ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
В настоящее время на территории Тюменской области проживает 3,1 млн. человек, из которых около 250 тысяч являются представителями сибирских татар. В области проживает большое количество русских, украинцев, башкир, немцев, казахов, узбеков и многих других. Все они различаются по вероисповеданию: самыми распространенными являются христианство и ислам, но есть и те, кто исповедует буддизм, иудаизм и другие религии. При таком разнообразии национального состава происходит сближение людей, принадлежащих к различным историческим национально-культурным комплексам. Таким образом, неизбежен и рост межэтнических браков, в среде татарского населения Тюменской области.
В прошлом среди татар межнациональные браки считались недопустимыми, вызывали осуждение среди родных и в обществе. В основном преобладали браки между представителями одного этноса или близких по языку и религии народов. Главным образом, по мнению Н.А.Томилова, это происходило из-за приверженности большинства мусульманской религии, которая не поощряла межэтнические браки. Но после установления советского режима, который пропагандировал атеизм, повсеместное введение русского языка и создание единой советской нации, количество межэтнических браков начинает увеличиваться. В большом количестве смешанные браки появились уже в 40-50-е годы ХХ столетия [65. C.122]. Раньше среди межэтнических браков преобладали такие, в которых муж был татарин, а жена другой национальности. В таких семьях, отмечает Ф.Т.Валеев, нередко и жена, и дети свободно говорили по-татарски, усваивали нравы, обычаи татар и некоторые элементы их материальной культуры. В последствии увеличилось количество браков, в которых как муж, так и жена были представителями других национальностей. [17. C.46].
Одной из причин, приводящей к увеличению количества смешанных в этническом отношении браков, является изменение роли женщин в обществе, многие из них борются за равноправие с мужчинами. К примеру, если у татар раньше женихов для девушек выбирали сами родители, не спрашивая их согласия, то впоследствии с изменением социальных условий отношения между мужчинами и женщинами, в том числе и представителями различных национальностей, стали другими, более разносторонними, мобильными и современными. Другой причиной, приводящей к увеличению межэтнических браков, можно назвать активную миграцию, связанную вначале с промышленным освоением Севера, а в последствии с большими размерами заработка, чем в других регионах. Совместная трудовая деятельность, свободного времени, обучение в различных образовательных учреждениях, общие интересы - все это способствует сближению сибирских татар с представителями других национальностей. Нельзя не сказать и о том, что в настоящее время национальности окружающих придают значение лишь немногие.
Образование смешанных семей неизбежно влечет за собой появление в семейном быту многих качественно новых черт. Это проявляется, прежде всего, в особенностях функционирования каждого из языков супругов. Возможно несколько вариантов развития событий: исчезновение из обихода языка одного из супругов; употребление в равной или почти равной мере обоих языков; использование третьего языка, известного обоим супругам. Параллельно с языковыми процессами формируются своеобразные черты культуры, домашнего быта, традиций, отличающие семейный уклад от быта однонациональных семей, к которым ранее принадлежали муж и жена.
Высокая степень этнонационалистических тенденций делает положение детей из межнациональных семей очень сложным и неопределенным. Проблема этнической идентификации стоит перед ними даже после того, как они сами определились в выборе национальности. Сверстники стремятся отнести их к той этнической группе, которая менее уважается. Их часто не принимает полностью ни та, ни другая сторона, и они становятся этническими аутсайдерами. Многое тут зависит и от типа внутрисемейных отношений. Межэтнические браки могут быть демократическими или авторитарными. В семьях демократического типа обычаи, традиции, нормы семейной жизни наций обоих супругов усваиваются выборочно. Общение идет на двух языках и дети, как правило, легко усваивают их. Демократический тип семейных отношений характерен по большей части для интеллигентных семей. В них четче выявляются черты интернационализма, толерантности, и дети воспринимают культуру обоих родителей, выбирая в будущем ту национальность, которая им ближе, родители влияют на их выбор не так жестко, как в семьях авторитарного типа.
По данным первого и третьего исследований женщины чаще вступают в межэтнические браки, чем мужчины. С каждым годом количество межэтнических браков увеличивается (рис.4).
