Часть 7 Обучение и повышение квалификации

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 

Eckhard Kreier

Содержание

 

7/1 Выбор и удовлетворение потребностей в обучении

7/2 Возможность учебного обзора курсов по качеству

7/3 Критерии подбора квалифицированного персонала

7/4 Документация учебных мероприятий


 

7/1 Выбор и удовлетворение потребностей в обучении

 

 

В этой главе мы расскажем об обучении персона­ла, который на предприятии занимается деятель­ностью, важной в отношении качества. Мы уже ка­сались вопросов обучения и учебных планов для всего предприятия.

Обучение — важное в отношении качества

 

Не существует единых отрегулированных и обяза­тельных учебных планов с установленным содер­жанием при обучении, касающемся качества. Точ­но также извне нельзя решить, нужно ли проводить обучение внешними службами, внутри предпри­ятия или заниматься самообучением.

 

И все же, выкристаллизовываются общие отправ­ные точки. Крупное предприятие, имеющее отдел обучения, будет стремиться, насколько это возможно, соста­вить собственную концепцию обучения с собствен­ным предложением по курсу обучения. Часто про­водимые самим предприятием курсы дополняются интегрированным внешним обучением.

Малые и средние предприятия преимущественно используют внешние предложения по проведе­нию курсов.

 

Практическая работа

При этом всегда существует возможность комби­нированного составления учебного материала из изучения литературы и практической работы.

Во многих случаях, когда предприятие приглашает внешних консультантов для подготовки к сертификации по ИСО серии 9000, внешнее обучение

Внешнее обучение

уполномоченных по качеству и менеджеров по ка­честву дополняется практической отработкой по­лученных знаний на своем рабочем месте.

Отработка на рабочем месте

При подробном обсуждении элементов менед­жмента качества и запланированного подхода к разработке, внедрению и эксплуатации системы QM специалисты на своем предприятии на практи­ке отрабатывают полученные при внешнем обуче­нии теоретические знания, вкладывая в них кон­кретное смысловое значение, соответствующее их виду производственной деятельности.

На практике, как правило, встречаются смешан­ные формы всех путей и методов обучения.

Конкретная потребность в обучении ориентирова­на, с одной стороны, на имеющийся уровень обра­зования сотрудников и желаемого достижения качества в области производства и сервиса. С дру­гой стороны, она ограничена допустимым объемом затрат, которые предприятие может внести в план обучения.

План обучения

Помощью для удовлетворения потребности в обу­чении может быть, например, конкретно предло­женный общий план обучения, как это представ­лено далее.

 

7/2 Возможность учебного обзора курсов по качеству

 

Существует множество консультационных фирм и институтов, которые предлагают прекрасные пла­ны по обучению. Особенно известны TUV и DGQ.

План-пример

Так как в не регулированных областях не существу­ет общеобязательного плана обучения, на плане-примере, который не исключает также другие пла­ны, может быть дан обзор возможной концепции по обучению.

Задачи TUV

В качестве примера можно привести обучения, ко­торое предлагает RW TUV, Эссен. Союз обществ Технического надзора (Vd TUV) разработал еди­ный профиль требований для персонала QM. Учебные центры TUVoв согласовывают содержа­ние курсов с общими задачами. Приведенный ниже план соответствует этим задачам.

Сертификация персонала

Сегодня намечается тенденция в направлении сер­тификации персонала. Процедура сертификации должна соответствовать требованиям ЕН 4501 3. Какие сертификационные службы допущены к про­ведению сертификации персонала, отрегулирова­но в процедуре аккредитации Общества-носителя по аккредитации (TGA).

 

 

 

Сегодня намечается тенденция в направлении сертификации персонала.


 

7/3 Критерии подбора квалифицированного персонала

Профессиональ­ная пригодность

Пригодно ли профессионально данное лицо для выполнения определенной задачи? Ответом на этот вопрос служит оценка его соответствия требо­ваниям, которые определяются самой деятель­ностью. В обычном случае они сформулированы достаточно хорошо, если речь идет об уже сущест­вующем задании. В этом случае нужно обратиться или к существую­щему описанию рабочего места, или если такого

описания нет или оно недостаточно полно изло­жено, описание рабочего места или деятельности должно быть составлено или актуализировано.

