СИБИРСКИХ ТАТАР

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 

 

Работа с архивными документами позволяет сделать предположение, что сибирские татары принадлежат к древнейшим аборигенам Западной Сибири и относятся к тюркским племенам, населявшим Сибирь с XIII века. В древности татарские племена обитали на территории Монголии. Они были известны в эпоху Ханьской империи (между 206 г. до н.э. и 220 г.г. до н.э.), когда татары совершали непрерывные нападения на Китай. До покорения их монголами, то есть до XII в., татары представляли собой довольно мощную военную и политическую силу, о чем свидетельствует неоднократное подчинение ими соседних народов [17. С.6].

Дальнейшая судьба татар связана с известным именем Чингисхана и включением их в состав монгольских войск. Они участвовали в нашествии монголов в Восточную Европу, Среднюю Азию. При завоеваниях монголы на все покоренные тюрко-язычные племена распространяли название татары, в том числе и на волжских булгар. В процессе формирования наций многие отбросили название «татары» и восстановили свои старые этнонимы. Этноним «татары» закрепился лишь за татарами Поволжья и Приуралья, астраханскими, крымскими и сибирскими [11. С.14].

На развитие сибирских татар в разное историческое время оказывали влияние группы угорского происхождения, племена Саяно-Алтайского нагорья, узбеки, таджики, казахи, татары Поволжья, башкиры, с которыми предки современных коренных сибирских татар вступали в межэтнические контакты.

Сибирское ханство, существовавшее в XV-XVI в.в., представляло собой примитивное феодальное государство, состоявшее из отдельных улусов, между которыми не было развитых экономических связей [9. С.157]. Однако, Н.М.Ядринцев и С.В.Бахрушин отмечали, что еще до пришествия русских у Сибирского Ханства были связи с Казанью и Бухарой [79. С.137; 8. С.93].

В настоящее время в состав сибирских татар включают следующие этнографические группы: тюменские, тобольские, тарские, барабинские и томские. В свою очередь в каждой из перечисленных групп выделяются родовые и племенные подразделения, названия которых употребляются татарами в качестве самоназвания. Численность всех тюркских групп, относившихся к сибирским татарам, в конце XVII в. насчитывала 16,5 тыс. чел, в конце ХIII в. – свыше 28,5 тыс. человек и в конце XIX в. – свыше 47 тыс. человек [17. C.18].

Различные этнографические группы сибирских татар вступали в различные контакты между собой. На протяжении XVII-XVIII в.в. социально-политические взаимодействия между разными группами сибирских татар осуществлялись в ходе совместного участия в строительстве городов, в военных походах, во время платежей ясака в общих местах их сбора, при исполнении гонебной службы, а также во время выступлений против русских властей. Необходимо отметить и наличие тесных связей, в том числе и родственных между городским и сельским населением внутри групп сибирских татар.

Следует отметить, что чаще всего эти связи осуществлялись в переломные моменты истории. Постепенно, с прекращением борьбы против русских властей, отменой посылки тобольских и тюменских татар на службу в другие города и исчезновением необходимости взаимодействовать друг с другом по иным вопросам, а также в связи закреплением татар к постоянным местам жительства социально-политические отношения сибирских татар между собой в XIX в. стали ослабевать или даже между отдаленными группами прекращались совсем. Это отражалось и на межгрупповых браках сибирских татар. Например, тюменские, тобольские и ялуторовские татары вступали в межгрупповые брачные связи, при этом случаи заключения браков с барабинскими и тарскими татарами были единичны. Препятствием брачным отношениям между отдельными группами сибирских татар послужило принятие некоторыми из них христианства [68. С.137].

В процессе своего длительного исторического развития сибирские татары вступали в этнические контакты с народами Саяно-Алтая, Средней Азии, казахами, уграми, татарами Поволжья, башкирами. Все эти народы наложили определенный отпечаток на материальную и духовную культуру, а также язык сибирских татар.

Изучая этнические контакты сибирских татар с другими народами, необходимо рассматривать ранние и поздние этнические контакты татар. К ранним этническим связям татар относятся контакты с кыпчаками, взаимоотношения с тюркизированными угроязычными племенами, племенами Саяно-Алтая; к поздним – контакты с народами Средней Азии, татарами Поволжья, башкирами, казахами [13. С.23].

Наиболее значимыми для сибирских татар были контакты с сибирскими бухарцами и татарами Поволжья. Следует отметить, что бухарцы – это обобщающее название узбеков, таджиков, уйгуров и некоторых других народов, переселившихся из Средней Азии в районы Западной Сибири в XVI – XVIII вв. Н.А.Томилов отмечает, что «в Сибири бухарцы были довольно многочисленны - их было только в 4 раза меньше сибирских татар, и расселены они были в селениях коренных татар либо в ближайшем соседстве с ними». Долгое время бухарцы-земледельцы имели льготы и не платили оброков с земель, не несли ямской повинности и т. д. Однако, как отмечает З.Я.Бояршинова, уже во второй половине XVIII в. бухарцы были фактически на одном положении с местным татарским населением, в соответствии с «Уставом об управлении инородцами» 1822 г. вместе с татарами сибирские бухарцы попали в одну категорию оседлых инородцев [10. С.102]. Наблюдались отдельные случаи перехода бухарцев в группы сибирских татар.

