МЕТОДЫ И ОПЕРАЦИИ СБОРА ДАННЫХ, ПОДЛЕЖАЩИХ КОЛИЧЕСТВЕННОМУ АНАЛИЗУ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31  33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 

 

Предварительные замечания. В современной со­циологии сосуществуют два разных подхода к методам получения первичной социальной информации — ко­личественный и качественный. Конечно, это не самая лучшая их характеристика, а скорее "социологический жаргон". Суть же различий (они подробно рассматрива­ются в гл. 6) состоит в том, что методы получения ис­ходных данных прямо зависят от представления о са­мом предмете социологии: либо это дисциплина, при­званная исследовать надындивидуальные структуры, скрепляющие общество в целостную систему, либо это познание обыденной жизни людей и тех смыслов, кото­рые они придают своим повседневным действиям. На пороге XXI века социологи пытаются изыскать методо­логию, интегрирующую оба подхода к предмету и соот­ветственно интеграционную методологию полевого ис­следования (см. гл. 8). Сегодня же в нашем "цехе" со­существуют "количественники" и "качественники", не всегда понимающие друг друга [11].

В этой главе мы рассмотрим методы и процедуры "количественного" подхода к социальной информации. "Качественная" методология рассматривается в гл. 6, а возможности методологии, комбинирующей количе­ственные и качественные, — в заключительном разделе книги.

В жесткой методологии количественного подхода традиционно используют три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных: пря­мое наблюдение, анализ документов и опросы. Техника их применения, однако, столь многообразна, что некото­рые модификации приобрели статус самостоятельных методов, например, интервью или анкетного опроса. Но любые разновидности использования того или иного класса методов опираются на единые, общие правила, ко­торые мы и рассмотрим в данной главе. В необходи­мых случаях будем оговаривать специфику применения данного метода в его частной модификации.

Особое положение в комплексе приемов сбора пер­вичных данных занимают экспериментальные методики и психологические тесты. Те и другие предполагают од­новременно регистрацию фактов и жестко фиксирован­ные приемы их обработки. Психологические и социаль­но-психологические тесты заимствуются социологом из смежной области знания, и мы отнесем их рассмотре­ние к данной главе: будем принимать как методы по­лучения первичных данных. Экспериментальные же процедуры целесообразнее отнести к приемам анализа, так как здесь социолог выступает автором построения самой логики изучения связей и зависимостей явлений, фиксированных теми или иными методами: путем на­блюдения, опроса или по документам.

 

 

Предварительные замечания. В современной со­циологии сосуществуют два разных подхода к методам получения первичной социальной информации — ко­личественный и качественный. Конечно, это не самая лучшая их характеристика, а скорее "социологический жаргон". Суть же различий (они подробно рассматрива­ются в гл. 6) состоит в том, что методы получения ис­ходных данных прямо зависят от представления о са­мом предмете социологии: либо это дисциплина, при­званная исследовать надындивидуальные структуры, скрепляющие общество в целостную систему, либо это познание обыденной жизни людей и тех смыслов, кото­рые они придают своим повседневным действиям. На пороге XXI века социологи пытаются изыскать методо­логию, интегрирующую оба подхода к предмету и соот­ветственно интеграционную методологию полевого ис­следования (см. гл. 8). Сегодня же в нашем "цехе" со­существуют "количественники" и "качественники", не всегда понимающие друг друга [11].

В этой главе мы рассмотрим методы и процедуры "количественного" подхода к социальной информации. "Качественная" методология рассматривается в гл. 6, а возможности методологии, комбинирующей количе­ственные и качественные, — в заключительном разделе книги.

В жесткой методологии количественного подхода традиционно используют три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных: пря­мое наблюдение, анализ документов и опросы. Техника их применения, однако, столь многообразна, что некото­рые модификации приобрели статус самостоятельных методов, например, интервью или анкетного опроса. Но любые разновидности использования того или иного класса методов опираются на единые, общие правила, ко­торые мы и рассмотрим в данной главе. В необходи­мых случаях будем оговаривать специфику применения данного метода в его частной модификации.

Особое положение в комплексе приемов сбора пер­вичных данных занимают экспериментальные методики и психологические тесты. Те и другие предполагают од­новременно регистрацию фактов и жестко фиксирован­ные приемы их обработки. Психологические и социаль­но-психологические тесты заимствуются социологом из смежной области знания, и мы отнесем их рассмотре­ние к данной главе: будем принимать как методы по­лучения первичных данных. Экспериментальные же процедуры целесообразнее отнести к приемам анализа, так как здесь социолог выступает автором построения самой логики изучения связей и зависимостей явлений, фиксированных теми или иными методами: путем на­блюдения, опроса или по документам.