Глава двеннадцатая

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 

Все стили общения  условно можно поделить на три группы в зависимости  от цели общения и ролей, какие вы играете.

Стиль- Симпатия. Ваша цель вызвать симпатию, доверие, интерес у человека с которым вы общаетесь

Стиль -Психологическое карате. Ваша цель психологически подавить другого человека, вызвать у него неуверенность, страх вину, растерянность. Вы играете роль босса, барина, благодетеля. Вашему партнеру остаются пассивные роли жертва, слуга, ученик. Психологическое карате можно использовать и вовремя конфликтов,если ваши позиции достаточно сильны.

Как правило, здесь используются техники задавания вопросов, Вопросы мощное психологическое оружие в умелых руках. Используя вопросы, вы контролируете ход и направление  беседы, вы занимаете доминирующую позицию, вы активны, ваш собеседник пассивен,  

К психологическому карате относится  модель эксперта и криминальный наезд как наиболее жесткий вариант психологического карате.

    Стиль - Психологическое айкидо. Цель этого стиля уйти из под психологического давления человека, использующего психологическое карате, нейтрализовать его психологическую атаку   и мягко добиться своих целей.

   К психологическому айкидо относятся и приемы работы с жалобами.

    Естественно эта классификация условна, как и всякая классификация и в реальной жизни в  общении чаще применяется комбинация ,смешение этих стилей.

ЗНАКОМСТВО. СИМПАТИЯ. ДОВЕРИЕ.

Умение общаться с людьми - это товар, который можно купить так же, как сахар и ко­фе... И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо на свете.

                                                                                                                      Дж. Рокфеллер

                                                                Вы должны действовать на людей,                                               

                                                                 как двойная порция виски.

Способны ли вы мгновенно вызвать к себе симпатию ?

Да, это дар, который дается от рождения немногим. Природное обаяние сразу располагает к себе. О человеке, им наделенном, говорят

приятный во всех отношениях. Счастливчики, баловни судьбы! А сотни обычных людей проигрывают даже тогда, когда судьба предоставляет им благоприятный шанс. И все из-за неумения вызвать к себе симпатию.

Многие радости и многие беды проистекают из умения или неумения людей общаться между собой.

...На остановке стоят двое.  Пенсионер чихает. Подрос­ток участливо говорит:

Будьте здоровы!

Спасибо!

Ну, что вы... Пожалуйста.

Не умничай!

Да пошел ты!..

Проблема коммуникации - самая главная в жизни любого человека. “Самая большая  ценность в жизни - общение,” - утверждал Антуан

де Сент-Экзюпери.

Знание и использование всего четырех принципов общения могут повысить ваши шансы на успех.

П р и н ц и п ы   о б щ е н и я :

Доброжелательность

Внимание

Диалог

Информативность

Но этими очевидными истинами мы чаще всего и пренебрегаем. А есть смысл избегать ненужных неприятностей.

Знание и использование нескольких приемов эффективного знакомс­тва, вызова симпатии и доверия могут кардинально изменить вашу жизнь.

Как показывает практика, люди, добившиеся успеха - известные политики, модельеры, артисты, бизнесмены - длительное время овладе­вали приемами общения.

Любой контакт - это процесс,  состоящий из целого набора психо-

логических приемов. Выигрывают те, кто овладел наиболее эффективными

методами общения.

Сначала давайте  посмотрим,  что активно мешает непринужденному

знакомству, что отталкивает от нас людей?

Перечислим основное:

Неуверенность.

Самоуглубленность.

Категоричность.

Плохое настроение.

Чрезмерное умничанье.

Постоянные поддакивания.

Банальные темы, банальные рассуждения.

Техники эффективного знакомства - основа обучения во всех раз­ведках мира. Система разведки строится по шаблону: необходимо войти в контакт, получить информацию, завербовать агента и создать аген­турную сеть. В проекции на нашу жизнь это выглядит так: непринужден­ное знакомство - вызов симпатии - доверительные дружеские отношения или прочные деловые связи.

1.         Все начинается с первого взгляда.

Всего несколько секунд, но именно от них во многом зависит ре­зультат общения. Происходит установление контакта невербальными средствами. Жесткий, пронзительный взгляд - отталкивает, пугает. Счастливые глаза притягивают, как магнит. Доброжелательный, уверен­ный, проникновенный взгляд всегда располагает к контакту.

Мы не видим себя со стороны,  и порой удивляемся, когда человек

отводит  глаза,  смотрит  в  сторону,  так  и  не зацепившись за наш

взгляд.  Но можно посмотреть свои фотографии и поразмышлять: а мы бы

сами откликнулись на такой взгляд?  Приятен ли он,  сквозит ли в нем

интерес к миру,  к людям, которые рядом? В конце концов взгляд можно

тренировать перед зеркалом - занятие увлекательное!

Искренняя улыбка - всегда нечто сокровенное. Сокровенное притя­гивает, располагает. Вы улыбнулись человеку - и он улыбнется вам в ответ. Улыбка, комплимент при встрече расположат собеседника быст­рее, нежели потоки красноречивых слов - потом.

2.         Как преодолеть страх знакомства? Поменяйте цель на средство.

Многие люди не решаются даже близко подойти к заинтересовавшему их человеку, не то что заговорить с ним. А если паче чаяния загово­рят, то кроме неловкости, никаких иных чувств не испытают, и потом будут клеймить себя разными нелитературными выражениями.

