ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 

 

Конструирование методики для изучения поставленной проблемной ситуации автором определялась исходными методологическими посылками, касающимися социальной природы объекта и предметной области исследования в целом и следовательно – способов, с помощью которых должны быть получены необходимые данные. Поскольку в качестве образующих социально-культурных объектов выделялись статусно-ролевые позиции и смыслы, то методика проведения исследования предполагала комбинирование количественных и качественных методов. Количественные методы преимущественно были направлены на изучение состояния социального объекта, социального взаимодействия между структурами, а качественные методы исследовали субъективные аспекты реальной практики данных взаимодействий.

Основным способом сбора информации были анкетирование и стандартизированное интервьюирование, т.е. опросы населения с помощью анкетного листа. Согласно методологическим посылкам опросный лист состоял из трех смысловых блоков, которые отражали соответственно структурные позиции, акты процессуальности и непосредственное взаимодействие. Вопросы анкеты условно затрагивали следующие аспекты:

1) межэтнические взаимодействия;

2) экономические установки;

3) оценка образовательной и социокультурной ситуации;

4) оценка различных элементов социальной инфраструктуры;

5) состояние здоровья;

6) работа органов власти разных уровней;

7) свободное время и отдых.

Первый блок содержал вопросы, направленные на выявление оценок респондентами межэтнических взаимодействий в регионе. В качестве индикаторов использовались мнения, установки и предубеждения. Мнения фиксировались в вопросах: «Какие причины вызывают напряженность в отношениях с иноэтническим населением?», «Как Вы относитесь к межнациональным бракам?», «Если вы женаты (замужем), то совпадает ли у Вас национальность?» и др.

Для изучения установок были выделены следующие контактные ситуации: сфера неформального общения – близкие родственные контакты и дружеские контакты с людьми другой национальности: «В какой степени Вы владеете родным языком?», «Существует ли опасность утратить свою национальную самобытность?», «Оцените отношения между представителями Вашей национальности и иноэтническим населением округа?». Согласно многочисленным этносоциологическим исследованиям установки на межэтническое общение в этих сферах обусловлены разными факторами. В первом случае установки на межэтническое общение находятся под влиянием социальных факторов: уровень образования, степень профессиональной подготовки и т.д. Во втором случае актуализированы культурные факторы. В задачу нашего исследования входило сравнить актуализацию социальных и культурных факторов по результатам вторичного анализа. Поэтому были поставлены вопросы: «Оказывает ли на Вас влияние национальность кандидата на выборах?» и «Как Вы относитесь к смешанным бракам?». На анализ предубеждений ориентированы вопросы: «Чувствовали ли Вы на себе антипатию со стороны людей других национальностей?», «По отношению к каким национальностям Вам приходилось испытывать этническую неприязнь?».

Второй блок аккумулировал в себе вопросы, направленные на анализ состояния элементов традиционной культуры. Во-первых, в вопроснике содержались вопросы, фиксирующие элементы традиционной культуры: «Выполняете ли Вы национальные обряды?», «Пользуетесь ли Вы национальной одеждой?», «Смотрите ли Вы передачи на родном языке?», «Читаете ли Вы газеты и художественную литературу на родном языке?».

Во-вторых, анализировалось отношение респондентов к исследуемым элементам традиционной культуры. Ставились вопросы: «Какие факторы сближают, различают людей разных национальностей», «Удовлетворены ли Вы своей национальной принадлежностью?», «Какими качествами обладают люди Вашей национальности?».

В-третьих, содержались вопросы, направленные на изучение причин неудовлетворенности элементами традиционной культуры: «Если Вы не смотрите передачи на родном языке, то почему?», «Если Вы не читаете газеты и художественную литературу на родном языке, то почему?» и т.д. Конструирование шкалы оценок предполагало наличие всех альтернатив, утверждаемых в социально-культурном пространстве конкретной группы. Так, шкала, предложенная для выявления причин, почему респонденты не читают газеты и художественную литературу на родном языке, была номинирована следующими альтернативами:

1) нет возможности выписывать или покупать;

2) газеты не приходят в населенный пункт;

3) не знаю и не понимаю родного языка.

