Метод 5. Выработка несовместимого

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 

поведения

Здесь вступают добрые феи: позитивные методы, позволяющие избавиться от нежелательного поведения.

Одним из изящных методов является обучение субъекта выполнению другого действия, физически несовместимого с нежелательным.

Например, некоторые не любят, когда собаки побираются у стола. Я сама этого терпеть не могу -- ничто не может так испортить мне аппетит как собачье пыхтение, несчастные глаза и тяжелая лапа у меня на колене в тот момент, когда я собираюсь положить в рот кусок мяса.

Решением этого вопроса методом 1 будет выставить собаку из столовой или запереть в другой комнате на время еды. Но существует также возможность управлять попрошайничеством выработкой несовместимого поведения -- например обучить собаку лежать на пороге столовой пока люди едят. Первым делом вы обучаете собаку ложиться, постепенно добиваясь того, чтобы это поведение контролировалось стимулами. Затем вы можете сделать так, чтобы собака во время вашей еды выполняла команду "Иди, ляг!", укладываясь в любом месте. Вы подкрепляете это поведение пищей, когда тарелки пусты. Отойти и лечь несовместимо с попрошайничеством у стола; собака физически не может быть одновременно в двух местах, и поэтому попрошайничество угасает.

Однажды я видела дирижера симфонического оркестра, который продемонстрировал блестящее использование несовместимого поведения во время репетиции оперы. Внезапно хор вступил в диссонанс с оркестром. Казалось, что они запомнили один из тактов в несколько укороченном виде. Поняв в чем дело, дирижер выискал звук "з" в тексте этого такта и попросил хор усилить этот звук. Получилось забавное жужжание, но удлинение этого звука было несовместимым с ускоренным исполнением данного такта, и проблема была решена.

Я впервые воспользовалась Методом 5, когда столкнулась с потенциально очень серьезной проблемой у дельфинов. В океанариуме "Жизнь моря" в представлении, идущем в открытом бассейне, одновременно участвовали три типа исполнителей: группа из шести маленьких изящных вертящихся дельфинов, громадная самка афалина по имени Ало и хорошенькая девушка с Гавай, которая плавала и играла с дельфинами в одной из частей представления. Вопреки общепринятому мнению, дельфины не всегда дружелюбны, а афалина особенно склонна к тому, чтоб похулиганить и по-

дразнить. Ало, двухсотсемидесятикилограммовая афалина, начала изводить пловчиху, когда та спускалась в воду, она бросалась под нее и подкидывала в воздух или же хлопала ее по голове хвостовым плавником. Это терроризировало девушку, и в самом деле было очень опасно.

Нам не хотелось выводить Ало из представления, так как прыжки и удары по воде делали ее звездой. Мы начали конструировать небольшой загон, в котором ее можно было бы запирать, пока выступает пловчиха -- решение вопроса по методу 1, -- а тем временем начали вырабатывать несовместимое поведение. Мы сделали так, чтоб Ало нажимала на подводный рычаг, расположенный в другом конце бассейна, и получала в награду за это рыбу.

Ало с энтузиазмом выучилась по нескольку раз за каждую рыбку нажимать на рычаг; она даже принялась охранять рычаг от других дельфинов. И во время представлений тренер Ало опускал рычаг в воду и подкреплял его нажимание все время пока пловчиха была в воде и играла с вертунами.

Ало не могла нажимать свой рычаг и одновременно находиться посреди бассейна и атаковать пловчиху; эти два поведения были несовместимы. К счастью, Ало предпочитала нажимать на рычаг, чем издеваться над пловчихой, так что это поведение угасло (пловчиха, однако, никогда полностью не доверяла этому фокусу и была полностью спокойна только тогда, когда Ало была за надежной решеткой).