Как вызвать симпатию к себе человека, которого вы только что увидели на пресс-конференции, в гостях, наконец, на улице или в ва­гоне метро?

Избавиться от неловкости вам поможет психологическая перенаст­ройка. Поменяйте цель на средство. Скажите себе так: я подойду к не­му не с целью знакомства, а просто поговорить. Можно даже войти вре­менно в роль известного вам, уверенного в себе человека, и поступить так, как в аналогичной ситуации поступил бы он.

Проведите самостоятельно такой тренинг.

#####

#####

Закройте глаза и представьте рядом своего самого закадычного друга, с которым вам всегда интересно и

легко общаться.С ним - вы совершенно свободны, ес­тественны. Вы можете говорить с ним на любые темы. От одного взгляда на него у вас сразу же повышается настроение. Такой вот он - ваш друг!

А теперь постарайтесь еще раз пережить все эмо­ции, которые заполняют вас при общении с ним. С каж­дым вдохом и выдохом усиливайте их, делайте ярче и насыщенней.

А теперь представьте, что человек, с которым вам предстоит познакомиться и есть ваш друг. Вы знаете его с детства.  Вы готовы поговорить с ним на любые темы, вы чувствуете себя с ним легко и комфортно.

Откройте глаза и, не отпуская от себя пережитые эмоции, подойдите к любому человеку и заговорите с ним, используя этот прием.

Если вы испытываете чувство зажатости, знаете за собой грех медленной сообразительности или отсутствие остроумия, самое верное дело - заранее иметь в запасе ряд проверенных в действии речевых или поведенческих заготовок.

Вариант первый.

Срабатывают даже самые простейшие, такие как:

Хотите, я угадаю, кто вы по гороскопу?

Хотите, я вам погадаю?

Хотите, я угадаю ваше имя? Кстати, меня зовут Андрей.

Вариант второй.

Можно рассказать  свежий анекдот или достойную внимания притчу.

Вариант третий.

Можно начать разговор с какой-нибудь эксклюзивной информации, рассказать какой-нибудь интригующий случай.

Вариант четвертый.

Многие люди падки на шокирующую информацию, противоречащую об­щественному мнению. А иные - и на шокирующее поведение. Достаточно привести такой пример, чтобы было понятно. Девушка ест мороженое. К ней подходит парень:”Вкусное?” - “Да.” - “А можно попробовать?” Смех в ответ - признак доброжелательного контакта. Знакомство состоялось!

Вариант пятый.

Эффективно и постепенное вхождение в контакт, когда вы, расска­зав о чем-либо, задаете собеседнику вопрос:”А что вы думаете по этому поводу?”

Вариант шестой.

Прямой комплимент всегда выглядит как неприкрытая лесть и часто звучит фальшиво. Но всегда можно сделать скрытый комплимент.

Это относится к деталям одежды собеседника, его прическе, стилю общения.  Да мало ли что придет в голову, когда человек  вам действи­тельно интересен!

3.         Чаще называйте собеседника по имени.

Больше всего на свете люди любят свое имя.

Если вы на протяжении всей беседы повторите его несчетное число раз - вы только выиграете!

4.         Проявите к собеседнику неподдельный интерес.

Всем без исключения людям не хватает внимания со стороны  окру-

жающих.  К  каким только уловкам они не прибегают!  Придумывают себе

болезни, скандалят, даже решаются на демонстративные суициды. А ведь

это не так сложно беседуя с человеком, постоянно держать его в фоку­се своего внимания. Дайте почувствовать человеку его значимость! И вы будете поражены результатами !..

5.         Проведите минипрезентацию.

Ложная скромность к успеху не приводит. Вы тоже должны стать интересны своему собеседнику. А для этого желательно не донимать партнера банальными вопросами, как это обычно бывает, а сломать сте­реотип и самому представить себя в выгодном свете. То есть провести так называемую мини-презентацию, что вызовет со стороны собеседника и доверие, и уважение, и неподдельный интерес к вашей персоне.

Спровоцировать интерес к себе всегда можно некими экзотическими рассказами о необычных событиях  своей жизни.

Ваш настрой должен быть позитивным.  Все должно говорить о том, что у вас все о”кей! Это привлекает людей.

6.         Используйте прием  “веер тем”.

Перебирая одну за другой темы разговора, вы быстро сможете оп­ределить, что же действительно интересует или волнует вашего нового знакомого.

Это своего рода тестирование психологического состояния собе­седника в данный момент и распределение ролей для дальнейшего обще­ния. По психотипу определяются комплексы партнера для выбора модели поведения. Чаще всего срабатывают “кнопки” превосходства, любопытс­тва, великодушия, жалости и “слабо”.

Не бойтесь затрагивать шокирующие темы - это возбуждает вообра­жение, интерес и внимание, раскрепощает людей. Превосходной наживкой являются и провокационные рассказы о себе на интимные темы. Многие

люди, как правило, отвечают тем же, становятся с вами откровенными.

Важно - умение выстраивать диалоги. Монологи утомляют.

Обширные монологи рассеивают внимание. Диалог - всегда подт­верждение того, что и вы - слушаете и слышите , и вас - слышат и слушают.