Совместное проживание бухарцев и сибирских татар сопровождалось тесными экономическими и торговыми связями. Например, М.М.Громыко указывает, что вместе с сибирскими бухарцами в одних караванах и обозах отправлялись по торговым путям местные татары, которые часто ездили в города Средней Азии и Казахстана и вместе с бухарцами в некоторых из них имели небольшие торговые колонии [20. С.80]. В результате взаимодействий заключались смешанные браки между сибирскими бухарцами и татарами и укреплялись семейно-брачные отношения в целом. По мнению Н.А.Томилова, в последней четверти XVIII в. более пятой части всех браков сибирских татар было заключено с бухарцами. Этническое смешение с коренными сибирскими татарами приводило к их слиянию в общем составе татар Западной Сибири [59. С.24]. Также, в этот период времени были распространены браки сибирских татар с русскими, казанскими татарами, казахами и башкирами; зафиксированы единичные случаи заключения браков с ханты, манси, калмыками. Несмотря на эти факты, подавляющее большинство браков заключалось внутри групп сибирских татар [68. С.176].

В результате взаимодействий сибирских татар с бухарцами изменялся быт последних. Постепенно жилище, одежда бухарцев приобретали сибирско-татарские элементы. Этому способствовали и суровые природно-климатические условия Сибири. Если бухарцы в XVII в. по традиции строили глинобитные дома, но в условиях влажной Сибири такие дома были недолговечными, то постепенно они стали строить и деревянные дома. Интерьер дома также приобретал татарские черты: внутри дома размещались широкие нары, для отопления и приготовления пищи служил чувал из кирпича-сырца [69. C.247].

Следует отметить, что бухарцы способствовали распространению и укреплению ислама среди сибирских татар. Н.М. Ядринцев отмечает, что «во все времена Средняя Азия снабжала Сибирь своими проповедниками: ходжами, муллами» [79. C.219]. Они открывали мусульманские начальные школы при мечетях и средние школы (медресе), обучали детей, благодаря чему повышался уровень грамотности и образованности сибирских татар. Проникновение ислама к сибирским татарам из Средней Азии объясняется стремлением правящих кругов Бухарского и Хивинского ханств усилить свое экономическое и политическое влияние на сибирских татар [13. C.170].

                Большую роль в этнической истории сибирских татар сыграли родственные им татары Поволжья. На протяжении длительного периода времени в XIII—XVI вв. они часто находились в одних политических объединениях или поддерживали друг с другом политические и торговые связи, вступали в династические браки. Эпизодические переселения казанских татар в Сибирь начались с XVI в. и продолжались до второй половины XIX в. С.В. Бахрушин обращает внимание на то, что в XVI в. в составе сибирских татар отложился казанско-татарский компонент в результате переселений казанских татар и их брачных связей с местными жителями [8. С.94; 9. С.156].

После присоединения Сибири к Русскому государству переселения поволжских и приуральских татар имели не массовый характер. Они, как правило, оседали в сельской местности среди сибирских татар, стремились войти в состав их сельских общин и включались в систему экономических отношений и связей местного населения. В свою очередь сибирские татары, особенно тюменские, поддерживали торговые связи с Казанью и Уфой, вступая в контакты с казанскими татарами. Татары Повольжья также способствовали распространению ислама среди сибирских татар, в сибирских деревнях многие муллы и преподаватели медресе были выпускниками мусульманских учебных заведений Казани, Уфы, Оренбурга.

В ряде мест наблюдались процессы перехода пришлых татар в социальные категории сибирских татар, а также поглощение пришлыми татарами немногочисленных коренных тюрков. Это было характерно было для второй половины XIX - начала XX в., когда развернулись массовые переселения в Сибирь татар из Поволжья и Приуралья [68. C.179]. Такие переходы казанских и сибирских татар в сословия друг друга, облегчали их контакты между собой и способствовали углублению этнокультурных процессов. Но до революции, как отмечает Н.А.Томилов, во многих деревнях между пришлыми поволжскими татарами и коренными тюрками, возникала вражда, причины которой были не только в существовании социальных причин (борьба за пашни, покосы, пастбища, равноправное положение в общине и т. п.), но и в имеющихся языковых и этнических различиях.

Влияние пришлых татар из Поволжья и Приуралья в области хозяйства сибирско-татарского населения проявилось, в более широком распространении земледелия, которое для поволжских татар было основой экономики. Пришлые татары принесли более совершенную земледельческую культуру и технологию скотоводства. По их примеру местное татарское население стало выращивать картофель, овощи, а также строить утепленные помещения для зимнего содержания скота [69. С.412].

Н.М. Ядринцев и Ф.Т. Валеев обращают внимание на сходство сибирских татар с казанскими в материальной культуре, появлении общих черт в поселениях и жилище, одежде, пище [79. С.50; 17. С. 39]. При чем, по мнению Н.А.Томилова, влияние двух этнических сред было взаимным — многое заимствовали от сибирского населения и жившие в Сибири поволжские татары, например, занятия охотой и рыболовством, типы лыж и лодок, отдельные блюда в пище, элементы одежды и т.д. [65. С.42].

