2. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11В 1957 году была построена Хлебная база для хранения государственных запасов зерна с 5 механизированными элеваторами.
Первая мельница была построена и запущена голландской фирмой "Готер" в 1978 году, с производительностью переработки зерна - 500 тонн в день. В том же году был построен элеватор вместимостью 100 000 тонн. В 1987 году было введено в эксплуатацию (по лицензии той же фирмы) второе мельничное производство. К 1990 году общая производительность по переработке зерна возросла до 1000 тонн в день, что позволяет производить 750 тонн пшеничной муки в сутки.
Фото.1. Хлебная база |
Комбинат хлебопродуктов распола-гается на территории в 48 (сорок восемь) гектаров. Производственные площади включают в себя: элеватор, состоящий из рабочей башни и 12 силосов (емкостей для хранения зерна), два мельничных производства, комбикормовое производ-ство (цех гранул), административное здание, лабораторию контроля качества, а также ряд вспомогательных зданий, сооружений и цехов. Имеются подъезд-ные пути для атомобильного и железно-дорожного транспорта, оборудованные площадки для погрузочно-разгрузочных работ, а также полное обеспечение электроэнергией, теплом, водой и другими энергоресурсами. |
В марте 1992 года предприятие было приватизировано. На первом этапе 61% акций были бесплатно распределены среди рабочих и служащих. На втором этапе предприятие приобрело 39 % акций у государства по цене 2 000 рублей за акцию и продало своим сотрудникам. На сегодня предприятие приватизировано на 100 %.
В 1994 году ХБ преобразован в Акционерное общество открытого типа “Хлебная база": свидетельство № от 23 июня 1994 года. Уставной капитал Общества - 143 390 (сто сорок три миллиона триста девяносто тысяч) рублей, что составляет 143 390 (сто сорок три тысячи триста девяносто) обыкновенных акций, номинальной стоимостью 1 000 (одна тысяча) рублей каждая.
Собственниками акций АО ХБ является более 300 человек. Наибольшее число акций принадлежит восьми акционерам, семь из которых работают на комбинате.
Общее руководство АО ХБ осуществляет Совет директоров, избираемый Общим собранием акционеров сроком на один год, в количестве 7 человек.
Текущее руководство осуществляет генеральный директор АО "Хлебная база". Организационная структура комбината, по состоянию на 1 октября 1997 года, приведена на схеме 2.1.
Схема № 2.1. Организационная структура АО ХБ.
По своим должностным обязанностям весь персонал разделяется на управленческий персонал (руководители), инженерно-технические работники (специалисты), служащие и рабочие.
В общем составе работников АО ХБ:
руководители - 70 человек;
специалисты - 66 человек;
служащие - 3 человек;
рабочие - 313 человек;
охрана - 58 человек.
ХБ производит и реализует крупным, средним и мелким оптом пшеничную муку высшего и первого сортов, крупу манную и отруби (развесные и в гранулах) хлебозаводам, хлебопекарным предприятиям, предприятиям пищевой промышленности, совхозам, а также предприятиям торговли и общественного питания.
Данные по объему производства и реализации продукции за 1992 - 1996 годы приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Объемы производства и реализации продукции в 1992-1996 г.г. (в тоннах)
Продукты |
1992 год |
1993 год |
1994 год |
1995 год |
1996 год |
Мука, в/с: |
|
|
|
|
|
произведено |
195 594 |
176 574 |
147 296 |
165 644 |
129 881 |
реализовано |
194 377 |
162 326 |
147 563 |
159 759 |
129 477 |
Мука, I сорт: |
|
|
|
|
|
произведено |
6 012 |
7 057 |
2 199 |
25 294 |
24 495 |
реализовано |
6 205 |
7 026 |
3 228 |
24 696 |
24 555 |
Крупа манная: |
|
|
|
|
|
произведено |
909 |
123 |
667 |
338 |
750 |
реализовано |
861 |
90 |
630 |
278 |
698 |
Отруби: |
|
|
|
|
|
произведено |
69 521 |
64 479 |
53 520 |
62 810 |
50 125 |
реализовано |
69 521 |
64 479 |
53 520 |
62 810 |
50 125 |
В 1992 году среднемесячный объем реализации всей продукции составлял около 23 тыс. тонн, в 1994 году он уменьшился до 17 тыс. тонн, в 1995 году увеличился до 21 тыс. тонн и в 1996 году составил почти столько же.
