ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 

 

В настоящее время на территории Тюменской области проживает 3,1 млн. человек, из которых около 250 тысяч являются представителями сибирских татар. В области проживает большое количество русских, украинцев, башкир, немцев, казахов, узбеков и многих других. Все они различаются по вероисповеданию: самыми распространенными являются христианство и ислам, но есть и те, кто исповедует буддизм, иудаизм и другие религии. При таком разнообразии национального состава происходит сближение людей, принадлежащих к различным историческим национально-культурным комплексам. Таким образом, неизбежен и рост межэтнических браков, в среде татарского населения Тюменской области.

                В прошлом среди татар межнациональные браки считались недопустимыми, вызывали осуждение среди родных и в обществе. В основном преобладали браки между представителями одного этноса или близких по языку и религии народов. Главным образом, по мнению Н.А.Томилова, это происходило из-за приверженности большинства мусульманской религии, которая не поощряла межэтнические браки. Но после установления советского режима, который пропагандировал атеизм, повсеместное введение русского языка и создание единой советской нации, количество межэтнических браков начинает увеличиваться. В большом количестве смешанные браки появились уже в 40-50-е годы ХХ столетия [65. C.122]. Раньше среди межэтнических браков преобладали такие, в которых муж был татарин, а жена другой национальности. В таких семьях, отмечает Ф.Т.Валеев, нередко и жена, и дети свободно говорили по-татарски, усваивали нравы, обычаи татар и некоторые элементы их материальной культуры. В последствии увеличилось количество браков, в которых как муж, так и жена были представителями других  национальностей. [17. C.46].

                Одной из причин, приводящей к увеличению количества смешанных в этническом отношении браков, является изменение роли женщин в обществе, многие из них борются за равноправие с мужчинами. К примеру, если у татар раньше женихов для девушек выбирали сами родители, не спрашивая их согласия, то впоследствии с изменением социальных условий отношения между мужчинами и женщинами, в том числе и представителями различных национальностей, стали другими, более разносторонними, мобильными и современными. Другой причиной, приводящей к увеличению межэтнических браков, можно назвать активную миграцию, связанную вначале с промышленным освоением Севера, а в последствии с большими размерами заработка, чем в других регионах. Совместная трудовая деятельность, свободного времени, обучение в различных образовательных учреждениях, общие интересы - все это способствует сближению сибирских татар с представителями других национальностей. Нельзя не сказать и о том, что в настоящее время национальности окружающих придают значение лишь немногие.

Образование смешанных семей неизбежно влечет за собой появление в семейном быту многих качественно новых черт. Это проявляется, прежде всего, в особенностях функционирования каждого из языков супругов. Возможно несколько вариантов развития событий: исчезновение из обихода языка одного из супругов; употребление в равной или почти равной мере обоих языков; использование третьего языка, известного обоим супругам. Параллельно с языковыми процессами формируются своеобразные черты культуры, домашнего быта, традиций, отличающие семейный уклад от быта однонациональных семей, к которым ранее принадлежали муж и жена.

Высокая степень этнонационалистических тенденций делает положение детей из межнациональных семей очень сложным и неопределенным. Проблема этнической идентификации стоит перед ними даже после того, как они сами определились в выборе национальности. Сверстники стремятся отнести их к той этнической группе, которая менее уважается. Их часто не принимает полностью ни та, ни другая сторона, и они становятся этническими аутсайдерами. Многое тут зависит и от типа внутрисемейных отношений. Межэтнические браки могут быть демократическими или авторитарными. В семьях демократического типа обычаи, традиции, нормы семейной жизни наций обоих супругов усваиваются выборочно. Общение идет на двух языках и дети, как правило, легко усваивают их. Демократический тип семейных отношений характерен по большей части для интеллигентных семей. В них четче выявляются черты интернационализма, толерантности, и дети воспринимают культуру обоих родителей, выбирая в будущем ту национальность, которая им ближе, родители влияют на их выбор не так жестко, как в семьях авторитарного типа.

По данным первого и третьего исследований женщины чаще вступают в межэтнические браки, чем мужчины. С каждым годом количество межэтнических браков увеличивается (рис.4).

