Содержание

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 

О книге и авторе (вместо предисловия)............................... 5 Не рычите на собаку! .............................................................. 9 Предисловие автора........................................................ II 1. Подкрепление: лучше, чем вознаграждение............. 19 Что такое положительное подкрепление.................-- Отрицательное подкрепление.................................. 22 Время подачи подкрепления.................................... 23 Величина подкрепления........................................... 25 Большой куш............................................................. 26 Условное подкрепление........................................... 28 Режимы подкрепления.............................................. 31 Исключения из правила вариативного подкрепления............................................................. 34 Долговременные программы поведения...................-- Суеверия: случайные подкрепления........................ 36 Чего можно добиться с помощью положительного подкрепления............................................................. 39 Организованное подкрепление................................ 41 Самоподкрепление.................................................... 43 II. Процесс выработки: формирование высших форм поведения без принуждения и боли ................... 44 Что такое процесс выработки...................................-- Способы и приемы или закономерности................ 46 . Десять правил выработки ......................................... 47 Обучающие игры....................................................... 58 Ускорение процесса формирования: введение мишеней, подражание, моделирование................... 64 Особые ученики......................................................... 68 Выработка поведения без помощи слов.................. 71 III. Управление с помощью стимулов. Взаимодействие без принуждения................................. 74 Стимулы..................................................................... -- Правила управления с помощью стимулов............. 76 Что может быть сигналом......................................... 78 Интенсивность сигнала и стирание стимулов........ 80 Условные стимулы, вызывающие отвращение ....... 82 Время отставления.................................................... 83 Предвосхищение........................................................ 85 Стимулы в качестве подкрепления: поведенческие цепи............................................................................ 86

Пример цепного поведения: обучение собаки игре в фризби (пчелку) ............................................. 87 ' Генерализованное управление с помощью стимулов..................................................................... 89 Провалы преднаучения и вспышки раздражения... 90 Применение управления с помощью сигналов...... 93 IV. Отучение: как использовать подкрепление, чтобы избавиться от нежелательного поведения......... 96 Метод 1, "Убить зверя" ............................................. 97 Метод 2. Наказание.................................................. 100 Метод 3. Отрицательное подкрепление ................. 106 Метод 4. Угашение ................................................... 114 Метод 5. Выработка несовместимого поведения...119 Метод 6. Связать поведение с определенным сигналом.................................................................... 124 Метод 7. Выработка отсутствия определенного поведения ..................................................................129 Метод 8. Смена мотивации ..................................... 132 Преодоление привычек, имеющих сложный характер..................................................................... 140 V Подкрепление в повседневной жизни .................... 146 Подкрепление в спорте.............................................. --. Подкрепление в бизнесе .......................................... 149 Подкрепление в мире животных............................. 151 Подкрепление в обществе....................................... 156

Пр 68 Прайор К. Не рычите на собаку! / О дрессировке животных и людей. -- М.: "Селена +", 1995. -- 416 с. ISBN 5-88046-065-7 В сборник "Не рычите на собаку!" известной американской исследовательницы и писательницы Карен Прайор включены два ее наиболее популярных произведения, ставших бестселлерами: "Не рычите на собаку!" и "Несущие ветер". В книге "Не рычите на собаку!" рассказывается о том, как применять психологические знания в обыденной жизни и контролировать поведение членов своей семьи. Книга "Несущие ветер" посвящена дельфинам, их дрессировке и даже творческим способностям. Рассматриваются различные психологические теории: бихевиоризм, этология и пр. Произведения Карен Прайор не только несут нужную и интересную информацию для читателей, но и захватывают как хороший, увлекательный роман. Книга предназначается как для широкого круга читателей, так и для специалистов в области психологии и биологии.

03030400QO-015 ^ ^^ ^ ^ 3Х8(03)-95

Карен Прайор НЕ РЫЧИТЕ НА СОБАКУ О дрессировке животных и людей.

Редактор О.Арнольд ^ ^fr.

х

Подписано в печать 24.08.95. ^ Формат Н4Х 108'/12. Объем 13,0 п. л. "S Тираж 25 000 экз. Заказ 6303. 1.

Издание осуществлено совместно с товариществом "аЦ "Клышников, Комаров и Ко" 41

Фирма "Селена +" • ^

107113 Москва, Шумкина 15, тел./факс 269-17-65 _^ Лицензия ЛР No 062806 от 30 июня 1993 г. "f-

Отпечатано с готовых диапозитивов на Книжной фабрике No 1 "^^' Комитета РФ по печати "1§^ 144003, г. Электросталь Московской обл., ул. Тевосяна, 25.