На диаграмме 1 представлены объемы переработанного зерна, выработанной и отгруженной продукции за 11 месяцев 1997 года.
Объемы производства продукции практически равны объему продаж и находятся примерно на одном уровне - 21 тыс. тонн в месяц.
ХБ является одним из шести мукомольных производств в Тульском регионе и занимает 3-е место по объему производимой продукции.
Территориально клиенты находятся в Туле и Тульской области. Основными покупателями являются крупные хлебозаводы, обеспечивающие хлебопродуктами население Тулы. Отпуск продукции хлебозаводам осуществляется регулярно, оплата производится в течение двух недель со дня отгрузки. Предоплата практикуется практически во всех остальных случаях.
Доля рынка ХБ постоянно увеличивается: с 16,91 % в 1993 году до 23 % в 1996 году. В 1997 году она может достигнуть 24%, что свидетельствует об устойчивых перспективах сбыта. Общий объем выручки от реализации основной продукции вырос с 53,8 млрд. руб. в 1994 году до 253.3 млрд. руб. за 9 месяцев 1997 года (за
1996 года выручка от реализации составила только 240,6 млрд. руб. или 95 % к 1997 году).
Диаграмма 1
Доля прибыли от реализации уменьшилась с 41,5 % в 1994 году до 6.1 % за три квартала 1997 года из-за увеличения себестоимости, коммерческих и управленческих расходов. Себестоимость производства в 1996 году, по сравнению с 1994 годом, возросла в 6.2 раза. За 9-ть месяцев 1997 года себестоимость производства составила 95.6 % от выручки. В основном это произошло из-за увеличения затрат на закупку зерна и транспортных расходов.
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за 9-ть месяцев 1997 года составила 10.7 млрд. руб. Однако, из-за увеличения прочих операционных расходов, которые составили свыше 9.4 млрд. рублей, прибыль отчетного периода составила чуть больше 1.53 млрд. руб.
Более подробный анализ финансово-хозяйственной деятельности комбината и издержек производства представлен в приложении 1.
Основными проблемами ХБ являются неплатежи, снижение поставок высококачественного зерна, высокий уровень издержек на закупку зерна и на транспорт, узкий профиль производства. Отмечается недостаточно активная работа на рынке и работа с потенциальными поставщиками зерна и потребителями основной продукции, что объясняется отсутствием службы маркетинга и слабой рекламой собственной продукции. Существующий на комбинате оперативный анализ финансово-хозяйственной деятельности не вполне соответствует современным требованиям рыночной экономики. Отсутствуют стратегическое и текущее планирование, контроллинг (мониторинг). Принимаемые решения по договорам не проходят экономическую, финансовую и юридическую экспертизу.
С целью решения вышеизложенных проблем руководство ХБ планирует:
наладить учет, соответствующий рыночным требованиям, расширить номенклатуру продукции, используя существующую инфраструктуру и производственные помещения;
наладить производство макаронных изделий и подсолнечного масла.
Для этих целей была произведена корректировка перспективного плана развития АО ХБ. В 1996 году был заключен договор и произведена оплата технико-экономического обоснования и проектных работ производства макаронных изделий. Кроме этого, разрабатывается направление, связанное с приобретением зерна в зернодобывающих районах страны для обеспечения независимости от поставщиков-посредников. Расширяется и развивается локальная система автоматизированной обработки экономической и финансовой информации.