 

Если запланированная деятельность еще не зане­сена в план, нужно сделать попытки по возмож­ности точно описать будущую деятельность. Этот процесс одновременно является хорошей трени­ровкой для ответственного за планирование и принуждает его поставить задачу таким образом, чтобы она была понятна тому, перед кем она пос­тавлена.

 

К профессионально выполняемой деятельности от­носится, кроме прочего, также:

• накопленный опыт,

• соответствующие знания о методах и процеду­рах в области качества.

Профиль личности

Помимо профессионально предъявляемых требо­ваний важен характер личности. “Измерительная планка” должна соответствовать профилю требо­ваний, т.е. оно не должна быть занижена и в то же

 

время не должна быть завышена. Итак, рабочий на конвейере, чтобы привести наглядный пример, не обладает в такой степени той способностью к выполнению самостоятельных работ, как, напри­мер, разработчик.

Критерии

Критериями могут, например, быть:

• сознание ответственности,

• способность к выполнению самостоятельных работ,

• сообразительность,

• готовность разработать или совместно осуще­ствить новые идеи,

• способность работать в команде,

• безотказность,

• мотивация,

• надежность.

 

 

7/4 Документация учебных мероприятий

 

Потребность в обучении

Прежде чем документировать мероприятия по обу­чению, целесообразно выявить и спланировать потребность в обучении. Если это происходит периодически, например, один раз в год, на уров­не отделов, то это является хорошей базой для ­

Учебный план

составления учебного плана, ориентированного на практику. Этот план позволяет периодически про­верять, в какой степени запланированные меро­приятия реализуются на практике.

Элемент 4.1 8 (Обучение) требует наличия методо­логических инструкций по выявлению потребнос­тей в обучении навыкам, оказывающим влияние на качество, а также по проведению обучения и его документированию. Рекомендуется вести план и документацию на уровне отделов, а соответствую­щие персональные дела и сертификаты по обуче­нию архивировать.

 

Eckhard Kreier

Содержание

 

7/1 Выбор и удовлетворение потребностей в обучении

7/2 Возможность учебного обзора курсов по качеству

7/3 Критерии подбора квалифицированного персонала

7/4 Документация учебных мероприятий


 

7/1 Выбор и удовлетворение потребностей в обучении

 

 

В этой главе мы расскажем об обучении персона­ла, который на предприятии занимается деятель­ностью, важной в отношении качества. Мы уже ка­сались вопросов обучения и учебных планов для всего предприятия.

Обучение — важное в отношении качества

 

Не существует единых отрегулированных и обяза­тельных учебных планов с установленным содер­жанием при обучении, касающемся качества. Точ­но также извне нельзя решить, нужно ли проводить обучение внешними службами, внутри предпри­ятия или заниматься самообучением.

 

И все же, выкристаллизовываются общие отправ­ные точки. Крупное предприятие, имеющее отдел обучения, будет стремиться, насколько это возможно, соста­вить собственную концепцию обучения с собствен­ным предложением по курсу обучения. Часто про­водимые самим предприятием курсы дополняются интегрированным внешним обучением.

Малые и средние предприятия преимущественно используют внешние предложения по проведе­нию курсов.

 

Практическая работа

При этом всегда существует возможность комби­нированного составления учебного материала из изучения литературы и практической работы.

Во многих случаях, когда предприятие приглашает внешних консультантов для подготовки к сертификации по ИСО серии 9000, внешнее обучение

Внешнее обучение

уполномоченных по качеству и менеджеров по ка­честву дополняется практической отработкой по­лученных знаний на своем рабочем месте.

Отработка на рабочем месте

При подробном обсуждении элементов менед­жмента качества и запланированного подхода к разработке, внедрению и эксплуатации системы QM специалисты на своем предприятии на практи­ке отрабатывают полученные при внешнем обуче­нии теоретические знания, вкладывая в них кон­кретное смысловое значение, соответствующее их виду производственной деятельности.

