СТАТИКА И ДИНАМИКА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 

В одно из колец всегда входит интуиция времени , а в другое — интуиция возможностей . Поскольку характеризует восприятие процессов, меняющихся во времени, то кольцо с "белой" интуицией — динамическое, а кольцо с "черной" — статическое. Функция кольца статики — отражение статических явлений окружающего мира, функция кольца динамики — отражение динамики окружающего мира.

кольцо статики

 

кольцо динамики

---

---

|

 

|

|

 

|

---

---

По сути дела — это отражение двух одновременно существующих сторон материальной действительности: динамических и статических процессов. Но один из этих процессов воспринимается сознательно, другой — подсознательно.

Если попросить зрительно-ориентированного субъекта закрыть глаза и вспомнить какое-либо зрительное впечатление, например, берег моря, то (за редкими исключениями) тот, у кого в верхнем, сознательном кольце , "увидит" картину статичной, как на фотографии; тот же, у кого в верхнем, ментальном кольце , "увидит" свою картину движущейся, как в кинофильме.

Все четыре функции каждого кольца связаны энергетическим импульсом, который может иметь два направления. Обозначим их условно "+" (по часовой стрелке) и "-" (против часовой стрелки). Это — два направления перехода информации с одной функции на другую. При этом возможен либо вариант  - (назовем это левой ориентацией), либо — (правая ориентация).

Ниже приведена та же модель в более развернутом виде. На первой модели кольцо статики имеет направление "+", а кольцо динамики "-". На второй модели — наоборот: кольцо статики имеет знак "-", а кольцо динамики "+".

Приведенные четыре варианта колец, по ориентации и направлению импульса, исчерпывают все возможности для любого из 16-ти психологических типов:

Теперь в рамках модели "А" рассмотрим взаимодействие дуалов. Модели дуалов в определенном смысле противоположны: то, что у одного расположено в активном, ментальном кольце, у другого находится в пассивном, витальном.

Дон Кихот

 

Дюма

 

 

+

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

+

 

 

 

 

Направление импульса в каждом кольце задается самой активной функцией: в ментальном кольце он идет от Первого (акцептного) канала ко Второму (творческому) и далее по кругу. В витальном кольце процесс идет как бы в зеркальном отражении. По схеме видно, что как у одного, так и у другого типа оба кольца — левой ориентации, но знаки у колец — разные. Это ведет к максимальной социализации обоих индивидов и к повышению их жизненного тонуса. Стороннему наблюдателю кажется, что такие люди не столько активизируют друг друга, сколько выравнивают линию активности: например, общение экстраверта и интроверта ведет к заметному уравновешиванию активности первого и большей активности и открытости второго, что позволяет последнему лучше ориентироваться в мире. Информация, которую дает второй со своего "активного" кольца динамики на "пассивное" кольцо динамики первого, позволяет ему понять многое из того, что он вряд ли сумел бы понять и оценить самостоятельно.

Всё, что до сих пор было изложено в этой главе, касается модели "А" в ее, так сказать, традиционном варианте. Автор этой книги однако, считает своим долгом поделиться с читателем некоторыми своими сомнениями, а главное — предложить свой вариант модели "А", более отвечающий, по его мнению, смыслу таких понятий, как сознание и подсознание.

 Действительно, сколько бы мы ни рассматривали упомянутую выше модель, остается неясным, почему "пассивное" кольцо названо в этой модели подсознательным. Психические процессы, скрытые в подсознании, как известно, в обыденной жизни не осознаются. Но трудно себе представить, чтобы четыре из восьми функций, без которых человеческая психика не может обойтись, оставались бы полностью неосознанными. Такое предположение опровергается простейшими примерами. Можно ли считать, что Гамлет и Есенин с в пассивном кольце не осознают отношения к себе? Еще как осознают! Среди физиков-экспериментаторов типа Достоевского нередки, например, такие, которые прекрасно работают руками, собирают установки и делают это совершенно осознанно, несмотря на то, что расположена у них в "витальном" кольце. Среди женщин этого же типа много рукодельниц, создающих своими руками прекрасные вязаные изделия. А работяга-ЭСИ ? Многие Драйзеры любят работать руками, тащат на свой огород доски, фанеру, с удовольствием делают парники, выращивают рассаду; женщина-Драйзер постоянно скребет, вылизывает, чистит в своей квартире, держит свой дом в образцовом порядке. Похоже ли это на бессознательное проявление "черной" логики ? А разве умение всё распределить во времени, составить план, прийти вовремя на помощь — не сознательные действия Робеспьера (у которого также в "витальном" кольце)?

Также и среди Габенов и Бальзаков встречаются прекрасные теоретики, которые в этом случае "задействовали" своего пассивного кольца и трудно предположить, что они не осознают, что делают... А как можно представить себе разведчика-Штирлица не анализирующим сознательно сложную ситуацию с помощью своего "витального" кольца? И среди Жуковых, особенно женщин, встречаются такие, кто уделяет много сознательной энергии уюту, комфорту и разве Драйзер не осознает свои ощущения по этой же функции? Наконец, как представить себе Наполеона, Гексли и Достоевского, которые не отдавали бы себе отчета в том, какие эмоции — печальные или радостные — они переживают, несмотря на то, что их разместилась в "витальном" кольце?

Итак, утверждение о якобы неосознанности психических процессов, управляемых функциями "витального" (пассивного) кольца, представляется нам ошибочным. Несомненно, что человек не может не осознавать каждую из восьми своих психических функций, и, стало быть, оба кольца сознательны. Другое дело, что преимущественная "вертность" усиливает одно из колец; сознание больше ориентировано на то кольцо, которое в модели "А" расположено вверху. В жизненной практике это означает, что, например, Штирлиц и Габен, оказавшись теоретиками, скорее проявят интерес к практическому выходу своих исследований; этими интересами будет определяться и сам выбор предмета разработок. А Робеспьер — наоборот, с большим удовольствием займется абстрактной теорией, но при необходимости не откажется и от практического дела, особенно, если оно может дать материал для подтверждения его теорий.

Пойдем далее. В четвертой главе было показано, что направленность на объект (экстраверсия) и на субъект (интроверсия), связана с тем, какое полушарие головного мозга наиболее активно (не вообще, а именно по этому параметру). Экстравертный взгляд на события осуществляется правым полушарием, интровертный — левым. "Вертность" каждого кольца определяется по характеру функции, действующей в самом сильном его канале, и в кольцах она всегда различна: если верхнее экстравертно, то нижнее интровертно и наоборот. Естественно предположить, что каждое кольцо определяется полушарием своей "вертности": соответствующий центр правого полушария "запускает" экстравертное кольцо, а левого — интровертное.

