Часть 2 История развития менеджмента качества
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Bckhard Kreier
Содержание
2/2 Основные региональные и национальные акценты развития
2/3 Основоположники концепций качества
2/5 Основания для внедрения системы QM
|
|
|
|
История качества
|
История качества такая же длинная, как и производство товаров и оказание услуг. До тех пор пока процесс изготовления, ориентированный на постоянную структуру каждого вида ремесла, находился в поле зрения мастера, мастер вместе со своими людьми чувствовал себя ответственным за результат труда. Качество жило, ощущалась гордость за результат проделанной работы. Такая упрощенная и плакатная форма представления прошлого была собственно не везде, также как и теперь, наши предки боролись с рутиной, плохими продуктами и услугами. |
|
Пример штрафов, связанных с низким качеством
|
Приведем только два примера. Из кодекса Хаммураби (Codex Hammurabi) известно, какие драконовские штрафы угрожали строителю, если построенное им сооружение рушилось и ранило людей или наносило повреждения. Если убивало господина, то строителя постигала та же участь. Если смерть настигала сына господина, то убивали также сына строителя. Перечень штрафов расширялся: за содеянное наступала расплата тем же. Итак, плохо было тому, кто плохо работал и давал плохое качество. |
Указ царя Петра 1 от II января 1723 года (см. рис.) достаточно четко давал понять, что угрожало тому, кто даст плохое качество.

Петр I.
Указ Царя
от 17 января 1723 года
|
Повелеваю хозяина Тульской фабрики. Корнилу Белоглазом бить кнутом и сослать на работу в монастыри, понеже он, подлец, осмелился войску Государеву продавать негодные пищали и фузеи, старшину альдермала Флора Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья.
Приказано оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей.
Пусть дьяки и подьячие смотрят, как альдермалы клейма ставят, буде сомнение возьмет, самим проверить и осмотром и стрельбою. Демидов не обижается, повелеваю
|
А два ружья каждый месяц стрелять, пока не испортится. Буде заминка в войске приключаться при сражении, по недогляду дьяков и подьячих, бить оных кнутьями и. нещадно по оголенному месту. Хозяину 25 кнутов и пени по червонцу за ружье, Старшине альдермалу - бить до бесчувствия.
Старшего дьяка отдать в унтерофицеры. Дьяка - в писари. Подьячего лишить чарки сроком на один год- Новому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю построить дьякам и подьячим избы не хуже хозяйской были, буде хуже, пусть живота лишить.
|
|
|
Оба примера из разных столетий, может быть, заставят нас сегодня улыбнуться, ведь подобные штрафы упразднены. “Глаз за глаз, зуб за зуб” — в нашей культуре ушло в прошлое (вероятно, навсегда!) Но оба примера ясно показывают, какое значение придавалось предупреждению плохого качества. |
|
|
|
Система мер, предпринимаемых господами Хаммураби и Петром 1, была соизмерима с тем временем и служила четким мерилом и стимулом особенно тщательно заниматься вопросами качества. Негативное воздействие плохого качества на заказчика мгновенно должны были ощущать все те, кто нес за него ответственность. |
|
|
Индустриализация
|
Процесс индустриализации, связанный с началом массового производства, характеризовался делением технологических процессов на элементарные операции (тейлоризм). При такой системе каждый отдельный исполнитель в процессе создания ценности отвечал только за свою операцию и не видел результатов общего труда. Такое расчленение технологических процессов привело к иерархии уровней управления и к созданию вспомогательных подразделений, целью которых было восстановление управляемости процессов. |
|
|
Контрольные мероприятия
|
Такая трудно обозримая новая форма разделения труда требовала дополнительных контрольных операций, объем которых возрастал с ростом технической сложности изделий. |
|
|
Устранение дефектов
|
Как выход из этого положения, в первой трети нашего столетия в США для предупреждения и устранения дефектов постепенно стали внедряться статистические методы и, в частности, выборочный контроль. Методы выборочного контроля постоянно совершенствовались. В результате затраты на контроль сократились (не нужно стало проверять каждую отдельную деталь или весь конечный продукт). |
|
|
Статистические методы
|
Статистические методы в этот период не были ориентированы на изменение процессов во времени. Контролируя производственный процесс или конечный продукт, определяли число годных деталей по отношению к дефектным. Из этого делали выводы, а при выявлении отклонений от за данных значений, намечали соответствующие мероприятия. Последующим шагом явились крупные инвестиции