Из других видов этнических взаимодействий следует выделить связь сибирских татар с башкирами. Б.О. Долгих указывает, что «фактически в составе коренного населения Тюменского уезда были не только сибирские татары, но и предки некоторых групп современных башкир». Башкиры проживали на территории Бачкырской волости, расположенной между Пышмой и Исетью по соседству с Катайской волостью Уфимского уезда, их называли «уфимскими пришельцами». На территории Тюменского уезда проживали и синрянцы, которые в настоящее время относятся к предкам современных башкир. Но до сих пор остается неясным, где в XVII в. проходила граница между башкирами и татарами, поэтому исследователи обычно не выделяют эти группы предков башкир из остальных сибирских татар [23. C.42-43].

М.П. Алексеев указывает на многочисленные явления торговых связей башкир с тюменскими татарами во времена Сибирского ханства, а затем, после прихода в Сибирь русских, переселений башкир на территорию Тюменского уезда, а тюменских татар на земли зауральских башкир, вхождение башкир в состав сибирских татар, что нашло отражение и в культуре этих двух этнических образований [2. C.369]. Таким образом, можно фиксировать вхождение в состав некоторых групп сибирских татар башкирского этнического компонента на протяжении XVII—XIX вв.

Разнообразные связи отдельные группы сибирских татар имели с казахами, особенно после принятия частью казахов русского подданства и подселением их в южные районы Западной Сибири. В результате этого укреплялись хозяйственные, торговые и религиозные отношения казахов с сибирскими татарами. Эти отношения зафиксированы в браках казахов с сибирскими татарами. Все это приводило к значительному взаимовлиянию в языке и культуре указанных народов [17. C.32; 68. C.188].

В середине II тыс. н.э. угорское население Нижнего Прииртышья находилось в интенсивных контактах с тюркским населением. С этого периода начинается этап двухвекового взаимодействия сибирских тюрков с местными угроязычными племенами [15. С.5]. Тюркский компонент в межкультурных взаимодействиях на территории Приобья впервые обозначился в VI-VIII веках. К этому времени торгово-обменные связи селькупов с тюрками были оживленными. В особенности, с меновой торговлей усваивались некоторые языковые и этикетные формы [40. С.291].

В ХIV-ХVI вв. территория Тоболо-Иртышского междуречья входила в состав сначала Тюменского, а затем Сибирского ханства. Многие исследователи указывают, что в XIV—XVI вв. отдельные группы сибирских татар взаимодействовали с ханты Прииртышья и Васюганья, манси, селькупами, эвенками [10. С.28; 17. С.20; 44. С. 57; 68. С. 190]. Наибольшую роль в этнических процессах сибирских татар играли их связи с самодийцами и уграми, нередко они жили с ними по соседству или в одних поселках, имели хозяйственные, торговые контакты, вступали в межэтнические браки. Торговля татар с северными народами Сибири в XIV—XVII вв. носила стабильный характер.

Многие исследователи отмечают, что в XVI в. мансийские и хантыйские княжества находились в зависимости от Сибирского ханства. У А.А.Дунина-Горкавича находим, что «сибирские татары властвовали над большей частью северных инородческих племен» [25. С.3]. Они платили ясак татарскому хану и были обязаны поставлять ему значительное число воинов, сокращая этим возможности расширения традиционной охоты и рыбной ловли [17. С. 20; 10. C.24].

Необходимо подчеркнуть, что период ХIV-ХVI вв. татарско-хантыйские контакты не сводились к вытеснению и ассимиляции угорского населения. Они имели более сложный и разносторонний характер. Под влиянием тюркского населения у прииртышских ханты получило дальнейшее развитие животноводство. С другой стороны, оттесняя угорское население на север, тюрки сами попадали в иную географическую среду, и на первый план у татар выдвинулись занятия рыболовством и охотой. Татары заимствовали в ХV-ХVIII вв. язык южных ханты. Татарские языковые заимствования в хантыйском языке распространились в области животноводства, земледелия, домашних работ, торговли, жилища, пищи, одежды и пр.

Тюркско-хантыйские взаимодействия охватывали социально-политическую, хозяйственно-культурную и языковую сферы. Наиболее интенсивными они были в «дорусский период», но постепенно связи татар с самодийскими и обско-угорскими народами ослабевали, и в XVIII — начале XX в. они уже не оказывали существенного влияния на этническое развитие сибирских татар. Г.Ф. Миллер также отмечает, что с падением Сибирского ханства влияние татар на ханты и манси слабеет [44. C.57].

Одним из направлений этнических процессов среди сибирских татар являлось сближение с русскими. Установившиеся и сохранившиеся на протяжении трех веков тесные экономические отношения татар с русскими приводили к обогащению их трудовыми навыками. Русские передавали татарам более прогрессивные методы ведения сельского хозяйства, распространяли улучшенные и новые орудия труда, систему средств передвижения (санки, телеги, дощатые лодки). Значительное влияние окружающее русское население оказывало на развитие жилища, хозяйственных построек, поселений.

Во времена царской России в отношениях между сибирскими татарами и русскими часто наблюдались предубежденность и элементы враждебности. Этому способствовала социально-экономическая и политическая обстановка, вызывавшая земельные конфликты в Сибири. Например, И.А.Асалханов отмечает, что земельные конфликты «накладывали известный отпечаток на взаимоотношения между аборигенами края и русскими крестьянами, усиливая межнациональную рознь» [5. С.43]. Русские нередко захватывали земли татар силой, вытесняя их в более неудобные для ведения сельского хозяйства районы, прекращали платить арендную плату. М.М.Громыко указывает, что некоторые русские «пользовались неточностью границ земельных владений татарских юрт и плохим знанием русского языка обладателей старинных грамот на землю», и тем самым присваивали земли сибирских татар себе [22. С.42]. Татары в свою очередь, поднимали споры из-за земель, пытались доказать свои права на земли русских общин.