Экстраверсия и интроверсия не являются чем-то абсолютным. Каждый человек, при определенных обстоятельствах, может проявить свойства противоположной "вертности": при необходимости интроверты могут объективно оценить события внешнего мира, а экстраверты — внимательно проанализировать свое отношение к происходящему. Правда, для этого они должны сделать определенное внутреннее усилие, поскольку это противоречит их привычной психической установке. Простейший опыт подтверждает сказанное: человек, которому зрительный образ, увиденный мысленно, представился статичным, может "запустить" его и сделать движущимся или, наоборот, "остановить", если он был в движении, т. е. он может внутренним усилием перейти от "черной" интуиции к "белой" и обратно.

Исходя из только что сказанного, можно предположить, что психические функции нижнего кольца отличаются от тех, что находятся в верхнем лишь тем, что требуют дополнительной энергии для своей реализации, но все они несомненно принадлежат к сфере сознания.

Такой подход придает иной смысл нижнему кольцу модели "А" — оно не "бессознательно", оно лишь содержит то, на что обычно не направлено внимание. Стало быть, если мы именно таким образом подойдем к объяснению модели "А", тогда и любая функция нижнего кольца будет осознана, только слабее выражена. Например, у этического интроверта () может быть сильна и амплитуда испытываемых им эмоций (); волевой сенсорик () вполне может быть заинтересован и в создании комфорта (); тот, кто хорошо видит потенциальные возможности, заложенные в объекте или явлении (), сможет прогнозировать и развитие событий (), а тот, кто способен создавать теории, проводить аналитическое исследование (), может и неплохо организовать свой конкретный практический труд (). Следовательно, относительная сила функций верхнего кольца сохраняется и в нижнем. Например, если сильна  в верхнем кольце, то сильна и  в нижнем; если сильна , то сильна и . А, скажем, слабая в верхнем кольце соответствует слабой и т. д.

 В связи с изложенным следовало бы предложить другие способы обозначения колец. "Сознательное-подсознательное" и "ментальное-витальное" тут явно не подходит. Из существующих определений больше годится "активное-пассивное", но и оно не очень соответствует сути дела. Поэтому ограничимся в дальнейшем нейтральными терминами: "верхнее-нижнее".

Если все восемь психических функций определяют сознание индивида, то как через те же самые функции может быть представлено его подсознание?

Уместно напомнить здесь, что, согласно классическому положению психоанализа, сознание может активно вытеснять "неугодные" ему представления, воспоминания и стремления в ту область психики, которая остается как бы всегда скрытой от понимания и анализа. Эта область, называемая подсознанием, является источником многих неосознанных побуждений и действий. Согласно К. Юнгу, подсознание способно компенсировать некоторые слишком односторонние сознательные установки, а в крайних случаях оно может входить и в конфликт с сознательными стремлениями индивида, толкать его на поступки, противоречащие его интеллектуальным и моральным требованиям. В книге К. Юнга "Психологические типы" приводится пример поведения логического экстраверта, которому свойственно воплощать в жизнь свои идеалы, организуя специальные учреждения: больницы, госпитали, общества по спасению утопающих и т. д. Причем всё это происходит не из любви к ближнему, а из чисто интеллектуальной идеи "справедливости и истины". Но эмоциональная способность, вытесненная в подсознание, тем не менее действует и при этом самым неблагоприятным образом: "Существуют экстравертированные идеалисты, — пишет К. Юнг, — которые так сильно стремятся осуществить свои идеалы спасения людей, что сами не останавливаются перед ложью и другими недобросовестными приемами <...>. Это — по формуле: цель оправдывает средства. Только неполноценная эмоциональная функция, которая бессознательно соблазняет, может ввести в такое заблуждение, в общем, высоко стоящих людей". Далее, Юнг прослеживает, как вытесненные из сознания эмоции начинают мстить за себя, проявляясь в виде вспышек капризности, мелочности и т. д., а со стороны других индивид начинает подозревать скрытое к себе недоброжелательство и гнусные намерения... Получается, что усилению экстравертной логики в сознании соответствует и усиление интровертной этики в подсознании, но уже в искаженном виде.

Аналогично можно рассмотреть механизм подсознательной компенсации, например, у экстравертных интуитов (Гексли, Дон Кихот). Представители этих типов всегда ищут новое, в привычной обстановке им быстро становится скучно и они легко могут бросить начатое дело, чтобы устремиться к новой возможности, при этом собственными интересами они зачастую пренебрегают. Если этот процесс заходит слишком далеко, подсознание людей этих типов начинает восставать, усиливая интровертную сенсорику , и слепая сила этого неосознанного импульса может привести к неожиданным результатам: например, к связи с совершенно неподходящим партнером, ради вдруг вспыхнувшего неодолимого желания получить, наконец, радость домашнего уюта.

Тех читателей, которые захотят подробно ознакомиться с разнообразными видами подсознательной компенсации, мы отсылаем к книге К. Юнга "Психологические типы". Для нас же существенным является вывод о том, что - совместная работа сознания и подсознания, согласно К. Юнгу, связывает всегда функции противоположной "вертности", во-первых, и противоположной психической ориентации, во-вторых. Например, экстравертную логику должна компенсировать интровертная этика, интровертную сенсорику — экстравертная интуиция и т. д. Следовательно, в соционических обозначениях связь сознания и подсознания будет осуществляться следующим образом:

сфера сознания

 

|

|

|

|

|

|

|

|

сфера подсознания

По такому принципу составлена соционическая модель "Ю": компенсацией Первой функции в сознании служит Четвертая, руководимая подсознательными стремлениями.

Теперь, совершенно естественно модель "А" преобразуется следующим образом (берем за основу психологический тип Робеспьера):

 На схеме слева — модель "А" логико-интуитивного интроверта (Робеспьера), действующая целиком в области сознания. Справа — та же, но "перевернутая" модель. действующая в подсознании. Пунктирные линии, проведенные перпендикулярно плоскости колец, указывают не связь соответствующих функций сознания и подсознания. установленную К. Юнгом.

Такая схема, состоящая из сдвоенной модели "А", очень хорошо иллюстрирует механизм психологического дополнения во взаимодействии дуальных пар. Взгляните внимательно на схему подсознания Робеспьера — она точно такая же, как схема сознания его дуала Гюго. Отсюда и чувство особой близости, когда встречаешься со своим дуалом... Очевидно, что при таком взаимодействии пара защищена от внешних неблагоприятных влияний и очень стабильна: всё, что у индивида может накапливаться и оставаться непроявленным в подсознании, тут же отразит и скорректирует его дуал.