В целях изучения рынка и увеличения своей доли в нем, а также для оценки перспектив развития, в 1996 году на предприятии были проведены маркетинговые исследования независимой компанией, которая оценивает финансовое состояние ХБ как устойчивое, а перспективы развития и увеличения доли в рынке как преимущественные по сравнению с конкурентами. В 1996 году консультационно-аудиторской фирмой был разработан бизнес-план горизонтом (сроком) на 5-ть лет. В рамках данного бизнес-плана также были проведены отдельные маркетинговые исследования, основанные на данных Госкомстата, Госналогслужбы и Государственного таможенного комитета РФ и Тулы. Кроме этого, использовалась аналитическая информация, имеющаяся у предприятия и информация в открытой прессе.
Анализ слабых и сильных сторон комбината показал необходимость создания службы маркетинга и ведения более активной работы по продвижению своей продукции на рынок путем использования рекламы, совершенствования форм работы с постоянными заказчиками, а также налаживания прямых контактов с потенциальными клиентами. Выявлен потенциал, который может позволить ХБ еще более расширить свою долю в уже освоенном рынке и выйти на новые. Для обеспечения оперативности обработки информации на комбинате необходимо совершенствовать имеющуюся базу данных, создавать новые, внедрять в производство системы аналитической обработки информации. Необходимо реорганизовать отдел автоматизации для целей совершенствования управления деятельностью предприятия и использования аналитической информации, имеющейся на предприятии, а не только обслуживания вычислительной техники. Кроме этого, необходимо шире использовать возможности консалтинговых, аудиторских и юридических фирм.
Если говорить о сегодняшнем "секрете успеха" предприятия, то можно упомянуть о высоком качестве продукции, квалифицированном управлении производственным процессом, бережном отношении к своим сотрудникам и постоянной подготовке новых специалистов (в том числе для планируемых производств), о наличии прямых договоров и хороших деловых связей с крупными и средними клиентами, о способности в срок возвращать взятые кредиты, о длительной истории и традициях предприятия, о его имени, пользующемся у потребителей заслуженным уважением.
В 1957 году была построена Хлебная база для хранения государственных запасов зерна с 5 механизированными элеваторами.
Первая мельница была построена и запущена голландской фирмой "Готер" в 1978 году, с производительностью переработки зерна - 500 тонн в день. В том же году был построен элеватор вместимостью 100 000 тонн. В 1987 году было введено в эксплуатацию (по лицензии той же фирмы) второе мельничное производство. К 1990 году общая производительность по переработке зерна возросла до 1000 тонн в день, что позволяет производить 750 тонн пшеничной муки в сутки.
Фото.1. Хлебная база |
Комбинат хлебопродуктов распола-гается на территории в 48 (сорок восемь) гектаров. Производственные площади включают в себя: элеватор, состоящий из рабочей башни и 12 силосов (емкостей для хранения зерна), два мельничных производства, комбикормовое производ-ство (цех гранул), административное здание, лабораторию контроля качества, а также ряд вспомогательных зданий, сооружений и цехов. Имеются подъезд-ные пути для атомобильного и железно-дорожного транспорта, оборудованные площадки для погрузочно-разгрузочных работ, а также полное обеспечение электроэнергией, теплом, водой и другими энергоресурсами. |
В марте 1992 года предприятие было приватизировано. На первом этапе 61% акций были бесплатно распределены среди рабочих и служащих. На втором этапе предприятие приобрело 39 % акций у государства по цене 2 000 рублей за акцию и продало своим сотрудникам. На сегодня предприятие приватизировано на 100 %.
В 1994 году ХБ преобразован в Акционерное общество открытого типа “Хлебная база": свидетельство № от 23 июня 1994 года. Уставной капитал Общества - 143 390 (сто сорок три миллиона триста девяносто тысяч) рублей, что составляет 143 390 (сто сорок три тысячи триста девяносто) обыкновенных акций, номинальной стоимостью 1 000 (одна тысяча) рублей каждая.