Информативность - соль всякого общения.

Есть смысл избегать переливания из пустого в порожнее. Цените свое время и время собеседника.

7.         Задавайте “открытые” вопросы.

Вопросы собеседнику лучше всего задавать открытые: “А что вы думаете?” “ А что вы чувствуете?”

Ответы на них обычно бывают пространными, а это увеличивает ва­ши шансы на продолжение знакомства. В это время можно использовать все приемы активного слушания: кивать, поддакивать, переспрашивать, уточнять слова. Нежелательно в это время отводить глаза в сторону или смотреть, потупившись, под ноги. Лицо в лицо! Все ваше внимание должно быть направлено на этого человека, вы должны быть настроены на общение с ним. Фальшь всегда улавливается,

8.         Прием “родственные души”.

Прием “родственные души” сразу же сблизит вас с любым челове­ком.

Всегда найдется что-то общее: увлечения, профессия или просто взгляды на те или иные приятные события жизни. Это может быть вы­пускной вечер в школе или отлично сданный экзамен в институте, или поездка к морю... И тогда ручей беседы потечет сам, как горный по­ток.

9.         Прием “землячество”.

Если вы из одного города или района - смело используйте прием “землячества”. Это надежное средство для быстрого сближения.

10.       Спросите :”Чем вам помочь?”

Люди охотно откликаются на подобные вопросы. Даже мелкая услуга может быстро расположить к вам человека.

11.       Идите на совместные действия.

Можно, в конце концов вместе порезать салат или заварить чай - совместные действия тоже сближают.

12.       Продемонстрируйте позитивный настрой.

Желательно никогда ни о ком не говорить плохо.  Вспомните запо­ведь : не судите да не судимы будете. Доброжелательность - залог на­шего успеха.

Все люди устроены одинаково: в глубине души они хотят верить в то, что они - хорошие, умные, стоящие внимания!

Как мы обычно реагируем на мнение о себе? Если кто-то говорит о нас добрые слова, мы думаем: “Вот какой я хороший!” Но стоит ко­му-либо отозваться о нас дурно, мы возмущаемся : “Вот какой он пло-

хой человек!”

13.       Используйте юмор.

Человек, обладающий чувством юмора, всегда выглядит привлека­тельным и симпатичным. Не упускайте эту возможность никогда!

14.       Определите дистанцию комфортного общения.

Важно всегда помнить, что у каждого человека имеется так назы­ваемая зона личного пространства, вторжение в которую чревато непри-

язненным отношением к вам. Если вы привыкли держать дистацию или на­оборот дышать прямо в ухо собеседнику, все же обратите внимание, насколько комфортно он при этом себя чувствует. Порой из-за этой су­щественной мелочи даже интересные друг другу люди разбегаются в сто­роны.

Чтобы создать зону комфортного общения, желательно сразу же ис­пользовать прием подстройки.

Речь не должна резко отличаться от речи собеседника ритмом, громкостью и лексикой. Незаметное отзеркаливание его жестов и поз быстро создаст ауру взаимной симпатии.

15.       Выразите уверенность в плодотворности дальнейших контактов. С ригидным собеседником контакт завершается плавно, с моторным

быстро и резко. Но в любом случае последняя фраза должна строиться по принципу: жалко с вами расставаться, вы произвели на меня прият­ное впечатление, надеюсь, это не последняя наша встреча.

Кратко подведите итоги знакомства, закрепите ролевые взаимоот­ношения.

ЭКСПРЕСС-ТЕРАПИЯ

У вас могут успешно идти дела. В глубине души вы можете чувс­твовать себя баловнем судьбы. Но не стоит забывать, что качество ва­шей жизни во многом зависит и от того, в каком душевном состоянии пребывают в это время ваши родственники, друзья, партнеры по бизне­су. В любой момент это обстоятельство может оказать существенное влияние на вашу жизнь.

Если с кем-то из них случится нервный срыв, кто-то впадет в депрессию или будет испытывать стрессовое состояние - что происходит сплошь и рядом - это и вас может выбить из колеи. Попытка отстра­ниться от чужих проблем ни к чему хорошему, как правило, не приво­дит. Как раз все происходит наоборот, ситуация только усугубляется: рушатся близкие отношения, давние партнерские связи. Чтобы этого не случилось с вами, не нужно бояться в критический момент помочь своим близким или друзьям, выступив, например, в роли домашнего психотера­певта. Если вы внимательно прочитали эту книгу, овладели психотехни­ками, которые здесь приводятся, вы смело можете приниматься за дело.

Иной раз бывает достаточно полчаса или час побеседовать с чело­веком, чтобы у него резко улучшилось настроение, вновь появился ин­терес к жизни, желание работать или учиться. К тому же и у вас бла­годаря этому повысится уровень самооценки. Согласитесь, приятнее чувствовать себя в роли благодетеля нежели трусливого преступника, вздрагивающего от каждого телефонного звонка.

Разговор должен проходить в спокойной, комфортной обстановке. Каким бы возбужденным, раздраженным или подавленным не был ваш собе­седник вначале, обстановка домашнего уюта и комфорта даст ему ощуще­ние надежности, спокойствия и защищенности. Ваша уверенность, пози­тивный настрой, ваша искренняя симпатия к нему и озабоченность его проблемой, помогут ему довериться вам и скорее выйти из тупика. И еще один предварительный совет: в своей речи постарайтесь использо-

вать яркие образы,  приводите как можно больше реальных примеров  из

жизни, не бойтесь повториться - иногда повтор срабатывает как кнопка

запуска.

