Содержание
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70
О книге и авторе (вместо предисловия)............................... 5 Не рычите на собаку! .............................................................. 9 Предисловие автора........................................................ II 1. Подкрепление: лучше, чем вознаграждение............. 19 Что такое положительное подкрепление.................-- Отрицательное подкрепление.................................. 22 Время подачи подкрепления.................................... 23 Величина подкрепления........................................... 25 Большой куш............................................................. 26 Условное подкрепление........................................... 28 Режимы подкрепления.............................................. 31 Исключения из правила вариативного подкрепления............................................................. 34 Долговременные программы поведения...................-- Суеверия: случайные подкрепления........................ 36 Чего можно добиться с помощью положительного подкрепления............................................................. 39 Организованное подкрепление................................ 41 Самоподкрепление.................................................... 43 II. Процесс выработки: формирование высших форм поведения без принуждения и боли ................... 44 Что такое процесс выработки...................................-- Способы и приемы или закономерности................ 46 . Десять правил выработки ......................................... 47 Обучающие игры....................................................... 58 Ускорение процесса формирования: введение мишеней, подражание, моделирование................... 64 Особые ученики......................................................... 68 Выработка поведения без помощи слов.................. 71 III. Управление с помощью стимулов. Взаимодействие без принуждения................................. 74 Стимулы..................................................................... -- Правила управления с помощью стимулов............. 76 Что может быть сигналом......................................... 78 Интенсивность сигнала и стирание стимулов........ 80 Условные стимулы, вызывающие отвращение ....... 82 Время отставления.................................................... 83 Предвосхищение........................................................ 85 Стимулы в качестве подкрепления: поведенческие цепи............................................................................ 86
Пример цепного поведения: обучение собаки игре в фризби (пчелку) ............................................. 87 ' Генерализованное управление с помощью стимулов..................................................................... 89 Провалы преднаучения и вспышки раздражения... 90 Применение управления с помощью сигналов...... 93 IV. Отучение: как использовать подкрепление, чтобы избавиться от нежелательного поведения......... 96 Метод 1, "Убить зверя" ............................................. 97 Метод 2. Наказание.................................................. 100 Метод 3. Отрицательное подкрепление ................. 106 Метод 4. Угашение ................................................... 114 Метод 5. Выработка несовместимого поведения...119 Метод 6. Связать поведение с определенным сигналом.................................................................... 124 Метод 7. Выработка отсутствия определенного поведения ..................................................................129 Метод 8. Смена мотивации ..................................... 132 Преодоление привычек, имеющих сложный характер..................................................................... 140 V Подкрепление в повседневной жизни .................... 146 Подкрепление в спорте.............................................. --. Подкрепление в бизнесе .......................................... 149 Подкрепление в мире животных............................. 151 Подкрепление в обществе....................................... 156
Пр 68 Прайор К. Не рычите на собаку! / О дрессировке животных и людей. -- М.: "Селена +", 1995. -- 416 с. ISBN 5-88046-065-7 В сборник "Не рычите на собаку!" известной американской исследовательницы и писательницы Карен Прайор включены два ее наиболее популярных произведения, ставших бестселлерами: "Не рычите на собаку!" и "Несущие ветер". В книге "Не рычите на собаку!" рассказывается о том, как применять психологические знания в обыденной жизни и контролировать поведение членов своей семьи. Книга "Несущие ветер" посвящена дельфинам, их дрессировке и даже творческим способностям. Рассматриваются различные психологические теории: бихевиоризм, этология и пр. Произведения Карен Прайор не только несут нужную и интересную информацию для читателей, но и захватывают как хороший, увлекательный роман. Книга предназначается как для широкого круга читателей, так и для специалистов в области психологии и биологии.
03030400QO-015 ^ ^^ ^ ^ 3Х8(03)-95
Карен Прайор НЕ РЫЧИТЕ НА СОБАКУ О дрессировке животных и людей.
Редактор О.Арнольд ^ ^fr.
х
Подписано в печать 24.08.95. ^ Формат Н4Х 108'/12. Объем 13,0 п. л. "S Тираж 25 000 экз. Заказ 6303. 1.
Издание осуществлено совместно с товариществом "аЦ "Клышников, Комаров и Ко" 41
Фирма "Селена +" • ^
107113 Москва, Шумкина 15, тел./факс 269-17-65 _^ Лицензия ЛР No 062806 от 30 июня 1993 г. "f-
Отпечатано с готовых диапозитивов на Книжной фабрике No 1 "^^' Комитета РФ по печати "1§^ 144003, г. Электросталь Московской обл., ул. Тевосяна, 25.