Собственниками акций АО ХБ является более 300 человек. Наибольшее число акций принадлежит восьми акционерам, семь из которых работают на комбинате.
Общее руководство АО ХБ осуществляет Совет директоров, избираемый Общим собранием акционеров сроком на один год, в количестве 7 человек.
Текущее руководство осуществляет генеральный директор АО "Хлебная база". Организационная структура комбината, по состоянию на 1 октября 1997 года, приведена на схеме 2.1.
Схема № 2.1. Организационная структура АО ХБ.
По своим должностным обязанностям весь персонал разделяется на управленческий персонал (руководители), инженерно-технические работники (специалисты), служащие и рабочие.
В общем составе работников АО ХБ:
руководители - 70 человек;
специалисты - 66 человек;
служащие - 3 человек;
рабочие - 313 человек;
охрана - 58 человек.
ХБ производит и реализует крупным, средним и мелким оптом пшеничную муку высшего и первого сортов, крупу манную и отруби (развесные и в гранулах) хлебозаводам, хлебопекарным предприятиям, предприятиям пищевой промышленности, совхозам, а также предприятиям торговли и общественного питания.
Данные по объему производства и реализации продукции за 1992 - 1996 годы приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Объемы производства и реализации продукции в 1992-1996 г.г. (в тоннах)
Продукты |
1992 год |
1993 год |
1994 год |
1995 год |
1996 год |
Мука, в/с: |
|
|
|
|
|
произведено |
195 594 |
176 574 |
147 296 |
165 644 |
129 881 |
реализовано |
194 377 |
162 326 |
147 563 |
159 759 |
129 477 |
Мука, I сорт: |
|
|
|
|
|
произведено |
6 012 |
7 057 |
2 199 |
25 294 |
24 495 |
реализовано |
6 205 |
7 026 |
3 228 |
24 696 |
24 555 |
Крупа манная: |
|
|
|
|
|
произведено |
909 |
123 |
667 |
338 |
750 |
реализовано |
861 |
90 |
630 |
278 |
698 |
Отруби: |
|
|
|
|
|
произведено |
69 521 |
64 479 |
53 520 |
62 810 |
50 125 |
реализовано |
69 521 |
64 479 |
53 520 |
62 810 |
50 125 |
В 1992 году среднемесячный объем реализации всей продукции составлял около 23 тыс. тонн, в 1994 году он уменьшился до 17 тыс. тонн, в 1995 году увеличился до 21 тыс. тонн и в 1996 году составил почти столько же.
На диаграмме 1 представлены объемы переработанного зерна, выработанной и отгруженной продукции за 11 месяцев 1997 года.
Объемы производства продукции практически равны объему продаж и находятся примерно на одном уровне - 21 тыс. тонн в месяц.
ХБ является одним из шести мукомольных производств в Тульском регионе и занимает 3-е место по объему производимой продукции.
Территориально клиенты находятся в Туле и Тульской области. Основными покупателями являются крупные хлебозаводы, обеспечивающие хлебопродуктами население Тулы. Отпуск продукции хлебозаводам осуществляется регулярно, оплата производится в течение двух недель со дня отгрузки. Предоплата практикуется практически во всех остальных случаях.
Доля рынка ХБ постоянно увеличивается: с 16,91 % в 1993 году до 23 % в 1996 году. В 1997 году она может достигнуть 24%, что свидетельствует об устойчивых перспективах сбыта. Общий объем выручки от реализации основной продукции вырос с 53,8 млрд. руб. в 1994 году до 253.3 млрд. руб. за 9 месяцев 1997 года (за
1996 года выручка от реализации составила только 240,6 млрд. руб. или 95 % к 1997 году).
Диаграмма 1
Доля прибыли от реализации уменьшилась с 41,5 % в 1994 году до 6.1 % за три квартала 1997 года из-за увеличения себестоимости, коммерческих и управленческих расходов. Себестоимость производства в 1996 году, по сравнению с 1994 годом, возросла в 6.2 раза. За 9-ть месяцев 1997 года себестоимость производства составила 95.6 % от выручки. В основном это произошло из-за увеличения затрат на закупку зерна и транспортных расходов.
