Предисловие издателя
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Мы предлагаем читателям книгу коллектива немецких авторов, в которой обобщен их практический опыт в разработке, внедрении и сертификации систем менеджмента качества.
Эта книга может быть рекомендована не только читателям, обладающим специальными знаниями, но и тем, кто пока просто интересуется, с чего начать построение современной системы качества. А круг таких лиц все более расширяется.
Тех, кто знаком с тенденциями развития мирового рынка товаров и услуг, вряд ли нужно убеждать в том, что без признанного сертификата на систему качества нельзя доказать сегодня свою конкурентоспособность.
Книга переведена и подготовлена к изданию акционерным обществом “Интерсертифика” — одной из наиболее авторитетных организаций, работающей на рынке услуг в области качества. В 1996 году АО “Интерсертифика” отметило свой пятилетний юбилей. Только в 1996 году с помощью АО “Интерсертифика” получат сертификаты на системы менеджмента качества около 20 крупных промышленных предприятий России, Украины, Белоруссии и Казахстана.
Партнерами АО “Интерсертифика” являются Рейнско-Вестфальское Общество технического надзора (RWTUV) и авторитетнейший сертификационный орган TUV CERT, сертификаты которого признаются во всех странах мира.
5 лет назад, когда АО начинало свою деятельность, наши предприятия были еще далеки от понимания того, что без сертифицированной системы качества достойное место на европейском и других рынках занять нельзя. Да и сам европейский рынок еще не развился до того уровня, чтобы сертификат на систему качества стал показателем конкурентоспособности.
Европейские директивы только начинали развиваться в этом направлении, а общеевропейский закон ответственности за качество еще не был принят.
Само же Европейское Сообщество жило мечтами о том единении, которое окончательно оформилось к 1 993 году. К этому же времени закончилось формирование единых требований к фирмам, предлагающим свои товары и услуги на общем рынке.
Среди этих требований — сертификация систем менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО 9000-9004.
Для лучшего понимания тех процессов, которые происходят в Европе, необходимо уточнить терминологию, которая отличается от принятой в России.
В России существуют понятия обязательной и добровольной сертификации. На Западе — сертификация в регулируемой и нерегулируемой зонах.
Во втором случае все обозначено четко: регулируемая зона — это зона, в которой существуют нормативно-законодательные акты, определяющие требования к товару или услуге; нерегулируемая— зона, в которой законодательных требований нет.
До недавнего времени сертификация систем качества относилась к нерегулируемой зоне. Однако в последнее время все более расширяется круг товаров, в отношении которых европейские директивы выдвигают требование обязательной сертификации систем качества.
Так, с 1 996 года это требование действует в отношении транспортной техники; более того, оно распространяется на поставщиков узлов и деталей, определяющих безопасность эксплуатации транспортного средства.
Другой особенностью европейского рынка является требование потребителя, которое на пересыщенном товарами рынке обязан выполнять изготовитель, если, естественно, он хочет иметь успех.
Ранее наши предприятия в основном ориентировались на сертификацию продукта. Считалось, что достаточно сертифицировать продукт в авторитетном западном или американском органе и успех обеспечен. Теперь этого недостаточно. Изменилась психология потребителя.
Он рассуждает примерно так. Если фирма собирается сертифицировать свой продукт, она обязательно подготовится к этому акту: получше проконтролирует на входе, тщательней отладит технологический процесс, пожестче испытает на выходе. В результате к сертификации будет предъявлен не тот продукт, который выпускается каждый день, о тот, который фирма в принципе может выпускать; т.е. потребитель, в ряде случаев сам являющийся изготовителем, воспринимает сертификат на продукт как показатель инженерно-технических возможностей фирмы-изготовителя.
А чтобы быть уверенным в том, что он будет постоянно получать от изготовителя товар того качества, которое ему нужно, потребитель требует сертификат на систему.
Потребитель рассматривает этот сертификат как свидетельство того, что у изготовителя существует система, гарантирующая стабильный выпуск продукта того уровня качества, который подтвержден сертификатом на продукт.
Более того, в большинстве случаев потребитель при наличии сертификата на систему не требует сертификата на продукт, доверяясь в этом случае контрольным службам изготовителя. И уж, конечно, если есть возможность выбора, потребитель всегда отдает предпочтение изготовителю с сертифицированной системой качества.
Таким образом, сертификация систем качества все более смещается в сторону регулируемой зоны.