|
|
|
Мероприятия по обеспечению качества
|
в обеспечение качества на стадиях планирования, анализа, разработки и производства изделий. Постепенно был осознан факт, что дефекты обходятся изготовителю тем дороже, чем позднее они выявляются. “Предупреждать дешевле, чем лечить”. Доказано, что в среднем устранение дефекта на стадии конструкторской разработки обходится в 10 раз дешевле, чем если он будет обнаружен в производстве. Стоимость устранения того же дефекта у заказчика возрастает еще в 10 раз. Следовательно, целесообразно прорабатывать вопросы качества как можно раньше, для чего необходимо проводить соответствующие предупредительные мероприятия. |
|
|
Повышение производительности
|
Проведение предупредительных мероприятий на всех стадиях производственного цикла привело к дальнейшему улучшению качества процессов и, как следствие, к повышению производительности. В начале 60-х гг. в центре внимания опять оказывается человек как основной фактор образования качества. Было замечено, что вовлечение всех участвующих в создании конкретной ценности в процесс выработки решения и осознанное принятие ответственности за реализацию этого решения повышают мотивацию и приводят к успеху. В этой связи вспоминается пример с моделью “Вольво” (Volvo), ставший известным в 70-е гг. Он характеризовался переходом конвейерного производства к образованию рабочих групп. В конвейерном производстве рабочий монотонно изо дня в день выполнял одну и ту же операцию, как бы абстрагируясь от результатов труда. В поисках возможности резкого повышения качества автомобилей руководство фирмы пришло к идее создания рабочих групп, которые выполняли определенную законченную часть процесса сборки. Раньше рабочий мог выполнять лишь ограниченное число простейших операций. В группе, благодаря созданию соответствующего микроклимата, |
|
|
|
появилась необходимость и обязанность освоить операции, закрепленные за группой. Кругозор и производительный навык каждого в отдельности расширился. Все члены группы стали одинаково компетентны. Принятие решения облегчилось, уровень дефектности снизился, а производительность увеличилась. |
|
|
Кружки качества
|
Однако вовлечение рабочих в организацию производственного процесса не нашло своего продолжения в кружках качества, которые успешно практиковались в Японии. |
|
|
Всеобъемлющее управление качеством (Total Qauliry Control) |
Понимание проблемы качества как широкой предпринимательской задачи с принятием руководством ответственности на себя как высшей решающей инстанции по вопросам качества было впервые всесторонне описано в книге А. Фейгенбаума (A.V. Feigenbaum) “Всеобъемлющее управление качеством” (Total Qaulity Control). |
|
|
Всеобъемлющий менеджмент качества (Total Qaulity Management)
|
Принцип сверху - вниз (top-down), усиленная ориентация на заказчика, привлечение поставщиков, менеджмент экологии означают в интегрированной общей концепции сегодняшний уровень суждений в области менеджмента качества с выделением понятия “Всеобъемлющий менеджмент качества” (Total Qaulity Management). Сегодня под этим термином мы больше не понимаем нечто статичное, а рассматриваем его как постоянное требование анализировать производственные ситуации, устранять слабые места и улучшать производственные процессы. Это распространяется не только на производство, но и на всю организацию с ее взаимосвязями во внешнем мире. Человек как организатор и ответственный — опять находится в центре внимания. |
|
2/2 Основные региональные и национальные акценты развития
|
|
|
|
|
Путь к осознанию значения качества как стратегического фактора имел свои региональные и национальные особенности. Если для США акцент совершенствования качества был в основном связан с военной стратегией, то для европейских стран, таких как Англия и ФРГ, этот акцент был связан с выработкой стратегической линии в конкурентной борьбе за выживание. |
|
Обозначение продуктов
|
Так, еще в 1 887 г. Великобритания потребовала обозначать немецкие продукты маркировкой “Сделано в Германии” (Made in Germany). Это должно было служить защитой для английской промышленности, а позднее также для других стран. Великобритания хотела, чтобы ее собственные продукты, на которых не было этого “клейма”, имели конкурентное превосходство по отношению к немецким продуктам. Как известно, это мероприятие имело как раз противоположный результат. Немецкие товары считались в то время на мировом рынке особенно надежными, так что вскоре “Сделано в Германии” стало символом качества. С другой стороны, во время второй мировой войны военная промышленность США в значительной степени способствовала улучшению качества производства. Крупные инвестиции в мероприятия по качеству дали положительные результаты, |
