Часть 2 История развития менеджмента качества

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 

Bckhard Kreier

Содержание

 

2/1 Эволюция качества

2/2 Основные региональные и национальные ак­центы развития

2/3 Основоположники концепций качества

2/4 Развитие понятия качества

2/5 Основания для внедрения системы QM

2/1 Эволюция качества

 

 

 

 

История

качества

 

 

 

 

История качества такая же длинная, как и произ­водство товаров и оказание услуг.

До тех пор пока процесс изготовления, ориенти­рованный на постоянную структуру каждого вида

ремесла, находился в поле зрения мастера, мас­тер вместе со своими людьми чувствовал себя ответственным за результат труда. Качество жило,

ощущалась гордость за результат проделанной ра­боты.

Такая упрощенная и плакатная форма представ­ления прошлого была собственно не везде, также как и теперь, наши предки боролись с рутиной,

плохими продуктами и услугами.

Пример штрафов, связанных с низким

качеством

 

 

Приведем только два примера.

Из кодекса Хаммураби (Codex Hammurabi) извест­но, какие драконовские штрафы угрожали строи­телю, если построенное им сооружение рушилось и ранило людей или наносило повреждения.

Если убивало господина, то строителя постигала та же участь.

Если смерть настигала сына господина, то убива­ли также сына строителя.

Перечень штрафов расширялся: за содеянное на­ступала расплата тем же.

Итак, плохо было тому, кто плохо работал и давал плохое качество.

 

 

Указ царя Петра 1 от II января 1723 года (см. рис.) достаточно четко давал понять, что угрожало тому, кто даст плохое качество.

 

Петр I.

Указ Царя

от 17 января 1723 года


Повелеваю хозяина Тульской

фабрики. Корнилу Белоглазом бить

кнутом и сослать на работу в

монастыри, понеже он, подлец,

осмелился войску Государеву

продавать негодные пищали и

фузеи, старшину альдермала Флора

Фукса бить кнутом и сослать в

Азов, пусть не ставит клейма на

плохие ружья.

 

Приказано оружейной канцелярии из

Петербурга переехать в Тулу и

денно и нощно блюсти исправность

ружей.

 

Пусть дьяки и подьячие смотрят, как альдермалы клейма ставят,

буде сомнение возьмет, самим

проверить и осмотром и стрельбою.

Демидов не обижается, повелеваю

 

 

А два ружья каждый месяц

стрелять, пока не испортится.

Буде заминка в войске

приключаться при сражении, по

недогляду дьяков и подьячих, бить

оных кнутьями и. нещадно по

оголенному месту.

Хозяину 25 кнутов и пени по

червонцу за ружье,

Старшине альдермалу - бить до

бесчувствия.

 

Старшего дьяка отдать в

унтерофицеры. Дьяка - в писари.

Подьячего лишить чарки сроком на

один год-

Новому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю построить

дьякам и подьячим избы не хуже

хозяйской были, буде хуже, пусть

живота лишить.

 

 

 

 

Оба примера из разных столетий, может быть, за­ставят нас сегодня улыбнуться, ведь подобные штрафы упразднены. “Глаз за глаз, зуб за зуб” — в нашей культуре ушло в прошлое (вероятно, на­всегда!)

Но оба примера ясно показывают, какое значение придавалось предупреждению плохого качества.

 

 

 

 Система мер, предпринимаемых господами Хаммураби и Петром 1, была соизмерима с тем временем и служила четким мерилом и стимулом особенно тщательно заниматься вопросами ка­чества. Негативное воздействие плохого качества на заказчика мгновенно должны были ощущать все те, кто нес за него ответственность.

Индустриали­зация

 

 

Процесс индустриализации, связанный с началом массового производства, характеризовался деле­нием технологических процессов на элементар­ные операции (тейлоризм). При такой системе каждый отдельный исполнитель в процессе созда­ния ценности отвечал только за свою операцию и не видел результатов общего труда. Такое рас­членение технологических процессов привело к иерархии уровней управления и к созданию вспомогательных подразделений, целью кото­рых было восстановление управляемости про­цессов.

Контрольные мероприятия

 

Такая трудно обозримая новая форма разделения труда требовала дополнительных контрольных операций, объем которых возрастал с ростом тех­нической сложности изделий.

Устранение дефектов

 

 

Как выход из этого положения, в первой трети нашего столетия в США для предупреждения и ус­транения дефектов постепенно стали внедряться статистические методы и, в частности, выбороч­ный контроль.

Методы выборочного контроля постоянно совер­шенствовались. В результате затраты на контроль сократились (не нужно стало проверять каждую отдельную деталь или весь конечный продукт).

Статистические методы

 

 

Статистические методы в этот период не были ориентированы на изменение процессов во вре­мени. Контролируя производственный процесс или конечный продукт, определяли число годных деталей по отношению к дефектным. Из этого де­лали выводы, а при выявлении отклонений от за­ данных значений, намечали соответствующие ме­роприятия.

Последующим шагом явились крупные инвестиции

 

Мероприятия по обеспечению

качества

 

 

в обеспечение качества на стадиях планирова­ния, анализа, разработки и производства изде­лий. Постепенно был осознан факт, что дефекты обходятся изготовителю тем дороже, чем позднее они выявляются. “Предупреждать дешевле, чем лечить”.

Доказано, что в среднем устранение дефекта на ста­дии конструкторской разработки обходится в 10 раз дешевле, чем если он будет обнаружен в производ­стве. Стоимость устранения того же дефекта у заказ­чика возрастает еще в 10 раз. Следовательно, це­лесообразно прорабатывать вопросы качества как можно раньше, для чего необходимо проводить со­ответствующие предупредительные мероприятия.

Повышение

производитель­ности

 

 

Проведение предупредительных мероприятий на всех стадиях производственного цикла привело к дальнейшему улучшению качества процессов и, как следствие, к повышению производительности.

В начале 60-х гг. в центре внимания опять оказы­вается человек как основной фактор образования качества. Было замечено, что вовлечение всех участвующих в создании конкретной ценности в процесс выработки решения и осознанное приня­тие ответственности за реализацию этого решения повышают мотивацию и приводят к успеху.

В этой связи вспоминается пример с моделью “Во­льво” (Volvo), ставший известным в 70-е гг. Он ха­рактеризовался переходом конвейерного произ­водства к образованию рабочих групп. В конвей­ерном производстве рабочий монотонно изо дня в день выполнял одну и ту же операцию, как бы аб­страгируясь от результатов труда.