Свое воздействие на активизацию этого процесса оказали и страховые компании.
Европейский закон ответственности за качество выпускаемого продукта предусматривает однозначное возмещение ущерба, причиненного потребителю низким качеством продукта. За этим законом стоят жесткие юридические акты.
Поскольку всегда существует риск наступления такой ответственности, фирма-изготовитель старается застраховать себя от этого риска, а страховое агентство в этой ситуации все чаще требует от нее наличия сертифицированной системы качества.
Распространяется это требование и на наши предприятия, поставляющие свой продукт в зарубежные страны.
По закону ответственности за качество продукта эта ответственность распространяется на того, кто изготавливает продукт, того, кто ставит на него свой товарный знак, и того, кто распространяет продукт на рынке. Два последних случая и относятся к нашим предприятиям.
Вывод: при поставке товаров наши экспортеры всегда будут получать цену, заниженную на размер риска, связанного с компенсацией ущерба, причиненного потребителю.
Географически требования сертифицированной системы качества не ограничиваются единым европейским рынком. Страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки во многом в вопросах качества ориентируются на европейские требования.
Итак, сегодня, сертификат на систему качества, выданный авторитетным сертификационным органом, является одним из важнейших показателей конкурентоспособности.
С другой стороны, существует объективная потребность в сертификации систем качества и для реализации продукта предприятий на внутреннем рынке. Насыщение внутреннего рынка импортным продуктом обостряет конкурентную борьбу отечественных предприятий с зарубежными поставщиками. Естественно, что эта борьба будет тем жестче, чем ниже качество нашего продукта и чем выше его цена, установленная по затратному механизму и прогрессивно возрастающая за счет роста цен на сырье и энергоносители. В этом случае сертификация на соответствие нормам серии 9000, вынуждающая предприятия внедрять современные системы качества, будет способствовать увеличению их конкурентоспособности.
Таким образом, всем предприятиям, ориентированным на международный рынок или функционирующим на внутреннем, целесообразно иметь у себя действующую систему качества, отвечающую требованиям международных стандартов. Однако попытки разработки систем качества силами самих предприятий малоэффективны.
Многие предприятия, поверхностно ознакомившись с требованиями стандартов ИСО серии 9000, приходят к выводу: “у нас все это есть”. В результате вместо разработки систем происходит упрощенная адаптация КС УКП к этим требованиям. При этом не учитывается, что по идеологии норм ИСО серии 9000 система качества должна быть взаимоувязана со всеми видами деятельности, определяющими качество.
Система качества приносит прибыль за счет максимального сокращения “скрытого производства”, связанного с доработками, переделками, повторными испытаниями и т.п.
Следовательно, есть и еще один аспект сертификации систем качества: снижение затрат на указанное “скрытое производство”.
Полная информационная безоружность наших предприятий при подходах к сертификации не дает им возможности правильно осознать проблему. Поэтому потребность в специальной методической литературе на данном этапе вхождения в мировой рынок стоит особенно остро.
Предлагаемая читателю книга немецких авторов в определенной мере восполняет этот пробел.
Книга может сыграть важную роль на этапе подготовки, так как прежде чем приступать к практической реализации положений ИСО серии 9000, необходимо сформировать новое управленческое мышление и мотивационные аспекты в области качества.
Книга состоит из девяти глав. Логика изложения такова, что в каждой главе с достаточной степенью полноты подчеркиваются необходимость отстаивания основных принципов системы качества, в частности, привлечения и ответственности высшего руководства, знание стоимости качества, удовлетворения требований заказчика, мотивации эффективного труда, убеждения, что каждый исполнитель несет ответственность за качество.
Полезной особенностью книги является то, что разделы, в которых рассматриваются составляющие элементы качества, заканчиваются четким изложением вклада этих элементов в повышение надежности и конкурентоспособности, в снижение риска предприятия.
Авторы книги, большинство из которых являются ведущими специалистами RWTUV*, постарались изложить материал так, чтобы книга была одинаково интересна и полезна как предприятиям, готовящимся к построению системы качества в соответствии с требованиями ИСО, так и консультантам, работающим в этой области.
К сожалению, некоторые главы книги изложены неоправданно сложно, что затрудняет их прочтение. Условия лицензионного соглашения и стремление издателя быть как можно ближе к тексту оригинала ограничивали наши возможности.
Мы просим читателей отнестись к этому с пониманием.