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за 9-ть месяцев 1997 года составила 10.7 млрд. руб. Однако, из-за увеличения прочих операционных расходов, которые составили свыше 9.4 млрд. рублей, прибыль отчетного периода составила чуть больше 1.53 млрд. руб.
Более подробный анализ финансово-хозяйственной деятельности комбината и издержек производства представлен в приложении 1.
Основными проблемами ХБ являются неплатежи, снижение поставок высококачественного зерна, высокий уровень издержек на закупку зерна и на транспорт, узкий профиль производства. Отмечается недостаточно активная работа на рынке и работа с потенциальными поставщиками зерна и потребителями основной продукции, что объясняется отсутствием службы маркетинга и слабой рекламой собственной продукции. Существующий на комбинате оперативный анализ финансово-хозяйственной деятельности не вполне соответствует современным требованиям рыночной экономики. Отсутствуют стратегическое и текущее планирование, контроллинг (мониторинг). Принимаемые решения по договорам не проходят экономическую, финансовую и юридическую экспертизу.
С целью решения вышеизложенных проблем руководство ХБ планирует:
наладить учет, соответствующий рыночным требованиям, расширить номенклатуру продукции, используя существующую инфраструктуру и производственные помещения;
наладить производство макаронных изделий и подсолнечного масла.
Для этих целей была произведена корректировка перспективного плана развития АО ХБ. В 1996 году был заключен договор и произведена оплата технико-экономического обоснования и проектных работ производства макаронных изделий. Кроме этого, разрабатывается направление, связанное с приобретением зерна в зернодобывающих районах страны для обеспечения независимости от поставщиков-посредников. Расширяется и развивается локальная система автоматизированной обработки экономической и финансовой информации.
В целях изучения рынка и увеличения своей доли в нем, а также для оценки перспектив развития, в 1996 году на предприятии были проведены маркетинговые исследования независимой компанией, которая оценивает финансовое состояние ХБ как устойчивое, а перспективы развития и увеличения доли в рынке как преимущественные по сравнению с конкурентами. В 1996 году консультационно-аудиторской фирмой был разработан бизнес-план горизонтом (сроком) на 5-ть лет. В рамках данного бизнес-плана также были проведены отдельные маркетинговые исследования, основанные на данных Госкомстата, Госналогслужбы и Государственного таможенного комитета РФ и Тулы. Кроме этого, использовалась аналитическая информация, имеющаяся у предприятия и информация в открытой прессе.
Анализ слабых и сильных сторон комбината показал необходимость создания службы маркетинга и ведения более активной работы по продвижению своей продукции на рынок путем использования рекламы, совершенствования форм работы с постоянными заказчиками, а также налаживания прямых контактов с потенциальными клиентами. Выявлен потенциал, который может позволить ХБ еще более расширить свою долю в уже освоенном рынке и выйти на новые. Для обеспечения оперативности обработки информации на комбинате необходимо совершенствовать имеющуюся базу данных, создавать новые, внедрять в производство системы аналитической обработки информации. Необходимо реорганизовать отдел автоматизации для целей совершенствования управления деятельностью предприятия и использования аналитической информации, имеющейся на предприятии, а не только обслуживания вычислительной техники. Кроме этого, необходимо шире использовать возможности консалтинговых, аудиторских и юридических фирм.
Если говорить о сегодняшнем "секрете успеха" предприятия, то можно упомянуть о высоком качестве продукции, квалифицированном управлении производственным процессом, бережном отношении к своим сотрудникам и постоянной подготовке новых специалистов (в том числе для планируемых производств), о наличии прямых договоров и хороших деловых связей с крупными и средними клиентами, о способности в срок возвращать взятые кредиты, о длительной истории и традициях предприятия, о его имени, пользующемся у потребителей заслуженным уважением.