Н.М.Ядринцев, описывая бедственное положение, сибирских татар в 1860-х годах, отмечает, что «вместо настоятельного исследования причин этих бедствий и вместо помощи обедневшему населению, к сожалению, в Сибири не всегда принимались соответствующие меры и с обедневших инородцев следовало еще более суровое взыскание накопившихся недоимок» [68. С.33-34]. Это иногда приводило к столкновениям и обострению отношений между ними.

Для сибирских татар было характерным гостеприимство и терпимость по отношению к окружающему населению немусульманской веры. В XVII в. нередкими были браки между татарами и русскими. 3.Я.Бояршинова, исходя из анализа документов, делает вывод, что «...смешанные браки русских мужчин и женщин из коренного сибирского населения были обычным для XVII в. явлением» [10. С.88]. В результате межэтнических браков проходила ассимиляция небольшой части татарского населения русскими. О ней писал Н.М.Ядринцев в XIX в., указывая на имевшую место мисцегенацию, на монголоидные особенности антропологического типа русских, на изменения этнического самосознания русско-татарского потомства. По его мнению больше браков заключалось между русскими и тюркскими племенами, «причем с новокрещенными из язычества более, чем с переходящими из магометанства, которых число очень невелико» [68. С.177, 207-208].

Результатом усиления межэтнического сближения сибирских татар с русскими является влияние культуры и быта русского населения на культурно-бытовые процессы в татарских деревнях. Для сближения сибирских татар и русских большое значение имел отход части татарского населения от мусульманской религии. Известно, что политика христианизации народов Сибири активно проводилась в первой четверти XVIII в.

Как отмечает Г.Ф.Миллер в XVII – начале XVIII в. среди татар начинает распространяться христианство. При этом «русское правительство проводило политику христианизации среди татар весьма осторожно, боясь вызвать недовольство» [44. С.94]. Однако не все исследователи оценивают политику христианизации татарского населения положительно. Так, Г.Л.Файзрахманов пишет, что «после того, как позиции правительства и церкви упрочились, стали применяться самые жестокие методы насильственного крещения» [69. С. 253].

Только в конце 50-х годов XVIII в. в России ислам был легализован и признан законной религией тюркских групп народов. С этого момента в регионах с компактным проживанием мусульман создаются духовные управления, религиозные мусульманские советы, учебные заведения, восстанавливаются и строятся новые мечети. Руководство духовными делами татарского населения Тюменского края осуществлялось Оренбургским духовным собранием, созданным в 1878 году. [21. C. 43]. Во второй половине XIX в. Российское правительство продолжало проводить крещение, но уже не насильственными методами с применением военной силы, как в XVII-XVIII вв. При чем пропаганда христианства проводилась на татарском языке. В конце XIX в. для обращения мусульман в христианство в Тобольске было создано отделение библейского общества, которое проповедовало Евангелие среди татар и казахов [69. С.368].

Следует отметить, что группы сибирских татар, принявшие христианство (туринские и обские татары), исторически оказались обреченными на ассимиляцию и, действительно, растворились среди русских, исчезнув как самостоятельные этнические образования [68. С.14]. В целом значительные изменения в материальной и духовной культуре, семейном и общественном быте сибирских татар способствовали ослаблению психологических перегородок, существовавших в их отношениях с русскими.

Сибирские татары в процессе длительного общения с русским населением края в сферах материальной и духовной культуры переняли у первых элементы хозяйственной деятельности. Вопреки сопротивлению мусульманского духовенства, татары в Сибири начали определять приметы различных времен года по дням, посвященным христианским святым. Важное место в народных знаниях сибирских татар занимала их метрология, то есть познание о мерах и весах. Во второй половине XIX-начала XX в. среди сибирских татар широкое распространение получили русские меры длины и меры жидких и сыпучих тел [13. С.187].

Основные предпосылки для развития сибирских татар были созданы в период социалистической революции. Повышение социального и культурного статуса сибирских татар привело к исчезновению оттенков предубежденности в отношениях между татарами и русскими. С проведением в 1924 г. нового районирования, вхождением татарского населения в единые районы с русским населением усилились межэтнические контакты на территории расселения сибирских татар.

Влияние русского населения на сибирских татар не было односторонним. Тесно контактирующие с татарами русские подвергались влиянию татар в различных сферах материальной и духовной культуры, а так же семейно- бытовых отношений. Встречались отдельные русские семьи, длительно проживавшие среди татар, которые свободно говорили по-татарски. В подобных ситуациях русские усваивали не только татарский язык, но и нравы, обычаи татар, некоторые элементы их материальной культуры [13. С.49].