 

 

По статистическим данным за 1989 год в Тюменской области  только у 55,5% мужчин-татар супруги принадлежали к татарской национальности, а у женщин-татарок еще меньше - 50,3%. Из числа мужчин, принявших участие в анкетном опросе 2001 г., в однонациональных браках состоят 75,3%, в межэтнических - 24,7%.

Что касается экспертов, то большинство опрошенных (86,2%) состоят в однонациональных браках, 13,8% – в межэтнических. Большинство участников наших опросов – это респонденты, состоящие в однонациональных браках, но в действительности количество межэтнических браков возрастает с каждым годом (табл. 7).

 

Таблица 7

 

Динамика зависимости однонациональных и смешанных браков

от пола татар, в процентах к общему числу ответивших

 

Брак

Мужчины

Женщины

1989

2001

1989

2001

Однонациональный

55,5

75,3

50,3

75,2

Смешанный

44,5

24,7

49,7

24,8

 

В анкетном опросе 2001 г. приняло участие 41% мужчин и 59% женщин. По семейному положению 65,3% респондентов женаты (замужем), 22,5% - холосты (не замужем), 4,4% - разведены и 7,8% - вдовцы (вдовы). На третьем этапе женщин приняло участие в опросе больше - 65,2%, мужчин - 34,8%. Из числа респондентов женаты (замужем) – 45,1%, не состоят в браке – 42,9%, разведены – 6,9%, овдовели – 5,1% (табл.8).

Межэтнические браки оказывают существенное влияние на динамику численности взаимодействующих друг с другом народов. В результате смешанных браков резко нарушается этнический быт по крайней мере одного из супругов [70. C.204].

 

Таблица 8

 

Зависимость семейного положения респондентов от пола,

в процентах к общему числу ответивших

 

Семейное положение

Мужчины

Женщины

Женат (замужем)

Холост (не замужем)

Вдовец (вдова)

Разведен (а)

71,3/34,9

20,5/39,1

1,7/23,1

6,6/15,9

61,1/45,1

23,9/40,2

6,4/8,2

8,7/6,5

Примечание: в числителе представлены данные анкетного опроса татар 2001г., в знаменателе - анкетного опроса 2003 г.

 

Последствия смешанных браков зависят от места проживания семьи. Если это деревня, в которой большую часть населения составляют татары, то возможна  адаптация людей другой национальности к татарской среде  (как среди мужчин, так и среди женщин). Они усваивают татарский язык, принимают участие в обрядовой жизни и отмечают мусульманские праздники.  В деревнях же со значительной прослойкой инонационального населения такая адаптация происходит редко. Иногда степень адаптации зависит от национального окружения в семье. В случае, если семья проживает в городе, то, адаптации к татарской среде затруднена. Это зависит, по мнению Н.А.Томилова, от национального самосознания одного из членов семьи, от его желания продолжить семейные обычаи и традиции [65. C.125].

Что касается второго поколения межэтнических семей, то порой происходит полное слияние татар с иноэтническим населением. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство детей из смешанных семей не называет себя татарами. Чаще татарами себя определяют подростки из татаро-башкирских и татаро-чувашских семей [65. C.126].

По данным первого исследования 77,2% горожан состоят в однонациональных браках, среди сельского населения это число составляет 74,5% (табл. 9). В действительности, межэтнические браки среди сельского населения встречаются реже. В связи с тем, что в нашем исследовании приняло участие 72,8% городского и лишь 27,2% сельского населения, то  выборка смещена в сторону городского населения.

 

Таблица 9

 

Зависимость однонациональных и смешанных браков татарского

 населения от места проживания, в процентах к общему числу опрошенных

 

Брак

Городское население

Сельское население

Однонациональный

77,2

74,5

Смешанный

22,8

25,5

 

В последние годы все меньшее количество людей придает значение своей национальности, таким образом, можно предположить, что количество межэтнических браков будет увеличиваться.

