3.3. Анализ конкурентов и определение конкурентной политики
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19
Основными конкурентами ОАО "Черниговская макаронная фабрика" являются: макаронные фабрики, имеющие импортные линии по производству длинно резанных и коротко резанных макаронных изделий:
ОАО "Макаронная фабрика" (г. Киев) - высокое качество продукции, широкий ассортимент, новая упаковка.
ОАО "Симферопольская макаронная фабрика" - высокое качество продукции, применение муки высокого качества, качественная упаковка.
ОАО "Хмельницкая макаронная фабрика" - качественная продукция.
ЗАО "Донецкая макаронная фабрика" – качественная продукция, новая упаковка.
ПИИ "Бонита" (г. Луцк) - высокое качество продукции.
ОАО "Харьковская макаронная фабрика".
Мелкие производители макаронных изделий на отечественном и импортном оборудовании (их более 1000) также не являются сильными конкурентами из-за незначительного объема производства, низкого качества, и применением различных добавок.
Оптовые и мелкооптовые поставщики макаронных изделий из-за границы не оказывают сильной конкуренции из-за незначительных объемов поставок а также из-за высоких цен (при условии поставок высококачественной продукции). Продукция же с низкими ценами всегда имеет низкое качество и, как правило, содержит красители и добавки. Самые активные поставки осуществляются из России (в 2003г. – 4,92 тыс. т.)
Рисунок 1 – Доля крупнейших производителей макарон в Украине в 2003г.
Выбор связи "продукт-рынок"
ОАО "Черниговская макаронная фабрика" придерживается стратегии развития продукта, то есть стремится совершенствовать свою продукцию: улучшать качество, повышать доступность продукции и находить новые решения для будущих потребителей.
Таблица 2 – Главные цели предприятия и стратегии их достижения
Компоненты бизнеса |
Цель |
Стратегия |
Рынок |
Увеличить объем продаж на 15% |
Проникновение на другие внутренние рынки и экспорт в страны СНГ |
Деньги |
Улучшить соотношение между акционерным капиталом и долгом |
Около 30% необходимого капитала обеспечить акционерами |
Производство |
Улучшить качество продукции |
Внедрить новую линию по производству коротко резаных изделий |
Люди |
Повысить квалификацию работающих |
Посещение специальных курсов, семинаров, стажировок |
Охрана окружающей среды |
Уменьшить отрицательное влияние на окружающую среду |
Провести модернизацию системы очистки сточных вод |
Ценовая политика |
Сохранить доступный, однако достаточно высокий уровень цен |
Провести широкую рекламную компанию |
Определение маркетингового комплекса
Продукт Ширина и глубина продуктового набора, качество, дизайн, упаковка |
Цена Скидки, условия платежа, условия финансирования |
Продвижение Реклама, стимулирование продаж |
Сбыт Каналы сбыта, плотность сети сбыта, запасы, транспорт |
Рисунок 2 –Комплекс маркетинга
Продукт и политика продукта
Макаронные изделия - ценный пищевой продукт, имеющий значительные преимущества перед другими:
• Продолжительное сохранение -1 год без изменения свойств.
• Быстрота и простота в приготовлении.
• Имеют высокую пищевую ценность (блюдо, приготовленное из 100 г сухих изделий, на 10% удовлетворяет необходимое для организма человека суточное количество белков и углеводов).
• Качественная и удобная упаковка.
Фабрика изготавливает длинные макаронные изделия "Тая": макроны, вермишель трех видов и более 20 наименований коротко резанных макаронных изделий - разные виды лапши, рожков, черепашек, суповых засыпок и другие.
Вся продукция фабрики сертифицирована Госстандартом Украины.
Цена и ценовая политика
Предприятие использует затратный метод ценообразования, но, кроме того, ориентируется на ситуацию на рынке, учитывая цены конкурентов.
Средняя отпускная цена предприятия на коротко резанные макаронные изделия составляет 2300 грн., а на длинно резаные – 2800 грн. за 1 т. Кроме того, имеется система скидок с цены на продукцию. Используются бонусные скидки до 10% и скидки "сконто" до 5%.
Таким образом, цены на макаронные изделия останутся на уровне, чрезвычайно близком к самым низким ценам местного рынка, в то время как качество будет удовлетворять самым взыскательным вкусам.
Продвижение продукта на рынок
Данный проект требует мероприятий по продвижению и закреплению продукта на рынке. Одним из основных способов продвижения товара на рынок является реклама - самый мощный стимулятор спроса.
ОАО "Черниговская макаронная фабрика" планирует проводить широкую рекламную компанию, направленную на расширение сбыта. Планируется использовать рекламу в средствах массовой информации (на телевидении, радио), рекламу на упаковке продукции, рекламные плакаты, щиты, рекламу в прессе и на общественном транспорте.
Предприятие активно участвует и в дальнейшем планирует участвовать в выставках и ярмарках с бесплатной раздачей образцов, как в Украине, так и за рубежом.