В поисках возможности резкого повышения качест­ва автомобилей руководство фирмы пришло к идее создания рабочих групп, которые выполняли опре­деленную законченную часть процесса сборки.

Раньше рабочий мог выполнять лишь ограничен­ное число простейших операций. В группе, благо­даря созданию соответствующего микроклимата,

 

 

 

появилась необходимость и обязанность освоить операции, закрепленные за группой. Кругозор  и производительный навык каждого в отдель­ности расширился.

Все члены группы стали одинаково компетентны.

Принятие решения облегчилось, уровень дефек­тности снизился, а производительность увели­чилась.

Кружки

качества

 

Однако вовлечение рабочих в организацию про­изводственного процесса не нашло своего про­должения в кружках качества, которые успешно практиковались в Японии.

Всеобъемлющее

управление

качеством

(Total Qauliry

Control)

Понимание проблемы качества как широкой предпринимательской задачи с принятием руко­водством ответственности на себя как высшей ре­шающей инстанции по вопросам качества было впервые всесторонне описано в книге А. Фейгенбаума (A.V. Feigenbaum) “Всеобъемлющее управ­ление качеством” (Total Qaulity Control).

Всеобъемлющий

менеджмент

качества

(Total Qaulity

Management)

 

 

Принцип сверху - вниз (top-down), усиленная ори­ентация на заказчика, привлечение поставщиков, менеджмент экологии означают в интегрирован­ной общей концепции сегодняшний уровень сужде­ний в области менеджмента качества с выделени­ем понятия “Всеобъемлющий менеджмент качест­ва” (Total Qaulity Management).

Сегодня под этим термином мы больше не понима­ем нечто статичное, а рассматриваем его как пос­тоянное требование анализировать производ­ственные ситуации, устранять слабые места и улуч­шать производственные процессы. Это распрос­траняется не только на производство, но и на всю организацию с ее взаимосвязями во внешнем мире. Человек как организатор и ответственный —

опять находится в центре внимания.

2/2 Основные региональные и национальные акценты развития

 

 

 

 

 

 

Путь к осознанию значения качества как стратеги­ческого фактора имел свои региональные и наци­ональные особенности. Если для США акцент со­вершенствования качества был в основном связан с военной стратегией, то для европейских стран, таких как Англия и ФРГ, этот акцент был связан с выработкой стратегической линии в конкурентной борьбе за выживание.

Обозначение

продуктов

 

 

Так, еще в 1 887 г. Великобритания потребовала обозначать немецкие продукты маркировкой “Сделано в Германии” (Made in Germany). Это до­лжно было служить защитой для английской про­мышленности, а позднее также для других стран.

Великобритания хотела, чтобы ее собственные продукты, на которых не было этого “клейма”, имели конкурентное превосходство по отношению к немецким продуктам.

Как известно, это мероприятие имело как раз про­тивоположный результат. Немецкие товары счита­лись в то время на мировом рынке особенно на­дежными, так что вскоре “Сделано в Германии” стало символом качества.

С другой стороны, во время второй мировой во­йны военная промышленность США в значитель­ной степени способствовала улучшению качества производства. Крупные инвестиции в мероприя­тия по качеству дали положительные результаты,

 

 

 

о которых стало известно в других отраслях про­мышленности. Значительные убытки, связанные с использованием несоответствующих производ­ственных методов и проведением дорогостоящих мероприятий по обеспечению качества, ускоряли процесс перестройки мышления.

Процесс перестройки мышления в США

 

 

Примером к побуждению перестройки мышления могут служить большие убытки, которые понесли США с “кораблями свободы” (Liberty-Schiffe). Ко­рабли были сконструированы в соответствии с тре­бованиями эксплуатации в теплых водах тихооке­анских течений, а на практике они вынуждены были плавать в холодных водах Северной Атланти­ки. В результате воздействия низких температур в корпусе корабля возникали трещины, и корабли тонули. Таких случаев было несколько.

Большой вклад в развитие норм по качеству в США внесло страхование. Недостатки в области качества и вытекающие из них убытки заставили страховщиков создать регу­лирующие нормативы, которых должны были при­держиваться все застрахованные предприятия. На­равне с другим это также послужило мотивом для

Происхождение норм ЕН ИСО

 

 

 

 

 

 

возникновения и развития систем менеджмента ка­чества и соответствующих норм, с которыми мы имеем дело сегодня. Можно отчетливо проследить эволюцию происхождения ЕН ИСО серии 9000.

Может быть, вы вспомните, с чего в 60-е годы на­чался “японский вызов”: японцы открылись запад­ному миру и стали, отчасти беспрепятственно, ко­пировать западные промышленные товары, кото­рые своим отличным качеством завоевали хоро­шее имя на рынке. Они начали с оптических това­ров, таких как фотоаппараты, продолжили этот процесс дальше производством автомобилей, по­том добавили бытовую электронику, компьютеры и элементы радиоэлектронной аппаратуры.

Поначалу попытки японцев захватить западный рынок сбыта осмеивались.

Первые японские товары имели качество ниже всякой критики. Дизайн, если речь не шла о пря­мом копировании, вызывал только ухмылки. Ин­струкции по эксплуатации и описания конструк­ции товаров были малопригодны для практических целей и часто служили поводом для шуток и кари­катур, которые позволяла себе пресса.

Но, уже к началу 80-х гг. мы узнали, что японцы из­влекли из этого урок. С этих пор над тем, что при­ходит из Японии, больше никто не смеется. Напро­тив, товары внешне инновативны, имеют качество, на которое с уважением ориентируется западный мир, разнообразны по дизайну.

Японская угроза

 

 

 

 

Понятие “японский вызов” сменилось понятием “японская угроза”.

Как это могло случиться? И как раз там, где немцы так гордились своим “Сделано в Германии”!

Экономический всплеск в западном мире с боль­шими экспортными излишками подарил нам расту­щий уровень благосостояния, который нас посте­пенно расслаблял. Напряжение и сознание необ­ходимости постоянных улучшений постепенно сни­жались, потому что у нас пока еще все было хоро­шо. Экономика развивалась, как по маслу, а рынок был широко открыт и терпелив. До тех пор пока

качество продуктов (позвольте отнести к этому также оказание услуг) было в некоторой степени удовлетворительным, не было никакого права и повода для коллективного беспокойства.

