4. МЕТОДЫ, ТЕХНИКА, ПРОЦЕДУРЫ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31  33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 

 

В отличие от методологии методы и процедуры ис­следования — это система более или менее формализо­ванных правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Но и здесь методологические посылки иг­рают важнейшую роль прежде всего в выборе тех или иных приемов для изучения поставленной проблемы. Затем обнаруживается, что конструирование методики для изучения отдельных сторон вопроса так или иначе включает исходные посылки, касающиеся природы объекта в целом и отсюда — способов, с помощью кото­рых мы должны извлечь необходимые сведения.

Ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных прие­мов социологического исследования. Одну и ту же сис­тему действий некоторые авторы называют методом, другие — техникой, третьи — процедурой или методи­кой, а иногда — методологией. В данной работе введем следующее словоупотребление.

Метод — основной способ сбора, обработки и ана­лиза данных.

Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика — понятие, которым обозначим сово­купность технических приемов, связанных с данным ме­тодом, включая частные операции, их последователь­ность и взаимосвязь.

Например, при опросе общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. По каким-то соображениям он предпочел часть вопросов сформулиро­вать в открытой форме, а часть — в закрытой (предложены варианты возможных ответов). Эти два способа образуют тех­нику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т. е. инстру­мент для сбора первичных данных, и соответствующая инст­рукция анкетеру образуют в нашем случае методику.

Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования. Это — наиболее общее, при­том собирательное понятие, относимое к системе при­емов сбора и обработки социологической информации.

Например, проведенное под руководством Б. А. Грушина исследование формирования и функционирования обществен­ного мнения как типично массового процесса включало 69 процедур. Каждая из них — это как бы законченное мини­атюрное эмпирическое исследование, которое органически вхо­дит в общую теоретико-методологическую программу. Так, одна из процедур посвящена анализу содержания публикаций центральных и местных средств массовой информации по проблемам международной жизни, другая имеет целью уста­новить эффект воздействия этих материалов на читателя, тре­тья представляет собой изучение ряда других источников, влияющих на информированность по вопросам международ­ной жизни. Часть процедур использует один и тот же метод сбора данных (например, количественный анализ текстов), но различную технику (единицы анализа текстов могут быть бо­лее крупными — тема и менее крупными — понятия, имена), некоторые же отличаются особым сочетанием метода и тех­нических приемов, не используемых в других процедурах.

Что же касается методологии этого крупного исследова­ния, то она сконцентрирована в его общем замысле, существе развернутых и проверяемых далее гипотез, в итоговом обобще­нии, интерпретации и теоретическом осмысление полученных результатов.15

15 Детальное описание всех процедур изложено в кн. [КЮ, 101], а ре­зультаты — в кн. [156].

 

Если охватить все методические, технические и про­цедурные особенности работы социолога, доля таких приемов исследования, которые бы не встречались в дру­гих общественных и даже естественных науках, будет не столь уж велика. Социолог использует наряду со специ­альными общенаучные методы. Помимо того, многие приемы заимствованы из других социальных дисцип­лин, особенно из экономических, исторических, этнологи­ческих, психологических. Он должен владеть приемами статистического анализа, иметь представление о соответ­ствующих разделах математики и статистики.

Итак, в дальнейшем мы будем иметь дело с метода­ми, техникой и процедурами, которые образуют совокуп­ность операций с эмпирическими данными о массовых социальных процессах. Мы попробуем классифицировать эти операции (см. схему 1).

Выделим два класса методов и технических приемов работы с эмпирически­ми данными. Класс А образуют методы и техника, от­носящиеся к сбору первичной информации. Класс В — методы и техника, относящиеся к обработке и анализу исходных данных. В свою очередь, класс А подразделяется на два подкласса, где (al) — приемы, связанные с установле­нием надежной информации о каких-то единичных событиях или их сочетаниях, а подкласс (а2) — при­емы, относящиеся к определению порядка, последова­тельности или системы фиксирования отдельных со­бытий или их сочетаний.

Например, при изучении структуры занятий во вне­рабочее время используют, как правило, метод опроса (класса al) путем выборочного извлечения опреде­ленной категории населения (класс а2). Техника, обеспечивающая сведения о структуре занятий каж­дого попавшего в выборку, — "самофотография" рас­пределения занятий в течение дня или недели. Име­ются специальные приемы, повышающие надежность такой техники, отнесенные нами в класс (al). (Это приемы контроля данных на обоснованность, устойчи­вость и точность.) Технические приемы, обеспечиваю­щие правильность и надежность отбора единиц на­блюдения, суть правила выборочных обследований, от­несенные в класс техники (а2).