|
|
о которых стало известно в других отраслях промышленности. Значительные убытки, связанные с использованием несоответствующих производственных методов и проведением дорогостоящих мероприятий по обеспечению качества, ускоряли процесс перестройки мышления. |
|
Процесс перестройки мышления в США
|
Примером к побуждению перестройки мышления могут служить большие убытки, которые понесли США с “кораблями свободы” (Liberty-Schiffe). Корабли были сконструированы в соответствии с требованиями эксплуатации в теплых водах тихоокеанских течений, а на практике они вынуждены были плавать в холодных водах Северной Атлантики. В результате воздействия низких температур в корпусе корабля возникали трещины, и корабли тонули. Таких случаев было несколько. Большой вклад в развитие норм по качеству в США внесло страхование. Недостатки в области качества и вытекающие из них убытки заставили страховщиков создать регулирующие нормативы, которых должны были придерживаться все застрахованные предприятия. Наравне с другим это также послужило мотивом для |
|
Происхождение норм ЕН ИСО
|
возникновения и развития систем менеджмента качества и соответствующих норм, с которыми мы имеем дело сегодня. Можно отчетливо проследить эволюцию происхождения ЕН ИСО серии 9000. Может быть, вы вспомните, с чего в 60-е годы начался “японский вызов”: японцы открылись западному миру и стали, отчасти беспрепятственно, копировать западные промышленные товары, которые своим отличным качеством завоевали хорошее имя на рынке. Они начали с оптических товаров, таких как фотоаппараты, продолжили этот процесс дальше производством автомобилей, потом добавили бытовую электронику, компьютеры и элементы радиоэлектронной аппаратуры. Поначалу попытки японцев захватить западный рынок сбыта осмеивались. Первые японские товары имели качество ниже всякой критики. Дизайн, если речь не шла о прямом копировании, вызывал только ухмылки. Инструкции по эксплуатации и описания конструкции товаров были малопригодны для практических целей и часто служили поводом для шуток и карикатур, которые позволяла себе пресса. Но, уже к началу 80-х гг. мы узнали, что японцы извлекли из этого урок. С этих пор над тем, что приходит из Японии, больше никто не смеется. Напротив, товары внешне инновативны, имеют качество, на которое с уважением ориентируется западный мир, разнообразны по дизайну. |
|
Японская угроза
|
Понятие “японский вызов” сменилось понятием “японская угроза”. Как это могло случиться? И как раз там, где немцы так гордились своим “Сделано в Германии”! Экономический всплеск в западном мире с большими экспортными излишками подарил нам растущий уровень благосостояния, который нас постепенно расслаблял. Напряжение и сознание необходимости постоянных улучшений постепенно снижались, потому что у нас пока еще все было хорошо. Экономика развивалась, как по маслу, а рынок был широко открыт и терпелив. До тех пор пока качество продуктов (позвольте отнести к этому также оказание услуг) было в некоторой степени удовлетворительным, не было никакого права и повода для коллективного беспокойства. |
|
Кажущаяся стабильность
|
Сегодня мы знаем, что мы переоценили кажущуюся стабильность своих товаров на рынке. Японцы постепенно приспособились к старой добродетели, которая раньше способствовала успеху Запада, и развили ее творчески дальше с помощью: • активной работы, • спланированной работы, • принципа “думать совместно”, • вовлечения сотрудников в планирование и управление процессами, |
|
Обеспечение качества на производстве
|
• интегративного планирования процессов конструкторской разработки, производства, сбыта вплоть до обслуживания заказчика, • преимущества работ в области качества в общем процессе по отношению к дополнительному контролю качество. Результат: • За сравнительно короткое время Япония вошла в узкий круг экономических гигантов. • Японские товары достигли и превзошли уровень качества товаров старых экономических держав. Инновационная мощь выразилась в нарастающем разнообразии японских товаров. Японские экспортные поставки приобрели неимоверный размах. Другие восточно-азиатские экономические державы следуют этому примеру и со все возрастающим успехом также производят дешевые, и в то же время хорошие по качеству товары. |
|
Осознание значения качества в Европе
|
Однако жизнь продолжается. Запад просыпается, наблюдает и подробно анализирует факторы успеха японцев. Осознание значения качества отражается в печати, в том числе и в нормативных документах, изданных в США и принятых в Европе. Формируется стремление к созданию в промышленности единого прослеживаемого стандарта качества. |