Это предположение подтверждается и результатами нашего анкетного опроса, проведенного среди татар Тюменской области, при анализе их отношения к межнациональным бракам. Так, равное количество опрошенных к межэтническим бракам относятся отрицательно и положительно (34,7% и 33,7%), каждый четвертый (26,6%) – безразлично; 2,7% согласны на такой брак, но в зависимости от национальности  супруга (супруги); 2,4% - затруднились дать оценку. Следует отметить, что мужчины относятся к межэтническим бракам отрицательно, а женщины – положительно.

Отношение экспертов к межэтническим бракам иное. Около половины экспертов (48,7%) относятся к ним - отрицательно, каждый четвертый (26,3%) - положительно, 13,2% - безразлично, 9,2% - согласны на такой брак, но в зависимости от национальности супруга(и) и 2,6% - затруднились дать оценку.

В 2003 году участники анкетного опроса высказали более положительное отношение к межэтническим бракам (табл. 10).

 

Таблица 10

 

Отношение респондентов и экспертов к межнациональным бракам

в зависимости от пола опрошенных,

в процентах к общему числу опрошенных

 

Отношение

2001 год

2003 год

Мужчин

Женщин

Мужчин

Женщин

Положительное

13,8

19,9

11,2

22,4

Отрицательное

16,2

18,5

5,9

9,3

Безразличное

10,4

16,2

14,4

22,9

Согласен, но в зависимости от национальности супруга (супруги)

1,0

1,7

1,3

7,2

Затрудняюсь ответить

0,3

2,0

2,1

3,3

 

 

Из данных, представленных на рис.5, видно, что мужчины и женщины эксперты  относятся к этнически смешанным бракам более отрицательно. Следует обратить внимание и на то, что они чаще выражают безразличие к межнациональным бракам. Велико и количество респондентов, которые согласны на такой брак, но в зависимости от национальности супруга (супруги). Это, по нашему мнению, свидетельствует о том, что  они придают большее значение своей национальности, религии, сохранению культуры, духовных ценностей и обычаев татарского народа.

Таблица 11

 

Динамика отношений респондентов, состоящих в однонациональных или смешанных браках, к межнациональным бракам,

в процентах к общему числу ответивших

 

Отношение

Однонациональный брак

Смешанный брак

Положительное

Отрицательное

Безразличное

Согласен, но в зависимости от национальности супруга (супруги)

Затрудняюсь ответить

29,1/34,0

45,6/22,5

22,2/30,6

1,3/10,2

 

1,9/2,7

59,6/50,6

1,9/5,2

30,8/26,0

5,8/9,1

 

1,9/9,1

Примечание: в числителе представлены данные анкетного опроса татар 2001 г., в знаменателе - анкетного опроса 2003 г.

 

Отношение к межэтническим бракам меняется в зависимости от того, в каком браке состоят респонденты – однонациональном или смешанном. Большинство респондентов, состоящих в смешанных браках, относятся к ним положительно. При опросе татар юга Тюменской области в 2001 г., было выявлено, что из состоящих в однонациональных браках чуть меньше половины относятся к ним отрицательно. В 2003 г. были получены иные результаты. Больше трети участников опроса, состоящие в однонациональных браках, высказали положительное отношение, каждый третий – безразличное, пятая часть – отрицательное (табл. 11).

По результатам нашего первого исследования выявлено, что с повышением уровня образования увеличивается число смешанных браков. Так, если в смешанных браках состоят 1,9% респондентов с начальным образованием, то среди респондентов, получивших среднее специальное образование, это число увеличивается до 38,5%, а  высшее – до 42,2% (табл. 12).

Кроме того, на первом этапе была выявлена следующая тенденция: чаще в однонациональные браки вступают респонденты, занятые в сфере обслуживания, образования и культуры. Наибольшее число смешанных браков приходится на респондентов, занятых в здравоохранении, образовании и коммерческих структурах. В 2003 г. в однонациональных браках состояли респонденты, занятые в сферах образования, здравоохранения и нефтегазовой промышленности, а в межэтнических – в коммерческих структурах, обслуживании и на транспорте (табл. 13).