Мы предлагаем читателям книгу коллектива немецких авторов, в которой обобщен их практический опыт в разработке, внедрении и сертификации систем менеджмента качества.
Эта книга может быть рекомендована не только читателям, обладающим специальными знаниями, но и тем, кто пока просто интересуется, с чего начать построение современной системы качества. А круг таких лиц все более расширяется.
Тех, кто знаком с тенденциями развития мирового рынка товаров и услуг, вряд ли нужно убеждать в том, что без признанного сертификата на систему качества нельзя доказать сегодня свою конкурентоспособность.
Книга переведена и подготовлена к изданию акционерным обществом “Интерсертифика” — одной из наиболее авторитетных организаций, работающей на рынке услуг в области качества. В 1996 году АО “Интерсертифика” отметило свой пятилетний юбилей. Только в 1996 году с помощью АО “Интерсертифика” получат сертификаты на системы менеджмента качества около 20 крупных промышленных предприятий России, Украины, Белоруссии и Казахстана.
Партнерами АО “Интерсертифика” являются Рейнско-Вестфальское Общество технического надзора (RWTUV) и авторитетнейший сертификационный орган TUV CERT, сертификаты которого признаются во всех странах мира.
5 лет назад, когда АО начинало свою деятельность, наши предприятия были еще далеки от понимания того, что без сертифицированной системы качества достойное место на европейском и других рынках занять нельзя. Да и сам европейский рынок еще не развился до того уровня, чтобы сертификат на систему качества стал показателем конкурентоспособности.
Европейские директивы только начинали развиваться в этом направлении, а общеевропейский закон ответственности за качество еще не был принят.
Само же Европейское Сообщество жило мечтами о том единении, которое окончательно оформилось к 1 993 году. К этому же времени закончилось формирование единых требований к фирмам, предлагающим свои товары и услуги на общем рынке.
Среди этих требований — сертификация систем менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО 9000-9004.
Для лучшего понимания тех процессов, которые происходят в Европе, необходимо уточнить терминологию, которая отличается от принятой в России.
В России существуют понятия обязательной и добровольной сертификации. На Западе — сертификация в регулируемой и нерегулируемой зонах.
Во втором случае все обозначено четко: регулируемая зона — это зона, в которой существуют нормативно-законодательные акты, определяющие требования к товару или услуге; нерегулируемая— зона, в которой законодательных требований нет.
До недавнего времени сертификация систем качества относилась к нерегулируемой зоне. Однако в последнее время все более расширяется круг товаров, в отношении которых европейские директивы выдвигают требование обязательной сертификации систем качества.
Так, с 1 996 года это требование действует в отношении транспортной техники; более того, оно распространяется на поставщиков узлов и деталей, определяющих безопасность эксплуатации транспортного средства.
Другой особенностью европейского рынка является требование потребителя, которое на пересыщенном товарами рынке обязан выполнять изготовитель, если, естественно, он хочет иметь успех.
Ранее наши предприятия в основном ориентировались на сертификацию продукта. Считалось, что достаточно сертифицировать продукт в авторитетном западном или американском органе и успех обеспечен. Теперь этого недостаточно. Изменилась психология потребителя.
Он рассуждает примерно так. Если фирма собирается сертифицировать свой продукт, она обязательно подготовится к этому акту: получше проконтролирует на входе, тщательней отладит технологический процесс, пожестче испытает на выходе. В результате к сертификации будет предъявлен не тот продукт, который выпускается каждый день, о тот, который фирма в принципе может выпускать; т.е. потребитель, в ряде случаев сам являющийся изготовителем, воспринимает сертификат на продукт как показатель инженерно-технических возможностей фирмы-изготовителя.
А чтобы быть уверенным в том, что он будет постоянно получать от изготовителя товар того качества, которое ему нужно, потребитель требует сертификат на систему.
Потребитель рассматривает этот сертификат как свидетельство того, что у изготовителя существует система, гарантирующая стабильный выпуск продукта того уровня качества, который подтвержден сертификатом на продукт.
Более того, в большинстве случаев потребитель при наличии сертификата на систему не требует сертификата на продукт, доверяясь в этом случае контрольным службам изготовителя. И уж, конечно, если есть возможность выбора, потребитель всегда отдает предпочтение изготовителю с сертифицированной системой качества.
Таким образом, сертификация систем качества все более смещается в сторону регулируемой зоны.