По статистическим данным за 1989 год в Тюменской области только у 55,5% мужчин-татар супруги принадлежали к татарской национальности, а у женщин-татарок еще меньше - 50,3%. Из числа мужчин, принявших участие в анкетном опросе 2001 г., в однонациональных браках состоят 75,3%, в межэтнических - 24,7%.
Что касается экспертов, то большинство опрошенных (86,2%) состоят в однонациональных браках, 13,8% – в межэтнических. Большинство участников наших опросов – это респонденты, состоящие в однонациональных браках, но в действительности количество межэтнических браков возрастает с каждым годом (табл. 7).
Таблица 7
Динамика зависимости однонациональных и смешанных браков
от пола татар, в процентах к общему числу ответивших
Брак |
Мужчины |
Женщины |
||
1989 |
2001 |
1989 |
2001 |
|
Однонациональный |
55,5 |
75,3 |
50,3 |
75,2 |
Смешанный |
44,5 |
24,7 |
49,7 |
24,8 |
В анкетном опросе 2001 г. приняло участие 41% мужчин и 59% женщин. По семейному положению 65,3% респондентов женаты (замужем), 22,5% - холосты (не замужем), 4,4% - разведены и 7,8% - вдовцы (вдовы). На третьем этапе женщин приняло участие в опросе больше - 65,2%, мужчин - 34,8%. Из числа респондентов женаты (замужем) – 45,1%, не состоят в браке – 42,9%, разведены – 6,9%, овдовели – 5,1% (табл.8).
Межэтнические браки оказывают существенное влияние на динамику численности взаимодействующих друг с другом народов. В результате смешанных браков резко нарушается этнический быт по крайней мере одного из супругов [70. C.204].
Таблица 8
Зависимость семейного положения респондентов от пола,
в процентах к общему числу ответивших
Семейное положение |
Мужчины |
Женщины |
Женат (замужем) Холост (не замужем) Вдовец (вдова) Разведен (а) |
71,3/34,9 20,5/39,1 1,7/23,1 6,6/15,9 |
61,1/45,1 23,9/40,2 6,4/8,2 8,7/6,5 |
Примечание: в числителе представлены данные анкетного опроса татар 2001г., в знаменателе - анкетного опроса 2003 г.
Последствия смешанных браков зависят от места проживания семьи. Если это деревня, в которой большую часть населения составляют татары, то возможна адаптация людей другой национальности к татарской среде (как среди мужчин, так и среди женщин). Они усваивают татарский язык, принимают участие в обрядовой жизни и отмечают мусульманские праздники. В деревнях же со значительной прослойкой инонационального населения такая адаптация происходит редко. Иногда степень адаптации зависит от национального окружения в семье. В случае, если семья проживает в городе, то, адаптации к татарской среде затруднена. Это зависит, по мнению Н.А.Томилова, от национального самосознания одного из членов семьи, от его желания продолжить семейные обычаи и традиции [65. C.125].
Что касается второго поколения межэтнических семей, то порой происходит полное слияние татар с иноэтническим населением. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство детей из смешанных семей не называет себя татарами. Чаще татарами себя определяют подростки из татаро-башкирских и татаро-чувашских семей [65. C.126].
По данным первого исследования 77,2% горожан состоят в однонациональных браках, среди сельского населения это число составляет 74,5% (табл. 9). В действительности, межэтнические браки среди сельского населения встречаются реже. В связи с тем, что в нашем исследовании приняло участие 72,8% городского и лишь 27,2% сельского населения, то выборка смещена в сторону городского населения.
Таблица 9
Зависимость однонациональных и смешанных браков татарского
населения от места проживания, в процентах к общему числу опрошенных
Брак |
Городское население |
Сельское население |
Однонациональный |
77,2 |
74,5 |
Смешанный |
22,8 |
25,5 |
В последние годы все меньшее количество людей придает значение своей национальности, таким образом, можно предположить, что количество межэтнических браков будет увеличиваться.