Общей для всех вопросов выступала номинация «другие причины». При этом ответ предусматривал самостоятельный выбор номинации.

Третий блок анкеты содержал вопросы, которые фиксировали интерпретации респондентов отношения к работе органов власти и экономической ситуации. В качестве индикаторов использовались категории социальной мобильности и социального самочувствия. В первом случае ставились вопросы, фиксирующие социальную мобильность респондента: «В какой сфере Вы заняты в настоящее время?», «Какие сферы трудовой занятости для Вас являются наиболее привлекательными?», «С какими органами власти вы связываете свои надежды?» и др. Во втором случае рассматривался уровень реализации респондентами своих статусных возможностей, выраженный в категории «социальное самочувствие». Для этого ставились вопросы, касающиеся удовлетворенности работой органов власти, жизнью в регионе: «Какие социально-экономические проблемы требуют первоочередного решения?», «Как бы Вы оценили работу органов власти вашего района (населенного пункта)?», «Кому следует отдавать предпочтение при развитии экономики Тюменской области?» и др.

В основе техники проведения анкетирования лежала качественная и количественная классификация объектов изучения, т.е. типология объекта. Типология как исходный пункт этносоциологического исследования самым теснейшим образом связана с построением выборочной совокупности. Была предложена следующая схема организации выборки:

1) за основу принята многоступенчатая стратифицированная выборка;

2) на первых ступенях отбора для стратификации и размещения выборки использовались статистические данные;

3) придерживались пропорционального размещения выборки по выделенным стратам.

Нами были проведены социологические опросы населения Тюменской области в течение 2001‑2003 гг.

На первом этапе в апреле 2001 года был проведен анкетный опрос татар юга Тюменской области. Цель исследования – изучить этнокультурную ситуацию жиздеятельности татар юга Тюменской области в условиях социально-экономических перемен. В анкетном опросе 2001 года приняли участие представители татарского населения, проживающие в городе Тюмени и близлежащих населенных пунктах – Казарово, Ембаево, Муллаши. В анкетном опросе участвовало 299 респондентов, из них 226 – городские жители, 75 – сельские жители. Из числа опрошенных 42% составили мужчины, 58% – женщины. В сфере культуры заняты 12% респондентов; образования – 12%; обслуживания – 10%; здравоохранения – 10%; в органах власти – 6%; в строительстве – 7%; в связи – 6%; на транспорте – 6%; в коммерческих структурах – 9%; в нефтегазовой промышленности – 6%; неработающие составили 16% от общей численности опрошенных.

На втором этапе – в мае 2002 года – проведен опрос экспертов по проблемам этнокультурного развития сибирских татар. В экспертном опросе 2002 года приняли участие 79 человек. Из числа экспертов мужчины составили 35%, женщины – 65%. Участников экспертного опроса можно условно разделить на четыре группы. В первую группу вошли ученые (12,7%), во вторую представители национальной интеллигенции  (54,9%), в третью – представители духовенства  и органов власти (по 1,4%), в четвертую – руководители  (29,6%). Таким образом, мы обратились к профессиональным экспертам, одни из которых хорошо знают, решают существующие проблемы татарского населения области, другие – тесно соприкасаются с данными проблемами в процессе своей ежедневной профессиональной деятельности.

На третьем этапе – в мае 2003 года – был проведен анкетный опрос жителей города Тюмени. В опросе приняли участие 378 респондентов, из числа опрошенных женщины составили 64,8%, мужчины – 35,2%. Среди опрошенных русские составили 56,7%; татары – 28,8%; евреи – 3,1%; украинцы – 2,5%; армяне – 1,3%; ханты – 1,3%; башкиры – 4%; узбеки – 1,3%; немцы – 1%.

На примере юга Тюменской области, где проводились социологические опросы, ясно просматриваются зависимости этнокультурных процессов от общей социально-экономической ситуации в регионе, уровня социальной и межэтнической напряженности.