Кажущаяся стабильность

 

 

 

Сегодня мы знаем, что мы переоценили кажущу­юся стабильность своих товаров на рынке.

Японцы постепенно приспособились к старой до­бродетели, которая раньше способствовала успе­ху Запада, и развили ее творчески дальше с по­мощью:

• активной работы,

• спланированной работы,

• принципа “думать совместно”,

• вовлечения сотрудников в планирование и уп­равление процессами,

Обеспечение качества на производстве

 

 

 

 

• интегративного планирования процессов кон­структорской разработки, производства, сбыта вплоть до обслуживания заказчика, • преимущества работ в области качества в об­щем процессе по отношению к дополнительно­му контролю качество.

Результат:

• За сравнительно короткое время Япония во­шла в узкий круг экономических гигантов.

• Японские товары достигли и превзошли уро­вень качества товаров старых экономических держав. Инновационная мощь выразилась в на­растающем разнообразии японских товаров. Японские экспортные поставки приобрели неимоверный размах.

Другие восточно-азиатские экономические дер­жавы следуют этому примеру и со все возрастаю­щим успехом также производят дешевые, и в то же время хорошие по качеству товары.

Осознание значения качества в Европе

 

Однако жизнь продолжается. Запад просыпается, наблюдает и подробно анализирует факторы ус­пеха японцев. Осознание значения качества отра­жается в печати, в том числе и в нормативных до­кументах, изданных в США и принятых в Европе. Формируется стремление к созданию в промыш­ленности единого прослеживаемого стандарта ка­чества.

Англия

 

 

Англия, которая особенно пострадала во время экономического кризиса конца 70-х гг., пришла к выводу, что единственный на длительную перспек­тиву шанс по оздоровлению экономики заключает­ся в решительном улучшении качества продуктов и что только таким образом можно контролировать импорт и стимулировать жизненно важный экспорт. Во времена правления Маргарет Тетчер были раз­работаны широкие государственные программы по поддержке экономики и повышению качества продукта. После США здесь впервые в Европе были внедрены нормы и программы по качеству.

Международная

организация

стандартов

 

 

 

 

В 1 987 г. в Женеве была основана международ­ная организация стандартов (IOS), которая по всей Европе распространила нормы ЕН 29000 и далее. Эта серия норм была взята в содержатель­ном плане отдельными странами, в Германии они называются ДИН ИСО серии 9000.

В этих нормах определены минимальные требова­ния, которые предъявляются к важным с точки зре­ния качества производственным процессам. Требо­вания регулируют документацию этих процессов и предусматривают возможность их проверки.

В Федеративной республике Германии в середи­не 80-х гг. давление со стороны государства по внедрению стандартов качества не было таким большим, как, например, в Англии. Экономический спад последовал за другими европейскими стра­нами с задержкой по времени, воссоединение Гер­мании возродило кажущийся бум, который впро­чем держался недолго. И это как раз было причи­ной того, что на немецких предприятиях усиление внимания и внедрение регулирующих нормативов норм качества произошло только примерно с 1992 г.

Нормы качества

в ФРГ

 

 

Сама сертификация не является гарантией того, что в будущем можно с успехом устоять в конку­ рентной борьбе. Она просто документально под­тверждает, что объективно на предприятии имеет­ся и функционирует определенный стандарт качес­тва. Она, конечно, упрощает и сокращает провер­ку субпоставщиков их заказчиками, что позволяет снизить затраты на входной контроль, но в конеч­ном счете не сертификат определяет степень ка­чества и успех предприятия, а его заказчики.

Таким образом, ЕН ИСО серии 9000 являются тем

Осознание

качества

необходимым инструментом, который обеспечива­ет возможность сертифицировать систему качест­ва предприятия на соответствие международным требованиям, дать уверенность заказчику в гаран­тии качества, расширить рынок сбыта и тем самым достичь своей экономической цели.

 

 

 

 

 

 

примечание издателя

Кроме приведенных выше мотивационных моментов, стимулирующих создание и сертификацию систем качества на предприятиях, есть еще один, действующий весьма энергетично, — это психология западного покупателя (потребителя).

Во-первых, способность быстро реагировать на любое нововведение. Стоило появиться на рынке товаром, в рекламных проспектах на кото­рые приводятся ссылки на сертифицированную систему качества, как это стало одним из показателей конкурентоспособности товара и произво­дящей его фирмы.

Во-вторых, некоторая доля недоверия к сертификатам на продукт, кото­рая всегда была у потребителя, являющегося одновременно и производителем товаров. Рассуждения сводились примерно к следующему, вслед за решением сертифицировать товар следует определенный подготови­тельный период. В этот период изготовитель предъявит более жесткие требования к поставщику материалов, полуфабрикатов и комплектую­щих, технологическим процессам, контролю продукта в процессе изго­товления и на выходе.

Поэтому потребитель все чаще требует, чтобы рядом с сертификатом на продукт, который в этой ситуации является лишь свидетельством инже­нерно-технических возможностей фирмы, лежал сертификат на систе­му качества, который подтверждает, что на фирме действует система, га­рантирующая стабильный выпуск продукта того уровня качества, кото­рый подтвержден сертификатом на сам продукт.

 

2/3 Основоположники концепций качество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из многих людей, которые осознавали значение качества, уже были упомянуты Хаммураби и царь Петр 1, но это, конечно, больше походило на курь­езы.

Если серьезно рассматривать развитие концепций качества, то можно назвать следующие имена:

Б. Эдварде Деминг (W. Edwards Doming), америка­нец, его практическое применение статистичес­ких методов в вопросах качества в США после вто­рой мировой войны имело незначительный успех. В начале 50-х гг. он уехал в Японию, где с самого начала своими идеями, о которых он рассказывал на семинарах, завоевал большой авторитет и при­знание.

Его программа, состоящая из 14 пунктов, став­шая знаменитой, решительно вовлекала руковод­ство предприятия в качестве ответственных лиц в процесс создания качества. Она была направле­на на процесс непрерывного улучшения качества, процесс который прежде всего был ориентированна количественно поставленную цель и оценку возможности ее достижения с помощью статисти­ческих методов. Его программа обучения обраще­на главным образом к руководящему составу как двигателю процесса. Его понятие качества ориен­тируется на требования заказчика.

