Глава восемнадцатая

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 

SOS!!!   ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ  СИТУАЦИЯ!

Хороша, надежна, устойчива лишь та защита, которая зависит от тебя само­го.

Никколо  Макиавелли

Вспомните свои эмоциональные реакции на стрессовую ситуацию.

Страх?

Агрессия?

Юмор?

Да, существуют три вида реакций.

Первая - пассивная.

Испуганный взгляд, неуверенный голос, длинные фразы, невнятные слова, много лишних жестов. Это модель поведения жертвы.

Второй тип реакции - агрессия, то есть эмоциональный или физи­ческий удар.

Это первая и можно сказать первозданная защитная реакция , дан­ная человеку от природы. Агрессия бывает прямая и косвенная. Как правило, ей сопутствуют ускоренный темп речи, повышенный тон голоса, эмоциональное вовлечение в проблему.

И третий тип реакции : уверенность, внутреннее спокойствие.

То есть ассертивное поведение.  Это доступно лишь человеку, от­вечающему за свои поступки и знающего им цену.  С точки зрения рече­вых стратегий - это голос из диафрагмы, достаточно громкий , фразы - короткие, точные и емкие по смыслу.

Уверенный в себе человек способен противостоять любым манипуля-

тивным провокациям.  Для этого используются несколько апробированных

способов.

Первый. Отвлечение внимания.

Это довольно простой, но очень эффективный способ. Попав в сложную ситуацию и не желая ее усугубить, вы можете просто “перевес­ти стрелки”. Помните, как это сделал герой фильма “Вор”? Бросив в глаза соль партнерам по картам, он выбегает из бани и лоб в лоб сталкивается с милиционерами. Его реакция:”Там в бане драка - сде­лайте что-нибудь!”

Второй. Самовзвинчивание. “Наезд”.

Нарочитое самовзвинчивание - тоже действенный способ выхода из экстремальной ситуации. Пример из того же фильма -“Вор”. Когда пат­руль начинает настаивать на предъявлении документов, главный герой постепенно “закипает” :” Вы что, ребята? Ну, давай, давай проверяй! За кого я на Курской дуге в танке горел да под Кенигсбергом кишки свои с горящей земли собирал? Чтобы ты, крыса тыловая, документы у меня спрашивал?”

Третий. Разрыв шаблона.

Вернемся к предыдущему эпизоду с проверкой документов. В конце, распалившись до предела, главный герой распахивает шинель и рвет на груди гимнастерку, открывая татуировку со Сталиным:” Документ тебе, сука? Вот мой документ! Вот кому я должен документы показывать!”

Четвертый. Угроза- расслабление-удар.

И еще один пример из того же фильма, когда агрессивно настроен­ный мужик кричит в окно  главному герою:

Слышь, твой пацан дубьем детей молотит!

В ответ раздается:

Слушай ты, ухо пацану отпусти, не то выйду - кадык вырву!

И дальше:

Ладно, мужик, я пошутил. Сейчас выйду - сам уши пообрываю.

Выходит во двор и со всего маху врезает мужику по морде со сло­вами: “Еще раз тронешь - кадык вырву!”

Пятый. Юмор.

Но если вы наделены чувством юмора или знаете подходящий случаю анекдот, то лучше всего прибегнуть к этому варианту выхода из экс­тремальной ситуации. И когда нападающая сторона расслабится, тут же перевести вину на кого-нибудь третьего: это могут быть неизвестные люди или даже целая организация, или вообще - жизнь.

А теперь рассмотрим наиболее типичные случаи экстремальных си­туаций, из которых приходится искать выход.

Общение с представителем ГИБДД.

С увеличение числа автомобилей резко обострились отношения с “гаишниками”. А кому охота платить штраф! и опытные водители уже давно взяли себе за правило жестко придерживаться трех принципов: сражаться до последнего; деньги я всегда успею отдать; “гаишник” - тоже человек.

По отзывам работников автоинспекции, они чаще всего идут навс­тречу врачам, педагогам и пожилым людям. Их реже штрафуют, чаще от­пускают. Отступают стражи порядка и перед теми людьми, которые ведут себя уверенно. Например, говорят:”Я нарушил правила - покажи мне фо­тографию, покажи видеосъемку, подтверждующую это.”

Опытный водитель, которого остановили за нарушение, легко вхо­дит в любую выгодную для него роль.