 

 

Конструирование методики для изучения поставленной проблемной ситуации автором определялась исходными методологическими посылками, касающимися социальной природы объекта и предметной области исследования в целом и следовательно – способов, с помощью которых должны быть получены необходимые данные. Поскольку в качестве образующих социально-культурных объектов выделялись статусно-ролевые позиции и смыслы, то методика проведения исследования предполагала комбинирование количественных и качественных методов. Количественные методы преимущественно были направлены на изучение состояния социального объекта, социального взаимодействия между структурами, а качественные методы исследовали субъективные аспекты реальной практики данных взаимодействий.

Основным способом сбора информации были анкетирование и стандартизированное интервьюирование, т.е. опросы населения с помощью анкетного листа. Согласно методологическим посылкам опросный лист состоял из трех смысловых блоков, которые отражали соответственно структурные позиции, акты процессуальности и непосредственное взаимодействие. Вопросы анкеты условно затрагивали следующие аспекты:

1) межэтнические взаимодействия;

2) экономические установки;

3) оценка образовательной и социокультурной ситуации;

4) оценка различных элементов социальной инфраструктуры;

5) состояние здоровья;

6) работа органов власти разных уровней;

7) свободное время и отдых.

Первый блок содержал вопросы, направленные на выявление оценок респондентами межэтнических взаимодействий в регионе. В качестве индикаторов использовались мнения, установки и предубеждения. Мнения фиксировались в вопросах: «Какие причины вызывают напряженность в отношениях с иноэтническим населением?», «Как Вы относитесь к межнациональным бракам?», «Если вы женаты (замужем), то совпадает ли у Вас национальность?» и др.

Для изучения установок были выделены следующие контактные ситуации: сфера неформального общения – близкие родственные контакты и дружеские контакты с людьми другой национальности: «В какой степени Вы владеете родным языком?», «Существует ли опасность утратить свою национальную самобытность?», «Оцените отношения между представителями Вашей национальности и иноэтническим населением округа?». Согласно многочисленным этносоциологическим исследованиям установки на межэтническое общение в этих сферах обусловлены разными факторами. В первом случае установки на межэтническое общение находятся под влиянием социальных факторов: уровень образования, степень профессиональной подготовки и т.д. Во втором случае актуализированы культурные факторы. В задачу нашего исследования входило сравнить актуализацию социальных и культурных факторов по результатам вторичного анализа. Поэтому были поставлены вопросы: «Оказывает ли на Вас влияние национальность кандидата на выборах?» и «Как Вы относитесь к смешанным бракам?». На анализ предубеждений ориентированы вопросы: «Чувствовали ли Вы на себе антипатию со стороны людей других национальностей?», «По отношению к каким национальностям Вам приходилось испытывать этническую неприязнь?».

Второй блок аккумулировал в себе вопросы, направленные на анализ состояния элементов традиционной культуры. Во-первых, в вопроснике содержались вопросы, фиксирующие элементы традиционной культуры: «Выполняете ли Вы национальные обряды?», «Пользуетесь ли Вы национальной одеждой?», «Смотрите ли Вы передачи на родном языке?», «Читаете ли Вы газеты и художественную литературу на родном языке?».

Во-вторых, анализировалось отношение респондентов к исследуемым элементам традиционной культуры. Ставились вопросы: «Какие факторы сближают, различают людей разных национальностей», «Удовлетворены ли Вы своей национальной принадлежностью?», «Какими качествами обладают люди Вашей национальности?».

В-третьих, содержались вопросы, направленные на изучение причин неудовлетворенности элементами традиционной культуры: «Если Вы не смотрите передачи на родном языке, то почему?», «Если Вы не читаете газеты и художественную литературу на родном языке, то почему?» и т.д. Конструирование шкалы оценок предполагало наличие всех альтернатив, утверждаемых в социально-культурном пространстве конкретной группы. Так, шкала, предложенная для выявления причин, почему респонденты не читают газеты и художественную литературу на родном языке, была номинирована следующими альтернативами:

1) нет возможности выписывать или покупать;

2) газеты не приходят в населенный пункт;

3) не знаю и не понимаю родного языка.