После сбора первичных сведений о структуре за­нятий определенной совокупности людей по указан­ным правилам наступает стадия их анализа. Иссле­дователь классифицирует полученную информацию и подвергает ее смысловой интерпретации и статисти­ческой обработке (методы класса В), пользуясь при этом техникой описательной статистики вывода и другими приемами (техники класса В).

Статистические операции с данными, уже собран­ными и упорядоченными по существенным призна­кам, — это обширная и сложная система процедур, которые мы здесь не затрагиваем.16

16 Современные пакеты программ статистической обработки и ана­лиза социальной: информации (программы пакета SPSS) позволяют осуществлять все возможные операции, включая и нечисловую информацию – тексты ( см, 1288, 366]). Литература по этим вопросам: [79, 85, 108, 136, 168, 159, 160, 161, 199, 210, 255, 280, 285]. См. также прил. 2. "Аннотированный список".

 

Конечно, социолог должен иметь общее представление о возмож­ностях той или иной статистической процедуры, иначе он не сможет правильно определить метод об­работки и анализа собранного материала.

Но есть и особая сфера применения количественных методов в социологии, связанная с измерением первич­ных характеристик. Это область квантификации содер­жательного первичного материала, в которой социолог обязан быть профессионалом, ибо количественное отоб­ражение качественных признаков невозможно без глубокого проникновения в самое содержание предмета, в его социологическую природу. На этом мы остановим­ся в 3-й главе.

Особую область образуют приемы смыслового, каче­ственного анализа, получившие развитие в последние годы. О них речь пойдет в главе 6.

 

Вопросы для усвоения

1. Почему предмет науки не является ста­бильным и какие факторы влияют на измене­ние представлений о предмете социологии?

2. Каковы современные тенденции в разви­тии общесоциологической теории?

3. Чем отличаются законы развития и зако­ны функционирования общества?

4. Почему понятие "социальная общность" может рассматриваться как ключевая категория социологического анализа?

5. Каковы взаимоотношения между общей и частносоциологическими теориями и в чем специфика частносоциологических теорий?

6. Каковы основные функции и структура со­циологического знания? В чем проявляются при­кладные функции этого знания?

7. Что мы понимаем под социальными фак­тами и почему для достоверного и обоснованного установления социальных фактов необходимы оп­ределенные теоретико-практические предпосылки, каковы эти предпосылки?

8. Какова последовательность действий при установлении социальных фактов?

 

В отличие от методологии методы и процедуры ис­следования — это система более или менее формализо­ванных правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Но и здесь методологические посылки иг­рают важнейшую роль прежде всего в выборе тех или иных приемов для изучения поставленной проблемы. Затем обнаруживается, что конструирование методики для изучения отдельных сторон вопроса так или иначе включает исходные посылки, касающиеся природы объекта в целом и отсюда — способов, с помощью кото­рых мы должны извлечь необходимые сведения.

Ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных прие­мов социологического исследования. Одну и ту же сис­тему действий некоторые авторы называют методом, другие — техникой, третьи — процедурой или методи­кой, а иногда — методологией. В данной работе введем следующее словоупотребление.

Метод — основной способ сбора, обработки и ана­лиза данных.

Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика — понятие, которым обозначим сово­купность технических приемов, связанных с данным ме­тодом, включая частные операции, их последователь­ность и взаимосвязь.

Например, при опросе общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. По каким-то соображениям он предпочел часть вопросов сформулиро­вать в открытой форме, а часть — в закрытой (предложены варианты возможных ответов). Эти два способа образуют тех­нику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т. е. инстру­мент для сбора первичных данных, и соответствующая инст­рукция анкетеру образуют в нашем случае методику.

Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования. Это — наиболее общее, при­том собирательное понятие, относимое к системе при­емов сбора и обработки социологической информации.

Например, проведенное под руководством Б. А. Грушина исследование формирования и функционирования обществен­ного мнения как типично массового процесса включало 69 процедур. Каждая из них — это как бы законченное мини­атюрное эмпирическое исследование, которое органически вхо­дит в общую теоретико-методологическую программу. Так, одна из процедур посвящена анализу содержания публикаций центральных и местных средств массовой информации по проблемам международной жизни, другая имеет целью уста­новить эффект воздействия этих материалов на читателя, тре­тья представляет собой изучение ряда других источников, влияющих на информированность по вопросам международ­ной жизни. Часть процедур использует один и тот же метод сбора данных (например, количественный анализ текстов), но различную технику (единицы анализа текстов могут быть бо­лее крупными — тема и менее крупными — понятия, имена), некоторые же отличаются особым сочетанием метода и тех­нических приемов, не используемых в других процедурах.