Психотерапевтические приемы могут быть разными - в зависимости от ситуации. Но владеть необходимо всеми.

Первый прием. Активное слушание.

Вы можете просто внимательно выслушать человека. Слушать можно молча, мимикой реагируя на слова, и изредка задавая уточняющие воп­росы. Вопросы для вас - та же лакмусовая бумага - их следует зада­вать до тех пор, пока ваш собеседник полностью не выскажется. Иногда только этого бывает достаточно для того, чтобы измученный тревогой человек почувствовал значительное облегчение. Излив душу, успокоив­шись, он может и сам по ходу беседы найти для себя лучший выход из ситуации.

Второй прием. Снятие синдрома исключительности.

Часто человеку в стрессовой ситуации кажется, что с ним случи­лось нечто из ряда вон выходящее, не имеющее аналогов. Отсюда - рас­терянность, страх, ужас, парализация воли.

Ваша задача на конкретных примерах убедительно показать ему, что аналогичные проблемы время от времени возникают и у других лю­дей. Возможно, нечто подобное пришлось пережить и вам, но вы сумели с этим справиться. А это значит, что проблема эта - решаемая, надо только собраться с духом.

Третий прием. Преодоление препятствия.

Нередко, находясь в состоянии депрессии или стресса, люди видят свою жизнь как цепь бесконечных неудач.  Все прошлое и настоящее ок­рашено черным цветом и просвета не видно - нет к тому предпосылок.

Ваша задача - не жалея ярких красок напомнить ему о его прошлых

достижениях. Изменив его отношение к собственному прошлому, вы помо­жете ему и вернуть веру в себя. В конце концов взлеты и падения бы­вают у каждого человека. Напомните ему, как когда-то он сумел решить те или иные трудные проблемы. Логически и эмоционально приведите его к мысли, что его жизнь - вовсе не жизнь неудачника, а может быть да­же жизнь, достойная подражания. Просто сейчас он испытывает времен­ные трудности, с которыми тем не менее способен справиться.

Четвертый прием. Настрой на позитивное будущее.

Бывает и так, что в стрессовом состоянии человек не видит ника­ких перспектив в будущем, оно представляется ему мрачным и пугающим.

Убедите его в том, что жизнь непредсказуема, она способна пре­подносить приятные сюрпризы именно тогда, когда их не ждешь. Впереди еще может быть столько хорошего, интересного, что сегодняшние страхи наверняка когда-то покажутся нелепыми, смешными, о них даже стыдно будет вспоминать. Не случайно же все артисты, например, любят гово­рить, что их лучшая роль - впереди.

Пятый прием. Конкретизация действий.

Отвлечение на реальные, конкретные дела - суть этого приема. Обсудив с человеком его проблему, переключите его на разговор о конкретных планах на ближайшее будущее. Вместе с ним детально обсу­дите эффективность предполагаемых действий, вселите в него желание действовать не откладывая решение проблемы в долгий ящик.

Шестой прием. Раскрытие потенциала.

В состоянии депрессии практически у всех людей гаснет вера в себя, в свои силы. И от вас как от психотерапевта требуется мощная подпитка такого человека верой. На протяжении всего разговора вы должны многократно повторять, что верите в него, подтверждая это тем, что у него мощный потенциал. У него есть те человеческие ка-

чества,  которые позволят ему решить новую проблему даже  быстрее  и

лучше, чем трудные проблемы в прошлом.

Седьмой прием. Театр абсурда.

Этот прием особенно эффективен в случаях, когда ваш собеседник от природы обладает здоровым чувством юмора. Вы специально сгущая краски, говорите о его слабостях, возводите его стресс до масштабов вселенской трагедии, в общем доводите ситуацию до грани абсурда. В какой-то момент он начинает смеяться над нелепостью нарисованной ва­ми картины и расценивать свое положение скорее как глупое, нежели драматическое. А значит, что вы уже помогли ему выбраться из трясины.

Восьмой прием. Сравнение в пользу бедных.

На свете немало людей, которые способны прийти в себя только тогда, когда увидят, осознают, что кому-то еще хуже, чем им. А таких примеров - пруд пруди. Главное - вовремя рассказать страдающему че­ловеку о тех людях, чье положение действительно гораздо хуже. Кто-то неизлечимо болен, кто-то инвалид с детства, кто-то недавно потерял родных, у кого-то в одночасье рухнул прибыльный бизнес. И показать, что несмотря на все тяготы жизни, эти люди сумели остаться оптимис­тами. Более того - они находят в себе силы поддерживать других лю­дей, вселять в них уверенность в завтрашнем дне.

  Девятый  прием Помоги другому и тебе станет легче со своим горем

предложите  начать помогать другим,попавшим в трудную ситуацию . Активная помощь другим значительно уменьшает

груз собственных тяжелых психологических переживаний.

Десятый прием.Посмотри из будущего на свои настоящие проблемы.

Предложите посмотреть на настоящую пролему из будущего

из следующего года или из следующего десятилетия  и заметите, как проблема

знательно теряет свою психологическую значимость и эмоциональный накал.