О книге и авторе (вместо предисловия)............................... 5 Не рычите на собаку! .............................................................. 9 Предисловие автора........................................................ II 1. Подкрепление: лучше, чем вознаграждение............. 19 Что такое положительное подкрепление.................-- Отрицательное подкрепление.................................. 22 Время подачи подкрепления.................................... 23 Величина подкрепления........................................... 25 Большой куш............................................................. 26 Условное подкрепление........................................... 28 Режимы подкрепления.............................................. 31 Исключения из правила вариативного подкрепления............................................................. 34 Долговременные программы поведения...................-- Суеверия: случайные подкрепления........................ 36 Чего можно добиться с помощью положительного подкрепления............................................................. 39 Организованное подкрепление................................ 41 Самоподкрепление.................................................... 43 II. Процесс выработки: формирование высших форм поведения без принуждения и боли ................... 44 Что такое процесс выработки...................................-- Способы и приемы или закономерности................ 46 . Десять правил выработки ......................................... 47 Обучающие игры....................................................... 58 Ускорение процесса формирования: введение мишеней, подражание, моделирование................... 64 Особые ученики......................................................... 68 Выработка поведения без помощи слов.................. 71 III. Управление с помощью стимулов. Взаимодействие без принуждения................................. 74 Стимулы..................................................................... -- Правила управления с помощью стимулов............. 76 Что может быть сигналом......................................... 78 Интенсивность сигнала и стирание стимулов........ 80 Условные стимулы, вызывающие отвращение ....... 82 Время отставления.................................................... 83 Предвосхищение........................................................ 85 Стимулы в качестве подкрепления: поведенческие цепи............................................................................ 86

Пример цепного поведения: обучение собаки игре в фризби (пчелку) ............................................. 87 ' Генерализованное управление с помощью стимулов..................................................................... 89 Провалы преднаучения и вспышки раздражения... 90 Применение управления с помощью сигналов...... 93 IV. Отучение: как использовать подкрепление, чтобы избавиться от нежелательного поведения......... 96 Метод 1, "Убить зверя" ............................................. 97 Метод 2. Наказание.................................................. 100 Метод 3. Отрицательное подкрепление ................. 106 Метод 4. Угашение ................................................... 114 Метод 5. Выработка несовместимого поведения...119 Метод 6. Связать поведение с определенным сигналом.................................................................... 124 Метод 7. Выработка отсутствия определенного поведения ..................................................................129 Метод 8. Смена мотивации ..................................... 132 Преодоление привычек, имеющих сложный характер..................................................................... 140 V Подкрепление в повседневной жизни .................... 146 Подкрепление в спорте.............................................. --. Подкрепление в бизнесе .......................................... 149 Подкрепление в мире животных............................. 151 Подкрепление в обществе....................................... 156

Пр 68 Прайор К. Не рычите на собаку! / О дрессировке животных и людей. -- М.: "Селена +", 1995. -- 416 с. ISBN 5-88046-065-7 В сборник "Не рычите на собаку!" известной американской исследовательницы и писательницы Карен Прайор включены два ее наиболее популярных произведения, ставших бестселлерами: "Не рычите на собаку!" и "Несущие ветер". В книге "Не рычите на собаку!" рассказывается о том, как применять психологические знания в обыденной жизни и контролировать поведение членов своей семьи. Книга "Несущие ветер" посвящена дельфинам, их дрессировке и даже творческим способностям. Рассматриваются различные психологические теории: бихевиоризм, этология и пр. Произведения Карен Прайор не только несут нужную и интересную информацию для читателей, но и захватывают как хороший, увлекательный роман. Книга предназначается как для широкого круга читателей, так и для специалистов в области психологии и биологии.

03030400QO-015 ^ ^^ ^ ^ 3Х8(03)-95

Карен Прайор НЕ РЫЧИТЕ НА СОБАКУ О дрессировке животных и людей.

Редактор О.Арнольд ^ ^fr.

х

Подписано в печать 24.08.95. ^ Формат Н4Х 108'/12. Объем 13,0 п. л. "S Тираж 25 000 экз. Заказ 6303. 1.

Издание осуществлено совместно с товариществом "аЦ "Клышников, Комаров и Ко" 41

Фирма "Селена +" • ^

107113 Москва, Шумкина 15, тел./факс 269-17-65 _^ Лицензия ЛР No 062806 от 30 июня 1993 г. "f-

Отпечатано с готовых диапозитивов на Книжной фабрике No 1 "^^' Комитета РФ по печати "1§^ 144003, г. Электросталь Московской обл., ул. Тевосяна, 25.