Это предположение подтверждается и результатами нашего анкетного опроса, проведенного среди татар Тюменской области, при анализе их отношения к межнациональным бракам. Так, равное количество опрошенных к межэтническим бракам относятся отрицательно и положительно (34,7% и 33,7%), каждый четвертый (26,6%) – безразлично; 2,7% согласны на такой брак, но в зависимости от национальности супруга (супруги); 2,4% - затруднились дать оценку. Следует отметить, что мужчины относятся к межэтническим бракам отрицательно, а женщины – положительно.
Отношение экспертов к межэтническим бракам иное. Около половины экспертов (48,7%) относятся к ним - отрицательно, каждый четвертый (26,3%) - положительно, 13,2% - безразлично, 9,2% - согласны на такой брак, но в зависимости от национальности супруга(и) и 2,6% - затруднились дать оценку.
В 2003 году участники анкетного опроса высказали более положительное отношение к межэтническим бракам (табл. 10).
Таблица 10
Отношение респондентов и экспертов к межнациональным бракам
в зависимости от пола опрошенных,
в процентах к общему числу опрошенных
Отношение |
2001 год |
2003 год |
||
Мужчин |
Женщин |
Мужчин |
Женщин |
|
Положительное |
13,8 |
19,9 |
11,2 |
22,4 |
Отрицательное |
16,2 |
18,5 |
5,9 |
9,3 |
Безразличное |
10,4 |
16,2 |
14,4 |
22,9 |
Согласен, но в зависимости от национальности супруга (супруги) |
1,0 |
1,7 |
1,3 |
7,2 |
Затрудняюсь ответить |
0,3 |
2,0 |
2,1 |
3,3 |
Из данных, представленных на рис.5, видно, что мужчины и женщины эксперты относятся к этнически смешанным бракам более отрицательно. Следует обратить внимание и на то, что они чаще выражают безразличие к межнациональным бракам. Велико и количество респондентов, которые согласны на такой брак, но в зависимости от национальности супруга (супруги). Это, по нашему мнению, свидетельствует о том, что они придают большее значение своей национальности, религии, сохранению культуры, духовных ценностей и обычаев татарского народа.
Таблица 11
Динамика отношений респондентов, состоящих в однонациональных или смешанных браках, к межнациональным бракам,
в процентах к общему числу ответивших
Отношение |
Однонациональный брак |
Смешанный брак |
Положительное Отрицательное Безразличное Согласен, но в зависимости от национальности супруга (супруги) Затрудняюсь ответить |
29,1/34,0 45,6/22,5 22,2/30,6 1,3/10,2
1,9/2,7 |
59,6/50,6 1,9/5,2 30,8/26,0 5,8/9,1
1,9/9,1 |
Примечание: в числителе представлены данные анкетного опроса татар 2001 г., в знаменателе - анкетного опроса 2003 г.
Отношение к межэтническим бракам меняется в зависимости от того, в каком браке состоят респонденты – однонациональном или смешанном. Большинство респондентов, состоящих в смешанных браках, относятся к ним положительно. При опросе татар юга Тюменской области в 2001 г., было выявлено, что из состоящих в однонациональных браках чуть меньше половины относятся к ним отрицательно. В 2003 г. были получены иные результаты. Больше трети участников опроса, состоящие в однонациональных браках, высказали положительное отношение, каждый третий – безразличное, пятая часть – отрицательное (табл. 11).
По результатам нашего первого исследования выявлено, что с повышением уровня образования увеличивается число смешанных браков. Так, если в смешанных браках состоят 1,9% респондентов с начальным образованием, то среди респондентов, получивших среднее специальное образование, это число увеличивается до 38,5%, а высшее – до 42,2% (табл. 12).
Кроме того, на первом этапе была выявлена следующая тенденция: чаще в однонациональные браки вступают респонденты, занятые в сфере обслуживания, образования и культуры. Наибольшее число смешанных браков приходится на респондентов, занятых в здравоохранении, образовании и коммерческих структурах. В 2003 г. в однонациональных браках состояли респонденты, занятые в сферах образования, здравоохранения и нефтегазовой промышленности, а в межэтнических – в коммерческих структурах, обслуживании и на транспорте (табл. 13).