Тот факт, что функциональная модель сознания любого психического типа идентична модели подсознания его дуала, мы можем легко проиллюстрировать, если предыдущую схему переосмыслим таким образом:

 

Аналогичные структуры для остальных семи дуальных пар мы предлагаем читателю построить самостоятельно.

Если под тем же углом зрения рассматривать "классический" вариант модели "А", то очевидно, что из всего набора она включает лишь оба верхних кольца: одно сознательное и одно подсознательное. То есть и при новом подходе основная идея этой модели полностью сохраняется, только надо иметь в виду, что в первоначальной модели "А" в нижнем кольце на самом деле совмещены два кольца: как бессознательное, так и нижнее сознательное. Однако же все основные выводы, полученные на основании этой модели (о них мы скажем ниже), остаются в силе. В то же время новая, сдвоенная модель "А" снимает противоречия относительно "бессознательности" четырех функций, находящихся в нижнем кольце и в итоге может привести к новым результатам при анализе психики человека.

Вернемся теперь к классической модели "А", чтобы попытаться описать в общих чертах действие всех восьми каналов. Их нумерация, во избежание разночтений, будет соответствовать одному из способов, принятых в соционической литературе.

I. Акцептный канал, по которому человек наиболее уверенно ориентируется в мире (1-й "Ю").

II. Творческий канал, по которому индивид активно взаимодействует с окружением, привнося что-то свое (2-й "Ю").

III. "Точка наименьшего сопротивления". Индивид не выносит давления по этой функции (3-й "Ю").

IV. Ролевой канал. Его называют "адаптивным". По этому каналу человек ориентируется на требования своего окружения.

V. Суггестивный* канал: по нему с благодарностью принимают информацию, но воспринимают ее довольно некритично (4-й "Ю").

VI. Шестой: индивид нуждается в том, чтобы партнер помог по этому каналу в обеспечении комфортных условий.

VII. Седьмой без особых слов, на деле реализует действующую в нем функцию. По свойствам этого канала люди часто работают "на износ", за похвалу.

VIII. Восьмой канал: то, на что сразу отзываются подсознательно.

Ранее мы подробно описали функции Первого, Второго и Третьего каналов модели "Ю", они все находятся в верхнем кольце модели "А". Обратимся теперь к Четвертому, ролевому каналу.

Заметим прежде всего, что ролевой канал Робеспьера такой же, как и Восьмой у Гюго, а именно, тот, на который Гюго отзывается подсознательно; этот же канал, предположительно, наиболее сильный в нижнем кольце сознания. По этому каналу дуал непроизвольно принимает информацию от дуала, т. е. от человека, который в наибольшей степени может быть ему полезен, причем эта .информация распространяется именно в форме ролевой установки. Человек будто бы демонстрирует: "Смотрите, как я восприимчив по этому каналу! Я охотно буду общаться на данную тему с любым, кто готов к такому общению". Этим способом мы как бы "приманиваем" к себе дуала, и когда о людях, ставших вдруг близкими, говорят: они нашли друг друга, наверняка здесь не обходится без ролевой функции IV канала, по которой дуал распознает недостающую ему пару. Так и получается (чисто инстинктивно), что любой человек во время знакомства активизирует свою ролевую функцию... Иными словами, при знакомстве каждый психологический тип демонстрирует то, что в обыденной жизни не проявляется явно и заметно только дуалу.

Однако ролевая игра, по-видимому, не единственное свойство IV канала. Психическая структура человека должна быть устроена так, чтобы существовала обратная связь с социумом, чтобы работал канал, по которому эта связь осуществляется. Это необходимо и для общения с другими людьми, и для способности лучше адаптироваться к изменению социальных условий. IV канал выполняет еще и эту нагрузку, так что его иногда называют "адаптивным". По этому же каналу индивид ориентируется на нормы, принятые в обществе, — с этой точки зрения канал является "нормативным".

Рассмотрим, как проявляет себя IV канал в родственных парах, у которых функции Первого и Четвертого каналов совпадают.

 Интуитивные экстраверты Дон Кихот и Гексли. Адаптивная функция — волевая сенсорика .

У Дон Кихота она проявляется в спокойном упорстве при отстаивании важных для него идей: он неуклонно проводит их в жизнь, но при этом никогда не давит на других людей. Если же встречается с давлением на себя, может проявить решительность и упорство, активно обороняясь, хотя и не всегда его оборонительные действия оказываются адекватными ситуации.

Гексли — играет роль волевого решительного человека, однако часто преувеличивает свои волевые качества, выступая в роли нападающего. Переоценив себя, может втянуться в авантюрное предприятие.

Сенсорные интроверты Дюма и Габен. Адаптивная функция — интуиция времени .

Если оба должны составлять план развития чего-либо, они обязательно посоветуются с коллегами, сами на. себя не возьмут ответственность в разработке таких планов, особенно, если дело связано со сроками.

Дюма демонстрирует, что будущее его мало волнует, лучше пользоваться настоящим моментом, поэтому ему нравится играть роль преуспевающего человека.

Габен отдает предпочтение прошлому, считает, что всё значимое уже произошло, поэтому демонстрирует скептическое отношение к настоящему и будущему.

Этические экстраверты Гюго и Гамлет. Адаптивная функция — деловая логика .

Нормативность деловой логики Гюго проявляется в том, что перед тем, как начать важное для себя дело, он обязательно обсудит свои планы с уважаемыми им людьми, выслушает их совет, так как ему самому трудно в этом разобраться. Демонстрирует свою деловую активность, нередко разбрасываясь и суетясь.

Гамлет часто необоснованно считает себя деловым человеком, роль которого стремится разыгрывать. Это проявляется в некоторой нарочитой важности, степенности. Он не упускает случая подчеркнуть значительность того, чем занимается.

 Логические интроверты Робеспьер и Максим. Адаптивная функция — этика отношений .

Обоим трудно почувствовать уместность или неуместность проявления тех или иных чувств к окружающим, поэтому они пользуются стереотипами, принятыми в обществе. Это может проявиться, например, в соблюдении строгого ритуала, если необходимо поздравить коллегу, произнести речь, сказать комплимент.

Робеспьер способен неизменно, в течение всей жизни, желать "успехов в работе и счастья в личной жизни".

