ориентации на развитие индивидуальных форм рекреационной деятельности лиц разных возрастных групп или на совместный отдых членов семей разного состава: с малолетними детьми, с детьми-подростками и т. д.
Свободное время населения выступает как часть его внерабочего времени, т. е. времени, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Значение его с развитием общества будет возрастать. Оно органично объединено с рабочим временем. Являясь установленным итогом общественного развития и действия беспристрастного закона экономии рабочего времени, оно к тому же представляет и причину данного формирования. Тем не менее устройство приведенного закона удовлетворяет лишь сбережение рабочего времени, что, в свою очередь, еще не дает вероятности его обращения в свободное. Данное время может перейти в прибавочное рабочее время, не выходя за пределы экономической деятельности. Общество само уже решает, как будет в действительности использовано сбереженное рабочее время. Для нахождения ответа по данной задаче, может быть, нужно употреблять нормативный способ в области свободного времени и включить показатель, так называемую норму свободного времени.
Свободным временем называется социальная категория, имеющая прямое отношение к формированию личности и постигаемая как время для благородной занятости человека, т. е. представляет собой богатство общества. Главное, чтобы это богатство употреблялось качественно, по своему прямому назначению и способствовало самовоспитанию. В его структуре должны превалировать общественно полезные временные затраты, время, включающее элементы умственной, социальной, физической деятельности, отдыха и развлечений.
Виды времени отдыха: перерывы в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный) отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), отпуска, нерабочие праздничные дни. В течение рабочего дня должен быть перерыв для отдыха и питания (не включаемый в рабочее время) от 30 мин до 2 ч.
Классификация использования затрат свободного времени сейчас выделяет следующие затраты свободного времени: посещение театров, кино, концертов, спортивных и других зрелищных мероприятий; чтение газет, журналов, художественной литературы; прогулки и занятия спортом; просмотр телепередач, прослушивание радио; встречи, визиты, игры, прочие виды отдыха: социально-политическую деятельность, митинги, собрания, религиозные занятия.
Свободное время различно у мужчин и женщин. Например, у мужчин его в 2 раза больше, чем у женщин. Тем не менее в обоих случаях оно сокращается. Так, возросли затраты времени на ведение домашнего хозяйства и на работу в личном подсобном хозяйстве, на дачном, садовом и других земельных участках. К тому же свободное время населения сокращается и с возрастом. Следовательно, у женщин в возрасте 45 лет и старше его меньше, чем в возрасте 16-19 лет, в 1,7 раза.
Совокупная закономерность в использовании рабочего времени работающими членами семей сближается к тому, что большая его часть используется бездеятельно, в основном на просмотр телепередач и прослушивание радио. Следовательно, по рабочим дням мужчины и женщины на это затрачивают 60% свободного времени, а на чтение – в среднем 10%. В выходные дни свободное время расходуется более разнообразно. Уменьшается число инертного отдыха в среднем до 40%, и вырастают затраты времени на визиты, встречи, посещение кафе, игры и т. п.
Статистика дает возможность обнаружить особенности бюджета времени у разных групп населения. Например, по сведениям нашей государственной статистики, часть свободного времени у различных групп населения варьирует от 5 до 34% суточного фонда времени.
Помимо этого, на бюджет времени населения воздействует сезонный фактор. Поэтому бюджет времени в общем и в особенности несвободное время изучаются раздельно для летнего (с апреля по сентябрь) и зимнего (с октября по март) периодов – для мужчин и женщин с учетом социальной или социально-профессиональной группы.
Исследование строения свободного времени у отдельных социальных групп, половозрастных категорий населения, жителей города и села, сезонных и территориальных различий составляет ключевую задачу статистики бюджета времени населения. Она определяется с помощью различного рода группировок и известных показателей статистики. При проведении оценки отличий в составе временных затрат у конкретно определенных групп и категорий населения можно использовать показатели среднего линейного и среднего квадратического структурны разниц, которые строятся подобно построению с показателей вариации.
В данном случае используются разности не между вариантами и средней величиной, а между структурными составляющими бюджета времени двух сопоставляемых совокупностей.
Наиболее универсальным показателем, обобщающим отличия в структуре временных затрат, принимается коэффициент А. Салаи:
Данный показатель получает значения в интервале их различий.
Осваивая структуру свободного времени населения, немаловажно выделить долю общественно полезных его затрат, убрав из общей его величины затраты на встречи, визиты, рестораны, кафе и т. п.
В статистике свободного времени свободно могут использоваться показатели структуры численности обследованного населения отдельных социальных групп, имеющего те или иные затраты времени, а также показатели длительности выполнения конкретного вида занятий как по всем опрошенным, так и по той части их, которая имеет данные затраты в своем бюджете свободного времени, и др.
Статистика бюджетов времени близко связана с исследованием социальной и демографической структур населения. Принадлежность к той или иной группе может значительно влиять на затраты времени на установленный вид деятельности, на общую структуру бюджета времени. Подтверждение значительности отличий средних затрат времени на чтение, образование, ведение домашнего хозяйства и другие занятия для разных групп населения можно получить, применяя t-критерий Стьюдента или F-критерий Фишера, а также непараметрический критерий хи-квадрат.
Данные о специфике применения свободного времени различными типами домохозяйств нужны для развития системы образования, индустрии отдыха при выборе ориентации на развитие индивидуальных форм рекреационной деятельности лиц разных возрастных групп или на совместный отдых членов семей разного состава: с малолетними детьми, с детьми-подростками и т. д.