Все стили общения  условно можно поделить на три группы в зависимости  от цели общения и ролей, какие вы играете.

Стиль- Симпатия. Ваша цель вызвать симпатию, доверие, интерес у человека с которым вы общаетесь

Стиль -Психологическое карате. Ваша цель психологически подавить другого человека, вызвать у него неуверенность, страх вину, растерянность. Вы играете роль босса, барина, благодетеля. Вашему партнеру остаются пассивные роли жертва, слуга, ученик. Психологическое карате можно использовать и вовремя конфликтов,если ваши позиции достаточно сильны.

Как правило, здесь используются техники задавания вопросов, Вопросы мощное психологическое оружие в умелых руках. Используя вопросы, вы контролируете ход и направление  беседы, вы занимаете доминирующую позицию, вы активны, ваш собеседник пассивен,  

К психологическому карате относится  модель эксперта и криминальный наезд как наиболее жесткий вариант психологического карате.

    Стиль - Психологическое айкидо. Цель этого стиля уйти из под психологического давления человека, использующего психологическое карате, нейтрализовать его психологическую атаку   и мягко добиться своих целей.

   К психологическому айкидо относятся и приемы работы с жалобами.

    Естественно эта классификация условна, как и всякая классификация и в реальной жизни в  общении чаще применяется комбинация ,смешение этих стилей.

ЗНАКОМСТВО. СИМПАТИЯ. ДОВЕРИЕ.

Умение общаться с людьми - это товар, который можно купить так же, как сахар и ко­фе... И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо на свете.

                                                                                                                      Дж. Рокфеллер

                                                                Вы должны действовать на людей,                                               

                                                                 как двойная порция виски.

Способны ли вы мгновенно вызвать к себе симпатию ?

Да, это дар, который дается от рождения немногим. Природное обаяние сразу располагает к себе. О человеке, им наделенном, говорят

приятный во всех отношениях. Счастливчики, баловни судьбы! А сотни обычных людей проигрывают даже тогда, когда судьба предоставляет им благоприятный шанс. И все из-за неумения вызвать к себе симпатию.

Многие радости и многие беды проистекают из умения или неумения людей общаться между собой.

...На остановке стоят двое.  Пенсионер чихает. Подрос­ток участливо говорит:

Будьте здоровы!

Спасибо!

Ну, что вы... Пожалуйста.

Не умничай!

Да пошел ты!..

Проблема коммуникации - самая главная в жизни любого человека. “Самая большая  ценность в жизни - общение,” - утверждал Антуан

де Сент-Экзюпери.

Знание и использование всего четырех принципов общения могут повысить ваши шансы на успех.

П р и н ц и п ы   о б щ е н и я :

Доброжелательность

Внимание

Диалог

Информативность

Но этими очевидными истинами мы чаще всего и пренебрегаем. А есть смысл избегать ненужных неприятностей.

Знание и использование нескольких приемов эффективного знакомс­тва, вызова симпатии и доверия могут кардинально изменить вашу жизнь.

Как показывает практика, люди, добившиеся успеха - известные политики, модельеры, артисты, бизнесмены - длительное время овладе­вали приемами общения.

Любой контакт - это процесс,  состоящий из целого набора психо-

логических приемов. Выигрывают те, кто овладел наиболее эффективными

методами общения.

Сначала давайте  посмотрим,  что активно мешает непринужденному

знакомству, что отталкивает от нас людей?

Перечислим основное:

Неуверенность.

Самоуглубленность.

Категоричность.

Плохое настроение.

Чрезмерное умничанье.

Постоянные поддакивания.

Банальные темы, банальные рассуждения.

Техники эффективного знакомства - основа обучения во всех раз­ведках мира. Система разведки строится по шаблону: необходимо войти в контакт, получить информацию, завербовать агента и создать аген­турную сеть. В проекции на нашу жизнь это выглядит так: непринужден­ное знакомство - вызов симпатии - доверительные дружеские отношения или прочные деловые связи.

1.         Все начинается с первого взгляда.

Всего несколько секунд, но именно от них во многом зависит ре­зультат общения. Происходит установление контакта невербальными средствами. Жесткий, пронзительный взгляд - отталкивает, пугает. Счастливые глаза притягивают, как магнит. Доброжелательный, уверен­ный, проникновенный взгляд всегда располагает к контакту.

Мы не видим себя со стороны,  и порой удивляемся, когда человек

отводит  глаза,  смотрит  в  сторону,  так  и  не зацепившись за наш

взгляд.  Но можно посмотреть свои фотографии и поразмышлять: а мы бы

сами откликнулись на такой взгляд?  Приятен ли он,  сквозит ли в нем

интерес к миру,  к людям, которые рядом? В конце концов взгляд можно

тренировать перед зеркалом - занятие увлекательное!

Искренняя улыбка - всегда нечто сокровенное. Сокровенное притя­гивает, располагает. Вы улыбнулись человеку - и он улыбнется вам в ответ. Улыбка, комплимент при встрече расположат собеседника быст­рее, нежели потоки красноречивых слов - потом.

2.         Как преодолеть страх знакомства? Поменяйте цель на средство.

Многие люди не решаются даже близко подойти к заинтересовавшему их человеку, не то что заговорить с ним. А если паче чаяния загово­рят, то кроме неловкости, никаких иных чувств не испытают, и потом будут клеймить себя разными нелитературными выражениями.