Под влиянием русских стали происходить некоторые изменения в составе имен и их употреблений сибирскими татарами. Нередко детей называют русскими именами (раньше этого вообще не наблюдалось). Кроме того, идет употребление русских имен по отношению к себе наряду с татарскими. По нашему мнению, это было характерно в 70-80-х годах прошлого века. Происходит это, как правило, при общении с русским населением. Для каждого татарского имени существует его русский двойник, например, Сания – Саша, Амир – Алексей, Искандар – Дима, Зайтуна – Нина.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с архивными документами позволяет сделать предположение, что сибирские татары принадлежат к древнейшим аборигенам Западной Сибири и относятся к тюркским племенам, населявшим Сибирь с XIII века. В древности татарские племена обитали на территории Монголии. Они были известны в эпоху Ханьской империи (между 206 г. до н.э. и 220 г.г. до н.э.), когда татары совершали непрерывные нападения на Китай. До покорения их монголами, то есть до XII в., татары представляли собой довольно мощную военную и политическую силу, о чем свидетельствует неоднократное подчинение ими соседних народов [17. С.6].

Дальнейшая судьба татар связана с известным именем Чингисхана и включением их в состав монгольских войск. Они участвовали в нашествии монголов в Восточную Европу, Среднюю Азию. При завоеваниях монголы на все покоренные тюрко-язычные племена распространяли название татары, в том числе и на волжских булгар. В процессе формирования наций многие отбросили название «татары» и восстановили свои старые этнонимы. Этноним «татары» закрепился лишь за татарами Поволжья и Приуралья, астраханскими, крымскими и сибирскими [11. С.14].

На развитие сибирских татар в разное историческое время оказывали влияние группы угорского происхождения, племена Саяно-Алтайского нагорья, узбеки, таджики, казахи, татары Поволжья, башкиры, с которыми предки современных коренных сибирских татар вступали в межэтнические контакты.

Сибирское ханство, существовавшее в XV-XVI в.в., представляло собой примитивное феодальное государство, состоявшее из отдельных улусов, между которыми не было развитых экономических связей [9. С.157]. Однако, Н.М.Ядринцев и С.В.Бахрушин отмечали, что еще до пришествия русских у Сибирского Ханства были связи с Казанью и Бухарой [79. С.137; 8. С.93].

В настоящее время в состав сибирских татар включают следующие этнографические группы: тюменские, тобольские, тарские, барабинские и томские. В свою очередь в каждой из перечисленных групп выделяются родовые и племенные подразделения, названия которых употребляются татарами в качестве самоназвания. Численность всех тюркских групп, относившихся к сибирским татарам, в конце XVII в. насчитывала 16,5 тыс. чел, в конце ХIII в. – свыше 28,5 тыс. человек и в конце XIX в. – свыше 47 тыс. человек [17. C.18].

Различные этнографические группы сибирских татар вступали в различные контакты между собой. На протяжении XVII-XVIII в.в. социально-политические взаимодействия между разными группами сибирских татар осуществлялись в ходе совместного участия в строительстве городов, в военных походах, во время платежей ясака в общих местах их сбора, при исполнении гонебной службы, а также во время выступлений против русских властей. Необходимо отметить и наличие тесных связей, в том числе и родственных между городским и сельским населением внутри групп сибирских татар.

Следует отметить, что чаще всего эти связи осуществлялись в переломные моменты истории. Постепенно, с прекращением борьбы против русских властей, отменой посылки тобольских и тюменских татар на службу в другие города и исчезновением необходимости взаимодействовать друг с другом по иным вопросам, а также в связи закреплением татар к постоянным местам жительства социально-политические отношения сибирских татар между собой в XIX в. стали ослабевать или даже между отдаленными группами прекращались совсем. Это отражалось и на межгрупповых браках сибирских татар. Например, тюменские, тобольские и ялуторовские татары вступали в межгрупповые брачные связи, при этом случаи заключения браков с барабинскими и тарскими татарами были единичны. Препятствием брачным отношениям между отдельными группами сибирских татар послужило принятие некоторыми из них христианства [68. С.137].

В процессе своего длительного исторического развития сибирские татары вступали в этнические контакты с народами Саяно-Алтая, Средней Азии, казахами, уграми, татарами Поволжья, башкирами. Все эти народы наложили определенный отпечаток на материальную и духовную культуру, а также язык сибирских татар.

Изучая этнические контакты сибирских татар с другими народами, необходимо рассматривать ранние и поздние этнические контакты татар. К ранним этническим связям татар относятся контакты с кыпчаками, взаимоотношения с тюркизированными угроязычными племенами, племенами Саяно-Алтая; к поздним – контакты с народами Средней Азии, татарами Поволжья, башкирами, казахами [13. С.23].

Наиболее значимыми для сибирских татар были контакты с сибирскими бухарцами и татарами Поволжья. Следует отметить, что бухарцы – это обобщающее название узбеков, таджиков, уйгуров и некоторых других народов, переселившихся из Средней Азии в районы Западной Сибири в XVI – XVIII вв. Н.А.Томилов отмечает, что «в Сибири бухарцы были довольно многочисленны - их было только в 4 раза меньше сибирских татар, и расселены они были в селениях коренных татар либо в ближайшем соседстве с ними». Долгое время бухарцы-земледельцы имели льготы и не платили оброков с земель, не несли ямской повинности и т. д. Однако, как отмечает З.Я.Бояршинова, уже во второй половине XVIII в. бухарцы были фактически на одном положении с местным татарским населением, в соответствии с «Уставом об управлении инородцами» 1822 г. вместе с татарами сибирские бухарцы попали в одну категорию оседлых инородцев [10. С.102]. Наблюдались отдельные случаи перехода бухарцев в группы сибирских татар.