|
Англия
|
Англия, которая особенно пострадала во время экономического кризиса конца 70-х гг., пришла к выводу, что единственный на длительную перспективу шанс по оздоровлению экономики заключается в решительном улучшении качества продуктов и что только таким образом можно контролировать импорт и стимулировать жизненно важный экспорт. Во времена правления Маргарет Тетчер были разработаны широкие государственные программы по поддержке экономики и повышению качества продукта. После США здесь впервые в Европе были внедрены нормы и программы по качеству. |
|
Международная организация стандартов
|
В 1 987 г. в Женеве была основана международная организация стандартов (IOS), которая по всей Европе распространила нормы ЕН 29000 и далее. Эта серия норм была взята в содержательном плане отдельными странами, в Германии они называются ДИН ИСО серии 9000. В этих нормах определены минимальные требования, которые предъявляются к важным с точки зрения качества производственным процессам. Требования регулируют документацию этих процессов и предусматривают возможность их проверки. В Федеративной республике Германии в середине 80-х гг. давление со стороны государства по внедрению стандартов качества не было таким большим, как, например, в Англии. Экономический спад последовал за другими европейскими странами с задержкой по времени, воссоединение Германии возродило кажущийся бум, который впрочем держался недолго. И это как раз было причиной того, что на немецких предприятиях усиление внимания и внедрение регулирующих нормативов норм качества произошло только примерно с 1992 г. |
|
Нормы качества в ФРГ
|
Сама сертификация не является гарантией того, что в будущем можно с успехом устоять в конку рентной борьбе. Она просто документально подтверждает, что объективно на предприятии имеется и функционирует определенный стандарт качества. Она, конечно, упрощает и сокращает проверку субпоставщиков их заказчиками, что позволяет снизить затраты на входной контроль, но в конечном счете не сертификат определяет степень качества и успех предприятия, а его заказчики. Таким образом, ЕН ИСО серии 9000 являются тем |
|
Осознание качества |
необходимым инструментом, который обеспечивает возможность сертифицировать систему качества предприятия на соответствие международным требованиям, дать уверенность заказчику в гарантии качества, расширить рынок сбыта и тем самым достичь своей экономической цели. |
примечание издателя
Кроме приведенных выше мотивационных моментов, стимулирующих создание и сертификацию систем качества на предприятиях, есть еще один, действующий весьма энергетично, — это психология западного покупателя (потребителя).
Во-первых, способность быстро реагировать на любое нововведение. Стоило появиться на рынке товаром, в рекламных проспектах на которые приводятся ссылки на сертифицированную систему качества, как это стало одним из показателей конкурентоспособности товара и производящей его фирмы.
Во-вторых, некоторая доля недоверия к сертификатам на продукт, которая всегда была у потребителя, являющегося одновременно и производителем товаров. Рассуждения сводились примерно к следующему, вслед за решением сертифицировать товар следует определенный подготовительный период. В этот период изготовитель предъявит более жесткие требования к поставщику материалов, полуфабрикатов и комплектующих, технологическим процессам, контролю продукта в процессе изготовления и на выходе.
Поэтому потребитель все чаще требует, чтобы рядом с сертификатом на продукт, который в этой ситуации является лишь свидетельством инженерно-технических возможностей фирмы, лежал сертификат на систему качества, который подтверждает, что на фирме действует система, гарантирующая стабильный выпуск продукта того уровня качества, который подтвержден сертификатом на сам продукт.
2/3 Основоположники концепций качество
Примечание издателя
Перечень имен, приводимых автором, будет неполным, если к нему не добавить еще одно имя: Филипп Кросби. Этот американский ученый создал свою теорию на основе практического опыта разработки и внедрения системы качества на автомобильных заводах General Motors. Четыре его заповеди культурного взлета предприятия как бы подводят черту под тридцатилетним периодом развития науки о качестве:
1) качество — это соответствие требованиям;
2) основной принцип достижения качества — предупреждение;
3) нуль дефектов — стандарт предприятия;
4) масштаб качества — затраты, связанные с невыполнением требований.
