ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП (РОБЕСПЬЕР)
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41
Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, моторной неловкостью, склонностью к рассудительности и ранним интеллектуальным интересам. Иногда уже в детстве обнаруживаются навязчивые явления, особенно фобии — боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, боязнь оказаться за запертой дверью.
Критическим периодом, когда психастенический характер развертывается почти во всей своей полноте, являются первые классы школы. В эти годы безмятежное детство сменяется первыми требованиями к чувству ответственности. Подобные требования представляют один из самых чувствительных ударов для психастенического характера. Воспитание в условиях повышенной ответственности, когда родители возлагают недетские заботы по надзору и уходу за малышами или беспомощными стариками, положение старшего среди детей в трудных материальных или бытовых условиях способствуют становлению психастении.
Главными чертами психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждениям, тревожная мнительность, любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обессий — навязчивых страхов, опасных действий, мыслей, представлений. Тревоги и опасения психастеника целиком адресуются к возможности, маловероятной в будущем (футуристическая направленность): как бы чего не случилось ужасного и. непоправимого, как бы не произошло какого-нибудь несчастья с ним самим, а еще страшнее — с теми близкими, к которым он обнаруживает патологическую привязанность. Реальные опасности и невзгоды пугают куда меньше. У подростков особенно характерной бывает тревога за мать — как бы она не заболела и не умерла, хотя ее здоровье никому не внушает никаких опасений, как бы не попала в катастрофу. Если мать опаздывает с работы, где-то без предупреждения задержалась, психастенический подросток не находит себе места.
Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы. Если, например, шагая в школу, обходить все люки, не наступая на их крышки, то не провалишься на экзаменах, если при всякой вспышке страха за мать произносить про себя самим придуманное заклинание, то с ней ничего не случится и т. п.
Нерешительность и склонность к рассуждениям у психастенического подростка идут рука об руку. Такие подростки бывают сильны на словах, но не в действии. Всякий самостоятельный выбор, как бы мало ни значил он сам по себе (например, какой фильм посмотреть), может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако принятое решение должно быть немедленно выполнено. Ждать психастеники не умеют, проявляя удивительное нетерпение. У психастенических подростков нередко приходится видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей Нерешительности и склонности к сомнениям. Эта реакция проявляется у них в форме самоуверенных и безапелляционных суждений, утрированной решительности или скоропалительности действий в моменты, когда требуется осмотрительность и осторожность.
Физическое развитие психастеников обычно оставляет желать лучшего. Спорт, как и все ручные навыки, дается им плохо. Обычно у них особенно слабы руки при более сильных ногах. Поэтому привлечение к спорту лучше начинать с бега, прыжков, лыж, что помогает такому подростку утвердиться.
Все формы проявления подростковых нарушений поведения несвойственны психастеникам. Ни делинквентность, ни побеги из дому, ни алкоголь, ни наркотики, ни даже суицидное поведение в трудных ситуациях не встречались. Их, видимо, полностью вытеснили навязчивости, мудрствование и самоанализ.
Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступают тенденции находить у себя разнообразные черты характера, включая совершенно несвойственные, например, истероидные.
Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, моторной неловкостью, склонностью к рассудительности и ранним интеллектуальным интересам. Иногда уже в детстве обнаруживаются навязчивые явления, особенно фобии — боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, боязнь оказаться за запертой дверью.
Критическим периодом, когда психастенический характер развертывается почти во всей своей полноте, являются первые классы школы. В эти годы безмятежное детство сменяется первыми требованиями к чувству ответственности. Подобные требования представляют один из самых чувствительных ударов для психастенического характера. Воспитание в условиях повышенной ответственности, когда родители возлагают недетские заботы по надзору и уходу за малышами или беспомощными стариками, положение старшего среди детей в трудных материальных или бытовых условиях способствуют становлению психастении.
Главными чертами психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждениям, тревожная мнительность, любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обессий — навязчивых страхов, опасных действий, мыслей, представлений. Тревоги и опасения психастеника целиком адресуются к возможности, маловероятной в будущем (футуристическая направленность): как бы чего не случилось ужасного и. непоправимого, как бы не произошло какого-нибудь несчастья с ним самим, а еще страшнее — с теми близкими, к которым он обнаруживает патологическую привязанность. Реальные опасности и невзгоды пугают куда меньше. У подростков особенно характерной бывает тревога за мать — как бы она не заболела и не умерла, хотя ее здоровье никому не внушает никаких опасений, как бы не попала в катастрофу. Если мать опаздывает с работы, где-то без предупреждения задержалась, психастенический подросток не находит себе места.
Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы. Если, например, шагая в школу, обходить все люки, не наступая на их крышки, то не провалишься на экзаменах, если при всякой вспышке страха за мать произносить про себя самим придуманное заклинание, то с ней ничего не случится и т. п.
Нерешительность и склонность к рассуждениям у психастенического подростка идут рука об руку. Такие подростки бывают сильны на словах, но не в действии. Всякий самостоятельный выбор, как бы мало ни значил он сам по себе (например, какой фильм посмотреть), может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако принятое решение должно быть немедленно выполнено. Ждать психастеники не умеют, проявляя удивительное нетерпение. У психастенических подростков нередко приходится видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей Нерешительности и склонности к сомнениям. Эта реакция проявляется у них в форме самоуверенных и безапелляционных суждений, утрированной решительности или скоропалительности действий в моменты, когда требуется осмотрительность и осторожность.
Физическое развитие психастеников обычно оставляет желать лучшего. Спорт, как и все ручные навыки, дается им плохо. Обычно у них особенно слабы руки при более сильных ногах. Поэтому привлечение к спорту лучше начинать с бега, прыжков, лыж, что помогает такому подростку утвердиться.
Все формы проявления подростковых нарушений поведения несвойственны психастеникам. Ни делинквентность, ни побеги из дому, ни алкоголь, ни наркотики, ни даже суицидное поведение в трудных ситуациях не встречались. Их, видимо, полностью вытеснили навязчивости, мудрствование и самоанализ.
Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступают тенденции находить у себя разнообразные черты характера, включая совершенно несвойственные, например, истероидные.