Совместное проживание бухарцев и сибирских татар сопровождалось тесными экономическими и торговыми связями. Например, М.М.Громыко указывает, что вместе с сибирскими бухарцами в одних караванах и обозах отправлялись по торговым путям местные татары, которые часто ездили в города Средней Азии и Казахстана и вместе с бухарцами в некоторых из них имели небольшие торговые колонии [20. С.80]. В результате взаимодействий заключались смешанные браки между сибирскими бухарцами и татарами и укреплялись семейно-брачные отношения в целом. По мнению Н.А.Томилова, в последней четверти XVIII в. более пятой части всех браков сибирских татар было заключено с бухарцами. Этническое смешение с коренными сибирскими татарами приводило к их слиянию в общем составе татар Западной Сибири [59. С.24]. Также, в этот период времени были распространены браки сибирских татар с русскими, казанскими татарами, казахами и башкирами; зафиксированы единичные случаи заключения браков с ханты, манси, калмыками. Несмотря на эти факты, подавляющее большинство браков заключалось внутри групп сибирских татар [68. С.176].

В результате взаимодействий сибирских татар с бухарцами изменялся быт последних. Постепенно жилище, одежда бухарцев приобретали сибирско-татарские элементы. Этому способствовали и суровые природно-климатические условия Сибири. Если бухарцы в XVII в. по традиции строили глинобитные дома, но в условиях влажной Сибири такие дома были недолговечными, то постепенно они стали строить и деревянные дома. Интерьер дома также приобретал татарские черты: внутри дома размещались широкие нары, для отопления и приготовления пищи служил чувал из кирпича-сырца [69. C.247].

Следует отметить, что бухарцы способствовали распространению и укреплению ислама среди сибирских татар. Н.М. Ядринцев отмечает, что «во все времена Средняя Азия снабжала Сибирь своими проповедниками: ходжами, муллами» [79. C.219]. Они открывали мусульманские начальные школы при мечетях и средние школы (медресе), обучали детей, благодаря чему повышался уровень грамотности и образованности сибирских татар. Проникновение ислама к сибирским татарам из Средней Азии объясняется стремлением правящих кругов Бухарского и Хивинского ханств усилить свое экономическое и политическое влияние на сибирских татар [13. C.170].

                Большую роль в этнической истории сибирских татар сыграли родственные им татары Поволжья. На протяжении длительного периода времени в XIII—XVI вв. они часто находились в одних политических объединениях или поддерживали друг с другом политические и торговые связи, вступали в династические браки. Эпизодические переселения казанских татар в Сибирь начались с XVI в. и продолжались до второй половины XIX в. С.В. Бахрушин обращает внимание на то, что в XVI в. в составе сибирских татар отложился казанско-татарский компонент в результате переселений казанских татар и их брачных связей с местными жителями [8. С.94; 9. С.156].

После присоединения Сибири к Русскому государству переселения поволжских и приуральских татар имели не массовый характер. Они, как правило, оседали в сельской местности среди сибирских татар, стремились войти в состав их сельских общин и включались в систему экономических отношений и связей местного населения. В свою очередь сибирские татары, особенно тюменские, поддерживали торговые связи с Казанью и Уфой, вступая в контакты с казанскими татарами. Татары Повольжья также способствовали распространению ислама среди сибирских татар, в сибирских деревнях многие муллы и преподаватели медресе были выпускниками мусульманских учебных заведений Казани, Уфы, Оренбурга.

В ряде мест наблюдались процессы перехода пришлых татар в социальные категории сибирских татар, а также поглощение пришлыми татарами немногочисленных коренных тюрков. Это было характерно было для второй половины XIX - начала XX в., когда развернулись массовые переселения в Сибирь татар из Поволжья и Приуралья [68. C.179]. Такие переходы казанских и сибирских татар в сословия друг друга, облегчали их контакты между собой и способствовали углублению этнокультурных процессов. Но до революции, как отмечает Н.А.Томилов, во многих деревнях между пришлыми поволжскими татарами и коренными тюрками, возникала вражда, причины которой были не только в существовании социальных причин (борьба за пашни, покосы, пастбища, равноправное положение в общине и т. п.), но и в имеющихся языковых и этнических различиях.

Влияние пришлых татар из Поволжья и Приуралья в области хозяйства сибирско-татарского населения проявилось, в более широком распространении земледелия, которое для поволжских татар было основой экономики. Пришлые татары принесли более совершенную земледельческую культуру и технологию скотоводства. По их примеру местное татарское население стало выращивать картофель, овощи, а также строить утепленные помещения для зимнего содержания скота [69. С.412].

Н.М. Ядринцев и Ф.Т. Валеев обращают внимание на сходство сибирских татар с казанскими в материальной культуре, появлении общих черт в поселениях и жилище, одежде, пище [79. С.50; 17. С. 39]. При чем, по мнению Н.А.Томилова, влияние двух этнических сред было взаимным — многое заимствовали от сибирского населения и жившие в Сибири поволжские татары, например, занятия охотой и рыболовством, типы лыж и лодок, отдельные блюда в пище, элементы одежды и т.д. [65. С.42].