Как вызвать симпатию к себе человека, которого вы только что увидели на пресс-конференции, в гостях, наконец, на улице или в ва­гоне метро?

Избавиться от неловкости вам поможет психологическая перенаст­ройка. Поменяйте цель на средство. Скажите себе так: я подойду к не­му не с целью знакомства, а просто поговорить. Можно даже войти вре­менно в роль известного вам, уверенного в себе человека, и поступить так, как в аналогичной ситуации поступил бы он.

Проведите самостоятельно такой тренинг.

#####

#####

Закройте глаза и представьте рядом своего самого закадычного друга, с которым вам всегда интересно и

легко общаться.С ним - вы совершенно свободны, ес­тественны. Вы можете говорить с ним на любые темы. От одного взгляда на него у вас сразу же повышается настроение. Такой вот он - ваш друг!

А теперь постарайтесь еще раз пережить все эмо­ции, которые заполняют вас при общении с ним. С каж­дым вдохом и выдохом усиливайте их, делайте ярче и насыщенней.

А теперь представьте, что человек, с которым вам предстоит познакомиться и есть ваш друг. Вы знаете его с детства.  Вы готовы поговорить с ним на любые темы, вы чувствуете себя с ним легко и комфортно.

Откройте глаза и, не отпуская от себя пережитые эмоции, подойдите к любому человеку и заговорите с ним, используя этот прием.

Если вы испытываете чувство зажатости, знаете за собой грех медленной сообразительности или отсутствие остроумия, самое верное дело - заранее иметь в запасе ряд проверенных в действии речевых или поведенческих заготовок.

Вариант первый.

Срабатывают даже самые простейшие, такие как:

Хотите, я угадаю, кто вы по гороскопу?

Хотите, я вам погадаю?

Хотите, я угадаю ваше имя? Кстати, меня зовут Андрей.

Вариант второй.

Можно рассказать  свежий анекдот или достойную внимания притчу.

Вариант третий.

Можно начать разговор с какой-нибудь эксклюзивной информации, рассказать какой-нибудь интригующий случай.

Вариант четвертый.

Многие люди падки на шокирующую информацию, противоречащую об­щественному мнению. А иные - и на шокирующее поведение. Достаточно привести такой пример, чтобы было понятно. Девушка ест мороженое. К ней подходит парень:”Вкусное?” - “Да.” - “А можно попробовать?” Смех в ответ - признак доброжелательного контакта. Знакомство состоялось!

Вариант пятый.

Эффективно и постепенное вхождение в контакт, когда вы, расска­зав о чем-либо, задаете собеседнику вопрос:”А что вы думаете по этому поводу?”

Вариант шестой.

Прямой комплимент всегда выглядит как неприкрытая лесть и часто звучит фальшиво. Но всегда можно сделать скрытый комплимент.

Это относится к деталям одежды собеседника, его прическе, стилю общения.  Да мало ли что придет в голову, когда человек  вам действи­тельно интересен!

3.         Чаще называйте собеседника по имени.

Больше всего на свете люди любят свое имя.

Если вы на протяжении всей беседы повторите его несчетное число раз - вы только выиграете!

4.         Проявите к собеседнику неподдельный интерес.

Всем без исключения людям не хватает внимания со стороны  окру-

жающих.  К  каким только уловкам они не прибегают!  Придумывают себе

болезни, скандалят, даже решаются на демонстративные суициды. А ведь

это не так сложно беседуя с человеком, постоянно держать его в фоку­се своего внимания. Дайте почувствовать человеку его значимость! И вы будете поражены результатами !..

5.         Проведите минипрезентацию.

Ложная скромность к успеху не приводит. Вы тоже должны стать интересны своему собеседнику. А для этого желательно не донимать партнера банальными вопросами, как это обычно бывает, а сломать сте­реотип и самому представить себя в выгодном свете. То есть провести так называемую мини-презентацию, что вызовет со стороны собеседника и доверие, и уважение, и неподдельный интерес к вашей персоне.

Спровоцировать интерес к себе всегда можно некими экзотическими рассказами о необычных событиях  своей жизни.

Ваш настрой должен быть позитивным.  Все должно говорить о том, что у вас все о”кей! Это привлекает людей.

6.         Используйте прием  “веер тем”.

Перебирая одну за другой темы разговора, вы быстро сможете оп­ределить, что же действительно интересует или волнует вашего нового знакомого.

Это своего рода тестирование психологического состояния собе­седника в данный момент и распределение ролей для дальнейшего обще­ния. По психотипу определяются комплексы партнера для выбора модели поведения. Чаще всего срабатывают “кнопки” превосходства, любопытс­тва, великодушия, жалости и “слабо”.

Не бойтесь затрагивать шокирующие темы - это возбуждает вообра­жение, интерес и внимание, раскрепощает людей. Превосходной наживкой являются и провокационные рассказы о себе на интимные темы. Многие

люди, как правило, отвечают тем же, становятся с вами откровенными.

Важно - умение выстраивать диалоги. Монологи утомляют.

Обширные монологи рассеивают внимание. Диалог - всегда подт­верждение того, что и вы - слушаете и слышите , и вас - слышат и слушают.

Информативность - соль всякого общения.