 

Таблица 12

 

Зависимость однонациональных и смешанных браков татарского населения Тюменской области от уровня образования,

в процентах к общему числу опрошенных

 

Брак

Образование

Началь

ное

Неполное среднее

Среднее

Среднее специальное

Незаконченное высшее

Высшее

Однонациональный

1,3

3,2

15,2

44,3

8,2

27,9

Смешанный

1,9

0

9,6

38,5

7,7

42,3

 

 

Таблица 13

 

Динамика зависимости однонациональных и смешанных браков

от сферы занятости респондентов, в процентах к общему числу ответивших

 

Сфера занятости

Брак

Однонациональный

Смешанный

Традиционные промыслы

В нефтегазовой пром-ти

В сфере обслуживания

В образовании

В сфере культуры

В здравоохранении

В системах связи

В органах власти

На транспорте

В строительстве

В коммерческих структурах

Не работающие

Другое

0/2,0

6,1/10,9

12,5/9,5

11,5/12,9

10,5/1,4

11,0/10,9

4,2/4,1

6,8/2,7

7,1/8,2

7,7/5,4

9/7,5

13,6/13,5

0/13,0

2,0/2,6

6,9/6,5

3,0/11,7

12,8/6,5

9,8/6,5

19,7/3,9

3,9/2,6

7,8/6,5

4,7/10,4

7,8/2,6

11,8/18,2

9,8/6,5

0/15,0

Примечание: в числителе представлены данные анкетного опроса татар 2001г., в знаменателе - анкетного опроса 2003 г.

 

Ученые высказывают опасение, что межэтнические браки могут привести к распаду этнических культур, подрыву основ существования некоторых этносов. В принципе, это опасение поддерживают и авторы. одновременно этнос не может оставаться абсолютно неизменным: он постоянно испытывает внешнее влияние. Развитие культуры возможно лишь там, где есть взаимодействие между этносами и диалог культур.

В заключении авторы хотят отметить, что в дальнейшем при процессе взаимодействия представителей различных национальностей, число межэтнических браков будет расти, которые, с одной стороны, способствуют этнокультурному сближению, а с другой – углублению ассимиляционных процессов.

 

 

 

В настоящее время на территории Тюменской области проживает 3,1 млн. человек, из которых около 250 тысяч являются представителями сибирских татар. В области проживает большое количество русских, украинцев, башкир, немцев, казахов, узбеков и многих других. Все они различаются по вероисповеданию: самыми распространенными являются христианство и ислам, но есть и те, кто исповедует буддизм, иудаизм и другие религии. При таком разнообразии национального состава происходит сближение людей, принадлежащих к различным историческим национально-культурным комплексам. Таким образом, неизбежен и рост межэтнических браков, в среде татарского населения Тюменской области.

                В прошлом среди татар межнациональные браки считались недопустимыми, вызывали осуждение среди родных и в обществе. В основном преобладали браки между представителями одного этноса или близких по языку и религии народов. Главным образом, по мнению Н.А.Томилова, это происходило из-за приверженности большинства мусульманской религии, которая не поощряла межэтнические браки. Но после установления советского режима, который пропагандировал атеизм, повсеместное введение русского языка и создание единой советской нации, количество межэтнических браков начинает увеличиваться. В большом количестве смешанные браки появились уже в 40-50-е годы ХХ столетия [65. C.122]. Раньше среди межэтнических браков преобладали такие, в которых муж был татарин, а жена другой национальности. В таких семьях, отмечает Ф.Т.Валеев, нередко и жена, и дети свободно говорили по-татарски, усваивали нравы, обычаи татар и некоторые элементы их материальной культуры. В последствии увеличилось количество браков, в которых как муж, так и жена были представителями других  национальностей. [17. C.46].

                Одной из причин, приводящей к увеличению количества смешанных в этническом отношении браков, является изменение роли женщин в обществе, многие из них борются за равноправие с мужчинами. К примеру, если у татар раньше женихов для девушек выбирали сами родители, не спрашивая их согласия, то впоследствии с изменением социальных условий отношения между мужчинами и женщинами, в том числе и представителями различных национальностей, стали другими, более разносторонними, мобильными и современными. Другой причиной, приводящей к увеличению межэтнических браков, можно назвать активную миграцию, связанную вначале с промышленным освоением Севера, а в последствии с большими размерами заработка, чем в других регионах. Совместная трудовая деятельность, свободного времени, обучение в различных образовательных учреждениях, общие интересы - все это способствует сближению сибирских татар с представителями других национальностей. Нельзя не сказать и о том, что в настоящее время национальности окружающих придают значение лишь немногие.