Максим в неформальной обстановке старается подчеркнуть свои хорошие отношения со всеми, чем очень гордится, хотя бывает и так, что он переоценивает это свое свойство. Разыгрывая роль "своего парня", он может пошутить, однако его шутки, как правило, стандартны, а комплименты редко звучат оригинально.

Робеспьер же, наоборот, демонстрирует аскетичность, пренебрежение житейскими радостями.

Сенсорные экстраверты Жуков и Наполеон. Адаптивная функция — интуиция возможностей

Оба испытывают трудности, когда необходимо проникнуть в скрытую сущность людей и явлений.

При этом Жуков старается как можно больше узнать о тех, с кем придется иметь дело, выясняет прямым и косвенным образом их достоинства и недостатки.

Наполеон склонен переоценивать себя, свои интуитивные возможности, однако внутренняя, неосознанная неуверенность в себе по этой части проявляется у него желанием публичного подтверждения его достоинств.

Жуков чаще разыгрывает роль доброжелательного, спокойного человека, способного разобраться в трудной ситуации.

Наполеон охотно надевает маску чуткости и участия в чужих проблемах.

Интуитивные интроверты Есенин и Бальзак. Адаптивная функция — сенсорика ощущений

У Есенина нормативность проявляется в том, чтобы иметь одежду, квартиру, дачу и прочее в этом же роде не хуже, чем у других. Он тревожится по поводу своих ощущений и вопросительно глядит на других, как бы спрашивая: "Вы меня еще замечаете?.. принимаете?.." Такое впечатление, что он не слишком уверен в своем материальном существовании и компенсирует эту неуверенность подчеркнутой элегантностью.

Бальзак во время болезни не слишком доверяет своим ощущениям, он старается выполнить все предписания врача, принимая все таблетки и процедуры, которые ему назначены, потому что "врачи лучше знают". Говоря о ребенке, заболевшем обыкновенной простудой, он может спросить жену: "А он у нас не умрет?" Очень часто он разыгрывает роль спокойного и мудрого человека, демонстрирующего внимание и вежливость.

Логические экстраверты Джек и Штирлиц. Адаптивная функция — этика эмоций .

Представители этих типов не всегда могут почувствовать необходимость откликнуться эмоцией на эмоцию.

Джек при этом старается избегать отрицательных эмоций и взаимоотношений, что ему обычно удается. В компании он может пошутить, но нормативность не всегда соответствует чувству меры, поэтому может в шутках допустить грубость и бесцеремонность.

Штирлиц разыгрывает роль сдержанного, хорошо воспитанного человека "на английский манер", при этом не любит, когда при нем проявляют бурные чувства, может сказать плачущей женщине: "Не реви", — не из-за отсутствия сострадания, а поскольку не знает, как вести себя с нею.

 Этические интроверты Драйзер и Достоевский. Адаптивная функция — логика отношений .

Оба чувствуют себя неуверенно, если речь идет о теориях. Это, однако, не означает, что у них отсутствуют способности к аналитическому мышлению; скорее, если они в чем-то не разобрались, они отнесут это за счет своей непонятливости и попытаются разобраться в том, что говорят другие- При этом у них есть тенденция некритично отнестись к чужой установке и даже на первых порах принять ее как свою, хотя они могут иметь внутреннее ощущение неправильности предложенной идеи.

Знакомясь, они ведут себя сдержанно, безэмоционально. У обоих тенденция — говорить округло, эпически, чуть монотонно. Драйзер может выглядеть настороженно и неприветливо, а Достоевский — играть роль морального судьи, обличителя людских несовершенств.

Резюмируя, можно сказать, что роль психической функции, действующей в IV канале, — "быть не хуже других", то есть: работать не хуже других быть не глупее других , иметь сходные со всеми моральные нормы , возмущаться и радоваться как все  иметь те же вещи, выглядеть не хуже не поддаваться нажиму и самому не давить, идти в ногу со временем , не просчитаться в оценке людей и явлений .

При знакомстве человек сильнее всего демонстрирует ролевое действие своего IV канала, его знание очень помогает определить социотип.

Теперь, уяснив себе роль IV канала, мы можем проанализировать совместную работу III и IV каналов, то есть второго блока модели "А".

Роль III канала мы ранее определили как ТНС — точку наименьшего сопротивления, болевую. Это — самый чувствительный, "больной" канал в верхнем кольце сознания. Что же может порождать эту боль? Психика человека настолько многообразна, что каждый канал может включать несколько аспектов. Автору представляется, что одним из свойств III канала может быть внутренняя установка к саморазвитию, самосовершенствованию, что-то вроде собственной нравственной программы. Эта программа определяется под влиянием IV, самого "социализированного" канала, по которому индивид определяет, какие ценности для него общественно значимы, что является для него нормой. Усвоив общественные нормативы, индивид решает для себя, в чем он должен совершенствоваться, составляет программу развития. По аналогии с Первым блоком можно сказать, что IV канал — воспринимающий, a III — творческий, поскольку в нем заложена программа: каким следует быть, чтобы удовлетворить общественные нормы и жить, таким образом, в гармонии с обществом.

Ради краткости изложения, проиллюстрируем позицию III канала с предложенной точки зрения. В таблице приведены вторые блоки каждого социотипа и выражена программа III канала (на схеме он — слева, а IV — справа).

Спецификой III канала может также быть инстинкт опасности: естественно, что человек боится чужой экспансии именно по тому направлению, в котором сам не уверен, а, кроме того, если вспомнить еще и о том, что по этому каналу он стремится установить некую гармонию (так, как он ее понимает), то понятно, что нарушение этой гармонии он воспримет особенно болезненно. Например, для Робеспьера, у которого личные вещи должны быть размещены в строгом, известном только ему порядке, нарушение этого порядка выглядит, как чье-то намеренно-враждебное вмешательство...

Дон Кихот, Жуков"Будь справедлив!"

Дюма, Есенин "Надо работать"

Гюго, Штирлиц"Планируй заранее!"

Робеспьер, Достоев."Надо себя заставить!"

Гамлет, Джек "Старайся быть красивым, здоровым!"

Максим, Драйзер "Не говори о плохом, лучше - о приятном!"

Гексли, Наполеон "Будь логичным!"

Габен, Бальзак "Не выражай открыто своих чувств!"

 Впрочем, самокритика по этому каналу не исключена. Но та же критика из уст другого воспринимается весьма болезненно (одно дело сказать: "Какой я дурак!", и совсем иное, когда о тебе это говорит кто-то другой).