Есть смысл избегать переливания из пустого в порожнее. Цените свое время и время собеседника.

7.         Задавайте “открытые” вопросы.

Вопросы собеседнику лучше всего задавать открытые: “А что вы думаете?” “ А что вы чувствуете?”

Ответы на них обычно бывают пространными, а это увеличивает ва­ши шансы на продолжение знакомства. В это время можно использовать все приемы активного слушания: кивать, поддакивать, переспрашивать, уточнять слова. Нежелательно в это время отводить глаза в сторону или смотреть, потупившись, под ноги. Лицо в лицо! Все ваше внимание должно быть направлено на этого человека, вы должны быть настроены на общение с ним. Фальшь всегда улавливается,

8.         Прием “родственные души”.

Прием “родственные души” сразу же сблизит вас с любым челове­ком.

Всегда найдется что-то общее: увлечения, профессия или просто взгляды на те или иные приятные события жизни. Это может быть вы­пускной вечер в школе или отлично сданный экзамен в институте, или поездка к морю... И тогда ручей беседы потечет сам, как горный по­ток.

9.         Прием “землячество”.

Если вы из одного города или района - смело используйте прием “землячества”. Это надежное средство для быстрого сближения.

10.       Спросите :”Чем вам помочь?”

Люди охотно откликаются на подобные вопросы. Даже мелкая услуга может быстро расположить к вам человека.

11.       Идите на совместные действия.

Можно, в конце концов вместе порезать салат или заварить чай - совместные действия тоже сближают.

12.       Продемонстрируйте позитивный настрой.

Желательно никогда ни о ком не говорить плохо.  Вспомните запо­ведь : не судите да не судимы будете. Доброжелательность - залог на­шего успеха.

Все люди устроены одинаково: в глубине души они хотят верить в то, что они - хорошие, умные, стоящие внимания!

Как мы обычно реагируем на мнение о себе? Если кто-то говорит о нас добрые слова, мы думаем: “Вот какой я хороший!” Но стоит ко­му-либо отозваться о нас дурно, мы возмущаемся : “Вот какой он пло-

хой человек!”

13.       Используйте юмор.

Человек, обладающий чувством юмора, всегда выглядит привлека­тельным и симпатичным. Не упускайте эту возможность никогда!

14.       Определите дистанцию комфортного общения.

Важно всегда помнить, что у каждого человека имеется так назы­ваемая зона личного пространства, вторжение в которую чревато непри-

язненным отношением к вам. Если вы привыкли держать дистацию или на­оборот дышать прямо в ухо собеседнику, все же обратите внимание, насколько комфортно он при этом себя чувствует. Порой из-за этой су­щественной мелочи даже интересные друг другу люди разбегаются в сто­роны.

Чтобы создать зону комфортного общения, желательно сразу же ис­пользовать прием подстройки.

Речь не должна резко отличаться от речи собеседника ритмом, громкостью и лексикой. Незаметное отзеркаливание его жестов и поз быстро создаст ауру взаимной симпатии.

15.       Выразите уверенность в плодотворности дальнейших контактов. С ригидным собеседником контакт завершается плавно, с моторным

быстро и резко. Но в любом случае последняя фраза должна строиться по принципу: жалко с вами расставаться, вы произвели на меня прият­ное впечатление, надеюсь, это не последняя наша встреча.

Кратко подведите итоги знакомства, закрепите ролевые взаимоот­ношения.

ЭКСПРЕСС-ТЕРАПИЯ

У вас могут успешно идти дела. В глубине души вы можете чувс­твовать себя баловнем судьбы. Но не стоит забывать, что качество ва­шей жизни во многом зависит и от того, в каком душевном состоянии пребывают в это время ваши родственники, друзья, партнеры по бизне­су. В любой момент это обстоятельство может оказать существенное влияние на вашу жизнь.

Если с кем-то из них случится нервный срыв, кто-то впадет в депрессию или будет испытывать стрессовое состояние - что происходит сплошь и рядом - это и вас может выбить из колеи. Попытка отстра­ниться от чужих проблем ни к чему хорошему, как правило, не приво­дит. Как раз все происходит наоборот, ситуация только усугубляется: рушатся близкие отношения, давние партнерские связи. Чтобы этого не случилось с вами, не нужно бояться в критический момент помочь своим близким или друзьям, выступив, например, в роли домашнего психотера­певта. Если вы внимательно прочитали эту книгу, овладели психотехни­ками, которые здесь приводятся, вы смело можете приниматься за дело.

Иной раз бывает достаточно полчаса или час побеседовать с чело­веком, чтобы у него резко улучшилось настроение, вновь появился ин­терес к жизни, желание работать или учиться. К тому же и у вас бла­годаря этому повысится уровень самооценки. Согласитесь, приятнее чувствовать себя в роли благодетеля нежели трусливого преступника, вздрагивающего от каждого телефонного звонка.

Разговор должен проходить в спокойной, комфортной обстановке. Каким бы возбужденным, раздраженным или подавленным не был ваш собе­седник вначале, обстановка домашнего уюта и комфорта даст ему ощуще­ние надежности, спокойствия и защищенности. Ваша уверенность, пози­тивный настрой, ваша искренняя симпатия к нему и озабоченность его проблемой, помогут ему довериться вам и скорее выйти из тупика. И еще один предварительный совет: в своей речи постарайтесь использо-

вать яркие образы,  приводите как можно больше реальных примеров  из

жизни, не бойтесь повториться - иногда повтор срабатывает как кнопка

запуска.