Образование смешанных семей неизбежно влечет за собой появление в семейном быту многих качественно новых черт. Это проявляется, прежде всего, в особенностях функционирования каждого из языков супругов. Возможно несколько вариантов развития событий: исчезновение из обихода языка одного из супругов; употребление в равной или почти равной мере обоих языков; использование третьего языка, известного обоим супругам. Параллельно с языковыми процессами формируются своеобразные черты культуры, домашнего быта, традиций, отличающие семейный уклад от быта однонациональных семей, к которым ранее принадлежали муж и жена.

Высокая степень этнонационалистических тенденций делает положение детей из межнациональных семей очень сложным и неопределенным. Проблема этнической идентификации стоит перед ними даже после того, как они сами определились в выборе национальности. Сверстники стремятся отнести их к той этнической группе, которая менее уважается. Их часто не принимает полностью ни та, ни другая сторона, и они становятся этническими аутсайдерами. Многое тут зависит и от типа внутрисемейных отношений. Межэтнические браки могут быть демократическими или авторитарными. В семьях демократического типа обычаи, традиции, нормы семейной жизни наций обоих супругов усваиваются выборочно. Общение идет на двух языках и дети, как правило, легко усваивают их. Демократический тип семейных отношений характерен по большей части для интеллигентных семей. В них четче выявляются черты интернационализма, толерантности, и дети воспринимают культуру обоих родителей, выбирая в будущем ту национальность, которая им ближе, родители влияют на их выбор не так жестко, как в семьях авторитарного типа.

По данным первого и третьего исследований женщины чаще вступают в межэтнические браки, чем мужчины. С каждым годом количество межэтнических браков увеличивается (рис.4).

 

 

По статистическим данным за 1989 год в Тюменской области  только у 55,5% мужчин-татар супруги принадлежали к татарской национальности, а у женщин-татарок еще меньше - 50,3%. Из числа мужчин, принявших участие в анкетном опросе 2001 г., в однонациональных браках состоят 75,3%, в межэтнических - 24,7%.

Что касается экспертов, то большинство опрошенных (86,2%) состоят в однонациональных браках, 13,8% – в межэтнических. Большинство участников наших опросов – это респонденты, состоящие в однонациональных браках, но в действительности количество межэтнических браков возрастает с каждым годом (табл. 7).

 

Таблица 7

 

Динамика зависимости однонациональных и смешанных браков

от пола татар, в процентах к общему числу ответивших

 

Брак

Мужчины

Женщины

1989

2001

1989

2001

Однонациональный

55,5

75,3

50,3

75,2

Смешанный

44,5

24,7

49,7

24,8

 

В анкетном опросе 2001 г. приняло участие 41% мужчин и 59% женщин. По семейному положению 65,3% респондентов женаты (замужем), 22,5% - холосты (не замужем), 4,4% - разведены и 7,8% - вдовцы (вдовы). На третьем этапе женщин приняло участие в опросе больше - 65,2%, мужчин - 34,8%. Из числа респондентов женаты (замужем) – 45,1%, не состоят в браке – 42,9%, разведены – 6,9%, овдовели – 5,1% (табл.8).

Межэтнические браки оказывают существенное влияние на динамику численности взаимодействующих друг с другом народов. В результате смешанных браков резко нарушается этнический быт по крайней мере одного из супругов [70. C.204].

 

Таблица 8

 

Зависимость семейного положения респондентов от пола,

в процентах к общему числу ответивших

 

Семейное положение

Мужчины

Женщины

Женат (замужем)

Холост (не замужем)

Вдовец (вдова)

Разведен (а)

71,3/34,9

20,5/39,1

1,7/23,1

6,6/15,9

61,1/45,1

23,9/40,2

6,4/8,2

8,7/6,5

Примечание: в числителе представлены данные анкетного опроса татар 2001г., в знаменателе - анкетного опроса 2003 г.