Таблица 12
Зависимость однонациональных и смешанных браков татарского населения Тюменской области от уровня образования,
в процентах к общему числу опрошенных
Брак |
Образование |
|||||
Началь ное |
Неполное среднее |
Среднее |
Среднее специальное |
Незаконченное высшее |
Высшее |
|
Однонациональный |
1,3 |
3,2 |
15,2 |
44,3 |
8,2 |
27,9 |
Смешанный |
1,9 |
0 |
9,6 |
38,5 |
7,7 |
42,3 |
Таблица 13
Динамика зависимости однонациональных и смешанных браков
от сферы занятости респондентов, в процентах к общему числу ответивших
Сфера занятости |
Брак |
|
Однонациональный |
Смешанный |
|
Традиционные промыслы В нефтегазовой пром-ти В сфере обслуживания В образовании В сфере культуры В здравоохранении В системах связи В органах власти На транспорте В строительстве В коммерческих структурах Не работающие Другое |
0/2,0 6,1/10,9 12,5/9,5 11,5/12,9 10,5/1,4 11,0/10,9 4,2/4,1 6,8/2,7 7,1/8,2 7,7/5,4 9/7,5 13,6/13,5 0/13,0 |
2,0/2,6 6,9/6,5 3,0/11,7 12,8/6,5 9,8/6,5 19,7/3,9 3,9/2,6 7,8/6,5 4,7/10,4 7,8/2,6 11,8/18,2 9,8/6,5 0/15,0 |
Примечание: в числителе представлены данные анкетного опроса татар 2001г., в знаменателе - анкетного опроса 2003 г.
Ученые высказывают опасение, что межэтнические браки могут привести к распаду этнических культур, подрыву основ существования некоторых этносов. В принципе, это опасение поддерживают и авторы. одновременно этнос не может оставаться абсолютно неизменным: он постоянно испытывает внешнее влияние. Развитие культуры возможно лишь там, где есть взаимодействие между этносами и диалог культур.
В заключении авторы хотят отметить, что в дальнейшем при процессе взаимодействия представителей различных национальностей, число межэтнических браков будет расти, которые, с одной стороны, способствуют этнокультурному сближению, а с другой – углублению ассимиляционных процессов.
В настоящее время на территории Тюменской области проживает 3,1 млн. человек, из которых около 250 тысяч являются представителями сибирских татар. В области проживает большое количество русских, украинцев, башкир, немцев, казахов, узбеков и многих других. Все они различаются по вероисповеданию: самыми распространенными являются христианство и ислам, но есть и те, кто исповедует буддизм, иудаизм и другие религии. При таком разнообразии национального состава происходит сближение людей, принадлежащих к различным историческим национально-культурным комплексам. Таким образом, неизбежен и рост межэтнических браков, в среде татарского населения Тюменской области.
В прошлом среди татар межнациональные браки считались недопустимыми, вызывали осуждение среди родных и в обществе. В основном преобладали браки между представителями одного этноса или близких по языку и религии народов. Главным образом, по мнению Н.А.Томилова, это происходило из-за приверженности большинства мусульманской религии, которая не поощряла межэтнические браки. Но после установления советского режима, который пропагандировал атеизм, повсеместное введение русского языка и создание единой советской нации, количество межэтнических браков начинает увеличиваться. В большом количестве смешанные браки появились уже в 40-50-е годы ХХ столетия [65. C.122]. Раньше среди межэтнических браков преобладали такие, в которых муж был татарин, а жена другой национальности. В таких семьях, отмечает Ф.Т.Валеев, нередко и жена, и дети свободно говорили по-татарски, усваивали нравы, обычаи татар и некоторые элементы их материальной культуры. В последствии увеличилось количество браков, в которых как муж, так и жена были представителями других национальностей. [17. C.46].
Одной из причин, приводящей к увеличению количества смешанных в этническом отношении браков, является изменение роли женщин в обществе, многие из них борются за равноправие с мужчинами. К примеру, если у татар раньше женихов для девушек выбирали сами родители, не спрашивая их согласия, то впоследствии с изменением социальных условий отношения между мужчинами и женщинами, в том числе и представителями различных национальностей, стали другими, более разносторонними, мобильными и современными. Другой причиной, приводящей к увеличению межэтнических браков, можно назвать активную миграцию, связанную вначале с промышленным освоением Севера, а в последствии с большими размерами заработка, чем в других регионах. Совместная трудовая деятельность, свободного времени, обучение в различных образовательных учреждениях, общие интересы - все это способствует сближению сибирских татар с представителями других национальностей. Нельзя не сказать и о том, что в настоящее время национальности окружающих придают значение лишь немногие.