Bckhard Kreier
Содержание
2/2 Основные региональные и национальные акценты развития
2/3 Основоположники концепций качества
2/5 Основания для внедрения системы QM
|
|
|
|
История качества
|
История качества такая же длинная, как и производство товаров и оказание услуг. До тех пор пока процесс изготовления, ориентированный на постоянную структуру каждого вида ремесла, находился в поле зрения мастера, мастер вместе со своими людьми чувствовал себя ответственным за результат труда. Качество жило, ощущалась гордость за результат проделанной работы. Такая упрощенная и плакатная форма представления прошлого была собственно не везде, также как и теперь, наши предки боролись с рутиной, плохими продуктами и услугами. |
|
Пример штрафов, связанных с низким качеством
|
Приведем только два примера. Из кодекса Хаммураби (Codex Hammurabi) известно, какие драконовские штрафы угрожали строителю, если построенное им сооружение рушилось и ранило людей или наносило повреждения. Если убивало господина, то строителя постигала та же участь. Если смерть настигала сына господина, то убивали также сына строителя. Перечень штрафов расширялся: за содеянное наступала расплата тем же. Итак, плохо было тому, кто плохо работал и давал плохое качество. |
Указ царя Петра 1 от II января 1723 года (см. рис.) достаточно четко давал понять, что угрожало тому, кто даст плохое качество.

Петр I.
Указ Царя
от 17 января 1723 года
|
Повелеваю хозяина Тульской фабрики. Корнилу Белоглазом бить кнутом и сослать на работу в монастыри, понеже он, подлец, осмелился войску Государеву продавать негодные пищали и фузеи, старшину альдермала Флора Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья.
Приказано оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей.
Пусть дьяки и подьячие смотрят, как альдермалы клейма ставят, буде сомнение возьмет, самим проверить и осмотром и стрельбою. Демидов не обижается, повелеваю
|
А два ружья каждый месяц стрелять, пока не испортится. Буде заминка в войске приключаться при сражении, по недогляду дьяков и подьячих, бить оных кнутьями и. нещадно по оголенному месту. Хозяину 25 кнутов и пени по червонцу за ружье, Старшине альдермалу - бить до бесчувствия.
Старшего дьяка отдать в унтерофицеры. Дьяка - в писари. Подьячего лишить чарки сроком на один год- Новому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю построить дьякам и подьячим избы не хуже хозяйской были, буде хуже, пусть живота лишить.
|
|
|
Оба примера из разных столетий, может быть, заставят нас сегодня улыбнуться, ведь подобные штрафы упразднены. “Глаз за глаз, зуб за зуб” — в нашей культуре ушло в прошлое (вероятно, навсегда!) Но оба примера ясно показывают, какое значение придавалось предупреждению плохого качества. |
|
|
|
Система мер, предпринимаемых господами Хаммураби и Петром 1, была соизмерима с тем временем и служила четким мерилом и стимулом особенно тщательно заниматься вопросами качества. Негативное воздействие плохого качества на заказчика мгновенно должны были ощущать все те, кто нес за него ответственность. |
|
|
Индустриализация
|
Процесс индустриализации, связанный с началом массового производства, характеризовался делением технологических процессов на элементарные операции (тейлоризм). При такой системе каждый отдельный исполнитель в процессе создания ценности отвечал только за свою операцию и не видел результатов общего труда. Такое расчленение технологических процессов привело к иерархии уровней управления и к созданию вспомогательных подразделений, целью которых было восстановление управляемости процессов. |
|
|
Контрольные мероприятия
|
Такая трудно обозримая новая форма разделения труда требовала дополнительных контрольных операций, объем которых возрастал с ростом технической сложности изделий. |
|
|
Устранение дефектов
|
Как выход из этого положения, в первой трети нашего столетия в США для предупреждения и устранения дефектов постепенно стали внедряться статистические методы и, в частности, выборочный контроль. Методы выборочного контроля постоянно совершенствовались. В результате затраты на контроль сократились (не нужно стало проверять каждую отдельную деталь или весь конечный продукт). |
|
|
Статистические методы
|
Статистические методы в этот период не были ориентированы на изменение процессов во времени. Контролируя производственный процесс или конечный продукт, определяли число годных деталей по отношению к дефектным. Из этого делали выводы, а при выявлении отклонений от за данных значений, намечали соответствующие мероприятия. Последующим шагом явились крупные инвестиции
|
|
|
Мероприятия по обеспечению качества