Свое воздействие на активизацию этого процесса оказали и страховые компании.
Европейский закон ответственности за качество выпускаемого продукта предусматривает однозначное возмещение ущерба, причиненного потребителю низким качеством продукта. За этим законом стоят жесткие юридические акты.
Поскольку всегда существует риск наступления такой ответственности, фирма-изготовитель старается застраховать себя от этого риска, а страховое агентство в этой ситуации все чаще требует от нее наличия сертифицированной системы качества.
Распространяется это требование и на наши предприятия, поставляющие свой продукт в зарубежные страны.
По закону ответственности за качество продукта эта ответственность распространяется на того, кто изготавливает продукт, того, кто ставит на него свой товарный знак, и того, кто распространяет продукт на рынке. Два последних случая и относятся к нашим предприятиям.
Вывод: при поставке товаров наши экспортеры всегда будут получать цену, заниженную на размер риска, связанного с компенсацией ущерба, причиненного потребителю.
Географически требования сертифицированной системы качества не ограничиваются единым европейским рынком. Страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки во многом в вопросах качества ориентируются на европейские требования.
Итак, сегодня, сертификат на систему качества, выданный авторитетным сертификационным органом, является одним из важнейших показателей конкурентоспособности.
С другой стороны, существует объективная потребность в сертификации систем качества и для реализации продукта предприятий на внутреннем рынке. Насыщение внутреннего рынка импортным продуктом обостряет конкурентную борьбу отечественных предприятий с зарубежными поставщиками. Естественно, что эта борьба будет тем жестче, чем ниже качество нашего продукта и чем выше его цена, установленная по затратному механизму и прогрессивно возрастающая за счет роста цен на сырье и энергоносители. В этом случае сертификация на соответствие нормам серии 9000, вынуждающая предприятия внедрять современные системы качества, будет способствовать увеличению их конкурентоспособности.
Таким образом, всем предприятиям, ориентированным на международный рынок или функционирующим на внутреннем, целесообразно иметь у себя действующую систему качества, отвечающую требованиям международных стандартов. Однако попытки разработки систем качества силами самих предприятий малоэффективны.
Многие предприятия, поверхностно ознакомившись с требованиями стандартов ИСО серии 9000, приходят к выводу: “у нас все это есть”. В результате вместо разработки систем происходит упрощенная адаптация КС УКП к этим требованиям. При этом не учитывается, что по идеологии норм ИСО серии 9000 система качества должна быть взаимоувязана со всеми видами деятельности, определяющими качество.
Система качества приносит прибыль за счет максимального сокращения “скрытого производства”, связанного с доработками, переделками, повторными испытаниями и т.п.
Следовательно, есть и еще один аспект сертификации систем качества: снижение затрат на указанное “скрытое производство”.
Полная информационная безоружность наших предприятий при подходах к сертификации не дает им возможности правильно осознать проблему. Поэтому потребность в специальной методической литературе на данном этапе вхождения в мировой рынок стоит особенно остро.
Предлагаемая читателю книга немецких авторов в определенной мере восполняет этот пробел.
Книга может сыграть важную роль на этапе подготовки, так как прежде чем приступать к практической реализации положений ИСО серии 9000, необходимо сформировать новое управленческое мышление и мотивационные аспекты в области качества.
Книга состоит из девяти глав. Логика изложения такова, что в каждой главе с достаточной степенью полноты подчеркиваются необходимость отстаивания основных принципов системы качества, в частности, привлечения и ответственности высшего руководства, знание стоимости качества, удовлетворения требований заказчика, мотивации эффективного труда, убеждения, что каждый исполнитель несет ответственность за качество.
Полезной особенностью книги является то, что разделы, в которых рассматриваются составляющие элементы качества, заканчиваются четким изложением вклада этих элементов в повышение надежности и конкурентоспособности, в снижение риска предприятия.
Авторы книги, большинство из которых являются ведущими специалистами RWTUV*, постарались изложить материал так, чтобы книга была одинаково интересна и полезна как предприятиям, готовящимся к построению системы качества в соответствии с требованиями ИСО, так и консультантам, работающим в этой области.
К сожалению, некоторые главы книги изложены неоправданно сложно, что затрудняет их прочтение. Условия лицензионного соглашения и стремление издателя быть как можно ближе к тексту оригинала ограничивали наши возможности.
Мы просим читателей отнестись к этому с пониманием.