 

В одно из колец всегда входит интуиция времени , а в другое — интуиция возможностей . Поскольку характеризует восприятие процессов, меняющихся во времени, то кольцо с "белой" интуицией — динамическое, а кольцо с "черной" — статическое. Функция кольца статики — отражение статических явлений окружающего мира, функция кольца динамики — отражение динамики окружающего мира.

кольцо статики

 

кольцо динамики

---

---

|

 

|

|

 

|

---

---

По сути дела — это отражение двух одновременно существующих сторон материальной действительности: динамических и статических процессов. Но один из этих процессов воспринимается сознательно, другой — подсознательно.

Если попросить зрительно-ориентированного субъекта закрыть глаза и вспомнить какое-либо зрительное впечатление, например, берег моря, то (за редкими исключениями) тот, у кого в верхнем, сознательном кольце , "увидит" картину статичной, как на фотографии; тот же, у кого в верхнем, ментальном кольце , "увидит" свою картину движущейся, как в кинофильме.

Все четыре функции каждого кольца связаны энергетическим импульсом, который может иметь два направления. Обозначим их условно "+" (по часовой стрелке) и "-" (против часовой стрелки). Это — два направления перехода информации с одной функции на другую. При этом возможен либо вариант  - (назовем это левой ориентацией), либо — (правая ориентация).

Ниже приведена та же модель в более развернутом виде. На первой модели кольцо статики имеет направление "+", а кольцо динамики "-". На второй модели — наоборот: кольцо статики имеет знак "-", а кольцо динамики "+".

Приведенные четыре варианта колец, по ориентации и направлению импульса, исчерпывают все возможности для любого из 16-ти психологических типов:

Теперь в рамках модели "А" рассмотрим взаимодействие дуалов. Модели дуалов в определенном смысле противоположны: то, что у одного расположено в активном, ментальном кольце, у другого находится в пассивном, витальном.

Дон Кихот

 

Дюма

 

 

+

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

+

 

 

 

 

Направление импульса в каждом кольце задается самой активной функцией: в ментальном кольце он идет от Первого (акцептного) канала ко Второму (творческому) и далее по кругу. В витальном кольце процесс идет как бы в зеркальном отражении. По схеме видно, что как у одного, так и у другого типа оба кольца — левой ориентации, но знаки у колец — разные. Это ведет к максимальной социализации обоих индивидов и к повышению их жизненного тонуса. Стороннему наблюдателю кажется, что такие люди не столько активизируют друг друга, сколько выравнивают линию активности: например, общение экстраверта и интроверта ведет к заметному уравновешиванию активности первого и большей активности и открытости второго, что позволяет последнему лучше ориентироваться в мире. Информация, которую дает второй со своего "активного" кольца динамики на "пассивное" кольцо динамики первого, позволяет ему понять многое из того, что он вряд ли сумел бы понять и оценить самостоятельно.

Всё, что до сих пор было изложено в этой главе, касается модели "А" в ее, так сказать, традиционном варианте. Автор этой книги однако, считает своим долгом поделиться с читателем некоторыми своими сомнениями, а главное — предложить свой вариант модели "А", более отвечающий, по его мнению, смыслу таких понятий, как сознание и подсознание.

 Действительно, сколько бы мы ни рассматривали упомянутую выше модель, остается неясным, почему "пассивное" кольцо названо в этой модели подсознательным. Психические процессы, скрытые в подсознании, как известно, в обыденной жизни не осознаются. Но трудно себе представить, чтобы четыре из восьми функций, без которых человеческая психика не может обойтись, оставались бы полностью неосознанными. Такое предположение опровергается простейшими примерами. Можно ли считать, что Гамлет и Есенин с в пассивном кольце не осознают отношения к себе? Еще как осознают! Среди физиков-экспериментаторов типа Достоевского нередки, например, такие, которые прекрасно работают руками, собирают установки и делают это совершенно осознанно, несмотря на то, что расположена у них в "витальном" кольце. Среди женщин этого же типа много рукодельниц, создающих своими руками прекрасные вязаные изделия. А работяга-ЭСИ ? Многие Драйзеры любят работать руками, тащат на свой огород доски, фанеру, с удовольствием делают парники, выращивают рассаду; женщина-Драйзер постоянно скребет, вылизывает, чистит в своей квартире, держит свой дом в образцовом порядке. Похоже ли это на бессознательное проявление "черной" логики ? А разве умение всё распределить во времени, составить план, прийти вовремя на помощь — не сознательные действия Робеспьера (у которого также в "витальном" кольце)?

Также и среди Габенов и Бальзаков встречаются прекрасные теоретики, которые в этом случае "задействовали" своего пассивного кольца и трудно предположить, что они не осознают, что делают... А как можно представить себе разведчика-Штирлица не анализирующим сознательно сложную ситуацию с помощью своего "витального" кольца? И среди Жуковых, особенно женщин, встречаются такие, кто уделяет много сознательной энергии уюту, комфорту и разве Драйзер не осознает свои ощущения по этой же функции? Наконец, как представить себе Наполеона, Гексли и Достоевского, которые не отдавали бы себе отчета в том, какие эмоции — печальные или радостные — они переживают, несмотря на то, что их разместилась в "витальном" кольце?

Итак, утверждение о якобы неосознанности психических процессов, управляемых функциями "витального" (пассивного) кольца, представляется нам ошибочным. Несомненно, что человек не может не осознавать каждую из восьми своих психических функций, и, стало быть, оба кольца сознательны. Другое дело, что преимущественная "вертность" усиливает одно из колец; сознание больше ориентировано на то кольцо, которое в модели "А" расположено вверху. В жизненной практике это означает, что, например, Штирлиц и Габен, оказавшись теоретиками, скорее проявят интерес к практическому выходу своих исследований; этими интересами будет определяться и сам выбор предмета разработок. А Робеспьер — наоборот, с большим удовольствием займется абстрактной теорией, но при необходимости не откажется и от практического дела, особенно, если оно может дать материал для подтверждения его теорий.

Пойдем далее. В четвертой главе было показано, что направленность на объект (экстраверсия) и на субъект (интроверсия), связана с тем, какое полушарие головного мозга наиболее активно (не вообще, а именно по этому параметру). Экстравертный взгляд на события осуществляется правым полушарием, интровертный — левым. "Вертность" каждого кольца определяется по характеру функции, действующей в самом сильном его канале, и в кольцах она всегда различна: если верхнее экстравертно, то нижнее интровертно и наоборот. Естественно предположить, что каждое кольцо определяется полушарием своей "вертности": соответствующий центр правого полушария "запускает" экстравертное кольцо, а левого — интровертное.