 

Последствия смешанных браков зависят от места проживания семьи. Если это деревня, в которой большую часть населения составляют татары, то возможна  адаптация людей другой национальности к татарской среде  (как среди мужчин, так и среди женщин). Они усваивают татарский язык, принимают участие в обрядовой жизни и отмечают мусульманские праздники.  В деревнях же со значительной прослойкой инонационального населения такая адаптация происходит редко. Иногда степень адаптации зависит от национального окружения в семье. В случае, если семья проживает в городе, то, адаптации к татарской среде затруднена. Это зависит, по мнению Н.А.Томилова, от национального самосознания одного из членов семьи, от его желания продолжить семейные обычаи и традиции [65. C.125].

Что касается второго поколения межэтнических семей, то порой происходит полное слияние татар с иноэтническим населением. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство детей из смешанных семей не называет себя татарами. Чаще татарами себя определяют подростки из татаро-башкирских и татаро-чувашских семей [65. C.126].

По данным первого исследования 77,2% горожан состоят в однонациональных браках, среди сельского населения это число составляет 74,5% (табл. 9). В действительности, межэтнические браки среди сельского населения встречаются реже. В связи с тем, что в нашем исследовании приняло участие 72,8% городского и лишь 27,2% сельского населения, то  выборка смещена в сторону городского населения.

 

Таблица 9

 

Зависимость однонациональных и смешанных браков татарского

 населения от места проживания, в процентах к общему числу опрошенных

 

Брак

Городское население

Сельское население

Однонациональный

77,2

74,5

Смешанный

22,8

25,5

 

В последние годы все меньшее количество людей придает значение своей национальности, таким образом, можно предположить, что количество межэтнических браков будет увеличиваться.

Это предположение подтверждается и результатами нашего анкетного опроса, проведенного среди татар Тюменской области, при анализе их отношения к межнациональным бракам. Так, равное количество опрошенных к межэтническим бракам относятся отрицательно и положительно (34,7% и 33,7%), каждый четвертый (26,6%) – безразлично; 2,7% согласны на такой брак, но в зависимости от национальности  супруга (супруги); 2,4% - затруднились дать оценку. Следует отметить, что мужчины относятся к межэтническим бракам отрицательно, а женщины – положительно.

Отношение экспертов к межэтническим бракам иное. Около половины экспертов (48,7%) относятся к ним - отрицательно, каждый четвертый (26,3%) - положительно, 13,2% - безразлично, 9,2% - согласны на такой брак, но в зависимости от национальности супруга(и) и 2,6% - затруднились дать оценку.

В 2003 году участники анкетного опроса высказали более положительное отношение к межэтническим бракам (табл. 10).

 

Таблица 10

 

Отношение респондентов и экспертов к межнациональным бракам

в зависимости от пола опрошенных,

в процентах к общему числу опрошенных

 

Отношение

2001 год

2003 год

Мужчин

Женщин

Мужчин

Женщин

Положительное

13,8

19,9

11,2

22,4

Отрицательное

16,2

18,5

5,9

9,3

Безразличное

10,4

16,2

14,4

22,9

Согласен, но в зависимости от национальности супруга (супруги)

1,0

1,7

1,3

7,2

Затрудняюсь ответить

0,3

2,0

2,1

3,3

 

 

Из данных, представленных на рис.5, видно, что мужчины и женщины эксперты  относятся к этнически смешанным бракам более отрицательно. Следует обратить внимание и на то, что они чаще выражают безразличие к межнациональным бракам. Велико и количество респондентов, которые согласны на такой брак, но в зависимости от национальности супруга (супруги). Это, по нашему мнению, свидетельствует о том, что  они придают большее значение своей национальности, религии, сохранению культуры, духовных ценностей и обычаев татарского народа.