Фейгенбаум (Feigenbaum), американец, извес­тен как представитель направления, рассматрива­ющего понятие качества, увязанное со стои­мостью. Он соотносит цену на продукт с достигну­тым уровнем качества. Фейгенбаум является

основателем  концепции “Всеобъемлющее управление качеством” (Total Quality Control), что послужило названием его книги, вышедшей в 1961 г. Качество с точки зрения Фейгенбаума измеряется за­тратами на качество.

Особенно большое значение он придает функ­ции отдела качества.

Йозеф М. Джуран (Joseph M. Juran), примерно од­них лет с Демингом, тоже американец и так же, как и Деминг, в 50-е гг. уехал в Японию. Там его успех сначала был не таким очевидным, как у Деминга, который по времени опередил его на не­сколько лет и уже ознакомил со своими идеями японских предпринимателей.

В противоположность Демингу, который основной акцент делал на статистические методы, у Джурана наблюдалась тенденция к абсолютной ориен­тации на заказчика. “Пригодность в использова­нии” (Fitness for use) — пригодность продуктов к употреблению. Это было для него наиболее важ­ным требованием. Его знают как отца концепции непрерывного процесса улучшения и всеобъем­лющего менеджмента качество (ТОМ). Джуран нашел свое признание позже, чем Деминг.

Ишикава (Ishikawa) опирался на положения Деминга и Джурана. Он продолжил дальнейшее раз­витие понятия качества с их позиций. Ему принад­лежит концепция “Управление качеством, рас­пространенное на всю страну” (Country wide Qu­ality Control) — “Всеобъемлющее управление ка­чеством”, с помощью которой он описал взаимос­вязь исполнителей всех материальных и инфор­мационных процессов на предприятии в виде сети. В этой сети каждый сотрудник, участвующий в производственном процессе, находится в слож­ных отношениях с окружающими по схеме заказ­чик—поставщик, и сам при этом одновременно

является и заказчиком, и поставщиком. Таким об­разом, тезис об удовлетворении требований за­казчика по условиям внешнего рынка был им пе­ренесен на внутреннюю структуру предприятия.

Длительное время являясь президентом Союза японских ученых и инженеров — JUSE (Union of Japanese Scientists and Engineers), он придает большое значение всеохватывающим учебным программам для руководства предприятием.

 

 

Примечание издателя

Перечень имен, приводимых автором, будет неполным, если к нему не добавить еще одно имя: Филипп Кросби. Этот американский ученый создал свою теорию на основе практического опыта разработки и внед­рения системы качества на автомобильных заводах General Motors. Четы­ре его заповеди культурного взлета предприятия как бы подводят черту под тридцатилетним периодом развития науки о качестве:

1) качество — это соответствие требованиям;

2) основной принцип достижения качества — предупреждение;

3) нуль дефектов — стандарт предприятия;

4) масштаб качества — затраты, связанные с невыполнением требований.

2/4 Развитие понятия качества

 

 

 

 

В обиходном немецком языке “качество” — трудно определимое понятие, под которым понимают раз­личные вещи.

 

Определение

понятия качество

 

 

 

“Тончайшее из тончайшего” — не это, конечно, имеется в виду, если этому понятию пытаются най­ти определение в экономической сфере, пользуясь языком обихода. Чаще мы находим следующее оп­ределение, выражающее смысл понятия качество:

• “Нуль дефектов”,

• “Выполнить требования заказчика”, т.е. обес­печить пригодность продукта к употреблению или соразмерность оказываемой услуги,

• “Качество — это когда возвращается заказчик, а не продукт”.

 

ТQМ

 

 

Если “качество” понимается в этом смысле, то оче­видно, что качество создается не только в опреде­ленном месте технологического процесса на кон­вейере, а слагается из суммы мероприятий и опе­раций на протяжении всего производственного цикла. Концепция ТОМ распространяет это поня­тие на экономическую и социальную сферы пред­приятия.

В ЕН ИСО 8402 унифицированы важные терми­ны, в которых понятие качества определено сле­дующим образом:

“Качество — это совокупность признаков единст­ва относительно их пригодности выполнять уста­новленные и обусловленные требования”.

 

 

2/5 Основания для внедрения системы QM

 

 

 

 

У каждого предприятия есть индивидуальные при­чины, которые являются основанием для внедрения менеджмента качества.

Несмотря на это, из суммы всевозможных мотива­ций можно выделить некоторые основные моменты, побуждающие руководство к принятию такого ре­шения.

 

Основания для внедрения

системы QM

 

На пути к реализации менеджмента качества эти мо­менты касаются в первую очередь внедрения ЕН ИСО серии 9000, чему посвящена данная книга.

Для внедрения QM на базе ЕН ИСО серии 9000 у руководства имеются следующие основания:

1 Основания, касающиеся сотрудников

С точки зрения

сотрудников

 

 

 

 

1.1 Привлечение сотрудников к участию в со­ставлении описаний/формулировок процес­сов QM позволяет:

• обеспечить осознание важности процес­сов QM;

• придать четкость и наглядность процессам QM;

• добиться ясности' в разграничении обя­занностей, избегать многократной отра­ботки процедур взаимодействия подраз­делений;

• предупредить возникновение дефектов, обусловленных несогласованными дей­ствиями исполнителей;

• облегчить идентификацию проблем ка­чества.

1.2 Обучение сотрудников повышает общую культуру производства.

1.3 Четкая постановка задач управления моти­вирует ответственность исполнителей.

1.4 Повышение сознания ответственности за ка­чество способствует взаимопониманию ис­полнителей и их совместной деятельности на благо предприятия.

С точки зрения

предприятия

 

 

 

 

2 Основания для предприятия

2.1 Предупреждение дефектов снижает затраты на обеспечение качества.

2.2 Освоение целенаправленных процессов управления качеством обеспечивает быст­рую самоокупаемость внедренной системы QM.

2.3 Вовлечение всех служб предприятия в реа­лизацию требований элементов системы QM обеспечивает предупреждение несоот­ветствий в продукте и в действиях исполни­телей.

2.4 Стандартизация документации упрощает процедуру внесения конструктивно-техно­логических изменений и ускоряет процесс доводки изделия.

2.5 Ориентация всех поставщиков на единые сертификационные требования способству­ет их однозначному восприятию и облегчает деловые контакты.

2.6 Рекламное действие сертификата на внеш­нем рынке обеспечивает преимущество пе­ред конкурентами.

Юридические обоснования

 

3 Юридические обоснования

Имеющийся и внедренный процесс QM имеет признанную силу доказательства, например, в процедурах ответственности за качество продук­та или в процедурах по защите экологии.