Экстраверсия и интроверсия не являются чем-то абсолютным. Каждый человек, при определенных обстоятельствах, может проявить свойства противоположной "вертности": при необходимости интроверты могут объективно оценить события внешнего мира, а экстраверты — внимательно проанализировать свое отношение к происходящему. Правда, для этого они должны сделать определенное внутреннее усилие, поскольку это противоречит их привычной психической установке. Простейший опыт подтверждает сказанное: человек, которому зрительный образ, увиденный мысленно, представился статичным, может "запустить" его и сделать движущимся или, наоборот, "остановить", если он был в движении, т. е. он может внутренним усилием перейти от "черной" интуиции к "белой" и обратно.

Исходя из только что сказанного, можно предположить, что психические функции нижнего кольца отличаются от тех, что находятся в верхнем лишь тем, что требуют дополнительной энергии для своей реализации, но все они несомненно принадлежат к сфере сознания.

Такой подход придает иной смысл нижнему кольцу модели "А" — оно не "бессознательно", оно лишь содержит то, на что обычно не направлено внимание. Стало быть, если мы именно таким образом подойдем к объяснению модели "А", тогда и любая функция нижнего кольца будет осознана, только слабее выражена. Например, у этического интроверта () может быть сильна и амплитуда испытываемых им эмоций (); волевой сенсорик () вполне может быть заинтересован и в создании комфорта (); тот, кто хорошо видит потенциальные возможности, заложенные в объекте или явлении (), сможет прогнозировать и развитие событий (), а тот, кто способен создавать теории, проводить аналитическое исследование (), может и неплохо организовать свой конкретный практический труд (). Следовательно, относительная сила функций верхнего кольца сохраняется и в нижнем. Например, если сильна  в верхнем кольце, то сильна и  в нижнем; если сильна , то сильна и . А, скажем, слабая в верхнем кольце соответствует слабой и т. д.

 В связи с изложенным следовало бы предложить другие способы обозначения колец. "Сознательное-подсознательное" и "ментальное-витальное" тут явно не подходит. Из существующих определений больше годится "активное-пассивное", но и оно не очень соответствует сути дела. Поэтому ограничимся в дальнейшем нейтральными терминами: "верхнее-нижнее".

Если все восемь психических функций определяют сознание индивида, то как через те же самые функции может быть представлено его подсознание?

Уместно напомнить здесь, что, согласно классическому положению психоанализа, сознание может активно вытеснять "неугодные" ему представления, воспоминания и стремления в ту область психики, которая остается как бы всегда скрытой от понимания и анализа. Эта область, называемая подсознанием, является источником многих неосознанных побуждений и действий. Согласно К. Юнгу, подсознание способно компенсировать некоторые слишком односторонние сознательные установки, а в крайних случаях оно может входить и в конфликт с сознательными стремлениями индивида, толкать его на поступки, противоречащие его интеллектуальным и моральным требованиям. В книге К. Юнга "Психологические типы" приводится пример поведения логического экстраверта, которому свойственно воплощать в жизнь свои идеалы, организуя специальные учреждения: больницы, госпитали, общества по спасению утопающих и т. д. Причем всё это происходит не из любви к ближнему, а из чисто интеллектуальной идеи "справедливости и истины". Но эмоциональная способность, вытесненная в подсознание, тем не менее действует и при этом самым неблагоприятным образом: "Существуют экстравертированные идеалисты, — пишет К. Юнг, — которые так сильно стремятся осуществить свои идеалы спасения людей, что сами не останавливаются перед ложью и другими недобросовестными приемами <...>. Это — по формуле: цель оправдывает средства. Только неполноценная эмоциональная функция, которая бессознательно соблазняет, может ввести в такое заблуждение, в общем, высоко стоящих людей". Далее, Юнг прослеживает, как вытесненные из сознания эмоции начинают мстить за себя, проявляясь в виде вспышек капризности, мелочности и т. д., а со стороны других индивид начинает подозревать скрытое к себе недоброжелательство и гнусные намерения... Получается, что усилению экстравертной логики в сознании соответствует и усиление интровертной этики в подсознании, но уже в искаженном виде.

Аналогично можно рассмотреть механизм подсознательной компенсации, например, у экстравертных интуитов (Гексли, Дон Кихот). Представители этих типов всегда ищут новое, в привычной обстановке им быстро становится скучно и они легко могут бросить начатое дело, чтобы устремиться к новой возможности, при этом собственными интересами они зачастую пренебрегают. Если этот процесс заходит слишком далеко, подсознание людей этих типов начинает восставать, усиливая интровертную сенсорику , и слепая сила этого неосознанного импульса может привести к неожиданным результатам: например, к связи с совершенно неподходящим партнером, ради вдруг вспыхнувшего неодолимого желания получить, наконец, радость домашнего уюта.

Тех читателей, которые захотят подробно ознакомиться с разнообразными видами подсознательной компенсации, мы отсылаем к книге К. Юнга "Психологические типы". Для нас же существенным является вывод о том, что - совместная работа сознания и подсознания, согласно К. Юнгу, связывает всегда функции противоположной "вертности", во-первых, и противоположной психической ориентации, во-вторых. Например, экстравертную логику должна компенсировать интровертная этика, интровертную сенсорику — экстравертная интуиция и т. д. Следовательно, в соционических обозначениях связь сознания и подсознания будет осуществляться следующим образом:

сфера сознания

 

|

|

|

|

|

|

|

|

сфера подсознания

По такому принципу составлена соционическая модель "Ю": компенсацией Первой функции в сознании служит Четвертая, руководимая подсознательными стремлениями.

Теперь, совершенно естественно модель "А" преобразуется следующим образом (берем за основу психологический тип Робеспьера):

 На схеме слева — модель "А" логико-интуитивного интроверта (Робеспьера), действующая целиком в области сознания. Справа — та же, но "перевернутая" модель. действующая в подсознании. Пунктирные линии, проведенные перпендикулярно плоскости колец, указывают не связь соответствующих функций сознания и подсознания. установленную К. Юнгом.

Такая схема, состоящая из сдвоенной модели "А", очень хорошо иллюстрирует механизм психологического дополнения во взаимодействии дуальных пар. Взгляните внимательно на схему подсознания Робеспьера — она точно такая же, как схема сознания его дуала Гюго. Отсюда и чувство особой близости, когда встречаешься со своим дуалом... Очевидно, что при таком взаимодействии пара защищена от внешних неблагоприятных влияний и очень стабильна: всё, что у индивида может накапливаться и оставаться непроявленным в подсознании, тут же отразит и скорректирует его дуал.