Образование смешанных семей неизбежно влечет за собой появление в семейном быту многих качественно новых черт. Это проявляется, прежде всего, в особенностях функционирования каждого из языков супругов. Возможно несколько вариантов развития событий: исчезновение из обихода языка одного из супругов; употребление в равной или почти равной мере обоих языков; использование третьего языка, известного обоим супругам. Параллельно с языковыми процессами формируются своеобразные черты культуры, домашнего быта, традиций, отличающие семейный уклад от быта однонациональных семей, к которым ранее принадлежали муж и жена.
Высокая степень этнонационалистических тенденций делает положение детей из межнациональных семей очень сложным и неопределенным. Проблема этнической идентификации стоит перед ними даже после того, как они сами определились в выборе национальности. Сверстники стремятся отнести их к той этнической группе, которая менее уважается. Их часто не принимает полностью ни та, ни другая сторона, и они становятся этническими аутсайдерами. Многое тут зависит и от типа внутрисемейных отношений. Межэтнические браки могут быть демократическими или авторитарными. В семьях демократического типа обычаи, традиции, нормы семейной жизни наций обоих супругов усваиваются выборочно. Общение идет на двух языках и дети, как правило, легко усваивают их. Демократический тип семейных отношений характерен по большей части для интеллигентных семей. В них четче выявляются черты интернационализма, толерантности, и дети воспринимают культуру обоих родителей, выбирая в будущем ту национальность, которая им ближе, родители влияют на их выбор не так жестко, как в семьях авторитарного типа.
По данным первого и третьего исследований женщины чаще вступают в межэтнические браки, чем мужчины. С каждым годом количество межэтнических браков увеличивается (рис.4).
По статистическим данным за 1989 год в Тюменской области только у 55,5% мужчин-татар супруги принадлежали к татарской национальности, а у женщин-татарок еще меньше - 50,3%. Из числа мужчин, принявших участие в анкетном опросе 2001 г., в однонациональных браках состоят 75,3%, в межэтнических - 24,7%.
Что касается экспертов, то большинство опрошенных (86,2%) состоят в однонациональных браках, 13,8% – в межэтнических. Большинство участников наших опросов – это респонденты, состоящие в однонациональных браках, но в действительности количество межэтнических браков возрастает с каждым годом (табл. 7).
Таблица 7
Динамика зависимости однонациональных и смешанных браков
от пола татар, в процентах к общему числу ответивших
Брак |
Мужчины |
Женщины |
||
1989 |
2001 |
1989 |
2001 |
|
Однонациональный |
55,5 |
75,3 |
50,3 |
75,2 |
Смешанный |
44,5 |
24,7 |
49,7 |
24,8 |
В анкетном опросе 2001 г. приняло участие 41% мужчин и 59% женщин. По семейному положению 65,3% респондентов женаты (замужем), 22,5% - холосты (не замужем), 4,4% - разведены и 7,8% - вдовцы (вдовы). На третьем этапе женщин приняло участие в опросе больше - 65,2%, мужчин - 34,8%. Из числа респондентов женаты (замужем) – 45,1%, не состоят в браке – 42,9%, разведены – 6,9%, овдовели – 5,1% (табл.8).
Межэтнические браки оказывают существенное влияние на динамику численности взаимодействующих друг с другом народов. В результате смешанных браков резко нарушается этнический быт по крайней мере одного из супругов [70. C.204].
Таблица 8
Зависимость семейного положения респондентов от пола,
в процентах к общему числу ответивших
Семейное положение |
Мужчины |
Женщины |
Женат (замужем) Холост (не замужем) Вдовец (вдова) Разведен (а) |
71,3/34,9 20,5/39,1 1,7/23,1 6,6/15,9 |
61,1/45,1 23,9/40,2 6,4/8,2 8,7/6,5 |
Примечание: в числителе представлены данные анкетного опроса татар 2001г., в знаменателе - анкетного опроса 2003 г.