|
в обеспечение качества на стадиях планирования, анализа, разработки и производства изделий. Постепенно был осознан факт, что дефекты обходятся изготовителю тем дороже, чем позднее они выявляются. “Предупреждать дешевле, чем лечить”. Доказано, что в среднем устранение дефекта на стадии конструкторской разработки обходится в 10 раз дешевле, чем если он будет обнаружен в производстве. Стоимость устранения того же дефекта у заказчика возрастает еще в 10 раз. Следовательно, целесообразно прорабатывать вопросы качества как можно раньше, для чего необходимо проводить соответствующие предупредительные мероприятия. |
|
|
Повышение производительности
|
Проведение предупредительных мероприятий на всех стадиях производственного цикла привело к дальнейшему улучшению качества процессов и, как следствие, к повышению производительности. В начале 60-х гг. в центре внимания опять оказывается человек как основной фактор образования качества. Было замечено, что вовлечение всех участвующих в создании конкретной ценности в процесс выработки решения и осознанное принятие ответственности за реализацию этого решения повышают мотивацию и приводят к успеху. В этой связи вспоминается пример с моделью “Вольво” (Volvo), ставший известным в 70-е гг. Он характеризовался переходом конвейерного производства к образованию рабочих групп. В конвейерном производстве рабочий монотонно изо дня в день выполнял одну и ту же операцию, как бы абстрагируясь от результатов труда. В поисках возможности резкого повышения качества автомобилей руководство фирмы пришло к идее создания рабочих групп, которые выполняли определенную законченную часть процесса сборки. Раньше рабочий мог выполнять лишь ограниченное число простейших операций. В группе, благодаря созданию соответствующего микроклимата, |
|
|
|
появилась необходимость и обязанность освоить операции, закрепленные за группой. Кругозор и производительный навык каждого в отдельности расширился. Все члены группы стали одинаково компетентны. Принятие решения облегчилось, уровень дефектности снизился, а производительность увеличилась. |
|
|
Кружки качества
|
Однако вовлечение рабочих в организацию производственного процесса не нашло своего продолжения в кружках качества, которые успешно практиковались в Японии. |
|
|
Всеобъемлющее управление качеством (Total Qauliry Control) |
Понимание проблемы качества как широкой предпринимательской задачи с принятием руководством ответственности на себя как высшей решающей инстанции по вопросам качества было впервые всесторонне описано в книге А. Фейгенбаума (A.V. Feigenbaum) “Всеобъемлющее управление качеством” (Total Qaulity Control). |
|
|
Всеобъемлющий менеджмент качества (Total Qaulity Management)
|
Принцип сверху - вниз (top-down), усиленная ориентация на заказчика, привлечение поставщиков, менеджмент экологии означают в интегрированной общей концепции сегодняшний уровень суждений в области менеджмента качества с выделением понятия “Всеобъемлющий менеджмент качества” (Total Qaulity Management). Сегодня под этим термином мы больше не понимаем нечто статичное, а рассматриваем его как постоянное требование анализировать производственные ситуации, устранять слабые места и улучшать производственные процессы. Это распространяется не только на производство, но и на всю организацию с ее взаимосвязями во внешнем мире. Человек как организатор и ответственный — опять находится в центре внимания. |
|
2/2 Основные региональные и национальные акценты развития
|
|
|
|
|
Путь к осознанию значения качества как стратегического фактора имел свои региональные и национальные особенности. Если для США акцент совершенствования качества был в основном связан с военной стратегией, то для европейских стран, таких как Англия и ФРГ, этот акцент был связан с выработкой стратегической линии в конкурентной борьбе за выживание. |
|
Обозначение продуктов
|
Так, еще в 1 887 г. Великобритания потребовала обозначать немецкие продукты маркировкой “Сделано в Германии” (Made in Germany). Это должно было служить защитой для английской промышленности, а позднее также для других стран. Великобритания хотела, чтобы ее собственные продукты, на которых не было этого “клейма”, имели конкурентное превосходство по отношению к немецким продуктам. Как известно, это мероприятие имело как раз противоположный результат. Немецкие товары считались в то время на мировом рынке особенно надежными, так что вскоре “Сделано в Германии” стало символом качества. С другой стороны, во время второй мировой войны военная промышленность США в значительной степени способствовала улучшению качества производства. Крупные инвестиции в мероприятия по качеству дали положительные результаты, |