Необходимо отметить четкое позиционирование товара, предприятие использует торговую марку "Тая" и товарный знак.
Рисунок 3 – Торговая марка
Рисунок 4 – Товарный знак
Анализ каналов сбыта
Основными каналами выпускаемой продукции являются:
Предприятие изготовитель → Оптовая торговля → Розничная торговля → Потребитель.
Предприятие изготовитель → Потребитель (фирменные магазины).
Предприятие изготовитель → Поставщики муки → Потребитель.
Причем по первому каналу распределения реализуется 70% продукции, а по второму – 10%, по третьему – 20%.
Таблица 3 - Сильные и слабые стороны конкурентов
Комплекс маркетинга |
Оценка в сравнении с собственной компанией |
||
Хуже |
Одинаково |
Лучше |
|
1. Продукт |
|||
Ширина продуктового комплекса |
|
+ |
|
Глубина продуктового комплекса |
|
+ |
|
Качество |
|
+ |
|
Дизайн |
+ |
|
|
Сервис |
|
+ |
|
2. Цена |
|||
Позиционирование цены |
|
+ |
|
Скидки |
+ |
|
|
Условия платежей |
|
+ |
|
Условия финансирования |
|
+ |
|
3. Продвижение |
|||
Реклама |
|
|
+ |
Стимулирование сбыта |
|
+ |
|
Политика в отношении торговой марки |
|
+ |
|
«Паблик - рилейшнз» |
|
+ |
|
4. Сбыт |
|||
Каналы сбыта |
|
+ |
|
Плотность сбыта |
|
+ |
|
Товарные запасы |
|
+ |
|
Транспорт |
|
+ |
|
Прогноз маркетинговых издержек
Таблица 4 - Прогноз маркетинговых издержек
Издержки, грн. |
2004 |
2005 |
2006 |
1. На службу сбыта |
3500,00 |
3800,00 |
4400,00 |
2. На рекламу, в том числе: |
44900,00 |
52100,00 |
59200,00 |
- в средствах массовой информации |
15200,00 |
16300,00 |
18000,00 |
- на упаковке |
7000,00 |
7900,00 |
8200,00 |
- плакаты, щиты |
5400,00 |
6100,00 |
6500,00 |
- в прессе |
11000,00 |
11600,00 |
12800,00 |
- в общественном транспорте |
6300,00 |
7200,00 |
9500,00 |
3. На участие в выставках |
3800,00 |
3000,00 |
4200,00 |
Всего |
52200,00 |
58900,00 |
67800,00 |
Основными конкурентами ОАО "Черниговская макаронная фабрика" являются: макаронные фабрики, имеющие импортные линии по производству длинно резанных и коротко резанных макаронных изделий:
ОАО "Макаронная фабрика" (г. Киев) - высокое качество продукции, широкий ассортимент, новая упаковка.
ОАО "Симферопольская макаронная фабрика" - высокое качество продукции, применение муки высокого качества, качественная упаковка.
ОАО "Хмельницкая макаронная фабрика" - качественная продукция.
ЗАО "Донецкая макаронная фабрика" – качественная продукция, новая упаковка.
ПИИ "Бонита" (г. Луцк) - высокое качество продукции.
ОАО "Харьковская макаронная фабрика".
Мелкие производители макаронных изделий на отечественном и импортном оборудовании (их более 1000) также не являются сильными конкурентами из-за незначительного объема производства, низкого качества, и применением различных добавок.
Оптовые и мелкооптовые поставщики макаронных изделий из-за границы не оказывают сильной конкуренции из-за незначительных объемов поставок а также из-за высоких цен (при условии поставок высококачественной продукции). Продукция же с низкими ценами всегда имеет низкое качество и, как правило, содержит красители и добавки. Самые активные поставки осуществляются из России (в 2003г. – 4,92 тыс. т.)
Рисунок 1 – Доля крупнейших производителей макарон в Украине в 2003г.
Выбор связи "продукт-рынок"
ОАО "Черниговская макаронная фабрика" придерживается стратегии развития продукта, то есть стремится совершенствовать свою продукцию: улучшать качество, повышать доступность продукции и находить новые решения для будущих потребителей.
Таблица 2 – Главные цели предприятия и стратегии их достижения
Компоненты бизнеса |
Цель |
Стратегия |
Рынок |
Увеличить объем продаж на 15% |
Проникновение на другие внутренние рынки и экспорт в страны СНГ |
Деньги |
Улучшить соотношение между акционерным капиталом и долгом |
Около 30% необходимого капитала обеспечить акционерами |
Производство |
Улучшить качество продукции |
Внедрить новую линию по производству коротко резаных изделий |
Люди |
Повысить квалификацию работающих |
Посещение специальных курсов, семинаров, стажировок |
Охрана окружающей среды |
Уменьшить отрицательное влияние на окружающую среду |
Провести модернизацию системы очистки сточных вод |
Ценовая политика |
Сохранить доступный, однако достаточно высокий уровень цен |
Провести широкую рекламную компанию |
Определение маркетингового комплекса
Продукт Ширина и глубина продуктового набора, качество, дизайн, упаковка |
Цена Скидки, условия платежа, условия финансирования |
Продвижение Реклама, стимулирование продаж |
Сбыт Каналы сбыта, плотность сети сбыта, запасы, транспорт |
Рисунок 2 –Комплекс маркетинга
Продукт и политика продукта
Макаронные изделия - ценный пищевой продукт, имеющий значительные преимущества перед другими:
• Продолжительное сохранение -1 год без изменения свойств.