Психотерапевтические приемы могут быть разными - в зависимости от ситуации. Но владеть необходимо всеми.

Первый прием. Активное слушание.

Вы можете просто внимательно выслушать человека. Слушать можно молча, мимикой реагируя на слова, и изредка задавая уточняющие воп­росы. Вопросы для вас - та же лакмусовая бумага - их следует зада­вать до тех пор, пока ваш собеседник полностью не выскажется. Иногда только этого бывает достаточно для того, чтобы измученный тревогой человек почувствовал значительное облегчение. Излив душу, успокоив­шись, он может и сам по ходу беседы найти для себя лучший выход из ситуации.

Второй прием. Снятие синдрома исключительности.

Часто человеку в стрессовой ситуации кажется, что с ним случи­лось нечто из ряда вон выходящее, не имеющее аналогов. Отсюда - рас­терянность, страх, ужас, парализация воли.

Ваша задача на конкретных примерах убедительно показать ему, что аналогичные проблемы время от времени возникают и у других лю­дей. Возможно, нечто подобное пришлось пережить и вам, но вы сумели с этим справиться. А это значит, что проблема эта - решаемая, надо только собраться с духом.

Третий прием. Преодоление препятствия.

Нередко, находясь в состоянии депрессии или стресса, люди видят свою жизнь как цепь бесконечных неудач.  Все прошлое и настоящее ок­рашено черным цветом и просвета не видно - нет к тому предпосылок.

Ваша задача - не жалея ярких красок напомнить ему о его прошлых

достижениях. Изменив его отношение к собственному прошлому, вы помо­жете ему и вернуть веру в себя. В конце концов взлеты и падения бы­вают у каждого человека. Напомните ему, как когда-то он сумел решить те или иные трудные проблемы. Логически и эмоционально приведите его к мысли, что его жизнь - вовсе не жизнь неудачника, а может быть да­же жизнь, достойная подражания. Просто сейчас он испытывает времен­ные трудности, с которыми тем не менее способен справиться.

Четвертый прием. Настрой на позитивное будущее.

Бывает и так, что в стрессовом состоянии человек не видит ника­ких перспектив в будущем, оно представляется ему мрачным и пугающим.

Убедите его в том, что жизнь непредсказуема, она способна пре­подносить приятные сюрпризы именно тогда, когда их не ждешь. Впереди еще может быть столько хорошего, интересного, что сегодняшние страхи наверняка когда-то покажутся нелепыми, смешными, о них даже стыдно будет вспоминать. Не случайно же все артисты, например, любят гово­рить, что их лучшая роль - впереди.

Пятый прием. Конкретизация действий.

Отвлечение на реальные, конкретные дела - суть этого приема. Обсудив с человеком его проблему, переключите его на разговор о конкретных планах на ближайшее будущее. Вместе с ним детально обсу­дите эффективность предполагаемых действий, вселите в него желание действовать не откладывая решение проблемы в долгий ящик.

Шестой прием. Раскрытие потенциала.

В состоянии депрессии практически у всех людей гаснет вера в себя, в свои силы. И от вас как от психотерапевта требуется мощная подпитка такого человека верой. На протяжении всего разговора вы должны многократно повторять, что верите в него, подтверждая это тем, что у него мощный потенциал. У него есть те человеческие ка-

чества,  которые позволят ему решить новую проблему даже  быстрее  и

лучше, чем трудные проблемы в прошлом.

Седьмой прием. Театр абсурда.

Этот прием особенно эффективен в случаях, когда ваш собеседник от природы обладает здоровым чувством юмора. Вы специально сгущая краски, говорите о его слабостях, возводите его стресс до масштабов вселенской трагедии, в общем доводите ситуацию до грани абсурда. В какой-то момент он начинает смеяться над нелепостью нарисованной ва­ми картины и расценивать свое положение скорее как глупое, нежели драматическое. А значит, что вы уже помогли ему выбраться из трясины.

Восьмой прием. Сравнение в пользу бедных.

На свете немало людей, которые способны прийти в себя только тогда, когда увидят, осознают, что кому-то еще хуже, чем им. А таких примеров - пруд пруди. Главное - вовремя рассказать страдающему че­ловеку о тех людях, чье положение действительно гораздо хуже. Кто-то неизлечимо болен, кто-то инвалид с детства, кто-то недавно потерял родных, у кого-то в одночасье рухнул прибыльный бизнес. И показать, что несмотря на все тяготы жизни, эти люди сумели остаться оптимис­тами. Более того - они находят в себе силы поддерживать других лю­дей, вселять в них уверенность в завтрашнем дне.

  Девятый  прием Помоги другому и тебе станет легче со своим горем

предложите  начать помогать другим,попавшим в трудную ситуацию . Активная помощь другим значительно уменьшает

груз собственных тяжелых психологических переживаний.

Десятый прием.Посмотри из будущего на свои настоящие проблемы.

Предложите посмотреть на настоящую пролему из будущего

из следующего года или из следующего десятилетия  и заметите, как проблема

знательно теряет свою психологическую значимость и эмоциональный накал.