Последствия смешанных браков зависят от места проживания семьи. Если это деревня, в которой большую часть населения составляют татары, то возможна адаптация людей другой национальности к татарской среде (как среди мужчин, так и среди женщин). Они усваивают татарский язык, принимают участие в обрядовой жизни и отмечают мусульманские праздники. В деревнях же со значительной прослойкой инонационального населения такая адаптация происходит редко. Иногда степень адаптации зависит от национального окружения в семье. В случае, если семья проживает в городе, то, адаптации к татарской среде затруднена. Это зависит, по мнению Н.А.Томилова, от национального самосознания одного из членов семьи, от его желания продолжить семейные обычаи и традиции [65. C.125].
Что касается второго поколения межэтнических семей, то порой происходит полное слияние татар с иноэтническим населением. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство детей из смешанных семей не называет себя татарами. Чаще татарами себя определяют подростки из татаро-башкирских и татаро-чувашских семей [65. C.126].
По данным первого исследования 77,2% горожан состоят в однонациональных браках, среди сельского населения это число составляет 74,5% (табл. 9). В действительности, межэтнические браки среди сельского населения встречаются реже. В связи с тем, что в нашем исследовании приняло участие 72,8% городского и лишь 27,2% сельского населения, то выборка смещена в сторону городского населения.
Таблица 9
Зависимость однонациональных и смешанных браков татарского
населения от места проживания, в процентах к общему числу опрошенных
Брак |
Городское население |
Сельское население |
Однонациональный |
77,2 |
74,5 |
Смешанный |
22,8 |
25,5 |
В последние годы все меньшее количество людей придает значение своей национальности, таким образом, можно предположить, что количество межэтнических браков будет увеличиваться.
Это предположение подтверждается и результатами нашего анкетного опроса, проведенного среди татар Тюменской области, при анализе их отношения к межнациональным бракам. Так, равное количество опрошенных к межэтническим бракам относятся отрицательно и положительно (34,7% и 33,7%), каждый четвертый (26,6%) – безразлично; 2,7% согласны на такой брак, но в зависимости от национальности супруга (супруги); 2,4% - затруднились дать оценку. Следует отметить, что мужчины относятся к межэтническим бракам отрицательно, а женщины – положительно.
Отношение экспертов к межэтническим бракам иное. Около половины экспертов (48,7%) относятся к ним - отрицательно, каждый четвертый (26,3%) - положительно, 13,2% - безразлично, 9,2% - согласны на такой брак, но в зависимости от национальности супруга(и) и 2,6% - затруднились дать оценку.
В 2003 году участники анкетного опроса высказали более положительное отношение к межэтническим бракам (табл. 10).
Таблица 10
Отношение респондентов и экспертов к межнациональным бракам
в зависимости от пола опрошенных,
в процентах к общему числу опрошенных
Отношение |
2001 год |
2003 год |
||
Мужчин |
Женщин |
Мужчин |
Женщин |
|
Положительное |
13,8 |
19,9 |
11,2 |
22,4 |
Отрицательное |
16,2 |
18,5 |
5,9 |
9,3 |
Безразличное |
10,4 |
16,2 |
14,4 |
22,9 |
Согласен, но в зависимости от национальности супруга (супруги) |
1,0 |
1,7 |
1,3 |
7,2 |
Затрудняюсь ответить |
0,3 |
2,0 |
2,1 |
3,3 |
Из данных, представленных на рис.5, видно, что мужчины и женщины эксперты относятся к этнически смешанным бракам более отрицательно. Следует обратить внимание и на то, что они чаще выражают безразличие к межнациональным бракам. Велико и количество респондентов, которые согласны на такой брак, но в зависимости от национальности супруга (супруги). Это, по нашему мнению, свидетельствует о том, что они придают большее значение своей национальности, религии, сохранению культуры, духовных ценностей и обычаев татарского народа.