Из других видов этнических взаимодействий следует выделить связь сибирских татар с башкирами. Б.О. Долгих указывает, что «фактически в составе коренного населения Тюменского уезда были не только сибирские татары, но и предки некоторых групп современных башкир». Башкиры проживали на территории Бачкырской волости, расположенной между Пышмой и Исетью по соседству с Катайской волостью Уфимского уезда, их называли «уфимскими пришельцами». На территории Тюменского уезда проживали и синрянцы, которые в настоящее время относятся к предкам современных башкир. Но до сих пор остается неясным, где в XVII в. проходила граница между башкирами и татарами, поэтому исследователи обычно не выделяют эти группы предков башкир из остальных сибирских татар [23. C.42-43].

М.П. Алексеев указывает на многочисленные явления торговых связей башкир с тюменскими татарами во времена Сибирского ханства, а затем, после прихода в Сибирь русских, переселений башкир на территорию Тюменского уезда, а тюменских татар на земли зауральских башкир, вхождение башкир в состав сибирских татар, что нашло отражение и в культуре этих двух этнических образований [2. C.369]. Таким образом, можно фиксировать вхождение в состав некоторых групп сибирских татар башкирского этнического компонента на протяжении XVII—XIX вв.

Разнообразные связи отдельные группы сибирских татар имели с казахами, особенно после принятия частью казахов русского подданства и подселением их в южные районы Западной Сибири. В результате этого укреплялись хозяйственные, торговые и религиозные отношения казахов с сибирскими татарами. Эти отношения зафиксированы в браках казахов с сибирскими татарами. Все это приводило к значительному взаимовлиянию в языке и культуре указанных народов [17. C.32; 68. C.188].

В середине II тыс. н.э. угорское население Нижнего Прииртышья находилось в интенсивных контактах с тюркским населением. С этого периода начинается этап двухвекового взаимодействия сибирских тюрков с местными угроязычными племенами [15. С.5]. Тюркский компонент в межкультурных взаимодействиях на территории Приобья впервые обозначился в VI-VIII веках. К этому времени торгово-обменные связи селькупов с тюрками были оживленными. В особенности, с меновой торговлей усваивались некоторые языковые и этикетные формы [40. С.291].

В ХIV-ХVI вв. территория Тоболо-Иртышского междуречья входила в состав сначала Тюменского, а затем Сибирского ханства. Многие исследователи указывают, что в XIV—XVI вв. отдельные группы сибирских татар взаимодействовали с ханты Прииртышья и Васюганья, манси, селькупами, эвенками [10. С.28; 17. С.20; 44. С. 57; 68. С. 190]. Наибольшую роль в этнических процессах сибирских татар играли их связи с самодийцами и уграми, нередко они жили с ними по соседству или в одних поселках, имели хозяйственные, торговые контакты, вступали в межэтнические браки. Торговля татар с северными народами Сибири в XIV—XVII вв. носила стабильный характер.

Многие исследователи отмечают, что в XVI в. мансийские и хантыйские княжества находились в зависимости от Сибирского ханства. У А.А.Дунина-Горкавича находим, что «сибирские татары властвовали над большей частью северных инородческих племен» [25. С.3]. Они платили ясак татарскому хану и были обязаны поставлять ему значительное число воинов, сокращая этим возможности расширения традиционной охоты и рыбной ловли [17. С. 20; 10. C.24].

Необходимо подчеркнуть, что период ХIV-ХVI вв. татарско-хантыйские контакты не сводились к вытеснению и ассимиляции угорского населения. Они имели более сложный и разносторонний характер. Под влиянием тюркского населения у прииртышских ханты получило дальнейшее развитие животноводство. С другой стороны, оттесняя угорское население на север, тюрки сами попадали в иную географическую среду, и на первый план у татар выдвинулись занятия рыболовством и охотой. Татары заимствовали в ХV-ХVIII вв. язык южных ханты. Татарские языковые заимствования в хантыйском языке распространились в области животноводства, земледелия, домашних работ, торговли, жилища, пищи, одежды и пр.

Тюркско-хантыйские взаимодействия охватывали социально-политическую, хозяйственно-культурную и языковую сферы. Наиболее интенсивными они были в «дорусский период», но постепенно связи татар с самодийскими и обско-угорскими народами ослабевали, и в XVIII — начале XX в. они уже не оказывали существенного влияния на этническое развитие сибирских татар. Г.Ф. Миллер также отмечает, что с падением Сибирского ханства влияние татар на ханты и манси слабеет [44. C.57].

Одним из направлений этнических процессов среди сибирских татар являлось сближение с русскими. Установившиеся и сохранившиеся на протяжении трех веков тесные экономические отношения татар с русскими приводили к обогащению их трудовыми навыками. Русские передавали татарам более прогрессивные методы ведения сельского хозяйства, распространяли улучшенные и новые орудия труда, систему средств передвижения (санки, телеги, дощатые лодки). Значительное влияние окружающее русское население оказывало на развитие жилища, хозяйственных построек, поселений.

Во времена царской России в отношениях между сибирскими татарами и русскими часто наблюдались предубежденность и элементы враждебности. Этому способствовала социально-экономическая и политическая обстановка, вызывавшая земельные конфликты в Сибири. Например, И.А.Асалханов отмечает, что земельные конфликты «накладывали известный отпечаток на взаимоотношения между аборигенами края и русскими крестьянами, усиливая межнациональную рознь» [5. С.43]. Русские нередко захватывали земли татар силой, вытесняя их в более неудобные для ведения сельского хозяйства районы, прекращали платить арендную плату. М.М.Громыко указывает, что некоторые русские «пользовались неточностью границ земельных владений татарских юрт и плохим знанием русского языка обладателей старинных грамот на землю», и тем самым присваивали земли сибирских татар себе [22. С.42]. Татары в свою очередь, поднимали споры из-за земель, пытались доказать свои права на земли русских общин.