Например, роль робкой жертвы:

Да, виноват, да, мчался потому, что у жены случился сердечный приступ, вызвали платную “скорую”, а заплатить оказалось нечем. Вот и поехал к знакомым за деньгами. Да, и вообще одни неприятности в жизни! Задумался над тем, как выбраться из этой задницы, ну и не за­метил знака. Не штрафуй, помилуй хоть ты меня.

Жалкий, загнанный человек всегда вызывает сочувствие. И не иск­лючено, что “гаишник” его отпустит.

Другая роль - в модели психологического доминирования. Главное при этом - не хамить и не угрожать инспектору. Наобо-

рот, с чувством собственного достоинства, своей значимости намекните ему, что мир тесен и вы вполне можете ему пригодиться. Посочувствуй­те ему по-человечески, мол, не понимаете, как можно работать весь день на морозе или в такую невыносимую жару. Ведь запросто можно за­работать простатит или варикозное расширение вен. Ненароком вспомни­те, что своему соседу - тоже инспектору ГИБДД - с помощью своих свя­зей помогли излечиться от простатита. Искренне сочувствие способно расстрогать инспектора.

Третья роль - рубаха-парень.

Командир! Брат! Спасибо! Ты мне сейчас жизнь спас. Я за рулем чуть не заснул, а ты вовремя меня остановил!

Жмете руку, пересыпаете речь прибаутками или анекдотами, еще раз искренне благодарите. При таком натиске “гаишник” чаще всего хоть и понимает, что ваша судьба в его руках, но как откажешь такому веселому и благодарному парню!

Четвертая модель - начальник.

Когда вас останавливает инспектор, сразу предъявляете ему ка­кую-нибудь солидную ксиву и проявляете небывалую энергичность:

Давай быстрее, командир! Спешу на встречу с министром. Деньги на кредитной карточке,  с собой  только  мелочь.

И демонстрируете портмоне, в котором только мелкие деньги.

Пятая  модель - забалтывание.

Это срабатывает в ситуации с неожиданным разворотом событий. Вы нарушили правила, вас останавливает инспектор и выражает желание не в меру строго наказать. У вас же совершенно отрешенное, озабоченное лицо. И вы ему вдруг впариваете:

Товарищ лейтенант! У вас есть мобильный телефон? Надо срочно позвонить соседям - я газ не выключил. Все сгорит к чертовой матери! Нет телефона? А где поблизости есть? Как проехать? И вообще - как отсюда быстрее добраться до Марьино? Спасибо! Ну, я помчался?

Неординарность и непредсказуемость вашего поведения и на ходу придуманной ситуации мгновенно превращают сотрудника дорожной инс­пекции в вашего помощника.

Шестая модель - непробиваемый щит.

Меня только что за мостом оштрафовал твой дружбан.  Хоть режь

денег уже нет!

И выворачиваете карманы, в которых только мелкие купюры, пока­зываете пустой кошелек.

Седьмаяя модель - разрыв шаблона.

Ну, все! Все совпадает, все так, как Верка говорила! Приеду домой - убью ее! Это она на меня порчу навела. Третий раз сегодня штрафуют! Ведьма чертова - убью!

Восьмая модель - самовзвинчивание.

Весь город в колдобинах! Опять машину чинить! Перестроечники хреновы - никто за городом не следит, одна похвальба! Опять колесо полетело!

Разумеется, сотрудники ГИБДД тоже не лыком шиты. Но противосто­ять всем этим манипуляторским приемам не всегда удается. Чтобы не попасться на удочку ловкачей-водителей, нужно использовать техники защиты. Самые надежные способы - самые простые.

Правило первое: не переходить на общение с водителем, как чело­век с человеком. Строго придерживаться ролевых стандартов: вы - инс­пектор, он - водитель.

Второе: воздействовать на  психокомплекс  вины.

Ты превысил скорость, проехал на красный свет и только случай отвел тебя от беды. Ты видел - там дети дорогу переходили? Ты же мог проехаться по людским судьбам. У тебя у самого-то дети есть? А те­перь представь , что ты потерял ребенка только из-за того, что кто-то допустил такую халатность.

Третье: воздействовать на комплекс мужественности (женственнос­ти).

Ты мужик или может тебе бантик на машину приклеить? Что ты крохоборничаешь? Виноват - заплати штраф!

Теперь, наученные опытом, работники автоинспекции все чаще ис­пользуют диктофон для записи разговора с нарушителем.