 

 

 

Bckhard Kreier

Содержание

 

2/1 Эволюция качества

2/2 Основные региональные и национальные ак­центы развития

2/3 Основоположники концепций качества

2/4 Развитие понятия качества

2/5 Основания для внедрения системы QM

2/1 Эволюция качества

 

 

 

 

История

качества

 

 

 

 

История качества такая же длинная, как и произ­водство товаров и оказание услуг.

До тех пор пока процесс изготовления, ориенти­рованный на постоянную структуру каждого вида

ремесла, находился в поле зрения мастера, мас­тер вместе со своими людьми чувствовал себя ответственным за результат труда. Качество жило,

ощущалась гордость за результат проделанной ра­боты.

Такая упрощенная и плакатная форма представ­ления прошлого была собственно не везде, также как и теперь, наши предки боролись с рутиной,

плохими продуктами и услугами.

Пример штрафов, связанных с низким

качеством

 

 

Приведем только два примера.

Из кодекса Хаммураби (Codex Hammurabi) извест­но, какие драконовские штрафы угрожали строи­телю, если построенное им сооружение рушилось и ранило людей или наносило повреждения.

Если убивало господина, то строителя постигала та же участь.

Если смерть настигала сына господина, то убива­ли также сына строителя.

Перечень штрафов расширялся: за содеянное на­ступала расплата тем же.

Итак, плохо было тому, кто плохо работал и давал плохое качество.

 

 

Указ царя Петра 1 от II января 1723 года (см. рис.) достаточно четко давал понять, что угрожало тому, кто даст плохое качество.

 

Петр I.

Указ Царя

от 17 января 1723 года


Повелеваю хозяина Тульской

фабрики. Корнилу Белоглазом бить

кнутом и сослать на работу в

монастыри, понеже он, подлец,

осмелился войску Государеву

продавать негодные пищали и

фузеи, старшину альдермала Флора

Фукса бить кнутом и сослать в

Азов, пусть не ставит клейма на

плохие ружья.

 

Приказано оружейной канцелярии из

Петербурга переехать в Тулу и

денно и нощно блюсти исправность

ружей.

 

Пусть дьяки и подьячие смотрят, как альдермалы клейма ставят,

буде сомнение возьмет, самим

проверить и осмотром и стрельбою.

Демидов не обижается, повелеваю

 

 

А два ружья каждый месяц

стрелять, пока не испортится.

Буде заминка в войске

приключаться при сражении, по

недогляду дьяков и подьячих, бить

оных кнутьями и. нещадно по

оголенному месту.

Хозяину 25 кнутов и пени по

червонцу за ружье,

Старшине альдермалу - бить до

бесчувствия.

 

Старшего дьяка отдать в

унтерофицеры. Дьяка - в писари.

Подьячего лишить чарки сроком на

один год-

Новому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю построить

дьякам и подьячим избы не хуже

хозяйской были, буде хуже, пусть

живота лишить.

 

 

 

 

Оба примера из разных столетий, может быть, за­ставят нас сегодня улыбнуться, ведь подобные штрафы упразднены. “Глаз за глаз, зуб за зуб” — в нашей культуре ушло в прошлое (вероятно, на­всегда!)

Но оба примера ясно показывают, какое значение придавалось предупреждению плохого качества.

 

 

 

 Система мер, предпринимаемых господами Хаммураби и Петром 1, была соизмерима с тем временем и служила четким мерилом и стимулом особенно тщательно заниматься вопросами ка­чества. Негативное воздействие плохого качества на заказчика мгновенно должны были ощущать все те, кто нес за него ответственность.

Индустриали­зация

 

 

Процесс индустриализации, связанный с началом массового производства, характеризовался деле­нием технологических процессов на элементар­ные операции (тейлоризм). При такой системе каждый отдельный исполнитель в процессе созда­ния ценности отвечал только за свою операцию и не видел результатов общего труда. Такое рас­членение технологических процессов привело к иерархии уровней управления и к созданию вспомогательных подразделений, целью кото­рых было восстановление управляемости про­цессов.

Контрольные мероприятия

 

Такая трудно обозримая новая форма разделения труда требовала дополнительных контрольных операций, объем которых возрастал с ростом тех­нической сложности изделий.

Устранение дефектов

 

 

Как выход из этого положения, в первой трети нашего столетия в США для предупреждения и ус­транения дефектов постепенно стали внедряться статистические методы и, в частности, выбороч­ный контроль.

Методы выборочного контроля постоянно совер­шенствовались. В результате затраты на контроль сократились (не нужно стало проверять каждую отдельную деталь или весь конечный продукт).

Статистические методы

 

 

Статистические методы в этот период не были ориентированы на изменение процессов во вре­мени. Контролируя производственный процесс или конечный продукт, определяли число годных деталей по отношению к дефектным. Из этого де­лали выводы, а при выявлении отклонений от за­ данных значений, намечали соответствующие ме­роприятия.

Последующим шагом явились крупные инвестиции

 

Мероприятия по обеспечению

качества

 

 

в обеспечение качества на стадиях планирова­ния, анализа, разработки и производства изде­лий. Постепенно был осознан факт, что дефекты обходятся изготовителю тем дороже, чем позднее они выявляются. “Предупреждать дешевле, чем лечить”.

Доказано, что в среднем устранение дефекта на ста­дии конструкторской разработки обходится в 10 раз дешевле, чем если он будет обнаружен в производ­стве. Стоимость устранения того же дефекта у заказ­чика возрастает еще в 10 раз. Следовательно, це­лесообразно прорабатывать вопросы качества как можно раньше, для чего необходимо проводить со­ответствующие предупредительные мероприятия.

Повышение

производитель­ности

 

 

Проведение предупредительных мероприятий на всех стадиях производственного цикла привело к дальнейшему улучшению качества процессов и, как следствие, к повышению производительности.

В начале 60-х гг. в центре внимания опять оказы­вается человек как основной фактор образования качества. Было замечено, что вовлечение всех участвующих в создании конкретной ценности в процесс выработки решения и осознанное приня­тие ответственности за реализацию этого решения повышают мотивацию и приводят к успеху.

В этой связи вспоминается пример с моделью “Во­льво” (Volvo), ставший известным в 70-е гг. Он ха­рактеризовался переходом конвейерного произ­водства к образованию рабочих групп. В конвей­ерном производстве рабочий монотонно изо дня в день выполнял одну и ту же операцию, как бы аб­страгируясь от результатов труда.