Что же касается методологии этого крупного исследова­ния, то она сконцентрирована в его общем замысле, существе развернутых и проверяемых далее гипотез, в итоговом обобще­нии, интерпретации и теоретическом осмысление полученных результатов.15

15 Детальное описание всех процедур изложено в кн. [КЮ, 101], а ре­зультаты — в кн. [156].

 

Если охватить все методические, технические и про­цедурные особенности работы социолога, доля таких приемов исследования, которые бы не встречались в дру­гих общественных и даже естественных науках, будет не столь уж велика. Социолог использует наряду со специ­альными общенаучные методы. Помимо того, многие приемы заимствованы из других социальных дисцип­лин, особенно из экономических, исторических, этнологи­ческих, психологических. Он должен владеть приемами статистического анализа, иметь представление о соответ­ствующих разделах математики и статистики.

Итак, в дальнейшем мы будем иметь дело с метода­ми, техникой и процедурами, которые образуют совокуп­ность операций с эмпирическими данными о массовых социальных процессах. Мы попробуем классифицировать эти операции (см. схему 1).

Выделим два класса методов и технических приемов работы с эмпирически­ми данными. Класс А образуют методы и техника, от­носящиеся к сбору первичной информации. Класс В — методы и техника, относящиеся к обработке и анализу исходных данных. В свою очередь, класс А подразделяется на два подкласса, где (al) — приемы, связанные с установле­нием надежной информации о каких-то единичных событиях или их сочетаниях, а подкласс (а2) — при­емы, относящиеся к определению порядка, последова­тельности или системы фиксирования отдельных со­бытий или их сочетаний.

Например, при изучении структуры занятий во вне­рабочее время используют, как правило, метод опроса (класса al) путем выборочного извлечения опреде­ленной категории населения (класс а2). Техника, обеспечивающая сведения о структуре занятий каж­дого попавшего в выборку, — "самофотография" рас­пределения занятий в течение дня или недели. Име­ются специальные приемы, повышающие надежность такой техники, отнесенные нами в класс (al). (Это приемы контроля данных на обоснованность, устойчи­вость и точность.) Технические приемы, обеспечиваю­щие правильность и надежность отбора единиц на­блюдения, суть правила выборочных обследований, от­несенные в класс техники (а2).

После сбора первичных сведений о структуре за­нятий определенной совокупности людей по указан­ным правилам наступает стадия их анализа. Иссле­дователь классифицирует полученную информацию и подвергает ее смысловой интерпретации и статисти­ческой обработке (методы класса В), пользуясь при этом техникой описательной статистики вывода и другими приемами (техники класса В).

Статистические операции с данными, уже собран­ными и упорядоченными по существенным призна­кам, — это обширная и сложная система процедур, которые мы здесь не затрагиваем.16

16 Современные пакеты программ статистической обработки и ана­лиза социальной: информации (программы пакета SPSS) позволяют осуществлять все возможные операции, включая и нечисловую информацию – тексты ( см, 1288, 366]). Литература по этим вопросам: [79, 85, 108, 136, 168, 159, 160, 161, 199, 210, 255, 280, 285]. См. также прил. 2. "Аннотированный список".

 

Конечно, социолог должен иметь общее представление о возмож­ностях той или иной статистической процедуры, иначе он не сможет правильно определить метод об­работки и анализа собранного материала.

Но есть и особая сфера применения количественных методов в социологии, связанная с измерением первич­ных характеристик. Это область квантификации содер­жательного первичного материала, в которой социолог обязан быть профессионалом, ибо количественное отоб­ражение качественных признаков невозможно без глубокого проникновения в самое содержание предмета, в его социологическую природу. На этом мы остановим­ся в 3-й главе.

Особую область образуют приемы смыслового, каче­ственного анализа, получившие развитие в последние годы. О них речь пойдет в главе 6.

 

Вопросы для усвоения

1. Почему предмет науки не является ста­бильным и какие факторы влияют на измене­ние представлений о предмете социологии?

2. Каковы современные тенденции в разви­тии общесоциологической теории?

3. Чем отличаются законы развития и зако­ны функционирования общества?

4. Почему понятие "социальная общность" может рассматриваться как ключевая категория социологического анализа?

5. Каковы взаимоотношения между общей и частносоциологическими теориями и в чем специфика частносоциологических теорий?

6. Каковы основные функции и структура со­циологического знания? В чем проявляются при­кладные функции этого знания?

7. Что мы понимаем под социальными фак­тами и почему для достоверного и обоснованного установления социальных фактов необходимы оп­ределенные теоретико-практические предпосылки, каковы эти предпосылки?

8. Какова последовательность действий при установлении социальных фактов?