|
|
о которых стало известно в других отраслях промышленности. Значительные убытки, связанные с использованием несоответствующих производственных методов и проведением дорогостоящих мероприятий по обеспечению качества, ускоряли процесс перестройки мышления. |
|
Процесс перестройки мышления в США
|
Примером к побуждению перестройки мышления могут служить большие убытки, которые понесли США с “кораблями свободы” (Liberty-Schiffe). Корабли были сконструированы в соответствии с требованиями эксплуатации в теплых водах тихоокеанских течений, а на практике они вынуждены были плавать в холодных водах Северной Атлантики. В результате воздействия низких температур в корпусе корабля возникали трещины, и корабли тонули. Таких случаев было несколько. Большой вклад в развитие норм по качеству в США внесло страхование. Недостатки в области качества и вытекающие из них убытки заставили страховщиков создать регулирующие нормативы, которых должны были придерживаться все застрахованные предприятия. Наравне с другим это также послужило мотивом для |
|
Происхождение норм ЕН ИСО
|
возникновения и развития систем менеджмента качества и соответствующих норм, с которыми мы имеем дело сегодня. Можно отчетливо проследить эволюцию происхождения ЕН ИСО серии 9000. Может быть, вы вспомните, с чего в 60-е годы начался “японский вызов”: японцы открылись западному миру и стали, отчасти беспрепятственно, копировать западные промышленные товары, которые своим отличным качеством завоевали хорошее имя на рынке. Они начали с оптических товаров, таких как фотоаппараты, продолжили этот процесс дальше производством автомобилей, потом добавили бытовую электронику, компьютеры и элементы радиоэлектронной аппаратуры. Поначалу попытки японцев захватить западный рынок сбыта осмеивались. Первые японские товары имели качество ниже всякой критики. Дизайн, если речь не шла о прямом копировании, вызывал только ухмылки. Инструкции по эксплуатации и описания конструкции товаров были малопригодны для практических целей и часто служили поводом для шуток и карикатур, которые позволяла себе пресса. Но, уже к началу 80-х гг. мы узнали, что японцы извлекли из этого урок. С этих пор над тем, что приходит из Японии, больше никто не смеется. Напротив, товары внешне инновативны, имеют качество, на которое с уважением ориентируется западный мир, разнообразны по дизайну. |
|
Японская угроза
|
Понятие “японский вызов” сменилось понятием “японская угроза”. Как это могло случиться? И как раз там, где немцы так гордились своим “Сделано в Германии”! Экономический всплеск в западном мире с большими экспортными излишками подарил нам растущий уровень благосостояния, который нас постепенно расслаблял. Напряжение и сознание необходимости постоянных улучшений постепенно снижались, потому что у нас пока еще все было хорошо. Экономика развивалась, как по маслу, а рынок был широко открыт и терпелив. До тех пор пока качество продуктов (позвольте отнести к этому также оказание услуг) было в некоторой степени удовлетворительным, не было никакого права и повода для коллективного беспокойства. |
|
Кажущаяся стабильность
|
Сегодня мы знаем, что мы переоценили кажущуюся стабильность своих товаров на рынке. Японцы постепенно приспособились к старой добродетели, которая раньше способствовала успеху Запада, и развили ее творчески дальше с помощью: • активной работы, • спланированной работы, • принципа “думать совместно”, • вовлечения сотрудников в планирование и управление процессами, |
|
Обеспечение качества на производстве
|
• интегративного планирования процессов конструкторской разработки, производства, сбыта вплоть до обслуживания заказчика, • преимущества работ в области качества в общем процессе по отношению к дополнительному контролю качество. Результат: • За сравнительно короткое время Япония вошла в узкий круг экономических гигантов. • Японские товары достигли и превзошли уровень качества товаров старых экономических держав. Инновационная мощь выразилась в нарастающем разнообразии японских товаров. Японские экспортные поставки приобрели неимоверный размах. Другие восточно-азиатские экономические державы следуют этому примеру и со все возрастающим успехом также производят дешевые, и в то же время хорошие по качеству товары. |
|
Осознание значения качества в Европе
|
Однако жизнь продолжается. Запад просыпается, наблюдает и подробно анализирует факторы успеха японцев. Осознание значения качества отражается в печати, в том числе и в нормативных документах, изданных в США и принятых в Европе. Формируется стремление к созданию в промышленности единого прослеживаемого стандарта качества. |