Непросто иногда складываются и наши отношения с милицией. За­щитники порядка, стражи закона при каждом удобном случае тоже умело пользуются нашими психокомплексами, нажимая на страх, растерянность, неуверенность, чувство вины, мести, мужественность (женственность).

Уже все мы прекрасно знаем, что с задержанными обычно работают два следователя: жесткий и добрый. Точнее - якобы жесткий и якобы

добрый. И все равно мало кому удается устоять перед их натиском, да­же если вы не виновны.

Вопросы задержанному обычно задаются веером, и при этом отсле­живается его реакции. Ловятся малейшие расхождения в ответах, нюансы речи.

Вопросы обычно конкретные: что? где? когда? почему? с кем? как?

Ты на той квартире был?

Был.

А помнишь, какой там телевизор?

“Сони”.

А сколько было времени - помнишь?

Одиннадцать часов.

А холодильник там был?

Был.

Да нет там никакого холодильника! И ты там не был.

Но это не факт, что они там были.

Часто используется блеф.

Да мы и так о тебе все знаем. От тебя требуется только фор­мальность - поставить подпись на этой бумаге.

У тебя дома жена плачет, детки папу домой ждут. А ты здесь си­дишь. Да тебя все сдали, как стеклотару за рваный рубль. Твои все подельщики уже раскололись. А ты все героя из себя корчишь. Тоже Шварценеггер выискался! А кому это надо?

Иногда даже привозят домой под каким-либо предлогом, и там уже “грузят”: “Хочешь дома остаться - с детками, с женой? Ставь подпись -

и дело с концом!”

Как защититься от подобного рода приемов?

Первое.

Во всех ситуациях сохранять спокойствие, демонстрировать уве­ренность, стойкость.

Второе.

Использовать технику “детектор лжи”, чтобы отличить блеф от правды.

Третье.

Использовать технику “толстокожести” , чтобы достойно держать психологический удар.

Четвертое.

Давать как можно меньше информации. Отвечать неопределенно -“не знаю”, “не помню”,”плохо себя чувствую - ничего вспомнить не могу”.

Пятое.

Ничего не подписывать. Но при этом отслеживать все промахи сильной стороны. Впоследствии это можно использовать для защиты сво­их интересов: там не проведена экспертиза, там нет моей попись, там число не указано и т. д.

SOS!!!   ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ  СИТУАЦИЯ!

Хороша, надежна, устойчива лишь та защита, которая зависит от тебя само­го.

Никколо  Макиавелли

Вспомните свои эмоциональные реакции на стрессовую ситуацию.

Страх?

Агрессия?

Юмор?

Да, существуют три вида реакций.

Первая - пассивная.

Испуганный взгляд, неуверенный голос, длинные фразы, невнятные слова, много лишних жестов. Это модель поведения жертвы.

Второй тип реакции - агрессия, то есть эмоциональный или физи­ческий удар.

Это первая и можно сказать первозданная защитная реакция , дан­ная человеку от природы. Агрессия бывает прямая и косвенная. Как правило, ей сопутствуют ускоренный темп речи, повышенный тон голоса, эмоциональное вовлечение в проблему.

И третий тип реакции : уверенность, внутреннее спокойствие.

То есть ассертивное поведение.  Это доступно лишь человеку, от­вечающему за свои поступки и знающего им цену.  С точки зрения рече­вых стратегий - это голос из диафрагмы, достаточно громкий , фразы - короткие, точные и емкие по смыслу.

Уверенный в себе человек способен противостоять любым манипуля-

тивным провокациям.  Для этого используются несколько апробированных

способов.

Первый. Отвлечение внимания.

Это довольно простой, но очень эффективный способ. Попав в сложную ситуацию и не желая ее усугубить, вы можете просто “перевес­ти стрелки”. Помните, как это сделал герой фильма “Вор”? Бросив в глаза соль партнерам по картам, он выбегает из бани и лоб в лоб сталкивается с милиционерами. Его реакция:”Там в бане драка - сде­лайте что-нибудь!”

Второй. Самовзвинчивание. “Наезд”.

Нарочитое самовзвинчивание - тоже действенный способ выхода из экстремальной ситуации. Пример из того же фильма -“Вор”. Когда пат­руль начинает настаивать на предъявлении документов, главный герой постепенно “закипает” :” Вы что, ребята? Ну, давай, давай проверяй! За кого я на Курской дуге в танке горел да под Кенигсбергом кишки свои с горящей земли собирал? Чтобы ты, крыса тыловая, документы у меня спрашивал?”