Общей для всех вопросов выступала номинация «другие причины». При этом ответ предусматривал самостоятельный выбор номинации.

Третий блок анкеты содержал вопросы, которые фиксировали интерпретации респондентов отношения к работе органов власти и экономической ситуации. В качестве индикаторов использовались категории социальной мобильности и социального самочувствия. В первом случае ставились вопросы, фиксирующие социальную мобильность респондента: «В какой сфере Вы заняты в настоящее время?», «Какие сферы трудовой занятости для Вас являются наиболее привлекательными?», «С какими органами власти вы связываете свои надежды?» и др. Во втором случае рассматривался уровень реализации респондентами своих статусных возможностей, выраженный в категории «социальное самочувствие». Для этого ставились вопросы, касающиеся удовлетворенности работой органов власти, жизнью в регионе: «Какие социально-экономические проблемы требуют первоочередного решения?», «Как бы Вы оценили работу органов власти вашего района (населенного пункта)?», «Кому следует отдавать предпочтение при развитии экономики Тюменской области?» и др.

В основе техники проведения анкетирования лежала качественная и количественная классификация объектов изучения, т.е. типология объекта. Типология как исходный пункт этносоциологического исследования самым теснейшим образом связана с построением выборочной совокупности. Была предложена следующая схема организации выборки:

1) за основу принята многоступенчатая стратифицированная выборка;

2) на первых ступенях отбора для стратификации и размещения выборки использовались статистические данные;

3) придерживались пропорционального размещения выборки по выделенным стратам.

Нами были проведены социологические опросы населения Тюменской области в течение 2001‑2003 гг.

На первом этапе в апреле 2001 года был проведен анкетный опрос татар юга Тюменской области. Цель исследования – изучить этнокультурную ситуацию жиздеятельности татар юга Тюменской области в условиях социально-экономических перемен. В анкетном опросе 2001 года приняли участие представители татарского населения, проживающие в городе Тюмени и близлежащих населенных пунктах – Казарово, Ембаево, Муллаши. В анкетном опросе участвовало 299 респондентов, из них 226 – городские жители, 75 – сельские жители. Из числа опрошенных 42% составили мужчины, 58% – женщины. В сфере культуры заняты 12% респондентов; образования – 12%; обслуживания – 10%; здравоохранения – 10%; в органах власти – 6%; в строительстве – 7%; в связи – 6%; на транспорте – 6%; в коммерческих структурах – 9%; в нефтегазовой промышленности – 6%; неработающие составили 16% от общей численности опрошенных.

На втором этапе – в мае 2002 года – проведен опрос экспертов по проблемам этнокультурного развития сибирских татар. В экспертном опросе 2002 года приняли участие 79 человек. Из числа экспертов мужчины составили 35%, женщины – 65%. Участников экспертного опроса можно условно разделить на четыре группы. В первую группу вошли ученые (12,7%), во вторую представители национальной интеллигенции  (54,9%), в третью – представители духовенства  и органов власти (по 1,4%), в четвертую – руководители  (29,6%). Таким образом, мы обратились к профессиональным экспертам, одни из которых хорошо знают, решают существующие проблемы татарского населения области, другие – тесно соприкасаются с данными проблемами в процессе своей ежедневной профессиональной деятельности.

На третьем этапе – в мае 2003 года – был проведен анкетный опрос жителей города Тюмени. В опросе приняли участие 378 респондентов, из числа опрошенных женщины составили 64,8%, мужчины – 35,2%. Среди опрошенных русские составили 56,7%; татары – 28,8%; евреи – 3,1%; украинцы – 2,5%; армяне – 1,3%; ханты – 1,3%; башкиры – 4%; узбеки – 1,3%; немцы – 1%.

На примере юга Тюменской области, где проводились социологические опросы, ясно просматриваются зависимости этнокультурных процессов от общей социально-экономической ситуации в регионе, уровня социальной и межэтнической напряженности.