|
Англия
|
Англия, которая особенно пострадала во время экономического кризиса конца 70-х гг., пришла к выводу, что единственный на длительную перспективу шанс по оздоровлению экономики заключается в решительном улучшении качества продуктов и что только таким образом можно контролировать импорт и стимулировать жизненно важный экспорт. Во времена правления Маргарет Тетчер были разработаны широкие государственные программы по поддержке экономики и повышению качества продукта. После США здесь впервые в Европе были внедрены нормы и программы по качеству. |
|
Международная организация стандартов
|
В 1 987 г. в Женеве была основана международная организация стандартов (IOS), которая по всей Европе распространила нормы ЕН 29000 и далее. Эта серия норм была взята в содержательном плане отдельными странами, в Германии они называются ДИН ИСО серии 9000. В этих нормах определены минимальные требования, которые предъявляются к важным с точки зрения качества производственным процессам. Требования регулируют документацию этих процессов и предусматривают возможность их проверки. В Федеративной республике Германии в середине 80-х гг. давление со стороны государства по внедрению стандартов качества не было таким большим, как, например, в Англии. Экономический спад последовал за другими европейскими странами с задержкой по времени, воссоединение Германии возродило кажущийся бум, который впрочем держался недолго. И это как раз было причиной того, что на немецких предприятиях усиление внимания и внедрение регулирующих нормативов норм качества произошло только примерно с 1992 г. |
|
Нормы качества в ФРГ
|
Сама сертификация не является гарантией того, что в будущем можно с успехом устоять в конку рентной борьбе. Она просто документально подтверждает, что объективно на предприятии имеется и функционирует определенный стандарт качества. Она, конечно, упрощает и сокращает проверку субпоставщиков их заказчиками, что позволяет снизить затраты на входной контроль, но в конечном счете не сертификат определяет степень качества и успех предприятия, а его заказчики. Таким образом, ЕН ИСО серии 9000 являются тем |
|
Осознание качества |
необходимым инструментом, который обеспечивает возможность сертифицировать систему качества предприятия на соответствие международным требованиям, дать уверенность заказчику в гарантии качества, расширить рынок сбыта и тем самым достичь своей экономической цели. |
примечание издателя
Кроме приведенных выше мотивационных моментов, стимулирующих создание и сертификацию систем качества на предприятиях, есть еще один, действующий весьма энергетично, — это психология западного покупателя (потребителя).
Во-первых, способность быстро реагировать на любое нововведение. Стоило появиться на рынке товаром, в рекламных проспектах на которые приводятся ссылки на сертифицированную систему качества, как это стало одним из показателей конкурентоспособности товара и производящей его фирмы.
Во-вторых, некоторая доля недоверия к сертификатам на продукт, которая всегда была у потребителя, являющегося одновременно и производителем товаров. Рассуждения сводились примерно к следующему, вслед за решением сертифицировать товар следует определенный подготовительный период. В этот период изготовитель предъявит более жесткие требования к поставщику материалов, полуфабрикатов и комплектующих, технологическим процессам, контролю продукта в процессе изготовления и на выходе.
Поэтому потребитель все чаще требует, чтобы рядом с сертификатом на продукт, который в этой ситуации является лишь свидетельством инженерно-технических возможностей фирмы, лежал сертификат на систему качества, который подтверждает, что на фирме действует система, гарантирующая стабильный выпуск продукта того уровня качества, который подтвержден сертификатом на сам продукт.
2/3 Основоположники концепций качество
Примечание издателя
Перечень имен, приводимых автором, будет неполным, если к нему не добавить еще одно имя: Филипп Кросби. Этот американский ученый создал свою теорию на основе практического опыта разработки и внедрения системы качества на автомобильных заводах General Motors. Четыре его заповеди культурного взлета предприятия как бы подводят черту под тридцатилетним периодом развития науки о качестве:
1) качество — это соответствие требованиям;
2) основной принцип достижения качества — предупреждение;
3) нуль дефектов — стандарт предприятия;
4) масштаб качества — затраты, связанные с невыполнением требований.