В поисках возможности резкого повышения качест­ва автомобилей руководство фирмы пришло к идее создания рабочих групп, которые выполняли опре­деленную законченную часть процесса сборки.

Раньше рабочий мог выполнять лишь ограничен­ное число простейших операций. В группе, благо­даря созданию соответствующего микроклимата,

 

 

 

появилась необходимость и обязанность освоить операции, закрепленные за группой. Кругозор  и производительный навык каждого в отдель­ности расширился.

Все члены группы стали одинаково компетентны.

Принятие решения облегчилось, уровень дефек­тности снизился, а производительность увели­чилась.

Кружки

качества

 

Однако вовлечение рабочих в организацию про­изводственного процесса не нашло своего про­должения в кружках качества, которые успешно практиковались в Японии.

Всеобъемлющее

управление

качеством

(Total Qauliry

Control)

Понимание проблемы качества как широкой предпринимательской задачи с принятием руко­водством ответственности на себя как высшей ре­шающей инстанции по вопросам качества было впервые всесторонне описано в книге А. Фейгенбаума (A.V. Feigenbaum) “Всеобъемлющее управ­ление качеством” (Total Qaulity Control).

Всеобъемлющий

менеджмент

качества

(Total Qaulity

Management)

 

 

Принцип сверху - вниз (top-down), усиленная ори­ентация на заказчика, привлечение поставщиков, менеджмент экологии означают в интегрирован­ной общей концепции сегодняшний уровень сужде­ний в области менеджмента качества с выделени­ем понятия “Всеобъемлющий менеджмент качест­ва” (Total Qaulity Management).

Сегодня под этим термином мы больше не понима­ем нечто статичное, а рассматриваем его как пос­тоянное требование анализировать производ­ственные ситуации, устранять слабые места и улуч­шать производственные процессы. Это распрос­траняется не только на производство, но и на всю организацию с ее взаимосвязями во внешнем мире. Человек как организатор и ответственный —

опять находится в центре внимания.

2/2 Основные региональные и национальные акценты развития

 

 

 

 

 

 

Путь к осознанию значения качества как стратеги­ческого фактора имел свои региональные и наци­ональные особенности. Если для США акцент со­вершенствования качества был в основном связан с военной стратегией, то для европейских стран, таких как Англия и ФРГ, этот акцент был связан с выработкой стратегической линии в конкурентной борьбе за выживание.

Обозначение

продуктов

 

 

Так, еще в 1 887 г. Великобритания потребовала обозначать немецкие продукты маркировкой “Сделано в Германии” (Made in Germany). Это до­лжно было служить защитой для английской про­мышленности, а позднее также для других стран.

Великобритания хотела, чтобы ее собственные продукты, на которых не было этого “клейма”, имели конкурентное превосходство по отношению к немецким продуктам.

Как известно, это мероприятие имело как раз про­тивоположный результат. Немецкие товары счита­лись в то время на мировом рынке особенно на­дежными, так что вскоре “Сделано в Германии” стало символом качества.

С другой стороны, во время второй мировой во­йны военная промышленность США в значитель­ной степени способствовала улучшению качества производства. Крупные инвестиции в мероприя­тия по качеству дали положительные результаты,

 

 

 

о которых стало известно в других отраслях про­мышленности. Значительные убытки, связанные с использованием несоответствующих производ­ственных методов и проведением дорогостоящих мероприятий по обеспечению качества, ускоряли процесс перестройки мышления.

Процесс перестройки мышления в США

 

 

Примером к побуждению перестройки мышления могут служить большие убытки, которые понесли США с “кораблями свободы” (Liberty-Schiffe). Ко­рабли были сконструированы в соответствии с тре­бованиями эксплуатации в теплых водах тихооке­анских течений, а на практике они вынуждены были плавать в холодных водах Северной Атланти­ки. В результате воздействия низких температур в корпусе корабля возникали трещины, и корабли тонули. Таких случаев было несколько.

Большой вклад в развитие норм по качеству в США внесло страхование. Недостатки в области качества и вытекающие из них убытки заставили страховщиков создать регу­лирующие нормативы, которых должны были при­держиваться все застрахованные предприятия. На­равне с другим это также послужило мотивом для

Происхождение норм ЕН ИСО

 

 

 

 

 

 

возникновения и развития систем менеджмента ка­чества и соответствующих норм, с которыми мы имеем дело сегодня. Можно отчетливо проследить эволюцию происхождения ЕН ИСО серии 9000.

Может быть, вы вспомните, с чего в 60-е годы на­чался “японский вызов”: японцы открылись запад­ному миру и стали, отчасти беспрепятственно, ко­пировать западные промышленные товары, кото­рые своим отличным качеством завоевали хоро­шее имя на рынке. Они начали с оптических това­ров, таких как фотоаппараты, продолжили этот процесс дальше производством автомобилей, по­том добавили бытовую электронику, компьютеры и элементы радиоэлектронной аппаратуры.

Поначалу попытки японцев захватить западный рынок сбыта осмеивались.

Первые японские товары имели качество ниже всякой критики. Дизайн, если речь не шла о пря­мом копировании, вызывал только ухмылки. Ин­струкции по эксплуатации и описания конструк­ции товаров были малопригодны для практических целей и часто служили поводом для шуток и кари­катур, которые позволяла себе пресса.

Но, уже к началу 80-х гг. мы узнали, что японцы из­влекли из этого урок. С этих пор над тем, что при­ходит из Японии, больше никто не смеется. Напро­тив, товары внешне инновативны, имеют качество, на которое с уважением ориентируется западный мир, разнообразны по дизайну.

Японская угроза

 

 

 

 

Понятие “японский вызов” сменилось понятием “японская угроза”.

Как это могло случиться? И как раз там, где немцы так гордились своим “Сделано в Германии”!

Экономический всплеск в западном мире с боль­шими экспортными излишками подарил нам расту­щий уровень благосостояния, который нас посте­пенно расслаблял. Напряжение и сознание необ­ходимости постоянных улучшений постепенно сни­жались, потому что у нас пока еще все было хоро­шо. Экономика развивалась, как по маслу, а рынок был широко открыт и терпелив. До тех пор пока

качество продуктов (позвольте отнести к этому также оказание услуг) было в некоторой степени удовлетворительным, не было никакого права и повода для коллективного беспокойства.