Таблица 11
Динамика отношений респондентов, состоящих в однонациональных или смешанных браках, к межнациональным бракам,
в процентах к общему числу ответивших
Отношение |
Однонациональный брак |
Смешанный брак |
Положительное Отрицательное Безразличное Согласен, но в зависимости от национальности супруга (супруги) Затрудняюсь ответить |
29,1/34,0 45,6/22,5 22,2/30,6 1,3/10,2
1,9/2,7 |
59,6/50,6 1,9/5,2 30,8/26,0 5,8/9,1
1,9/9,1 |
Примечание: в числителе представлены данные анкетного опроса татар 2001 г., в знаменателе - анкетного опроса 2003 г.
Отношение к межэтническим бракам меняется в зависимости от того, в каком браке состоят респонденты – однонациональном или смешанном. Большинство респондентов, состоящих в смешанных браках, относятся к ним положительно. При опросе татар юга Тюменской области в 2001 г., было выявлено, что из состоящих в однонациональных браках чуть меньше половины относятся к ним отрицательно. В 2003 г. были получены иные результаты. Больше трети участников опроса, состоящие в однонациональных браках, высказали положительное отношение, каждый третий – безразличное, пятая часть – отрицательное (табл. 11).
По результатам нашего первого исследования выявлено, что с повышением уровня образования увеличивается число смешанных браков. Так, если в смешанных браках состоят 1,9% респондентов с начальным образованием, то среди респондентов, получивших среднее специальное образование, это число увеличивается до 38,5%, а высшее – до 42,2% (табл. 12).
Кроме того, на первом этапе была выявлена следующая тенденция: чаще в однонациональные браки вступают респонденты, занятые в сфере обслуживания, образования и культуры. Наибольшее число смешанных браков приходится на респондентов, занятых в здравоохранении, образовании и коммерческих структурах. В 2003 г. в однонациональных браках состояли респонденты, занятые в сферах образования, здравоохранения и нефтегазовой промышленности, а в межэтнических – в коммерческих структурах, обслуживании и на транспорте (табл. 13).
Таблица 12
Зависимость однонациональных и смешанных браков татарского населения Тюменской области от уровня образования,
в процентах к общему числу опрошенных
Брак |
Образование |
|||||
Началь ное |
Неполное среднее |
Среднее |
Среднее специальное |
Незаконченное высшее |
Высшее |
|
Однонациональный |
1,3 |
3,2 |
15,2 |
44,3 |
8,2 |
27,9 |
Смешанный |
1,9 |
0 |
9,6 |
38,5 |
7,7 |
42,3 |
Таблица 13
Динамика зависимости однонациональных и смешанных браков
от сферы занятости респондентов, в процентах к общему числу ответивших
Сфера занятости |
Брак |
|
Однонациональный |
Смешанный |
|
Традиционные промыслы В нефтегазовой пром-ти В сфере обслуживания В образовании В сфере культуры В здравоохранении В системах связи В органах власти На транспорте В строительстве В коммерческих структурах Не работающие Другое |
0/2,0 6,1/10,9 12,5/9,5 11,5/12,9 10,5/1,4 11,0/10,9 4,2/4,1 6,8/2,7 7,1/8,2 7,7/5,4 9/7,5 13,6/13,5 0/13,0 |
2,0/2,6 6,9/6,5 3,0/11,7 12,8/6,5 9,8/6,5 19,7/3,9 3,9/2,6 7,8/6,5 4,7/10,4 7,8/2,6 11,8/18,2 9,8/6,5 0/15,0 |
Примечание: в числителе представлены данные анкетного опроса татар 2001г., в знаменателе - анкетного опроса 2003 г.
Ученые высказывают опасение, что межэтнические браки могут привести к распаду этнических культур, подрыву основ существования некоторых этносов. В принципе, это опасение поддерживают и авторы. одновременно этнос не может оставаться абсолютно неизменным: он постоянно испытывает внешнее влияние. Развитие культуры возможно лишь там, где есть взаимодействие между этносами и диалог культур.
В заключении авторы хотят отметить, что в дальнейшем при процессе взаимодействия представителей различных национальностей, число межэтнических браков будет расти, которые, с одной стороны, способствуют этнокультурному сближению, а с другой – углублению ассимиляционных процессов.