Выработка несовместимого поведения является хорошим способом преодоления неправильных ударов в теннисе, а также любых других двигательных навыков, выработавшихся неверным образом. Мышцы "обучаются" медленно, но прочно; если что-либо вошло в ваш двигательный стереотип, это трудно переделать. (Уроки фортепьяно в детстве приносили мне одно расстройство, потому что было такое впечатление, что в каждой фразе мои пальцы заучивали по неверной ноте, и я каждый раз спотыкалась на этом месте.) Единственный способ преодолеть это -- выработать несовместимое поведение. Если взять в качестве примера неверный удар в теннисе -- то прежде всего надо разложить в уме движение на составные части -- поза, положение, движение ног, начало движения, его продолжение, окончание -- и очень медленно воспроизвести каждый элемент движения или повторить какой-либо один элемент. Поработайте над совершенно другим ударом, серией новых движений. Когда мышцы начнут осваивать новую комбинацию, можно соединить движение и убыстрить темп.

Когда вы начнете использовать движение в игре, на полной скорости, то первое время вы не должны обращать внимание на то, куда летит посланный вами мяч; отрабатывайте только структуру движения. Теперь в вашем распоряжении должно быть два удара -- старый, неправильный, и новый.

Они несовместимы, вы не можете выполнить два удара одновременно. Но хотя вам никогда не удастся полностью освободиться от старого стереотипа, вы можете свести его к минимуму, заменяя новым. Когда этот двигательный навык станет прочным, вы снова можете сосредоточить свое внимание на том, куда летит мяч. И надо ожидать, что при более техничном ударе мяч тоже будет вести себя лучше. (Точно так же я подходила к решению проблем, возникающих при обучении игре на фортепьяно.)

Выработка несовместимого поведения очень полезна для исправления собственного поведения, особенно, когда дело касается эмоциональных состоянии, таких, как печаль, беспокойство, чувство одиночества. Некоторые типы поведения совершенно несовместимы с чувством жалости к себе: танцы, хоровое пение, любая интенсивная двигательная активность, даже бег. Вы не можете быть заняты ими и в то же время барахтаться в несчастье. У вас ужасное настроение? Испробуйте метод 5.

поведения

Здесь вступают добрые феи: позитивные методы, позволяющие избавиться от нежелательного поведения.

Одним из изящных методов является обучение субъекта выполнению другого действия, физически несовместимого с нежелательным.

Например, некоторые не любят, когда собаки побираются у стола. Я сама этого терпеть не могу -- ничто не может так испортить мне аппетит как собачье пыхтение, несчастные глаза и тяжелая лапа у меня на колене в тот момент, когда я собираюсь положить в рот кусок мяса.

Решением этого вопроса методом 1 будет выставить собаку из столовой или запереть в другой комнате на время еды. Но существует также возможность управлять попрошайничеством выработкой несовместимого поведения -- например обучить собаку лежать на пороге столовой пока люди едят. Первым делом вы обучаете собаку ложиться, постепенно добиваясь того, чтобы это поведение контролировалось стимулами. Затем вы можете сделать так, чтобы собака во время вашей еды выполняла команду "Иди, ляг!", укладываясь в любом месте. Вы подкрепляете это поведение пищей, когда тарелки пусты. Отойти и лечь несовместимо с попрошайничеством у стола; собака физически не может быть одновременно в двух местах, и поэтому попрошайничество угасает.

Однажды я видела дирижера симфонического оркестра, который продемонстрировал блестящее использование несовместимого поведения во время репетиции оперы. Внезапно хор вступил в диссонанс с оркестром. Казалось, что они запомнили один из тактов в несколько укороченном виде. Поняв в чем дело, дирижер выискал звук "з" в тексте этого такта и попросил хор усилить этот звук. Получилось забавное жужжание, но удлинение этого звука было несовместимым с ускоренным исполнением данного такта, и проблема была решена.