Н.М.Ядринцев, описывая бедственное положение, сибирских татар в 1860-х годах, отмечает, что «вместо настоятельного исследования причин этих бедствий и вместо помощи обедневшему населению, к сожалению, в Сибири не всегда принимались соответствующие меры и с обедневших инородцев следовало еще более суровое взыскание накопившихся недоимок» [68. С.33-34]. Это иногда приводило к столкновениям и обострению отношений между ними.

Для сибирских татар было характерным гостеприимство и терпимость по отношению к окружающему населению немусульманской веры. В XVII в. нередкими были браки между татарами и русскими. 3.Я.Бояршинова, исходя из анализа документов, делает вывод, что «...смешанные браки русских мужчин и женщин из коренного сибирского населения были обычным для XVII в. явлением» [10. С.88]. В результате межэтнических браков проходила ассимиляция небольшой части татарского населения русскими. О ней писал Н.М.Ядринцев в XIX в., указывая на имевшую место мисцегенацию, на монголоидные особенности антропологического типа русских, на изменения этнического самосознания русско-татарского потомства. По его мнению больше браков заключалось между русскими и тюркскими племенами, «причем с новокрещенными из язычества более, чем с переходящими из магометанства, которых число очень невелико» [68. С.177, 207-208].

Результатом усиления межэтнического сближения сибирских татар с русскими является влияние культуры и быта русского населения на культурно-бытовые процессы в татарских деревнях. Для сближения сибирских татар и русских большое значение имел отход части татарского населения от мусульманской религии. Известно, что политика христианизации народов Сибири активно проводилась в первой четверти XVIII в.

Как отмечает Г.Ф.Миллер в XVII – начале XVIII в. среди татар начинает распространяться христианство. При этом «русское правительство проводило политику христианизации среди татар весьма осторожно, боясь вызвать недовольство» [44. С.94]. Однако не все исследователи оценивают политику христианизации татарского населения положительно. Так, Г.Л.Файзрахманов пишет, что «после того, как позиции правительства и церкви упрочились, стали применяться самые жестокие методы насильственного крещения» [69. С. 253].

Только в конце 50-х годов XVIII в. в России ислам был легализован и признан законной религией тюркских групп народов. С этого момента в регионах с компактным проживанием мусульман создаются духовные управления, религиозные мусульманские советы, учебные заведения, восстанавливаются и строятся новые мечети. Руководство духовными делами татарского населения Тюменского края осуществлялось Оренбургским духовным собранием, созданным в 1878 году. [21. C. 43]. Во второй половине XIX в. Российское правительство продолжало проводить крещение, но уже не насильственными методами с применением военной силы, как в XVII-XVIII вв. При чем пропаганда христианства проводилась на татарском языке. В конце XIX в. для обращения мусульман в христианство в Тобольске было создано отделение библейского общества, которое проповедовало Евангелие среди татар и казахов [69. С.368].

Следует отметить, что группы сибирских татар, принявшие христианство (туринские и обские татары), исторически оказались обреченными на ассимиляцию и, действительно, растворились среди русских, исчезнув как самостоятельные этнические образования [68. С.14]. В целом значительные изменения в материальной и духовной культуре, семейном и общественном быте сибирских татар способствовали ослаблению психологических перегородок, существовавших в их отношениях с русскими.

Сибирские татары в процессе длительного общения с русским населением края в сферах материальной и духовной культуры переняли у первых элементы хозяйственной деятельности. Вопреки сопротивлению мусульманского духовенства, татары в Сибири начали определять приметы различных времен года по дням, посвященным христианским святым. Важное место в народных знаниях сибирских татар занимала их метрология, то есть познание о мерах и весах. Во второй половине XIX-начала XX в. среди сибирских татар широкое распространение получили русские меры длины и меры жидких и сыпучих тел [13. С.187].

Основные предпосылки для развития сибирских татар были созданы в период социалистической революции. Повышение социального и культурного статуса сибирских татар привело к исчезновению оттенков предубежденности в отношениях между татарами и русскими. С проведением в 1924 г. нового районирования, вхождением татарского населения в единые районы с русским населением усилились межэтнические контакты на территории расселения сибирских татар.

Влияние русского населения на сибирских татар не было односторонним. Тесно контактирующие с татарами русские подвергались влиянию татар в различных сферах материальной и духовной культуры, а так же семейно- бытовых отношений. Встречались отдельные русские семьи, длительно проживавшие среди татар, которые свободно говорили по-татарски. В подобных ситуациях русские усваивали не только татарский язык, но и нравы, обычаи татар, некоторые элементы их материальной культуры [13. С.49].

Под влиянием русских стали происходить некоторые изменения в составе имен и их употреблений сибирскими татарами. Нередко детей называют русскими именами (раньше этого вообще не наблюдалось). Кроме того, идет употребление русских имен по отношению к себе наряду с татарскими. По нашему мнению, это было характерно в 70-80-х годах прошлого века. Происходит это, как правило, при общении с русским населением. Для каждого татарского имени существует его русский двойник, например, Сания – Саша, Амир – Алексей, Искандар – Дима, Зайтуна – Нина.