Тот факт, что функциональная модель сознания любого психического типа идентична модели подсознания его дуала, мы можем легко проиллюстрировать, если предыдущую схему переосмыслим таким образом:

 

Аналогичные структуры для остальных семи дуальных пар мы предлагаем читателю построить самостоятельно.

Если под тем же углом зрения рассматривать "классический" вариант модели "А", то очевидно, что из всего набора она включает лишь оба верхних кольца: одно сознательное и одно подсознательное. То есть и при новом подходе основная идея этой модели полностью сохраняется, только надо иметь в виду, что в первоначальной модели "А" в нижнем кольце на самом деле совмещены два кольца: как бессознательное, так и нижнее сознательное. Однако же все основные выводы, полученные на основании этой модели (о них мы скажем ниже), остаются в силе. В то же время новая, сдвоенная модель "А" снимает противоречия относительно "бессознательности" четырех функций, находящихся в нижнем кольце и в итоге может привести к новым результатам при анализе психики человека.

Вернемся теперь к классической модели "А", чтобы попытаться описать в общих чертах действие всех восьми каналов. Их нумерация, во избежание разночтений, будет соответствовать одному из способов, принятых в соционической литературе.

I. Акцептный канал, по которому человек наиболее уверенно ориентируется в мире (1-й "Ю").

II. Творческий канал, по которому индивид активно взаимодействует с окружением, привнося что-то свое (2-й "Ю").

III. "Точка наименьшего сопротивления". Индивид не выносит давления по этой функции (3-й "Ю").

IV. Ролевой канал. Его называют "адаптивным". По этому каналу человек ориентируется на требования своего окружения.

V. Суггестивный* канал: по нему с благодарностью принимают информацию, но воспринимают ее довольно некритично (4-й "Ю").

VI. Шестой: индивид нуждается в том, чтобы партнер помог по этому каналу в обеспечении комфортных условий.

VII. Седьмой без особых слов, на деле реализует действующую в нем функцию. По свойствам этого канала люди часто работают "на износ", за похвалу.

VIII. Восьмой канал: то, на что сразу отзываются подсознательно.

Ранее мы подробно описали функции Первого, Второго и Третьего каналов модели "Ю", они все находятся в верхнем кольце модели "А". Обратимся теперь к Четвертому, ролевому каналу.

Заметим прежде всего, что ролевой канал Робеспьера такой же, как и Восьмой у Гюго, а именно, тот, на который Гюго отзывается подсознательно; этот же канал, предположительно, наиболее сильный в нижнем кольце сознания. По этому каналу дуал непроизвольно принимает информацию от дуала, т. е. от человека, который в наибольшей степени может быть ему полезен, причем эта .информация распространяется именно в форме ролевой установки. Человек будто бы демонстрирует: "Смотрите, как я восприимчив по этому каналу! Я охотно буду общаться на данную тему с любым, кто готов к такому общению". Этим способом мы как бы "приманиваем" к себе дуала, и когда о людях, ставших вдруг близкими, говорят: они нашли друг друга, наверняка здесь не обходится без ролевой функции IV канала, по которой дуал распознает недостающую ему пару. Так и получается (чисто инстинктивно), что любой человек во время знакомства активизирует свою ролевую функцию... Иными словами, при знакомстве каждый психологический тип демонстрирует то, что в обыденной жизни не проявляется явно и заметно только дуалу.

Однако ролевая игра, по-видимому, не единственное свойство IV канала. Психическая структура человека должна быть устроена так, чтобы существовала обратная связь с социумом, чтобы работал канал, по которому эта связь осуществляется. Это необходимо и для общения с другими людьми, и для способности лучше адаптироваться к изменению социальных условий. IV канал выполняет еще и эту нагрузку, так что его иногда называют "адаптивным". По этому же каналу индивид ориентируется на нормы, принятые в обществе, — с этой точки зрения канал является "нормативным".

Рассмотрим, как проявляет себя IV канал в родственных парах, у которых функции Первого и Четвертого каналов совпадают.

 Интуитивные экстраверты Дон Кихот и Гексли. Адаптивная функция — волевая сенсорика .

У Дон Кихота она проявляется в спокойном упорстве при отстаивании важных для него идей: он неуклонно проводит их в жизнь, но при этом никогда не давит на других людей. Если же встречается с давлением на себя, может проявить решительность и упорство, активно обороняясь, хотя и не всегда его оборонительные действия оказываются адекватными ситуации.

Гексли — играет роль волевого решительного человека, однако часто преувеличивает свои волевые качества, выступая в роли нападающего. Переоценив себя, может втянуться в авантюрное предприятие.

Сенсорные интроверты Дюма и Габен. Адаптивная функция — интуиция времени .

Если оба должны составлять план развития чего-либо, они обязательно посоветуются с коллегами, сами на. себя не возьмут ответственность в разработке таких планов, особенно, если дело связано со сроками.

Дюма демонстрирует, что будущее его мало волнует, лучше пользоваться настоящим моментом, поэтому ему нравится играть роль преуспевающего человека.

Габен отдает предпочтение прошлому, считает, что всё значимое уже произошло, поэтому демонстрирует скептическое отношение к настоящему и будущему.

Этические экстраверты Гюго и Гамлет. Адаптивная функция — деловая логика .

Нормативность деловой логики Гюго проявляется в том, что перед тем, как начать важное для себя дело, он обязательно обсудит свои планы с уважаемыми им людьми, выслушает их совет, так как ему самому трудно в этом разобраться. Демонстрирует свою деловую активность, нередко разбрасываясь и суетясь.

Гамлет часто необоснованно считает себя деловым человеком, роль которого стремится разыгрывать. Это проявляется в некоторой нарочитой важности, степенности. Он не упускает случая подчеркнуть значительность того, чем занимается.

 Логические интроверты Робеспьер и Максим. Адаптивная функция — этика отношений .

Обоим трудно почувствовать уместность или неуместность проявления тех или иных чувств к окружающим, поэтому они пользуются стереотипами, принятыми в обществе. Это может проявиться, например, в соблюдении строгого ритуала, если необходимо поздравить коллегу, произнести речь, сказать комплимент.

Робеспьер способен неизменно, в течение всей жизни, желать "успехов в работе и счастья в личной жизни".