О книге и авторе (вместо предисловия)............................... 5 Не рычите на собаку! .............................................................. 9 Предисловие автора........................................................ II 1. Подкрепление: лучше, чем вознаграждение............. 19 Что такое положительное подкрепление.................-- Отрицательное подкрепление.................................. 22 Время подачи подкрепления.................................... 23 Величина подкрепления........................................... 25 Большой куш............................................................. 26 Условное подкрепление........................................... 28 Режимы подкрепления.............................................. 31 Исключения из правила вариативного подкрепления............................................................. 34 Долговременные программы поведения...................-- Суеверия: случайные подкрепления........................ 36 Чего можно добиться с помощью положительного подкрепления............................................................. 39 Организованное подкрепление................................ 41 Самоподкрепление.................................................... 43 II. Процесс выработки: формирование высших форм поведения без принуждения и боли ................... 44 Что такое процесс выработки...................................-- Способы и приемы или закономерности................ 46 . Десять правил выработки ......................................... 47 Обучающие игры....................................................... 58 Ускорение процесса формирования: введение мишеней, подражание, моделирование................... 64 Особые ученики......................................................... 68 Выработка поведения без помощи слов.................. 71 III. Управление с помощью стимулов. Взаимодействие без принуждения................................. 74 Стимулы..................................................................... -- Правила управления с помощью стимулов............. 76 Что может быть сигналом......................................... 78 Интенсивность сигнала и стирание стимулов........ 80 Условные стимулы, вызывающие отвращение ....... 82 Время отставления.................................................... 83 Предвосхищение........................................................ 85 Стимулы в качестве подкрепления: поведенческие цепи............................................................................ 86
Пример цепного поведения: обучение собаки игре в фризби (пчелку) ............................................. 87 ' Генерализованное управление с помощью стимулов..................................................................... 89 Провалы преднаучения и вспышки раздражения... 90 Применение управления с помощью сигналов...... 93 IV. Отучение: как использовать подкрепление, чтобы избавиться от нежелательного поведения......... 96 Метод 1, "Убить зверя" ............................................. 97 Метод 2. Наказание.................................................. 100 Метод 3. Отрицательное подкрепление ................. 106 Метод 4. Угашение ................................................... 114 Метод 5. Выработка несовместимого поведения...119 Метод 6. Связать поведение с определенным сигналом.................................................................... 124 Метод 7. Выработка отсутствия определенного поведения ..................................................................129 Метод 8. Смена мотивации ..................................... 132 Преодоление привычек, имеющих сложный характер..................................................................... 140 V Подкрепление в повседневной жизни .................... 146 Подкрепление в спорте.............................................. --. Подкрепление в бизнесе .......................................... 149 Подкрепление в мире животных............................. 151 Подкрепление в обществе....................................... 156
Пр 68 Прайор К. Не рычите на собаку! / О дрессировке животных и людей. -- М.: "Селена +", 1995. -- 416 с. ISBN 5-88046-065-7 В сборник "Не рычите на собаку!" известной американской исследовательницы и писательницы Карен Прайор включены два ее наиболее популярных произведения, ставших бестселлерами: "Не рычите на собаку!" и "Несущие ветер". В книге "Не рычите на собаку!" рассказывается о том, как применять психологические знания в обыденной жизни и контролировать поведение членов своей семьи. Книга "Несущие ветер" посвящена дельфинам, их дрессировке и даже творческим способностям. Рассматриваются различные психологические теории: бихевиоризм, этология и пр. Произведения Карен Прайор не только несут нужную и интересную информацию для читателей, но и захватывают как хороший, увлекательный роман. Книга предназначается как для широкого круга читателей, так и для специалистов в области психологии и биологии.
03030400QO-015 ^ ^^ ^ ^ 3Х8(03)-95
Карен Прайор НЕ РЫЧИТЕ НА СОБАКУ О дрессировке животных и людей.
Редактор О.Арнольд ^ ^fr.
х
Подписано в печать 24.08.95. ^ Формат Н4Х 108'/12. Объем 13,0 п. л. "S Тираж 25 000 экз. Заказ 6303. 1.
Издание осуществлено совместно с товариществом "аЦ "Клышников, Комаров и Ко" 41
Фирма "Селена +" • ^
107113 Москва, Шумкина 15, тел./факс 269-17-65 _^ Лицензия ЛР No 062806 от 30 июня 1993 г. "f-
Отпечатано с готовых диапозитивов на Книжной фабрике No 1 "^^' Комитета РФ по печати "1§^ 144003, г. Электросталь Московской обл., ул. Тевосяна, 25.