На практике, как правило, встречаются смешан­ные формы всех путей и методов обучения.

Конкретная потребность в обучении ориентирова­на, с одной стороны, на имеющийся уровень обра­зования сотрудников и желаемого достижения качества в области производства и сервиса. С дру­гой стороны, она ограничена допустимым объемом затрат, которые предприятие может внести в план обучения.

План обучения

Помощью для удовлетворения потребности в обу­чении может быть, например, конкретно предло­женный общий план обучения, как это представ­лено далее.

 

7/2 Возможность учебного обзора курсов по качеству

 

Существует множество консультационных фирм и институтов, которые предлагают прекрасные пла­ны по обучению. Особенно известны TUV и DGQ.

План-пример

Так как в не регулированных областях не существу­ет общеобязательного плана обучения, на плане-примере, который не исключает также другие пла­ны, может быть дан обзор возможной концепции по обучению.

Задачи TUV

В качестве примера можно привести обучения, ко­торое предлагает RW TUV, Эссен. Союз обществ Технического надзора (Vd TUV) разработал еди­ный профиль требований для персонала QM. Учебные центры TUVoв согласовывают содержа­ние курсов с общими задачами. Приведенный ниже план соответствует этим задачам.

Сертификация персонала

Сегодня намечается тенденция в направлении сер­тификации персонала. Процедура сертификации должна соответствовать требованиям ЕН 4501 3. Какие сертификационные службы допущены к про­ведению сертификации персонала, отрегулирова­но в процедуре аккредитации Общества-носителя по аккредитации (TGA).

 

 

 

Сегодня намечается тенденция в направлении сертификации персонала.


 

7/3 Критерии подбора квалифицированного персонала

Профессиональ­ная пригодность

Пригодно ли профессионально данное лицо для выполнения определенной задачи? Ответом на этот вопрос служит оценка его соответствия требо­ваниям, которые определяются самой деятель­ностью. В обычном случае они сформулированы достаточно хорошо, если речь идет об уже сущест­вующем задании. В этом случае нужно обратиться или к существую­щему описанию рабочего места, или если такого

описания нет или оно недостаточно полно изло­жено, описание рабочего места или деятельности должно быть составлено или актуализировано.

 

Если запланированная деятельность еще не зане­сена в план, нужно сделать попытки по возмож­ности точно описать будущую деятельность. Этот процесс одновременно является хорошей трени­ровкой для ответственного за планирование и принуждает его поставить задачу таким образом, чтобы она была понятна тому, перед кем она пос­тавлена.

 

К профессионально выполняемой деятельности от­носится, кроме прочего, также:

• накопленный опыт,

• соответствующие знания о методах и процеду­рах в области качества.

Профиль личности

Помимо профессионально предъявляемых требо­ваний важен характер личности. “Измерительная планка” должна соответствовать профилю требо­ваний, т.е. оно не должна быть занижена и в то же

 

время не должна быть завышена. Итак, рабочий на конвейере, чтобы привести наглядный пример, не обладает в такой степени той способностью к выполнению самостоятельных работ, как, напри­мер, разработчик.

Критерии

Критериями могут, например, быть:

• сознание ответственности,

• способность к выполнению самостоятельных работ,

• сообразительность,

• готовность разработать или совместно осуще­ствить новые идеи,

• способность работать в команде,

• безотказность,

• мотивация,

• надежность.

 

 

7/4 Документация учебных мероприятий

 

Потребность в обучении

Прежде чем документировать мероприятия по обу­чению, целесообразно выявить и спланировать потребность в обучении. Если это происходит периодически, например, один раз в год, на уров­не отделов, то это является хорошей базой для ­

Учебный план

составления учебного плана, ориентированного на практику. Этот план позволяет периодически про­верять, в какой степени запланированные меро­приятия реализуются на практике.

Элемент 4.1 8 (Обучение) требует наличия методо­логических инструкций по выявлению потребнос­тей в обучении навыкам, оказывающим влияние на качество, а также по проведению обучения и его документированию. Рекомендуется вести план и документацию на уровне отделов, а соответствую­щие персональные дела и сертификаты по обуче­нию архивировать.