Максим в неформальной обстановке старается подчеркнуть свои хорошие отношения со всеми, чем очень гордится, хотя бывает и так, что он переоценивает это свое свойство. Разыгрывая роль "своего парня", он может пошутить, однако его шутки, как правило, стандартны, а комплименты редко звучат оригинально.

Робеспьер же, наоборот, демонстрирует аскетичность, пренебрежение житейскими радостями.

Сенсорные экстраверты Жуков и Наполеон. Адаптивная функция — интуиция возможностей

Оба испытывают трудности, когда необходимо проникнуть в скрытую сущность людей и явлений.

При этом Жуков старается как можно больше узнать о тех, с кем придется иметь дело, выясняет прямым и косвенным образом их достоинства и недостатки.

Наполеон склонен переоценивать себя, свои интуитивные возможности, однако внутренняя, неосознанная неуверенность в себе по этой части проявляется у него желанием публичного подтверждения его достоинств.

Жуков чаще разыгрывает роль доброжелательного, спокойного человека, способного разобраться в трудной ситуации.

Наполеон охотно надевает маску чуткости и участия в чужих проблемах.

Интуитивные интроверты Есенин и Бальзак. Адаптивная функция — сенсорика ощущений

У Есенина нормативность проявляется в том, чтобы иметь одежду, квартиру, дачу и прочее в этом же роде не хуже, чем у других. Он тревожится по поводу своих ощущений и вопросительно глядит на других, как бы спрашивая: "Вы меня еще замечаете?.. принимаете?.." Такое впечатление, что он не слишком уверен в своем материальном существовании и компенсирует эту неуверенность подчеркнутой элегантностью.

Бальзак во время болезни не слишком доверяет своим ощущениям, он старается выполнить все предписания врача, принимая все таблетки и процедуры, которые ему назначены, потому что "врачи лучше знают". Говоря о ребенке, заболевшем обыкновенной простудой, он может спросить жену: "А он у нас не умрет?" Очень часто он разыгрывает роль спокойного и мудрого человека, демонстрирующего внимание и вежливость.

Логические экстраверты Джек и Штирлиц. Адаптивная функция — этика эмоций .

Представители этих типов не всегда могут почувствовать необходимость откликнуться эмоцией на эмоцию.

Джек при этом старается избегать отрицательных эмоций и взаимоотношений, что ему обычно удается. В компании он может пошутить, но нормативность не всегда соответствует чувству меры, поэтому может в шутках допустить грубость и бесцеремонность.

Штирлиц разыгрывает роль сдержанного, хорошо воспитанного человека "на английский манер", при этом не любит, когда при нем проявляют бурные чувства, может сказать плачущей женщине: "Не реви", — не из-за отсутствия сострадания, а поскольку не знает, как вести себя с нею.

 Этические интроверты Драйзер и Достоевский. Адаптивная функция — логика отношений .

Оба чувствуют себя неуверенно, если речь идет о теориях. Это, однако, не означает, что у них отсутствуют способности к аналитическому мышлению; скорее, если они в чем-то не разобрались, они отнесут это за счет своей непонятливости и попытаются разобраться в том, что говорят другие- При этом у них есть тенденция некритично отнестись к чужой установке и даже на первых порах принять ее как свою, хотя они могут иметь внутреннее ощущение неправильности предложенной идеи.

Знакомясь, они ведут себя сдержанно, безэмоционально. У обоих тенденция — говорить округло, эпически, чуть монотонно. Драйзер может выглядеть настороженно и неприветливо, а Достоевский — играть роль морального судьи, обличителя людских несовершенств.

Резюмируя, можно сказать, что роль психической функции, действующей в IV канале, — "быть не хуже других", то есть: работать не хуже других быть не глупее других , иметь сходные со всеми моральные нормы , возмущаться и радоваться как все  иметь те же вещи, выглядеть не хуже не поддаваться нажиму и самому не давить, идти в ногу со временем , не просчитаться в оценке людей и явлений .

При знакомстве человек сильнее всего демонстрирует ролевое действие своего IV канала, его знание очень помогает определить социотип.

Теперь, уяснив себе роль IV канала, мы можем проанализировать совместную работу III и IV каналов, то есть второго блока модели "А".

Роль III канала мы ранее определили как ТНС — точку наименьшего сопротивления, болевую. Это — самый чувствительный, "больной" канал в верхнем кольце сознания. Что же может порождать эту боль? Психика человека настолько многообразна, что каждый канал может включать несколько аспектов. Автору представляется, что одним из свойств III канала может быть внутренняя установка к саморазвитию, самосовершенствованию, что-то вроде собственной нравственной программы. Эта программа определяется под влиянием IV, самого "социализированного" канала, по которому индивид определяет, какие ценности для него общественно значимы, что является для него нормой. Усвоив общественные нормативы, индивид решает для себя, в чем он должен совершенствоваться, составляет программу развития. По аналогии с Первым блоком можно сказать, что IV канал — воспринимающий, a III — творческий, поскольку в нем заложена программа: каким следует быть, чтобы удовлетворить общественные нормы и жить, таким образом, в гармонии с обществом.

Ради краткости изложения, проиллюстрируем позицию III канала с предложенной точки зрения. В таблице приведены вторые блоки каждого социотипа и выражена программа III канала (на схеме он — слева, а IV — справа).

Спецификой III канала может также быть инстинкт опасности: естественно, что человек боится чужой экспансии именно по тому направлению, в котором сам не уверен, а, кроме того, если вспомнить еще и о том, что по этому каналу он стремится установить некую гармонию (так, как он ее понимает), то понятно, что нарушение этой гармонии он воспримет особенно болезненно. Например, для Робеспьера, у которого личные вещи должны быть размещены в строгом, известном только ему порядке, нарушение этого порядка выглядит, как чье-то намеренно-враждебное вмешательство...

Дон Кихот, Жуков"Будь справедлив!"

Дюма, Есенин "Надо работать"

Гюго, Штирлиц"Планируй заранее!"

Робеспьер, Достоев."Надо себя заставить!"

Гамлет, Джек "Старайся быть красивым, здоровым!"

Максим, Драйзер "Не говори о плохом, лучше - о приятном!"

Гексли, Наполеон "Будь логичным!"

Габен, Бальзак "Не выражай открыто своих чувств!"

 Впрочем, самокритика по этому каналу не исключена. Но та же критика из уст другого воспринимается весьма болезненно (одно дело сказать: "Какой я дурак!", и совсем иное, когда о тебе это говорит кто-то другой).