Кажущаяся стабильность

 

 

 

Сегодня мы знаем, что мы переоценили кажущу­юся стабильность своих товаров на рынке.

Японцы постепенно приспособились к старой до­бродетели, которая раньше способствовала успе­ху Запада, и развили ее творчески дальше с по­мощью:

• активной работы,

• спланированной работы,

• принципа “думать совместно”,

• вовлечения сотрудников в планирование и уп­равление процессами,

Обеспечение качества на производстве

 

 

 

 

• интегративного планирования процессов кон­структорской разработки, производства, сбыта вплоть до обслуживания заказчика, • преимущества работ в области качества в об­щем процессе по отношению к дополнительно­му контролю качество.

Результат:

• За сравнительно короткое время Япония во­шла в узкий круг экономических гигантов.

• Японские товары достигли и превзошли уро­вень качества товаров старых экономических держав. Инновационная мощь выразилась в на­растающем разнообразии японских товаров. Японские экспортные поставки приобрели неимоверный размах.

Другие восточно-азиатские экономические дер­жавы следуют этому примеру и со все возрастаю­щим успехом также производят дешевые, и в то же время хорошие по качеству товары.

Осознание значения качества в Европе

 

Однако жизнь продолжается. Запад просыпается, наблюдает и подробно анализирует факторы ус­пеха японцев. Осознание значения качества отра­жается в печати, в том числе и в нормативных до­кументах, изданных в США и принятых в Европе. Формируется стремление к созданию в промыш­ленности единого прослеживаемого стандарта ка­чества.

Англия

 

 

Англия, которая особенно пострадала во время экономического кризиса конца 70-х гг., пришла к выводу, что единственный на длительную перспек­тиву шанс по оздоровлению экономики заключает­ся в решительном улучшении качества продуктов и что только таким образом можно контролировать импорт и стимулировать жизненно важный экспорт. Во времена правления Маргарет Тетчер были раз­работаны широкие государственные программы по поддержке экономики и повышению качества продукта. После США здесь впервые в Европе были внедрены нормы и программы по качеству.

Международная

организация

стандартов

 

 

 

 

В 1 987 г. в Женеве была основана международ­ная организация стандартов (IOS), которая по всей Европе распространила нормы ЕН 29000 и далее. Эта серия норм была взята в содержатель­ном плане отдельными странами, в Германии они называются ДИН ИСО серии 9000.

В этих нормах определены минимальные требова­ния, которые предъявляются к важным с точки зре­ния качества производственным процессам. Требо­вания регулируют документацию этих процессов и предусматривают возможность их проверки.

В Федеративной республике Германии в середи­не 80-х гг. давление со стороны государства по внедрению стандартов качества не было таким большим, как, например, в Англии. Экономический спад последовал за другими европейскими стра­нами с задержкой по времени, воссоединение Гер­мании возродило кажущийся бум, который впро­чем держался недолго. И это как раз было причи­ной того, что на немецких предприятиях усиление внимания и внедрение регулирующих нормативов норм качества произошло только примерно с 1992 г.

Нормы качества

в ФРГ

 

 

Сама сертификация не является гарантией того, что в будущем можно с успехом устоять в конку­ рентной борьбе. Она просто документально под­тверждает, что объективно на предприятии имеет­ся и функционирует определенный стандарт качес­тва. Она, конечно, упрощает и сокращает провер­ку субпоставщиков их заказчиками, что позволяет снизить затраты на входной контроль, но в конеч­ном счете не сертификат определяет степень ка­чества и успех предприятия, а его заказчики.

Таким образом, ЕН ИСО серии 9000 являются тем

Осознание

качества

необходимым инструментом, который обеспечива­ет возможность сертифицировать систему качест­ва предприятия на соответствие международным требованиям, дать уверенность заказчику в гаран­тии качества, расширить рынок сбыта и тем самым достичь своей экономической цели.

 

 

 

 

 

 

примечание издателя

Кроме приведенных выше мотивационных моментов, стимулирующих создание и сертификацию систем качества на предприятиях, есть еще один, действующий весьма энергетично, — это психология западного покупателя (потребителя).

Во-первых, способность быстро реагировать на любое нововведение. Стоило появиться на рынке товаром, в рекламных проспектах на кото­рые приводятся ссылки на сертифицированную систему качества, как это стало одним из показателей конкурентоспособности товара и произво­дящей его фирмы.

Во-вторых, некоторая доля недоверия к сертификатам на продукт, кото­рая всегда была у потребителя, являющегося одновременно и производителем товаров. Рассуждения сводились примерно к следующему, вслед за решением сертифицировать товар следует определенный подготови­тельный период. В этот период изготовитель предъявит более жесткие требования к поставщику материалов, полуфабрикатов и комплектую­щих, технологическим процессам, контролю продукта в процессе изго­товления и на выходе.

Поэтому потребитель все чаще требует, чтобы рядом с сертификатом на продукт, который в этой ситуации является лишь свидетельством инже­нерно-технических возможностей фирмы, лежал сертификат на систе­му качества, который подтверждает, что на фирме действует система, га­рантирующая стабильный выпуск продукта того уровня качества, кото­рый подтвержден сертификатом на сам продукт.

 

2/3 Основоположники концепций качество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из многих людей, которые осознавали значение качества, уже были упомянуты Хаммураби и царь Петр 1, но это, конечно, больше походило на курь­езы.

Если серьезно рассматривать развитие концепций качества, то можно назвать следующие имена:

Б. Эдварде Деминг (W. Edwards Doming), америка­нец, его практическое применение статистичес­ких методов в вопросах качества в США после вто­рой мировой войны имело незначительный успех. В начале 50-х гг. он уехал в Японию, где с самого начала своими идеями, о которых он рассказывал на семинарах, завоевал большой авторитет и при­знание.

Его программа, состоящая из 14 пунктов, став­шая знаменитой, решительно вовлекала руковод­ство предприятия в качестве ответственных лиц в процесс создания качества. Она была направле­на на процесс непрерывного улучшения качества, процесс который прежде всего был ориентированна количественно поставленную цель и оценку возможности ее достижения с помощью статисти­ческих методов. Его программа обучения обраще­на главным образом к руководящему составу как двигателю процесса. Его понятие качества ориен­тируется на требования заказчика.