Таблица 11

 

Динамика отношений респондентов, состоящих в однонациональных или смешанных браках, к межнациональным бракам,

в процентах к общему числу ответивших

 

Отношение

Однонациональный брак

Смешанный брак

Положительное

Отрицательное

Безразличное

Согласен, но в зависимости от национальности супруга (супруги)

Затрудняюсь ответить

29,1/34,0

45,6/22,5

22,2/30,6

1,3/10,2

 

1,9/2,7

59,6/50,6

1,9/5,2

30,8/26,0

5,8/9,1

 

1,9/9,1

Примечание: в числителе представлены данные анкетного опроса татар 2001 г., в знаменателе - анкетного опроса 2003 г.

 

Отношение к межэтническим бракам меняется в зависимости от того, в каком браке состоят респонденты – однонациональном или смешанном. Большинство респондентов, состоящих в смешанных браках, относятся к ним положительно. При опросе татар юга Тюменской области в 2001 г., было выявлено, что из состоящих в однонациональных браках чуть меньше половины относятся к ним отрицательно. В 2003 г. были получены иные результаты. Больше трети участников опроса, состоящие в однонациональных браках, высказали положительное отношение, каждый третий – безразличное, пятая часть – отрицательное (табл. 11).

По результатам нашего первого исследования выявлено, что с повышением уровня образования увеличивается число смешанных браков. Так, если в смешанных браках состоят 1,9% респондентов с начальным образованием, то среди респондентов, получивших среднее специальное образование, это число увеличивается до 38,5%, а  высшее – до 42,2% (табл. 12).

Кроме того, на первом этапе была выявлена следующая тенденция: чаще в однонациональные браки вступают респонденты, занятые в сфере обслуживания, образования и культуры. Наибольшее число смешанных браков приходится на респондентов, занятых в здравоохранении, образовании и коммерческих структурах. В 2003 г. в однонациональных браках состояли респонденты, занятые в сферах образования, здравоохранения и нефтегазовой промышленности, а в межэтнических – в коммерческих структурах, обслуживании и на транспорте (табл. 13).

 

Таблица 12

 

Зависимость однонациональных и смешанных браков татарского населения Тюменской области от уровня образования,

в процентах к общему числу опрошенных

 

Брак

Образование

Началь

ное

Неполное среднее

Среднее

Среднее специальное

Незаконченное высшее

Высшее

Однонациональный

1,3

3,2

15,2

44,3

8,2

27,9

Смешанный

1,9

0

9,6

38,5

7,7

42,3

 

 

Таблица 13

 

Динамика зависимости однонациональных и смешанных браков

от сферы занятости респондентов, в процентах к общему числу ответивших

 

Сфера занятости

Брак

Однонациональный

Смешанный

Традиционные промыслы

В нефтегазовой пром-ти

В сфере обслуживания

В образовании

В сфере культуры

В здравоохранении

В системах связи

В органах власти

На транспорте

В строительстве

В коммерческих структурах

Не работающие

Другое

0/2,0

6,1/10,9

12,5/9,5

11,5/12,9

10,5/1,4

11,0/10,9

4,2/4,1

6,8/2,7

7,1/8,2

7,7/5,4

9/7,5

13,6/13,5

0/13,0

2,0/2,6

6,9/6,5

3,0/11,7

12,8/6,5

9,8/6,5

19,7/3,9

3,9/2,6

7,8/6,5

4,7/10,4

7,8/2,6

11,8/18,2

9,8/6,5

0/15,0

Примечание: в числителе представлены данные анкетного опроса татар 2001г., в знаменателе - анкетного опроса 2003 г.

 

Ученые высказывают опасение, что межэтнические браки могут привести к распаду этнических культур, подрыву основ существования некоторых этносов. В принципе, это опасение поддерживают и авторы. одновременно этнос не может оставаться абсолютно неизменным: он постоянно испытывает внешнее влияние. Развитие культуры возможно лишь там, где есть взаимодействие между этносами и диалог культур.

В заключении авторы хотят отметить, что в дальнейшем при процессе взаимодействия представителей различных национальностей, число межэтнических браков будет расти, которые, с одной стороны, способствуют этнокультурному сближению, а с другой – углублению ассимиляционных процессов.