Третий. Разрыв шаблона.

Вернемся к предыдущему эпизоду с проверкой документов. В конце, распалившись до предела, главный герой распахивает шинель и рвет на груди гимнастерку, открывая татуировку со Сталиным:” Документ тебе, сука? Вот мой документ! Вот кому я должен документы показывать!”

Четвертый. Угроза- расслабление-удар.

И еще один пример из того же фильма, когда агрессивно настроен­ный мужик кричит в окно  главному герою:

Слышь, твой пацан дубьем детей молотит!

В ответ раздается:

Слушай ты, ухо пацану отпусти, не то выйду - кадык вырву!

И дальше:

Ладно, мужик, я пошутил. Сейчас выйду - сам уши пообрываю.

Выходит во двор и со всего маху врезает мужику по морде со сло­вами: “Еще раз тронешь - кадык вырву!”

Пятый. Юмор.

Но если вы наделены чувством юмора или знаете подходящий случаю анекдот, то лучше всего прибегнуть к этому варианту выхода из экс­тремальной ситуации. И когда нападающая сторона расслабится, тут же перевести вину на кого-нибудь третьего: это могут быть неизвестные люди или даже целая организация, или вообще - жизнь.

А теперь рассмотрим наиболее типичные случаи экстремальных си­туаций, из которых приходится искать выход.

Общение с представителем ГИБДД.

С увеличение числа автомобилей резко обострились отношения с “гаишниками”. А кому охота платить штраф! и опытные водители уже давно взяли себе за правило жестко придерживаться трех принципов: сражаться до последнего; деньги я всегда успею отдать; “гаишник” - тоже человек.

По отзывам работников автоинспекции, они чаще всего идут навс­тречу врачам, педагогам и пожилым людям. Их реже штрафуют, чаще от­пускают. Отступают стражи порядка и перед теми людьми, которые ведут себя уверенно. Например, говорят:”Я нарушил правила - покажи мне фо­тографию, покажи видеосъемку, подтверждующую это.”

Опытный водитель, которого остановили за нарушение, легко вхо­дит в любую выгодную для него роль.

Например, роль робкой жертвы:

Да, виноват, да, мчался потому, что у жены случился сердечный приступ, вызвали платную “скорую”, а заплатить оказалось нечем. Вот и поехал к знакомым за деньгами. Да, и вообще одни неприятности в жизни! Задумался над тем, как выбраться из этой задницы, ну и не за­метил знака. Не штрафуй, помилуй хоть ты меня.

Жалкий, загнанный человек всегда вызывает сочувствие. И не иск­лючено, что “гаишник” его отпустит.

Другая роль - в модели психологического доминирования. Главное при этом - не хамить и не угрожать инспектору. Наобо-

рот, с чувством собственного достоинства, своей значимости намекните ему, что мир тесен и вы вполне можете ему пригодиться. Посочувствуй­те ему по-человечески, мол, не понимаете, как можно работать весь день на морозе или в такую невыносимую жару. Ведь запросто можно за­работать простатит или варикозное расширение вен. Ненароком вспомни­те, что своему соседу - тоже инспектору ГИБДД - с помощью своих свя­зей помогли излечиться от простатита. Искренне сочувствие способно расстрогать инспектора.

Третья роль - рубаха-парень.

Командир! Брат! Спасибо! Ты мне сейчас жизнь спас. Я за рулем чуть не заснул, а ты вовремя меня остановил!

Жмете руку, пересыпаете речь прибаутками или анекдотами, еще раз искренне благодарите. При таком натиске “гаишник” чаще всего хоть и понимает, что ваша судьба в его руках, но как откажешь такому веселому и благодарному парню!

Четвертая модель - начальник.

Когда вас останавливает инспектор, сразу предъявляете ему ка­кую-нибудь солидную ксиву и проявляете небывалую энергичность:

Давай быстрее, командир! Спешу на встречу с министром. Деньги на кредитной карточке,  с собой  только  мелочь.

И демонстрируете портмоне, в котором только мелкие деньги.

Пятая  модель - забалтывание.

Это срабатывает в ситуации с неожиданным разворотом событий. Вы нарушили правила, вас останавливает инспектор и выражает желание не в меру строго наказать. У вас же совершенно отрешенное, озабоченное лицо. И вы ему вдруг впариваете:

Товарищ лейтенант! У вас есть мобильный телефон? Надо срочно позвонить соседям - я газ не выключил. Все сгорит к чертовой матери! Нет телефона? А где поблизости есть? Как проехать? И вообще - как отсюда быстрее добраться до Марьино? Спасибо! Ну, я помчался?