Я впервые воспользовалась Методом 5, когда столкнулась с потенциально очень серьезной проблемой у дельфинов. В океанариуме "Жизнь моря" в представлении, идущем в открытом бассейне, одновременно участвовали три типа исполнителей: группа из шести маленьких изящных вертящихся дельфинов, громадная самка афалина по имени Ало и хорошенькая девушка с Гавай, которая плавала и играла с дельфинами в одной из частей представления. Вопреки общепринятому мнению, дельфины не всегда дружелюбны, а афалина особенно склонна к тому, чтоб похулиганить и по-

дразнить. Ало, двухсотсемидесятикилограммовая афалина, начала изводить пловчиху, когда та спускалась в воду, она бросалась под нее и подкидывала в воздух или же хлопала ее по голове хвостовым плавником. Это терроризировало девушку, и в самом деле было очень опасно.

Нам не хотелось выводить Ало из представления, так как прыжки и удары по воде делали ее звездой. Мы начали конструировать небольшой загон, в котором ее можно было бы запирать, пока выступает пловчиха -- решение вопроса по методу 1, -- а тем временем начали вырабатывать несовместимое поведение. Мы сделали так, чтоб Ало нажимала на подводный рычаг, расположенный в другом конце бассейна, и получала в награду за это рыбу.

Ало с энтузиазмом выучилась по нескольку раз за каждую рыбку нажимать на рычаг; она даже принялась охранять рычаг от других дельфинов. И во время представлений тренер Ало опускал рычаг в воду и подкреплял его нажимание все время пока пловчиха была в воде и играла с вертунами.

Ало не могла нажимать свой рычаг и одновременно находиться посреди бассейна и атаковать пловчиху; эти два поведения были несовместимы. К счастью, Ало предпочитала нажимать на рычаг, чем издеваться над пловчихой, так что это поведение угасло (пловчиха, однако, никогда полностью не доверяла этому фокусу и была полностью спокойна только тогда, когда Ало была за надежной решеткой).

Выработка несовместимого поведения является хорошим способом преодоления неправильных ударов в теннисе, а также любых других двигательных навыков, выработавшихся неверным образом. Мышцы "обучаются" медленно, но прочно; если что-либо вошло в ваш двигательный стереотип, это трудно переделать. (Уроки фортепьяно в детстве приносили мне одно расстройство, потому что было такое впечатление, что в каждой фразе мои пальцы заучивали по неверной ноте, и я каждый раз спотыкалась на этом месте.) Единственный способ преодолеть это -- выработать несовместимое поведение. Если взять в качестве примера неверный удар в теннисе -- то прежде всего надо разложить в уме движение на составные части -- поза, положение, движение ног, начало движения, его продолжение, окончание -- и очень медленно воспроизвести каждый элемент движения или повторить какой-либо один элемент. Поработайте над совершенно другим ударом, серией новых движений. Когда мышцы начнут осваивать новую комбинацию, можно соединить движение и убыстрить темп.

Когда вы начнете использовать движение в игре, на полной скорости, то первое время вы не должны обращать внимание на то, куда летит посланный вами мяч; отрабатывайте только структуру движения. Теперь в вашем распоряжении должно быть два удара -- старый, неправильный, и новый.

Они несовместимы, вы не можете выполнить два удара одновременно. Но хотя вам никогда не удастся полностью освободиться от старого стереотипа, вы можете свести его к минимуму, заменяя новым. Когда этот двигательный навык станет прочным, вы снова можете сосредоточить свое внимание на том, куда летит мяч. И надо ожидать, что при более техничном ударе мяч тоже будет вести себя лучше. (Точно так же я подходила к решению проблем, возникающих при обучении игре на фортепьяно.)

Выработка несовместимого поведения очень полезна для исправления собственного поведения, особенно, когда дело касается эмоциональных состоянии, таких, как печаль, беспокойство, чувство одиночества. Некоторые типы поведения совершенно несовместимы с чувством жалости к себе: танцы, хоровое пение, любая интенсивная двигательная активность, даже бег. Вы не можете быть заняты ими и в то же время барахтаться в несчастье. У вас ужасное настроение? Испробуйте метод 5.