Фейгенбаум (Feigenbaum), американец, извес­тен как представитель направления, рассматрива­ющего понятие качества, увязанное со стои­мостью. Он соотносит цену на продукт с достигну­тым уровнем качества. Фейгенбаум является

основателем  концепции “Всеобъемлющее управление качеством” (Total Quality Control), что послужило названием его книги, вышедшей в 1961 г. Качество с точки зрения Фейгенбаума измеряется за­тратами на качество.

Особенно большое значение он придает функ­ции отдела качества.

Йозеф М. Джуран (Joseph M. Juran), примерно од­них лет с Демингом, тоже американец и так же, как и Деминг, в 50-е гг. уехал в Японию. Там его успех сначала был не таким очевидным, как у Деминга, который по времени опередил его на не­сколько лет и уже ознакомил со своими идеями японских предпринимателей.

В противоположность Демингу, который основной акцент делал на статистические методы, у Джурана наблюдалась тенденция к абсолютной ориен­тации на заказчика. “Пригодность в использова­нии” (Fitness for use) — пригодность продуктов к употреблению. Это было для него наиболее важ­ным требованием. Его знают как отца концепции непрерывного процесса улучшения и всеобъем­лющего менеджмента качество (ТОМ). Джуран нашел свое признание позже, чем Деминг.

Ишикава (Ishikawa) опирался на положения Деминга и Джурана. Он продолжил дальнейшее раз­витие понятия качества с их позиций. Ему принад­лежит концепция “Управление качеством, рас­пространенное на всю страну” (Country wide Qu­ality Control) — “Всеобъемлющее управление ка­чеством”, с помощью которой он описал взаимос­вязь исполнителей всех материальных и инфор­мационных процессов на предприятии в виде сети. В этой сети каждый сотрудник, участвующий в производственном процессе, находится в слож­ных отношениях с окружающими по схеме заказ­чик—поставщик, и сам при этом одновременно

является и заказчиком, и поставщиком. Таким об­разом, тезис об удовлетворении требований за­казчика по условиям внешнего рынка был им пе­ренесен на внутреннюю структуру предприятия.

Длительное время являясь президентом Союза японских ученых и инженеров — JUSE (Union of Japanese Scientists and Engineers), он придает большое значение всеохватывающим учебным программам для руководства предприятием.

 

 

Примечание издателя

Перечень имен, приводимых автором, будет неполным, если к нему не добавить еще одно имя: Филипп Кросби. Этот американский ученый создал свою теорию на основе практического опыта разработки и внед­рения системы качества на автомобильных заводах General Motors. Четы­ре его заповеди культурного взлета предприятия как бы подводят черту под тридцатилетним периодом развития науки о качестве:

1) качество — это соответствие требованиям;

2) основной принцип достижения качества — предупреждение;

3) нуль дефектов — стандарт предприятия;

4) масштаб качества — затраты, связанные с невыполнением требований.

2/4 Развитие понятия качества

 

 

 

 

В обиходном немецком языке “качество” — трудно определимое понятие, под которым понимают раз­личные вещи.

 

Определение

понятия качество

 

 

 

“Тончайшее из тончайшего” — не это, конечно, имеется в виду, если этому понятию пытаются най­ти определение в экономической сфере, пользуясь языком обихода. Чаще мы находим следующее оп­ределение, выражающее смысл понятия качество:

• “Нуль дефектов”,

• “Выполнить требования заказчика”, т.е. обес­печить пригодность продукта к употреблению или соразмерность оказываемой услуги,

• “Качество — это когда возвращается заказчик, а не продукт”.

 

ТQМ

 

 

Если “качество” понимается в этом смысле, то оче­видно, что качество создается не только в опреде­ленном месте технологического процесса на кон­вейере, а слагается из суммы мероприятий и опе­раций на протяжении всего производственного цикла. Концепция ТОМ распространяет это поня­тие на экономическую и социальную сферы пред­приятия.

В ЕН ИСО 8402 унифицированы важные терми­ны, в которых понятие качества определено сле­дующим образом:

“Качество — это совокупность признаков единст­ва относительно их пригодности выполнять уста­новленные и обусловленные требования”.

 

 

2/5 Основания для внедрения системы QM

 

 

 

 

У каждого предприятия есть индивидуальные при­чины, которые являются основанием для внедрения менеджмента качества.

Несмотря на это, из суммы всевозможных мотива­ций можно выделить некоторые основные моменты, побуждающие руководство к принятию такого ре­шения.

 

Основания для внедрения

системы QM

 

На пути к реализации менеджмента качества эти мо­менты касаются в первую очередь внедрения ЕН ИСО серии 9000, чему посвящена данная книга.

Для внедрения QM на базе ЕН ИСО серии 9000 у руководства имеются следующие основания:

1 Основания, касающиеся сотрудников

С точки зрения

сотрудников

 

 

 

 

1.1 Привлечение сотрудников к участию в со­ставлении описаний/формулировок процес­сов QM позволяет:

• обеспечить осознание важности процес­сов QM;

• придать четкость и наглядность процессам QM;

• добиться ясности' в разграничении обя­занностей, избегать многократной отра­ботки процедур взаимодействия подраз­делений;

• предупредить возникновение дефектов, обусловленных несогласованными дей­ствиями исполнителей;

• облегчить идентификацию проблем ка­чества.

1.2 Обучение сотрудников повышает общую культуру производства.

1.3 Четкая постановка задач управления моти­вирует ответственность исполнителей.

1.4 Повышение сознания ответственности за ка­чество способствует взаимопониманию ис­полнителей и их совместной деятельности на благо предприятия.

С точки зрения

предприятия

 

 

 

 

2 Основания для предприятия

2.1 Предупреждение дефектов снижает затраты на обеспечение качества.

2.2 Освоение целенаправленных процессов управления качеством обеспечивает быст­рую самоокупаемость внедренной системы QM.

2.3 Вовлечение всех служб предприятия в реа­лизацию требований элементов системы QM обеспечивает предупреждение несоот­ветствий в продукте и в действиях исполни­телей.

2.4 Стандартизация документации упрощает процедуру внесения конструктивно-техно­логических изменений и ускоряет процесс доводки изделия.

2.5 Ориентация всех поставщиков на единые сертификационные требования способству­ет их однозначному восприятию и облегчает деловые контакты.

2.6 Рекламное действие сертификата на внеш­нем рынке обеспечивает преимущество пе­ред конкурентами.

Юридические обоснования

 

3 Юридические обоснования

Имеющийся и внедренный процесс QM имеет признанную силу доказательства, например, в процедурах ответственности за качество продук­та или в процедурах по защите экологии.