Неординарность и непредсказуемость вашего поведения и на ходу придуманной ситуации мгновенно превращают сотрудника дорожной инс­пекции в вашего помощника.

Шестая модель - непробиваемый щит.

Меня только что за мостом оштрафовал твой дружбан.  Хоть режь

денег уже нет!

И выворачиваете карманы, в которых только мелкие купюры, пока­зываете пустой кошелек.

Седьмаяя модель - разрыв шаблона.

Ну, все! Все совпадает, все так, как Верка говорила! Приеду домой - убью ее! Это она на меня порчу навела. Третий раз сегодня штрафуют! Ведьма чертова - убью!

Восьмая модель - самовзвинчивание.

Весь город в колдобинах! Опять машину чинить! Перестроечники хреновы - никто за городом не следит, одна похвальба! Опять колесо полетело!

Разумеется, сотрудники ГИБДД тоже не лыком шиты. Но противосто­ять всем этим манипуляторским приемам не всегда удается. Чтобы не попасться на удочку ловкачей-водителей, нужно использовать техники защиты. Самые надежные способы - самые простые.

Правило первое: не переходить на общение с водителем, как чело­век с человеком. Строго придерживаться ролевых стандартов: вы - инс­пектор, он - водитель.

Второе: воздействовать на  психокомплекс  вины.

Ты превысил скорость, проехал на красный свет и только случай отвел тебя от беды. Ты видел - там дети дорогу переходили? Ты же мог проехаться по людским судьбам. У тебя у самого-то дети есть? А те­перь представь , что ты потерял ребенка только из-за того, что кто-то допустил такую халатность.

Третье: воздействовать на комплекс мужественности (женственнос­ти).

Ты мужик или может тебе бантик на машину приклеить? Что ты крохоборничаешь? Виноват - заплати штраф!

Теперь, наученные опытом, работники автоинспекции все чаще ис­пользуют диктофон для записи разговора с нарушителем.

Непросто иногда складываются и наши отношения с милицией. За­щитники порядка, стражи закона при каждом удобном случае тоже умело пользуются нашими психокомплексами, нажимая на страх, растерянность, неуверенность, чувство вины, мести, мужественность (женственность).

Уже все мы прекрасно знаем, что с задержанными обычно работают два следователя: жесткий и добрый. Точнее - якобы жесткий и якобы

добрый. И все равно мало кому удается устоять перед их натиском, да­же если вы не виновны.

Вопросы задержанному обычно задаются веером, и при этом отсле­живается его реакции. Ловятся малейшие расхождения в ответах, нюансы речи.

Вопросы обычно конкретные: что? где? когда? почему? с кем? как?

Ты на той квартире был?

Был.

А помнишь, какой там телевизор?

“Сони”.

А сколько было времени - помнишь?

Одиннадцать часов.

А холодильник там был?

Был.

Да нет там никакого холодильника! И ты там не был.

Но это не факт, что они там были.

Часто используется блеф.

Да мы и так о тебе все знаем. От тебя требуется только фор­мальность - поставить подпись на этой бумаге.

У тебя дома жена плачет, детки папу домой ждут. А ты здесь си­дишь. Да тебя все сдали, как стеклотару за рваный рубль. Твои все подельщики уже раскололись. А ты все героя из себя корчишь. Тоже Шварценеггер выискался! А кому это надо?

Иногда даже привозят домой под каким-либо предлогом, и там уже “грузят”: “Хочешь дома остаться - с детками, с женой? Ставь подпись -

и дело с концом!”

Как защититься от подобного рода приемов?

Первое.

Во всех ситуациях сохранять спокойствие, демонстрировать уве­ренность, стойкость.

Второе.

Использовать технику “детектор лжи”, чтобы отличить блеф от правды.

Третье.

Использовать технику “толстокожести” , чтобы достойно держать психологический удар.

Четвертое.

Давать как можно меньше информации. Отвечать неопределенно -“не знаю”, “не помню”,”плохо себя чувствую - ничего вспомнить не могу”.

Пятое.

Ничего не подписывать. Но при этом отслеживать все промахи сильной стороны. Впоследствии это можно использовать для защиты сво­их интересов: там не проведена экспертиза, там нет моей попись, там число не указано и т. д.