• Быстрота и простота в приготовлении.
• Имеют высокую пищевую ценность (блюдо, приготовленное из 100 г сухих изделий, на 10% удовлетворяет необходимое для организма человека суточное количество белков и углеводов).
• Качественная и удобная упаковка.
Фабрика изготавливает длинные макаронные изделия "Тая": макроны, вермишель трех видов и более 20 наименований коротко резанных макаронных изделий - разные виды лапши, рожков, черепашек, суповых засыпок и другие.
Вся продукция фабрики сертифицирована Госстандартом Украины.
Цена и ценовая политика
Предприятие использует затратный метод ценообразования, но, кроме того, ориентируется на ситуацию на рынке, учитывая цены конкурентов.
Средняя отпускная цена предприятия на коротко резанные макаронные изделия составляет 2300 грн., а на длинно резаные – 2800 грн. за 1 т. Кроме того, имеется система скидок с цены на продукцию. Используются бонусные скидки до 10% и скидки "сконто" до 5%.
Таким образом, цены на макаронные изделия останутся на уровне, чрезвычайно близком к самым низким ценам местного рынка, в то время как качество будет удовлетворять самым взыскательным вкусам.
Продвижение продукта на рынок
Данный проект требует мероприятий по продвижению и закреплению продукта на рынке. Одним из основных способов продвижения товара на рынок является реклама - самый мощный стимулятор спроса.
ОАО "Черниговская макаронная фабрика" планирует проводить широкую рекламную компанию, направленную на расширение сбыта. Планируется использовать рекламу в средствах массовой информации (на телевидении, радио), рекламу на упаковке продукции, рекламные плакаты, щиты, рекламу в прессе и на общественном транспорте.
Предприятие активно участвует и в дальнейшем планирует участвовать в выставках и ярмарках с бесплатной раздачей образцов, как в Украине, так и за рубежом.
Необходимо отметить четкое позиционирование товара, предприятие использует торговую марку "Тая" и товарный знак.
Рисунок 3 – Торговая марка
Рисунок 4 – Товарный знак
Анализ каналов сбыта
Основными каналами выпускаемой продукции являются:
Предприятие изготовитель → Оптовая торговля → Розничная торговля → Потребитель.
Предприятие изготовитель → Потребитель (фирменные магазины).
Предприятие изготовитель → Поставщики муки → Потребитель.
Причем по первому каналу распределения реализуется 70% продукции, а по второму – 10%, по третьему – 20%.
Таблица 3 - Сильные и слабые стороны конкурентов
Комплекс маркетинга |
Оценка в сравнении с собственной компанией |
||
Хуже |
Одинаково |
Лучше |
|
1. Продукт |
|||
Ширина продуктового комплекса |
|
+ |
|
Глубина продуктового комплекса |
|
+ |
|
Качество |
|
+ |
|
Дизайн |
+ |
|
|
Сервис |
|
+ |
|
2. Цена |
|||
Позиционирование цены |
|
+ |
|
Скидки |
+ |
|
|
Условия платежей |
|
+ |
|
Условия финансирования |
|
+ |
|
3. Продвижение |
|||
Реклама |
|
|
+ |
Стимулирование сбыта |
|
+ |
|
Политика в отношении торговой марки |
|
+ |
|
«Паблик - рилейшнз» |
|
+ |
|
4. Сбыт |
|||
Каналы сбыта |
|
+ |
|
Плотность сбыта |
|
+ |
|
Товарные запасы |
|
+ |
|
Транспорт |
|
+ |
|
Прогноз маркетинговых издержек
Таблица 4 - Прогноз маркетинговых издержек
Издержки, грн. |
2004 |
2005 |
2006 |
1. На службу сбыта |
3500,00 |
3800,00 |
4400,00 |
2. На рекламу, в том числе: |
44900,00 |
52100,00 |
59200,00 |
- в средствах массовой информации |
15200,00 |
16300,00 |
18000,00 |
- на упаковке |
7000,00 |
7900,00 |
8200,00 |
- плакаты, щиты |
5400,00 |
6100,00 |
6500,00 |
- в прессе |
11000,00 |
11600,00 |
12800,00 |
- в общественном транспорте |
6300,00 |
7200,00 |
9500,00 |
3. На участие в выставках |
3800,00 |
3000,00 |
4200,00 |
Всего |
52200,00 |
58900,00 |
67800,00 |